7) Запрещается наводить оружие на человека, даже если оно не заряжено.
8) Запрещается досылать патрон в патронник силой.
9) Запрещается стрелять из неустойчивых положений.
10) Запрещается использовать патроны от других моделей.
11) Запрещается использовать патроны с истекшим сроком годности.
12) Запрещается самостоятельно производить ремонт оружия.
13) Запрещается хранить оружие и патроны рядом с горючими материалами.
14) Запрещается носить оружие в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Как легко заметить все аспекты культуры обращения с оружием без самого оружия самостоятельно не возникают. Культура появляется вместе с оружием и с ним же иссякает. Культура обращения с оружием приходит с опытом. Опытные стрелки, которые постоянно связаны не с ношением, а именно обращением с оружием, обращаются с ним достаточно безопасно в силу своего профессионализма, высокой культуры обращения с ним.
Культура обращения с оружием в нашем обществе далека от совершенства. Наиболее опасна та категория людей, которая постоянно имеет дело с оружием, они свыкаются с ним, и начинают обращаться с оружием бездумно. Культура обращения с оружием не возникает на ровном месте, ее нужно воспитывать.
Выводы. Для успешного выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач, предотвращения ранений и не боевых потерь все граждане, сотрудники полиции, военнослужащие и другие лица связанные с оружием должны обладать необходимыми теоретическими знаниями, прочными навыками владения оружием и меткой стрельбы, твердо знать и выполнять меры безопасности при обращении с оружием, а также его правильного и правомерного применения при решении задач различного рода деятельности, обладать высокой культурой и ответственностью в обращении с оружием.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. Комментарий Конституционного Суда РФ, официальный текст, принятие и вступление в силу поправок к Конституции РФ. - М., Юрайт, 1998 - 144 с.
2. Федеральный закон "Об оружии" от 13. 12. 1996г. №150 - ФЗ
3. Уголовный кодекс Российской Федерации. - 13-е изд. М.: «Ось - 89», 2005 г. 192 с.
4.Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (действующая редакция от 13.07.2015).
5. «Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». п. 72, 74-75.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"). Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464
7. Падурин Д.Ф. К вопросу об инновациях в огневой подготовке сотрудников силовых структур / Д.Ф. Падурин, С.Г. Кучин // Молодой ученый. - 2015. - №15.
8. Сериков С.Н. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников силовых структур, необходимые для качественного выполнения оперативно - служебных задач // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2014. - №3(70). - С. 3-5.
9. Педагогика: учебник / под общ. ред. А.А. Кочина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - С. 273.
10. Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов под ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд. стер. - М.: КНОРУС, 2013. - С. 263.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы патриотического воспитания младших школьников. В работе рассмотрены основные методологические аспекты патриотического воспитания как педагогического процесса, а также структурные компоненты патриотической воспитанности. В исследовании обосновывается роль этнопедагогических средств воспитания и развития личности младшего школьника, в частности изучен воспитательный потенциал народных подвижных игр относительно проблемы реализации патриотического воспитания обучающихся в начальной школе.
Ключевые слова: народная педагогика, этнопедагогика, народные игры, народные подвижные игры, народная система физического воспитания, патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическая воспитанность, начальное образование, младшие школьники.
Annotation. The article is devoted to the problem of Patriotic education of younger schoolchildren. The paper deals with the main methodological aspects of Patriotic education as a pedagogical process, as well as structural components of Patriotic education. The study substantiates the role of ethnopedagogical means of education and personal development of Junior schoolchildren, in particular, the educational potential of popular outdoor games on the problem of the implementation of Patriotic education of students in primary school.
Keywords: folk pedagogics, ethnopedagogics, folk games, folk outdoor games, the national system of physical education, patriotism, Patriotic education, Patriotic education, primary education, Junior schoolchildren.
Введение. При реализации воспитания младших школьников на современном этапе развития отечественного общества и системы образования целесообразным является применение народных подвижных игр как средства повышения двигательной активности детей, формирования положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями и воспитание эстетических, волевых и нравственных качеств личности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования компонентов патриотической воспитанности: любви и уважения к своему народу, его истории, ответственного и гуманного отношения к природе и обществу в целом.
В этом возрасте у детей формируются простейшие моральные качества, так как личность младшего школьника развивается и постоянно испытывает формирующее воздействие не только условий внешней среды, но и комплекса целенаправленных воспитательных действий, в этой связи трансформируется и психическая структура моральных качеств, что соответствующим образом отражается на поведении и деятельности обучающегося.
Так, в контексте учета благоприятного возрастного фактора для воспитания патриотизма младших школьников подчеркнем, что сегодня актуальной психолого-педагогической проблемой является поиск эффективных средств формирования компонентов патриотической воспитанности.
В условиях современной жизни одним из ключевых направлений совершенствования общества стало духовное возрождение народных традиций и основ народного воспитания.
В современной педагогике сегодня реализовано обоснование высокого потенциала средств народной педагогики. Реализация воспитательной работы на основе этнокультурных средств позволяет младших школьникам приобретать социальный опыт, наследовать духовные традиции родного народа, повышать уровень культуры межнациональных отношений, обретать личностные черты гражданина.
На основе вышесказанного можно утверждать, что народные подвижные игры как одно из этнопедагогических средств могут выступать эффективным воспитательным средством, в частности, в контексте патриотического воспитания младших школьников.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение воспитательного потенциала народных подвижных игр, а также особенностей их применения в рамках реализации патриотического воспитания обучающихся начальных классов.
Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития отечественного образования патриотическое воспитание является одним из обязательных направлений воспитательной работы, которая должна реализовываться на ступени начального образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указано, что на данной ступени образования обучающихся должно осуществляться «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнический и национальной принадлежности, становление ...ценностных ориентаций» [8, с. 7].
Обосновав необходимость реализации патриотического воспитания младших школьников на современном этапе, обратимся к рассмотрению сущности данного направления воспитательной работы.
По мнению С.А. Алиевой, «Воспитание патриотических чувств и осмысление самого понятия «патриотизм» в единстве знаний о Родине, о месте, где человек родился и живет, о природе родного края, окружающих людях и их делах, о готовности к деятельности на общее благо в младшем школьном возрасте неразрывно связано с формированием отношений ребенка к окружающей действительности» [1, с. 17].
Целью данного направления воспитания является формирование такого качества личности, как патриотизм.
Анализ педагогической литературы позволяет прийти к выводу, что в отечественной науке существует насколько подходов к определению сущности понятия «патриотизм».
Представителями философии Н.И. Матюшкиным, М.В. Митиным, П.М. Рогачевым понятие «патриотизм» определяется в значении высшего нравственного чувства.
Как нравственное качество патриотизм определяют В.В. Белоусов, Д.Н. Щербаков и Н.Е. Щуркова.
Педагогами Н.П. Егоровым, Т.А. Ильиной, И.С. Марьенко, Р.Я. Полярцевой патриотизм трактуется как сложное нравственное качество, обладающее категориальной структурой, формируемой с детства [4].
В рамках данного исследования под патриотизмом как результатом патриотического воспитания вслед за Т.М. Масловой будем понимать социально-педагогическую категорию, включающую в себя «переживание личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации» [5, с. 10].
Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, уважении к ее историческому прошлому, бережному отношению к народному достоянию, культуре и традициям [6].
Как социально-психологическое чувство патриотизм находит проявление в привязанности к родной земле, местности, своему сообществу, привычной жизни. С развитием государства и государственности патриотизм наполняется политическим смыслом, связанным с требованием защиты своего Отечества, отстаиванием его интересов [7].
Для полноценной и эффективной реализации патриотического воспитания младших школьников необходимо знание структурных компонентов патриотической воспитанности. По мнению С.М. Зайцевой, структуру патриотической воспитанности младших школьников составляют следующие компоненты:
- гностический, включающий знания младших школьников об исторических особенностях развития государства, осведомленность их о народных и национальных героях, выдающихся исторических личностях и т.д.;
- эмоционально-мотивационный, предполагающий воздействие на эмоционально-волевую сферу личности ребенка младшего школьного возраста, а также формирование устойчивой мотивации к повышению уровня собственной патриотической воспитанности;
- поведенческий (деятельностный), включающий обучение детей нормам и моделям патриотического поведения, отношения к историческим и государственным ценностям, героям, памятникам и т.д., формирование их ценностных ориентация относительно компонентов патриотизма как нравственного качества личности [2].
Рассмотрев сущность и теоретические аспекты патриотического воспитания, обратимся к изучению роли подвижных народных игр как одного из эффективных средств формирования компонентов патриотической воспитанности.
По мнению С.М. Зайцевой, «для решения задач воспитательной работы с младшими школьниками широко применяются самые различные средства и методы. Одним из наиболее перспективных средств воспитания патриотизма у младших школьников является игра, поскольку в этом возрасте она еще имеет существенное преимущество по сравнению с другими видами человеческой деятельности» [2, с. 220]
Р.А. Лахин подчеркивает, что «одной из особенностей народной игры, определяющих ее воспитательное значение, является большая сложность и разнообразие видов деятельности, служащих содержанием и формой детских народных игр» [3, с. 352]. Исследователь обосновывает высокое воспитательное значение народной подвижной игры, которое, по мнению Р.А. Лахина, проявляется «в познании мира, в развитии свойств интеллекта, в физическом развитии ребенка, в формировании трудовых навыков, в приобретении опыта нравственного поведения, навыков культуры межличностных, коммуникативных отношений, в накоплении опыта коллективных переживаний» [3, с. 352].
Народные подвижные игры традиционно в учебно-воспитательном процессе начальной школы применяются в роли средств физического воспитания. Однако не стоит ограничивать их развивающе-воспитательный потенциал только таким назначением. В современных исследованиях в области этнопедагогики и народоведения данный вид игр признан существенным элементом национальной культуры.
Создателем национальных подвижных игр является сам народ, который на протяжении веков выполнял функцию воспитателя подрастающего поколения. То есть, в течение длительного времени формирования российских этносов воспитание обладало народным характером.
Национальные подвижные игры каждого народа своеобразны, неповторимы и уникальны. На основе социально-экономических условий своего развития, психического состава, географического расположения каждый народ исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр и развлечений, способы их использования, которые потом составили своеобразные системы физического и духовного воспитания и развития. Так, народные подвижные игры каждого народа или этнического сообщества отражают мировоззрение, морально-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения.
Национальная специфика подвижных игр проявляется в воспроизведении психологических особенностей народа, в его мировоззрении, нравственных нормах, национальном языке, истории народа, культуре, общественной жизни и быту, традициях, религиозных верованиях, обычаях, специфике выражения общечеловеческих идей добра и справедливости, эстетических взглядах, общественных интересах, отношении к природе и родному краю.
Все вышеуказанное определяет высокий воспитательный потенциал народных игр, в частности относительно аспектов патриотического воспитания современных младших школьников.
Народные подвижные игры отражаются широким разнообразием. У большинства народов России существовали следующие основные подвижные игры: бег, прыжки (вверх, через огонь и в воду), метания копий, стрельба из лука, кулачные бои, игра в войну и борьбу родов, прикладные бои и много других. Данные виды подвижных игр больше свойственны ребячьим народным забавам. Народные игры для девушек в основном связаны с культом, гаданием, ворожением, мечтами о будущем браке, счастливой семейной жизни и т. д. В основном это хороводы, ручейки, игры с использованием считалок и ритмичных движений, плетения и пускание венков на воду.
На основе анализа теоретических источников и практических разработок педагогов по внедрению подвижных народных игр в учебно-воспитательный процесс начальной школы заключим, что использование указанного вида игр позволяет мотивировать младших школьников к изучению национальной истории и укрепить их знания в данной области, народных обычаев и традиций, особенностей национальной культуры; обогатить словарный запас; заинтересовать видами народных ремесел; повысить общий уровень культуры общения и поведения; формировать систему морально-нравственных ценностей. На основе учета указанных преимуществ применения народных игр заключим, что их использование в начальной школы в виде разработанной воспитательной модели позволит повысить эффективность формирования компонентов патриотической воспитанности младших школьников.
При практической реализации разработанной модели осуществления патриотического воспитания младших школьников на основе использования в воспитательной работе народных подвижных игр С.М. Зайцевой были выделены следующие организационно-педагогические условия повышения уровня патриотической воспитанности обучающихся начальных классов:
- деятельность по воспитанию патриотизма у младших школьников должна рассматриваться как процесс культурной преемственности поколений, где системообразующим фактором является целевая установка на формирование самостоятельной, активной личности ребенка как субъекта человеческой деятельности;
- в качестве основного средства педагогического воздействия должны применяться народные подвижные игры, адекватные возрастным особенностям младших школьников, являющиеся основной формой деятельности детей этого возраста;
- воспитательная деятельность должна выполняться с учетом региональных особенностей [2, с. 222].
Выводы. Таким образом, на современном этапе развития общества актуален поиск действенных средств
повышения уровня общей культуры подрастающего поколения, формирования духовности и морально-нравственных качеств, физической культуры детей, а также компонентов патриотической воспитанности.
На основе анализа педагогической литературы можем утверждать, что одним из эффективных средств достижения вышеуказанных целей могут служить народные подвижные игры в своем широком разнообразии.
Применение подвижных народных игр в системе реализации патриотического воспитания младших школьников требует обеспечения специальных организационно-педагогических условий, а также учета возрастных особенностей детей, их физической подготовки и цели использования игровых элементов.
Литература:
1. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17-22.
2. Зайцева С.М. Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания детей младшего школьного возраста // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 9. - С. 220-223.
3. Лахин Р. А. Социально-нравственное воспитание детей и подростков средствами народной игры // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 352-356.
4. Лашкова Г.Н. Воспитание патриотизма у младших школьников средствами краеведения // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 112-115.
5. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Хабаровск, 2007. - 25 с.
6. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.ф - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.
7. Сафонова Т.В., Волкова О.В. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях взаимодействия школы и семьи // Вестник Удмуртского университета. - 2012. - Вып. 2 Философия. Социология. Психология. Педагогика. - С. 84-87.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Завуч начальной школы. - 2011. - № 1. - С. 4-21.
Педагогика
УДК 37.09
кандидат социологических наук, доцент Войнов Павел Николаевич
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород); кандидат юридических наук Крамской Иван Сергеевич
Центральный аппарат МВД России (г. Москва);
преподаватель кафедры физической подготовки Апальков Александр Владимирович
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Егоров Дмитрий Евгеньевич
Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород)
ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ АКТИВНОЙ ОБОРОНЫ СОТРУДНИКАМИ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы тактики применения спец. средств в различных ситуациях.
Ключевые слова: специальные средства, палка специальная, задержание, физические качества, атакующие действия, правонарушитель, стаж службы.
Annotation. In the article questions of tactics of application of specials are considered. means in different situations.
Keywords: special means, special stick, detention, physical qualities, attacking actions, offender, length of service.
Цель. Современное общество, процессы происходящие на данном этапе развития (цветные революции, рост числа экстремистских организаций, и радикально настроенных элементов и т.д.) предъявляет повышенные требования к уровню подготовленности, профессиональных качеств, основной упор делается на качестве профессиональной деятельности сотрудников силовых ведомств, связанных с применением огнестрельного оружия, различных специальных средств и физической силы.
В предоставленном труде предполагается выявить мнения сотрудников патрульно-постовой службы полиции по вопросу применения специального средства «палка специальная» в условиях, связанных с задержанием правонарушителей. Планируется выявить ключевые элементы работы с палкой специальной, способствующие эффективным действиям при задержании активно сопротивляющегося правонарушителя, а также дать рекомендации для совершенствования тактико-технических действий в данном направлении.
Методология: общенаучные диалектические методы познания социально-правовых явлений и процессов, анализ и оценка, анкетирование, а также частнонаучные методы познания, логический, структурно-системный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический.
Проведенное анкетирование свидетельствует о том, что для успешного задержания правонарушителя с использованием спец. средств, например, палки специальной сотрудники полиции должны придерживаться следующих требований:
- уделять внимание совершенствованию таких физических качеств как сила и быстрота;
- задержание правонарушителя необходимо проводить, используя минимальный отрезок времени (до 5 секунд);
- рассчитывая на свою тактико-техническую подготовленность, сотрудники полиции должны иметь в запасе широкий диапазон умений и навыков работы с палкой специальной в условиях активного сопротивления преступника;
- атакующие и контратакующие действия должны быть приоритетными;
- осуществляя подготовку, особое внимание необходимо обращать на совершенствование ударных и удушающих действий.
Научная и практическая значимость. Проведенное исследование позволяет определить основные направления совершенствования подготовки сотрудников полиции к эффективному применению специальных средств, стоящих на вооружении в органах внутренних дел. Выводы, содержащиеся в исследовании, могут быть востребованы сотрудниками полиции, при подготовке к выполнению оперативно-служебных задач в условиях, связанных с задержанием правонарушителей.
В непростых условиях развития и функционирования современного общества повышенные требования предъявляются к профессиональной подготовке и в дальнейшем и деятельности сотрудников ОВД, связанной с применением огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы. Говоря о качестве подготовки при осуществлении таких действий необходимо отметить важность анализа профессиональной