Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма как педагогическая проблема'

Воспитание патриотизма как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3732
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНО(НРАВ( СТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушкин Семен Егорович

В статье рассматриваются содержательно(сущностные и компонентные характеристики пат( риотизма как важнейшего личностного качества, раскрываются основные направления его вос( питательного развития, уточняется образовательный функционал педагогической инструмен( товки этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма как педагогическая проблема»

Матушкин С.Е.

Челябинский государственный университет E-mail: karna1@yandex.ru

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматриваются содержательно-сущностные и компонентные характеристики патриотизма как важнейшего личностного качества, раскрываются основные направления его воспитательного развития, уточняется образовательный функционал педагогической инструментовки этого процесса.

Ключевые слова: патриотизм, Родина, Отечество, ценностные ориентации, социально-нравственные ценности.

Патриотическое воспитание представляет необходимую составную часть современного воспитательного процесса. Оно неразрывно связано с гражданским, нравственным, трудовым воспитанием, обладает относительной самостоятельностью. Цель, задачи и содержание патриотического воспитания определяются с учетом его особенностей, обусловленных изменениями, происходящими в обществе, и отражены в основополагающих образовательных концепциях и программах Российской Федерации.

Философский анализ содержательных особенностей термина «патриотизм» позволяет выделить два ключевых понятия, используемых для его характеристики - «родина» и «отечество». В работах философов эти понятия раскрываются по-разному, разводятся. Отечество рассматривается как социально-политическое явление, поскольку его природа связана с определенными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. В структуру этого понятия включаются характеристики политической, социальной и культурной среды.

Однако недостаточно рассматривать патриотизм только как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими характеристиками конкретного общества. Нельзя отрицать и существование «естественных» основ патриотизма, которые формируются независимо от вышеупомянутых факторов и характеризуют определенные пласты душевной жизни человека: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям, обычаям и т.д. Патриотизм -это любовь к прошлому и настоящему своей Родины, надежда и вера в ее будущее.

При этом следует отметить, что понятие «родина» составляет инвариантную природную основу патриотизма, отражающую черты, присущие каждому народу на протяжении всей истории его развития. В то время как понятие

«отечество» является вариативной социальной характеристикой, отражающей историко-культурные особенности конкретного общества на определенном этапе его развития.

Разграничение содержания понятий «родина» и «отечество» обусловливает включение в определение патриотизма таких базовых составляющих, как любовь к Родине и верность Отечеству.

«Родина - это не только земля, на которой живет человек, - утверждал известный отечественный философ и историк XIX века И.М. Яс-требцов, - но и идеи, развивающиеся в науке, религии, языке, нравах того народа, к которому человек принадлежит и для физического благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями; сии произведения, кроме физической силы, имеют еще и пользу нравственную, содействуя своим образом развитию общей идеи народа, а потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все, принадлежащее к Отечеству» [18, с. 230-231].

Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, т. е. любовь к Родине и верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного отношения личности. Иными словами, патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность. В качестве предметной ценности патриотизм оценивается как явление доброе, истинное, справедливое в своей основе. В статусе субъектной ценности патриотизм выражает нормативные представления человека, закрепленные в общественном сознании и культуре.

Вопросы воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, формирование законопослушных граждан государства пребывали в центре внимания ученых на протяжении всей культурно-образовательной истории развития человечества. Вели-

кие философы, педагоги с давних времен уделяли этому вопросу особое внимание.

В российской науке проблеме патриотического воспитания также посвящено немало исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни.

К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [14, с. 160]. По мысли К.Д. Ушинского, под влиянием различных условий жизни складывается характер человека, который представляет именно ту почву, в которой коренится народность.

Жизненная сфера проявления патриотизма достаточно объемна и далеко не всегда сводима к «чистой» героике. А.С. Макаренко подчеркивал, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [6, с. 412].

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы В.А. Сухомлинского, который полагал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина [12, с. 112].

Российский педагог И.Ф. Харламов определяет патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд во имя ее блага, умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам,

стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [17, с. 389]. Автор отмечает, что в структуре патриотизма как личностного качества можно выделить следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувственный (взгляды, убеждения, знания), поведенческий и волевой. Поскольку патриотизм носит деятельный характер, И.Ф. Харламов подчеркивает, что его воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности учащихся просоциального характера.

Непреходящая социокультурная и общественно-государственная значимость патриотизма, его определяющая роль в жизни народов и каждого человека позволяют рассматривать данный феномен как социально-нравственную ценность.

Под ценностями понимаются «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества» [15, с. 534].

Личностные ценности служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром человека, между его общественным и индивидуальным бытием. Каждому человеку присуща специфическая иерархия системы личностных ценностей, которая складывается в процессе деятельностного распредмечивания содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры.

«Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций, которые рассматриваются как моральные, эстетические, политические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней» [15, с. 441]. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта субъектом и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.

Личностные ценности и ценностные ориентации служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения отдельного человека.

Превращение социальных ценностей в личностные осуществляется на основе активной деятельности человека. Формы этой активности неодинаковы в различных сферах жизнедеятельности личности. Особенно важное культурно-образовательное значение имеет трудовая деятельность, в процессе которой происходит интенсивный обмен социальным опытом, поведенчески осваивается ценностная система данного общества.

Выступая стимулятором активного жизне-проявления и жизнеутверждения личности, ценности служат средством повышения продуктивности индивидуальной жизнедеятельности, способом возвышения ее нравственно-духовного потенциала.

Утверждение в жизни народов определенных ценностей является закономерным результатом культурно-исторического развития общества. Каждая конкретная общественная форма социального бытия характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В этой системе зафиксированы те критерии, социально признанные данным обществом и социальной группой, на основе которых строятся более конкретные специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и целенаправленные действия людей (индивидуальные и коллективные).

Содержательно-смысловое усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу поддержания нормативного порядка в обществе и формирования личности.

У каждого народа процесс формирования социально-нравственных ценностей отражает национальные особенности, традиции, касающиеся путей социализации личности и проявляющиеся в культуре. Однако наряду со специфическими ценностями того или иного народа, общества существуют и общечеловеческие ценности, которые, взаимодействуя между собой, представляют взаимосвязь национального и интернационального, выступают совокупностью национальных фундаментальных ценностей и соответствующих им норм, выражают общие интересы человечества и при этом не противоречат, а дополняют и развивают друг друга. Таким образом, общечеловеческое понимается как единство национального и интернационального, как сложный процесс взаимодей-

ствия общего и частного, объективного и субъективного факторов.

Патриотизм как социально-нравственная ценность выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа.

Еще одной составляющей в структуре патриотизма, выделяемой большинством исследователей, является интеллектуальный компонент, характеризующий знания, взгляды, убеждения человека. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения личности. В этих убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующим поведение, выбор действий и поступков: «Под влияние мировоззрения возникает прочная структура мотивации личности, в которой решающее влияние имеют взгляды и убеждения» [1, с. 410-411].

Однако знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки. Исследователи подчеркивают деятельный, активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Все это дает основание выделить в содержательной структуре данного понятия деятельностный компонент.

При осуществлении деятельности человек действует осознанно, управляет своими поступками, преодолевает возникающие препятствия. В значительной степени это связано с проявлением волевых качеств личности. Патриотическая деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, требует волевых усилий как в повседневном труде, так и при совершении героических поступков. Поэтому вполне обоснованным является включение в состав структуры понятия патриотизм волевого компонента.

Одной из характеристик нравственных качеств личности является потребностно-мотива-ционный компонент. Мотивация, как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, характеризует потребность, мотивы, интересы человека

[9, с. 390]. Данный компонент органически входит в структуру анализируемого понятия, поскольку предполагает характеристику интересов, стремлений, целей, мотивов деятельности человека, связанной со служением Родине.

Выделенные компоненты тесно взаимосвязаны и представляют целостное единство, из которого нельзя исключить ни одной составляющей, не нарушив интегративную цельность рассматриваемого личностного качества.

Учитывая вышеизложенное, правомерно включить в содержание понятия «патриотизм» следующие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, родному языку, уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Отечества, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной розни; стремление укреплять честь и достоинство своего государства, уважение к армии и готовность защищать Родину; активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.

Современные педагоги подчеркивают особо тесную связь патриотического и гражданского воспитания. На это указывают в своих работах К.Ш. Ахияров, А.К. Быков, А.С. Гаязов, Н.В. Ипполитова, В.И. Лутовинов, И.И. Мельниченко, И.В. Суколенов. Подобную точку зрения утверждает и автор статьи в публикациях на эту тему. Органическая взаимосвязь этих направлений в воспитательной работе обосновывается необходимостью реализации принципа народности в общественном воспитании, где основой патриотического воспитания и воспитания гражданственности является развитие чувства любви к Родине у молодого поколения [7].

Практическая работа по воспитанию патриотизма, гражданственности у учащихся в образовательном процессе педагогически эффек-

тивно осуществляется при соблюдении следующих условий:

1. Объективный и всесторонний подход к изучению прошлого. Фальсифицированная история не может быть приемлема в гражданско-патриотическом воспитании, так как не прививает уважение к истории и культуре своего народа, стремление сохранить и приумножить культурное наследие своей страны и всего человечества.

2. При изучении истории Отечества и истории литературы не следует нарушать логику событий прошлой и настоящей жизни. Вне исторического развития, вне изучения конкретного периода времени воспитать правильный взгляд на события современности невозможно.

3. Осуществлять патриотическое воспитание на почве объективного исторического оптимизма, веры в конечную победу добра над злом.

4. Тема Родины должна открыто и явно «звучать» при изучении всех основных разделов истории и литературы. Некоторые авторы учебных пособий прикрываются так называемыми «общечеловеческими ценностями», которые существуют как бы за порогом существующего. Мы полагаем, что общечеловеческие духовные ценности существуют не в абстрактном мире внесоциального бытия, но все они подвластны национальным традициям, сословным интересам и групповым вкусам.

5. При изучении исторических событий, литературных произведений необходимо уделять особое внимание роли личности. В любом литературном произведении главное - это человек, его мир переживаний и чувств. Важнейшая воспитательная задача педагога состоит в том, чтобы обратить внимание учащихся на героев, внутренний мир которых складывался в результате саморазвития и под влиянием внешних условий жизни в соответствии с национальными традициями, народными представлениями о Добре и Зле.

20.10.2011

Список литературы:

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 465 с.

2. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. - 2006. - №2. - С. 37-42.

3. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях / Н.В. Ипполитова. - Челябинск: Челяб. Гос. пед. ун-т, 1997. - 217 с.

4. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М.: Учпедгиз, 1955. - 656 с.

5. Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России XXI века / В.И. Лутовинов, И.И. Мельниченко. -М.: Светотон, 2004. - 256 с.

6. Макаренко, А.С. Доклад в педагогическом училище / А.С. Макаренко // Сочинения. - М.: АПН РСФСР, 1951. - Т. 5. -С. 407-419.

7. Матушкин, С.Е. Народность в воспитании гражданственности / С.Е. Матушкин. - Челябинск: Челяб. Гос. ун-т, 1999. -95 с.

8. Матушкин С.Е., Ипполитова Н.В. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях / С.Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова. - Челябинск: ЧелГу, 2000. - 19 с.

9. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов // Общие основы психологии. -М.: Просвещение, 1994. - Кн. 1. - 576 с.

10. Социологический словарь / Сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 528 с.

11.Суколенов, И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях / И.В. Суколенов. - Курган: КУ, 2006. - 177 с.

12. Сухомлинский, В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. Из опыта работы в сельской школе / В.А. Сухомлинский. - М.: Учпедгиз, 1959. - 148 с.

13. Тезисы к научно-практической конференции по проблемам гражданского и патриотического воспитания молодежи. -Курган, 1998. - 47 с.

14. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М.: Учпедгиз, 1950. - Т. 10. - 668 с.

15. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

16. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, Г.В. Панов. - М.: Сов. Энцикл., 1983. - 840 с.

17. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - 2-е изд. - М.: Высш. школа, 1990. - 576 с.

18. Ястребцов, И.М. О системе наук, приличных в наше время детям / И.М. Ястребцов // Антология педагогической мысли в России первой половины XIX века ; сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 223-246.

Сведения об авторе: Матушкин Семен Егорович, член-корреспондент РAО, доктор педагогических наук, профессор Челябинского государственного университета, e-mail: karma@yandex.ru

UDC 37.015.31:172.15 Matushkin S.E.

E-mail: karna1@yandex.ru

UPBRINGING OF PATRIOTISM AS PEDAGOGICAL ISSUE

Content-conceptual and component characteristics of patriotism as the most important quality of personality are examined, the main directions of its educative development are described, educational functionality of pedagogical instrumentation of this process is qualified.

Key words: patriotism, Motherland, Fatherland, valuable orientations, socio-moral values.

Bibliography:

1. Bozhovich, L.I. Personality and its formation in early age / L.I. Bozhovich. - M.: Prosveshchenie, 1968. - 465 p.

2. Bykov, A.K. Problems of patriotic upbringing / A.K. Bykov // Pedagogics. - 2006. - №2. - P. 37-42

3. Ippolitova, N.V. Patriotic upbringing in modern circumstances / N.V. Ippolitova. - Chelyabinsk: Chelybinsk state pedagogical university, 1997. - 217 p.

4. Komeenskiy, Ya.A. Selected pedagogic summaries / Ya.A. Komenskiy. - M.: Uchpedgiz, 1955. - 656 p.

5. Lutovinov V.I., Mel’nichenko I.I. The development of patriotism in Russia of XXI century / V.I. Lutovinov, I.I. Mel’nichenko. -

M.: Svetoton, 2004. - 256 p.

6. Makarenko, A.S. Thesis in pedagogical specialized school / A.S. Makarenko // Summaries. - M.: APN RSFSR, 1951. -Vol. 5. - P. 407-419

7. Matushkin, S.E. Nation in upbringing of civic consciousness / S.E. Matushkin. - Chelyabinsk: Chelyabinsk state pedagogical university, 1999. - 95 p.

8. Matushkin S.E., Ippolitova, N.V. The essence and peculiarities of patriotic upbringing in modern circumstances / S.E. Matushkin, N.V. Ippolitova - Chelyabinsk: Chelyabinsk state University, 2000. - 19 p.

9. Nemov, PS. Psychology: textbook for students of higher pedagogical educational institutions / PS. Nemov // General bases of psychology. - M.:Prosveshchenie, 1994. - B. 1.- 576 p.

10. Sociological dictionary / Edit. A.N. Elsukov, K.V. Shul’ga ; scien.ed. G.N. Sokolova, I.Ya. Pisarenko. - 2nd ed., overed. and added. - M.: Publ.cent. of Moscow University, 1991. - 528 p.

11. Sukolenov, I.V. Theory and practice of patriotic upbringing of students in modern circumstances / I.V. Sukolenov. -Kurgan: K.U., 2006. - 177 p.

12. Suhomlinskiy, V.A. Upbringing of patriotism among schoolchildren. From the experience of work in village school / V.A.

Suhomlinskiy. - M.: Uchpedgiz, 1959. - 148 p.

13. Thesis to scientific-practical conference on problems of civic and patriotic upbringing of youth. - Kurgan, 1998. - 47 p.

14. Ushinskiy, K.D. Collection of summaries / K.D. Ushinskiy. - M.: Uchpedgiz, 1950. - Vol. 10. - 668 p.

15. Philosophic dictionary / Under the ed. of I.T. Frolova. - 5th ed. - M.: Polityizdat, 1987. - 590 p.

16. Philosophic encyclopedia / Chief ed. L.F. Il’ichev, PN. Fedoceev, S.M. Kovalev, G.V. Panov. - M.: Sov. Encycl., 1983. - 840 p.

17. Harlamov, I.F. Pedagogics: educational publication / I.F. Harlamov. - 2nd ed. - M.: Higher ed., 1990. - 576 p.

18. Yastrebtsov, I.M. About system of sciences, decent at our time to children / I.M. Yastrebtsov // Anthology of pedagogic thought in Russia of the first part of XIX century ; comp. PA. Lebedev. - M.: Pedagogics, 1987. - P. 223-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.