Ососков Г.В.
к.филос.н., доцент Военной академии РВСН
ПАТРИОТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ РОССИИ И ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, национальная безопасность, духовность, духовно-нравственная безопасность, общенациональная идеология.
Keywords: patriotism, patriotic education, military-patriotic education, national security, spirituality, moral security, nationwide ideology.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, дух наживы, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Фундаментальной основой обеспечения духовно-нравственной безопасности может и должен быть только патриотизм. Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе российского воина, является патриотизм. Трудно переоценить его роль в истории России, в утверждении национальной безопасности. Поэтому одно из центральных мест в системе общенациональной идеологии и воспитания молодежи занимает государственно-патриотическое воспитание, суть которого заключается в формировании у людей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотизм являлся и является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.
Большая Российская энциклопедия дает такое определение: патриотизм - это «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам»1. Политический энциклопедический словарь трактует патриотизм как «эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов»2. Философский словарь определяет патриотизм как «нравственный» и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Подход, когда в первой части определения говорится о любви к Отечеству, а во второй - о защите Родины, характерен и для Военного энциклопедического словаря, где патриотизм рассматривается как «преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать врагов»3.
Национальная социологическая энциклопедия дает такое определение «патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего
4
народа» .
Как сложное интегральное личностное образование патриотизм включает:
- любовь к Родине;
- бескорыстную преданность и служение ей;
- нерасторжимое единство с ней, идентификацию своих интересов с интересами отечества: быть патриотом -значит соединять свою жизнь с жизнью Родины, свою судьбу - с ее судьбой;
- патриотические чувства, относящиеся к высшим духовным подструктурам человека и предполагающие духовное развитие: Родина - это «духовная реальность», поэтому духовно мертвый человек не может любить свою Родину, быть патриотом;
1 Большая Российская энциклопедия. Т. 19. - М., 2009. - С. 257.
2
Политический энциклопедический словарь. - М., 2014. - С. 283.
3 Философский словарь. - М., 2014. - С. 657.
4 Национальная социологическая энциклопедия. - М., 2012. - С. 458.
- наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия;
- жертвенность, т. е. готовность пожертвовать ради Отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных основ своего жизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности;
- признание Родины в качестве высшей, главной ценности и иерархии системы ценностей личности;
- гордость за свою культуру и достижения своего народа; преклонение перед его святынями, историческим прошлым и лучшими традициями (при одновременной их взвешенной и критической оценке);
- превалирование в человеке общественных ориентаций над индивидуалистическими, классовыми или узко профессиональными интересами;
- уважение к другим народам и культурам1.
Представленные определения позволяют трактовать патриотизм как чувство любви и гордости за свое Отечество, как общественный, нравственный и политический принцип, регулирующий отношение человека к Родине, как совокупность эмоций, идей и действий, направленных на прогрессивное развитие своей Отчизны, как отношение определенного субъекта к Отечеству, как идеологию и психологию преданности Отечеству, готовность защищать его даже ценой собственной жизни, как духовную ценность, как вектор практического поведения личности. Патриотизм - это фундаментальная основа национальной безопасности России.
Итак, патриотизм - это любовь к Отечеству. Категория «Отечество» наполнена определенным содержанием. Это и территория нашей страны, земля ее, недра, это и государство, это, наконец, люди, потому что без человека, без людей нет государства и нет Отечества. Поэтому сегодняшний патриотизм, как и прошлый патриотизм, это любовь к Отечеству во всех его измерениях: и в нравственном, и в территориальном, и в человеческом, прежде всего, потому, что в основе всей нашей истории находится человек, его интересы, его качество жизни.
Хотелось бы так же отметить, что патриотизм - понятие не социальное. Это понятие общечеловеческое и общероссийское. Это подтверждается тем, что в годы войн на защиту Отечества становятся все люди независимо от их классовой принадлежности и положения в обществе. Так было в 1237 году при нашествии татаро-монголов, где сражались все - от князей до последнего крестьянина, так было в 1380 году. На Куликовом поле умирали все - и князья и смерды. В 1812 году в одном строю шли и полководцы, и солдаты, и местное население.
В 1941-1945 годы несмотря на многие тяготы и противоречия эпохи, несмотря на прошедшие ранее репрессии, в том числе и командного состава армии, весь народ поднялся на защиту своего Отечества. Даже заключенные на карте отмечали ход боевых действий и радовались каждой победе Советской Армии. Это было большое общечеловеческое дело.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Прежде чем приступить к рассмотрению основных направлений работы по патриотическому воспитанию заметим, что патриотическое воспитание - это систематическая направленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Сложившаяся система патриотического воспитания включает в себя:
- государственные учреждения;
- общественные организации;
- нормативно-правовую базу воспитательной, образовательной и массово-просветительской деятельности;
- комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан РФ.
Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Основная задача патриотического воспитания - воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам отечества.
Структурно патриотического воспитания включает в себя три основных элемента: а) патриотическое убеждение (знание);
б) патриотическое сознание (отношение);
в) патриотическая деятельность (готовность поступать).
Необходимо отметить, что в последние годы наметились позитивные тенденции в области патриотического воспитания:
1 Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. - № 4. - С. 89-97.
1. На всех уровнях органов государственного и военного управления: от президента страны до большинства руководителей коллективов есть понимание важности патриотического воспитания, оно становится (пока больше на словах) одним из главных направлений в области укрепления национальной безопасности России.
2. Наращивается правовая база по организации патриотического воспитания:
- систематически разрабатываются государственные программы патриотического воспитания населения РФ. Аналогичные документы принимаются во всех регионах страны, в федеральных органах и ведомствах.
- ведется подготовка закона «О патриотическом воспитании». В ряде субъектов РФ подобные законы уже приняты.
- президентом РФ подписан указ «О состоянии Российского движения школьников» № 536 от 29.10.2015 г.
3. Барометром патриотических настроений в России всегда было отношение к армии. 82% россиян позитивно относятся к ВС, конкурс в военные вузы вырос до 10 человек на одно место, значительно уменьшилось количество «уклонистов» от военной службы. Социологи подтверждают: уровень поддержки Вооруженных Сил РФ достиг в 2015 году исторического максимума 82%. Военнослужащие наряду с учителями и рабочими входят в тройку лидеров профессиональных групп, которым больше всего доверяют россияне.
4. Изучаются и разрабатываются практические меры по созданию единой общероссийской молодежной организации;
5. Укрепляется организационно и материально ДОСААФ, лучше осуществляется подготовка молодежи к военной службе, активно внедряется спортивный комплекс ГТО и др.
6. Разработано необходимое количество добротной учебно-методической литературы по вопросам методики организации и проведения различных патриотических мероприятий.
7. Создаются и укрепляются различные структуры гражданского общества: общественная палата, общественный совет, некоммерческие организации, в т. ч. ветеранские организации.
Один из соцопросов Левада-центра показал, что 85% россиян убеждены: лучше быть гражданином России, чем любой другой страны мира. Год назад так считали 78%, пару лет назад - 70%. Ну а если припомнить опросы 90-х годов, то в ту пору более 80% граждан ощущали не гордость, а стыд за свою страну.
Заметный поворот органов власти и общественных организаций к проблемам патриотического воспитания населения приносит свои позитивные результаты.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что кардинальные изменения в стране в 90-е годы прошлого столетия негативным образом отразились на духовно-нравственной атмосфере в обществе, в том числе на патриотическом воспитании.
Слабость патриотического воспитания в государственных образовательных учреждениях имеет в своей основе следующие причины:
- недостаточная доля общеобразовательных, гуманитарных предметов, общественных дисциплин в школьных учебных планах;
- отстранение школы от воспитательных функций;
- вымывание образовательных элементов патриотизма из программы школьных предметов;
- использование неадаптированных к российской действительности иностранных учебных пособий и программ;
- переоценка возможностей западных образовательных систем без глубокого проникновения в их сущность и проблемы, нигилизм в отношении современного российского общества, проявляемые в процессе школьного обучения. Негативное влияние на эффективность патриотического воспитания оказывает отсутствие в школах штатных должностей заместителей директоров по воспитательной работе и четко отлаженной системы воспитания (тоже и в вузах).
Существенный урон воспитанию патриотизма наносит отсутствие четкого правового поля для функционирования всей системы патриотического воспитания. Нет закона «О патриотическом воспитании», не четко определены обязанности всех должностных лиц от Президента РФ до руководителя первичного коллектива в отношении организации процесса воспитания, у школ (и др. учебных заведений) нет обязанностей по воспитанию (они отвечают за предоставление образовательных услуг).
Основными направлениями патриотической и военно-патриотической работы со студентами вузов можно считать:
- участие преподавателей и ветеранов в проведении уроков мужества, работе вузовских музеев;
- проведение бесед о подвигах, совершенных советским народом, в том числе учащимися и сотрудниками школы, в Великой Отечественной войне;
- написание рефератов по героико-патриотической тематике;
- обеспечение единства учебной работы и патриотического воспитания;
- создание и постоянное совершенствование художественной самодеятельности патриотической направленности;
- развитие кружков народного творчества;
- встречи с Героями Советского Союза и РФ, знатными людьми города, района;
- передача из личных библиотек ветеранов в школьные музеи и библиотеки мемуарной, документальной и художественной литературы;
- экскурсии по местам боевой и трудовой славы, посещение выставок и музеев;
- участие в торжественных шествиях на Красной площади, центральных площадях городов в честь юбилейных дат;
- оказание помощи кадетскому движению;
- проведение занятий по вопросам начальной военной подготовки;
- уроки о вкладе в Победу в Великой Отечественной войне жителей города;
- дни призывника;
- акции милосердия «Ветеран живет рядом»;
- ведение Книг памяти;
- участие в воспитании молодежи участников локальных войн и конфликтов;
- посещение учреждений культуры и последующие обсуждения просмотренных спектаклей, концертов, постановок и др.;
- организация кинофестивалей лучших советских и российских кинофильмов;
- проведение читательских конференций;
- поездки по местам боевой славы, посещение городов-героев, городов стран СНГ («Поезда Победы»);
- организация спортивных мероприятий в честь знаменательных дат и на призы Героев;
- популяризация лучших советских и российских деятелей культуры, артистов и спортсменов;
- пропаганда здорового образа жизни, воспитание любви к спорту и физической культуре.
Таковы основные направления работы по патриотическому воспитанию молодежи. Все они осуществляются исходя из реальной обстановки в коллективах с учетом специфики конкретных категорий молодёжи.
В основу всей нашей патриотической и военно-патриотической работы должна быть положена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».