Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В РОССИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В РОССИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

372
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОПЫТ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДРОСТОК / РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Оксана Вячеславовна

В статье рассматриваются особенности формирования опыта патриотической деятельности подростков в условиях Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Автор, акцентируя внимание на сущности воспитательного пространства Российского движения школьников, ориентированного на воспитание патриотизма как составляющей части мировоззрения школьника и его отношения к родной стране, другим нациям и народам, национальным святыням, усилению любви к России, чувству ответственности за ее независимость, сохранению материальных и духовных ценностей, составляющих основу развития национального самосознания, раскрывает структуру опыта патриотической деятельности подростков и этапы его формирования. В структуре концептуального компонента формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ выделяем системный, культурологический, антропологический и аксиологический подходы, образующих сложную систему, в рамках которой существует соответствующее соподчинение. Следует обратить внимание на то, что воспитание патриотизма подростков в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ - это прежде всего комплекс системных мероприятий, направленных на:развитие духовной культуры; воспитание патриотических чувств (любви к Родине, добросовестности, коллективизма, взаимопомощи, толерантности, ответственности);формирование гражданского сознания, понимание необходимости сохранения мира, защиты интересов отечества и развития гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF THE EXPERIENCE OF ADOLESCENTS’PATRIOTIC ACTIVITIES IN THE RUSSIAN MOVEMENT OF SCHOOLCHILDREN

The article deals with the features of the forming of the experience of adolescents’ patriotic activities in the context of the All-Russian public-state children's and youth organization "Russian movement of schoolchildren". The author, focusing on the essence of the educational space of the Russian movement of schoolchildren, focused on the fostering of patriotism as a component of the student's worldview and his attitude to his native country, other nations and peoples, national shrines, enhancing love for Russia, a sense of responsibility for its independence, preservation of material and spiritual values, which constitute the basis for the development of national identity, reveals the structure of the experience of patriotic activities of adolescents and the stages of its forming. In the structure of the conceptual component of forming of the experience of the adolescents’ patriotic activities in the educational space of the primary department of the RMS (Russian Movement of Schoolchildren), we single out the systemic, cultural, anthropological and axiological approaches that form a complex system, within which there is a relevant subordination. It should be noted that the fostering of adolescents' patriotism in the educational space of the primary department of the RMS is, first of all, a complex of systemic activities aimed at: developing spiritual culture; fostering patriotic feelings (love for the Motherland, conscientiousness, collectivism, mutual assistance, tolerance, responsibility); forming of civic consciousness, understanding of the need to preserve peace, protect the interests of the fatherland and develop civil society.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В РОССИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности Theory, methodology and organization of socio-cultural activities

Научная статья

УДК 371.4

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-80-95

Оксана Вячеславовна Захарова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы Владимира Израйлевича Пеллера»

г. Биробиджан, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9223-6819 e-mail:zah79@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В РОССИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования опыта патриотической деятельности подростков в условиях Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Автор, акцентируя внимание на сущности воспитательного пространства Российского движения школьников, ориентированного на воспитание патриотизма как составляющей части мировоззрения школьника и его отношения к родной стране, другим нациям и народам, национальным святыням, усилению любви к России, чувству ответственности за ее независимость, сохранению материальных и духовных ценностей, составляющих основу развития национального самосознания, раскрывает структуру опыта патриотической деятельности подростков и этапы его формирования. В структуре концептуального компонента формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ выделяем системный, культурологический, антропологический и аксиологический подходы, образующих сложную систему, в рамках которой существует соответствующее соподчинение. Следует обратить внимание на то, что воспитание патриотизма подростков в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ - это прежде всего комплекс системных мероприятий, направленных на:развитие духовной культуры; воспитание патриотических чувств (любви к Родине, добросовестности, коллективизма, взаимопомощи, толерантности, ответственности);формирование гражданского сознания, понимание необходимости сохранения мира, защиты интересов отечества и развития гражданского общества.

Ключевые слова: воспитательное пространство, опыт патриотической деятельности, подросток, Российское движение школьников, личностное развитие, гражданская активность.

Для цитирования: Захарова О.В. Формирование опыта патриотической деятельности подростков в Российском движении школьников. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. №6 с. 80-95 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-80-95

Original article

Oksana Vyacheslavovna Zakharova

Municipal budgetary educational institution"Education Center named after the full Cavalier of the Order of Glory Vladimir Izrailevich Peller"

Birobidzhan, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9223-6819 e-mail:zah79@mail.ru

FORMING OF EXPERIENCE OF ADOLESCENTS' PATRIOTIC ACTIVITIES IN THE RUSSIAN MOVEMENT OF SCHOOL CHILDREN

Abstract: The article deals with the features of the forming of the experience of adolescents' patriotic activities in the context of the All-Russian public-state children's and youth organization "Russian movement of schoolchildren". The author, focusing on the essence of the educational space of the Russian movement of schoolchildren, focused on the fostering of patriotism as a component of the student's worldview and his attitude to his native country, other nations and peoples, national shrines, enhancing love for Russia, a sense of responsibility for its independence, preservation of material and spiritual values, which constitute the basis for the development of national identity, reveals the structure of the experience of patriotic activities of adolescents and the stages of its forming. In the structure of the conceptual component of forming of the experience of the adolescents' patriotic activities in the educational space of the primary department of the RMS (Russian Movement of Schoolchildren), we single out the systemic, cultural, anthropological and axiological approaches that form a complex system, within which there is a relevant subordination.

It should be noted that the fostering of adolescents' patriotism in the educational space of the primary department of the RMS is, first of all, a complex of systemic activities aimed at: developing spiritual culture; fostering patriotic feelings (love for the Motherland, conscientiousness, collectivism, mutual assistance, tolerance, responsibility); forming of civic consciousness, understanding of the need to preserve peace, protect the interests of the fatherland and develop civil society.

Keywords: educational space, experience of patriotic activities, adolescent, Russian movement of schoolchildren, personal development, civic engagement.

For citation: Zakharova O.V. Forming of the experience of adolescents'patriotic activities in the Russian movement of schoolchildren. Pedagogy: history, perspectives. 2020. Vol. 3. No. 6 p. 80-95

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-80-95 (In Russ.)

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, порой насыщенного провокационной информацией, подросток каждый день находится в состоянии выбора и противостояния трудностям, отстаивая свою жизненную позицию, основанную на ценностях общества и собственном приобретенном опыте. Это порождает необходимость активизации воспитательных возможностей вовлечения подростков в социальную активность и приобщение к национальным ценностям, традициям, исторической памяти, что призвано способствовать формированию патриотических взглядов и убеждений подрастающего поколения.

В связи с чем, предпринимаются значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания подрастающего поколения. Важно, что успеху этой масштабной и в высшей степени востребованной работы служат такие серьёзные общественные инициативы, как «Российское движение школьников» (далее - РДШ).

Целью статьи является изучение роли и места РДШ в формировании опыта патриотической деятельности подростков в первичном отделении РДШ, которое рассматриваем как формат, объединяющий существующие и создаваемые объединения обучающихся (кружки, волонтерский отряд и пр.), позволяющий расширять их права на участие в принятии решений, с учетом их интересов. Воспитательной пространство первичного отделения РДШ, приоритетами деятельности которой являются актуализация чувства Родины, ориентация на служение интересам Отечества, уважение к истории, ценностям культуры. и ценностный воспитательный потенциал, позволит не только обновить содержание, методы, формы, приемы патриотического воспитания, но и сформировать опыт патриотической деятельности подростков.

Основными задачами формирования опыта патриотической деятельности подростков в условиях первичного отделения РДШ является воспитание у обучающихся высокого самосознания и патриотизма, активной жизненной позиции, национального достоинства, готовности к выполнению конституционного и гражданского долга по защите национальных интересов России. Следовательно, патриотическое воспитание осуществляется всем укладом деятельности первичного отделения РДШ.

Проблему патриотического воспитания в совокупности с гражданским, военно-патриотическим рассматривали в исследованиях Г.В. Агапова, А.Н. Вырщиков, В.К. Григорова, Н.Н. Дубинина, Л.Н. Котруца, Г.Н. Мусс и др.

Для выделения сущности ведущего понятия, рассмотрим позицию согласования методологических подходов, определяемых его междисциплинарным характером.

Концептуальную основу формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ составляют следующие подходы. Системный подход нами определен для анализа всех факторов, отбор наиболее целесообразных методов и приемов, направленных на организацию процесса формирования опыта патриотической деятельности подростков. В то же время этот подход обеспечивает получение достоверного эмпирического материала и его обработку, и включение в научное знание.

Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев подчеркнул, что исследование процесса рождения и трансформации личности - в ее деятельности, которая протека-

ет в конкретных условиях, и является ключом к ее истинно научному психологическому пониманию [7, с.173].

Личность подростка в воспитательном пространстве РДШ не может рассматриваться за пределами национального. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический, применяемый в единстве общечеловеческого, национального и индивидуального. К.Д. Ушинский отмечал, что характер воспитания соответствует характеру народа, и несмотря на устойчивость и органичность национального в человеке, он советует воспитателю взять национальное за основу системы воспитания: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Родине, и эта любовь дает воспитанию надежный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его плохими природными, личными, семейными и родовыми наклонностями ... » [10, с. 99 - 100).

Фундаментальное значение для формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве РДШ имеет обоснованный К.Д. Ушинским антропологический подход - системное использование данных всех наук о человеке как цель воспитания и их учет в планировании и осуществлении процесса патриотического воспитания. Выдающийся педагог подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях [8].

Одним из основных механизмов формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве РДШ является реализация аксиологического подхода. Система ценностей служит фундаментом воспитания личности.

А. В. Основин обосновывает пять групп ценностей, взяв за критерий их область применения:

а) личной жизни человека (личностные ценности);

б) семейной жизни (ценности семейной жизни);

в) сферы социально-общественных отношений (гражданские ценности);

г) национально-государственной жизни (национальные ценности);

д) жизни всего человечества (абсолютные вечные ценности) [9].

На основе анализа существующих научных источников по формированию опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ нами предложены группы принципов. Будучи исходными положениями формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве РДШ, они определяют основные требования к его содержанию, методике и организации.

К первой группе принципов можно отнести общие принципы воспитания, в частности: научности; общественной направленности; воспитания личности в деятельности и общении; стимулирование внутренней готовности личности; гуманизма в сочетании с высокой требовательностью; оптимистичного прогнозирования; опоры на положительные качества подростков; учета возрастных и индивидуальных особенностей подростков, их интересов и потребностей; воспитания в коллективе.

Второй группой принципов, непосредственно влияющих на процесс формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ, можно считать принципы национального

воспитания российских граждан, которые мы определяем на основе взглядов А.А. Кыверялга: воспитание в гражданском, национальном духе; гуманизм; демократизм; природосообразность; преемственность поколений [5].

Третью группу принципов составляют непосредственно такие принципы формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве РДШ: тесная взаимосвязь воспитания патриотизма обучающихся в воспитательном пространстве РДШ с военно-патриотическим, национальным, гражданским воспитанием народа Российской Федерации и военным воспитанием будущих защитников России; приоритетность исторического и культурного наследия России и ее Вооруженных Сил, их духовных ценностей, традиций и обычаев; тесная связь обучающихся со всеми аспектами повседневной деятельности; направленность формирования опыта патриотической деятельности подростков на достижение конкретной цели - формирование высокого уровня готовности подростков в воспитательном пространстве РДШ к качественному выполнению конституционного долга по защите Родины.

Итак, в структуре концептуального компонента формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ выделяем системный, культурологический, антропологический и аксиологический подходы, образующих сложную систему, в рамках которой существует соответствующее соподчинение.

Изучение основных подходов к сущности опыта патриотической деятельности подростка позволяет составить представление о нем и утверждать, что опыт патриотической деятельности подростка - это ценность духовного достояния личности, характеризующая высокий уровень ее развития и проявления в ак-тивно-деятельностной самореализации в гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном служении Родине.

В связи с этим считаем, что составной частью воспитательного процесса первичного отделения РДШ является воспитание военно-патриотических качеств личности как основы формирования гражданина патриота, способного в любое время встать на защиту Родины. Закономерно, что решающее значение в воспитании патриотизма обучающихся является создание в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ достаточных и целесообразных педагогических условий, благоприятных для формирования опыта патриотического воспитания подростков. В то же время ведущим становится умение педагога, вожатого, воспитателя создать модель совместной деятельности, основанную на межсубъектных взаимодействиях педагога с обучающимися и способствующую качественному овладению знаниями, личностным и физическим самосовершенствованием.

Воспитательное пространство первичного отделения РДШ включает основные направления деятельности: личностное развитие, гражданскую активность, военно-патриотическое воспитание, информационно-медийное развитие [4]. Рассмотрим подробнее направления.

«Личностное развитие» - это популяризация здорового образа жизни (формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни; приобщение к созидающей здоровье философии; формирование активной жизненной позиции по отношению к здоровью, проявляющейся в поведении и деятельности и осознанном противостоянии разрушающим здоровье факторам). Творческое развитие (стимулирование творческой активности школьников; предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать свои по-

тенциал и получить признание; координация воспитательных усилий на разных этапах творческого процесса; контроль реализации творческого развития школьников). Профессиональная ориентация (стимулирование и мотивация школьников к личностному развитию, расширению кругозора в многообразии профессий; формирование у школьников представлений о сферах трудовой деятельности, о карьере и основных закономерностях профессионального развития; формирование у школьников универсальных компетенций, способствующих эффективности в профессиональной деятельности; способности к коммуникации (в устной и письменной формах) для решения задач взаимодействия; социальным и культурным различиям; способности к самоорганизации и самообразованию).

Направление «Гражданская активность» (сохранять и развивать исторически сложившиеся дружеские отношения народов России, содействовать развитию национальных культур, традиций; способствовать формированию активной жизненной позиции школьников; формировать у школьников осознанное ценностное отношение к истории своей страны, города, района, народа; развивать у детей чувство патриотизма, национальной гордости за свою страну; стимулировать социальную деятельность школьников, направленную на оказание посильной помощи нуждающимся категориям населения; организовывать акции социальной направленности; создавать условия для развития детской инициативы; оказывать помощь учреждениям культуры в организации и проведении мероприятий; оказывать помощь и содействие в проведении мероприятий экологической направленности; активизировать стремление школьников к организации деятельности в рамках работы поисковых отрядов).

«Военно-патриотическое воспитание» (сформировать школьную систему нормативно-правового обеспечения деятельности в области военно-патриотического воспитания совместно с педагогами ; организовать работу военно-патриотического клуба на базе образовательной организации и вовлечь в нее подростков; организовать военно-профессиональные события, направленные на повышение интереса у подростков к службе в силовых подразделениях: военные сборы, военно-спортивные игры; организовать проведение образовательных программ - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми, героями нашего государства и ветеранами; обеспечить координацию военно-патриотической деятельности школы с общественными объединениями и государственными организациями в рамках социального партнерства).

Направление «Информационно-медийное развитие» (разработать информационно-медийный центр (ИМЦ) для реализации системы информационно-медийного взаимодействия участников РДШ; апробировать индикаторы и критерии оценки деятельности информационно-медийного направления РДШ; создать систему взаимодействия с информационно-медийными партнерами).

По мнению А.К. Быкова, воспитательный процесс - многоуровневый, динамичный процесс, целью организации которого, с одной стороны, является формирование достаточного для действий по назначению уровня морально-психологического состояния персонала, с другой - создание благоприятной воспитательной среды для его самосовершенствования и саморазвития [3].

По своему характеру процесс воспитания - чрезвычайно сложное социально-педагогическое явление, поэтому требует со стороны педагогов владения как теоретико-методическими основами военно-патриотического воспитания, так и

владение конкретными навыками и умениями организации и проведения воспитательного процесса с целевыми группами.

Воспитательная работа без учета индивидуально-психических особенностей подростков и социально-психологических явлений их взаимоотношений теряет конкретность, целенаправленность, эффективность, последовательность, преемственность, человечность [3].

«Воспитательная деятельность - это взаимодействие педагога, воспитателя с обучающимися, целенаправленное на самостановление, саморазвитие, самовоспитание школьника, которое реализуется путем решения множества воспитательных задач и обеспечивает формирование личностных, социально значимых нравственно-этических ценностей, норм и правил поведения» [2, с.79].

На этом уровне воспитывать - это действительно проектировать постепенное развитие качеств личности обучающегося (траектория личностного роста, совершенствование патриотизма и т.д.).

С психологической точки зрения процесс воспитания патриотизма обучающихся в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ - это процесс формирования у них общественно ценных потребностей и их преобразование в устойчивую мотивацию патриотического поведения, соответствующего общественно значимых нормам. Главным признаком воспитания патриотизма обучающихся в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ должна быть его личностная направленность.

Заслуживает внимания и мнение Е.В. Бондаревской о том, что «Человек открыт для внешнего мира и не может существовать вне среды, вне его влияния. Как личность человек не существует вне взаимодействия с социальной средой и культурой. Итак, развитие личности всегда является результатом ее взаимодействия, контакта с социальной средой, а качество развития определяется культурой социальной среды» [1, с. 155]. В этом контексте воспитание приобретает содержание управления человекотворческой направленностью любой общественной политики: военной, экономической, научно-технической, семейно-бытовой, развлекательной и т.д. Иными словами, воспитание включает в себя учет, прогнозирование и регулирование условий жизни человека, организацию этих условий, при которых становится возможным достижение воспитательных целей. На счет непосредственного воздействия на человека остается только стимулирование, поддержка его в определенной целенаправленности саморазвития [1].

Следует обратить внимание на то, что воспитание патриотизма подростков в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ - это, прежде всего, комплекс системных мероприятий, направленных на: развитие духовной культуры; воспитание патриотических чувств (любви к Родине, добросовестности, коллективизма, взаимопомощи, толерантности, ответственности); формирование гражданского сознания, понимание необходимости сохранения мира, защиты интересов отечества и развития гражданского общества.

Такое понимание ориентиров воспитательного пространства первичного отделения РДШ позволяет определить этапы формирования опыта патриотической деятельности личности:

- воспитание любви и уважения к своим родителям, своей семье (должно формироваться в дошкольном возрасте в пределах семейного воспитания);

- воспитание положительного отношения к «малой родине» (своего города, края, региона) - этническая самоидентификация, которая формируется в подростковом возрасте в период школьного обучения;

- воспитание позитивного отношения к своей стране (государственный патриотизм) соответствует юношескому возрасту; формируется в период обучения в выпускных классах школы;

- воспитание осознания своей принадлежности к исторической общности и культурно-религиозной традиции, то есть формирование через положительную этническую идентичность толерантности в межнациональных отношениях -также воспитательные задачи старшеклассников;

- воспитание доброжелательного отношения ко всем народам мира -качество, присущее высокодуховной личности, формируется в процессе самовоспитания в течение всей жизни [6].

При определении сущности формирования опыта патриотической деятельности подростков мы учитывали взгляды ученых о непосредственной связи процесса воспитания и его результатов со степенью сформированности у обучающихся сознания, самосознания и личностных качеств.

Структура формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ предполагает:

- овладение знаниями, нормами и правилами поведения патриота государства;

- формирование чувств, любви к России (устойчивые эмоциональные отношения подростков к явлениям действительности). Они способствуют трансформации определенных действий личности из сферы умственного восприятия в сферу эмоциональных переживаний, что делает их устойчивыми, и активизирует психические процессы обучающихся;

- формирование убеждений (интеллектуально-эмоциональных отношений субъекта к государству, его героическому прошлому). Убеждения, основанные на истинных знаниях, будут, с одной стороны, своеобразным мотивом деятельности, а с другой - «стержнем» поведения личности. Поэтому формирование опыта патриотической деятельности подростка и есть формирование у него психологического «стержня», без которого личность будет безвольной, лишенной собственного «Я»;

- формирование просоциального поведения. Формирование умений (усвоенного способа выполнения действий, основанных на совокупности приобретенных знаний и навыков) и привычек (склонности обучающегося к установленным порядкам в образовательной организации) требует последовательности, систематичности и целесообразности предъявляемых (установленных) требований, их соответствия уровню развития подростков.

Одной из главных задач формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ является формирование и развитие патриотического сознания и мировоззрения обучающегося, в котором должны преобладать патриотические составляющие. Сознание - это самый высокий уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сущность сознания заключается в способности человека отражать мир посредством понятий. Благодаря сознанию обучающийся ориентируется в обществе, намечает более или менее отдаленную цель собственной деятельности, регулирует свое

поведение, влияет на поведение других людей. Патриотическое сознание, как говорилось выше, выступает результатом отражения в сознании подростка в воспитательном пространстве РДШ атрибутов Родины и государства.

Под понятием «мировоззрение» понимается форма общественного сознания человека, через которую он воспринимает, осмысливает и оценивает окружающую действительность как мир своего бытия и деятельности, определяет и воспринимает свое место и назначение в нем. Иначе говоря, мировоззрение - это совокупность общих убеждений, касающиеся мира, конкретного подростка и российского общества, места обучающегося в мире, смысла его жизни, которые определяют его идеалы, ценностные ориентации и жизненные установки. Оно, с одной стороны, составляет стройную систему знаний и убеждений обучающегося, его мировосприятие и миропонимание, а с другой - определяет его отношение к миру, жизненный почерк, в основе целенаправленной деятельности. Убеждения составляют основу мировоззрения.

Итак, под понятием «содержание формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ» следует понимать систему духовных, патриотических, и военно-патриотических знаний, навыков, умений, норм и правил поведения, овладение которыми обеспечивает формирование гармонично развитой, общественно активной личности подростка - гражданина-патриота России, его приобщение к общечеловеческим, национальным и военным ценностям, освоение ими мировоззренческих, морально-этических и других свойств, формирование их индивидуальности и подготовку к защите Родины.

Содержание формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве РДШ определяется не только целенаправленно организованным образовательным процессом ОО, различными формами классной и внеклассной работы, но и методами, формами моральных и психологических воздействий на личность обучающегося. Поэтому эффективность процесса формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве РДШ зависит от согласованности действий всех субъектов воспитательного процесса.

Необходимо отметить, что формирование опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве первичном отделении РДШ -это прежде всего комплекс системных мероприятий, направленных на:

- воспитание у обучающихся сознательного отношения к необходимости соблюдения государственных атрибутов, получения качественных знаний в обучении;

- формирование духовной и психологической готовности обучающихся к исполнению военно-гражданского долга - будущих защитников государства, с оружием в руках защищать свою Родину;

- воспитание нравственных качеств, активной гражданской позиции;

- формирование у обучающихся ведущих мотивов по овладению патриотическими знаниями, высоким уровнем физической подготовки и выносливости;

- развитие у обучающихся общечеловеческих ценностей, национальной гордости, нравственно-психологических качеств гражданина-патриота;

- совершенствование организации, форм и методов воспитания патриотизма подростков.

Н.Н. Дубинина [6] отмечает, что содержание патриотического воспитания будет целенаправленным, конкретным и эффективным только тогда, когда оно будет воплощаться в практическую деятельность. Исследователь определяет следующие этапы для его осуществления:

- информационный (предоставление информации для осознания патриотических ценностей и идеалов российского народа как личностных и активности в их реализации);

- организационный (непосредственная организация учебно-воспитательного процесса с целью овладения научными фактами, понятиями, теорией о природе и обществе, нормах поведения, социальными отношениями, обычаями, традициями. Формирования патриотического мировоззрения личности);

- стимулирующий (стимулирование патриотического самосовершенствования и самовоспитания обучающегося, формирование патриотических убеждений, практических навыков и умения реализации патриотических качеств и чувств в процессе учебной, воспитательной и практической деятельности);

- оценивающий (определение и оценивание уровня патриотической воспитанности обучающихся в соответствии с разработанными критериями).

Следовательно, реализация содержания формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ предполагает активизацию внеурочной деятельности, позволяющей методами и формами межсубъектного и интерактивного взаимодействия удовлетворять потребности подростков в формировании патриотического мышления, патриотического сознания, развития интеллекта личности для активной гражданской позиции и реализацию ее в практической деятельности.

Структурными компонентами опыта патриотической деятельности подростка являются: когнитивный (комплексные знания по истории и культуре Родины), мотивационный (потребность в интериоризации системы духовно-нравственных и культурных национальных и общечеловеческих ценностей, среди которых должное место занимает патриотизм); деятельностный (готовность действовать на благо своей страны, отстаивать ее интересы, защищать их и т.д.).

Одним из важных направлений деятельности РДШ является определение, обоснование и применение на практике критериев и показателей воспитания патриотизма. Их разработка и практическое использование необходимы, во-первых, для изучения, анализа и оценки реального состояния работы по воспитанию патриотизма обучающихся в условиях воспитательного пространства РДШ; во-вторых, для дальнейшего развития научно-теоретических и методических основ воспитания патриотизма школьников в условиях воспитательного пространства РДШ; в-третьих, для определения и обоснования эффективных направлений, форм, методов, средств, технологий, реализация которых способствовала бы повышению эффективности и достижению более высоких результатов деятельности по формированию опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве РДШ.

Теоретический анализ позволил установить, что каждый компонент выполняет свою функцию. так, когнитивный компонент опыта патриотической деятельности подростка ориентирует на развитие патриотического сознания, что предполагает усвоение патриотических ценностей (общечеловеческих, нравственно-гуманистических, общественно-гражданских, конституционно-государственных, профессиональных, культурных и т.д.). Кроме ценностей, необ-

ходимых в данном случае является формирование разноплановых знаний, положенных в основу целостного восприятия Родины. к таким знаниям относятся: географические, исторические, культурные, правовые, нравственные, экологические, профессиональные, психолого-педагогические, трудовые и др.

Когнитивный компонент ориентирован на развитие у подростков их патриотического сознания. Это совокупность представлений, понятий, суждений и ценностей, которыми обогащаются воспитанники. Этот компонент должен соответствовать общей цели воспитания в российском обществе - формированию жизненно активной личности с научным мировоззрением, высоким нравственным потенциалом, которая желает работать на благо России.

Содержание когнитивного компонента определяется знаниями подростков о родной стране, о государственных символах, о патриотических праздниках, традициях, о человеке как защитнике Отечества, о моральном долге по защите Родины и др. Он должен основываться на гуманистическом мировоззрении, поскольку его основой является любовь и уважение к Родине - чувство, которые формируется с детства в течение жизни человека. Этот компонент охватывает устойчивые оценочные отношения и суждения, систему демократических, нравственных, гуманистических ценностей.

В качестве критерия сформированности когнитивного компонента опыта патриотической деятельности подростка мы выделили ценностно-патриотическое мировоззрение с такими показателями:

1) знание культуры, истории;

2) знание героических свершений защитников государства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству.

Содержание ценностно-патриотического мировоззрения включает формирование знаний и развитие у подростков интереса к родному языку, к традициям, обычаям, культурному наследию своего народа, интерес к истории своего народа, своей страны, к событиям, происходящим в последнее время; положительная мотивация учебной деятельности школьников; основные познавательные процессы и умения регуляции своего эмоционального состояния.

Мотивационный компонент предполагает наличие у подростков, соответствующих социально значимых (достойно выполнять свои гражданские обязанности) и личностных мотивов. Мы согласны с мнением Н.Н. Дубининой, что моти-вационный компонент является основой патриотической воспитанности обучающегося [6].

Мотивационный компонент опыта патриотической деятельности подростка определяет развитие желания практическими делами укреплять свое государство и его Вооруженные Силы, приобщаясь к патриотическим ценностям, уважая историческую память; развитие положительных, социально-значимых личностных качеств, черт характера; позитивное восприятие национальных ценностей, традиций и обычаев народа России. Сформированность этого компонента определяется мотивационно-ценностным критерием со следующими показателями:

1) мотивация патриотизма;

2) активная субъектно-патриотическая позиция;

3) толерантное отношение к представителям разных культур.

Данный критерий определяет уровень проявления интереса к вопросам патриотизма, сформированность ценностных ориентаций, наличие собственной

патриотической позиции и способность ее адекватно аргументировать, уровень межкультурной толерантности.

Деятельностный компонент опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве РДШ направлен на формирование умений и навыков патриотической воспитанности подростков. Он включает осознанную патриотическую деятельность на благо России, направленную на реализацию любви к России, к ее Вооруженным Силам, гордость за них; стремление практическими делами укреплять Россию; стремление подростков соблюдать высоконравственные и патриотические нормы и правила поведения, уважать военные ритуалы и символы; на пробах в условиях военизированного лагеря развивать и совершенствовать свои лучшие личностные качества, черты характера, необходимые для военной службы.

Сформированность деятельностного компонента опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве РДШ мы определили результативно-поведенческим критерием с такими показателями: 1) способность к патриотической самореализации; 2) психологическая готовность; 3) умение оценивать и организовывать патриотические мероприятия.

Формирование опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве первичного отделения РДШ представляет собой совокупность основных признаков показателей, раскрывающих существенные моменты, параметры, характеризующие его как процесс, то есть те способы, факторы, условия, за счет использования которых обеспечивается наиболее полная реализация возможностей этой деятельности, осуществляемой с целью достижения желаемого конечного результата. Из этого следует, что, являясь одним из компонентов критерия, тот или иной признак, показатель, выступает как конкретное проявление определенного качества.

Результативность формирования опыта патриотической деятельности подростков проявляется в поведении и деятельности обучающихся в условиях воспитательного пространства первичного отделения РДШ. Поэтому основным критерием, с наибольшей объективностью определяющего реальные результаты данной деятельности, является результативно-поведенческий. Эти результаты определяются, во-первых, степенью готовности подростков к выполнению той или иной патриотической миссии и, во-вторых, достигнутыми в процессе ее осуществления конкретными результатами, измеряемыми соответствующими показателями.

Итак, эффективность воспитательного процесса РДШ повышается при условии целенаправленного формирования опыта патриотической деятельности подростков, как совокупности критерия ценностно-патриотического мировоззрения, мотивационно-ценностного и результативно-поведенческого критериев.

С опорой на определенные условия и используя методы сравнительного анализа результатов деятельности, классификации и систематизации, процесс формирования опыта патриотической деятельности подростков необходимо дифференцировать по уровням, которые характеризуют его качество и эффективность. Уровни определяют действенность (результативность) и эффективность процесса формирования опыта патриотической деятельности подростков. Обоснованы три уровня проявления опыта патриотической деятельности подростков в соответствии с определенными критериями и показателями: высокий, средний, недостаточный.

Высокий уровень характеризуется активностью, целеустремленностью, высокой степенью организации, взаимодействия его субъектов -обучающихся в воспитательном пространстве РДШ. Характеризуется глубоким пониманием сущности патриотизма, наличием четко аргументированной патриотической позиции, устойчивыми ценностными ориентациями. Подростки проявляют выраженный устойчивый интерес к теме патриотизма, обладают глубокими знаниями по истории России, общеобразовательным дисциплин и пытаются улучшить и углубить эти знания. Субъект-объектные отношения являются оптимальными, интересы педагогов, воспитателей и подростков совпадают, взаимоотношения достаточно гармоничные, мотивация в процессе совместной деятельности положительная и устойчивая. Патриотизм проявляется в различных видах деятельности, подросток активно участвует в патриотических мероприятиях, желает действовать высоконравственно в различных условиях жизнедеятельности РДШ, у него достаточно выраженное национальное самосознание.

Средний уровень характеризуется сочетанием патриотической позиции, сформированными патриотическо-ценностными ориентациями. На этом уровне подростки имеют системные знания о патриотизме, в некоторых случаях проявляют потребность в самообразовании в этой области. Знания по истории России и общеобразовательным дисциплинам достаточны. Процесс формирования опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном процессе РДШ характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием форм, методов и средств для достижения ближайших задач. Владеет знанием содержания таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество». понимание необходимости защиты интересов Родины в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире. Патриотизм проявляется в различных видах деятельности, развитый интерес к истории и культуре России и ее Вооруженных Сил, участвует в мероприятиях патриотической направленности, проявляет способность к нравственному поведению в типичных обстоятельствах воспитательного пространства РДШ.

Недостаточный уровень опыта формирования патриотической деятельности подростков характеризуется пассивным отношением к вопросам патриотизма, отсутствием четкой патриотической позиции, сформировавшимися ценностными ориентациями. Субъект-объектные взаимосвязи формальные или отсутствуют. Положительно-ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, в результате чего ожидаемый результат не достигается. Подростки безынициативны, уклоняются от участия в общественной работе, патриотических мероприятиях. Понятие «патриотизм», «Гражданский долг» находятся на формально вербальном уровне.

Ответственное, но пассивное, без проявления инициативы выполнение учебных и общественных поручений. Подростки, которые находятся на этом уровне, имеют поверхностные, бессистемные знания о патриотизме, и большинство из них не пытаются расширить свои знания об этом явлении. Потребность в активной патриотической деятельности не имеет выраженного характера. Подросток участвует в патриотических мероприятиях только по заданию воспитателя и педагога, знания патриотических понятий недостаточно глубокие, склонен к конформизму, способен к самовоспитанию и самообразованию под руководством педагога.

Таким образом, предложенные группы компонентов, критериев, показателей и уровней для комплексного оценивания сформированности опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве РДШ, с одной стороны, может рассматриваться как их системное образования, а с другой - применение в комплексе позволяет наиболее объективно и конкретно оценивать эффективность и результативность деятельности по формированию опыта патриотической деятельности подростков в воспитательном пространстве, как в целом, так и в различных группах обучающихся, а также относительно отдельных школьников.

Патриотическое воспитание РДШ понимается как систематическая и целенаправленная деятельность субъектов образовательных организаций, государственных учреждений и общественных организаций по формированию у обучающихся патриотического сознания на основе ощущения верности Отечеству и готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Формирование опыта патриотической деятельности обучающихся в условиях РДШ целесообразно рассматривать как интегрирующее направление воспитания, которое органично сочетает в себе основные направления воспитания: гражданского, нравственного, семейного, умственного, эстетического, социально-правового, экологического и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского пед. университета, 2002. - 325 с.

2. Будаговский В.Л. Социально-культурные условия военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в деятельности общественных объединений поисковой направленности: дис...канд. пед . наук: 13.00.05 / В.Л. Будаговский . - Тамбов, 2014. - 179 с.

3. Быков А.К. Современные научные проблемы патриотического воспитания молодежи / А.К. Быков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - № 1. - С. 102-106.

4. Волохов А.В. Система самоуправления в детских общественных объединениях. /А.В.Волохов, В.Н.Кочергин, И.И.Фришман. Нижний Новгород, 2007. - 87 с.

5. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике: учебное пособие. -Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.

6. Дубинина Н.Н. Педагогические условия патриотического воспитания подростков в деятельности Молодежных образовательных центров: дис... канд. пед наук: 13.00.01/Н.Н. Дубинина. - Петрозаводстк, 2005. - 211с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - С. 304

8. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. С.В. Смульского. - М.: РАГС, 2010. - 174 с.

9. Основин А.В. Формирование патриотизма старшеклассников в образовательной среде школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.В. Основин. - Ростов-на-Дону, 2016. - 221 с.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Теоретические проблемы педагогики /под ред. А.И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 2. - 584 с.

11. Active Learning and teaching Methodologies. Hand book. Civic Education Project. Eastern Scholars round table. Minsk, 1998. - 56 p.

12. Bell, J. Doing Research Project: A Guide for first-time Researchers in Education and social Science / J. Bell. Great Britain: Open University Press? 1995/ - 176 p.

13. Ethnic Minorities and Power / Hannonen P., LonngvistB., Barna G. - Helsinki: Fonda Publishing, 2001. 195 p.

14. Gower R., Walters, S. Teaching Practice Handbook. A Reference Book for EFL Teachers in Training / R. Gower, S. Walters. Oxford: Heinemann, 1983. - 188 p.

REFERENCES

1. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. E.V. Bondarevskaya. Rostov n/D.: Izd-voRostovskogo ped. universiteta, 2002. 325 p. (In Russ.)

2. Budagovskij V. L. Social'no-kul'turnye usloviya voenno-patrioticheskogo vospi-taniya uchashchejsya molodezhi v deyatel'nosti obshchestvennykh ob"edinenij poiskovoj napravlennosti: diS...kand. ped .nauk: 13.00.05 V.L. Budagovskij .Tambov, 2014. 179 p. (In Russ.)

3. Bykov A.K. Sovremennye nauchnye problem patrioticheskogo vospitaniya mo-lodezhi. A.K. Bykov. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. 2006. № 1. P. 102-106. (In Russ.)

4. Volokhov A.V. Sistema samoupravleniya v detskikh obshchestvennykh ob"edineniyakh. A.V. Volokhov, V.N. Kochergin, I.I. Frishman. Nizhnij Novgorod, 2007. 87 p. (In Russ.)

5. Kyveryalg A. A. Metodyissledovaniya v professional'noj pedagogike: uchebnoe posobie. Tallin: Valgus, 1980. 334 p. (In Russ.)

6. Dubinina N.N. Pedagogicheskie usloviya patrioticheskogo vospitaniyapodrostkov v deyatel'nosti Molodezhnykh obrazovatel'nykh centrov: diS... kand. ped nauk: 13.00.01.N.N. Dubinina. Petrozavodstk, 2005. 211p. (In Russ.)

7. Leont'evA.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat, 1975. P. 304.

8. Lutovinov V.I. Voenno-patrioticheskoe vospitanie rossijskoj molodezhi: ucheb.-metod. Posobie. pod obshch. red. S.V. Smul'skogo. M.: RAGS, 2010. 174 p. (In Russ.)

9. Osnovin A.V. Formirovanie patriotizma starsheklassnikov v obrazovatel'noj srede shkoly: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. A.V. Osnovin. Rostov-na-Donu, 2016. 221 p. (In Russ.)

10. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Teoreticheskie prob-lemy pedagogiki. pod red. A.I. Piskunova. M.: Pedagogika, 1974. T. 2. 584 p. (In Russ.)

11. Active Learning and teaching Methodologies. Hand book. Civic Education Project. Eastern Scholars round table. Minsk, 1998. 56 p.

12. Bell J. Doing Research Project: A Guide for first-time Researchers in Education and social Science. J. Bell. Great Britain: Open University Press? 1995. 176 p.

13. Ethnic Minorities and Power. Hannonen P., LonngvistB., Barna G. Helsinki: Fonda Publishing, 2001. 195 p.

14. Gower R., Walters, S. Teaching Practice Handbook. A Reference Book for EFL Teachers in Training. R. Gower, S. Walters. Oxford: Heinemann, 1983.188 p.

Информация об авторе: Захарова Оксана Вячеславовна - директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы Владимира Израйлевича Пеллера» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области. г. Биробиджан, Россия

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9223-6819 e-mail: zah79@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Zakharova Oksana Vyacheslavovna: Municipal budgetary educational institution"Education Center named after the full Cavalier of the Order of Glory Vladimir Izrailevich Peller" of Birobidzhan Municipal District of the Jewish Autonomous Region. Birobidzhan, Russia

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9223-6819 e-mail: zah79@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 17.11.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 11.12.2020

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.12.2020

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. / The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.