УДК 371.035.6
Н.М. Жданова, г. Шадринск
Патриотическое воспитание младших школьников, как одно из приоритетных направлений формирования базовых национальных ценностей личности в начальной школе
В статье рассматривается одно из приоритетных направлений формирования базовых ценностей на начальной ступени обучения - патриотическое воспитание младших школьников, его сущность и структура.
Базовые ценности, патриотическое воспитание младших школьников, патриотизм.
N.M. Zhdanova, Shadrinsk
Patriotic education of younger students, as one of the priority directions of formation of the basic values of the individual in the
elementary school
The article considers one of the priority directions of formation of the basic values at the initial stage of training - Patriotic education of younger students, its nature and structure.
Keywords: Basic values, Patriotic education of younger students, patriotism.
Современная образовательная система в России, как одна из социокультурных и духовных феноменов, вступила в новый этап своего развития, связанный с переосмыслением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Поиск новых приоритетов идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, и в направлении западных ценностей, связанных с расширением и улучшением сферы наличного бытия человека. Наряду с открывшимися новыми возможностями (такими, как демократия, открытость общества, многопартийность, гласность и др.) в России стали нарастать негативные явления, присущие "обществу потребления".
Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, поддавшиеся влиянию "рынка", интернета, неблагоприятной социальной среды. Не имея внутреннего стержня, многие младшие школьники утратили традиционную поддержку семьи, поскольку продолжительное время в России: старые, социалистические идеи полностью отрицались, западные образцы, в силу особенностей российского менталитета, не срабатывали, новая система ценностей не была обретена. И только в последнее время активно стал рассматриваться вопрос формирования ценностей. Чему способствовала разработка и внедрение Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой, определены система базовых национальных ценностей и современный национальный воспитательный идеал.
Под базовыми национальными ценностями, понимаются основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в младшем школьном возрасте, ведь именно в этот период формируются соответствующие навыки и привычки поведения, которые вырабатываются путем продолжительных упражнений или иных видов деятельности.
Одним из приоритетных направлений формирования базовых ценностей на начальной ступени обучения является патриотическое воспитание.
Важным для нашего исследования, в рамках данной статьи, является анализ понятия «патриотическое воспитание младших школьников» и сопряженных с ним понятий «патриотическое воспитание» и «патриотизм».
В отечественной педагогической литературе представлены различные трактовки понятия «патриотическое воспитание». Опираясь на определение Н.В. Ипполитовой [3], в данной статье мы будем рассматривать патриотическое воспитание как специально организованный систематический педагогический процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, предполагающий освоение личностью достижений мировой и национальной культуры, расширение личного опыта воспитанников и направленный на развитие патриотизма как интегративного личностного качества.
Можно отметить, что в настоящее время существующие подходы к пониманию патриотического воспитания являются предметом исследований. К сожалению, указанная проблема до настоящего времени касалась главным образом основной и полной ступеней средней общеобразовательной школы. На уровне начальной школы она разработана недостаточно подробно.
С учетом вышеизложенного рассмотрим понятие «патриотическое воспитание младших школьников».
Анализ проблем, связанных с патриотическим воспитанием, позволяет утверждать, что реализация патриотического воспитания в начальной школе должна осуществляться с учетом особенностей младших школьников.
В исследованиях отечественных ученых отмечается, что данному возрасту соответствует психологические особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении патриотического воспитания:
- данный возрастной период характеризуется интенсивным накоплением знаний, их выборочным усвоением, доверчивым подчинением авторитету учителя, повышенной восприимчивостью, внимательностью (Н.С. Лейтес) [4];
- учащиеся начальных классов осознают свое поведение, сравнивают себя с другими;
- в данном возрасте совершенствуется нервная система, быстро развивается психика ребенка;
- восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью»;
- внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему;
- младший школьный возраст начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, которая является фактором становления новообразований личности (Л.И. Божович) [1].
- данный возраст является наиболее сензитивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.
Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создает благоприятные предпосылки для успешного решения проблемы использования средств народной педагогики в патриотическом воспитании учащихся начальных классов.
Своеобразие патриотического воспитания младших школьников предопределяется особенностями развития патриотизма как качества личности в этом возрасте, а также спецификой нравственного развития личности младшего школьника в целом. Эта специфика предопределяется, прежде всего, общими особенностями этого возраста - весьма сильная восприимчивость младшего школьника к внешним влияниям, большая возбудимость его эмоциональной сферы, предрасположенность к усвоению нового, яркость восприятия. Младшие школьники мыслят образами, эмоционально воспринимают ярко окрашенные события и факты, особенно облеченные в художественную форму.
Таким образом, организуя работу по воспитанию патриотических чувств, обеспечивая ее педагогическую эффективность, учителю необходимо осуществлять работу на высоком эмоциональном уровне.
Целью патриотического воспитания младших школьников является формирование патриотизма.
Н.В. Ипполитова рассматривает патриотизм как моральный принцип и интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание [3].
Присоединяясь к мнению Н.В. Ипполитовой, мы рассматриваем патриотизм как интегративное качество личности.
Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности. Способность согласовывать личное с общественным, подчинять ему личное, как один из важнейших критериев патриотической воспитанности, еще недостаточно развита в младшем школьном возрасте [2].
Важное значение в патриотическом воспитании младших школьников имеет взаимосвязь процесса обучения с внеурочной работой, которая определяется как целенаправленной деятельностью педагога во внеурочное время, имеющей свои цели и задачи.
В основе патриотического воспитания младших школьников должно лежать познание и осознание детьми понятия «Малая Родина». Не случайно в российских школах до 1917 года преподавался предмет «Родиноведение». В последнее время краеведческая работа достаточно широко используется с целью изучения исторических названий улиц, городов, деревень.
По нашему мнению, наиболее эффективными формами внеурочной работы патриотической направленности с учащимися младших классов являются: классные
часы, читательские конференции, встречи с писателями и поэтами родного края, оформление выставок, олимпиады, военизированные игры, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, диспуты, викторины, праздничных мероприятия, школьные научные общества, поисковые и научные исследования [2].
В современной начальной школе большое распространение получили массовые формы внеклассной работы: лыжные походы, кроссы, соревнования по бегу, стрельбе, военизированные походы, игры.
Показателем сформированности патриотизма у младших школьников является наличие у них соответствующих навыков и привычек поведения, которые вырабатываются путем продолжительных упражнений или иных видов деятельности. В связи с этим возникает необходимость привлечения учащихся в практическую деятельность, патриотической направленности.
Учет данных характеристик младшего школьного возраста обусловливает необходимость использования разнообразных методов и форм воспитательной работы.
Необходимо также отметить, что особенностью современных младших школьников является «демократичность» в общении с учителями, непроизвольность поведения, неумение регулировать свои действия в соответствии с нормами школьной жизни.
Младшие школьники внушаемы, подражают учителю во всем, и донести до них идеи патриотизма простым языком, художественными средствами - вполне реальная задача.
Обобщив выше изложенное, можно сделать вывод, что именно патриотическое воспитание, является одним из основных направлений формирования базовых ценностей личности младших школьников, их национального самосознания, патриотизма, национальной идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна, Л.И. Божович. - М. : Междунар. пед. академия, 1995. - 209 с.
2. Жданова, Н.М. Средства патриотического воспитания младших школьников / Н.М. Жданова // Педагогические исследования: сотрудничество школы и вуза: научно-педагогические труды. - М. : МГУ, 2010. - Вып. 2. - С.144-148.
3. Ипполитова, Н.В. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки : монография / Н.В. Ипполитова [и др.] ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2010. -244 с.
4. Лейтес, Н.С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности / Н.С. Лейтес // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. - М. : Молодая гвардия, 1997. - С.57- 59.
УДК 371.03 : 34
М.Г. Походеева, г. Шадринск