Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ НАРОДА'

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ НАРОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ИДЕОЛОГИЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА / ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Литвинова Екатерина Павловна

В статье рассмотрена роль патриотического воспитания как условие развития современного общества. Выделены ее цель, содержание и принципы воспитания молодежи. Определены особенности целенаправленного формирования патриотических чувств подрастающего поколения. Показана специфика формирования казахстанского патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ НАРОДА»

УДК 355.233.231.1.

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ НАРОДА

Кукубаева А.Х., Литвинова Е.П. Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассмотрена роль патриотического воспитания как условие развития современного общества. Выделены ее цель, содержание и принципы воспитания молодежи. Определены особенности целенаправленного

формирования патриотических чувств подрастающего поколения. Показана специфика формирования казахстанского патриотизма.

Ключевые слова: общенациональная идея, идеология общенационального патриотизма, принципы воспитания патриотизма, поликультурное образование, средства формирования патриотического воспитания, патриотическое сознание.

Решение государственных вопросов в жизни страны во многом зависит от уровня развития гражданского общества,

формирования патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитания готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Происходящие в последнее время в странах позитивные процессы связаны, прежде всего, со стабилизацией общественной жизни, социально-экономического положения,

которые создают благоприятные условия для достижения качественных результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении молодого поколения [1].

Эти изменения обусловлены

переосмыслением сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Патриотическое воспитание выступает неотъемлемой частью всей деятельности по подготовке молодежи к выполнению важнейших функций в различных сферах жизни.

Патриотизм - многогранное явление, представляющее собой сложный комплекс свойств и характеристик, проявляющихся на различных уровнях функционирования социальной системы. На уровне отдельного человека патриотизм рассматривается как один из элементов его личностной структуры и является одной из базовых составляющих национального самосознания народа [2].

В широком смысле понятие «патриотизм»

обычно трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм - это категория нравственная [3].

Патриотизм выполняет следующие функции: интегративную (объединение государства и сохранение нации как единого целого), регулирующую (ориентирует поведение на формирование готовности к защите государственного суверенитета и национальной самобытности), развивающую (развитие культурных традиций и ценностей, укрепление преемственности развития общества). Таким образом, патриотизм является условием развития общества.

Прежние подходы к раскрытию сущности патриотизма были ошибочны потому, что господствовала идеология советского патриотизма. В условиях развития независимости стран должна формироваться общенациональная идея, идеология

общенационального патриотизма.

Патриотизм как неотъемлемая часть общенациональной идеи, является основой сплочения нации и народностей, живущих в Казахстане. В системе новой идеологии республики актуальной является идея общеказахстанского патриотизма. Она основана на независимости, демократии и направлена на сплоченность, терпимость и культурное возрождение.

Казахстанский патриотизм как социально-политическое явление есть совокупность идей и чувств, формирующихся под воздействием исторического сознания, культуры,

общенациональных и общегражданских идей. На современном этапе развития общества формирование у молодежи патриотических чувств имеет огромное значение в обеспечении единства и целостности многонационального Казахстана. Во все времена в обществе патриотизм является и остается важным духовным достоянием личности, фундаментом государственности республики.

Основой казахстанского патриотизма является, прежде всего, общность исторических судеб этносов, проживающих на территории Казахстана. Наша республика является полиэтническим государством. Это

обстоятельство определенным образом влияет на формирование социально-политических процессов внутри страны.

В становлении новой идеи казахстанского патриотизма создавались определенные препятствия и трудности. К примеру, наблюдается тенденция возрождения идеологии жуза, групповщины, коррупции. Стали появляться лица, которые стремятся по-своему перекраивать историю своего народа. Одной из проблем в области патриотического воспитания являются несформированность ценностных ориентаций и патриотических чувств молодежи, их общественная пассивность. Не преодолены проблемы семейного воспитания, нравственного развития молодежи.

Важным условием развития Казахстана является обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия. По поручению Первого Президента страны разработана Доктрина национального единства, основанная на положениях Конституции, нормативно-правовых актах. В ней изложены цель, задачи, принципы и основные направления реализации национальной политики [4].

Одна из главных задач современного общества - формирование развитой личности. Основным институтом патриотического воспитания является система образования. В условиях развития современного общества особую актуальность приобретают вопросы воспитанияпатриотизма, чувства долга,

ответственности.

Под воспитанием понимается

целенаправленное развитие каждого человека как неповторимой человеческой

индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих возможностей человека.

Глобальные изменения в обществе, возникновение проблем воспитания молодежи способствовали переосмыслению сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Оно выступает неотъемлемой частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших функций в различных сферах жизни.

Основной целью патриотического воспитания является формирование

нравственных, профессиональных и

физических качеств, определяющих осознанное стремление личности или группы к патриотической деятельности.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В содержании патриотического воспитания можно выделить различные аспекты социальной деятельности. В частности, культурно-исторический компонент включает воспитание у молодежи чувства любви к Родине, национальной гордости, воспитание чувства благодарности к нашим предкам, к таланту народа. Военно-исторический аспект патриотического воспитания отражает ознакомление с отечественной историей. Задачи экологического направления заключаются в овладении понятиями и фактами о ценности природы как источника материальных и духовных ценностей общества, о воздействии человека на природу, в познании и общении с природой.

К принципам патриотического

воспитания относится направленность воспитания на укрепление единства и целостности стран, сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских

отношений народов, содействие развитию национальных культур, содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов, формирование у каждого нового поколения национального самосознания.

Следовательно, несмотря на изменения в сфере образования, задача системы образования остается неизменной - воспитание конкурентоспособного гражданина, раскрытие роли знаний с точки зрения воспитания будущих поколений.

Глобальные изменения в обществе, возникновение проблем воспитания молодежи способствовали переосмыслению сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Оно выступает неотъемлемой частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших функций в различных сферах жизни.

Решение проблемы воспитания патриотизма требует на современном этапе развития общества создание новой идеологии в образовательной и воспитательной

деятельности. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является то, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте.

Становление чувства патриотизма -сложный, многогранный процесс,

детерминируемый многими условиями и факторами. В школе осуществляется процесс воздействия на развитие сознания детей. Она готовит молодежь к жизни на основе формирования гражданской ответственности перед родиной, знаний об общественных ценностях, развития личностных качеств гражданина своей страны, приобщения к культуре.

Воспитание патриотизма - очень тонкое дело, поскольку граничит с такими его крайними проявлениями как национализм и шовинизм. Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с детства. Есть определенная специфика в работе с детьми разного возраста. Так, в общении с дошкольниками и младшими школьниками большое значение имеет эмоциональное воздействие на ребенка, тогда как с подростками актуальной является задача

оказания помощи взрослеющему человеку в осмыслении человеческих ценностей [5].

Патриотизм как общественный феномен формируется целенаправленно. Проблемы воспитания патриотизма решаются различными путями. Оно включает в себя такие важные направления как формирование высокого патриотического сознания (чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга), воспитание активной гражданской позиции личности, военно-патриотическое воспитание, воспитание толерантности.

Активность патриотического сознания во многом зависит от патриотического воспитания. Актуальна выработка новой идеологии; совершенствование роли общественных движений, партий

государственных структур, печати в патриотическом воспитании; формирование долга ответственности за судьбу своего народа, защиты его интересов [6].

Средствами формирования мировоззрения молодежи по праву считаются реализация межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе, переосмысление истории развития своего народа, знание правовой культуры.

Велика роль этнопедагогики в системе патриотического воспитания. Оно

основывается на знании народной педагогики, уважении государственных символов, формировании патриотизма и любви к Отечеству на основе гуманистических ценностей. Педагогические знания и воспитательный опыт, сохранившиеся в фольклоре и народных традициях, отражают мировоззрение этноса. Система воспитания подрастающего поколения направлена на воспитание исторической памяти,

формирование национального самосознания на базе других культур и соотношении национального и интернационального как основы патриотического воспитания молодежи.

Этнопсихологические основы

патриотического воспитания отражают ощущение себя гражданином своей страны, установку на признание роли государственных символов и национальных традиций, интерес к истории своего народа, понимание культуры и традиций. На основе усвоения родного языка, истории и культуры народа развивается

национальное сознание и характер личности. В настоящее время особую актуальность приобретает формирование этнокультурной толерантности на основе единства и дружбы народов.

Вопросы патриотического воспитания могут быть решены через воздействие национальных традиций на сознание людей. Они способствуют приобщению к культуре народа, восстановлению исторической памяти, сохранению национальной психологии. Сегодня нельзя ощущать себя истинным носителем той или иной национальности, не ознакомившись с происхождением своего народа. На протяжении многих веков наши предки, находясь в суровых условиях среды, отстаивали свои территорию, которая ассоциировалась с понятием «Родина».

Спецификой многонационального

Казахстана считается поликультурное образование, ориентированное на достижение взаимоуважения и гармонии среди людей разных этнических групп. Его целью является формирование активной личности.

Поликультурное образование формирует у молодежи представление о многообразии и богатстве культурного наследия Казахстана, сочетает в себе особенности традиционного казахского менталитета, этнические

особенности других народов республики.

Концепция государственной молодежной политикив республике направлена, в первую очередь, на развитие принципов патриотического воспитания молодежи, и поддержку категорий, которые долгое время оставались в тени: рабочей, сельской, маргинальной молодежи [7].

Основной задачей Концепции

государственной молодежной политикив республике является формирование у молодых людей чувства подлинного патриотизма, уважения традиций и культуры своего народа, принципов этнического взаимоуваженияи культурного взаимообогащения.

Реализация Концепции позволит сформировать казахстанскую молодежь патриотичной, ответственной за себя, свою семью и нашу Родину, хорошо образованной, впитавшей ценности и культуру казахстанского арода.

Концепция организации воспитательной работы в вузе определяет сущность, основные

направления организации воспитательной работы на современном этапе. В ней отражены основные концептуальные подходы, содержащиеся в Комплексной программе воспитания в организациях Республики Казахстан, ориентированной на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение интегративности учебного и воспитательного процессов. Новое социальное время, новая социальная среда, новые социальные реалии, новая идеология общества ставят перед высшим образованием новые задачи в подготовке специалистов.

Уникальный и эффективный механизм национальной политики заложен в деятельности Ассамблеи народа Казахстана [8]. Ею проводится большая работа по воспитанию патриотизма и интернационализма, укреплению дружбы и чувства единения. Именно Ассамблея была и остается школой воспитания людей, беззаветно преданных своей

многонациональной стране, глубоко

осознающих свою ответственность перед народом.

Казахстанская идентичность определяется символами страны, государственным языком. Президент нашей страны поставил перед народом задачу знания трех языков. Очень важно при этом знать свою родную культуру. Но для решения этих задач нам необходимо объединиться вокруг национальной идеи.

Библиографический список

1.Патриотизм как фактор развития российской государственности / Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Ассамблея народов России, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, Московский дом национальностей; [под общ. ред. И.В. Бочарникова]. - М.: Московский дом национальностей, 2015. - 368 с.

2. Кукубаева А.Х., Нысанбекова Ж.Н. К вопросу о самосознании личности и этноса //«Наука и реальность /Sciens & Reality», 2020. -№ 1, 2020. - С. 21-25.

3.Монастырский Д.В. Роль формирования патриотизма молодежи в технологической и социальной модернизации России //Гуманитарий Юга России. 2016. - №4. - 254263.

4. Доктрина национального единства Казахстана (одобрена Администрацией президента 29 апреля 2010г.).

5. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников : учебно-методическое пособие. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.

6. Нурлигенова З.Н. Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история и перспективы / З.Н. Нурлигенова, К.М. Амантаева, Д.Н. Курбанова //Молодой ученый.

2017. - №45 (179). - С. 160-163.

7. Концепция государственной молодежной политики до 2020 года (Постановление Правительства Республики Казахстан за № 191 от 27 февраля 2013).

8. Закон «Об Ассамблее народа Казахстана. 20 октября 2008г.

Кукубаева Асия Хайрушевна, доктор психологических наук, профессор кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: кukubaeva_2011@mail.ru

Литвинова Екатерина Павловна, студентка 3 курса образовательной программы «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Дата поступления статьи: 15.03.2021

© Кукубаева А.Х., Литвинова Е.П., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.