Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ'

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1625
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКУЛЬТАТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Е.В.

Патриотическое воспитание всегда являлось одной из главных задач школы. Особую актуальность оно приобретает и в современных условиях. Переосмысление ведущих ценностных ориентиров в обществе, кризис института семьи, отсутствие патриотических чувств у значительной части населения, особенно у молодежи, наличие негативных проявлений у обучающихся в общественной жизни страны (отсутствие оптимальной гражданской позиции, социально одобряемого поведения, а также участие в общественно порицаемых мероприятиях и интернет-сообществах) привели к необходимости безотлагательного решения на государственном уровне проблемы патриотического воспитания обучающихся и поиска наиболее рациональных путей, средств, форм и методов ее оптимизации. Младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для патриотического воспитания, так как именно в этом возрасте у детей происходит совершенствование индивидуальных способностей, эмоциональных и моральных качеств, влияющих на остроту их переживаний и восприятия мира, в том числе и формирование патриотических чувств; формируются чувство долга, ответственности и привязанности к родному дому, родным местам, стремление сохранить и защитить свою Родину. Огромным воспитательным потенциалом при этом обладают не только учебные предметы, но и внеурочная деятельность, поскольку способы организации воспитательного процесса в этом случае могут быть свободными: игры и соревнования, экскурсии, обсуждение актуальных тем, беседы с участниками событий, поисковые и исследовательские проекты и т.д. В статье рассматривается проблема воспитания патриотических чувств младших школьников во внеурочной деятельности на примере программы факультативного курса «С чего начинается Родина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAISING PATRIOTIC FEELINGS OF YOUNGER STUDENTS THROUGH EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Patriotic education has always been one of the main tasks of the school. It acquires special relevance in modern conditions. Rethinking the leading value orientations in society, the crisis of the family institution, the lack of patriotic feelings among a significant part of the population, especially among young people, the presence of negative manifestations among students in the public life of the country (lack of an optimal civic position, socially approved behavior, as well as participation in socially condemned events and Internet communities) led to the need for an urgent solution at the state level of the problem of patriotic education of students and the search for the most rational ways, means, forms and methods of its optimization. Primary school age is the most sensitive period for patriotic education, since it is at this age that children improve their individual abilities, emotional and moral qualities that affect the severity of their experiences and perception of the world, including the formation of patriotic feelings; a sense of duty, responsibility and attachment to the native home, native places, the desire to preserve and protect their homeland are formed. At the same time, not only academic subjects, but also extracurricular activities have a huge educational potential, since the ways of organizing the educational process in this case can be free: games and competitions, excursions, discussion of current topics, conversations with participants in events, search and research projects, etc. d. The article deals with the problem of raising patriotic feelings of younger schoolchildren in extracurricular activities on the example of the program of the optional course "Where the Motherland Begins".

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ»

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воспитание патриотических чувств младших школьников посредством факультативных

занятий

Елена Владимировна Иванова

кандидат психологических наук,

доцент кафедры теории и технологии обучения и воспитания младших школьников Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь, Россия mikield@pspu.ru 0000-0002-4504-9612

Поступила в редакцию 03.04.2022 Принята 12.05.2022 Опубликована 15.06.2022

I 10.25726/19256-1601-8590-у

Аннотация

Патриотическое воспитание всегда являлось одной из главных задач школы. Особую актуальность оно приобретает и в современных условиях. Переосмысление ведущих ценностных ориентиров в обществе, кризис института семьи, отсутствие патриотических чувств у значительной части населения, особенно у молодежи, наличие негативных проявлений у обучающихся в общественной жизни страны (отсутствие оптимальной гражданской позиции, социально одобряемого поведения, а также участие в общественно порицаемых мероприятиях и интернет-сообществах) привели к необходимости безотлагательного решения на государственном уровне проблемы патриотического воспитания обучающихся и поиска наиболее рациональных путей, средств, форм и методов ее оптимизации. Младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для патриотического воспитания, так как именно в этом возрасте у детей происходит совершенствование индивидуальных способностей, эмоциональных и моральных качеств, влияющих на остроту их переживаний и восприятия мира, в том числе и формирование патриотических чувств; формируются чувство долга, ответственности и привязанности к родному дому, родным местам, стремление сохранить и защитить свою Родину. Огромным воспитательным потенциалом при этом обладают не только учебные предметы, но и внеурочная деятельность, поскольку способы организации воспитательного процесса в этом случае могут быть свободными: игры и соревнования, экскурсии, обсуждение актуальных тем, беседы с участниками событий, поисковые и исследовательские проекты и т.д. В статье рассматривается проблема воспитания патриотических чувств младших школьников во внеурочной деятельности на примере программы факультативного курса «С чего начинается Родина».

Ключевые слова

патриотизм, патриотическое воспитание, патриотические чувства, младший школьник, внеурочная деятельность, факультатив.

Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания на научные исследования по заказу Министерства просвещения Российской Федерации (Гос. задание № 07-00080-21-02 от 18.08.2021г. номер реестровой записи 730000Ф.99.1) по теме «Исследование существующих практик в воспитательной деятельности и технологий патриотического воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей среди обучающихся в системе общего образования, выработка методических рекомендаций».

Введение

Приоритетность и значимость проблемы патриотического воспитания обучающихся различных уровней образования в настоящее время не вызывает сомнений. Подтверждением этому являются многочисленные нормативные документы, которые так или иначе касаются вопросов, связанных с воспитанием вообще и патриотическим воспитанием, в частности. К таким документам относятся федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон, 2013), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк, 2009), Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства просвещения, 2021), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации, 2015) и др. Так, например, в государственных требованиях к воспитанию обучающихся начальной и основной школы на уровне планируемых результатов (согласно ФГОС) охарактеризованы возможные достижения в развитии личности в соответствии с основными ценностями российского общества и направлениями воспитательной работы образовательной организации. Патриотическое воспитание на уровне НОО представлено идеями ценностного отношения к окружающему миру, сопричастности к происходящим в родной стране событиям, понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности. Содержание патриотического воспитания подростков включает «осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа». Эти и другие позиции Стандарта очень важны как приоритетные идеи построения воспитательного процесса в начальной и основной школе (Басюк, 2021).

Причинами, которые побудили государство и общество возродить систему патриотического воспитания подрастающего поколения прежде всего в современном образовании, стали падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части граждан и особенно у молодежи, утрата в некоторой степени таких традиционных нравственно-психологических черт, как самоотверженность, патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде, к поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. К сожалению, в обществе, массовом сознании населения получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам (Шахбазова, 2017).

В этих условиях и возникла необходимость неотложного решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства (Шахбазова, 2017).

Материалы и методы исследования

Следует отметить, что проблема патриотического воспитания неоднократно становилась предметом внимания отечественных ученых. К ней обращались философы (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Г.В. Плеханов), психологи (И.Б. Котова, С.Л. Рубинштейн, И.А. Сикорский), педагоги (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), писатели (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, В.В. Маяковский, Н.А. Островский, М.А. Шолохов). Проблему патриотического воспитания рассматривают и современные исследователи (А.Н. Вырщиков, Н.А. Левина и др.), считая патриотизм, социально-нравственной ценностью, которая требует нового осмысления.

Интерес к вопросам патриотического воспитания неслучаен, так как патриотическое воспитание подрастающего поколения является сегодня одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного становления личности. Чтобы более глубоко рассмотреть обозначенную выше проблему, необходимо обратиться к понятиям, которые составляют ее сущность: «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотические чувства», а также определить цель и задачи патриотического воспитания.

В основе всех понятий, связанных с вышеупомянутой тематикой, лежит слово «patria», что в переводе с латинского языка буквально означает «отечество», поэтому любовь к Отечеству мы называем патриотизмом, а патриотом - человека, любящего свое отечество, преданного своему народу.

Понятие «патриотизм» имеет свою историю. Впервые оно появилось в период Великой Французской революции (1789-1793 г.). Патриотами называли себя борцы за народ, защитники республики (Юнусова, 2019).

Анализ научной и справочной литературы по заданной теме позволил выделить следующие определения понятия «патриотизм»:

В философском словаре понятие «патриотизм» рассматривается как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины (Философский энциклопедический словарь онлайн).

Толковый словарь С.И. Ожегова определяет «патриотизм» как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (Ожегов, 2008).

Согласно Российской педагогической энциклопедии, «патриотизм» — это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям (Панов, 1999).

По мнению Л.С. Выготского, патриотизм включает в себя:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и др. (Выготский, 1991).

Актуализация проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее

время побудила и современных ученых обратиться к определению понятия «патриотизм».

Так, по мнению Е.Н. Михайловой, патриотизм есть интегративное качество личности, наделенной патриотическим сознанием, обладающей развитыми чувствами сопричастности судьбам Отечества, гордости за свою страну, преданности своему народу и ответственности перед ним, уважающей права и свободы человека, свой народ, его этнокультурные традиции (Михайлова, 2018).

Е.А. Воронова понимает патриотизм как «систему отношений человека к истории страны, ее героическому прошлому и настоящему, к национальной культуре, обычаям и традициям русского народа; к стране на карте мира, ее природе, месту собственного жительства, «малой» Родине; к государству и гражданскому долгу перед государством, народом, к чувству ответственности перед собой, своими близкими, знакомыми людьми и др.» (Цит. по Филиной, 2018).

В.В. Лопатин определяет патриотизм как «преданность своему отечеству, народу» (Цит. по Филиной, 2018).

Т.М. Маслова под патриотизмом понимает «переживание личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации» (Цит. по Филиной, 2018).

По И.Д. Лушникову, «патриотизм - это преданность Отечеству, основанная на осознанной ответственности за судьбу страны, на любви к своему народу и воплощаемая в личной практической деятельности на благо Родины» (Лушников, 2014).

По мнению С.У. Рустамовой, понятие патриотизма включает в себя

- чувство привязанности к родным местам;

- уважение к своему народу, его языку;

- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести, достоинства, свободы и независимости;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его традициям;

- ответственность за судьбу страны, народа, стремление посвящать свой труд, свои способности укреплению могущества и расцвету Родины;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности (Рустамова, 2021).

Таким образом, анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что понятие «патриотизм» многогранно, но основным его значением, является любовь к своему Отечеству, к родному краю, где родился и вырос человек.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Наиболее сенситивным периодом для этого считается младший школьный возраст, так как именно в этом возрасте у детей совершенствуются индивидуальные способности, эмоциональные и моральные качества, влияющие на остроту их переживаний и восприятия мира, в том числе и формирование патриотических чувств; формируются чувство долга, ответственности и привязанности к родному дому, родным местам, стремление сохранить и защитить свою Родину (Михайлова, 2018).

Патриотическое воспитание начинается с первых дней учебы в школе. Этот процесс достаточно длительный и сложный. У младших школьников необходимо воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его свершениям и достойным страницам прошлого. Обучающиеся должны осознавать, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться ее героическим прошлым, любить свой народ. Каждый маленький гражданин должен знать историю своей малой родины, людей, отстоявших её свободу и независимость, историю своей семьи. Школьники чувствуют привязанность к родной земле, включаясь в краеведческую работу, знакомясь с памятными местами родного края, встречаясь с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.

Целью патриотического воспитания является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества патриотическое воспитание осуществляется через решение следующих задач:

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского долга;

- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие искажению и фальсификации истории Отечества;

- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами (Данилюк, 2009).

Сущность патриотического воспитания в начальной школе заключается в том, что патриотизм не навязывается «вслепую», просто потому что так надо - любить Родину, а в том, что дети узнают, какая она - наша Родина, что они могут для неё сделать, за что могут ценить, уважать её и любить.

Чтобы формировать патриотизм в системе воспитательной работы школы нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению А.Г. Вороненко, являются когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий (Вороненко, 2005).

Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий - выполняет диагностическую функцию. Эмоционально-ценностный компонент является ведущим в этом возрасте. Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства школьников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью (Божович, 2008).

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с отношения к своей семье, к самым близким людям — к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сёстрам; ко всему, что связывает его с родным домом и ближайшим окружением; с того, что ребёнок видит и слышит, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления могут пока не осознаваться ребёнком глубоко, но они всё равно играют огромную роль в становлении личности патриота.

В современной психологической науке понятие «чувство» определяется как относительно устойчивое свойство личности, представляющее собой форму отражения реальных отношений субъекта в связи с его потребностями и мотивами к значимым для него объектам реальной действительности. Из множества определений понятия «чувства» наиболее полным, на наш взгляд, можно считать трактовку, данную Р.С. Немовым: «Чувства — устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам». В зависимости от направленности чувства трактуются как моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные, эстетические, практические (чувства, связанные с деятельностью человека). По мнению Р.С. Немова, специфика чувства как формы отражения состоит в том, что объекты и явления окружающего мира отражаются не в форме понятий, а в форме переживаний, через призму личностных отношений к ним (Немов, 2008).

Как отмечал С.Л. Рубинштейн, чувства - компонент эмоциональной сферы (Рубинштейн, 2002). Общим для всех чувств является то, что они всегда заключают в себе эмоции. Эмоции являются первичными по отношению к чувствам. Чувства протяженнее по времени, чем эмоции, редко переживаются в «чистом» виде. На разграничение данных понятий следует обращать особое внимание, поскольку это имеет не только теоретическое, но и практическое значение — без раскрытия соотношения чувств и эмоций было бы трудно понять педагогический процесс развития патриотических чувств.

Патриотические чувства - это особый вид чувств, которые одновременно выступают в качестве высших духовных ценностей человека. Их особенностью является способность выступать в качестве стимула деятельности человека, а развитие патриотических чувств направлено на преобразование их в мотивы эмоционально значимой деятельности личности.

Содержательно патриотические чувства:

- выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести;

- включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству);

- проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту своей Родины;

- выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности.

Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей

страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Результатом патриотического воспитания служит патриотическая воспитанность, одной из составляющих которой являются патриотические чувства. Такие чувства многогранны по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Сущность воспитания патриотических чувств заключается в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране. Сказанное позволяет заключить, что для воспитания патриотических чувств важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены обучающимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и стали основополагающими принципами их деятельности и поведения.

Анализ изученных нами работ позволяет констатировать единство взглядов всех исследователей на патриотическое воспитание, которое они рассматривают как воздействие на личность с целью развития патриотических качеств и определяют как составляющую единой воспитательной системы. Сегодня, в педагогической науке накоплен большой практический опыт патриотического воспитания подрастающего поколения, но изменения в жизни общества заставляют искать новые подходы к его организации в условиях современной школы. Мы рассматриваем формирование патриотических чувств во внеурочной деятельности, а именно на занятиях факультатива.

Цель исследования состояла в разработке и опытной проверке программы факультативных занятий, направленных на воспитание патриотических чувств младших школьников. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; педагогический эксперимент; анализ диагностических работ; методы статистической обработки результатов.

Результаты и обсуждение

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что патриотические чувства у детей младшего школьного возраста не возникают сами. Они являются результатом целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка идеологии, политики, искусства, общественного строя, воспитательной работы семьи, школы и внешкольных учреждений (Юнусова, 2019). Огромным потенциалом в воспитании патриотических чувств обладает внеурочная деятельность учащихся младшего школьного возраста, одним из направлений организации которой, согласно Стандарту, является духовно-нравственное направление. Внеурочная деятельность имеет более широкие возможности в выборе содержания, форм, методов, приемов, средств проведения, кроме того, не регламентирована программой, временем, местом (Юнусова, 2019). Формы организации внеурочной деятельности весьма разнообразны: экскурсии, кружки, секции, конференции, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

Одной из распространенных форм организации внеурочной деятельности, в том числе и на уровне НОО, является факультатив. Факультативные занятия - это форма организации образовательного процесса во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их запросами, способностями и склонностями, повышение активности их познавательной деятельности (Формы организации внеурочной деятельности).

В литературе определено, что направленность факультативов может быть весьма различной: естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и др.

При разработке факультативов учитываются склонности и потребности учащихся, их интересы и пожелания. Кроме того, при выборе факультативных курсов учитывается не только личное мнение школьников, но и возможности образовательной организации и общественные потребности.

В нашем случае созданию факультатива предшествовало исследование, направленное на выявление исходного уровня патриотических чувств младших школьников. Опытная работа проходила на базе одной из образовательных организаций Пермского края. В исследовании приняли участие учащиеся двух 3-х классов, один из которых был опытно-исследовательским, а другой - контрольным. По количественному составу испытуемых классы были практически равны.

Целью констатирующего этапа исследования было первичное определение общего уровня патриотической воспитанности у младших школьников. Для диагностики уровня патриотической воспитанности были определены компоненты и диагностические методики, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Компоненты и диагностические методики определения сформированности _патриотической воспитанности младших школьников_

Компонент Диагностические методики

Когнитивный «Я - гражданин!» (М.Т. Студеникин)

Эмоционально-ценностный «Мое отношение к малой Родине» (И.П. Савенков)

Поведенческий «Я - Патриот!» (Н.В. Савельева)

Для определения уровня сформированности когнитивного компонента патриотической воспитанности была использована методика М.Т. Студеникина «Я - гражданин!». Данную входную диагностику выполнили учащиеся ЗА класса (25 человек) и 3Б класса (24 человека). Система оценивания детских работ происходила в соответствии с критериями оценки этой методики. Охарактеризуем результаты диагностической работы.

Согласно данным в 3А классе высоким уровнем сформированности когнитивного компонента патриотической воспитанности обладают 3 ученика, что составляет 12% всего класса. Эти учащиеся знают цвета российского флага, их последовательность, понимают, что такое терпимость, Конституция и кто такой президент. Школьники знают свои права и обязанности, с легкостью умеют определять символы страны, знают их значение; дают четкие и развернутые определения понятиям «Родина», «патриот», «гражданин», «россиянин». Обучающиеся определяют патриота как «человека, любящего свою страну», «человека, который готов защищать свою Родину».

Большинство учеников класса имеют средний уровень знаний и представлений о патриотизме. Таких детей оказалось 18 человек, что составляет 72% всего класса. Некоторые из обучающихся правильно определяют цвета флага, но не знают их последовательность, затрудняются в объяснении понятий «патриот», «гражданин», «россиянин». Определяют гражданина как «любого человека на Земле», «человека, который занимает высокую должность на работе», «прохожего».

Остальные учащиеся 3А класса (4 человека - 16% всего класса) обладают низким уровнем владения знаний о своей Родине. Эти школьники затрудняются назвать государственную символику, не могут определить свои права, не знают, кто такой президент.

В ЗБ классе высокий уровень сформированности когнитивного компонента патриотической воспитанности показал только один учащийся, это 4,1 % всего класса. Он знает символику страны, свои права, определяет понятие «Родина», как «страна, в которой человек родился и по сей день живет». Средний уровень показали более половины класса: 16 человек. Однако в данном классе отмечено достаточно большое количество детей с низким уровнем сформированности когнитивного компонента, это почти треть класса.

Опираясь на анализ данных анкеты, можем сделать вывод о том, что обучающиеся ЗА класса обладают более широкими знаниями о Родине, своих правах, государственной символике, о нормативных документах, чем обучающиеся 3Б класса.

Результаты сформированности когнитивного компонента патриотической воспитанности обучающихся ЗА и 3Б классов представлены в таблице 2.

Таблица 2. Сформированность когнитивного компонента патриотической воспитанности обучающихся ЗА и ЗБ классов на констатирующем этапе исследования_

Класс Уровни

Высокий Средний Низкий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

3 А 3 12% 18 72% 4 16%

3 Б 1 4,1% 16 66,8% 7 29,1%

Для фиксации и сравнения полученных результатов использовались инструменты математической статистики. С использованием специальной программы Microsoft Excel был рассчитан средний балл, дисперсии по каждому классу. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем этапе _исследования в ЗА и ЗБ классах_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Класс Средний балл (x и y) Дисперсия (D)

3 «А» 11,2 6,88

3 «Б» 10,3 6,35

Анализ результатов математической статистики позволил сделать вывод: средний балл и дисперсия у обоих классов отличается незначительно.

Для проверки гипотезы о равенстве средних двух выборок был использован критерий Крамера-

Уэлча.

Собранные данные позволили сравнить полученное значение с критическим значением Т0,05 = 1,96: 1,78<1,96, следовательно, характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0,05, то есть группы фактически равны по уровню сформированности когнитивного компонента патриотической воспитанности.

Анкета «Мое отношение к малой родине» И.П. Савенкова позволила оценить эмоционально-ценностный компонент патриотической воспитанности младших школьников, одной из составляющих которого являются патриотические чувства.

Высоким уровнем эмоционально-ценностного компонента в ЗА классе обладают 17 учащихся. Эта группа детей однозначно положительно ответила на вопросы «Любишь ли ты свой город?», «Испытываешь ли ты чувство гордости от того, что живешь в нем?».

Средний уровень выявлен у 8 учащихся (З2% всего класса). Эти обучающиеся затрудняются ответить на вопрос «Влияет ли твой город (деревня) на твои мысли?», «Влияет ли он на твои поступки?». Низкий уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента не обнаружен (табл. 4).

Аналогичные результаты диагностики в ЗБ классе также не выявили низкий уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента патриотической воспитанности. Результаты по высокому и среднему уровню исследуемого показателя незначительно отличаются от результатов ЗА класса.

Таблица 4. Сформированность эмоционально-ценностного компонента патриотической

воспитанности обучающихся ЗА и ЗБ классов на констатирующем этапе исследования

Класс Уровни

Высокий Средний Низкий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

3 А 17 68% 8 32% - -

3 Б 14 58,3% 10 41,7% - -

Основываясь на данных, представленных в таблице 4, видно, что высокий уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента преобладает в ЗА классе (он выше на 9,7%, чем в параллельном классе). Низкий уровень в двух классах не выявлен.

Методика Н.В. Савельевой «Я - патриот» позволила оценить уровень сформированности поведенческого компонента патриотической воспитанности младших школьников. Учащимся было предложено ответить на 20 вопросов анкеты. Анализ результатов обучающихся ЗА и ЗБ классов представлен в таблице 5.

Таблица 5. Сформированность поведенческого компонента патриотической воспитанности обучающихся ЗА и ЗБ классов на констатирующем этапе исследования_

Класс Уровни

Высокий Сред ний Низкий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

3 А 12 48% 13 52% - -

3 Б 8 33,3% 16 66,7% - -

Высоким уровнем сформированности поведенческого компонента в ЗА классе обладает почти половина детей. Эта группа школьников часто посещает музеи, памятники города; любят читать дополнительную литературу о малой родине; многие участвуют в мероприятиях, проводимых в городе.

Средний уровень выявлен у 1З учащихся (52% класса). Низкий уровень не обнаружен.

Аналогичная диагностика в ЗБ классе показала, что большинство учеников класса (16 человек) находятся на среднем уровне сформированности поведенческого компонента патриотической воспитанности, меньшая часть класса (8 человек) имеют высокий уровень сформированности указанного показателя.

Из представленной таблицы видно, что высокий уровень сформированности поведенческого компонента выше в ЗА классе. Низкий уровень в двух классах не выявлен.

Проанализировав данные диагностических методик по трем компонентам (когнитивному, эмоционально-ценностному и поведенческому), мы пришли к выводу, что уровень патриотической воспитанности у обучающихся ЗБ ниже, чем у учеников ЗА класса. Поэтому целесообразно говорить о том, что ЗА будет контрольным, а ЗБ - опытно-исследовательским классом.

Кроме того, анализ результатов констатирующего этапа убедил нас в необходимости целенаправленной и последовательной работы по воспитанию патриотических чувств младших школьников. В связи с этим на формирующем этапе исследования была разработана и апробирована на опытно-исследовательском классе программа факультативных занятий «С чего начинается Родина».

Разработанная программа относится к духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности и реализуется в объеме 1-го часа в неделю. Общее количество часов - 17.

Содержание программы представлено следующими темами: «Крепка семья - крепка держава», «Семейные традиции», «Мой класс - моя семья», «Мой двор. Мой двор сейчас и потом», «Прикамье -наш край родной», «Символика нашего города», «Достопримечательности Прикамья», «Природа родного края», «Знаменитые люди Прикамья», «О чём говорят названия улиц», «Большая Родина», «Дружба народов России», «Знаменательные даты России», «День Победы», «Аллея героев». Помимо заявленных были проведены еще вводное и заключительное занятия.

Программа предполагает воспитание патриотических чувств и формирование сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, комплекса нормативно-правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания, развитие чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, истории и традициях русского народа, о жизни страны, труде людей и родной природе.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что проведение занятий факультатива потребовало отбора методов и средств, ориентированных на воспитание патриотических чувств, которые стимулировали бы активную самостоятельную деятельность детей.

Этот выбор был разнообразен: беседы о большой и малой Родине, семье, семейных ценностях, традициях и обычаях, истории названий улиц родного города, природе родного края, государственной символике, достопримечательностях Прикамья (музей-заповедник «Хохловка», Белогорский монастырь, Кунгурская ледяная пещера и др.), дружбе народов России, толерантности, памятных датах в истории российского государства, экскурсии, ролевые игры, пример, вовлечение в трудовую деятельность, выставка рисунков, чтение детских книг на патриотические темы, а также соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр картин русских и современных художников по обозначенной тематике, фотографий, отрывков из мультипликационных фильмов и др. Глубокое впечатление на детей произвели рассказы о героях Великой Отечественной войны, уроженцах Пермского края.

Таким образом, одной из главных составляющих факультативных занятий было пробуждение у обучающихся сильных эмоциональных переживаний, которые, безусловно, способствовали возникновению патриотических чувств младших школьников.

Выявление динамики патриотических чувств проверялось опосредованно: через патриотическую воспитанность.

Целью контрольного этапа было выявление уровня патриотической воспитанности обучающихся после проведения факультативных занятий по программе «С чего начинается Родина». На данном этапе были использован тот же диагностический инструментарий, что и на констатирующем этапе.

Результаты сформированности когнитивного компонента патриотической воспитанности обучающихся ЗА и ЗБ классов на контрольном этапе исследования представлены в таблице 6.

Таблица 6. Сформированность когнитивного компонента патриотической воспитанности _обучающихся ЗА и ЗБ классов на контрольном этапе исследования_

Класс Уровни

Высокий Средний Низкий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

3 А (контрольный) 3 12% 17 68% 5 20%

3 Б (опытно- 5 20,8% 17 70,8% 2 8,4%

исследовательский)

Анализируя результаты, полученные на контрольном этапе, мы пришли к выводу, что число учащихся с высоким уровнем сформированности когнитивного компонента патриотической воспитанности в опытно-исследовательском классе увеличилось на 16,7 % по сравнению с результатами входной диагностики, а в контрольном осталось прежним. Количество детей со средним уровнем в опытно-исследовательском классе возросло на 4 %, в контрольном классе снизилось на 4 %. Число детей с низким уровнем в опытно-исследовательском классе сократилось на 20,7 %, а в контрольном классе повысилось на 4 %.

Для подробного анализа данных использовались методы математической статистики. Расчеты представлены в таблице 7.

Таблица 7. Сравнительный анализ результатов диагностики на контрольном этапе исследования в контрольном и опытно-исследовательском классах_

Класс Средний балл (x и y) Дисперсия (D)

3 А (контрольный) 11,4 5,27

3 Б (опытно-исследовательский) 13,4 3,07

Для проверки гипотезы о равенстве средних двух выборок был использован критерий Крамера-

Уэлча.

Сравним полученное значение с критическим значением Т0,05 = 1,96: 2,452>1,96, следовательно, группы не равны по уровню сформированности когнитивного компонента патриотической воспитанности (достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%). Значит, классы находятся на разном уровне исследуемого показателя. Так как условия проведения опытной работы в обоих классах были одинаковы, то результаты опытно-исследовательского класса подтверждают, что проведение факультативных занятий способствуют повышению уровня сформированности когнитивного компонента патриотической воспитанности.

Результаты диагностики эмоционально-ценностного компонента патриотической воспитанности на контрольном этапе исследования представлены в таблице 8.

Таблица 8. Сформированность эмоционально-ценностного компонента патриотической воспитанности обучающихся ЗА и 3Б классов на контрольном этапе исследования

Класс Уровни

Высокий Средний Низкий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

3 А 18 72% 7 28% - -

3 Б 17 70,8% 7 29,8% - -

Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что высокий уровень эмоционально-ценностного компонента в опытно-исследовательском классе повысился на 12,5 %, а в контрольном снизился на 4 %. Средний уровень в опытно-исследовательском классе снизился на 11,9 %, а в контрольном повысился на 4 %.

Результаты диагностики обучающихся ЗА и ЗБ классов по уровню сформированности поведенческого компонента патриотической воспитанности зафиксированы в таблице 9.

Таблица 9. Сформированность поведенческого компонента патриотической воспитанности обучающихся ЗА и ЗБ классов на контрольном этапе исследования_

Класс Уровни

Высокий Средний Низкий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

3 А 13 52% 12 48% - -

3 Б 13 54,1% 11 45,9% - -

Анализируя результаты по поведенческому компоненту, полученные на контрольном этапе опытной работы, можно сделать вывод о том, что высокий уровень сформированности поведенческого компонента патриотической воспитанности в опытно-исследовательском классе повысился на 20,8%, а в контрольном на 4 %. Средний уровень в опытно-исследовательском классе снизился на 20,8%, а в контрольном на 4 %.

Обобщая данные трех методик, можно заключить, что уровень патриотической воспитанности повысился в опытно-исследовательском классе, а поскольку патриотические чувства являются одной из составляющих этого показателя, то мы пришли к выводу, что и уровень сформированности патриотических чувств в опытно-исследовательском классе тоже имеет положительную динамику.

Результаты контрольного этапа исследования позволяют сделать вывод о том, что разработанная программа факультативных занятий «С чего начинается Родина», является эффективным средством воспитания патриотических чувств младших школьников. В то же время, мы считаем, что работу по воспитанию патриотизма посредством факультатива необходимо продолжать.

Заключение

Анализ результатов опытной работы позволяет сделать вывод о целесообразности использования программы факультативного курса «С чего начинается Родина» в воспитании

патриотических чувств младших школьников. Проведенное исследование показало, что изменения в уровне патриотической воспитанности наблюдаются и в контрольной, и в опытно-исследовательской группе, но в последней они являются более существенными, что мы связываем с проведением факультативных занятий. Вместе с тем следует подчеркнуть, что полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Однако опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения подобных проблем.

Список литературы

1. Басюк В.С., Виноградова Н.Ф., Лазебникова А.Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного образования: характер изменений и проблемы внедрения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, №4 (77). С. 7-29.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400 с.

3. Вороненко А.Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся. Тюмень, ТГПУ, 2005. 1З5с.

4. Выготский Л.С. Нравственное воспитание. Педагогическая психология. М: Педагогика, 1991. 480с.

5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2011. 24 с. (Стандарты второго поколения).

6. Лушников И.Д. Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. Вологда: ВИРО, 2014. 64 с.

7. Михайлова Е.Н. Формирование патриотических чувств у младших школьников в процессе обучения // Современное педагогическое образование. 2018. № 5. С. 271-27З.

8. Немов Р.С. Общая психология. Питер, 2008. З04 с.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская адемия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. 944 с.

10. Панов В.Г. Российская педагогическая энциклопедия в 2ч. М: Большая российская энциклопедия, 1999. 656 с.

11. Приказ Министерства просвещения России от З1.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 2002. 720 с.

14. Рустамова С.У. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников // Педагогическое искусство. 2021. № 1. С. 11З-117.

15. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 27З-ФЗ. Ростов-на-Дону: Легион, 201З. 208 с.

16. Филина Д.Р. Средства оценивания патриотической воспитанности младших школьников // Вестник магистратуры. 2018. № 8(8З). С. 21-2З.

17. Философский энциклопедический словарь онлайн. https://rus-philosophy-enc.slovaronline.com/

18. Формы организации внеурочной деятельности. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/formy-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti

19. Шахбазова М.А. Воспитание подрастающего поколения на героико-патриотическом потенциале российской истории // Вестник социально-педагогического института. 2017. № 4(24). С. 6470.

20. Юнусова Э.А-Г. Методические особенности воспитания у младших школьников патриотических чувств во внеклассной работе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. З2З-З25.

Raising patriotic feelings of younger students through extracurricular activities Elena V. Ivanova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

candidate of psychological sciences,

Associate Professor of the Department of Theory and Technology of Teaching and Education of Primary School Students

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia mikield@pspu.ru 0000-0002-4504-9612

Received 03.04.2022 Accepted 12.05.2022 Published 15.06.2022

i 10.25726/19256-1601-8590-y

Abstract

Patriotic education has always been one of the main tasks of the school. It acquires special relevance in modern conditions. Rethinking the leading value orientations in society, the crisis of the family institution, the lack of patriotic feelings among a significant part of the population, especially among young people, the presence of negative manifestations among students in the public life of the country (lack of an optimal civic position, socially approved behavior, as well as participation in socially condemned events and Internet communities) led to the need for an urgent solution at the state level of the problem of patriotic education of students and the search for the most rational ways, means, forms and methods of its optimization. Primary school age is the most sensitive period for patriotic education, since it is at this age that children improve their individual abilities, emotional and moral qualities that affect the severity of their experiences and perception of the world, including the formation of patriotic feelings; a sense of duty, responsibility and attachment to the native home, native places, the desire to preserve and protect their homeland are formed. At the same time, not only academic subjects, but also extracurricular activities have a huge educational potential, since the ways of organizing the educational process in this case can be free: games and competitions, excursions, discussion of current topics, conversations with participants in events, search and research projects, etc. d. The article deals with the problem of raising patriotic feelings of younger schoolchildren in extracurricular activities on the example of the program of the optional course "Where the Motherland Begins".

Keywords

patriotism, patriotic education, patriotic feelings, junior schoolchild, extracurricular activities, elective.

The article was prepared as part of the implementation of the State task for scientific research commissioned by the Ministry of Education of the Russian Federation (State task No. 07-00080-21-02 dated 18.08.2021, registry entry number 730000F.99.1) on the topic "Research of existing practices in educational activities and technologies of patriotic education and the formation of spiritual and moral values among students in the general education system, development of methodological recommendations".

References

1. Basjuk V.S., Vinogradova N.F., Lazebnikova A.Ju. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty nachal'nogo i osnovnogo obrazovanija: harakter izmenenij i problemy vnedrenija // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2021. T. 1, №4 (77). S. 7-29.

2. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. SPb: Piter, 2008. 400 s.

3. Voronenko A.G. Model' shkol'noj sistemy patrioticheskogo vospitanija uchashhihsja. Tjumen', TGPU, 2005. 135s.

4. Vygotskij L.S. Nravstvennoe vospitanie. Pedagogicheskaja psihologija. M: Pedagogika, 1991.

480s.

5. Daniljuk A.Ja., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii. Moskva: Prosveshhenie, 2011. 24 s. (Standarty vtorogo pokolenija).

6. Lushnikov I.D. Sistemnaja metodika izuchenija patrioticheskogo vospitanija: metodicheskie rekomendacii; Departament obrazovanija Vologod. obl., Vologod. in-t razvitija obrazovanija. Vologda: VIRO, 2014. 64 s.

7. Mihajlova E.N. Formirovanie patrioticheskih chuvstv u mladshih shkol'nikov v processe obuchenija // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2018. № 5. S. 271-273.

8. Nemov R.S. Obshhaja psihologija. Piter, 2008. 304 s.

9. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij / Rossijskaja ademija nauk. Institut russkogo jazyka im. V.V. Vinogradova. 4-e izd., dopolnennoe. M.: OOO «ITI Tehnologii», 2008. 944 s.

10. Panov V.G. Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija v 2ch. M: Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija, 1999. 656 s.

11. Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossii ot 31.05.2021 № 286 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

12. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maja 2015 g. N 996-r g. Moskva «Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda». https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

13. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii. Piter, 2002. 720 s.

14. Rustamova S.U. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov // Pedagogicheskoe iskusstvo. 2021. № 1. S. 113-117.

15. Federal'nyj zakon ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 № 273-FZ. Rostov-na-Donu: Legion, 2013. 208 s.

16. Filina D.R. Sredstva ocenivanija patrioticheskoj vospitannosti mladshih shkol'nikov // Vestnik magistratury. 2018. № 8(83). S. 21-23.

17. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' onlajn. https://rus-philosophy-enc.slovaronline.com/

18. Formy organizacii vneurochnoj dejatel'nosti. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/formy-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti

19. Shahbazova M.A. Vospitanie podrastajushhego pokolenija na geroiko-patrioticheskom potenciale rossijskoj istorii // Vestnik social'no-pedagogicheskogo instituta. 2017. № 4(24). S. 64-70.

20. Junusova Je.A-G. Metodicheskie osobennosti vospitanija u mladshih shkol'nikov patrioticheskih chuvstv vo vneklassnoj rabote // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2019. № 65-1. S. 323-325.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.