Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРАХ МУЖЕСТВА И ГЕРОИЗМА УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ'

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРАХ МУЖЕСТВА И ГЕРОИЗМА УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
героико-патриотическое воспитание / мужество и героизм / патриотизм / примеры / участники специальной военной операции / учащаяся молодежь / heroic and patriotic education / courage and heroism / patriotism / examples / participants in special military operation / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С Н. Томилина, А Н. Томилин

Настоящая статья посвящена обоснованию нового направления героико-патриотического воспитания – формированию патриотизма у учащейся молодежи на примерах подвигов участников специальной военной операции. Цель публикации – довести российской педагогической общественности информацию о целесообразности использования в процессе воспитания патриотов нового направления, предусматривающего конструктивное применение воспитательного потенциала фактов мужества и героизма, проявляемых российскими воинами на поле боя в ходе специальной военной операции. Методология данного исследования предусматривает выполнение теоретического анализа феномена «героико-патриотическое воспитание учащейся молодежи», определение сущности и содержания нового направления формирования патриотизма у учащейся молодежи на примерах мужества и героизма, совершаемого участниками специальной военной операции. В ходе исследования применены следующие методы: изучение научной литературы, беседы, опрос, теоретический анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Результатом проведенного исследования стало обоснование нового направления воспитательно-патриотической деятельности, обеспечивающего эффективное формирование патриотизма у современного студенчества на примере массовых фактов героизма участников специальной военной операции. Разработанные научные положения нового направления героико-патриотического воспитания как основы патриотической работы могут быть использованы преподавателями и организаторами воспитательной работы в учебно-воспитательной практике, при проведении новых педагогических исследований патриотической тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF PATRIOTISM AMONG STUDENTS BASED ON EXAMPLES OF COURAGE AND HEROISM OF PARTICIPANTS IN A SPECIAL MILITARY OPERATION

The article deals with substantiation of a new direction of heroic and patriotic education – forming of patriotism among students using examples of the exploits of participants in a special military operation. The purpose of the publication is to inform the Russian pedagogical community about the expediency of using a new direction in the process of educating patriots, providing for the constructive use of the educational potential of the facts of courage and heroism shown by Russian soldiers on the battlefield during a special military operation. The methodology of this study provides for a theoretical analysis of the phenomenon of “heroic and patriotic education of students,” determining the meaning and content of a new direction in the formation of patriotism among students using examples of courage and heroism committed by participants in a special military operation. The following methods are used in the course of the research: the study of scientific literature, conversations, interviews, theoretical analysis, synthesis, generalization, concretization. A result of the conducted research is the substantiation of a new direction of educational and patriotic activity, which ensures the effective formation of patriotism among modern students on the example of mass facts of heroism of participants in a special military operation. The developed scientific provisions of the new direction of heroic and patriotic education as the basis of patriotic work can be used by teachers and organizers of educational work in educational practice, when conducting new pedagogical research on patriotic topics.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРАХ МУЖЕСТВА И ГЕРОИЗМА УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ»

гаемых решений; высокий уровень вовлеченности обучаемых; формирование аналитического мышления, навыка прогнозирования, оценки своих действий.

В отличие от метода инцидента, метод кейс-стади отличается большим объемом материала, предоставляемого учащимся. При его использовании учитель должен, помимо подробного описания реального случая, предоставить ученикам необходимый объем информации, который поможет им решить проблему. В методе кейс-стади основной упор делается на подробный анализ ситуации с обсуждением в следующей последовательности: анализ информации, содержащейся в кейсе; обсуждение ситуации и разработка плана работы над ней; дискуссия; подробная совместная работа над обозначенной проблемой; разработка возможных решений поставленной задачи; обсуждение предложенных идей и принятие окончательного варианта; подготовка выступления; краткое аргументированное изложение решения проблемы.

Рассмотрим метод разбора деловой корреспонденции, который представляет собой разновидность кейс-технологии и реализуется на основе работы с документами, описывающими ситуацию по безопасности жизнедеятельности. Папки с материалами, которые получают учащиеся, могут содержать письма, заявления, жалобы, служебные записки, а также информацию, не относящуюся к рассматриваемой ситуации, чтобы ученики самостоятельно могли выбрать необходимые данные. К документам прилагаются вопросы, позволяющие найти решение проблемы. Работа над кейсом происходит в три этапа: участники внимательно изучают «корреспонденцию», на основе разрозненной информации составляют представление о сложившейся ситуации или формулируют проблему, после чего делают выводы и принимают решения, т. е. находят выход из информационного лабиринта, рассматривают все варианты решения и их эффективность, проводят обсуждение приобретенного опыта. Применить данный кейс-метод на уроках ОБЖ можно, например, при изучении тем «Безопасные действия при автономном существовании в природной среде», «Безопасные действия при возникновении массовых беспорядков», «Безопасность в информационном пространстве», «Психическое здоровье и психологическое благополучие», «Общие представления о здоровье», «Безопасность пассажиров на различных

Библиографический список

видах транспорта», «Предупреждение ситуаций криминального характера» и др.

В учебном процессе по основам безопасности жизнедеятельности мы предлагаем использовать следующие виды кейсов: нормативные, функциональные, иллюстративные, практические, исследовательские. Иллюстративные кейсы реализуются с целью формирования умений идентифицировать проблему и быстро принимать решение. Их лучше использовать на этапе закрепления полученных знаний. Иллюстративный кейс может быть представлен в виде описания ситуации или иллюстрации. Например, при повторении темы "Обеспечение личной безопасности при пожарах" в 8 классе можно предложить ученикам следующий иллюстративный кейс: рассмотрите иллюстрацию; опишите ситуацию; определите вид пожара; обозначьте основную проблему; назовите пути решения проблемы [5]. В качестве примеров функциональных кейсов на уроках ОБЖ отмечаем задания с предложенными вариантами решения проблемы, при этом правильного варианта ответа может и не быть. Необходимо отметить разные способы представление ситуации кейса: в виде новой, противоречивой информации; проблемной ситуации; представление проблемы через ее неполное содержание или отсутствие некоторых данных (не указаны объекты или субъекты кейса, но даны их характеристики или наоборот).

Таким образом, в результате решения кейсов у обучающихся происходит систематизация знаний; развитие компетенций; возникают новые идеи, предложения по решению различных задач; целостность восприятия окружающего мира и самого себя; осмысленность переживаний, что вызывает новое отношение к различным проблемам и разнообразные варианты реагирования на них. Большое значение кейс-технологии играют для развития у учащихся умений действовать в чрезвычайных ситуациях, способностей выявлять и прогнозировать возможные опасности, выполнять правила, инструкции и требования по безопасности. Следовательно, использование на уроках ОБЖ технологии кейсов позволит повысить знания обучающихся по проблемам безопасного и здорового образа жизни и, как следствие, сформировать культуру безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства.

1. Даудова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. Санкт-Петербург: КАРО, 2013.

2. Кейс-стади: принципы создания и использования. Тверь: СКФ-офис, 2025.

3. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

4. Барышников Е.Н., Воронина Е.А., Киселева О.Л. Кейс-метод в дополнительном образовании детей: методический конструктор. Санкт-Петербург: ГБУ ДО ДДТ Союз, 2019.

5. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения 5-6 классы: пособие для учителя. Санкт-Петербург: РГПУ им А.И. Герцена; СОЮЗ, 2001.

References

1. Daudova O.B., Ivan'shina E.V., Ivashedkina O.A. Sovremennye pedagogicheskie tehnologiiosnovnojshkoly v usloviyah FGOS. Sankt-Peterburg: KARO, 2013.

2. Kejs-stadi: principy sozdaniya i ispol'zovaniya. Tver': SKF-ofis, 2025.

3. Muhina S.A., Solov'eva A.A. Sovremennye innovacionnye tehnologii obucheniya. Moskva: G'EOTAR-Media, 2008.

4. Baryshnikov E.N., Voronina E.A., Kiseleva O.L. Kejs-metod v dopolnitel'nom obrazovaniidetej: metodicheskij konstruktor. Sankt-Peterburg: GBU DO DDT Soyuz, 2019.

5. Mihajlov L.A., Starostenko A.V. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: Metodika obucheniya 5-6 klassy: posobie dlya uchitelya. Sankt-Peterburg: RGPU im A.I. Gercena; SOYuZ, 2001.

Статья поступила в редакцию 04.07.24

УДК 378.01

Tomilina S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

EDUCATION OF PATRIOTISM AMONG STUDENTS BASED ON EXAMPLES OF COURAGE AND HEROISM OF PARTICIPANTS IN A SPECIAL MILITARY OPERATION. The article deals with substantiation of a new direction of heroic and patriotic education - forming of patriotism among students using examples of the exploits of participants in a special military operation. The purpose of the publication is to inform the Russian pedagogical community about the expediency of using a new direction in the process of educating patriots, providing for the constructive use of the educational potential of the facts of courage and heroism shown by Russian soldiers on the battlefield during a special military operation. The methodology of this study provides for a theoretical analysis of the phenomenon of "heroic and patriotic education of students," determining the meaning and content of a new direction in the formation of patriotism among students using examples of courage and heroism committed by participants in a special military operation. The following methods are used in the course of the research: the study of scientific literature, conversations, interviews, theoretical analysis, synthesis, generalization, concretization. A result of the conducted research is the substantiation of a new direction of educational and patriotic activity, which ensures the effective formation of patriotism among modern students on the example of mass facts of heroism of participants in a special military operation. The developed scientific provisions of the new direction of heroic and patriotic education as the basis of patriotic work can be used by teachers and organizers of educational work in educational practice, when conducting new pedagogical research on patriotic topics.

Key words: heroic and patriotic education, courage and heroism, patriotism, examples, participants in special military operation, students

С.Н. Томилина, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРАХ МУЖЕСТВА И ГЕРОИЗМА УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

Настоящая статья посвящена обоснованию нового направления героико-патриотического воспитания - формированию патриотизма у учащейся молодежи на примерах подвигов участников специальной военной операции. Цель публикации - довести российской педагогической общественности информацию о целесообразности использования в процессе воспитания патриотов нового направления, предусматривающего конструктивное применение

воспитательного потенциала фактов мужества и героизма, проявляемых российскими воинами на поле боя в ходе специальной военной операции. Методология данного исследования предусматривает выполнение теоретического анализа феномена «героико-патриотическое воспитание учащейся молодежи», определение сущности и содержания нового направления формирования патриотизма у учащейся молодежи на примерах мужества и героизма, совершаемого участниками специальной военной операции. В ходе исследования применены следующие методы: изучение научной литературы, беседы, опрос, теоретический анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Результатом проведенного исследования стало обоснование нового направления воспитательно-патриотической деятельности, обеспечивающего эффективное формирование патриотизма у современного студенчества на примере массовых фактов героизма участников специальной военной операции. Разработанные научные положения нового направления героико-патриотического воспитания как основы патриотической работы могут быть использованы преподавателями и организаторами воспитательной работы в учебно-воспитательной практике, при проведении новых педагогических исследований патриотической тематики.

Ключевые слова: героико-патриотическое воспитание, мужество и героизм, патриотизм, примеры, участники специальной военной операции, учащаяся молодежь

В последние десятилетия патриотизм после целенаправленного разрушения в 90-х годах ХХ века постепенно вновь занимает своё достойное и заслуженное место в арсенале скреп нашего народа. По мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, «национальная идея России заключается в патриотизме, выраженном в служении развитию страны ... её движению вперёд» [1].

Актуальность темы подтверждается комплексом факторов:

- многочисленными подвигами, совершаемые участниками специальной военной операции (СВО) в боевой обстановке. Только по состоянию на 23 февраля 2023 года свыше 100 тысяч бойцов СВО удостоены государственных наград, 120 из них присвоено звание Героя Российской Федерации [2];

- возросшей военной опасностью у границ российского государства со стороны стран НАТО, стремящихся во чтобы то ни стало (руками и жизнями украинских солдат) нанести военное поражение Российской Федерации на поле боя;

- постепенным втягиванием в военном конфликте западных государств, которые уже участвуют не только предоставлением киевскому режиму финансовой и материальной помощи оружием и боевой техникой, но и участием своих граждан-наемников и действующих военнослужащих в военных операциях;

- актуализации темы популяризации подвигов героев СВО, живых и павших в бою, воспитания на их примере юношей и девушек России;

- необходимостью на фоне выполнения задач СВО активизировать военно-патриотическое и героико-патриотическое воспитание всех категорий российской молодежи, формирования у них не только готовности, но и личной потребности защиты Отечества, своего народа, рубежей страны от фашизма и международного империализма.

Перечисленные факторы подтверждают актуальность выбранной темы.

Научная новизна: предложена и разработана новая научная идея - применение в качестве нового направления формирования патриотов героико-па-триотическое воспитание учащейся молодежи с опорой на образцы массового героизма, фактов мужества и воинской доблести участников СВО.

Теоретическая значимость: а) предложена авторская трактовка термина «героико-патриотическое воспитание учащейся молодежи»; б) систематизированы характерные особенности героико-патриотическое воспитание учащейся молодежи.

Практическая значимость: определяется возможностью творчески использовать потенциал новой идеи и предложенные научные положения в сфере геро-ико-патриотического воспитания учащейся молодежи высших и средних учебных заведений на примерах массового героизма и индивидуальных подвигов участников СВО на поле боя.

Деятельность по формированию патриотизма у учащейся молодежи на примере массовых фактов героизма участников СВО относится к сфере герои-ко-патриотического воспитания (ГеПВ).

Сущность и особенности героико-патриотического воспитания

В научных публикациях отечественных авторов, ГеПВ трактуется с разных позиций.

Так, В.И. Лесняк характеризует ГеПВ как «укрепление чувства любви к Родине» [3]. ГЕ. Осокин позиционирует ГеПВ как «интегративный фактор», содействующий формированию стабильного патриотического сознания граждан Отечества [4]. А.В. Нагорняк пришёл к выводу, что ГеПВ обеспечивает воспитание «гордости за деяния предков, верности героическим традициям и чувства сопричастности к ним» [5]. Л.В. Резинкина замечает, что ГеПВ есть «целенаправленная деятельность, ориентированная на формирование у молодежи ценностных ориентаций, качеств и норм поведения гражданина и патриота России» [6]. По мнению С.Н. Томилиной и М.Ю. Вовк, ГеПВ надежно укрепляет патриотическое сознание молодежи, формирует готовность молодых патриотов к выполнению «задач по защите интересов и рубежей Отечества», вырабатывает почтение к современной военной профессии [7].

Ориентируясь на взгляды российских ученых, мы предлагаем следующее определение сущности феномена «героико-патриотическое воспитание учащейся молодежи», понимаемую как организованную деятельность, для которой свойственен целенаправленный, систематизированный и плановый характер, а также направленность на укрепление любви и верности личности к Отечеству, осознание себя как потенциального защитника его интересов и рубежей, готовности к его защите, вплоть до самопожертвования в бою с врагами России.

Характерными особенностями героико-патриотического воспитания являются:

- выполняет функцию основы патриотического и военно-патриотического воспитания;

- формирует чувство гордости за военную историю страны и вооруженных сил, за старшие поколения отстоявшие свободу и независимость державы;

- содействует воспитанию и развитию личности с высокими качествами гражданина - патриота своей страны;

- ориентирует на использование в воспитательно-патриотической деятельности подлинных фактов самоотверженного выполнения воинского долга на поле боя реально существующими героями;

- формирует у учащейся молодежи ответственного отношения к гражданским обязанностям и воинскому долгу;

- укрепляет у молодежи комплекс морально-психологических качеств, включающий смелость, мужество, отвагу, храбрость, решительность, дисциплинированность, бесстрашие, активность, инициативность, твердость и другие;

- прививает уважение к славному и легендарному боевому пути Отечества, к армии и флоту, современным командирам и личному составу силовых структур государства;

- воспитывает почтение к легендарной боевой истории, историческим датам, а также профессии воина-контрактника - защитника Отечества.

Исследовательские достижения в сфере выбранной проблематики. Тема ГеПВ всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Научный арсенал отечественной педагогики содержит материалы исследований различных аспектов военно-патриотической и героико-патриотической темы, таких авторов как В.В. Артеменко (1973); ГС. Вяликова (1973); Д.А. Ванштейн (1975); Р.Н. Бобков (1981); Н.И. Белева (1983); Т.П. Гвоздева (1990); С.А. Алиева (2002); В.И. Лесняк (2006); С.Н. Томилиной (2013); Т.В. Перегудова (2015); М.Ю. Корнилова (2017); А.А. Мирзева (2018); М.А. Егоров (2020); Н.Е. Хекерт (2024) и др.

И это неудивительно. В нашей стране военно-патриотическое и героико-па-триотическое воспитание имеет богатую, многовековую историю. Буквально с первых дней образования Российского государства проблема защиты Отечества вышла на первый план. Многочисленные враги всегда стремились оккупировать наши земли и нещадно эксплуатировать наш народ и бесплатно пользоваться нашими природными богатствами. На защиту Отечества россияне всегда вставали всем народом. Этому во многом содействовало патриотическое воспитание, проводимое в семьях. Сказки, стихи, песни, басни были полны образцами любви к России и её просторам. Подвиги былинных героев, храбрых и сильных воинов (Святогор, Михайло Потыке, Вольга Святославич, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.) передавались из поколения в поколение как пример патриотизма, надежной защиты русской земли, верной службе Отечеству. Такие ценности, как любовь к своему роду, к своей стране, к своей вере, верность им, самоотверженная защита священных рубежей государства, веками закреплялись как истинные, подлинные, образцовые, позитивные ценности, достойные подражания и повторения.

Юноши, воспитанные с младенчества на примере героев-патриотов сами становились надежными защитниками Руси и её народа. В этом и кроется один из «секретов» непобедимости русского солдата.

Новый, мощный импульс героико-патриотическому воспитанию дала Великая Отечественная война. Более 11 000 воинов были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза, т. е. стали героями Отечества.

В академических словарях слово «герой» трактуется как «человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности», а героизм - как «способность к совершению подвига» [8].

Популяризация героических подвигов защитников страны способствовала тому, что каждый советский школьник знал о подвигах Лени Голикова, Виктора Талалихина, Саши Матросова, Зои Портновой, Саши Ковалева, Зои и Александра Космодемьянских, Николая Гастелло, Алексей Маресьева, Магомеда Гаджи-ева, Ивана Сивко и других.

Новую боевую страницу в легендарной истории российских Вооруженных сил пишут новые герои - участники СВО. Среди них Расим Баксиков, Алесандр Мальцев, Владимир Семёнов, Артур Гиляжев, Артур Геворгян, Сергей Зубков, Анатолий Зуев, Дмитрий Монахов, Сиражудин Мурадалиев, Владимир Пестре-цов, Муса Хамов, Ярослав Якубов и др.

Подвиг Артура Гиляжева - яркий пример мужества и героизма российского солдата. В 2022 года он добровольцем ушёл на СВО. Свой последний бой он принял в октябре 2022 года. Оказавшись в окружении противника, вел стрель-

бу по врагу, пока не закончились патроны. Последней гранатой подорвал себя и вражеских солдат [9].

Высокую оценку героизму российских воинов дал Президент Российской Федерации В.В. Путин, отметивший, что Россия гордится каждым своим защитником, «ведь они выполняют свой ратный долг, встав на защиту Родины в сложный для нее период» [10].

Анализ научных публикаций показал, что тема патриотического воспитания российской молодежи на подвигах героев СВО только начинает исследоваться. В этом плане одной из первых можно назвать историческое исследование Э.А. Насибуллиной и А.П Минигалиевой (2023). Содержательна и интересна рубрика публикаций Э.Н. Исмаиловой «Своих не бросаем! Перои СВО» (2024). В педагогике к одной из первых следует отнести исследование С.Н. Томилиной, выступившей в 2023 году на национальной научно-практической конференции (г. Новороссийск) с докладом «Особенности формирования патриотизма у курсантов морского университета на примере героических подвигов участников СВО» [11].

Вместе с тем, как показало изучение опубликованной педагогической литературы, по состоянию на сегодняшний день серьезного исследования темы ге-роико-патриотического воспитания российского студенчества на примерах героизма участников СВО нет. Одна из причин, по нашему мнению, - это отсутствие теоретической проработки данного направления, предусматривающего конструктивное применение воспитательного потенциала фактов мужества и героизма, проявляемых российскими воинами на поле боя в ходе СВО.

Автор-составитель «Толкового словаря русского языка» Д.Н. Ушаков поясняет слово «направление» как: «а) сторона, в которую развивается действие чего-нибудь или в которой находится что-нибудь; б) преобладающий характер деятельности, идейная устремленность, тяготение в какую-нибудь сторону» [8].

В практике героико-патриотического воспитания уже делительное время учеными и исследователями, преподавателями и организаторами воспитательно-патриотической деятельности эффективно применяются разнообразные направления работы. Важнейшими из них стали духовно-нравственное (позволяет молодежи развить свои духовно-нравственные качества); историческое (расширяет патриотическое мировоззрение личности за счет овладения новыми знаниями по истории Отечества); правовое (развивает такие качества, как законопослушность, социальную ответственность, осознание долга за безопасность России); патриотическое (актуализирует чувство любови к Отечеству, российским культуре и традициям, формирует национальное самосознание); профес-сионально-деятельностное (закрепляет профессиональное самоопределение; вырабатывает ответственное отношение к будущей профессиональной деятельности в интересах укрепления экономической и оборонной мощи государства); психологическое (обеспечивает морально-психологическую устойчивость личности, развитие критического мышления, необходимых качеств для защиты Отечества, потребных для участия в боевых действиях).

Современные исследователи предлагают иные направления реализации героико-патриотического воспитания.

Так, В.Н. Забавников разделил направления деятельности на две группы. Для нас представляют интерес компоненты второй группы: историко-патриоти-ческий, социально-патриотический, культурно-патриотический, спортивно-патриотический, гражданско-патриотический и военно-патриотический [12]. В.П Янкина предлагает учитывать в проводимом героико-патриотическом воспитании краевой компонент, позволяющий переосмыслить судьбу Отечества и родного края, их прошлое, настоящее и будущее; демонстрировать значимость российских ценностей - семьи, Отечества, своего края, города, отчего дома, родной улицы, на которой живет [13]. И.Я. Мурзина рекомендует применять в героико-патрио-тическом воспитании в качестве самостоятельного компонента историю казачества, предусматривающего пропаганду идеального образа современного российского казака, «для которого высшая доблесть - безупречное исполнение своего долга перед Отечеством в мирное и военное время» [14].

Следовательно, направление в воспитательно-патриотической деятельности представляет собой своеобразную стратегию действий и мероприятий, проводимых в интересах активизации ПеПВ, патриотической работы, и формирование каждого гражданина России как верного сына Отечества и защитника страны, её территории, суверенитета и рубежей.

Сущность ПеПВ учащейся молодежи на примере массовых фактов героизма участников СВО следует понимать как реализацию целенаправленного педагогического процесса, направленного на:

- уяснение цели и задач проводимой СВО на Украине;

- осознание каждым студентом и курсантом потребности подчинить свои интересы общественным и государственным интересам;

- всемерную поддержку проводимой СВО как реального проявления верности и преданности Отечеству, веры политическому руководству Российской Федерации;

- реализацию желания руководствоваться традициями участников

СВО;

- становление потребности воспроизвести в своей жизнедеятельности лучшие действия и поступки участников СВО, характеризующихся социальной значимостью, отвагой, мужеством, решительностью и жертвенностью.

Основные положения ГеПВ учащейся молодежи на примерах мужества и героизма участников СВО

Цель - формирование у российской учащейся молодежи, готовности к достойному служению Отечеству, его всемерной защите, вплоть до самопожертвования, на примере массового героизма участников СВО.

Задачи ПеПВ:

- развитие и стимулирование интереса учащейся молодёжи к проводимой СВО, к добровольческому принципу комплектования воинских формирований, благородным и святым целям по ликвидации опасности для нашей страны с территории Украины;

- уяснение учащейся молодежью необходимости, целей и задач СВО по демилитаризации и денацификации Украины;

- изучение истории и хода боевых действий по освобождению занятых российских территорий войсками Украины;

- ознакомление с биографией военнослужащих, совершивших самопожертвование в бою ради достижения победы над фашистами и спасения жизни своих сослуживцев;

- осмысление священности подвига российских солдат, ведущих тяжелую и опасную вооруженную борьбу с коварным врагом - украинским фашизмом;

- вовлечение учащейся молодежи в разнообразные виды деятельности (агитационно-массовая, социально-патриотическая, волонтерская и др.) по поддержке воинов, участвующих в СВО и их семьи.

Стержневыми направлениями ПеПВ учащейся молодежи на примерах мужества и героизма участников СВО являются:

- историко-патриотическое (позволяет погрузить учащуюся молодежь в героическую историю СВО; содействует личностному переживанию исторических событий и боевых действий на Донбассе);

- личностно-героическое (дает возможность увидеть примеры сегодняшнего героизма, представить учащейся молодежи реальных героев России, их биографии, факты действительного самопожертвования россиян в бою во имя победы над врагом; позволяет осознать, каким является современный защитник России);

- духовно-нравственное (обеспечивает присвоение личностью патриотических ценностей, высших идеалов и эталонов патриотического поведения для последующей учебы, профессиональной деятельности и будущей воинской службы);

- гражданско-правовое (обеспечивает выработку высокой социальной ответственности за выполнение конституционного долга, соблюдение федеральных законов и правовых норм);

- военно-патриотическое (ориентирует на формирование готовности к воинской службе, соответствующей физической и морально-психологической подготовке).

Содержание ГеПВ, реализуемые по этим направлениям, сконцентрировано на повышении уровня патриотизма учащейся молодежи путем: а) привития историко-героической памяти и почтения к современным событиям СВО и массовым подвигам, совершаемых российскими воинами; б) акцентуации важности и значимости СВО как для России, так и для мира в регионе и на планете; в) формирования уважения к защитникам Отечества и нашим Вооруженным Силам; г) укрепления любви к Родине и российскому народу; д) развития гражданской ответственности и законопослушности; е) готовности к службе в российской армии и на флоте; ж) выработки желания добровольно поступить на контрактную службу и принять участие в СВО.

Специфика организации ГеПВ современной молодежи определяется: а) педагогическим потенциалом и характером воспитательной работы; б) систематизированным воздействием на сознание и эмоциональную сферу личности; в) творческим использованием воспитательного потенциала фактов и образцов мужества и героизма участников СВО; г) направленностью воспитательной работы на формирование студенческой молодежи как граждан-патриотов, достойных защитников Российской Федерации, готовых в любой момент по приказу командования или добровольно, по велению сердца встать в воинской строй и взять оружие в руки для отпора любого агрессора.

Делу формирования патриотизма у учащейся молодежи в процессе ПеПВ с опорой на массовые факты героизма участников СВО будет способствовать правильный выбор необходимых педагогических условий. Таковыми могут быть [15]:

- создание в учебном заведении патриотически направленной информационно-образовательной среды, содействующая формированию выпускников вуза как компетентных специалистов и патриотов-защитников Отечества;

- качественное улучшение подготовки (педагогической и методической) преподавателей и организаторов воспитательно-патриотической работы;

- опора на комплекс передовых традиций участников СВО;

- развитие интереса юношества к воинской службе участников СВО, их массовым подвигам как эталону патриотизма, жизни и деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- систематизированное использование самовоспитания для развития своих патриотических качеств;

- обучение учащейся молодежи практике проведения рефлексии и самооценки участия в героико-патриотическом воспитание, формирование готовности к воинской службе и повторению подвигов воинов - участников СВО.

ГеПВ учащейся молодежи с опорой на образцы массового героизма участников СВО позволяет [16]:

- активизировать интерес студенчества к патриотической идее и тематике

СВО;

- выработать у молодежи устойчивое сознание принадлежности к единому Отечеству, которое надо защищать от деструктивных сил и внешних агрессоров;

- укрепить связь интересов молодёжи и государства;

- придать героико-патриотическому воспитанию характер гуманистической направленности и сакральности;

- развить у студенчества аналитическое, критическое и государственное мышление;

- юношам осуществить свободный выбор позитивных ценностных ориентиров;

- содействовать формированию осознанной гражданско-патриотической позиции;

- развивать духовно-нравственные качества личности;

- выработать у каждого юноши и девушки идеал, образец для подражания.

Настоящая публикация раскрывает целесообразность и потребность применения в воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью потенциал героизма российских воинов в ходе СВО.

В современных условиях возросшей опасности новой мировой войны обращение к тематике героико-патриотического воспитания на примерах подвигов участников СВО закономерно и актуально, позволяет придать такой воспитательно-патриотической деятельности мощный импульс активности и деловитости, обеспечивает молодежи возможность почувствовать и пережить реальную ситуацию боя и подвига, гордости и восхищения за своих соотечественников -героев-защитников Отечества.

Сущность героико-патриотического воспитания учащейся молодежи с учетом воспитательного потенциала подвигов российских воинов на полях сражения с украинскими фашистами заключается в конструировании таких условий,

которые позволят повысить уровень патриотизма юношей и девушек, утвердить российскую идентичность на основе развития любви и верности Российской Федерации и российскому народу, формировать готовность и способность повторения подвигов участников СВО, в том числе к самоотверженности во имя государственных интересов и победы.

Значение героико-патриотического воспитания с опорой на образцы массового героизма участников СВО определяется их мощным воспитательным потенциалом, эталонностью для личного поведения, профессиональной деятельностью и воинской службой, формированием желания быть похожим на героев-участников СВО.

Педагогический потенциал ГеПВ учащейся молодёжи с опорой на образцы массового героизма участников СВО способствует формированию и укреплению патриотизма личности, развитию у юношей и девушек гражданской ответственности и государственного мышления, выработке способности эффективно служить интересам Отечества.

Результат ГеПВ учащейся молодёжи на примерах мужества и героизма участников СВО - высокий уровень патриотизма личности, обладающей государственным мышлением, осознающей и поддерживающей решение высшего политического руководства страны по денацификации и демилитаризации Украины, готовой к добросовестной службе Отечеству и защите его интересов вплоть до самопожертвования.

Ратный подвиг современных защитников Отечества - участников СВО -обладает особой притягательностью, святостью и уникальностью, высоким воспитательным потенциалом и служит делу воспитания подрастающих поколений на примере подлинной любви к Отечеству, фактов массового добровольчества и жертвенности во имя интересов и безопасности Российской Федерации и её народа. Творческое применение предложенных сущностных положений позволит активизировать процесс воспитания патриотов, вызвать настоящий интерес к патриотической теме, что позитивно скажется на итоги воспитательно-патриотической деятельности.

Библиографический список

1. Посвятить себя развитию страны. Available at: /https://article/745442-putin-patriotizm-nacionalnaya-ideya

2. Герои России. Available at: /https://dzen.ru/a/Y_imYSCGcVQw056j

3. Лесняк В.И. Педагогическая система героико-патриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Магнитогорск, 2006.

4. Осокин Ге. Героико-патриотическое воспитание молодежи как фактор противодействия радикальным идеологиям. Казанский педагогический журнал. 2017; № 2: 179-184.

5. Нагорняк А.В. Содержательно-организационная характеристика патриотического воспитания молодежи в современных условиях. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016; № 6: 100-103.

6. Резинкина Л.В. Героико-патриотическое воспитание подростков как фактор формирования ответственного гражданина. Avalable at: /https://disk.yandex.ru/i/ AGOQQkDNHe5KCQ

7. Томилина С.Н., Вовк М.Ю. Стратегия героико-патриотического воспитания учащейся молодежи на боевых традициях городов-героев. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 52-56.

8. Словарь Ушакова. Available at: /https://znachenie-slova.гu/направление

9. Герои 2023-го: RT вспоминает подвиги российских военных в зоне СВО. Available at: /https://russian.rt.com/russia/article/1250598-podvigi-voennye-svo

10. Герои России. Available at: /https://dzen.ru/a/Y_imYSCGcVQw056j

11. Томилина С.Н. Особенности формирования патриотизма у курсантов морского университета на примере героических подвигов участников СВО. Механизмы обеспечения устойчивого функционирования транспортного комплекса юга России: материалы научно-практической конференции. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2023; Ч. 2; 19-20.

12. Забавников В.Н. Сущность и специфика героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объединениях. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012; № 12: 170-174.

13. Янкина В.Г. Героико патриотическое воспитание студентов в системе историко-краеведческой работы. Available at: https://www.mihppk.ru/index.php7option

14. Мурзина И.Я. Ценности героико-патриотического воспитания в современных условиях. ЦИТИСЭ. 2018; № 1 (14). Available at: /https://ma123.ru/ru/2018/04/ценности-геро-ико-патриотического-во/

15. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: монография. Новороссийск: РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2015.

16. Корнилова М.Ю., Томилин А.Н. Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя: монография. Новороссийск: РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2017.

References

1. Posvyatit' sebya razvitiyu strany. Available at: /https://article/745442-putin-patriotizm-nacionalnaya-ideya

2. Geroi Rossii. Available at: /https://dzen.ru/a/Y_imYSCGcVQw056j

3. Lesnyak V.I. Pedagogicheskaya sistema geroiko-patrioticheskogo vospitaniya lichnosti v usloviyah stanovleniya grazhdanskogo obschestva. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2006.

4. Osokin G.E. Geroiko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi kak faktor protivodejstviya radikal'nym ideologiyam. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2017; № 2: 179-184.

5. Nagornyak A.V. Soderzhatel'no-organizacionnaya harakteristika patrioticheskogo vospitaniya molodezhi v sovremennyh usloviyah. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 6: 100-103.

6. Rezinkina L.V. Geroiko-patrioticheskoe vospitanie podrostkov kak faktor formirovaniya otvetstvennogo grazhdanina. Avalable at: /https://disk.yandex.ru/i/AGOQQkDNHe5KCQ

7. Tomilina S.N., Vovk M.Yu. Strategiya geroiko-patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi na boevyh tradiciyah gorodov-geroev. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 52-56.

8. Slovar'Ushakova. Available at: /https://znachenie-slova.ru/napravlenie

9. Geroi 2023-go: RT vspominaet podvigi rossijskih voennyh v zone SVO. Available at: /https://russian.rt.com/russia/article/1250598-podvigi-voennye-svo

10. Geroi Rossii. Available at: /https://dzen.ru/a/Y_imYSCGcVQw056j

11. Tomilina S.N. Osobennosti formirovaniya patriotizma u kursantov morskogo universiteta na primere geroicheskih podvigov uchastnikov SVO. Mehanizmy obespecheniya ustojchivogo funkcionirovaniya transportnogo kompleksa yuga Rossii: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2023; Ch. 2; 19-20.

12. Zabavnikov V.N. Suschnost' i specifika geroiko-patrioticheskogo vospitaniya kursantov voennyh vuzov v klubnyh ob'edineniyah. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2012; № 12: 170-174.

13. Yankina V.G. Geroiko patrioticheskoe vospitanie studentov v sisteme istoriko-kraevedcheskoj raboty. Available at: https://www.mihppk.ru/index.php7option

14. Murzina I.Ya. Cennosti geroiko-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennyh usloviyah. ClTlS'E. 2018; № 1 (14). Available at: /https://ma123.ru/ru/2018/04/cennosti-geroiko-patrioticheskogo-vo/

15. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskoj molodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2015.

16. Kornilova M.Yu., Tomilin A.N. Patrioticheskoe vospitanie uchaschihsya morskogo vuza v usloviyah goroda-geroya: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2017.

Статья поступила в редакцию 15.07.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.