УДК 373.
ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Кукубаева А.Х., Ющенко Я.В.
Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье рассмотрены особенности этнокультурной социализации учащихся. Выделена роль национально-культурных особенностей общности. Отмечена роль игровой деятельности учащихся начального школьного звена, одной из функций которой является социализация. Показана роль образовательной системы в воспитании этнокультурных ценностей детей.
Ключевые слова - социализация, культура национальных особенностей разных народов, этническое самосознание, игровая деятельность, воспитание учащихся, психическое развитие ребенка.
Становление личности происходит в ходе освоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что определяется таким известным термином социализации. С одной стороны, социализация - это процесс усвоения человеком тех форм деятельности, этических норм и ценностных ориентаций, значимых в обществе. От социализации следует отличать воспитание, представляющее собой целенаправленное воздействие на сознание личности. С другой стороны, это образование рассматривается, на основе которого передаются ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим.
Процесс социализации дает возможность более полно усвоить само понятие личности и увидеть ее составляющие. Социализация объясняет истоки человеческих обычаев, норм и ценностей, отражает исторический контекст и социальное положение людей на нее повлиявших. Сама же по себе она является одним из главнейших отличий человека от животного т.к. она формируется как существо социальное путем привития человеку социальных навыков и умений, человеческого интеллекта.
В опыте каждой нации, любого малочисленного народа есть свои неповторимые, национальные черты. Знакомство и освоение культуры, национальных традиций и обычаев разных народов делает человека более обогащенным в нравственном плане.
С самого начала становления психики детей именно знание особенностей национальных особенностей народов представляет собой начало в изучении культур, понимании духовных ценностей.
К исследованию этих важных для общества вопросов неоднократно обращались известные российские философы, историки, культурологи (А.И. Арнольдов, Н.А. Бердяев, А.Н. Дмитриев, В. И. Добрынин, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, В.С. Соловьев, В.В. Розанов и др.) [1-2].
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» [3] выделены такие основополагающие принципы политики в области государства и образования, как развитие гражданско-патриотических и национальных ценностей, ценностей здорового образа жизни человека, самостоятельности и ответственности личности, уважения прав и свободы человека, активизация людей к получению образования, взаимосвязь процессов обучения, воспитания и развития личности.
В Республике Казахстан перед системой образования стоит важнейшая задача воспитания социально активных членов общества с высоким уровнем развития национального самосознания и патриотизма, обладающих чувством гражданской ответственности, духовности и культуры, реализующих себя в процессе инновационной экономики [4, стр. 327].
Велика роль изучения национальной культуры еще со школьных лет. В работах известных ученых ребенок рассматривается как член социальной общности, которому в процессе жизни и обучения важно успешно осваивать и в дальнейшем развивать культурный код нации (В.Г. Безносов, В.П. Зеньковский, Д.С. Лихачев) [5].
Наравне с этим высказываются идеи о целенаправленном формировании знаний, умений, навыков, а также эмоциональной сферы личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [6].
В сложившихся условиях становления рыночных экономических отношений и глобализации ведущая роль отводится школьной системе образования, основанной на лучших традициях развития моральных, нравственных качеств молодого поколения.
Наиболее эффективным способом приобщения учащихся к культуре народов становится игра. Она как ведущий тип деятельности детей в возрасте 6-7 лет до 10-11 лет (с 1по 4 классы) охватывает все сферы его жизнедеятельности. Она позволяет ребенку осознать свои интересы, желания и склонности в изменяющихся современных условиях развития общества.
Следовательно, одной из важных назначений игры как средства развития творческих способностей детей по праву считается социализация, когда ребенок научается общению с окружающими, успешно адаптируется к социуму, развивает в себе личностно-значимые черты характера [7].
К сожалению, компьютер и другие продукты современных информационных технологий вытесняют традиционную игру, очень необходимую для нормального психического развития и социализации ребенка. Эффективно противостоять влиянию негативных социально-культурных факторов можно при условии активного использования опыта традиционной народной культуры, которая, несмотря на все потери, продолжает жить в фольклоре, народных игрушках, религиозном сознании человека [8].
Высокие результаты социализации детей в возрасте 7-11 лет свидетельствуют о значимости данного феномена в жизни подрастающего поколения. Знание ими народных традиций - один из важнейших предметов исследования в психологической науке. Раскрытие секретов приобщения к национальной культуре по готовым результатам может пролить свет на особенности педагогической культуры народов в целом. Разным странам давно известен обычай судить о человеке по его происхождению и образованности, системе воспитания родителей. Должное внимание обращалось внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и деятельность.
Таким образом, рассматриваемая нами проблема социализации детей, обучающихся в начальном школьном звене, является не только возможной, но и очевидно необходимой для современного общества мерой. Именно так можно не только решить ряд современных проблем в вопросе становления и развития личности ребенка, но и значительно расширить возможности развития современного общества.
Библиографический список
1. В. М. Межуев //Личность. Культура. Общество. - 2006. - Т. VIII. - Вып. 1 (29). - С. 37-59.
2. Норкина Е.А. Уникальность концепции М.С. Кагана: взгляд современника //Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 1071-1073.
3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г.
4. Об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2019-2020 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. - Нур-Султан: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2019. - 476 с.
5. Звягин Г.М. Православно-педагогическая антропология В.В. Зеньковского. Тула, 2017.
- 15 с.
6. Маклаков А. Общая психология. СПб.: Питер, 2019. - 583.
7. Шевчук И.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации личности младшего школьника // Инновационные технологии в образовании и науке: сб. матер. II Межд. науч. - практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары, 2017. - С. 191-196.
8. Соломина Д.Е. Народная кукла как средство социализации детей младшего школьного возраста // Инновационная наука. - 2017. - №12.
Кукубаева Асия Хайрушевна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Социально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Ющенко Яна Викторовна, магистрант 2 курса специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).