УДК 316.3/.4
С.С. Кулмагамбетова ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА
Статья посвящена вопросам воспитания казахстанской молодежи в духе патриотизма. Рассматриваются понятия казахстанского патриотизма. Именно воспитание патриотизма представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина Казахстана, а для этого примером для подражания и воспитателем молодежи должен быть каждый педагог высшего учебного заведения.
Воспитание молодежи, формирование патриотизма, государственный язык, казахстанский патриотизм, национальное самосознание, студенческая молодежь, суверенный Казахстан
S.S. Kulmagambetova EDUCATION BY MEANS OF PATRIOTISM
This article is devoted to educating the youth of Kazakhstan in the spirit of patriotism. The article deals with the concept of Kazakhstan patriotism. Inculcation of patriotism is a holistic educational process aimed at forming and developing patriotic qualities of each individual citizen of Kazakhstan, and for that, as role models and mentors of the young people should be every teacher working at an educational institution.
Education of youth, formation of patriotism, national language, Kazakhstan patriotism, national consciousness, college students, independent Kazakhstan
Молодежь современного Казахстана - это принципиально новое поколение, выросшее в условиях разрушения старой системы, кардинальных и крайне трудных реформ в политике, экономике и социальной сфере.
Именно молодое поколение будет определять будущее нашей республики в XXI веке. И не случайно нынешнее Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу названо «Построим будущее вместе!» - все стратегические цели его политики адресованы, в первую очередь, молодежи.
Молодежь сегодня имеет широкие возможности принимать участие в формировании и реализации программ и проектов, направленных на решение важнейших социальных вопросов. Эту работу координируют советы по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан, по патриотическому воспитанию граждан и делам молодежи при Правительстве, по молодежной политике при акиматах областей, городов и районов.
Серьезным каналом формирования гражданского сознания и участия молодежи в выработке и реализации решений является студенческое самоуправление в вузе. Это направление воспитательной и практической работы сейчас интенсивно разворачивается и должно быть выведено на новый качественный уровень.
Воспитание - важное социальное явление, предмет познания и практической заботы нынешнего общества и государства в переходный период их развития. В более конкретном смысле воспитание представляет собой совокупность идей и положений, определяющих мировоззренческие основы, идеологию, цель, содержание, задачи, принципы, основные формы и методы воспитательной деятельности субъектов воспитания, а также способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в процессе этой деятельности, сущность которой определяется, с одной стороны, интересами и требованиями общества к личности, с другой - интересами самой личности и ее отношением к обществу и государству.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими представителями народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Г лавный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных масштабов.
Патриотизм - это уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства.
Независимость нашего государства является ярким символом гордости и казахстанского патриотизма. Высокое и священное понятие независимости выступает основой единства и общенациональной идеи Казахстана, призванной объединить наш народ, и станет бесценным достоянием потомков, которым предстоит дальнейшее созидание устремленной в будущее страны.
Во многом воспитание патриотизма начинается с государственного языка, который стал таким же символом государственности, как гимн, флаг и герб. И для того чтобы быть патриотом своей страны, достаточно начать с себя, взяться за овладение казахским языком - именно такую цель нужно ставить перед современной молодежью, юными гражданами Казахстана.
Символика суверенного Казахстана отражает основные направления идеологии независимого государства, его исторического развития, мышления и философии, является воплощением многовековой мечты казахского народа и полиэтнического общества о свободе, независимом пути развития. Поэтому ее пропаганда и правильное внутригосударственное использование способствуют формированию у граждан национального самосознания, основанного на патриотизме, любви к Родине, стремлении служить ее интересам и готовности к ее защите.
Казахстанский патриотизм - это осознание государственного, казахстанского. Он включает: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины.
Пропагандируя государственные символы, уважение к отечественной армии, правоохранительным органам, ко всем государственным институтам является самым важным инструментом в формировании казахстанского патриотизма. Это правовое воспитание молодежи, которая должна знать свои права и обязанности, это профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни.
Первоочередной задачей является развитие патриотизма у граждан Республики, и направление патриотизма не в русло уничтожения, а в русло созидания, как в общественной жизни, так и стоя у власти. Наш Президент Н.А. Назарбаев возлагает большие надежды на молодое поколение. Говоря о новой управленческой элите, он отметил необходимость притока в государственные структуры свежих сил.
Истоки патриотизма начинаются с любви к семье, родине. Важно каждому делать максимально полезное на том поприще, которое он выбрал. Если ты школьник, надо хорошо учиться, если студент - познавать азы науки. Общественные деятели, государственные служащие, военные, люди культуры, предприниматели - всем необходимо направлять усилия на то, чтобы процветала наша страна.
Студенческую молодежь необходимо воспитывать в духе нетерпимости к таким социально опасным явлениям, как наркомания, алкоголизм, антисоциальное поведение, правовой нигилизм и коррупция.
Молодой гражданин Казахстана, по мнению Главы государства, должен быть образованным, открытым мировым инновациям и в то же время не забывающим о своих корнях, традициях, обо всем лучшем, что отличает жителей именно нашей страны. Молодежь должна остаться носителем своей родной культуры, ее нужно обогащать, но не обезличивать. В руках молодых - будущее общества. Ведь они будущие хозяева нашей Родины. И, думая о ней, считает Нурсултан Абишевич Назарбаев, нужно делать все для того, чтобы сегодня в молодежной среде не было места национализму, социальному нигилизму, пьянству, наркотикам и, главное, равнодушию по отношению к людям, обществу и государству.
В воспитании патриотизма студенческой молодежи настойчивое внимание надо уделять поиску, поддержке и пропаганде и других героев нашего времени - социально активных, патриотически настроенных казахстанцев, добившихся серьезных успехов в профессиональной деятельности и жизни - видных ученых, общественных деятелей, рабочих и инженеров, деятелей культуры и так далее. Это даст нашим студентам позитивные жизненные ориентиры, научит гордиться своими выдающимися земляками и своей страной.
И конечно, примером для подражания и воспитателем студенческой молодежи должен быть каждый педагог. Здесь особо важны как его личные качества, нравственность, целеустремленность, порядочность, так и высокий профессионализм.
Для возрождения идеи патриотизма в условиях вуза имеются все возможности: содержание учебных курсов, формы внеучебной деятельности по различным дисциплинам, а именно научные общества, научные студенческие кружки, конференции, олимпиады, круглые столы, дискуссии, дебаты, диспуты, беседы, специально организованная внеучебная деятельность в обозначенном направлении. Этому будут содействовать и объективно существующие условия интернационального общения, поскольку в нашем вузе обучаются граждане не только Республики Казахстан, но и ближнего зарубежья. Необходимость патриотического воспитания в этих условиях определяется и тем, что будущим специалистам предстоит жить и работать, в первую очередь, в Казахстане на благо его народа, каждого гражданина, решая задачи воспитания в процессе выполнения различных социальных ролей (преподавателя, специалиста, родителя и др.).
Именно в идее патриотизма в единстве выступают национальные интересы. Эта идея не разобщает, а объединяет различные нации и народности, сплачивает их в единое братство. Большое значение идея патриотизма имеет и в развитии самой личности студента: формирует его сознание, определяет повседневную деятельность, отражается на характере творческих отношений, способствует развитию сущностных сил.
Реализация принципа патриотизма осуществляется конкретными людьми, отдельным человеком - патриотом, в нашем случае студентом.
В связи с этим патриотическое воспитание представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина Казахстана, приобщение его к деятельности на благо Отечества и народа; планеты Земля, Космоса; развитие стремления к гражданскому, духовному, нравственному и физическому совершенствованию, потребности в достойном служении стране и народу, защите их от различных посягательств. В целом патриотическое воспитание - это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо своей Республики.
Таким образом, патриотическое воспитание - это разноплановый и разноуровневый процесс. Он охватывает государственные органы, политические партии и движения, общественные организации и объединения, осуществляющие целенаправленную и скоординированную деятельность по формированию патриота и гражданина Казахстана, верного своему Отечеству, готового выполнить свой гражданский и конституционный долг.
Патриотическое воспитание молодежи - это процесс, выходящий далеко за рамки образовательной системы, требующий плотного взаимодействия государства, семьи, школы и вузов, НПО, СМИ, армии и трудовых коллективов, многих других институтов государства и общества.
Патриотизм закладывается в наших сердцах с детских лет и проходит красной нитью через всю сознательную жизнь, определяет наш вклад в развитие родного государства.
Пересмотр традиционных представлений, взглядов, определений в воспитании является переменой в организации формирования патриотизма. Важно привлечь внимание всего общества к данной проблеме, включить в ее решение ученых, политиков и практиков воспитания, озабоченных судьбой новых поколений казахстанцев и будущего Республики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ишмухамедов К. А. Символ гордости и патриотизма: В традициях преемственности и патриотизма. Связь эпох неразрывна, достояние, завещанное великими предками, бесценно / К.А. Ишмухамедов // Казахстанская правда. 2008. 11 декабря. (№ 208-209). С. 3.
2. Конституция Республики Казахстан. Алматы: Юрист, [2007]. 39, [4] с.; 20 см. 1000 экз. ISBN 9965-562-49-0.
3. Республика Казахстан. Положение. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Алматы: Юрист, [Послание Президента страны народу Казахстана от 28 февраля 1997 года]. ISBN 9965-442-61-4.
4. Курятов В.Н. Казахстанский патриотизм: идея, проблемы формирования: Государственная независимость Республики Казахстан - главная предпосылка формирования казахстанского патриотизма, его цели и задачи / В.Н. Курятов, С.М. Нестеренко, Л.А. Тусупбекова // Казахстанская правда. 2008. 18 января. (№12-13). С. 5.
5. Мукашев Т.Т. Молодежная политика как составная часть государственной социальной политики: Казахстанской молодежи следует дать возможность участвовать в подготовке усовершенствованной концепции молодежной политики, что будет способствовать популяризации инициатив молодежи в различных сферах / Т.Т. Мукашев. Астана: Академия государственной службы при Президенте РК, 2002. 325 с.
6. Зайниева Л.Ю. Государственная молодежная политика: Казахстан в контексте мирового опыта / Л.Ю. Зайниева. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. 296 с.
7. Жумагулов Б.Т. Патриотизм - путеводная звезда молодых: Наша задача - дать поколению, устремленному в будущее, позитивные жизненные ориентиры, научить его гордиться своей страной / Б.Т. Жумагулов // Казахстанская правда. 2011. 16 июня. (№ 162). С. 3.
Кулмагамбетова Светлана Сатжановна - Svetlana S. Kulmagambetova -
кандидат педагогических наук, Dr. Sc., Associate Professor
доцент, проректор по делам молодежи Vice-Rector for Youth Affairs
Евразийской Академии, г. Уральск Eurasian Academy, Uralsk
Статья поступила в редакцию 05.07.12, принята к опубликованию 06.09.12