Научная статья на тему 'Воспитание патриота и гражданина страны как условие социализации студентов ссузов'

Воспитание патриота и гражданина страны как условие социализации студентов ссузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
548
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриота и гражданина страны как условие социализации студентов ссузов»



ТЮР П 9 ЮСИ П ТАИ П 9

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА СТРАНЫ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ

Н.Г.Гараева, старший научный сотрудник ИПППО РАО, кандидат филологических наук, М.А.Шуленкова, преподаватель русского языка и литературы1 Камского государственного автомеханического техникума

Воспитание гражданина и патриота страны всегда рассматривалось в России как важнейший компонент политической социализации студенчества. Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» предусматривает формирование у граждан РФ духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств, верности конституционному и военному долгу и готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества.

Вопрос о необходимости гражданского и патриотического воспитания не сходит со страниц педагогических журналов. Особенно актуализировалась эта тема в последние годы, когда стал ощущаться недостаток гражданских качеств и созидательной энергии у нового поколения россиян, произошли заметные утраты в традиционном российском патриотическом сознании. Это было связано в том числе с тем, что в недавнем прошлом патриотичным было принято считать восхваление всего, что происходило в нашей стране. Стали раздаваться голоса, а

18

надо ли вообще целенаправленно и организованно заниматься воспитанием патриотизма, нужен патриотизм не государственный, а конкретный и прикладной. Престиж воинской службы упал, что крайне затрудняло воспитание чувства долга перед Отечеством и любви к нему. Но даже в таких условиях социальной нестабильности признавалось, что патриотическое поведение остается духовно-нравственной и социальной ценностью, основой консолидации общества и укрепления государства.

Ги де Мопассан как-то обронил фразу: «Патриотизм - это яйцо, снесенное войной». Попытка интерпретировать глубинный смысл этой мо-пассановской метафоры к современным условиям убедила нас в ее универсальности и невозможности до конца досказать ее смысл: в любом случае мы будем иметь новые смыслы в интерпретации. Как приложить ее, скажем, к военной агрессии Грузии против России, которая столетиями оберегала ее мирную жизнь и независимость, но вынуждена была применить военную тактику «принуждения

Теория воспитания

к миру». Метафора литературная бесконечно многозначна.

В современных педагогических исследованиях есть немало попыток дать исчерпывающие определения понятия «патриотизм». В работах В.И. Лутовинова патриотизм трактуется как любовь к родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, отношениях к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Деятельная сторона является определяющей, способной преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Являясь нравственной основой жизнедеятельности государства, активной гражданской позиции личности, ресурсом развития общества, он неразрывно связан с интернационализмом. Это неоспоримые постулаты, которые мы принимаем в качестве исходного положения.

Утверждают, что человеческое общество на 90% состоит из обывателей (ЛГ- 2008.- № 37.- С.1). Но эти 90% «непатриотов» после кавказских

событий пытаются определиться, на чьей они стороне. Говорить о воспитании гражданского и патриотического сознания народа как целостного субъекта невозможно, хотя идеология патриотизма и гражданственности, являясь важнейшей основой развития общества, объединяет его.

Сегодня есть основания говорить о возрождении внимания к проблеме патриотизма в учебных заведениях страны, в том числе в ссузах, с позиций формирования и развития комплекса позитивных качеств личности, основанных на духовно-нравственном и социокультурном потенциале, осознании своей гражданской причастности ко всему, что происходит в стране и мире.

Условиями эффективности формирования патриотического и гражданского сознания студентов ссузов являются:

- информационно-разъяснительное обеспечение - утверждение в сознании и чувствах студентов готовности служить Отечеству, преодолевать негативные стереотипы;

- научное обеспечение - использование имеющихся научных разработок в практической деятельности, обогащение содержания воспитательной работы путем включения патриотической темы в художественной литературе, художественных фильмах, театральных постановках, а также современной общественной мысли;

- педагогическое обеспечение -комплексное применение в учебно-воспитательном процессе государственной программы «Патриотическое воспитание» спецкурсов, методик и планов с творческим

Казанский педагогический журнал

1'2006

использованием опыта и разнообразных форм организации и проведения этой работы, систематическое изучение государственных документов, научной литературы и учета инноваций;

- обеспечение взаимодействия субъектов гражданского воспитания достигается целенаправленным планированием, координацией, согласованностью и ответственным отношением руководителей ссузов.

В современном техническом ссузе обучаются студенты с новым миропониманием, и наша задача - обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений. При этом очень важно использовать интерактивные методы и средства, имеющие позитивное воздействие на личность, находить новейшие технологии в учебной и внеучебной работе для приобщения к политической культуре, нормам и правилам участия в общественной жизни учебного заведения, учитывать запросы личности, общества и государства в едином контексте с привитием им качеств воспитанности, духовности, гражданской зрелости, творческости и умения самоутвердиться в карьере. От ссузов ждут также специалистов, способных самостоятельно решать возникающие производственные проблемы, нести ответственность за принятые решения, налаживать взаимодействие с коллегами, строить свою жизнь с опорой на собственные силы, знания, на опыт и мировоззрение.

Гуманитарная составляющая программ технических ссузов дает возможность педагогам дерзать в пределах своих учебных программ. При анкетировании студентов Камского

государственного автомеханического техникума (КГАТ) на их политическую состоятельность, на позитивный взгляд на роль России и ее политики, в том числе внешней, политического курса последних двух месяцев и оценки современного мира - однополяр-ного и многополярного, что они считают наиболее важными для себя, мы получили вполне осмысленные и четкие ответы. Это позволило сделать вывод, что все студенты заинтересованы в стабильной жизни страны, готовы порассуждать о политике, принять участие в политической жизни. Но политическая культура у большинства еще не сформирована. Гуманитарный цикл дисциплин программы среднего специального учебного заведения дает возможность педагогу целенаправленно дополнить этот пробел и воспитывать граждан и патриотов России, которые будут гордиться своим Отечеством, смогут его защитить и приумножить его славу. Мы имеем возможность ввести спецкурс по литературе и побудить к чтению главных книг о Великой Отечественной войне: «В окопах Сталинграда» В.П.Некрасова, «Сотников» В.В.Быкова, цикл «Фронт и тыл - родные братья» А.Т.Твардовского и ряда других.

Студенческая среда сегодня, как никогда, готова поддержать духо-подъемный стиль работы педагогов. Эта готовность обеспечена нашими победами «в принуждении к миру» агрессивного политика, рекордными победами в «битве» за урожай, спортивными победами, сопровождающимися «кричалками» «О-ле! О-ле! О-ле! О-ле! Россия, вперед!», продуктивной работой молодежной патрио-

60

Теория воспитания

тической организации «Наши», возникшей в ответ на украинскую «оранжевую революцию» и пользующейся поддержкой современной молодежи России. В программе этой организации - широкий спектр задач, которые вполне адаптируются к задачам воспитания патриотического поведения современной студенческой молодежи, и мы не преминули этим воспользоваться:

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потреб-

ности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга.

Для достижения поставленных целей организация решает три важные задачи:

- формирование исторического самосознания молодых россиян;

- создание модели патриотического воспитания (национальная программа), основанной на принципах суверенной демократии как конкурентоспособной альтернативы модели воспитания, существующей на данный момент;

- подготовка специалистов по работе с общественностью, специалистов в области воспитания молодежи.

Среди практических действий организации близки нам следующие:

- реставрация памятников Славы, братских могил и создание новых форм увековечивания побед русского оружия и культурных событий;

- пропаганда среди молодого поколения великих побед русского народа;

- показ фильмов (новый формат - соответствующий антураж);

- создание видеороликов, флеш-анимаций;

- встречи с замечательными людьми (новый формат - спортсмены, ветераны ВОВ и локальных конфликтов);

- поездки по местам боевой Славы и памятным местам нашей Родины;

- конкурсы инновационных путей становления идей патриотизма в молодежной среде;

- идеологическая работа;

- работа с другими патриотическими организациями (исторические клубы, патриотические организации);

Казанский педагогический журнал

1'2006

- создание патриотического имид-(совместная работа с направлением «Корпоративная культура»);

- военно-патриотические игры;

- издание и распространение патриотической литературы, проектов «Электронная книга Памяти», создание сайта «Патриоты России»;

- работа с поисковыми отрядами, создание собственных поисковых отрядов, создание мини-музеев «наши уголки Славы» в учебных заведениях страны.

Идеология патриотического поведения объединяет россиян, являясь важнейшей основой развития страны, общества и государства. Политическая партия «Патриоты России» также избрала патриотизм главным двигателем своей идеологии. Быть патриотом России для партии (и для нас тоже) это:

- искренне и бескорыстно любить свою страну, ее многонациональный народ, уважительно относиться к его историческому прошлому;

- последовательно и твердо защищать народные и национальные государственные интересы, законные права каждого гражданина и всего российского народа;

- быть готовым действовать: работать, голосовать, протестовать ради благополучия России и всех ее граждан;

- верить в особое предназначение и великое будущее нашей страны, в то, что мы способны на мощный прорыв и можем дать всему миру образец лучшего общества на Земле;

- проводить патриотическую экспертизу любых шагов, действий и решений власти на их соответствие

национально-государственным и народным интересам каждого человека.

Принятые нами на вооружение политические программные документы «Наших» и «Патриотов России», как видим, без труда адаптируются к программному курсу «Русская литература» и также способствуют формированию гражданского и патриотического сознания, чувства сопричастности к судьбе страны, личной политической и нравственной позиции, обретению навыков общественной деятельности и политического мышления. Кроме того, они отвечают потребностям искать новые позиции, находить нестандартные решения в условиях альтернативных точек зрения на политические события.

Продуктивной формой формирования социальной активности и политической культуры патриота являются реанимируемые ныне политинформации, требующие и политических знаний, и политической культуры преподавателей и студентов-политинформаторов. Политинформация как «информирование о стране» - действенное средство социализации студентов современных ссузов.

Политические знания знакомят с основами политического устройства государства, помогают разобраться в механизме функционирования современной демократии, ориентироваться в мире политических партий и идеологий. Они способствуют формированию собственной идейно-политической ориентации, содействует включенности в политический процесс и участию в управлении государством.

Политическая культура - это существующий в каждом обществе в

62

Теория воспитания

конкретный период времени набор убеждений, символов и ценностей, связанных с политической системой. Упрощенно политическую культуру можно определить как психологию нации в отношении политики. Политическая культура связана с уровнем и характером политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержанием социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политическое поведение. Политическая культура предполагает прежде всего выявление ориентаций политического сознания. Она отражает то, что люди думают о политике, выражает их убеждения, ценности и эмоции. Компонентами политической культуры являются: политическая идеология, политический опыт и традиции, политические институты (т.е. нормы поведения), способы и стиль политической деятельности. В качестве подвидов политической культуры иногда выделяют правовую культуру, культуру политических организаций, управленческую культуру и т.д. Политическая культура - это система представлений, которая помогает человеку понять связь между формальным, институциональным устройством и фактическим общественным поведением; это набор подходов, чувств, представлений, придающих упорядоченность и значение (смысл) политическим процессам для человека. Политическая культура может включать политические идеалы и нормы.

Политинформация позволяет обсуждать конкретные проблемы современной жизни страны, ее политики, экономики, науки и культуры, раскрывать многие понятия, позволяет ис-

пользовать материалы музеев, работать над докладами и рефератами, готовить выставки рисунков, викторины, привлекая новейшие технологии, Интернет, компьютеры. Она обладает также важным воспитательно-образовательным потенциалом - знакомит с символикой России, Татарстана и других стран, пропагандирует Дни воинской славы России, дает повод комментировать исторические и политические события, организовать встречи с видными деятелями истории и науки, с земляками-героями, обсуждать актуальные события недели, т.е. формировать их социальную активность, политическую зоркость, зрелость и способности к адаптации в обществе.

Проведение политинформаций дает импульс:

- к творческому развитию личности в сжатых временных рамках (10 минут);

- к концентрированности внимания на данном предмете;

- к развитию коммуникативных способностей, стимулов к общению;

- к мобильному использованию полученных информаций в учебном процессе и коммуникациях вне учебного заведения;

- к расширению временных, пространственных и предметных рамок учебно-воспитательного процесса;

- к совместному поиску перспективных направлений овладения гражданской культурой;

- к овладению компетенцией самостоятельного поиска фактического материала.

Задачами политинформаций должны стать:

Казанский педагогический журнал

12006

- формирование умения критически мыслить, отстаивать свою точку зрения;

- содействие социализации в условиях обновляющегося российского общества;

- развитие чувства гордости за страну и своих соотечественников.

Политинформации проводят студенты, преподаватель лишь направляет и координирует их работу, придерживаясь последовательности, объективности, научности.

Тематический план занятий представлен в виде «матрицы»: каждый преподаватель может заменить предложенную тему по своему усмотрению ввиду актуализации той или иной проблемы в жизни страны.

Мы понимаем, что в современных условиях воспитание патриотизма и гражданственности перешло в разряд важнейших категорий, сопряженных с обеспечением государственной безопасности в целом и отдельной личности в частности. Именно политинформации дают возможность обменяться мнением о сохранении и приумножении исторических и культурных традиций Отечества, формировании патриотического сознания, обеспечении общественной стабильности, упрочении единства и дружбы народов Российской Федерации. Они дают повод рассуждать о морально-ценностных качествах современной молодежи, чувстве гордости за свою страну, за наши такие долгожданные победы в экономике, политике, спорте, позитивный настрой в оценке своей республики, своего региона, своего учебного заведения. Дни славных побед, которые сыграли решающую

роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков. Во все века героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью Российского государства.

Эти короткие «десятиминутки» при грамотной их организации смогут стать «духоподъемными», внушать исторический оптимизм, чувство причастности ко всем победам России во внутренней и международной политике.

Подготовка к проведению политинформаций включает в себя подготовку к докладу и иллюстрации к выступлению, выпуск стенных газет, бюллетеней, листовок, репортажей, закрепляющих навыки активных форм политической агитации и пропаганды. Такая подготовительная работа сплачивает студентов общими целями, сотрудничеством, сопереживанием, сопровождается использованием собственных рисунков, политических карикатур, сопоставлением альтернативных версий и проявлением собственных инициатив.

В помощь политинформаторам нами разработана памятка-рекомендация:

- четко сформулируйте тему и главную мысль политинформации;

- определите, с помощью каких аргументов вы ее будете раскрывать;

- подберите факты, аналогии, подтверждающие эти выводы;

- начните политинформацию с интересного факта, возможно спорного, чтобы привлечь внимание слушателей;

- постройте логику изложения материала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

64

- подведите аудиторию к самостоятельному выводу (желательно, чтобы его сделали слушатели, а не докладчик);

- речь политинформатора должна быть четкой, ясной, образной, грамотной и выразительной;

- продумайте наглядное сопровождение своего выступления;

- обязательно укажите использованную литературу, чтобы слушатели могли ею воспользоваться;

- используйте материалы национально-регионального компонента (чем живет современная РТ).

Теория воспитания

Подготовка и проведение политинформаций студентами с использованием элементов НРК являются важными, поскольку используется материал местной жизни, близкой студентам.

Соединение в единую систему всех перечисленных форм учебно-воспитательной работы с учетом национально-регионального компонента по воспитанию гражданственности как в учебное, так и внеурочное время становится одной из актуальных задач социализации студентов на современным этапе.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МНОГОМЕРНОЕ И ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И.В. Фролов, соискатель ИПППО РАО, г. Казань

Термин «пространство» в сферу социальной жизни пришел из физики и математики, подразумевая множество объектов и расстояние между ними. Философское представление о пространстве характеризует его как форму существования бытия. Проблеме воспитательного пространства в последние годы уделяется большое внимание исследователей. Вместе с тем, наряду с понятием «воспитательное пространство» (Н.Л. Селиванова, А.В. Гаврилин, И.Г. Николаев), очень часто используются понятия «образовательное пространство» (Е.А. Ям-бург, Э.Ф. Зеер, Г.В. Мухаметзянова, Н.В. Кузьмина, К.С. Махмурян), «воспитывающая среда» (С.Т. Шацкий, А.П. Пинкевич, А.Г. Калашников, Н.Е. Шуркова) и другие.

Понятие «образовательное пространство» использовано в действующем Законе Российской Федерации об образовании и других нормативных актах, исследованиях Е.А. Ям-бурга, Н.В. Кузьминой и других. В статье 2 действующего Закона РФ «Об образовании» отмечается, что один из принципов государственной политики в области образования -единство федерального культурного и образовательного пространства [1, с.4]. Е.А. Ямбург, рассматривая проблемы модернизации образования, обращается к идее формирования образовательного пространства, позволяющего обучать каждого ученика в зоне его ближайшего развития, соответственно его психофизиологическим особенностям, склонностям и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.