Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников посредством народной педагогики'

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников посредством народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
882
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / PEOPLE''S PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллова Лилия Юнировна

В статье обосновывается необходимость гражданско-патриотического воспитания младших школьников посредством включения элементов народной педагогики в учебный процесс школы. Автором представлен опыт внедрения элементов народной педагогики в учебный процесс школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллова Лилия Юнировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil-patriotic education of young schoolboys by people''s pedagogy

The article proves the necessity of civic-patriotic education of younger schoolchildren by including elements of popular pedagogy in the school's educational process. The author presents the experience of introducing elements of popular pedagogy in the school's educational process.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников посредством народной педагогики»

Как видно из результатов таблицы, эксперимент показал, что стандартную (предметную) задачу из 21 учащегося 5-х классов смогли решить 90, 5 %, а задачу творческого характера - 62 % учащихся. Таким образом, уровень умения решать творческие задачи учащимися с ОВЗ значительно увеличился (с 5% до 62%). Учащиеся экспериментальной группы смогли подобрать нужный вариант решения творческой задачи.

Результаты проведенного исследования позволили нам сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической и педагогической литературы показал, что современная парадигма образования детей с ОВЗ, включающая в себя инклюзивно-интегрированный подход, предполагает все более тесное взаимодействие, взаимопроникновение системы общего и специального образования.

2. Обучение решению учебно-познавательных задач позволяет приобщать учащихся с ОВЗ к творческой деятельности на уроках естественнаучного цикла и математики, повышать их интерес к обучению в целом.

3. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о высокой эффективности использования учебно-познавательных задач в школах, реализующих адаптированные программы обучения.

Выводы. Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке комплекса упражнений, способствующих развитию логического и творческого мышления у учащихся с ОВЗ и рекомендаций по организации деятельности учителей начальной школы по обучению младших школьников решению творческих задач.

В структуру особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ включить специальное обучение решению учебно-познавательных задач творческого характера, направленных на перенос знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью, преодоление ситуативности и фрагментарности.

Таким образом, развитие мыслительных операций и формирование универсальных учебных действий учащихся с ОВЗ при решении учебно-познавательных задач творческого характера неразрывно связаны и способствуют достижению широкого спектра образовательных результатов.

Литература:

1. Абдулаева О.А. Учебно-познавательные задачи как способ приобщения учащихся к творческой деятельности: учебно-методическое пособие: - СПб.: СПб АППО, 2015. - 84 с.

2. Абдулаева О.А. Педагогический потенциал учебно-познавательных задач: учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбАППО, 2010. - 74 с.

3. Гилевич И.М. К проблеме интеграции (программы подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушением слуха) / И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова // Дефектология. - 1996. - №6

4. Красильникова О.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении детей с нарушением слуха: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 215 с.

5. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися / Под ред. Р.М.Боскис, К.Г. Коровина; Науч. - исслед. Ин-т дефектологии Акад. пед.наук СССР. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

6. Терентьева Л.П. Решение нестандартных задач: учеб. пос., 2002. - 154 с.

7. Тигранова Л.И. Особенности усвоения основ наук в связи со своеобразием речевого развития слабослышащих детей.- В кн.: Основы специального обучения слабослышащих детей / Под ред. Р.М. Боскис. М., Педагогика, 1968.

Педагогика

УДК 373.3(045)

аспирант Абдуллова Лилия Юнировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость гражданско-патриотического воспитания младших школьников посредством включения элементов народной педагогики в учебный процесс школы. Автором представлен опыт внедрения элементов народной педагогики в учебный процесс школы.

Ключевые слова: младший школьник, гражданско-патриотическое воспитание, народная педагогика.

Annotation. The article proves the necessity of civic-patriotic education of younger schoolchildren by including elements of popular pedagogy in the school's educational process. The author presents the experience of introducing elements of popular pedagogy in the school's educational process.

Keywords: junior schoolchildren, civil-patriotic education, people's pedagogy.

Введение. Современное воспитание переживает период интенсивной трансформации. Этот процесс затрагивает как внешние характеристики, связанные с новыми педагогическими технологиями, так и внутренние параметры, связанные с гуманизацией и регионализацией. Поэтому проблема актуализации гражданского аспекта в современном воспитании подрастающего поколения очевидна и весьма своевременна, обусловлена в большей мере духовным фактором.

Современное воспитание подрастающего поколения сегодня оказалось в жестких рамках реалий, когда особой остроты достигли такие негативные тенденции, как утрата высоких идеалов человечности, эгоцентризм, доходящий до крайнего индивидуализма, культ денег и грубой силы, обесценивание жизни и обессмысливания бытия; неуважение к традициям своего народа и так далее. Поэтому сегодняшним временем на приоритетное место выдвинута задача освоения новой парадигмы гуманитарной культуры, базирующейся на этнокультурных традициях, которые понимаются и воспринимаются в настоящее время как духовные источник развития творческого потенциала личности, как общественный механизм активизации духовной культуры общества в целом, формирования гуманных и гражданских чувств личности.

Имеющийся опыт показывает, что будущее принадлежит тем образовательным системам, где инновационная педагогическая деятельность нацелена на этнический и гражданский аспекты воспитания школьников, на создание условий для формирования личности, способной к взаимодействию с людьми

разных культур. Личность, способная к межкультурному диалогу, не может быть воспитана без приобщения к культуре межэтнического общения, ознакомления с культурой, бытом, традициями и обычаям общественной и семейной жизни разных народов.

Изложение основного материала статьи. Проблема гражданско-патриотического воспитания личности нашла отражена в работах педагогов (Г. М. Коджаспирова, А. С. Макаренко, В. А. Сластенин и другие).

Современные философы, педагоги, социальные педагоги (В. Н. Гуров, Н. Д. Никандров, В. К. Шаповалов и другие) исследуют проблему гражданского воспитания молодежи в обновляющейся российской действительности.

Ученые считают (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Д. Б. Эльконин и др.), что образовательно-воспитательную деятельность с подрастающим поколением необходимо начинать в раннем детстве как наиболее благоприятном периоде формирования социальной ответственности, творческой активности, гражданственности.

В большинстве сложившихся мнений ученых-педагогов заложена мысль о том, что основы знаний о гражданско-патриотических качествах личности у ребенка необходимо закладывать в семье (А. Ю. Гранкин, В. Н. Гуров, Г. Н. Филонов и другие), детском дошкольном учреждении (С. А. Козлова), в общеобразовательной школе (И. В. Бестужев-Лада, Б. Т. Лихачев и др.).

Сформированность гражданско-патриотических качеств у отдельно взятого индивида и общества волнует социальных педагогов (В. Г. Бочарова, В. Т. Гуров, А. В. Мудрик и другие). Гражданственность и патриотизм педагогами рассматриваются как «нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны» [4, с. 56]. К основным элементам гражданственности и патриотизма относят нравственную и правовую культуру.

Гражданско-патриотическое воспитание имеет общечеловеческие аспекты. Планета Земля представляет собой единую экологическую систему. Растут и расширяются экономические, политические, культурные взаимосвязи всех стран. Мировое сообщество, объединившееся в ООН, оказывает влияние на решение глобальных и региональных проблем. Но единство мира - это одновременно и борьба противоположностей, возникновение и обострение противоречий, которые в целях сохранения планеты и человеческой цивилизации должны разрешаться политическими средствами, мирным путем. В преодоление противоречий могут и должны внести свой вклад школа и педагогика всех стран, независимо от их общественного строя и политической системы, национальных различий и отношения к религии.

Основная цель гражданско-патриотического воспитания - «воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, уважения ее законов и подчинения им, потребности в деятельности на благо общества, расовой и национальной терпимости» [2, с. 46].

Сущность общечеловеческих аспектов гражданско-патриотического воспитания заключается в формировании у современных младших школьников понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоружения; проблем экологии; защиты и сохранения мировой художественной культуры; экономического, научного, культурного сотрудничества, а также общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий. Исторический спор о социальной справедливости может быть решен только в условиях мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества, взаимопонимания, соперничества в экономической, культурной области, уважения суверенитета, права каждого народа самостоятельно выбирать путь социально-экономического развития.

Разгром прежней идеологической базы образования, отказ от старой системы ценностей, деполитизация и деидеологизация школы, проведенные поспешно и непрофессионально - все это привело практически к отказу от воспитания как целенаправленного педагогического процесса. Общественному сознанию навязывалась идея «самотека» в воспитании. Разрушение прежней воспитательной системы привело к возникновению «черной дыры». Назрела острая необходимость создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени, задачам построения гражданского общества. Новая воспитательная система сегодня с необходимостью должна быть ориентирована на воспитание Гражданина.

Цель воспитания Гражданина и патриота нашла отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании»: воспитание гражданственности и патриотизма является сегодня одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Анализ педагогических исследований и практики гражданского воспитания учащихся свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме формирования гражданина. Значительный интерес к этой проблеме проявляют развитые демократические страны Европы и Америки. Воспитание Гражданина и Патриота осуществляется в процессе гражданского образования. Существуют разные подходы к гражданскому образованию, которое рассматривается как комплексная часть социальных наука и комплексная дисциплина, выходящая за рамки социальных наук.

В качестве основных направлений гражданско-патриотического образования зарубежные ученые выделяют политическое воспитание, правовое обучение, воспитание уважения к правам человека и ответственности перед обществом, экологическое образования и воспитание культуры межнационального общения.

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач российского образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, современное образовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Школа имеет цель гражданско-патриотического воспитания учащихся - это «формирование гражданственности как качества личности, заключающегося в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения» [4, с. 306].

Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей учащихся; содержание и формы гражданского воспитания в средней школе, внешкольных и общественных организациях, средствах массовой информации, трудовых коллективах. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие эффективность воспитательного воздействия, свойственны также определенные критерии гражданской воспитанности.

Образовательная цель гражданского воспитания заключается в том, чтобы раскрыть у учащихся общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества; вооружить их умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников позволяет развивать способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у учащихся устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности, воспитывать глубокую и осознанную любовь к своей Родине, отчему краю.

Воспитательная функция гражданско-патриотической работы с учащимися начальных классов проявляется по мере включения их в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у учащихся таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политической работы с учащимися начальных классов вытекает из образовательной и воспитательной.

Цели и функции гражданско-патриотического воспитания младших школьников достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Гражданско-патриотический воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана. Предметы общественно-политического и гуманитарного циклов раскрывают перед учащимися картину закономерно развивающегося человеческого общества, переходящего от одной цивилизации к другой.

В числе основных задач гражданско-патриотического воспитания младших школьников следует выделить:

- формирование всестороннего, гармонически развитого гражданина страны;

- воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;

- приобщение школьников к культуре, традициям, обрядам и другим ценностям своего народа;

- воспитание жизненной и гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям строящегося современного гражданского общества, правам и обязанностям личности;

- формирование гражданских чувств и эмоций;

- воспитание патриотических чувств, социальной ответственности;

- формирование национальной гордости, ответственности за судьбу страны;

- воспитание бережного отношения к национальному богатству страны;

- мировоззренческая установка, определение смысла жизни;

- приобщение школьников к законам государства, раскрытие необходимости их выполнения;

- приобщение школьников к культуре и традициям своего народа;

- формирование общечеловеческих (народных) норм морали, качеств без которых не может происходить становление гражданина (милосердие, доброта, справедливость, сострадание, смелость и так далее);

- воспитание трудолюбия; чувства собственного достоинства;

- воспитание любви к Родине, чувства гордости за страну.

На наш взгляд, гражданско-патриотическое воспитание младших школьников может проходить более успешно посредством народной педагогики - исторически сложившейся совокупности педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях и тому подобное. Народная педагогика представляет собой область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающихся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения. Источниками изучения народной педагогики являются произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания и прочее.

В русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика» ввел К. Д. Ушинский, который видел в произведениях устного народного творчества «первые и блестящие попытки русской народной педагогики» [5, с. 155]. Великий педагог высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» [5, с. 155]. К. Д. Ушинский глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития. Народная педагогика является результатом коллективного творческого вклада многих поколений в духовную культуру народа, ее неотъемлемой частью, выражением интересов трудящегося большинства.

Ценности народной педагогики способствуют формированию национального самосознания у подрастающего поколения, развитию у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Отражение народной педагогики в учебно-воспитательном процессе имеет целью такую его организацию, чтобы оно было направлено на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.

Объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения. Главное в народной педагогике - процесс воспитания человека. Большой научно-педагогический интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приемами и методами пользуется в процессе воспитания, каково представлении народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом, эстетическом, гражданско-патриотическом воспитании.

Наука, предметом изучения которой является народная педагогика - этнопедагогика - это закономерности становления и развития традиционных культур воспитания под воздействием социальных, экономических и других факторов, способы их отражения и функционирования в современной

воспитательной системе (например, этнопедагогика русского народа, этнопедагогика народов Поволжья и Приуралья, этнопедагогика народов Северного Кавказа, этнопедагогика народов Севера и Сибири и так далее).

Среди факторов, определяющих своеобразие любой народной культуры и воспитания, важнейшими являются природа и история этноса. Так, этнопедагогика любого народа может включать в себя: природу, историю, религиозные воззрения, уклад семейной жизни и общественный быт, трудовое воспитание детей, традиционные праздники и обряды, семейные обряды, фольклор и тому подобное.

Этнопедагогика, по определению академика Г. Н. Волкова, - это «совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, детских играх и игрушках и тому подобное» [2, с. 45]. Народные воспитательные традиции, считает ученый, «сильны не научными аргументами и доказательствами, а логикой действия, дела, деятельности, результатами воздействия на психику воспитуемых и готовыми мыслями, отбираемыми и отшлифовываемыми в течение тысячелетий. Сила народной педагогики - не в авторитетных именах и плодотворных теориях, а в авторитетных мыслях и плодотворных результатах» [2, с. 222].

Следует иметь в виду, что термины «этнопедагогика» и «народная педагогика» не синонимичны. Этнопедагогика - «наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации» [2, с. 13]. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохраняющиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа». Народная педагогика изучает и использует опыт народа в воспитании детей. Как и в официальной теории педагогики, так и в этнопедагогике, одним из ключевых является понятие «воспитательный идеал». Именно формирование совершенной гармонически развитой личности и в той и другой воспитательной системе трактуется одинаково.

К числу общих закономерностей и характеристик народных педагогических систем, дающих возможность осуществлять перенос знаний из одной этнической педагогики в другую, относятся:

- наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках народной духовной культуры и представляющих систему общечеловеческих ценностей;

- единство естественного механизма развития народных педагогик, выражающегося во взаимодействии социальных требований и народности;

- общность факторов воспитания, позволяющих учащемуся активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение;

- общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания.

Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-географические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.

В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмирает, если теряет свою социально значимую основу.

Общечеловеческие представления о гражданственности, нравственности, красоте, уме складываются из суммы представлений многих поколений, многих народов; идеал совершенной личности также может быть объективно представлен только как гармоническое единство мыслей разных народов о хорошем человеке. Именно поэтому особое значение в народной педагогике придается формированию у младших школьников чувства уважения и любви к Родине, другому народу, его традициям и культуре, но прежде у учащегося должно быть сформировано национальное самосознание, патриотизм, гражданственность, чувство собственного достоинства.

Выводы. Народная педагогика имеет свои средства, которые могут быть эффективными в гражданском воспитании школьников: загадки, потешки, пестушки, природа, песни, игры, обряды, обычаи, пословицы, поговорки, афоризмы, дразнилки и так далее. Основным средством народной педагогики всегда являлось трудовое воспитание, передача подрастающему поколению производственных знаний, умений и навыков, подготовка достойной смены трудящихся. Познавая традиции и обычаи, младшие школьники становятся хранителями национальной самобытности. Неподдельный интерес к прошлому не только расширяет кругозор их познаний, но и развивает чувство гражданской ответственности, воспитывает любовь к Родине. Практика показывает, что единственный путь ориентации подрастающего поколения на общечеловеческие ценности гражданско-патриотического воспитания есть национальная культура, этнотрадиции, изучение которых помогает младших школьникам не только глубоко осмыслить историю своего народа, но и формировать свое гражданско-патриотическое самосознание.

Литература:

1. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): пособие для педагогов, воспитателей, методистов / Г. И. Батурина. - М.: Академия, 2013. - 142 с.

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. -М.: Академия, 2011. - 168 с.

3. Луговинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание / В. И. Луговинов // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 110.

4. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и др. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

5. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании // Собрание сочинений. - В 6 т. - Т. 1 / К. Д. Ушинский. - М., 1988. - С. 155 - 156.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат экономических наук, доцент Абрамова Наталья Сергеевна

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени

Маршала инженерных войск А. И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород) КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье раскрывается смысл применения кейс-технологии в профессиональном образовании. Установлено, что данный метод - это исследование обучающимися множества ситуаций на определенном отрезке времени. Раскрыты основные цели кейсов и принципы их реализации. Кейс-метод достаточно универсален и может быть использован в любой сфере профессионального образования. Подробно описывается схема обучения по данной технологии. Было замечено, что одним из главных условий формирования кейс-задания является наличие противоречий для создания проблемной ситуации, поэтому в статье указаны примеры противоречий, которые могут возникнуть у студентов в процессе работы. Кроме основных особенностей метода исследования (идея строится вокруг проблемы, а не предмета; кейс должен иметь дело с конкретной ситуацией, а не только с теорией; обучающиеся должны занимать активную позицию в процессе обучения; ответов на задачу может быть несколько) было отмечено, что решение задания лучше всего выполнять в минигруппах, где проявляется особая степень самостоятельности, в связи с чем в статье выделяется ряд принципов, на которых и строится такой вид работы.

Ключевые слова: профессиональное образование, кейс-технология, компетенция, компетентность, Федеральный государственный образовательный стандарт, специалист, выпускник.

Annotation. The article describes the application of case technology in vocational education. It is established that this method is the study of the students of a set of situations on a certain time interval. The main goals of the cases and the principles of their implementation are disclosed. Case-method is quite universal and can be used in any sphere of vocational education. Detailed description of the training scheme for this technology. It was noted that one of the main conditions for the formation of a case-study is the existence of contradictions for creating a problem situation, therefore the article contains examples of the contradictions that students may have in the process of work. In addition to the main features of the research method (the idea is built around a problem, not an object, the case should deal with a specific situation, not just with theory, students should take an active position in the learning process, there may be several answers to the problem), it was noted that the solution tasks are best performed in minigroups, where a special degree of independence is manifested, in connection with which the article singles out a number of principles on which this kind of work is based.

Keywords: professional education, case-technology, competence, competence, Federal state educational standard, specialist, graduate.

Введение. Стандарты нового поколения ставят внедрение практико-ориентированных (деятельностных и интерактивных) технологий на первое место. Преподаватели стремятся совместить традиционные методы обучения и современные образовательные технологии. В профессиональной подготовке кадров важная роль отводится практике. И метод анализа конкретной ситуации (кейс-метод) стал использоваться как наиболее оптимальный. Ранее он применялся в бизнес-образовании. Теперь же появляется на различных уровнях образовательных ступеней. Переход этой технологии в профессиональное образование был обусловлен неспособностью выпускников быстро адаптироваться в профессиональных условиях, применить свои знания на практике. Кейсы призваны решить эту задачу, однако на сегодняшний день рассмотрены не все возможности кейсов, что и обуславливает актуальность исследуемой темы.

Современному обществу требуются высококвалифицированные специалисты, способные находить несколько вариантов решения поставленной задачи и выявлять лучшее, аргументировать свой выбор, ориентироваться в быстро изменяющихся условиях. Также одним из критериев результативности выпускника должна быть самостоятельность при выполнении заданий и выборе источников информации. Усвоение и переработка информации должным образом - главная идея востребованного на сегодняшний день в профессиональном образовании деятельностного подхода к обучению. Поэтому кейс-технологии можно считать одной из самых эффективных методик, где студент погружается в проблему и исследует ее как самостоятельно, так и при поддержке преподавателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формулировка цели статьи. Выявить роль кейс-технологии в профессиональном образовании. Для этого необходимо решить следующие задачи: установить цели кейс-метода, принципы его реализации и выявить условия создания кейсов.

Изложение основного материала статьи. Кейс (case) в английском языке означает:

- папка, документ, портфель, чемодан (в рассматриваемом нами случае - это совокупность документов для работы обучающихся);

- конкретная ситуация, случай или их сочетание (в данном случае набор ситуаций, которые должны быть изучены студентами) [1].

Профессором Робертом Мери было отмечено, что case - метод это исследование обучающимися множества ситуаций на определенном отрезке времени. Кейс-метод выступает в роли метода инструктирования, где студент и преподаватель участвуют в прямом обсуждении деловых ситуаций и проблем [2].

Его основные цели:

- активизация обучающихся для повышения эффективности профессионального обучения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.