Героизм и мужество воинов в ходе Великой Отечественной войны — источник патриотического воспитания
Подполковник в отставке В.И. БАЧЕВСКИЙ, кандидат педагогических наук
АННОТАЦИЯ ABSTRACT
Анализируется современное герои-ко-патриотическое воспитание молодежи как одно из эффективных направлений по формированию необходимых качеств патриота у граждан России. Практика и опыт ведения героико-воспитательной работы убедительно показывают, что процесс воспитания патриотизма проходит значительно продуктивней, когда он выстроен с опорой на историческую память народа, на подвиги Героев Отечества.
Патриотизм, героико-патриотическое воспитание, историческая память, военно-патриотическая традиция, живая форма воспитания, всемирная пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19), организационно-методический ресурс.
The paper analyzes the current education of the youth in the spirit of heroism and patriotism as an effective trend in forming the necessary patriot qualities in Russia's citizens. The practice and experience of conducting heroic-patriotic work convincingly show that patriotism is inculcated far better when it relies on the nation's historical memory, and exploits the-Heroic deed of soldiers of the Fatherland.
KEYWORDS
Patriotism, heroic-patriotic education, historical memory, military-patriotic tradition, vivid form of upbringing, global Covid-19 pandemic, organizational and methodological resource.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Родина наша — колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становятся крепкими, как алмаз и сталь.
А.Н. Толстой
ПОЯВЛЕНИЕ патриотизма как сложнейшего социально-психологического феномена в мире, обусловлено возникновением и развитием государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности, в формировании привязанности людей к родной земле. Поэтому на протяжении всей истории человечества одной из важнейших задач в странах мира было и остается формирование патриотических качеств у подрастающего поколения.
История нашего Российского государства показывает, что в отдельные ее периоды патриотизм был щитом в борьбе за независимость народов и становился главным лозунгом в руках лидеров (политиков) государства. Так как он является объединяющей и цементирующей силой не только национальных, но и интернациональных объединений общества.
В настоящее время стало очевидно, что в сложившейся обстановке в стране без патриотического воспитания подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании наше государство не сможет прогрессивно развиваться. Поэтому одной из важнейших задач государства и его образовательных организаций всех уровней остается формирование гражданина, патриота своей Родины.
Эта задача сложна тем, что патриотическое воспитание детей и молодежи — явление многоаспектное, целью которого становится не только формирование патриота с активной жизненной позицией, но и человека, способного защитить свое Отечество, если в этом будет необходимость.
Для решения данной задачи ученые и практики в области патриотического воспитания ведут непрерывную работу по поиску эффективных направлений и форм воспитания гражданина. И как результат, они постоянно находят актуальные по времени дидактические формы обучения и воспитания, которые позволяют сегодня модернизировать сам процесс воспитания подрастающего поколения. В основе подобных форм лежит логически выстроенная взаимосвязь между предметами и явлениями, целями и задачами воспитания, и путями их достижения.
Одним из эффективных направлений по формированию необходимых качеств патриота у граждан России в современных условиях становится героико-патриотическое воспи-
тание молодежи. Практика и опыт ведения героико-воспитательной работы убедительно показывают, что процесс воспитания патриотизма проходит значительно продуктивней, когда он выстроен с опорой на историческую память народа, на подвиги Героев Отечества. Герои Отечества в этих условиях часто становятся для молодежи ориентирами и примером для подражания.
Сформированная историческая память человека в ходе проведения героико-патриотического воспитания способствует связи прошлого с настоящим и будущим. При этом необходимо отметить, что распад этой памяти равноценен распаду личности. Историческая память не нейтральна и не пассивна. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, оказывает притягательное воздействие и дает силы для новых свершений.
Поэтому одной из важных задач становится сохранение исторической памяти о подвиге советского народа, который внес ключевой вклад в Победу над фашизмом. С годами Победа приобретает все большее значение, особенно сегодня на фоне явных попыток искажения истории Великой Отечественной войны.
В ходе формирования исторической памяти о массовых героических подвигах советского народа, проявленных в Великой Отечественной войне, педагоги акцентируют внимание воспитуемых на том, что навязанные тяжелейшие испытания войной наш народ выдержал с честью. Великая Отечественная война была самой трудной: против Советского Союза воевала не только Германия, а почти вся Европа. Так, в июне 1941 года войну СССР объявили Италия, Румыния, Финляндия, Венгрия, Словакия и Хорватия. Тесно сотрудничали с фашистами Испания, Болгария. На стороне Гитлера воевали соединения
и части, укомплектованные гражданами Испании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Чехии, Югославии, Албании, Люксембурга, Швеции, Польши1.
В таких сложнейших условиях вся наша страна поднялась на борьбу с фашизмом. И как следствие, массовый героизм стал характерной чертой каждой боевой операции на фронте. Родина достойно оценила этот беспримерный героизм. За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны 11 358 лучших из лучших бойцов, командиров и политработников удостоены звания Героя Советского Союза, 104 из них — дважды, а трое стали трижды Героями Советского Союза. Орденами и медалями было награждено более семи миллионов человек. Полкам и дивизиям советских Вооруженных Сил было вручено 10 900 боевых орденов.
К примеру, только из Горьковской (Нижегородской) области сражаться на фронт отправились 822 тыс. человек, из них 350 тыс. не вернулись с полей сражения. Героически сражались горьковчане, полными кавалерами Ордена Славы стали 52 человека и более 350 человек стали Героями Советского Союза, а генерал-лейтенант авиации В.Г. Рязанов и генерал-майор авиации А.В. Воро-жейкин удостоены звания Героя Советского Союза дважды.
Молодым гражданам России сегодня необходимо знать и помнить, что Красная Армия с честью выполнила свою великую освободительную миссию в Европе и Азии. Наши солдаты защитили не только свою страну, но и множество самых разных народов спасли от угрозы полного уничтожения. В Европе избавили от фашистской оккупации народы таких стран, как Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, Норвегия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, да и самих немцев2.
В процессе проведения герои-ко-патриотического воспитания необходимо постоянно помнить о зверствах, творившихся фашистами на нашей земле; подвиге солдата, смело идущего навстречу смерти; подвиге тружеников тыла, работавших днями и ночами и в поле, и у станков; подвиге детей, которые наравне со взрослыми трудились, забросив детские игры.
Наша задача сейчас — помнить и чтить память тех людей, благодаря которым мы живем.
В процессе героико-патриотиче-ского воспитания центральной фигурой является герой Отечества, а также ветераны, участники и очевидцы военных событий, «дети войны», т. е. те, кто родился в предвоенные и военные годы. Они хотя и не были активными участниками боевых действий на фронтах и в партизанских отрядах, но являются современниками и свидетелями событий тех лет. В их памяти живы воспоминания о военных и первых послевоенных годах.
Сохранению памяти о героях способствует существующая в Российской Федерации очень сильная военно-патриотическая традиция, которая появилась еще в советское время. Это присвоение образовательным учреждениям, школам, военно-патриотическим клубам имен героев. Она значительно помогает, безусловно, увековечению памяти о них, патриотическому воспитанию молодежи и повышению интереса к истории Отечества. Также эта славная традиция позволяет повысить интерес школьников к человеку, чьим именем названа школа и к истории родного города, страны. В этих образовательных организациях создается благоприятная обстановка для понимания школьниками того, что они являются наследниками тех, кто ковал Победу. Однако при этом необходимо не ограничиваться только присвое-
нием имени героя, но и рассказывать учащимся школ о ходе войны, подвигах и жертвах советского народа в Великой Отечественной войне.
Через механизм присвоения российским школам, военно-патриотическим клубам имен выдающихся соотечественников осуществляется развитие у учащихся неподдельного познавательного интереса к более глубокому изучению истории и культуры своей страны, формируется у них высокие моральные качества на основе изучения героических поступков конкретных людей.
Говоря о патриотическом воспитании, необходимо отметить, что одним из важнейших мест, где сосредоточены огромные возможности для осуществления героико-патрио-тического воспитания подрастающего поколения в настоящее время, является школьный музей боевой славы. В этих музеях собраны ценные архивные материалы, которые содействуют формированию исторической памяти и являются связующими одухотворенными звеньями между прадедами, дедами, отцами и детьми. Ценность этих архивных материалов еще и в том, что они укрепляют «связи прошлого и будущего через настоящее».
Кроме того, музеи также дают посетителям необходимую историческую информацию в рамках реализации их образовательной функции и эффективно способствуют созданию условий для глубокого и эмоционального сопереживания молодежью прошедших исторических событий.
В настоящее время только в учреждениях образования Нижегородской области функционируют около 60 музеев, из них 22 музея боевой славы. Отрадно, что в работе музея Боевой славы последнее время вызывает повышенный интерес у детей и молодежи предоставленная возможность личного участия в подготовке музейных экспозиций,
особенно экспозиции «Семейных реликвий». Ее основу составляют различные предметы: боевые награды ветеранов, грамоты, письма с фронта, кисеты, погоны и многое другое. Важным при такой совместной деятельности становится тот факт, что примером высокого героизма для детей, в этих условиях, как правило, становятся их прапрадеды, прадеды, деды и отцы, которые достойно прошли через серьезные жизненные испытания. Соучастие в совместной деятельности помогает им осознать ценность семьи и роль старших поколений в становлении молодых. К тому же личное участие подростков в музейной работе дополнительно способствует развитию у них практических навыков и умений в ведении поисковой и исследовательской деятельности.
Стоит отметить: ничто так качественно не способствует формированию исторической памяти человека, как его личная активная историческая поисковая деятельность. Вот почему в образовательных организациях, где созданы и работают поисковые отряды или военно-патриотические клубы и музеи, содержащие в планах своей деятельности поисковую работу, уровень патриотического воспитания учащихся, как правило, очень высокий (рис. 1).
Сама поисковая деятельность по мере развития мотивационно-по-требностной сферы человека существенно меняет его отношение к своему историческому прошлому. Но для этого, как отмечают руководители клубов С.В. Козлова («Феникс»), А.Э. Инешин («Светоч»), Д.М. Пыр-ков («Суть времени»), важно добиться в поисковой работе осмысления воспитанниками полученной информации, поскольку именно осмысленная информация удерживается в памяти длительное время.
Рис. 1. Находки поиска
Необходимо отметить, что содержательными и насыщенными живыми формами в героико-патриоти-ческом воспитании в современных условиях остаются ежегодные акция «Герои, живущие рядом» и экспедиция «Навстречу Победе». Акция содержит в себе конкурсы творческих работ по патриотической тематике, проведение выставок и фестивалей военно-патриотической песни, фотовыставки, а также работу по оцифровке сохранившихся фотографий героев Отечества и их писем с фронта, ведь люди живы, пока их помнят. Память не поддается уничтожению, она гибнет лишь с гибелью самого человечества.
Экспедиция «Навстречу Победе» интересная и живая форма. Как правило, она организуется и проходит на территории одного из муниципальных районов в течение одного дня по местам, где имеются мемориальные комплексы. Посвящена экспедиция великому празднику Победы, тем, кто мужественно и упорно,
не щадя своих сил и самой жизни в жестоких боях сумел отстоять свободу и независимость нашей Родины. В ней принимают участие обучающиеся образовательных организаций, в возрасте 13—16 лет из нескольких муниципальных районов. Район проведения выбирается не случайно. К примеру, выбор пал в прошлом году на Ветлужский район. Из этого района ушли на фронт более 16 тыс. вет-лужан, 8693 погибли на поле брани, свыше 5 тыс. вернулись ранеными, 4693 человека за отвагу и мужество награждены орденами и медалями, из них 8 воинам присвоено высшее звание Героя Советского Союза.
Появляются условия и возможности для опоры, при проведении воспитательной деятельности, на возможности территории и места проживания воспитуемых. Ведь на этих территориях, как правило, проживали и проживают участники боевых действий, ветераны военной службы, действуют поисковые отряды, Пост № 1, Вечный огонь, работают музеи (боевой славы, краеведческие, исторические и т. д.), созданы военно-патриотические клубы, а также имеются памятники погибшим воинам, как правило, там же находятся промышленные объекты, на которых создавалось все необходимое для фронта и Победы и т. д.
Всемирная пандемия корона-вирусной инфекции (COVID-19) в период с 2019 года по настоящее время серьезно затронула систему образования в России. В этот период на территории нашего государства вводились различные ограничения образовательного процесса. В этих сложных условиях мастера патриотического воспитания, понимая, что данный процесс не может быть остановлен, и должен вестись непрерывно, активировали свою работу по поиску методик, соответствующих сложившимся условиям.
Хорошим подспорьем в проведении героико-патриотическо-го воспитания стали проводимые специальные интернет-проекты, посвященные Героям Отечества. Особенно яркими в 2020 году были проекты «МЫ помним, Я горжусь!» (рис. 2), «Поле русской Славы». Эти проекты позволили вовлечь в активный воспитательный процесс не только детей, но и их родителей.
Результатом первого проекта стало обновление и пополнение имеющейся информации о героях Отечества на территориях проживания участников проекта, открытие для себя и других новых страниц подвига своих близких и земляков в годы Великой Отечественной войны.
Второй проект «Поле русской Славы» дал возможность активизировать деятельность по сбору исторических фактов, архивной хроники, созданию видеороликов с воспоминаниями участников и очевидцев о важных военно-исторических событиях, прошедших в период Великой Отечественной войны и особенно послевоенное время. В наши дни большую ценность в воспитании подрастающей молодежи приобретают новые живые материалы, полученные из воспоминаний героев Отечества, участников локальных войн, миротворцев, рассказов их родных и близких.
На территории Нижегородской области был реализован интернет-проект военно-историческая викторина «Вехи Великой Отечественной войны, 1941 —1945 гг.», викторина посвящалась 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Организаторы военно-исторической викторины поставили перед собой цель — способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свою страну, уважения к истории Отечества, расширение сети юнармейских отрядов на территории области.
Викторина прошла в два тура:
1-й тур «Отборочный» — 20 марта 2020 года. Участвовали все желающие юнармейцы военно-патриотических клубов (ВПК) и отрядов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения (ВВПОД);
2-й тур «Финал» состоялся 20 апреля этого же года. Тесты содержали около 200 сложных вопросов из истории Великой Отечественной войны. По 100 баллов за правильные ответы набрали воспитанники клубов: ВПК «ПАТРИОТ» МБОУ «Школа 89» Попов Тимофей, ВПК «САРМАТ» МБОУ «Школа 63» Макарова Алина, ВПК «КАДЕТ-12» МБОУ «Школа № 12» Сайидов Тимур, показавшие отличные знания по истории Великой Отечественной войны.
В 2021 году на территории Приволжского федерального округа с помощью интернет-ресурсов был разработан и реализован, проект под названием «Я учусь в школе имени Героя». Целью проекта стало приобщение молодежи к базовым национальным ценностям нашей Родины с возможностью широкого вовлечения различных социальных и возрастных групп учащихся образовательных организаций носящих имена Героев Советского Союза.
Проект «Я учусь в школе имени Героя» состоял из следующих модулей:
1. Интеллектуальная онлайн-игра «Живые страницы истории».
2. Создание интерактивной карты «Боевой путь Героя» на платформе Летопись.Ру.
3. Подготовка и распространение материалов (видеопрезентаций о Герое Советского Союза) в сети Интернет, привлечение большего количества участников.
В завершение необходимо еще раз отметить, что чем дальше уходит от нас время Великой Отечественной войны, тем сильнее должны быть чувства на-
Рис. 2. Проект «МЫ помним, Я горжусь!»
шей благодарности и долга перед всеми, кто защитил Родину от фашизма, освободил народы Европы от порабощения. Для этого историческая память должна сохранить для нас, их потомков, все х усилия, упорство, самоотверженность, подвиги. Национальные идеалы и традиции, священная любовь к Родине, которые с особой силой проявились в Великой Отечественной войне, должны остаться и сегодня высшей нравственной ценностью, служить основой патриотического и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
В наши дни как никогда героико-патриотическое воспитание граждан
имеет колоссальный организационно-методический ресурс, который способен обеспечить гибкое и планомерное внедрение инноваций в ход формирования исторической памяти молодежи о Великой Отечественной войне, о героических подвигах наших дедов и прадедов на благо общества, в воспитании бережного отношения к историческому прошлому и к его урокам у молодого поколения. Память о прошлом — дорога в будущее, ведь она является важнейшим инструментом в конструировании социальной идентичности человека и формирование единства нашего сообщества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Великая Отечественная война 1941— 2 Там же. Т. 3. Битвы и сражения, из-
1945 годов: в 12 т. Т. 10. Государство, обще- менившие ход войны. М.: Кучково поле,
ство и война. М.: Кучково поле, 2014. 864 с. 2012. 864.с.