УДК 316
Попов Михаил Юрьевич
доктор социологических наук, профессор
Мансури Оксана Вячеславовна
соискатель,
Академия психологии и педагогики Южного федерального университета,
ведущий психолог Противопожарной
и аварийно-спасательной службы Ставропольского края
Oksana [email protected]
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор,
профессор кафедры управления персоналом,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Mikhail Yu. Popov
doctor of sociological sciences, professor
Oksana V. Mansuri
Applicant.
Academy of psychology and pedagogics of Southern Federal University,
leading psychologist Protivopozharnoy
and rescue service of Stavropol Krai
Sergey I. Samygin
doctor of sociological sciences, professor, professor of department of human resource management Rostov state economic university (RINH) [email protected]
Особенности формирования и проявления чувства патриотизма у специалистов экстремального профиля
Features of the formation and manifestation of a patriotic sense of specialists of extreme profile
Аннотация. В статье раскрываются научно-теоретические воззрения на патриотизм в контексте его формирования у специалистов экстремальных профессий. В работе отмечается, что содержание трактовки патриотизма неоднозначно, что связано со сложностью анализируемого феномена, множественности подходов к определению его содержательных элементов и сущностных компонентов, со сложностью его проявления в реальной действительности. Авторы подчеркивают, что
патриотизм представляет собой своеобразный фундамент личности специалиста экстремальной профессии, является одним из основных условий эффективного функционирования всей системы личности.
Ключевые слова:, патриотизм, Отечество, воспитание, патриотическое сознание, патриотическое поведение, патриотическое чувство, специалисты экстремальных профессий
Abstract. The article reveals the scientific and theoretical views on patriotism in the context of its formation among specialists of extreme professions. The work notes that the content of the interpretation of patriotism is ambiguous, which is due to the complexity of the analyzed phenomenon, the multiplicity of approaches to determining its content elements and essential components, with the complexity of its manifestation in reality. The authors emphasize that patriotism is a kind of foundation for the personality of a specialist of extreme professions, is one of the basic conditions for the effective functioning of the entire personality system.
Keywords: Patriotism, Fatherland, upbringing, patriotic consciousness, patriotic behavior, patriotic feeling, specialists of extreme professions.
В связи с участившимися за последние годы природными, техногенными и биолого-социальными катастрофами, все большую значимость приобретает экстремальная профессиональная деятельность. Социальный статус рискоопасных профессий претерпел значительные изменения, а именно: популярность, распространенность и престижность профессии в обществе. Изменились средства и условия труда, права и должностные обязанности, а также эмоциональные, когнитивные, мотивационные и коммуникативные аспекты труда. Понятие «экстремальная деятельность» прежде всего, предполагает, профессиональную деятельность специально подготовленных людей. Это связано с трудностями выполнения работы, с предельным напряжением сил и возможностей, с дефицитом информации, ограничением временными рамками, с риском витальных исходов. На сегодняшний день, постоянно расширяется круг проблем, связанных с понятием «экстремальной ситуации». Помимо природных и техногенных катастроф, обозначается группа профессионально обусловленных экстремальных ситуаций (работники МВД, МЧС, отдельные виды спорта, врачи и т.п.).
К специалистам экстремального профиля общество предъявляет более высокие требования: они должны быть хорошо профессионально подготовлены; обладать определенными навыками и знаниями, использовать их на практике; быть морально-психологически устойчивыми, уметь принимать быстрые и правильные решения, нести ответственность за свои действия. Профессиональная эффективность и надежность деятельности существенно зависят от индивидуально-психологических особенностей личности человека. В настоящее время специалисты в области прикладной
психологии уделяют большое внимание изучению личностных особенностей, которые, с одной стороны, являются, как правило, константными, базисными характеристика конкретного индивида, а с другой стороны, в полной мере определяют индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность и надежность деятельности.
Многочисленные исследования показали, что свойства личности в значительной степени детерминируют качество профессиональной деятельности субъекта и являются важным фактором, влияющим на профессиональную пригодность.
К профессиям экстремального профиля деятельности относятся такие профессии как профессия спасателя, пожарного и оперативного дежурного дежурных смен. Каждая из этих профессий выполняет большую функциональную нагрузку. Чтобы стать спасателем, необходимо обладать соответствующими качествами и чертами характера, такими как умение правильно оценивать ситуацию, быстро принимать решение, волевые качества, быстрота реакции, смелость, ловкость, дисциплинированность и это только малый перечень качеств. Профессия «спасатель» включает в себя: выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ в различных климатических условиях с использованием соответствующего снаряжения; ведение поиска пострадавших, в том числе с применением специальных приборов поиска, применение мер по их спасению и оказание первой помощи (в том числе медицинской); проведение разъяснительных работ гражданам по безопасному поведению в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядка действий в случае их возникновения; выполнение аварийно - спасательных работ с применением альпинистского снаряжения; ведение водолазных спасательных работ и т.д.
Представитель профессии «пожарный» должен обладать высокой стрессоустойчивостью, хорошей физической подготовкой, высокими морально-волевыми качествами, обладать широким кругозором и глубокими профессиональными знаниями. Профессия «пожарный» включает в себя следующие обязанности: выезды к месту пожара с целью его тушения и проведения аварийно - спасательных работ; спасение людей, оказание первой помощи (психологической и медицинской в том числе); ликвидацию последствий аварийных и стихийных бедствий; участие в учениях и аварийно - спасательных работах, с целью повышения уровня знаний и навыков; контроль состояния пожарных гидрантов, водоемов, дорого, проездов, подъездов в районах выезда подразделения и мн.др.
Профессия «оперативный дежурный дежурных смен», в отличие от профессий «спасатель» и «пожарный», не требует хорошей физической подготовки. Но деятельность оперативного дежурного проходит также в условиях экстремальной ситуации, включающей в себя дефицит времени, режим ожидания, нехватку информации и т.д. Профессия «оперативный дежурный» включает: прием вызовов (сообщений) о чрезвычайных ситуациях; информирование руководства, старших дежурных смен о
дислокации органов управления сил и средств, а также выполняемых ими задач, районах аварий, катастроф и стихийных бедствий, времени, месте, обстоятельствах, пострадавших, нанесенном ущербе, составе сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоянии, возможностях системы оповещения, связи и порядке их задействования; организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Имеющийся в научной литераторе анализ особенностей деятельности специалистов экстремального профиля деятельности позволил обозначить основные параметры, выраженные в той или иной степени, и объединяющие эти профессии: выполнение деятельности связанной с угрозой жизни и здоровья человека; сложность и опасность деятельности травмирующей психику; постоянная психоэмоциональная напряженность; яркие стрессовые ситуации (смерть, страдания и т.п.); значительные физические нагрузки; различные неблагоприятные погодные условия (ветер, высокая температура окружающей среды, оползни, сели, ливневые осадки, шторм и т.п.); отсутствие полной и достоверной информации, дефицит времени, режим тревожного ожидания.
Для представителей профессий экстремального цикла характерна определенная структура профессиональной пригодности, в состав которой входят достаточно разные особенности человека:
- гражданские качества (мировоззрение, моральный облик, отношение к окружающим);
- отношение к труду, профессии, отношение к конкретной области работы. Незаинтересованность специалиста в деятельности приводит к профессиональной непригодности;
- дееспособность (физическая и умственная), которая заключается в самодисциплине, активности, умственной инициативе;
- частичные, специальные способности, то есть качества, которые очень необходимы в определенных видах деятельности;
- навыки, опыт, выучка - необходимая и важная составляющая профессиональной пригодности, и заключается в принципе: научишься, тогда и будешь пригоден [1, с. 94].
Экстремальная деятельность предъявляет к гражданским и нравственно-волевым качествам личности особенно высокие требования, однако, специалист, имея достаточно высокий уровень профессиональных знаний, не всегда бывает готов к решительным и эффективным действиям, что снижает уровень его компетентности. Одним стрежневых центральных гражданских качеств является патриотизм. Патриотизм, являясь духовно-нравственной основой личности, проявляется в активной деятельностной ее самореализации во имя Отечества. Патриотизм выступает в качестве важнейшей устойчивой характеристики человека и на личностном уровне выражается в мировоззренческих аспектах, в существующих нравственных идеалах, системе ценностей, нормах поведения. Патриотизм является
свойством зрелой творческой личности, которое позволяет успешно преодолевать многие внутренние психологические проблемы. В современных условиях функционирования российской действительности воспитание и проявление патриотизма у специалистов экстремального профиля имеет большое значение, однако этот процесс не может протекать стихийно. Чувство патриотизма целенаправленно формируется с детского возраста в рамках различных институтов общества: семья, образовательная система, общественные организации, производственная сфера и т.д. Для понимания особенностей протекания данного процесса необходимо обратиться к особенностям функционирования конструкта « патриотизм».
Этиологический «патриотизм» сопряжен с греческими patriots -соотечественник и patris - родина, и определяется как как любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам [2, с. 282]. Термин «патриот» был актуализирован в период Великой французской революции (1789-1793 гг.), так себя называли защитники республики в противовес сторонникам монархии.
В Этимологическом словаре это определение дополняется привязанностью к месту своего рождения, месту жительства» [3, с. 114] .В классическом педагогическом словаре содержание патриотизма дополняется любовью к народу, родной семье, своей культурной среде [4, с. 86]. В современной науке в настоящее время не существует как единого определения патриотизма, так и единого понимания сущности патриотизма. Существующие подходы к пониманию патриотизма неоднозначны и весьма разнообразны, что вполне объяснимо, поскольку патриотизм является сложным социальным феноменом. Наиболее широко и полно патриотизм рассматривается в философии, социологии, политологии и педагогике.
В рамках философского подхода патриотизм трактуется как социально-гуманистическое явление, социальная ценность, высшее нравственное чувство ( Н.И.Матюшкин, М.В.Митин, П.М.Рогачев и др.), высший уровень развития личности во благо Отечества ( В.Г.Валуев, С.И.Иванова, Д.А.Крманова, Ю.П. Сентюрин, Г.А.Тихомиров и др.), нравственный принцип ( И.В.Блауберг, И.К.Пантин и др.). «Если социум живет в атмосфере любви к Отечеству, то и личность целью своего бытия видит служение Отечеству и обществу» [5, с. 94].
В рамках философского подхода патриотизм рассматривается как ряд ценностей:
- аксиологических и общечеловеческих (М.Х.Халимбекова);
- социально-политических (В.Г.Валуев);
- социокультурных (В.А.Минаков);
- социально значимых (Т.В.Пискунова).
Последователи политологического взгляда на патриотизм ( А.И.Афонин, Т.В.Беспалова, А.А.Герасимова, В.А.Коробанов, В.М.Хаустов и др.)рассматривают патриотизм как сложное социально-политическое явление, политический принцип и политическую ценность. [6, с. 73].
В рамках педагогического подхода к патриотизму он рассматривается как многоуровневое образование, которое включает : нравственное качество личности (Н.И.Болдырев, Т.А.Ильина, И.Ф.Харламов, Н.Е.Щуркова и др); системное качество, составляющее духовно-нравственную основу личности (Е.А.Есина, Д.Г.Ряхов, И.ПюФинский и др.); совокупность нравственных чувств и черт поведения (И.Ф.Харламов), Совокупность чувств, принципов и качеств (Л.И.Мищенко), интегральное комплексное качество (А.В.Дудко,С.В.Матвева и др.). Л.В.Упорова, в качестве составляющих патриотизма как свойства личности указывает: любовь физическую (к месту рождения, культуре, традициям народа); любовь моральную ( к согражданам, гордость за принадлежность к своему народу); любовь политическую (гордость за успехи государства) [7, с. 94].
Патриотизм, являясь элементом социальной действительности, не может существовать вне субъекта и объекта. В качестве объекта патриотизма выступает Отечество (как совокупность элементов природной и социальной сред общества), а в качестве субъекта может выступать личность, социальная группа и другие общности. Структурными элементами патриотизма рассматривают патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическую деятельность. В рамках патриотического сознания происходит отражение субъектом Отечества. Н.В.Онопко в структуре патриотизма, наряду с патриотическим сознанием, патриотическими чувствами указывает толерантность, патриотические убеждения и навыки патриотического поведения.
Ряд исследователей выделяют в развитии патриотического сознания два уровня:
- рационально-идеологический (патриотические знания, убеждения, взгляды);
- чувственно-эмоциональный (патриотические чувства). Патриотические чувства - это: любовь к Родине, родной земле, культурной и социальной среде, в которой человек живет; уважение к другим народам, их традициям и вероисповеданию; гордость за страну, ее историю и культуру; сострадание; чувство долга и личность ответственности перед обществом; чувство личной сопричастности к судьбам мира, страны и своего народа.
По мнению А.Н.Вырщикова, М.Б.Кусмарцева, «особенностями патриотического сознания личности являются:
а) отражение в сознании реалий происходящих в обществе процессов, затрагивающих социальное пространство развивающейся личности в сфере ее жизнедеятельности ( онтологический аспект);
б) познание результатов культурно-исторического процесса отечественного развития в форме идеалов, феноменов духовности, символов, выступающих как совокупность представлений о продуктах культуры (гносеологический аспект);
в) ориентация на выработанные обществом ценности, которые, преломляясь в духовном облике личности, носят избирательный характер и
направлены на развитие самосознание человека в социальном континууме своей жизнедеятельности». [8, с. 35].
Под патриотическим отношением понимается направленность патриотического сознания на предмет (то есть на Отечество), которая является предпосылкой патриотической деятельности. Данные отношения возникают между людьми в процессе служения Отечеству и различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами.
Патриотическая деятельность представляет собой способ выражения патриотического сознания (в совокупности действий или поступков человека, направленных на реализацию патриотических целей).
Н.М. Снопко, Л.В. Филатова, А.С. Целовальникова и др. в качестве составляющих патриотизма рассматривают патриотические потребности и патриотические мотивы. Патриотические потребности - это проявление интереса к историко-культурным традициям, стратегическим концепция развития общества [9, с. 42], а патриотические мотивы проявляются в качестве желаний, стремлений к цели и выражаются в готовности реализовать себя в профессиональной деятельности. Формирование патриотизма предполагает длительную, устойчивую мотивацию.
Патриотическое поведение выступает внешним выражением внутреннего мира, усвоенных и осознанно принятых знаний, идеалов, ценностей.
Патриотизм, трактуемый как нравственное качество личности, в своей структуре содержит ряд компонентов: содержательный (овладение определённым объемом знаний), эмоционально-побудительный (переживание положительного отношения к усваиваемым знаниям, уважение к историческому прошлому), деятельный (реализация знаний в деятельности).
Формирование патриотизма происходит в следующих областях жизни: духовно-нравственной, историческо-краеведческой, политико-правовой, профессионально-деятельностной.
Патриотизм, проявляющийся в поступках и деятельности, осуществляется сознательно, поскольку человек осознает цель, мотив, средства и результат деятельности, поэтому патриотизм всегда конкретен и направлен на реальные объекты. Патриотизм как личностное качество формируется в результате деятельности сознания, при необходимости обеспечения удовлетворения основных потребностей человека в резко изменяющейся (особенно экстремальной) обстановке.
В.А. Самарин, И.И. Шуманский, Д.Е. Ермолаева указывают на признаки патриотизма, которые могут являться основой структурирования его содержания:
- чувство Родины;
- отношение к Родине;
- безграничная вера и любовь к Родине как творческий акт духовного самоопределения;
- гордость за героическое прошлое Отечества;
- приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа;
- чувство долга перед Родиной;
- служение интересам Отечества;
- ответственность за судьбу Родины;
- неприятие антиподов патриотизма - измены, личного и группового эгоизма, ксенофобии, шовинизма. [10].
Н.В. Ипполитовой патриотизм рассматривается в нескольких аспектах: в философском как общественно-историческое явление, обусловленное, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой стороны - общественно-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества; в социально-педагогическом как социально-нравственную ценность, которая отражает отношение человека к Родине и Отечеству; в психолого-педагогическом - как сложное нравственное качество [11].
В.И. Лесник, С.Г. Зырянов в качестве компонентов патриотизма указывают: эмоциональный компонент, интеллектуальный компонент, интенциональный ( потребностно-мотивационный, волевой) компонент и праксеологический компонент. Авторы отмечают, что « в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации государство может быть:
- тормозом развития патриотизма;
- посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию патриотизма, но и не способствует этому развитию;
- ускорителем процесса героико-патриотического воспитания, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер стимулирования развития патриотизма» [12, с. 103].
На пути к совершенствованию патриотического воспитания и формирования патриотизма у взрослых (в частности у специалистов экстремального профиля) существует ряд проблем и противоречий:
- негативное отношение части населения к службе в армии, к деятельности полиции, к выполнению профессионального долга;
- отсутствие единой концепции патриотизма, научные расхождения во взглядах на сущность, структуру и содержание патриотизма;
- обострение противоречия между огромным потенциалом патриотизма у специалистов экстремального профиля и неэффективной его реализацией в современных условиях;
- недостаточное количество специальной литературы, форм и методик работы, адаптированных к современным реалиям.
Формирование патриотизма является непрерывным процессом: на базе знаний вырабатываются патриотические взгляды и убеждения, в которых проявляется единство патриотических знаний и патриотических чувств; знания и чувства являются элементами патриотического сознания, которое определяет направленность личности, побуждая действовать в определенном
направлении; патриотическая направленность является основой поведения личности, а патриотическое поведение человека выступает внешним выражение патриотического сознания. В процессе деятельности углубляются патриотические знания, проявляются чувства, удовлетворяются потребности и реализуются мотивы. Анализ многочисленных исследований показывает, что патриотизм как интегративное качество личности формируется посредством патриотического воспитания, на которое оказывают влияние: макрофакторы (государство, страна, культура, общество), мезофакторы (регион, этнос, СМИ), микрофакторы (институты социализации, семья, конфессии).
Однако в современной российской реальности фиксируется идеологическая нагруженность патриотизма, которая всегда присутствовала становление патриотических взглядов и идей в истории российского государства, стала, что и сформировало достаточно дискуссионное теоретическое пространство исследования патриотизма в российской интеллектуальной традиции, а также его перевод из плоскости научных категорий в плоскость идеологических концептов [13].
Таким образом, изучение патриотизма в контексте того или иного предметного пространства, в том числе и в области профессиональной деятельности, определяет важность учета сложившихся исследовательских позиций и дискурсивных полей с тем, чтобы выявить специфику формирования патриотических чувств у представителей различных профессий.
Литература:
1. Дячкова О.М. Психолого-педагогические принципы профессионального отбора для профессий экстремального профиля деятельности //Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. - 2014. - № 3. - С. 94-96.
2. Большая советская энциклопедия. Т. 19. Изд. 3-е. - М.: Советская энциклопедия,1975. - 647с.
3. Шанский Н. М., Шанская Т. В., Иванов В. В. Краткий этимологический словарь русского языка.. М.: Просвещение, 1971. - 542с.
4. Педагогический словарь. В 2т. Т.2, /. 1960,- 767с.
5. Тихомиров Г.А. Социально-философское исследование феномена патриотизма : Авт. дис. канд. филос. наук: 09.00.11 /Г.А.Тихомиров. -Чебоксары, 2008. - 21с.
6. Политология: Энциклопедический словарь /Общ. ред. и состав. Ю.И. Аверьянов. - М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993, - 431с.
7. Упорова Л.В. Особенности патриотического компонента содержания образования в российских духовных и светских учебных заведениях: XVIII - нач. XX вв: Авт. дис... канд. пед. наук. /Л.В. Упорова. -Ростов-на-Дону, 2009. -23с.
8. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение отечеству как смысл российского патриотизма. Волгоград, «Авторское перо», 2005, 86 с.
9. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: Дис. докт. пед. наук:13.00.01. / Н.М. Снопко. - Москва, 2007. -328с.
10. Самарин В.А., Шуманский И.И., Ермолаев Д.Е. Формирование патриотического сознания как один из важнейших факторов единения нации. Совершенствование системы патриотического воспитания работников УИС..СПБИПКР ФСИНРоссии, 2012, 27 с.
11. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся. Дис. ...д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 390 с..
12. Лесняк В.И., Зырянов С.Г. Политическое и патриотическое воспитание работников внутренних дел современной России.Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2009. - 209 с.
13. Верещагина А.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Патриотизм в России как идеологический концепт: социокультурные основания становления и воспроизводства в современной реальности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6 / http://online-science.ru/m/products/social_sciense/gid418 7/pg0/
Literature:
1. Dyachkova O.M. Psychological and pedagogical principles of professional selection for professions of extreme activity profile // Vector of Science of Togliatti State University. University. Ser .: Pedagogy, psychology. -2014. - No. 3. - P. 94-96.
2. The Great Soviet Encyclopedia. T. 19. Izd. 3rd. - Moscow: Soviet Encyclopedia, 1975. - 647c.
3. Shansky N. M., Shanskaya Т. V., Ivanov V. V. Short etymological dictionary of the Russian language. М.: 1971. - 542 p.
4. Pedagogical dictionary. In the 2t. T.2, /. 1960, - 767p.
5. Tikhomirov G.A. Socio-philosophical study of the phenomenon of patriotism: Authors. Dis. Cand. Philos. Sciences: 09.00.11 / G.A. Tikhomirov. -Cheboksary, 2008. - 21 p.
6. Political Science: Encyclopedic Dictionary / General. Ed. And composition. Yu.I. Averyanov. - Moscow: Izd-vo Mosk. Commercial University. 1993, - 431 p.
7. Uporova L.V. Features of the patriotic component of the content of education in Russian spiritual and secular educational institutions: XVIII - beg. XX centuries: Authors./L.V. Uporova. - Rostov-on-Don, 2009. -23 p.
8. Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B. Serving the fatherland as the meaning of Russian patriotism. Volgograd, 2005, 86p.
9. N. M. Snopko. Psychological mechanisms and pedagogical bases of patriotic education in vocational education: Dis. Doct. Ped. Sciences: 13.00.01. / N.M. Snopko. - Moscow, 2007. - 328p.
10. Samarin V.A., Shumansky I.I., Ermolaev D.E. Formation of patriotic consciousness as one of the most important factors of national unity. Perfection of the system of patriotic upbringing of workers of the UIS. SPBIPRF of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2012, 27p.
11. Ippolitova N.V. The theory and practice ofpreparing future teachers for the patriotic education of students. Chelyabinsk, 2000. 390 p.
12. Lesnyak V.I., Zyryanov S.G. Political and patriotic education of workers of internal affairs of modern Russia. Chelyabinsk: Center for Analysis and Forecasting, 2009. - 209 p.
13. Vereshchagina A.V., Nechipurenko V.N., Samygin S.I. Patriotism in Russia as an ideological concept: sociocultural foundations of formation and reproduction in modern reality // Humanities, social and economic and social sciences. 2017. No. 6 / http://online-science.ru/m/products/social_sciense/gid418 7/pg0/