УДК 378
Сергеева Валерия Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Инновационного Евразийского университета, [email protected], Павлодар, РК
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПАТРИОТИЗМУ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
Sergeyeva Valeriya Viktorovna
The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of pedagogics and psychology of Innovative Euroasian university, [email protected], Pavlodar, KZ
THE CULTUROLOGICAL APPROACH TO PATRIOTISM OF TEACHERS IN THE CONDITIONS OF MODERN SOCIETY
Сейчас много говорят о воспитании казахстанского патриотизма, о том, в чем смысл этого понятия, каковы его главные принципы. Но само понятие патриотизма имеет очень глубокое, труднооценимое значение. Патриотизм - любовь к родине, чувство ответственности за ее судьбу, готовность и способность служить ее интересам и способствовать ее успехам в сфере внутренней жизни и на международной арене. Чувство родины - это святое чувство. Наше поколение, выросшее и воспитанное на советском патриотизме, переживает эпохальные преобразования, которые коснулись буквально всех постсоветских государств. Появились новые государства со своей концепцией государственного строительства и государственности. Не исключение и Казахстан.
У Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева есть прекрасные слова: «Изменились мы сами, наше мышление и мировоззрение. Мы без особых подсказок поняли, что только собственный труд станет источником благосостояния, а государство должно создать для этого должные усло-вия»[1].
Родина - не просто слово. Каждый человек считает своей Родиной то место или край, где он родился и вырос, где прожил всю жизнь, познал счастье и горе, радости и невзгоды, где находится земля его предков[2]. Работа по патриотическому воспитанию граждан, и в том числе детей и молодежи, требует дальнейшего совершенствования и развития. В сознании многих людей патриотическое воспитание подрастающего поколения сводится лишь к выполнению воинского долга, что значительно сужает содержание понятия патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание молодежи сегодня не в полной мере отвечает требованиям формирования патриотического сознания, в том числе государственного сознания, а также воспитания чувства верности и преданности
своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и основных конституционных обязанностей. Казахстанский патриотизм - это нечто особое. Так как речь в данном случае идет об отношении многонационального народа Казахстана к одной, общей для представителей множества народов Родине.
Каждый гражданин благодаря патриотическому самосознанию может способствовать реализации государственной идеологии, которая необходима обществу. Но необходимо отметить, что существует проблема формирования патриотического самосознания как у подрастающего поколения, так и у граждан Республики Казахстан. Тем более всем известно и то, что патриотическое сознание формируется, прежде всего, на базе исторического сознания нации и народа [3].
Патриотическое сознание и государственное мировоззрение зиждется на историческом самосознании народа, на знании своей истории. Однако в колониальные годы и в годы господства тоталитарного режима историческое сознание народа Казахстана вымывалась всеми средствами. Из исторической памяти народов вычеркивалась история великих государств, славных правителей, народных героев, служивших и защищавших свое Отечество и государство. Постепенно нивелируя историческую память народа, казахский этнос пытались превращать в «пастушескую нацию», что послужило ликвидации государственного самосознания, государственности в системе взглядов у народа [4]. В нынешних условиях для формирования патриотического самосознания, патриотического мировоззрения у молодежи необходимо восстановить историческую память народа, формировать историческое самосознание, которое и будет лежать в основе казахстанского патриотизма. Сопричастность к славной истории своих великих предков и связь времен, ответственность перед государством в той или иной мере существовавшей тысячелетиями является той прочной базой государственности в мировоззрении каждого гражданина и казахстанского патриота.
То есть историческое сознание дает возможность осознать необходимость сохранения исторической памяти своего государства, воспитания любви к своей стране. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании казахстанского патриотизма и патриотического сознания студенческой молодежи.
Решение данной проблемы тесно взаимосвязано с системой образования и культуры. Так как перед образованием стоит задача воспитания у молодежи уважительного отношения к историко-культурному наследию, что приведет к росту исторического сознания, формирования в общественном сознании молодежи общезначимых ценностей, объединяющих все поколения общества.
Образ страны и чувство своей неразрывной связи с родиной формируются особыми усилиями со стороны государства, общества, через механизмы и институты, прежде всего, через образование. В этой связи необходимо активное привлечение учреждений образования, которые должны воспитывать обучающихся в духе казахстанского патриотизма [8].
Патриотизм традиционно рассматривается как нравственный и политический принцип воспитания, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за ее прошлое и настоящее. Казахстанский патриотизм не новое понятие. И мы убеждаемся вновь сегодня, что без этого направления в воспитательной системе образования Республики Казахстан нет перспективы дальнейшего его развития. Это означает, что нам важно: каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важнейшие социальные роли: роль гражданина и роль патриота. Поэтому государственная концепция образования Казахстана строится следующим образом: воспитание казахстанского патриотизма, осуществляемое через познание национальных этнокультурных традиций и обычаев в привитии уважения к историческому прошлому [9; 10].
У истоков казахстанского патриотизма стоят три крупнейших исторических события, по мнению известного поэта и политического деятеля М. Шаханова, олицетворяющих три этапа борьбы казахского народа за свободу и независимость:
1. Отрарский подвиг народа, шестимесячная борьба в Отраре против полчищ Чингисхана возвестила всему миру о высоком духовном качестве казахского народа.
2. Почти полуторовековая борьба против джунгарских завоевателей за сохранение самостоятельности и национальной государственности.
3. Декабрьские события 1986 года. Первые ласточки против тоталитаризма родились на казахской земле и напомнили миру о неумирающем национальном духе.
У нас есть богатая история, есть примеры из жизни исторических личностей, образцы поведения народа в трудные кризисные периоды истории, которые должны изучаться и применяться в формировании личности будущего педагога.
Согласно концепциям В. И. Вернадского, Н. О. Лосского, И. М. Ильинского, И. С. Кона «только высокоморальный и высоконравственный человек руководствуется такими правилами поведения, которые совпадают как с общественными, так и с его внутренними мотивами» [11]. Духовность в жизни человека проявляется в его свободе, активности, любви и милосердии, стремлении к преобразованию жизни. Духовность - сущностное качество патриотизма, и в связи с этим, составляющая патриотической культуры. Данный подход изменит отношение к системе патриотического воспитания в сфере образования. Уровень патриотической культуры личности показывает уровень развитости ее сознания и самосознания, выражает их мировоззрение, гражданскую позицию, отношение к нуждам и потребностям общества и в итоге является показателем социально-политической и нравственной зрелости личности.
Современное общество нуждается в принятии общечеловеческих и возрождении национальных ценностей. Нужно понять и раскрыть взаимосвязанные проблемы воспитания и образования молодого поколения, ибо ко-
нечная цель учения - самосовершенствование человека. Однако практика показывает, что большинство молодых людей безразличны к таким явлениям, как гражданский долг, патриотизм, ответственность, общественная деятельность. Знания ими не рассматриваются как жизненная ценность [5].
Значительно снизилось внимание граждан к ценностям культуры. При этом указывается на недостаток культуры у наиболее образованной части населения. Падение культуры общества не могло не сказаться на снижении культурного уровня школы как воспитательного института общества. В школьной жизни присутствуют факты безответственности, неряшливости в делах и взаимоотношениях, бесцеремонность поведения и низкая речевая культура. В воспитательной работе учреждений образования имеет место формализм, неопределенность в совершенствовании воспитания личности, построение воспитательной работы на агитации, количественный учет проводимых с воспитанниками мероприятий (собрания, кружки, классные часы, смотры, соревнования), гонка за внешней формой воспитательной работы, невнимание к возрастным, индивидуальным особенностям в применении методов воспитания, административно-командный стиль в отношениях. Все это приводит к формированию негативных качеств личности в процессе воспитания. Воспитательная работа приобретает второстепенный характер, причиной тому распространенный подход к обучению и воспитанию как к двум разным процессам. Воспитание рассматривается как сопутствующий процесс образованию, в то время как образование является средством воспитания [5; 6].
Переход к рыночным отношениям наложил отпечаток и на высшую школу. Подготовка студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности осуществляется в условиях глобального кризиса во всех сферах жизнедеятельности нашего государства: социальной, политической, культурной; в условиях снижения жизненного уровня большинства населения; резкого отторжения студентов от культурных центров, театров, библиотек; коммерционализация образования; низкого уровня организации студенческого самоуправления; слабого материально-технического и научно-методического оснащения воспитательного процесса, что повлекло за собой деформацию всей системы целенаправленной воспитательной работы в вузах. Все это, в свою очередь, повлияло на интеллектуальный и профессиональный уровень подготовленности будущих педагогов. Разработка системы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности должна сочетать новейшие достижения мирового и отечественного опыта. В вузах необходима целенаправленная работа по удовлетворению и развитию национально-культурных потребностей, направленная на возрождение национальных и духовных ориентиров, нравственных и культурных ценностей, ее учет в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Учебно-воспитательный процесс в вузе рассматривается многими авторами как процесс введения личности студента в контекст общечеловеческой культуры, обретение ею способности жить в условиях гармоничного един-
ства с окружающей действительностью на основе высших ценностей, воссоздавая и созидая их, но мало кто рассматривает развитие будущего педагога в ракурсе национальной культуры.
Достижения современной науки, в том числе труды отечественных педагогов и психологов, свидетельствуют о том, что профессиональная подготовка будущих педагогов составляет одну из главных задач современного общества. Условием эффективности данного процесса является самостоятельный выбор или осознанное принятие будущими специалистами содержания и целей деятельности.
Исследователями Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина были выделены основания проектирования педагогических решений в рамках реформирования национального образования РК в русле организации образования, ориентированного на результат, к числу которых они относят: влияние человеческого фактора в развитии цивилизации; резкое убыстрение развития цивилизации; взаимосвязь и взаимозависимость социальных, научных, техногенных и духовных составляющих человечества; невидимая материальность духовного мира, совершенствование духовного зрения, одухотворенного сознания, а, на ряду с этим, что важно для нас, ученые отмечают увеличение значимости функции культурного наследия, культурологической направленности развития человека, сохранение целостной культурно духовной ментальности [12].
Духовность как свойство личности становится все более важным фактором в современном общественном развитии государства. Любовь к Родине формируется знанием ее истории и умением использовать это знание в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий. Элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям проявлялись еще в древности, в связи с чем опыт поколений имеет переходящее значение и его необходимо тщательно изучить и пропагандировать. Следует помнить, что своеобразно сложилась наша нелегкая история, особенно в послереволюционные годы. Массовое сознание ориентировалось в первую очередь на образцы ниспровергателей старого, бунтарей, борцов за народное дело.
До сегодняшнего момента явно просматривалась прозападная, проамериканская настроенность целого ряда СМИ, отсутствие национальных и культурных основ, национальных традиций и интересов в их деятельности, что уже негативно отразилось на воспитании целого поколения молодежи, ориентированного в своей значительной части не на традиционно национальные, а на западные ценности, пренебрежительно и отстраненно воспринимающего свою национальную культуру, историю и традиции. Личность формируется под воздействием того общества, в котором она живет, следовательно, уровень патриотической культуры определяется тем, насколько эта личность вписалась в социально-политические отношения и способствует развитию и укреплению общественного устройства.
В современной социокультурной реальности параллельно существуют два вида человеческой деятельности - патриотическая и прагматическая - космополитическая. Они выражают глобальные изменения в мире на рубеже XXI века. Трансформация реальности меняет представление о патриотизме как универсалии культуры. Методологически важно исследовать новые трактовки патриотизма, выявить степень соответствия модели «классического» патриотизма ХУШ-Х1Х веков социокультурной реальности. Понятие культуры, связанные с ней принципы патриотизма сегодня не объясняют всю реальность. Патриотизм как явление, как универсалия культуры переживает кризис, но не перерождение, человек теряет нравственные ориентиры, духовность, но не перестает быть человеком, имеющим одну родину. Следует учитывать, что социокультурная реальность изменяется так быстро (рыночные отношения во всех сферах деятельности, компьютеризация и т. п.), что возникла необходимость скоординировать с ней содержание понятия «патриотизм». Так мы вывели новое понятие «патриотическая культура» и наполнили его особым содержанием согласно позиции образования.
Под патриотической культурой будущего педагога мы понимаем высокий уровень патриотического сознания, овладения знаниями в области патриотизма и активное использование их в своей профессиональной педагогической деятельности по передачи национальных ценностей учащимся в процессе воспитательной работы а так же уровень патриотически - культурного развития учителя, обеспечивающий его профессиональную саморегуляцию [7].
Проблему патриотизма и его воспитания, мы предлагаем анализировать с учетом понятия «культура». Проблема патриотического воспитания решается за счет приближения человеческого существования к тому патриотическому потенциалу, который содержится в культуре. В отношении культуры, которую индивид оценивает как «свою», смысл патриотизма является самоочевидным, а открытость данной культуры повышает потенциал патриотизма в обществе.
Библиографический список
1. Назарбаев, Н. А. Казахстанский путь. Алматы, 2007.
2. Назарбаев, Н. А. «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики»// Послание Президента РК. - Астана, 2008.
3. Борисенков, В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки [Текст] / В. П. Борисенков // Педагогика. - 2004 - № 4.
4. Сластенин, В. А. Личностная парадигма образования [Текст] / В. А. Сласте-нин // Педагогика. - 2005 - № 1.
5. Беловолов, В. А. Аксиологическая составляющая правового обучения учащейся молодежи [Текст] // В. А. Беловолов, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. - 2009 - № 10. - С. 214-218
6. Сластенин, В. А., Беловолов В. А. Личностно ориентированное обучение в процессе профессиональной подготовки специалиста [Текст] / В. А. Сластенин,
B. А. Беловолов, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 11.-С. 117-130.
7. Павлов В. И. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание будущих учителей [Текст] /В. И. Павлов // Сибирский педагогический журнал. — 2010. —
C. 139-147.
8. Колесникова, И. А. Образование как саморазвитие личности [Текст]
/ И. А. Колесникова // Проблемы образования в современной социокультурной ситуации. Отв. редактор Тарасов СВ., М.: Педагогика, 1996.
9. Наурызбаева, Р. Н. Воспитательный потенциал казахских народных сказок в развитии художественно-творческой деятельности воспитанников [Текст]
/ Р. Н. Наузырбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 5. - С. 329-339.
10. Санабаев, У. К. Педагогические основы воспитания патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД РК: автореф... канд. дис., Караганда, 2004.
11. Моль, А. Социодинамика культуры [Текст] / А. Моль // М.: Прогресс, 1973.
12. Нарибаев, К. Научные и нормативно-правовые основы реформирования высшего образования [Текст] / К. Нарибаев //Образование. - 2008. - № 1 (37).
УДК 378.01
Соловьева Юлия Николаевна
Ведущий специалист отдела дошкольного образования, управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Solovyeva Julia Nikolaevna
Leading specialist of pre-school education sector of Department of education, Yoshkar-Ola city, [email protected]
SOCIAL QUALITIES FORMATION MODEL OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN PRODUCTIVE ACTIVITIES
В условиях современного социума возникает жизненно-важная потребность в формировании нового типа личности - активного человека с высокоразвитым творческим потенциалом, способного к быстрому принятию