Научная статья на тему 'К вопросу о патриотичеком воспитании казахстанцев'

К вопросу о патриотичеком воспитании казахстанцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ПАТРИОТИЗМ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА / PATRIOTIC EDUCATION / DEMOCRATIC REFORMS / PATRIOTISM / INTERNATIONALISM / INTERETHNIC RELATIONS / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сейсен Найля Бакытбеккызы

В статье рассматриваются проблемы патриотического воспитания в Казахстане. К сожалению, опыт воспитательной работы в нашей стране до сих пор остается мало изученным, поэтому представленный материал предполагает наличие широкой дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о патриотичеком воспитании казахстанцев»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

К вопросу о патриотичеком воспитании казахстанцев

Сейсен Н. Б.

Сейсен Найля Бакытбеккызы / Seisen Nailya Bakytbekkyzy - кандидат политических наук,

доцент,

кафедра политологии и социально-философских дисциплин,

Казахский национальный педогогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы патриотического воспитания в Казахстане. К сожалению, опыт воспитательной работы в нашей стране до сих пор остается мало изученным, поэтому представленный материал предполагает наличие широкой дискуссии.

Abstract: in the article consider the problems of patriotic education in the Kazakhstan. Unfortunately, experience of educational work in our country is still poorly studied, so the presented material assumes the availability of a wide debate.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, демократические реформы,

патриотизм, интернационализм, межнациональное общение, культура.

Keywords: patriotic education, democratic reforms, patriotism, internationalism, interethnic relations, culture.

УДК 32 (574)

Прежде всего, следует сказать, что патриотическому воспитанию в Казахстане недостаточно уделяется внимание, кроме того, эта проблема еще недостаточно изучена в социально-политической литературе.

В связи с прошедшими изменениями в казахстанском обществе, переоценкой ценностей на современном этапе особо актуальными становятся вопросы патриотического воспитания всего населения, в том числе молодежи.

Главные составные элементы которого - это совокупность взглядов, выражение достоинства и прав, свободы человека, забота о благе казахстанцев, их всестороннее развитие, создание благоприятных условий общественной жизни, любовь к своей Родине - Казахстану.

Республикой Казахстан взят курс на демократические реформы, признание прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, недопустимость дискриминации по социальному, по этническому и расовому признаку. Конституционное закрепление национального равноправия исходит из принципов приоритета личности и направлено на сохранение социально-политической стабильности, межэтнического согласия и утверждение казахстанского патриотизма.

Поэтому в период становления государственности в Казахстане особое значение приобретают проблемы воспитания человека нового общества, формирование его гуманистического и патриотического облика и развитие его образования [1].

Именно образованный человек, причастный к исторической и культурной традиции, ощущает принадлежность к определенному обществу и народу, у него сформированы культурные потребности и стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам, патриотизму и интернационализму, пониманию и принятию другой культуры.

Важно учитывать в казахстанском государстве патриотизм молодежи, который актуализируется тем, что сегодня для современного Казахстана характерен процесс становления, формирования ценностных установок, ориентации самоидентификации молодого казахстанца в этнически разнородном обществе. Процесс вестернизации,

218

проникновение западной культуры сыграли отрицательную роль в отношении казахстанской молодежи к таким понятиям, как «патриотизм», «ответственность перед Родиной», «гражданственность», «любовь к Родине» [2].

Повседневные жизненные наблюдения, которые подтверждаются социологическими опросами, показывают, что в вопросах патриотизма позиции различных социальных групп и общностей Казахстана характеризуются многогранностью и широким разнообразием. Однако одно утверждение является общим для всех казахстанцев, это то, что основы патриотического воспитания закладываются в семье. Семья является важнейшим социальным институтом, где формируются основы духовно нравственного и патриотического воспитания.

Практически во всех городах Казахстана функционируют школы, организации, клубы патриотического воспитания, деятельность которых направлена на привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни, повышению политической грамотности, развитию гражданственности и воспитания в духе патриотизма. Работа по патриотическому воспитанию граждан, и в том числе детей и молодежи, требует дальнейшего совершенствования и развития.

Для казахстанского государства патриотизм граждан - это духовный стержень, который пронизывает всю его деятельность. Безусловно, необходимо разработать комплекс мер, связанных с формированием истинного уважения ко всем атрибутам своего государства - флагу, гербу, гимну и т. д.

Сегодня, - пишет профессор Р. Б. Абсаттаров, - крайне необходимой является разработка концепции этнического и общеказахстанского патриотизма в республике, включающих в себя изучение специфических запросов национальностей, проживающих в Казахстане, реализацию положений Конституции их свободного развития и общенационального мира [3].

Нередки случаи, когда с одинаковыми рецептами подходят к проведению формирования национального самосознания у казахов, скажем, - один, у русских -другой, у немцев - третий, у корейцев - четвертый и т. д. Фактически без заново созданной научной системы формирования национального и общеказахстанского самосознания, освобожденной от наслоенного лозунгового, абстрактного патриотизма, интернационализма, декларативности, формализма без отвечающей потребностям жизни невозможно развивать казахстанский патриотизм.

Процессы государственного управления межнациональными отношениями в современных условиях в Казахстане предполагают необходимость развития общечеловеческих, общеказахстанских и гуманистических черт в каждой национальной культуре.

На наш взгляд, заслуживает глубокого внимания и тезис Ю. Лотмана о том, что в мире нет такой культуры, которая имела бы сколько-нибудь реальные шансы стать всеобщей, универсальной, подчинив себе все другие культуры [4].

Чтобы понять культуру другой нации, надо хорошо знать историю и культуру своего народа, в противном случае это приводит к космополитизму, мангуртизму и национальному нигилизму.

Значение языка, культуры казахстанского народа естественно прививает чувство любви к Родине - Казахстану, развивает патриотические, общеказахстанские чувства. Чувство патриотизма казахстанца не должно идти вразрез с задачами обновления, модернизации общества, оно должно работать на благо и процветание многонационального казахстанского народа. Подлинный патриотизм всегда интернационален. Воспитание патриотического чувства казахстанцев, любви как к своей нации, так и к многонациональному казахстанскому народу - важное средство гуманистического воспитания [5].

В силу исторических особенностей, например, для казахов одинаково важным является освоение и творческое развитие двух культурных традиций — национальной и общероссийской.

219

Историческое сознание казахстанцев есть основа и этнического, и государственного сознания. Национальный менталитет казахстанцев, складывающийся у этноса за тысячелетнюю историю, мифы, символы, образы, стереотипы могут быть познаны только через знание истории, культуры народа. Знание истории, культур людей, населявших страну, истории государства порождает чувство исторической преемственности, исторических корней, ощущение причастности к истории земли, общности судеб народов Казахстана, живущих бок о бок многие годы и века.

Подобное объемное историческое сознание казахстанцев возникает, если всемирная и отечественная история преподаются не как история постоянных войн, конфликтов, набегов и вражды, а как история торговли и ремесла, строительства городов и дорог, история развития народов и межэтнических контактов, диалога культур и т. д. Нет сомнений, что очень показательной могла бы стать в этом отношении «История Великого шелкового пути».

Следует сказать, что для решения имеющихся проблем в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения Казахстана требуется принципиально новый подход к воспитанию в целом.

На наш взгляд, необходима эффективная и высокопрофессиональная работа с казахстанской молодежью по разъяснению того, что истинный патриотизм это не слова, а реальная сопричастность с жизнью коллектива, родного города и страны и собственное участие в решении их проблем. Чтобы добиться патриотизма среди молодежи необходимо:

- стимулировать молодежь к познанию истории страны;

- создавать мотивацию к участию в общественно-политической деятельности;

- формировать у молодежи уважительное отношение к старшему поколению и представителям других народов;

- формировать толерантность и консолидацию казахстанского общества.

Подводя итоги, в заключение можно сказать, что сложившееся в республике

полиэтническое единство служит основой для воспитания таких необходимых казахстанцу третьего тысячелетия и определяющих современное понимание патриотизма качеств, как толерантность, принятие общечеловеческих, общеказахстанских и этнических ценностей, любовь к малой и большой родине, способность к самостоятельному ответственному выбору.

В связи с этим, еще раз надо подчеркнуть, что, к сожалению, на наш взгляд, опыт воспитательной работы в нашей стране до сих пор остается малоизученным.

Мы ещё не имеем продуманной и эффективной системы и принципов воспитания в контексте казахстанского патриотизма.

Поэтому, учитывая, что Казахстан является многонациональным и многоконфессиональным государством, для дальнейшей поддержки стабильности и межнационального согласия необходим программный, комплексный и новый подход решения проблем гуманистического и патриотического воспитания, учет многонационального культурного бытия.

Литература

1. Абсаттаров Р. Б., Садыков Т. С. Воспитание культуры межнационального

общения студентов: теория и практика. - Алматы: ИО ВАК, 1999. - С. 15.

2. Ахметов К. Г. Разделение власти: теория и казахстанский опыт. // Мысль. - 2005. -

№ 3. - C. 44.

3. Абсаттаров Р. Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. - Алматы:

«FbrnbM», 1995. - С. 144.

4. Макаров В. В. Отечество и патриотизм. Саратов. 1988.

220

5. Абдыгалиев Б. Государственная политика и межнациональное отношения в Республике Казахстан. Алматы, 1996, С. 25.

Казахстанский патриотизм: постановка проблем Сейсен Н. Б.

Сейсен Найля Бакытбеккызы / Seisen Nailya Bakytbekkyzy - кандидат политических наук,

доцент,

кафедра политологии и социально-философских дисциплин,

Казахский национальный педогогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы взаимовлияния и становления единого народа Казахстана и возникновения чувства казахстанского патриотизма. Проблема патриотизма будет волновать ученых всегда, пока существуют общество, государство и народ. Их важность проявляется не только на поле ценностных предпочтений, а непосредственно отражается в политике, так как именно в соответствии с этими ценностными измерениями строится модель будущего цивилизованного Казахстана.

Abstract: in the article consider the issues of the mutual influence of the formation of the unified people of the Kazakhstan and the emergence of feelings of Kazakhstan patriotism. The problem of patriotism will be the concern of scholars until there is a society, state and people. Their importance is manifested not only on the field of value preferences, but are directly reflected in the policy, because in accordance with these value measurements we construct a model of the future of a civilized Kazakhstan.

Ключевые слова: казахстанский патриотизм, национальная политика,

интернационализм, патриотическое воспитание, демократическое общество, межнациональное согласие, культурная идентификация.

Keywords: Kazakhstan patriotism, national policy, internationalism, patriotic education, democratic society, interethnic harmony, cultural identification.

УДК 32 (574)

Научный анализ социально-политической литературы показывает, что казахстанский патриотизм еще недостаточно изучен в политической науке. Естественно, в одной небольшой статье невозможно охватить все вопросы казахстанского патриотизма, поэтому мы на конкретных материалах рассматриваем постановки проблемы казахстанского патриотизма.

Прежде всего, следует отметить, что казахстанский патриотизм представляет собой сложный и многоаспектный объект социально-политического исследования. На наш взгляд, казахстанский патриотизм есть новое специфически-политическое явление. Ведь географические условия, природные ресурсы, национальная структура, хозяйственно-производственный опыт и опыт межэтнического общения людей, межконфессионального согласия, исторические судьбы народа, их менталитет, наконец, геополитическое положение страны отражаются в специфических чертах патриотического сознания казахстанцев.

Специфика Казахстана заключается и в том, что наложение принципов национальной государственности, государственного языка и языка межнационального общения на пестрое этническое и конфессиональное пространство, для которого в течение десятилетий характерна интенсивность миграционных процессов, встречает немало противодействий и т. д.

221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.