Научная статья на тему 'Реализация принципа преемственности в формировании патриотизма учащихся общеобразовательной школы'

Реализация принципа преемственности в формировании патриотизма учащихся общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / PRINCIPLE OF CONTINUITY / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЗМА / COMPONENTS / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА / STAGES OF FORMATION OF PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна

Автор рассматривает проблему реализации принципа преемственности в формировании патриотизма учащихся общеобразовательной школы. В статье представлены этапы осуществления преемственности в формировании патриотизма учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of the principle continuity in the formation of patriotism of secondary school students

Аuthor considers the problem of realization of principle of succession in the formation of patriotism of secondary school students. The article presents the stages of succession in the formation of patriotism of students.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа преемственности в формировании патриотизма учащихся общеобразовательной школы»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 37.035.6

Н.М. Жданова, г. Шадринск

Реализация принципа преемственности в формировании патриотизма учащихся общеобразовательной школы

Автор рассматривает проблему реализации принципа преемственности в формировании патриотизма учащихся общеобразовательной школы. В статье представлены этапы осуществления преемственности в формировании патриотизма учащихся.

Принцип преемственности, патриотизм, компоненты патриотизма, этапы формирования патриотизма.

N. M. Zhdanovа, Shadrinsk

The implementation of the principle continuity in the formation of patriotism

of secondary school students

АШЫг considers the problem of realization of principle of succession in the formation of patriotism of secondary school students. The article presents the stages of succession in the formation ofpatriotism of students.

Keywords: principle of continuity, patriotism, patriotism, components, stages offormation ofpatriotism.

Актуальность выбранной темы статьи определена тем, что изменения, произошедшие в российском обществе в последние десятилетия, поставили новые проблемы перед образовательной системой. В современных условиях для общества важно, какими личностными качествами обладает подрастающее поколение, так как от этого зависит судьба страны в будущем.

Приоритетным направлением в педагогике на сегодняшний день является создание системы непрерывного образования, который базируется на принципе преемственности, целью которого является развитие потребностей личности, активизация ее качеств, воспитание патриотизма в разные возрастные периоды, с учетом уровня сформированности данного качества личности.

Анализ научной литературы и результатов последних исследований показал, что проблема реализация принципа преемственности в патриотическом воспитании учащихся общеобразовательной школы, недостаточно отражена в отечественных концепциях.

Рассматривая проблему патриотического воспитания подрастающего поколения, опираясь на принцип преемственности, интересна точка зрения Н.М. Снопко о структуре патриотизма, которая включает в себя: патриотическое сознание, патриотические чувства, толерантность, патриотические убеждения и навыки патриотического поведения.

По мнению автора, данные компоненты патриотизма находятся не в статичном, неизменном положении, а в состоянии постоянной связи и взаимообогащения, что обеспечивает непрерывное осуществление процесса воспитания патриотизма

подрастающего поколения. Патриотическое сознание определяет характер поступков, их целесообразность, мотивы поведения в той или иной ситуации. Патриотические чувства активизируют познавательные усилия человека и волю, подготовку к деятельности, настойчивость в выполнении, особенно ярко проявляющуюся в служении Родине. Толерантность — как умение жить в согласии с другими, с одной стороны, и как особая личностная позиция, реализуется через уважение права и свободы людей, терпимость к людям разных национальностей и вероисповеданий, принадлежности к разным социальным слоям общества, к иному мнению, уважительное отношение к культурному наследию других наций и народностей,

Существующие точки зрения по данной проблеме, позволяют утверждать, что учеными выделяются различные группы структурных компонентов. Так, И.Ф. Харламов [6] выделяет потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты патриотизма.

Эмоциональный компонент патриотизма обусловлен взаимосвязью его эмоциональных и познавательных аспектов данного феномена. Чувства любви к Родине, к родным местам составляют основу положительного эмоционального настроя, который, в свою очередь, определяет патриотически направленную деятельность человека. Поскольку чувство патриотизма в основном формируется в детстве, важной задачей педагогов становится организовать патриотическое воспитание таким образом, чтобы знакомство с Родиной и ее героическим прошлым, духовным богатством национальной культуры находило глубокий эмоциональный отклик в сознании обучающихся.

Выделение интеллектуального компонента в структуре патриотизма, обусловлено соотношением знаний, взглядов, убеждений человека. Патриотическая направленность и убеждения являются основой патриотического сознания. Убеждения формируются только в практической деятельности на основе знаний и позволяют обучающимся совершать действия и поступки, с учетом существующих в обществе моральных норм. Изучение философских аспектов понятия «патриотизм», подводит к утверждению, что данное личностное качество носит активный и деятельный характер, проявляющийся на практике.

Вышеизложенное, позволяет выделить в структуре патриотизма деятельностный, действенно-практический компонент.

Осуществляя какую-либо деятельность, человек осознает свои действия, управляет ими и прилагает определенные усилия к преодолению возникающих затруднений, проявляя определенные волевые усилия. В патриотической деятельности также необходимо проявление воли и будничном труде, и при совершении героических поступков. С учетом этого мы, присоединяясь к мнению В.И. Руденко [4], считаем вполне обоснованным включение в состав структуры понятия «патриотизм» волевого компонента.

Выделение потребностно-мотивационного компонента в структуре нравственных качеств обусловлено тем, что мотивация характеризует потребности, мотивы, интересы человека и, тем самым, объясняет поведение человека. Данный компонент может быть выделен в и структуре патриотизма, поскольку характеризует стремления, мотивы, цели деятельности человека, действующего в интересах Родины.

Итак, выделение различных аспектов патриотизма позволяет включить в состав структуры данного понятия эмоциональный, интеллектуальный, потребностно-мотивационный, деятельностный и волевой компоненты.

Данные компоненты, находясь в отношениях взаимосвязи и взаимозависимости, позволяют дать целостную характеристику рассматриваемого феномена.

Присоединяясь к мнению Н.В. Ипполитовой [3] и характеризуя взаимосвязь выделенных компонентов, отметим следующее.

Практическая деятельность, имеющая своей целью содействие прогрессивному социально-экономическому, культурному и др. развитию Отечества составляет основу формирования патриотического сознания личности. При ее осуществлении не только проявляются патриотические чувства, совершенствуются патриотические знания, но и формируются патриотические взгляды и убеждения личности, реализуются ее потребности и интересы. Положительные эмоциональные переживания, связанные с служением Родине, побуждают человека к дальнейшей патриотической деятельности, к преодолению трудностей при достижении поставленных целей. Это, в свою очередь, способствует развитию патриотических чувств и мотивации более высокого уровня. Формирование которых проходит на нескольких этапах.

Начальный этап, призван заложить основы формирования патриотизма, стремления стать достойным гражданином Отечества и его защитником.

Продолжительность данного этапа соответствует начальному периоду обучения в общеобразовательной школе (1-4 классы). Возрастные границы детей - 7-10 лет включительно. Основное содержание и направленность этапа - формирование и развитие у детей познавательных и мотивационных потребностей и интересов, вызывающих активное и позитивное отношение к необходимости защиты Отечества, стремление к личному участию в ней.

В исследованиях отечественных ученых (Л.И. Божович [1], Л.С. Выготский [2]) отмечается, что данному возрасту соответствует психологические особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении патриотического воспитания:

- данный возрастной период характеризуется интенсивным накоплением знаний, их выборочным усвоением, доверчивым подчинением авторитету учителя, повышенной восприимчивостью, внимательностью;

- учащиеся начальных классов осознают свое поведение, сравнивают себя с другими;

- в данном возрасте совершенствуется нервная система, быстро развивается психика ребенка;

- восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью»;

- внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему;

- младший школьный возраст начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, которая является фактором становления новообразований личности (Л.И. Божович) [1].

- данный возраст является наиболее сензитивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.

Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создает благоприятные предпосылки для успешного решения проблемы патриотического воспитания учащихся начальных классов.

Второй этап является подготовительным, в ходе которого формируются основные элементы готовности к защите Отечества и военной службе, связанные не только с осознанием подростками их необходимости, но и с пониманием значения требуемого уровня личной подготовки к выполнению воинского долга. Не меньшее значение, на данном этапе, имеет целенаправленное формирование нравственных, патриотических, социально значимых и иных позитивных ценностей, принципов, качеств, привычек. Это достигается посредством постоянного вовлечения подростков в систему самых различных мероприятий, предполагающих их активное участие в реальной и хорошо организованной деятельности под руководством опытных педагогов-воспитателей. Процесс формирования будущих защитников Отечества неразрывно связан с целенаправленной воспитательной работой по преодолению у них негативных взглядов, убеждений, привычек, анти и псевдоценностей.

Третий этап - основной, военно-ориентированный. По его завершении обеспечивается формирование основных социально значимых, нравственных и патриотических ценностей, взглядов, принципов, качеств юношей и минимальный уровень их готовности к военной службе. Возрастные границы юношей - 15-17 лет. Основное содержание и направленность этапа. Базовые компоненты подготовки приобретают доминирующее значение. Приобретенные школьные знания способствуют значительному повышению уровня учебных занятий по военно-технической (специальной) подготовке, что позволит использовать более сложные и эффективные программы и конкретные методики.

Таким образом, формирование патриотизма у современных школьников предполагает поэтапность, в основе которой лежит принцип преемственности. При этом повышенное внимание уделяется мотивации учащихся, формированию у обучающихся устойчивых позитивных установок в отношении готовности к защите Отечества и военной службе, интереса к Вооруженным Силам, другим войскам, воинским формированиям и органам, к роли и значению военной деятельности как фактору обеспечения стабильности и безопасности в обществе, одному из непременных условий благополучия и нормальной жизни российских граждан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л.И. Божович ; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 209 с.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4 / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - 508 с.

3. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы подготовки будущих учителей / Н.В. Ипполитова. - Челябинск, Факел, 1997. - 213 с.

4. Руденко, В.И. Патриотическое воспитание учащихся / В.И. Руденко. - М. : Педагогика, 1989. - 328 с.

5. Снопко, Н.М. Планирование патриотического воспитания учащихся ссузов / Н.М. Снопко // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - № 3. - С. 54-55.

6. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М. : Гардарики, 1999. - 519 с.

УДК 371.26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.