13. Макаровская Н.В. История города Екатеринодара - Краснодара в первой трети XX века. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. Краснодар, 2004.
14. Кривкова Е.И. Именем Пушкина наречена: к 100 летию Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина. Краснодар: Книжное издательство, 2000.
References
1. Sluckij A.I. Istoriya knizhnogo dela na Kubani: problemy formirovaniya i funkcionirovaniya knizhnogo fonda regiona: 1793-1917 gg. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2000.
2. Finogina L.S. Pravoslavnye biblioteki Kubani (konec XVIII - nachalo XX v.): formirovanie infrastruktury iosnovnye napravleniya deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2012.
3. Sluckij A.I. K istorii organizacii polkovyh bibliotek v kubanskom kazach'em vojske. Donskojvremennik. God2008-j. Rostov-na-Donu, 2007; Vypusk 16: 218-221. Available at: http:// donvrem.dspl.ru/Files/artide/m16/1/art.aspx?artJd=970
4. Sulieva A.V. Stanovlenie irazvitie bibliotechnogo dela na Kubani i Stavropol'e: 30-e gg. XIX v. - 1917 g. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Krasnodar, 2012.
5. GAKK. F. 259. Op. 1. D. 133. L. 1.
6. Pravila dlya obschestvennyh bibliotek Kubanskogo kazach'ego vojska: okruzhnyh, brigadnyh, polkovyh, utverzhdennye Nakaznym atamanom 14 marta 1865 goda». GAKK. F. 351. Op. 1. D. 43.L. 1.
7. Sluckij A.I. K istorii organizacii polkovyh bibliotek v kubanskom kazach'em vojske. Donskoj vremennik. God 2008-j. Rostov-na-Donu, 2007; Vypusk 16: 218-221. Available at: http:// donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=970
8. Chetverikova E.V. Prosvetitel'nye obschestva na Yuge Rossii v konce XlX-nachale XX vv.: Na materialah Stavropol'ya, Dona i Kubani. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Stavropol', 2005.
9. Bykova V.V. Bibliotechnoe delo na Kubani vo vtorojpolovine XIX- pervojpolovine XX vv. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Armavir, 2010.
10. Sulieva A.V. Stanovlenie i razvitie bibliotechnogo dela na Kubani i Stavropol'e: 30-e gg. XIX v. - 1917 g. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Krasnodar, 2012.
11. Savchenko E.A., Golubeva E.A. Istoriya razvitiya obschestvennyh bibliotek goroda Armavira (konec XIX - 40-e gody ХХ vv.). Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2021; № 6: 325-327.
12. Kulikov I.V. Kul'turnaya zhizn'Ekaterinodara v 1867-1917gg. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Krasnodar, 2012.
13. Makarovskaya N.V. Istoriya goroda Ekaterinodara - Krasnodara vpervoj tretiXX veka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Krasnodar, 2004.
14. Krivkova E.I. Imenem Pushkina narechena: k 100 letiyu Krasnodarskoj kraevoj universal'nojnauchnoj biblioteki im. A.S. Pushkina. Krasnodar: Knizhnoe izdatel'stvo, 2000.
Статья поступила в редакцию 31.10.22
УДК 378.01
Khekert N.E., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPTUAL PROVISIONS OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS ON THE BASIS OF RUSSIAN SPORTS TRADITIONS. The article contains substantiation and disclosure of the key conceptual provisions of military-patriotic education of students on the basis of Russian sports traditions. Factors that determine the relevance of the topic under consideration are given. The purpose of the publication is to present the basic ideas about the military-patriotic education of students and cadets of the maritime university on the basis of the sports traditions of Russia. When developing the research topic, the following methods are used: theoretical analysis, synthesis, generalization, deduction, forecasting. The definition of "military-patriotic education" is concretized. Conceptual provisions include a certain set of elements: purpose, objectives, areas of activity, implementation mechanism, forms, methods, means and result. The creative use of the proposed essential provisions will make it possible to activate the process of military-patriotic education, arouse the interest of students in educational and patriotic activities, and increase the level of patriotism of students.
Key words: military-patriotic education, conceptual provisions, cadets, patriotism, Fatherland, Russian sports traditions, students.
Н.Е. Хекерт, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ РОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ ТРАДИЦИЙ
Настоящая статья содержит обоснование и раскрытие ключевых концептуальных положений военно-патриотического воспитания учащейся молодежи на основе российских спортивных традиций. Приводятся факторы, обусловливающие актуальность рассматриваемой темы. Цель публикации - изложить основные представления о военно-патриотическом воспитании студентов и курсантов морского вуза на базе спортивных традиций России. При разработке темы исследования использовались следующие методы: теоретический анализ, синтез, обобщение, дедукция, прогнозирование. Конкретизирована дефиниция «военно-патриотическое воспитание». Концептуальные положения включают определенную совокупность элементов: цель, задачи, направления деятельности, механизм реализации, формы, методы, средства и результат. Творческое использование предлагаемых сущностных положений позволит активизировать процесс военно-патриотического воспитания, возбудить интерес студенчества к воспитательно-патриотической деятельности, повысить уровень патриотизма учащейся молодежи.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, концептуальные положения, курсанты, патриотизм, Отечество, российские спортивные традиции, учащаяся молодежь.
Патриотизм россиян во все времена был, есть и будет главной идеей, который объединяет наш народ на великие свершения во всех областях науки и экономики, производства и обороны. Патриотизм многонационального российского народа всегда обеспечивал сдерживание натиска любого агрессора, его поражение и силовое выдворение с территории России. Именно патриотизм является самой главной духовной силой, скрепой россиян, которая объединяет граждан страны, независимо от их национальности и вероисповедания. Патриотизм - формируемое качество личности. Делу воспитания патриотов России служит российская семья, школа, колледжи и вузы, государственные институты, общественные и спортивные организации, религиозные конфесии. Важной составляющей патриотизма и патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание (ВПВ), направленное на подготовку патриотов к добросовестной воинской службе и защите интересов России, её суверенитета и территориальной целостности.
Актуальность темы исследования характеризуется следующими факторами:
- внешнеполитическими: а) усложненной международной и военной обстановкой, нахождением нашей цивилизации на грани Третьей мировой войны; б) целенаправленной борьбой США за лидерство в мировом пространстве, поддерживаемой странами Европейского союза и НАТО; в) активным размещением новых соединений НАТО у наших границ, непосредственно на территории бывших советских и социалистических республик; г) всесторонней поддержкой фашисткой Украины странами НАТО, её активным снабжением оружием и военной техникой, скрытым направлением добровольцев и военных специалистов;
- внутрироссийскими: а) проводимой специальной военной операции на Украине по принуждению этой недружественной страны, стремящейся в НАТО, к демилитаризации и денацификации; б) существенным влиянием экономической компоненты на развитие страны и состояние благосостояния граждан; в) проблемами и недостатками внутреннего характера (наличие инфляции, медленный рост заработной платы (особенно государственных служащих), рост цен на товары первой необходимости, продовольствие, лекарства, ЖКХ и др.); г) социальной дифференциации российского общества и девальвацией отечественных духов-
ных ценностей; д) снижение воспитательного воздействия образования, культуры, искусства на зрелых граждан, молодежь и подрастающие поколения;
- педагогической направленности: а) неопределенностью современной концептуальной базы военно-патриотического воспитания в тесной связи со спортом и физической культурой; б) серьезными упущениями в воспитании всех категории граждан и особенно молодежи, что выразилось в наличии значительного количества уклонистов от мобилизации в ряды защитников Отечества и направления на фронт; в) необходимостью совершенствования теории и практики патриотического и военно-патриотического воспитания; г) традиционной важностью ВПВ для процесса формирования патриотов и их подготовке к защите Отечества; д) потребностью активизации патриотико-воспита-тельного воздействия на учащуюся молодежь с целью повышения их уровня патриотизма, формирования готовности и желания стать в строй защитников Отечества.
Все эти факторы свидетельствуют о необходимости поиска нового, более интересного и привлекательного пути активизации военно-патриотического воспитания учащейся молодежи. По нашему мнению, таковым может стать ВПВ учащейся молодежи на основе РПТ.
Нормативно-правовой базой ВПВ учащейся молодежи являются законодательные акты и руководящие документы (ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе» и др.), в которых ВПВ определяется как непременный компонент «обязательной подготовки граждан к военной службе» [1; 2].
Цель исследования: формирование высокого уровня патриотизма у учащейся молодежи в процессе военно-патриотического воспитания (ВПВ) на основе российских спортивных традиций (РСТ), её готовности служить в рядах Вооруженных сил РФ. Реализация установленной цели предполагает конструктивное претворение в жизнь следующей совокупности задач:
- выполнение теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
- проведение контент-анализа научной литературы в интересах конкретизации дефиниции «военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи на основе российских спортивных традиций»;
- уточнение сущности понятия «концепция»;
- определение компонентов разрабатываемой концепции;
- изложение авторского видения концептуальных положений ВПВ учащейся молодежи на основе РСТ.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней обоснована новая научная идея и разработана современная концепция ВПВ учащейся молодежи на основе РСТ, показана сущность, содержание и структура процесса воспитательно-патриотической деятельности.
Теоретическая значимость состоит в уточнении понятийно-категориального аппарата и конкретизации компонентов предложенных концептуальных положений.
Практическая значимость заключается в том, что созданные концептуальные положения обеспечат активизацию практики ВПВ учащейся молодежи на основе РСТ, осуществляемой с позиции системно-деятельностного, аксиологического и личностного подходов.
В отечественной педагогике проблематике ВПВ российской молодежи уделяется постоянное и серьезное внимание. Тему ВПВ молодежи осветили в своих исследованиях и монографиях такие знаменитые ученые-педагоги, как А.К. Быков, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, и др. Названные ученые предложили авторские теоретические концепции военно-патриотического воспитания молодежи, раскрывающие механизм воспитания патриотов, приверженность патриотическим ценностям, их место и роль в защите страны и народа.
Значителен вклад таких ученых, как А.А. Аронов, А.А. Калекин и др., которые исследовали ВПВ молодежи на основе культурологического подхода.
В западной науке (А. Смит [3], Ф. Фребель [4] и др.) рассмотрены различные аспекты патриотического и ВПВ молодежи (в рамках гражданского воспитания), направленного на формирование любви к своей стране, заботе о её благосостоянии. В последние десятилетия культивируется подход к формированию высокой готовности к защите своих стран от России как главного и крайне опасного врага, от которого следует ожидать агрессивные действия и развязывание новой мировой войны.
В последние годы тему ВПВ молодежи исследовали А.П. Тимофеев, А.А. Мирзаев, ПХ. Мухамедова, Х.Э Мамалова, З.М. Ахмадова и др.
Так, А.П. Тимофеев [5], А.А. Мирзаев [5] и др. определяют ВПВ как систематизированную и целенаправленную деятельность руководства, преподавателей и воспитателей по расширению мировоззрения и укреплению патриотического сознания молодых людей, их всесторонней подготовке к защите Российской Федерации от любых агрессоров. По мнению ПХ. Мухамедовой [7], ВПВ есть «неотъемлемая часть целостного воспитательного процесса» по взращиванию настоящих патриотов, защитников Отечества. Х.Э Мамалова и З.М. Ахмадова позиционируют ВПВ со студентами как разностороннюю деятельность по привитию студентам патриотизма, их подготовке к защите Родины [8].
Как видим, целенаправленного исследования темы ВПВ учащейся молодежи на основе РСТ не проводилось, что привлекло наше внимание и интерес.
Отечественный спорт и спортивные традиции России всегда вызывают гордость и восхищение у нашего народа. Отечественные спортсмены (легкоатлеты, борцы, хоккеисты, баскетболисты, волейболисты, конькобежцы, лыжники, пятиборцы, фигуристы, штангисты, боксеры и др.) своими победами и высокими результатами многократно прославляли нашу Родину на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, страны, иных формах соревнования и состязания. Самоотверженность, стремление к победам и их достижение, высокая самоотдача, работа в команде, ответственность наших спортсменов являются эталоном любви к России, верность ей, что служит ярким примером для практики воспитательной работы с молодежью.
В годы Великой Отечественной войны более 7 000 известных спортсменов ушли добровольцами на фронт. Из них формировали специальные подразделения снайперов, разведчиков, десантников, диверсантов, лыжников. За проявленное мужество и героизм на фронтах большинство из них были награждены государственными орденами и медалями. Звания Пероя Советского Союза были удостоены лыжник, мастер спорта СССР В.А. Мягков, летчица М.П. Чечнева, стрелок Л.М. Павличенко и др.
Притягательность спорта, РСТ, история великих побед и спортивных достижений могут и должны стать той силой, которая даст новый импульс ВПВ, активизирует участие учащейся молодежи в воспитательно-патриотической деятельности, что плодотворно скажется на уровень их патриотизма и патриотические качества.
Сущностные положения ВПВ учащейся молодежи на основе РСТ
Для уяснения сущности понятия «концепция» обратимся к дефиниции данного термина, содержащееся в «Терминологическом словаре современного педагога» [9] и монографии А.Н. Томилина [10]. В них находим, что концепция есть некая система основных взглядов; определенный способ понимания. На это определение будем ориентироваться в своем исследовании.
Основываясь на взглядах А.Н. Вырщикова и М.Б. Кусмарцева, А.А. Мир-заева, ПХ. Мухамедовой, Х.Э Мамаловой, А.Н. Томилина и др., под термином «военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи» будем понимать комплексную, многоплановую, целенаправленную и систематизированную организаторскую и воспитательную деятельность по формированию у юношей и девушек патриотического сознания и убежденности, преданности и верности своему Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации и обеспечении её военной безопасности перед лицом внешних и внутренних угроз.
В трудах А.Н. Вырщикова, А.А. Мирзаева, А.Н. Томилина находим, что основными элементами концептуальных положений должны стать цель, задачи, методологические подходы, принципы, направления деятельности, механизм реализации, формы, методы, планируемый результат.
Целью и задачи ВПВ учащейся молодежи на основе РСТ является формирование высокого уровня патриотизма и их готовности к добросовестной воинской службе в рядах Вооруженных сил России, защите интересов Отечества в мирное и военное время.
Из данной цели вытекают следующие задачи по её достижению:
1. Проанализировать научную литературу по применению возможностей спорта и физической культуры в интересах формирования патриотизма и гражданственности у учащейся молодежи.
2. Изучить практику патриотического и военно-патриотического воспитания учащейся молодежи по формированию любви к Отечеству, Вооруженным силам РФ, готовности к службе в армии и на флоте, стремления стать подлинным защитником России.
3. Утвердить в сознании учащейся молодежи наравне с традиционными патриотическими ценностями ценности отечественного спорта и его традиции, формирование уважения и гордости за них.
Всестороннее рассмотрение темы исследования возможно путем применения следующих методологических подходов:
- системно-деятельностный (требует выделить на главное место систематизированную и высокую организацию ВПВ с учащейся молодежью, предусматривающую активную, разностороннюю и максимально самостоятельную познавательную деятельность курсанта (студента));
- аксиологический (ориентирует: а) на рассмотрение личности курсанта как наивысшую ценность российского социума; б) опору в ВПВ на сферу отечественных и спортивных патриотических ценностей);
- личностный (нацеливает на: а) развитие личности учащегося вуза в процессе ВПВ как патриота Отечества и её надежного защитника, обладающего развитыми физическими качествами и избравшего себе в качестве идеала заслуженных спортсменов России; б) формирование ценностных ориентиров патриотической направленности).
Важнейшими принципами ВПВ учащейся молодежи на РСТ (понимаемые как исходные руководящие положения при проведении воспитательно-патриотической деятельности на основе РСТ) должны стать принципы:
- научности (ориентирует на применение современных достижения науки в сфере патриотизма и ВПВ);
- приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей, отечественных и спортивных традиций (предусматривает опору на наши вековые культурно-исторические российские ценности, отечественные и спортивные традиции, веками доказавшие свои достоинства и полезность, отказа от чужеземных идеалов и ценностей);
- системности (требует наличия системы ВПВ, основательного, непрерывного и последовательного проведения ВПВ);
- преемственности (призывает к межпоколенной преемственности духовного опыта, творческому применению передового опыта старших поколений, конструктивному использованию всего лучшего, что наработано в теории и практике педагогики и воспитательной работы, в отечественном спорте и физической культуре);
- учета возрастных особенностей и интересов учащейся молодежи (призывает к учету в проводимом ВПВ способностей, характера, темперамента, интересов личности воспитанника; творческого изменения применяемых форм и методов воспитательной работы с курсантами разных курсов обучения);
- тесной и неразрывной связи с другими направлениями воспитательно-патриотической деятельности (означает, что ВПВ должна проводиться не в отрыве от вузовского процесса воспитания, не самостоятельно, а как составная часть всей воспитательной деятельности по формированию каждого учащегося вуза как гражданина, профессионала и надежного защитника Отечества, обладающего развитыми физическими качествами).
К основным направлениям ВПВ учащейся молодежи на основе РСТ относятся:
- историко-патриотическое (ознакомление с легендарной историей доблестных Вооруженных сил РФ, тяжелейшими испытаниями для страны и её армии, величественными победами, памятными датами, военными, боевыми и спортивными традициями);
- государственно-патриотическое (формирование любви, уважения и верности Российскому государству, политическим и военным руководителям, социальной и военной ответственности за безопасность Отечества и народа, готовность к их защите);
- героико-патриотическое (изучение особенностей военных событий, фактов массовых, коллективных и индивидуальных героических подвигов, образцов самопожертвования в бою во имя победы над ненавистным врагом);
Библиографический список
- спортивно-патриотическое (вовлечение молодежи в активную спортивную жизнь вуза, развитие у юношей и девушек всего комплекса физических качеств: гибкости, быстроты, силы, ловкости, выносливости, умения и готовности их активного проявления в разнообразных жизненных ситуациях, в профессиональной деятельности, в том числе и в процессе воинской службы и защиты любимого Отечества).
Механизм реализации предлагаемых концептуальных положений включает конструктивное управление системой ВПВ вуза, содержание и организацию учебно-воспитательного и военно-патриотического процесса, дружную, целенаправленную, планомерную и совместную деятельность руководящего и преподавательского состава, органа студенческого самоуправления, общественных организаций, спортивных секций и учащейся молодежи университета [11].
Применяемы методы: убеждения, упражнения, личного примера, состязания, стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки.
Практикуемые формы: а) традиционные (групповые беседы, исторические, обзорные и проблемные лекции, викторины, уроки мужества, тематические вечера, диспут, собеседования); б) инновационные (мини-лекции, лекция-диалог, презентации, дискуссии, тематические проекты, квест-игра, деловые игры); в) спортивные (состязания, соревнования, спартакиады, летние и зимние олимпиады, массовый кросс, военно-спортивная эстафета, универсиады).
Планируемый результат - выпускник вуза со сформированной патриотической позицией, высоким уровнем патриотизма и развитыми патриотическими качествами, готовый и способный к добросовестной службе в рядах Вооруженных сил РФ как в мирное, так и в военное время, защите территории и интересов Отечества.
Предложенные концептуальные положения ВПВ учащейся молодежи на РСТ направлены на формирование каждого юноши и девушки в процессе обучения в вузе как настоящего патриота России и российского народа, уважающего государственные, национальные и спортивные традиции, являющиеся достоянием и ценностями нашего социума и верной базой для выбора позитивных ценностных ориентаций, потребных для сегодняшней жизни и последующей жизнедеятельности, службы в рядах защитников Отечества. Это обеспечит развитие у учащейся молодежи интереса к военной и государственной службе, патриотизму и военно-патриотическому воспитанию, активизирует процесс патриотического воспитания и совершенствования патриотических качеств курсантов морского вуза.
1. О воинской обязанности и военной службе. Федеральный Закон. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/
2. Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе. Постановление Правительства РФ. Available at: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-postanovlenie-n1441-ot31121999-h505155/
3. Смит А. Теория нравственных чувств. Москва: Республика, 1997.
4. Фребель Ф. Воспитание человека. История дошкольной зарубежной педагогики: хрестоматия. Составители Н.Б. Мчелидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. Москва: Просвещение, 1974: 190-207.
5. Тимофеев А.В. Проблемы военно-патриотического воспитания молодежи в отечественных педагогических исследованиях. Вестник Вятского государственного университета. 2010; № 3-3: 16-22.
6. Мирзаев А.А. Концептуальные основы процесса военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 29-31.
7. Мухамедова ГХ. Педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов в военном вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2011.
8. Мамалова Х.Э., Ахмадова З.М. Военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи как патриотизм, преданность своему Отечеству. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 129-131.
9. Терминологический словарь современного педагога. Available at: https://didacts.ru/slovari/terminologicheskii-slovar-sovremennogo-pedagoga.html
10. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.
11. Прохорова М.П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования. Вестник Мининского университета. 2015; № 4: 21-39.
References
1. O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe. Federal'nyj Zakon. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/
2. Ob utverzhdenii Polozheniya o podgotovke grazhdan RF k voennoj sluzhbe. Postanovlenie Pravitel'stva RF. Available at: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-postanovlenie-n1441-ot31121999-h505155/
3. Smit A. Teoriya nravstvennyh chuvstv. Moskva: Respublika, 1997.
4. Frebel' F. Vospitanie cheloveka. Istoriya doshkol'noj zarubezhnoj pedagogiki: hrestomatiya. Sostaviteli N.B. Mchelidze, A.A. Lebedenko, E.A. Grebenschikova. Moskva: Prosveschenie, 1974: 190-207.
5. Timofeev A.V. Problemy voenno-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi v otechestvennyh pedagogicheskih issledovaniyah. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; № 3-3: 16-22.
6. Mirzaev A.A. Konceptual'nye osnovy processa voenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza v usloviyah informacionnogo mnogoobraziya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 29-31.
7. Muhamedova G.H. Pedagogicheskie usloviya voenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov v voennom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2011.
8. Mamalova H.'E., Ahmadova Z.M. Voenno-patrioticheskoe vospitanie studencheskoj molodezhi kak patriotizm, predannost' svoemu Otechestvu. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 129-131.
9. Terminologicheskij slovar' sovremennogo pedagoga. Available at: https://didacts.ru/slovari/terminologicheskii-slovar-sovremennogo-pedagoga.html
10. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.
11. Prohorova M.P., Semchenko A.A. Konceptual'nye osnovy i mehanizmy realizacii innovacionnogo razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Mininskogo universiteta. 2015; № 4: 21-39.
Статья поступила в редакцию 31.10.22