РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА У
СУВОРОВЦЕВ
А.В. Шепет, воспитатель, (классный руководитель) учебного курса
Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации
(Россия, г. Тверь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11471
Аннотация. В статье раскрываются основы самоутверждения подростка в коллективе суворовцев младших курсов на основе формирования исторического сознания и воспитания гражданского патриотизма. Историческое сознание является основой для патриотического воспитания, способно поддерживать и укреплять традиции воспитания патриотизма.
В рамках воспитательного процесса им предоставляется возможность участия в педагогически организованной деятельности, направленной на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм поведения гражданина России. Патриотизм - это главная жизненная позиция гражданина страны. Воспитание чувства патриотизма - дело не одного дня. Его можно и нужно воспитывать каждый день. Только так мы сможем воспитать гражданина - патриота своей Родины. Ключевые слова: историческое сознание, патриотизм, патриотическое воспитание.
Историческое сознание есть основа патриотического воспитания, способно укреплять, транслировать и поддерживать традиции воспитания патриотизма у подростков, что актуально в современной эпохе трансформации социальных и политических институтов, в условиях смены форм и типов социальных идентичностей, характера взаимоотношений граждан и государства в целом.
Воспитательный идеал современности - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, который принимает историю Отечества как свою личную, осознаёт ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Патриотическое воспитание молодёжи - это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, в спектре исторического сознания граждан.
Поэтому изучение исторических процессов формирует интерес у молодёжи к духовному и культурному наследию Отечества, приближает их к общечеловеческим ценностям и осмыслению самой сути понятия «патриотизма». При этом обу-
чающийся является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы современности и истории. В этом поиске оказать помощь может исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями в лице воспитателей учебных курсов.
Основная задача исторического познания складывается из следующих направлений. Во-первых, разбудить в душе подростка любовь к истории Отечества. Во-вторых, добиться высокой нравственной ориентации на прекрасные образы и гуманистический исторический опыт. Главной целью этого процесса является воспитание гражданина и патриота Отечества, как ценностно-ориентированную личность, который обладает высокими нравственными качествами и способен к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. В суворовском военном училище для достижения этой цели разрабатывается и реализуется целый комплекс методических и практических занятий, в основу которых положены следующие требования:
- умение ориентироваться в исторических сведениях, понимать и давать объективную оценку историческим событиям;
- обеспечить обучающихся историческими знаниями об опыте человечества;
- создать условия для овладения ими определенной суммой исторических знаний, необходимых для понимания общественных процессов;
- на основе развития эмоциональной среды личности средствами воздействия на нее исторических образов необходимо воспитать у суворовцев уважение и пробудить интерес к истории и культуре своего народа;
- формировать личность на основе овладения историческими знаниями а также способности ориентироваться в важнейших достижениях национальной культуры.
Все периоды истории оригинальны и подростки должны впитывать в себя историческую информацию в доступной форме, в повседневной жизни обсуждать её с друзьями, анализировать и не бояться высказывать своё мнение. В суворовском военном училище созданы все условия для проведения классных часов, которые носят тематический и дискуссионный характер, открытые уроки и занятия с использованием современных технических средств, для демонстрации видео материалов с изображением героев Отечества, а также различных проектов, на которых обсуждаются современные культурные достижения нашей страны.
Накопленный опыт патриотического воспитания, является значительной базой для формирования у подростков патриотического сознания. Столкновение различных противоречий, героическое стремление наших соотечественников к самостоятельности, независимости, сохранению самобытности, являются широкой эмоциональной и интеллектуальной основой для использования исторического опыта в формировании личности, как патриота и гражданина России. «Если народ отрицает свою историю, то он лишается памяти, а затем перестает быть народом».
Красной нитью в стратегии Национальной безопасности РФ до 2020 г. чётко указывается направление на возрождение ис-
конно российских идеалов и духовности. Отрицательное воздействие на состояние национальной безопасности, нагнетаемое западными странами, усиливают попытки пересмотра истории России. Поэтому такой пропаганде необходимо противостоять. Органически патриотизм связан с осознанием исторического события народа, так как Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся её история. В недавний советский период недооценивалась история Российской Империи, в настоящее время идут нападки на историю страны советского периода. Суворовцам, особенно младших курсов, сложно разобраться во всем этом, поэтому роль воспитателя сложно переоценить в осмыслении острых проблем истории и современности. Для того чтобы возродить былое могущество, необходима опора на эффективный исторический опыт.
Желаем мы того или нет, но Россия сегодняшняя, наследует вчерашний день, вырастая из него. Наша огромная Родина -это исторический результат, историческое свершение, впитавшее в себя многие испытания, тяжелые войны, политические катаклизмы. Основным аспектом патриотического самосознания личности суворовца, является воспитание в нём патриотической культуры, как неотъемлемой части устоев нравственного, правового, гражданского общества.
Давая характеристику патриотизму, как следствию сохранения исторического сознания, фундаменту национальной идеи России я пришел к выводу о необходимости подробно разобрать понятие, национальные особенности патриотизма, патриотизм как духовное явление, принципы, признаки и виды патриотизма.
На младших курсах суворовцы вкладывают в это слово разные мысли, чувства и понятия. Некоторые даже совсем и не задумываются над своим пониманием патриотизма. Однако становясь старше и получая верное направление в воспитании, формируется гражданская ответственность и понимание значимости личности в обществе.
Среди моих воспитанников есть подростки разных национальностей. Они пони-
мают важность приобщения к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живешь. Поэтому необходимо знать и понимать культуру своего народа и самобытность других национальностей. Только эти знания помогут в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других национальностей и народностей. Проводимые мною внеклассные мероприятия, направлены на решение таких задач как:
- воспитание любви и привязанности к своей семье и дому;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
- расширение представлений многона-циональности России;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам.
В общем понимании патриотизм, это в первую очередь, чувство долга перед Родиной, перед той страной, где ты родился, вырос. Но такой ответ, по моему мнению, неоднозначен. Ведь некоторые люди могут и не считать ту страну, где прошли их юные годы, Родиной. Родина - это именно то место, за которое ты чувствуешь себя ответственным, за благополучие которого ты волнуешься, за его жизнь и развитие. Это и есть то самое чувство патриотизма, чувство доброе и свободное, не зависящее ни от государственных границ, ни от чьего бы то ни было мнения.
Иждивенчество и потребительский образ жизни часто «размывают» наше понимание и востребованность патриотических ценностей. Но важно понимать, что именно патриотизм позволяет нам определить высшие ценности жизни в служении обществу, вере, интересам народа, процветанию нашего многонационального государства. Если эти качества бытия не определены, то человек не становится гражданином, так как не выходит за грань личностного мышления.
Настоящий патриот, я думаю, не редкость в нашей стране. Доказательством этого служат события минувших лет. Для примера, Великая Отечественная Война. Все, кто мог держать оружие в руках, выступили на защиту своей земли, своей страны. Победу ковали бойцы всех национальностей нашей Родины. Конечно, были и те, кто предал свою страну. Но их количество ничтожно по сравнению с количеством тех, кто боролся не щадя своей жизни.
Не углубляясь в тему, можно видеть, как важен настоящий, искренний патриотизм для обычной нормальной жизни, для развития будущего нашей страны. Возможно, патриотизм это залог нашего дальнейшего благополучия, потому что страна, где есть патриоты, - процветающая страна.
Давайте рассмотрим патриотизм, как фундамент национальной идеи России, как идея и движущая сила общества и государства рассматривалась мыслителями в глубокой древности. Разнообразные высказывания раскрываются в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона и других.
Появление «российской национальной идеи» связано с именами В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Ф.М. Достоевского,
Н.А. Бердяева и многих других русских философов, писателей и общественных деятелей. В выше перечисленных трудах авторов сосредоточена мировоззренческая позиция, как социокультурная модель «Патриотической идеи».
На внеклассных мероприятиях, которые я регулярно провожу с суворовцами, мы изучаем историю нашей многонациональной Родины по мере освобождения от чужеземного ига и формирования единого государства. Вместе мы обсуждаем становление одной из форм проявления государственного патриотизма, что роль и значение патриотизма возрастает на крутых переломах истории (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя сво-
его народа своей Родины. Мощь и могущество любой страны мира во многом определяется силой патриотизма ее граждан.
Исходя из выводов отечественных мыслителей, можно констатировать, что патриотическая идея рассматривается как явление культуры, как мировоззренческая концепция, отражающая национальное своеобразие познания общественной действительности, сущности и предназначения человека и гражданина. «Преемственность культурных традиций, их безусловную ценность как основания развития современной культурной и общественно-государственной жизни» [5]. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности, таких как идеология, политика, культура, экономика и т.д.
Национальная идентичность является единственным фактором, позволяющим народу данной страны сохранить свою целостность и культуру в рамках государства, которая поможет сохранить самобытные культурные, эстетические, моральные и другие ценности. Основами процесса воспитания национального патриотизма в коллективе суворовцев являются:
- сохранение и укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации;
- защита государственных и национальных интересов России и ее целостности;
- воспроизводство патриотических социальных отношений;
- обеспечение комфортности жизнедеятельности подростка в данном социокультурном окружении;
- мобилизация ресурсов личности, конкретного коллектива суворовцев.
Следовательно, национальный патриотизм является стратегической позицией, которая должна быть развита и четко обозначена в приоритетах развития личности каждого суворовца и в сплочении коллектива суворовцев.
Источник патриотизма, это территориально-бытовая и природно-географическая среда малой Родины. Это чувственно-эмоциональное отношение к конкретной
территории, к проживающим на ней людям. Очень важно с уважением относиться к малой Родине каждого суворовца и воспитывать уважительное отношение внутри коллектива. Всем понятно, что возникающие в процессе осмысления социальные отношения, характеризуются тесными личными связями, эмоциональной глубиной, продолжительностью во времени, стремлением участвовать в совместных делах того пространства, в котором подросток находится в данный момент. Это действие имеет огромное значение в процессе сохранения исторического сознания, скрепляющего нацию на основе гражданского патриотизма.
Как духовное явление патриотизм, бесспорно, имеет большую нравственную устойчивость. Истинный и духовный патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству, остается нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности стать на его защиту.
Под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм рассматривается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Мнение Н.А. Добролюбова, «...в человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше».
Принципы патриотизма это одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном обществе. Для того чтобы сформировать основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечение единства интересов человека,
коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве, нужно определить общее направление деятельности суворовцев, которое формируются на основе конкретных норм поведения. Эти принципы имеют всеобщее значение и охватывают всех суворовцев подразделения, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе обучения и воспитания. Важно отметить, что «одна и та же цель может возникнуть в связи с самыми различными мотивами» [3]. Поэтому, к числу основных принципов следует отнести:
1. Национально-идеологические принципы:
- приоритетная ценность и высокая социальная значимость патриотизма в сознании, чувствах, действиях каждого суворовца;
- служение Отечеству;
- осознание универсальности и уникальности российского патриотизма;
- гордость за историю своего Отечества.
2. Общественно-государственные принципы:
- гражданский и патриотический долг;
- единство личных, коллективных, общественных и государственных интересов;
- сохранение и воспроизводство отечественных традиций;
- деятельность во благо Отечества.
3. Социально-педагогические принципы:
- повышение социального статуса патриотического воспитания;
- единство патриотического контекста и проблемной конструктивности патриотического воспитания в коллективе суворовцев;
- адекватность символов и образцов воспитательного воздействия целям воспитания.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод о том, что патриотическое самосознание гармонизирует человека с самим собой, природой, коллективом, обществом и государством. Оно является основой формирования индивидуальной философии жизнедеятельности, повышения личностного потенциала, открытия новых путей его развития, что яв-
ляется необходимым условием подготовки компетентных членов общества, адаптированных к новым, быстро меняющимся условиям жизни, а «важнейший вопрос политически ориентированного воспитательного процесса - его субъектная база» [2]. Значение патриотизма в наше время заключается в том, что он выступает в роли ресурса развития гражданского самосознания личности, активизирующий энергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития ради достижения общей цели - сохранения и развития России. И эту задачу мы решаем в училище каждый день, используя целый комплекс воспитательных мероприятий.
В современном обществе признаки патриотизма гражданина России можно сформулировать следующим образом:
- присуще чувство Родины и преданность ей, основанной на традиционных стародавних навыках общности, инициативы и ответственности;
- отношение к стране (позиция в пространстве - времени актуального существования индивида в пространстве малой и большой Родины);
- безграничная вера и деятельная, практическая любовь к Родине и народу как чувство духовного самоопределения;
- гордость за героическое прошлое Отечества, судьбоносным периодам его истории, приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа, готовность защищать, сохранять и приумножать честь и славу своего Отечества;
- служение интересам Отечества (включающим защиту физической, территориальной, политической, культурной целостности государства, сбережение нации);
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, за их будущее, стремление использовать свои собственные силы в сохранении и приумножении ее славы;
- представление о своей стране как о субъекте мировой системы, целостном, фундаментально неизменном государственном образовании.
Таким образом, патриотизм - лучший стержень, который при верном развитии
будет помогать взрослеющему человеку, окрепнуть нравственно и духовно. Правильное понимание воспитателем признаков патриотизма способствует патриотическому воспитанию суворовцев и должно стать той объединяющей силой, которая поможет вырастить поколение патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм молодого человека призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Перед нами стоит важнейшая задача: воспитать поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать более качественным.
В настоящее время существуют следующие виды патриотизма: государственный, российский общенародный, национально-этнический, гражданский, местный или региональный и т.д. И хотя все они взаимосвязаны, каждый из них выявляет в нем (патриотизме) нечто свое, особенное.
Государственный патриотизм связан, прежде всего, с единой и высшей целью каждого человека, коллектива и общества в целом. «Конкретная методика обучения и воспитания, которой, в частности, занимается социальная педагогика, несомненно, зависит от социального устройства общества» [4]. Интересы государства и национальной безопасности являются приоритетным началом в системе «личность -коллектив - общество - государство».
С позиций государственно - патриотического воспитания, патриотизм -это особая направленность самореализации и социального поведения подростка, построенная на основе любви и служения Отечеству. Приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами становится смыслом его жизни и деятельности. «Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния» [1].
Российский общенародный патриотизм в большей степени связан с эмоциональным миром человека. Его духовно - нравственной основой является понятия «Отечество» (отчий дом) и «Родина» (место рождения). Они раскрывают духовную ос-
нову патриотизма, содержание патриотического опыта народа, его ценности. В своей совокупности Отечество и Родина представляют народ как семью, проживающую в многонациональном и едином политическом пространстве.
В последнее время, среди молодежи, всё чаще появляется такое чувство, как ложный патриотизм, который имеет питательную среду в атмосфере нетерпимости, неприязненного отношения, а зачастую и открытой агрессии по отношению к людям другой национальности, другого вероисповедания. Его параметры определяются от полного безразличия к судьбе Отечества до воинственного, немотивированного национализма.
Хочу подчеркнуть, что среди суворовцев, это чувство невозможно. В моем подразделении обучаются дети разных национальностей. Вся система образования и воспитания направлена на формирование у подростков потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Таким образом, отношение между суворовцами строятся не по национальному признаку, а по принципу взаимного уважения, толерантности и диалога культур, в основе которого лежит сохранение исторического сознания, скрепляющего коллектив на основе гражданского патриотизма. В этом смысле патриотическое сознание создается, реализуется всей многосторонней деятельностью.
Заключение.
Рассмотрев различные источники по данной теме, можно сделать вывод. Что патриотизм - это в первую очередь любовь к своей Родине, своему Отечеству. Он начинается с любви к родным и близким и не заканчивается на любви к своему народу. Патриот ценит свою историю, предан своей стране и культуре, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей стране.
В истории было много периодов спада и роста чувства патриотизма и надо отметить, что в тяжёлые времена патриотизм объединяет людей.
Современная эпоха ломает, переворачивает, заставляет по-новому взглянуть, пересмотреть еще недавно казавшиеся нерушимыми взгляды, убеждения. Однако осталось незыблемым уважение к прошлому своей страны. И мы не вправе этого забывать.
Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей исторического сознания приводит к ослаблению социально -экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность сохранения исторического сознания, скрепляющего нацию на основе патриотического воспитания в самосознании подростков.
В своей статье, я попытался доказать, что патриотизм - это главная жизненная позиция гражданина страны. Воспитание чувства патриотизма - дело не одного дня. Его можно и нужно воспитывать каждый день. Только так мы сможем воспитать гражданина-патриота своей Родины, знающего и понимающего все исторические вехи становления нашей многонациональной Родины. Формирование личности суворовца, а в будущем и гражданина с устойчивой гражданской позицией, особенно важно в сегодня, когда в мире господствует международный терроризм, процветает экспансия США, да и внутренняя обстановка в России не спокойна.
Библиографический список
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Постановление Правительства Российской Федерации № 795.
2. Быков А.К. Современное состояние и проблемы патриотического воспитания детей и молодежи в Российской Федерации. - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Академический проспект, 2006.
4. Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. - М.: Наука, 2000.
5. Кольцова, Соснин. Социально-психологические проблемы патриотизма и его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 4. - С. 89-97.
THE ROLE OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS IN THE EDUCATION OF
PATRIOTISM IN CADETS
A.V. Shepet, Educator, (Class Teacher) of The Training (Study) Course
Tver cadet military college of the Ministry of defence of the Russian Federation
(Russia, Tver)
Abstract. The article reveals the basics of self-affirmation of a teenager in a team of Suvorov junior students on the basis of the formation of historical consciousness and the upbringing of civil patriotism. Historical consciousness is the basis for patriotic education, able to maintain and strengthen the traditions of the education of patriotism.
As part of the educational process, they are given the opportunity to participate in pedagogi-cally organized activities aimed at the development of patriotic feelings, the formation of patriotic beliefs and stable standards of behavior of a citizen of Russia. Patriotism is the main life position of a citizen of a country. Raising a sense of patriotism is not one day. It can and should be brought up every day. Only in this way can we educate a citizen - a patriot of our homeland. Keywords: historical consciousness, patriotism, patriotic education.