Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗНЫХ НАРОДОВ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Ющенко Яна Викторовна

В статье рассмотрены особенности этнокультурной социализации учащихся. Выделена роль национально-культурных особенностей общности. Отмечена роль игровой деятельности учащихся начального школьного звена, одной из функций которой является социализация. Показана роль образовательной системы в воспитании этнокультурных ценностей детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Ющенко Яна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кукубаева А.Х., Ющенко Я.В.

Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассмотрены особенности этнокультурной социализации учащихся. Выделена роль национально-культурных особенностей общности. Отмечена роль игровой деятельности учащихся начального школьного звена, одной из функций которой является социализация. Показана роль образовательной системы в воспитании этнокультурных ценностей детей.

Ключевые слова - социализация, культура национальных особенностей разных народов, этническое самосознание, игровая деятельность, воспитание учащихся, психическое развитие ребенка.

Становление личности происходит в ходе освоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что определяется таким известным термином социализации. С одной стороны, социализация - это процесс усвоения человеком тех форм деятельности, этических норм и ценностных ориентаций, значимых в обществе. От социализации следует отличать воспитание, представляющее собой целенаправленное воздействие на сознание личности. С другой стороны, это образование рассматривается, на основе которого передаются ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим.

Процесс социализации дает возможность более полно усвоить само понятие личности и увидеть ее составляющие. Социализация объясняет истоки человеческих обычаев, норм и ценностей, отражает исторический контекст и социальное положение людей на нее повлиявших. Сама же по себе она является одним из главнейших отличий человека от животного т.к. она формируется как существо социальное путем привития человеку социальных навыков и умений, человеческого интеллекта.

В опыте каждой нации, любого малочисленного народа есть свои неповторимые, национальные черты. Знакомство и освоение культуры, национальных традиций и обычаев разных народов делает человека более обогащенным в нравственном плане.

С самого начала становления психики детей именно знание особенностей национальных особенностей народов представляет собой начало в изучении культур, понимании духовных ценностей.

К исследованию этих важных для общества вопросов неоднократно обращались известные российские философы, историки, культурологи (А.И. Арнольдов, Н.А. Бердяев, А.Н. Дмитриев, В. И. Добрынин, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, В.С. Соловьев, В.В. Розанов и др.) [1-2].

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» [3] выделены такие основополагающие принципы политики в области государства и образования, как развитие гражданско-патриотических и национальных ценностей, ценностей здорового образа жизни человека, самостоятельности и ответственности личности, уважения прав и свободы человека, активизация людей к получению образования, взаимосвязь процессов обучения, воспитания и развития личности.

В Республике Казахстан перед системой образования стоит важнейшая задача воспитания социально активных членов общества с высоким уровнем развития национального самосознания и патриотизма, обладающих чувством гражданской ответственности, духовности и культуры, реализующих себя в процессе инновационной экономики [4, стр. 327].

Велика роль изучения национальной культуры еще со школьных лет. В работах известных ученых ребенок рассматривается как член социальной общности, которому в процессе жизни и обучения важно успешно осваивать и в дальнейшем развивать культурный код нации (В.Г. Безносов, В.П. Зеньковский, Д.С. Лихачев) [5].

Наравне с этим высказываются идеи о целенаправленном формировании знаний, умений, навыков, а также эмоциональной сферы личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [6].

В сложившихся условиях становления рыночных экономических отношений и глобализации ведущая роль отводится школьной системе образования, основанной на лучших традициях развития моральных, нравственных качеств молодого поколения.

Наиболее эффективным способом приобщения учащихся к культуре народов становится игра. Она как ведущий тип деятельности детей в возрасте 6-7 лет до 10-11 лет (с 1по 4 классы) охватывает все сферы его жизнедеятельности. Она позволяет ребенку осознать свои интересы, желания и склонности в изменяющихся современных условиях развития общества.

Следовательно, одной из важных назначений игры как средства развития творческих способностей детей по праву считается социализация, когда ребенок научается общению с окружающими, успешно адаптируется к социуму, развивает в себе личностно-значимые черты характера [7].

К сожалению, компьютер и другие продукты современных информационных технологий вытесняют традиционную игру, очень необходимую для нормального психического развития и социализации ребенка. Эффективно противостоять влиянию негативных социально-культурных факторов можно при условии активного использования опыта традиционной народной культуры, которая, несмотря на все потери, продолжает жить в фольклоре, народных игрушках, религиозном сознании человека [8].

Высокие результаты социализации детей в возрасте 7-11 лет свидетельствуют о значимости данного феномена в жизни подрастающего поколения. Знание ими народных традиций - один из важнейших предметов исследования в психологической науке. Раскрытие секретов приобщения к национальной культуре по готовым результатам может пролить свет на особенности педагогической культуры народов в целом. Разным странам давно известен обычай судить о человеке по его происхождению и образованности, системе воспитания родителей. Должное внимание обращалось внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и деятельность.

Таким образом, рассматриваемая нами проблема социализации детей, обучающихся в начальном школьном звене, является не только возможной, но и очевидно необходимой для современного общества мерой. Именно так можно не только решить ряд современных проблем в вопросе становления и развития личности ребенка, но и значительно расширить возможности развития современного общества.

Библиографический список

1. В. М. Межуев //Личность. Культура. Общество. - 2006. - Т. VIII. - Вып. 1 (29). - С. 37-59.

2. Норкина Е.А. Уникальность концепции М.С. Кагана: взгляд современника //Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 1071-1073.

3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г.

4. Об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2019-2020 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. - Нур-Султан: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2019. - 476 с.

5. Звягин Г.М. Православно-педагогическая антропология В.В. Зеньковского. Тула, 2017.

- 15 с.

6. Маклаков А. Общая психология. СПб.: Питер, 2019. - 583.

7. Шевчук И.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации личности младшего школьника // Инновационные технологии в образовании и науке: сб. матер. II Межд. науч. - практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары, 2017. - С. 191-196.

8. Соломина Д.Е. Народная кукла как средство социализации детей младшего школьного возраста // Инновационная наука. - 2017. - №12.

Кукубаева Асия Хайрушевна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Социально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Ющенко Яна Викторовна, магистрант 2 курса специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.