Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1140
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATION / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / PRIMARY SCHOOL STUDENT / PRIMARY SCHOOL / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камакина Ольга Юрьевна

Проблема патриотического воспитания школьников актуальна в современных российских условиях, что связано с переосмыслением в обществе ведущих ценностных ориентиров, кризисом института семьи, наличием негативных проявлений у обучаемых в общественной жизни страны (отсутствием оптимальной гражданской позиции, социально одобряемого поведения, а также участием в общественно порицаемых мероприятиях и интернет-сообществах). На данный момент малоизученными являются особенности патриотического воспитания в образовательных организациях разной направленности. В статье представлен опыт исследования специфики патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста, обучающихся в условиях общеобразовательной школы и православной гимназии. Выявлено, что более высоким уровнем патриотической воспитанности характеризуются младшие школьники (как мальчики, так и девочки), получающие образование в православной гимназии, в сравнении с уровнем учащихся общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камакина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PATRIOTIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The issue of patriotic education of school students is relevant in modern Russia since nowadays the society rethinks the leading value orientations, as well as due to the current crisis of the family institution and the presence of negative manifestations of students in the public life of the country (absence of a civil position, socially appropriate behaviour, participation in socially disapproved activities and online communities). At the moment the features of patriotic education in various types of educational organizations are understudied. The present research provides the experience of studying the features of patriotic education of primary school students of comprehensive schools and orthodox gymnasiums. It is concluded that primary school students of orthodox gymnasiums have a higher level of patriotic education (both boys and girls) compared to comprehensive school students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.022-053.5"465.06/.11"

Камакина Ольга Юрьевна

Kamakina Olga Yuryevna

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

PhD in Psychology, Associate Professor, Primary Education Pedagogics and Psychology Department, Yaroslavl State Pedagogical University

FEATURES OF PATRIOTIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация:

Проблема патриотического воспитания школьников актуальна в современных российских условиях, что связано с переосмыслением в обществе ведущих ценностных ориентиров, кризисом института семьи, наличием негативных проявлений у обучаемых в общественной жизни страны (отсутствием оптимальной гражданской позиции, социально одобряемого поведения, а также участием в общественно порицаемых мероприятиях и интернет-сообществах). На данный момент малоизученными являются особенности патриотического воспитания в образовательных организациях разной направленности. В статье представлен опыт исследования специфики патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста, обучающихся в условиях общеобразовательной школы и православной гимназии. Выявлено, что более высоким уровнем патриотической воспитанности характеризуются младшие школьники (как мальчики, так и девочки), получающие образование в православной гимназии, в сравнении с уровнем учащихся общеобразовательной школы.

Ключевые слова:

воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, младший школьник, начальная школа, образовательная организация.

Summary:

The issue of patriotic education of school students is relevant in modern Russia since nowadays the society rethinks the leading value orientations, as well as due to the current crisis of the family institution and the presence of negative manifestations of students in the public life of the country (absence of a civil position, socially appropriate behaviour, participation in socially disapproved activities and online communities). At the moment the features of patriotic education in various types of educational organizations are understudied. The present research provides the experience of studying the features of patriotic education of primary school students of comprehensive schools and orthodox gymnasiums. It is concluded that primary school students of orthodox gymnasiums have a higher level of patriotic education (both boys and girls) compared to comprehensive school students.

Keywords:

education, patriotism, patriotic education, primary school student, primary school, educational organization.

Проблема патриотического воспитания школьников является важнейшей для системы образования. Актуальность гражданско-патриотического воспитания определена в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В настоящий период осуществляется реализация этой программы на 2016-2020 гг. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России фундаментальной категорией социального заказа образованию выступает понятие патриотизма, включающего чувство гордости за свое Отечество, малую родину, а также активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Исследование проблемы патриотического воспитания школьников актуально в современных условиях и связано с переосмыслением в обществе ключевых ценностных ориентиров, кризисом института семьи, негативными проявлениями, воздействующими на социальную жизнь страны (отсутствием оптимальной гражданской позиции, участием в общественно порицаемых мероприятиях и интернет-сообществах и др.). Сегодня недостаточно изучены особенности влияния психолого-педагогических условий воспитания и обучения в образовательных организациях разной направленности на развитие личности школьников, в том числе их патриотической воспитанности.

В настоящее время проблеме патриотического воспитания младших школьников посвящены многочисленные теоретические и прикладные исследования в области педагогики и педагогической психологии. О необходимости поиска новых подходов к патриотическому воспитанию и моделей эффективного партнерства пишут И.Е. Кузьмина и В.А. Степихова, анализирующие три основных научных подхода к интерпретации понятия «патриотизм»: средовой, социальный и духовный, которые обусловливают необходимость объединения ресурсов школы и общества в патриотическом воспитании учащихся [1].

Н.Г. Щебет отмечает многоаспектность содержательного осмысления школьниками феномена патриотизма, что предполагает трудоемкую работу по интеграции этих смыслов в процессе организации и осуществления патриотического воспитания обучаемых [2].

О.В. Силакова, Т.А. Спицына характеризуют следующие основные направления работы со школьниками в патриотическом воспитании: духовно-нравственное, историческое, политико-правовое, профессионально-деятельностное, психологическое [3].

В современном образовании существует большое разнообразие направлений, форм патриотического воспитания школьников: военно-патриотическая работа, краеведческая деятельность, патриотическое воспитание через изучение предметных областей, музейная педагогика, этнокультурное направление (которое анализируется в одном из наших предыдущих исследований [4]), интегрированное обучение, проектная и исследовательская деятельность, внеурочная работа, волонтерство и др. Тем не менее в статье Л.И. Ростовцевой, М.Л. Гельфонд, Е.Ю. Миро-шиной сделан вывод, что ранее преобладающее военно-патриотическое воспитание уступает другим направлениям, по мнению как педагогов, так и школьников. Среди формирующих факторов в представлениях учащихся лидирует «история рода и предков» [5]. Интересный вывод сформулировала А.Н. Шиканова: в процессе патриотического воспитания у школьников формируется ценностно-смысловая компетентность, которая влияет в том числе на эффективность образовательной деятельности [6].

Вместе с тем в некоторых исследованиях ставится ряд проблем, требующих решения [7]:

- формирование общечеловеческих и национальных ценностей, в том числе принадлежности к общности, любви к своему народу, гражданской позиции, является сложной комплексной задачей не только образования, но и других социальных институтов;

- необходимость создания образовательной среды, максимально направленной на патриотическое воспитание школьников (профессиональная подготовка педагогов, сетевое взаимодействие, учет специфики регионального компонента и др.);

- обогащение современными, актуальными технологиями патриотического воспитания.

По мнению Г.И. Грибковой и Л.С. Рогачевой, сформированность патриотической воспитанности подразделяется на следующие уровни:

- когнитивный - приобретение теоретических знаний;

- аксиологический - приобщение к духовно-нравственным ценностям;

- мотивационно-деятельностный - осознание отношения к совершаемым поступкам, потребность следования духовно-нравственным образцам. Количественная характеристика сформированное™ духовно-нравственных качеств личности младших школьников выражена в следующих индикаторах: низком (репродуктивном), среднем (интерпретирующем), высоком (креативном) [8].

Показателями развития интереса к истории малой родины являются духовно-нравственные ценности: ответственность, долг, милосердие, патриотизм, а также моральное развитие: духовные потребности, эмоциональная отзывчивость, потребность в созидании.

Исследование особенностей патриотической воспитанности младших школьников проведено в условиях православной гимназии и общеобразовательной школы. Выдвинута гипотеза о том, что уровень патриотической воспитанности младших школьников православной гимназии выше, чем у младших школьников общеобразовательной школы, в связи со спецификой образовательной среды.

В процессе эмпирического исследования предусматривалось решение следующих задач: проанализировать особенности патриотической воспитанности младших школьников; выявить уровень патриотической воспитанности младших школьников в образовательных организациях разной направленности; определить половозрастные различия патриотической воспитанности младших школьников. В исследовании участвовали 60 учащихся 4-х классов (10-12 лет): 30 детей в общеобразовательной школе и 30 - в православной гимназии (по 15 мальчиков и 15 девочек в обоих учреждениях), а также учителя начальной школы.

Особенности патриотической воспитанности младших школьников анализировали по следующим критериям:

- когнитивно-интеллектуальный (объем знаний младших школьников по истории малой родины, их полноту, уровень знаний сущности патриотизма) - с помощью диагностических методик «Незаконченное предложение», в которой обучаемым предлагалось ответить на ряд открытых вопросов, касающихся их осведомленности в области истории своей страны; «Познавательная активность школьника» А.А. Горчинской;

- поведенческо-волевой (уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о малой родине) - с помощью теста «Я - патриот» Т.М. Масловой, экспертной оценки педагогов;

- мотивационно-потребностный (уровень проявления интереса младших школьников к малой родине и ее истории, частоту проявляемых стремлений к патриотической деятельности) - с помощью теста «Я - патриот» Т.М. Масловой.

Статистическая обработка количественных данных осуществлялась с помощью метода статистической обработки - критерия Манна - Уитни.

Анализируя результаты изучения когнитивно-интеллектуального критерия (осведомленности относительно истории малой родины, сущности патриотизма), можно отметить, что у учащихся сформированы основные представления в рассматриваемой сфере. Уровень информированности обучаемых характеризуется средними значениями, поэтому важно расширять и углублять данную компетентность детей младшего школьного возраста.

По результатам исследования по методике «Я - патриот», а также экспертной оценки педагогов в общеобразовательной школе высокий уровень сформированности поведенческо-воле-вого критерия проявился у 17 % младших школьников, средний - у 40, низкий - у 43 % обучаемых. В православной гимназии высокий уровень сформированности поведенческо-волевого критерия наблюдается у 30 % младших школьников, средний - у 60, низкий - у 10 %, что в целом выше по сравнению с данными по общеобразовательному учреждению.

Анализ значений мотивационно-потребностного критерия (степень сформированности интереса к истории малой родины у детей младшего школьного возраста) привел к следующим результатам. В общеобразовательной школе высокий уровень сформированности этого критерия проявился у 12 % обучаемых, средний - у 56, низкий - у 32 % школьников. В православной гимназии высокий уровень сформированности мотивационно-потребностного критерия отмечался у 25 % учащихся, средний - у 66, низкий - у 9 % школьников, что также выше относительно аналогичных данных по общеобразовательному учреждению.

С помощью ^критерия Манна - Уитни выявлены статистически значимые различия уровней сформированности поведенческо-волевого и мотивационно-потребностного критериев патриотической воспитанности у младших школьников общеобразовательной школы и православной гимназии ф < 0,01).

Кроме того, по итогам изучения половозрастных различий в сфере патриотической воспитанности младших школьников определены статистически значимые различия уровней сформированности поведенческо-волевого и мотивационно-потребностного критериев у мальчиков общеобразовательной школы и мальчиков православной гимназии, а также у девочек соответственно ф < 0,01). Между мальчиками и девочками общеобразовательного учреждения, мальчиками и девочками православной гимназии статистически значимых различий не выявлено.

Можно предположить, что полученные результаты связаны с различающейся спецификой образовательной среды, в которой обучаются дети младшего школьного возраста. С одной стороны, и православная гимназия, и общеобразовательное учебное заведение осуществляют образовательный процесс в соответствии с законом «Об образовании в РФ». С другой - образовательная среда гимназии характеризуется следующими особенными психолого-педагогическими условиями: приоритет духовно-нравственного воспитания перед обучением в стратегии организации; наличие дополнительных общеобразовательных программ, направленных на изучение истории русского народа; единство семьи и гимназии в вопросах воспитания; индивидуальный подход в обучении (малая наполняемость классов).

Следует отметить, что патриотическая воспитанность младших школьников - интегрированное понятие, которое включает в себя общую осведомленность учащихся по вопросам истории Родины, теме патриотизма; умения и навыки, демонстрирующие интерес к патриотической деятельности. Итоги исследования свидетельствуют о том, что патриотическая воспитанность младших школьников в основном находится на среднем уровне сформированности и требует повышения эффективности ее формирования. При этом наблюдается более высокий уровень сформированности поведенческо-волевого и мотивационно-потребностного критериев у учеников православной гимназии в сравнении с таковым младших школьников общеобразовательного учреждения. Выявлены статистически значимые различия между мальчиками общеобразовательной школы и мальчиками православной гимназии, а также между девочками школы и девочками гимназии по уровню сформированности обозначенных критериев. Между мальчиками и девочками общеобразовательной школы, мальчиками и девочками гимназии статистически значимых различий не обнаружено.

Полученные результаты могут быть полезны при организации работы по патриотическому воспитанию младших школьников в образовательных учреждениях. Понимание и учет специфики патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста позволят скорректировать как психолого-педагогические условия образовательной среды, так и целенаправленную воспитательную деятельность, касающуюся данной проблемы.

Ссылки:

1. Кузьмина И.Е., Степихова В.А. Проблема патриотического воспитания в школе XXI в.: поиск современных подходов и моделей партнерства // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 4. С. 172-177.

2. Щебет Н.Г. Результаты диагностики уровня патриотического воспитания школьников // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI в. 2019. № 13. С. 507-510.

3. Силакова О.В., Спицына Т.А. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах как приоритетное направление в российском образовании // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5. С. 100-103.

4. Камакина О.Ю., Невзорова Е.Д. Формирование этнокультурной идентичности личности школьника во внеурочной деятельности // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве : сборник трудов конференции. Белгород, 2018. С. 35-38.

5. Ростовцева Л.И., Гельфонд М.Л., Мирошина Е.Ю. Патриотическое воспитание глазами экспертов и школьников // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 75-83. https://doi.org/10.31857/S013216250006163-2.

6. Шиканова А.Н. Формирование ценностно-смысловой компетентности в процессе патриотического воспитания как инструмент повышения успеваемости младших школьников [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 6. С. 87. URL: https://mir-nauki.com/PDF/105PDMN619.pdf (дата обращения: 21.05.2020).

7. Грибкова Г.И., Рогачева Л.С. Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств подростков в процессе музыкально-театральной деятельности // Среднее профессиональное образование. 2016. № 3. С. 65-70 ; Ростовцева Л.И., Гельфонд М.Л., Мирошина Е.Ю. Указ. соч. ; Щебет Н.Г. Указ. соч.

8. Грибкова Г.И., Рогачева Л.С. Указ. соч.

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.