Научная статья на тему 'Актуальность патриотического воспитания молодежи в современных условиях'

Актуальность патриотического воспитания молодежи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2375
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алпысбаева Н.А., Джакупова Д.Е.

В статье рассматривается необходимость качественных изменений в воспитании патриотизма у современной молодежи с учетом их возрастных, психолого-педагогических особенностей, личных и групповых интересов и ценностей, происходящих в условиях глобализации мирового сообщества. Предлагается совершенствование воспитательного процесса в университете на основе всестороннего и гармоничного развития конкурентоспособных инженерных кадров новой формации путем изучения мировых трендов развития техники и технологий, перспектив индустриализации и экономического роста ключевых отраслей промышленности Казахстана, Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, основных ценностей Мәңгілік Ел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF PATRIOTIC EDUCATION YOUTH IN MODERN CONDITIONS

The article discusses the need for qualitative changes in the education of patriotism among the youth of today with regard to their cart-age-related, psychological and pedagogical features, personal and group interests and values taking place in the context of globalization of the world community. Proposed improvement of the educational process at the University based on the full and harmonious development of competitive engineering staff of the new formation by studying global trends of technological development, industrialization prospects and growth of key industries in Kazakhstan, the Concept of strengthening and developing the Kazakhstani identity and unity, the core values «Mangilik El».

Текст научной работы на тему «Актуальность патриотического воспитания молодежи в современных условиях»

SOCIAL SCIENCES

АКТУАЛЬНОСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Алпысбаева Н.А.

кандидат технических наук, доцент кафедры экономики предприятия, проректор по воспитательной работе Карагандинского государственного технического университета

Джакупова Д.Е.

Магистр экономики, директор научно-исследовательского института патриотического воспитания Карагандинского государственного технического университета

Караганда

RELEVANCE OF PA TRIOTIC EDUCA TON YO UTH IN MODERN CONDITIONS

Alpysbayeva N.A., Candidate of Technical Science, associate professor of the chair of enterprise economics, Vice-Rector _ for Education Affairs

Dzhakupova D.E., Master of economy, the Head of research institute ofpatriotic education, Karaganda

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается необходимость качественных изменений в воспитании патриотизма у современной молодежи с учетом их возрастных, психолого-педагогических особенностей, личных и групповых интересов и ценностей, происходящих в условиях глобализации мирового сообщества. Предлагается совершенствование воспитательного процесса в университете на основе всестороннего и гармоничного развития конкурентоспособных инженерных кадров новой формации путем изучения мировых трендов развития техники и технологий, перспектив индустриализации и экономического роста ключевых отраслей промышленности Казахстана, Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, основных ценностей Мэцгшк Ел.

ABSTRACT

The article discusses the need for qualitative changes in the education of patriotism among the youth of today with regard to their cart-age-related, psychological and pedagogical features, personal and group interests and values taking place in the context of globalization of the world community. Proposed improvement of the educational process at the University based on the full and harmonious development of competitive engineering staff of the new formation by studying global trends of technological development, industrialization prospects and growth of key industries in Kazakhstan, the Concept of strengthening and developing the Kazakhstani identity and unity, the core values «Mangilik El».

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, толерантность, общенациональные ценности.

Keywords: patriotism, education, tolerance and national values.

Постановка проблемы Экономические, политические и социальные изменения последнего времени привели к переосмыслению сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.

Актуальность проблемы патриотического воспитания современной казахстанской молодежи обусловливается следующими факторами:

• необходимостью качественных изменений в воспитании патриотизма у современной молодежи с учетом их возрастных, психолого-педагогических особенностей, личных и групповых интересов и ценностей, происходящих в условиях глобализации мирового сообщества;

• необходимостью обеспечения научности, системности, целеустремленности, активности и результативности патриотического воспитания молодежи в условиях небывалого развития науки, техники, информационно-коммуникативно-цифровых технологий;

• наличием многочисленных внешних и внутренних угроз национальной безопасности, в

первую очередь связанных с резко активизировавшейся деятельностью террористических и экстремистских организаций.

Цель статьи анализ существующих проблем патриотического воспитания современной молодежи и пути совершенствования воспитательного процесса в университете на основе всестороннего и гармоничного развития конкурентоспособных инженерных кадров новой формации путем изучения мировых трендов развития техники и технологий, перспектив индустриализации и экономического роста ключевых отраслей промышленности Казахстана, Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, основных ценностей МэцгШк Ел.

Изложение основного материала Проблема патриотического воспитания молодежи была и остается актуальной на всех этапах развития человечества, но в настоящее время в связи с кардинальными преобразованиями во всех сферах жизни общества данная проблема приобретает особое значение.

На современном этапе развития казахстанского общества, когда произошли коренные преобразования в стране, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании, социальных ориентиров, ценностей граждан, требуются новые подходы к воспитанию патриотизма у современной молодежи. Это отражено в «Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», в которой Президент отчетливо выделил важность казахстанского патриотизма как цементирующей идеи государственности: «Новый Казахстанский патриотизм - это основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества» [1].

Следовательно, Новый Казахстанский Патриотизм является новой парадигмой государственной политики и идеологии. Конечно же, его появление и утверждение в Казахстане было связано с укреплением независимости нашего государства.

Важными особенностями содержания патриотизма в современных условиях являются усиление личностной значимости патриотизма при сочетании с коллективизмом; направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее; развитие национального самосознания в единстве с интернационализмом; выявление в качестве ключевого понятия «Родина», что обусловливает отнесение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей.

Сегодня государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

«Мэнгшк ел» - национальная идея общеказахстанского дома. ... За 25 лет суверенного развития Казахстана созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев, составляют фундамент будущего нашей страны: стабильность, толерантность, равенство всех, несмотря ни на что: религиозные пристрастия, национальность и так далее», - сказал Президент в Послании народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» [2].

На основе патриотических ценностей определяются цели и задачи патриотического воспитания.

Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Поэтому основная задача патриотического воспитания молодежи в наши дни - сформировать просвещенного и убежденного патриота-гражданина, обладающего не только чувством любви к Родине, но и знанием ее истории, культуры, сопричастного к жизни народа.

Результативность процесса патриотического

воспитания предполагает наличие качественных изменений в развитии воспитанников. При определении критериев патриотической воспитанности необходимо учитывать сущность и структуру понятия «патриотизм», которое представляет совокупность патриотических чувств, идей и деятельности, а также цель и задачи патриотического воспитания обучаемых [3].

В качестве критериев патриотической воспитанности можно назвать: уровень патриотических знаний обучающихся, характер и мотивы участия воспитанников в патриотической деятельности и другие.

Говоря о таком понятии, как патриотизм, необходимо рассмотреть некоторые отличительные особенности. Прежде всего, интерес представляет нравственное состояние молодежи. Сегодня наблюдаются факты сложившихся отношений отдельных социальных групп и личностей, которые далеки от патриотизма. Статистика неумолима, и она говорит о том, что причиной падения патриотизма в молодежной среде явилась многофакторность влияния внешних условий.

В настоящее время идет активное наступление западной культуры с заметным усилением культа насилия и нивелирования традиционных ценностей и этнической морали. Следует также отметить, что в связи с демократизацией общества, свободного выезда молодежи за рубеж усиливается маргинализация некоторой части молодых людей. Поэтому наблюдается процесс ослабления патриотических чувств, усиление потребительских начал [4, с. 109].

Военно-политическая обстановка в мире продолжает оставаться нестабильной. Так, например, «Арабская весна» - волна демонстраций и путчей, начавшихся в декабре 2010 года в арабском мире, которые привели к переворотам в Тунисе, Египте, Йемене, Ливии, продолжается война в Сирии.

За такими громкими словами, как "свобода, демократия", мало кто представлял себе, во сколько обошлись эти революции арабским странам.

По данным международного консалтингового агентства Geopolicity [5, с. 138], "Арабская весна" нанесла странам Ближнего Востока и Северной Африки ущерб в размере $55 млрд, при этом не учитываются человеческие жертвы, разрушение инфраструктуры, потери инвесторов и упущенные выгоды, социальные потрясения людей, только чистые финансы, которые основывались на данных Международного валютного фонда. Из стран, охваченных «арабской весной», наибольшие потери в размере $27 млрд понесла экономика Сирии, где до сих пор продолжаются массовые беспорядки, в результате которых, по последним данным, погибло уже более 3 тысяч человек.

Сценарий арабской весны был также реализован и в Украине. Сегодня мы наблюдаем там серьезный разлад в обществе и, как следствие, отсутствие единой идеологии. Политический конфликт власти и населения в Украине всё стремительней перерастает в масштабную гражданскую войну, которая ведет к полному расколу страны.

В результате происходящие «революции» не проявляются ничем, кроме анархии, беспорядков и насилия. Многие люди растеряны от всего происходящего, теряются нравственные и жизненные ориентиры и поэтому не всегда могут выходить на передовой план. Невольно приходишь к мысли о том, что если бы там был патриотизм и активная позитивная гражданская позиция людей, то ситуация была бы во многом иной.

Исторический опыт развития мировых цивилизаций свидетельствует о том, что без патриотизма как государственной политики, без патриотического воспитания не могла добиться успеха ни одна страна, а когда в обществе ослабевает патриотизм, начинаются исторические «болезни» и смута.

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Определенная часть молодежи является носителями привнесенной из-за рубежа религиозной культуры, которую называют ваххабизмом. Такие молодые люди предпочитают называть себя сала-фитами - проповедниками изначального понимания ислама, смысла, заложенного в Коран Аллахом. Скрытые ваххабиты уже достаточно многочисленны и набирают все больше сторонников, ведут «массированную пропаганду», очень пассионарны и настроены на агрессивную проповедь [6, с. 107].

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, не имеющей прочных идеологических установок, формируются радикальные взгляды и убеждения из-за ослабления морально-нравственного воспитания молодежи. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют разобщенную молодежь в своих политических интересах.

Новое поколение молодежи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. Как неизбежный результат - растут такие пороки современного общества, как наркомания, пьянство и преступность.

Так, по официальным данным Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии [7], в Казахстане на учёте с диагнозом алкоголизм состоят 300 тыс. человек, а наркомания - 50 тыс. человек. Причем половина всех наркоманов - это молодые люди до 30 лет.

Кроме того, у значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неблагодарную повинность. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в

глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Пополнение рядов преступников, наркоманов, экстремистов происходит из-за отсутствия должного воспитания и истинных патриотических знаний и поэтому они становятся легкой добычей для преступного мира. Девиантное поведение значительной массы молодежи воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции, что в целом создает угрозу национальной безопасности страны.

Патриотически воспитанный человек с активной гражданской позицией - это основа безопасности страны. Так, например, героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившиеся в годы Великой Отечественной войны, взаимосвязаны. Эти два понятия - стороны одной медали. Страна не выдержала бы такого страшного и сурового испытания, если бы не жила единой мыслью: «Все для фронта, все для победы!» Мужество и героизм защитников блокадного Ленинграда - яркий пример патриотизма и любви к Родине [8].

Существенной особенностью современных процессов глобализации является устойчивый рост масштабов применения новых информационных технологий, интенсивное развитие которых становится сегодня важнейшим фактором, влияющим на формирование молодого поколения. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет, которая уже активно используется в качестве специфического интерактивного средства массовой коммуникации.

Современная молодежь значительную часть своего свободного времени проводит в Интернете и за телевизором, через которые получает не только необходимую информацию, но и черпает поведенческие стереотипы, ценности и идеалы. Так, например, по оценке агентства Newsroll [9, с. 22], наибольший процент зарегистрированных пользователей социальных сетей - это молодежь в возрасте от 16 до 30 лет, которая проводит в сети до 7 часов в день. Врачи-специалисты ставят интернет-зависимость в один ряд с зависимостями от наркотиков, никотина, алкоголя и азартных игр. Около 12% интернет-пользователей признают свою зависимость от социальных сетей. Интернет как феномен психологической зависимости человека оказывает болезненное пристрастие к виртуальной сети и неспособности полноценно функционировать в реальном мире.

В течение последнего десятилетия со страниц газет и электронных СМИ шел поток западной массовой культуры и либеральной идеологии на уровне обыденного сознания и идеологической психологии. На экране все чаще демонстрируется грубое насилие, пропагандируются наркотики, транслируются западные низкохудожественные фильмы. Средства массовой информации вышли за пределы своего изначального предназначения - распространения информации - и превратились в один из факторов формирования мировоззрения. Этот

процесс внес свой вклад в криминализацию обстановки в стране.

Современный глобальный процесс может воздействовать на общество двумя взаимосвязанными факторами: образование и воспитание. Востоковед Аль-Фараби говорил, что образование без воспитания наносит вред обществу. И действительно, дефекты в образовательной и воспитательной системе неизбежно сказываются на всем обществе и, напротив, успешное их функционирование приводит к процветанию. Поэтому необходима хорошо продуманная модель, программа, разработка эффективных инновационных методик реализации нового казахстанского патриотизма. В этом заинтересовано общество.

Накануне нового 2016 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев на официальном сайте Президента опубликовал статью «План нации - путь к казахстанской мечте» [10]. В статье говорится, что с 1 января начался практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации 5 институциональных реформ. Проделана большая практическая работа, приняты соответствующие документы. Вступили в силу 59 законов, которые создают принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества.

Выполнение этого плана открывает путь к достижению нашей казахстанской мечты - стать одной из 30-ти наций-лидеров XXI века. Президент пишет в своей статье, что реформы важны на данном этапе, когда национальная экономика испытывает сильное влияние глобальных экономических трудностей. Пять институциональных реформ рассматриваются как главные составляющие масштабных антикризисных мер государства, направленных на восстановление уверенных темпов экономического роста и обеспечение прочных социальных гарантий населению страны.

В статье Н. Назарбаева «План наций - Путь к казахстанской мечте» отмечается, что в идее «Мэцгшк Ел», как в зеркале, отражается общенародная вера в будущее. Эту основу созидательного казахстанского патриотизма мы сформировали своими великими делами. Ее надо не только укреплять и приумножать, но и передавать из поколения в поколение, из эпохи в эпоху. В этом должна проявиться историческая и духовная сила патриотического акта «Мэцгшк Ел».

По сути «Мэцгшк Ел» - это общегражданская клятва на верность своей Родине, народу и его общенациональным ценностям.

Поэтому Новый Казахстанский патриотизм является парадигмой государственной политики и идеологии. Конечно, его появление и утверждение в Казахстане было связано с укреплением независимости нашего государства. Как известно, опыт развития мировых цивилизаций свидетельствует о том, что без патриотизма как государственной политики, без патриотического воспитания не могла добиться успеха ни одна страна, а когда в обществе ослабевает патриотизм, начинаются исторические

«болезни» и смута. Патриотическое воспитание - не единовременный акт. Процесс формирования патриотизма имеет свою собственную идеологию и целенаправленную систему.

Важной задачей нашего общества является формирование нации единого будущего. В современном глобальном мире с его многочисленными вызовами и угрозами формирование единой нации очень востребованно. Особая роль в решении этой проблемы отводится подрастающему поколению, молодежи. Именно молодежь будет строить будущее Казахстана. Одну третью часть населения нашей страны составляют молодые люди. Перед ними стоит важная задача - не растерять те достижения, которых достигла наша страна в годы независимости. Молодежи необходимо будет продолжить осуществление долгосрочных политических и экономических проектов, включая Стратегию-2050, так как только от нее зависит будущее Республики Казахстан.

В качестве примера можно привести Модель патриотического воспитания на примере Первого Президента РК - Лидера нации Н.А. Назарбаева, созданную в Карагандинском государственном техническом университете в 2009 году. По итогам Республиканского семинара-совещания в октябре 2010 года Модель рекомендована к внедрению в образовательных учреждениях страны Министерством образования и науки Республики Казахстан.

Важную роль в разработке и реализации модели патриотического воспитания на примере Первого Президента РК сыграло привлечение в качестве консультантов казахстанских ученых - Гари-фоллы Есима, депутатов Мажилиса Парламента РК Камала Бурханова, Светланы Ферхо, которые стали первыми разработчиками такого нового, но очень эффективного средства воспитательной работы в университете, как создание на базе телестудии КарГТУ цикла видеолекций по патриотическому воспитанию, используемых при подготовке и проведении кураторских часов и других мероприятий воспитательного характера.

Вся воспитательная деятельность в Университете основывается на данной модели, которая обладает необходимым теоретическим и мотивацион-ным обоснованием, представляет собой систему, позволяющую осуществлять патриотическое воспитание комплексно с учетом инновационных педагогических технологий, разнообразных форм и активных методов, разработанных современной педагогической наукой. Особое значение приобретают поиск и разработка новых подходов к воспитанию молодежи, учитывающих систему их ценностей и интересов, соответствующих современным тенденциям развития казахстанского общества и национальной системы образования.

Такой подход позволил обеспечить преемственность и законченность всего воспитательного процесса, который начинается с первых дней обучения в университете, охватывает все учебные семестры и завершается на последнем курсе. При этом важно отметить такую особенность: все этапы

патриотического воспитания связаны в единую систему, образующую модель, в которой основным системообразующим фактором выступает пример Первого Президента РК - Лидера нации Нурсултана Назарбаева. Решение этой задачи потребовало соответствующего научного и методического обеспечения. Для этого в университете мы создали НИИ патриотического воспитания. В короткое время были разработаны научное и методическое обеспечение модели, включающее в себя монографию «Формирование казахстанского патриотизма: теория и практика», а также комплекс информационно-методических материалов, в который вошли семь тематических сборников «В помощь кураторам», планы кураторских часов на каждый учебный семестр, примерная тематика «круглых столов» и диспутов. Все научно-методические материалы были изданы на государственном и русском языках.

В рамках ее дальнейшего развития в мае 2014 года Модель патриотического воспитания на примере Первого Президента РК Н.А. Назарбаева преобразована в Модель - «Формирование Нового Ка-

захстанского Патриотизма», методологической основой которой стали общенациональные ценности «МэцгЫк Ел», обозначенные Президентом как один из основополагающих шагов в программе «100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» (шаг 85).

Принципиально новым в подходе к организации патриотического воспитания студенческой молодежи стало то, что в его основу была положена именно модель как система семи логически последовательных этапов, каждый из которых имеет определенную целевую и содержательную нагрузку и рассчитан на конкретный семестр (рисунок 1).

Например, в первом семестре нашей инновационной модели, рассматривается история зарождения, развития и становления нашей столицы, история Независимости РК, изучается роль Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в формировании казахстанской модели развития, что является первой основой патриотического акта «МэцгЫк ел» - «Независимость и Астана».

Рисунок 1. Модель патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма»

Во втором и третьем семестрах изучаются мировые тренды развития и инновационное развитие индустрии Казахстана, что отражает «Устойчивый экономический рост на основе инноваций» являющийся четвертой основой патриотического акта «МэцгЫк ел».

Пятая основа патриотического акта «Мэцгшк ел» - «Общество всеобщего труда» нашла свое отражение в изучении студентами вклада выдающихся инженеров в индустриализации страны (4 семестр) и вклада выдающихся ученых и педагогов в развитие КарГТУ (5 семестр).

Седьмая основа патриотического акта

«МэцгЫк ел» - «Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем» нашла свое отражение в изучении студентами темы «Основы казахстанского права» (6 семестр) и темы «Экология и здоровье нации» (7 семестр).

На факультативной основе изучаются такие темы как «Великие личности в потоке национальной истории», «Краеведение» (вторая основа патриотического акта «МэцгЫк ел» - «Общенациональное единство, мир и согласие»), «Культура, традиции и самобытность» (шестая основа патриотического акта «МэцгЫк ел» - «Общность Истории, Культуры и Языка») (рисунок 2).

Рисунок 2. Сборники в помощь кураторам В ходе исследования была разработана Кон- план кураторских часов (рисунок 3). цепция новой инновационной воспитательной политики КарГТУ, разработан новый Календарный

Рисунок 3. Календарный план кураторских часов

Научно-методическая основа Модели патриотического воспитания включает в себя: 7 томов «Основы имиджелогии на примере Первого Президента Республики Казахстан»/ Под общей редакцией академика НАН РК А.М. Газалиева; 6 монографий; 20 методических указаний кураторам

академических групп; 176 брошюр; 12 видео-лекций - общественных и государственных деятелей сокурсников Главы государства; 18 видеофильмов - по правовому воспитанию и ЗОЖ; 10 документальных и учебных фильмов (рисунок 4, 5, 6).

Рисунок 4. Научно-методический комплекс Модели патриотического воспитания

Показателями эффективности реализации Модели патриотического воспитания являются ежегодные социологические исследования, проводимые Научно-исследовательским институтом патриотического воспитания.

Результаты социологических исследований, ежегодно (2009-2015г.г.) проводимых среди студентов в целях определения уровня патриотизма

студентов КарГТУ, а также выявления степени эффективности Модели патриотического воспитания «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма», ее востребованности и уровня удовлетворенности студенческой молодежи проводимыми в Университете мероприятиями по патриотическому воспитанию, в целом показывают позитивную динамику (2009г.-76%, 2015г.-92%) (рисунок

7).

100, 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10, 0,

00% 00% 00% 00% 00% 00% 00% 00% 00% 00% 00%

76,10%

79,80% 81,10% 83,60%

87,40%

89,80% 92,40%

I I

7

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Рисунок 7. Удовлетворенность студенческой молодежи проводимыми в Университете мероприятиями

по патриотическому воспитанию

Ежегодно увеличивается число студентов, счи- (рисунок 8). тающих себя патриотами (2009г.-85%, 2015г.-96%)

80,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

85,00%

90,00%

95,00%

100,00%

Рисунок 8. Количество студентов, считающих себя патриотами

Наблюдается динамика увеличения информи- (2009г.-63%, 2015г.-87%) (рисунок 9). рованности о Модели патриотического воспитания

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

87,00%

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Рисунок 9. Осведомленность студентов о Модели патриотического воспитания студентов «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма»

Выводы и предложения Все это позволяет констатировать, что реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию студентов, обоснована, целесообразна и эффективна с точки зрения правильности выбранного подхода к организации воспитательной работы Университета.

Данная модель позволяет укрепить и передавать от поколения к поколению единство гражданских и духовных ценностей молодого поколения, сохранить традиции трудолюбия и ответственности, уважения к Человеку Труда.

Используемый в Карагандинском государственном техническом университете комплексный, системный подход к организации патриотического воспитания, основанный на глубоком мотивацион-ном обосновании и необходимой методической обеспеченности, позволил нам не просто выделить формирование казахстанского патриотизма у студенческой молодежи в качестве приоритетного направления воспитательной работы. Он реально обеспечил процесс формирования у будущих специалистов высоких гражданских качеств, которые и составляют патриотизм».

Воспитание может и должно быть понято не как одновременная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.

По сути, в КарГТУ создана и успешно реализуется новая технология воспитательного процесса, дающая свои положительные результаты. Все отмеченное выше позволяет рекомендовать ее к широкому внедрению в практику образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Литература

1. Выступление Н.А. Назарбаева на XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана 23.04.2015. // http://www.akorda.kz

2. Назарбаев Н.А. Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана 27.01.2012 // http ://www. akorda.kz/

3. Назарбаев Н.А. Глобальная энергоэкологическая стратегия устойчивого развития в XXI веке // Астана, 2011.

4. Манина Л.И. Отечественная социально-философская мысль и педагогическая мысль о патриотизме и патриотическом воспитании // Образование и общество. - 2009. - N 5. - С. 109-114.

5. Мартынов М.Ю. Заметки о понятиях «национализм» и «патриотизм» // Социологические исследования. - 2009. - N 11. - С. 138-141.

6. Джилкишиева М.С. Гражданское Патриотическое воспитание студенческой молодежи // «Современные проблемы науки и образования». -№4. - 2012. - С. 107-111.

7. Интернет-ресурс: http://www.assalam.ru

8. Интернет-ресурс: http://www.geopolicity.ru

9. Насырова М. Воспитание патриота // Мысль. - 2015. - №1. - С. 22-23.

10. Интернет-ресурс: http: rnpcppn.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.