УДК 371.4
ИЗ ИСТОРИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX -НАЧАЛА XX В.
© 2017 Н. В. Тарасова
преподаватель кафедры коммуникологии и психологии e-mail: [email protected]
Юго-Западный государственный университет (г. Курск)
Статья посвящена изучению вопросов патриотического воспитания молодежи, представлены основные трактовки данного понятия, рассматриваются ведущие составляющие патриотического воспитания подрастающего поколения второй половины XIX - начала XX в.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, христианская традиция, нравственность, семейное воспитание, гуманизм.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, без всякого преувеличения, является одной из насущнейших проблем любого государства, предполагающего существовать и развиваться в исторической перспективе. На территории Российской Федерации с 2016 по 2020 г. действует государственная программа по патриотическому воспитанию, согласно которой патриотизм выступает как один из факторов единения нации.
В науке существует много различных трактовок понятия «патриотизм». В зависимости от изучаемой проблемы патриотизм может рассматриваться в социальном, политическом, историко-культурологическом, психологическом, педагогическом и других аспектах.
В ретроспективе отечественной гуманитарной мысли и в современных философско-педагогических исследованиях понятие «патриотизм» характеризуется разнообразием толкований. В словаре В.И. Даля «патриот» - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [Даль 2012: 233].
В трактовках данного понятия, бытовавших до 1917 г., патриотизм определялся как любовь к Отечеству, к родной земле, привязанность к культурной среде или к гражданственности [Рыбаков 2017].
Согласно современным философским определениям, патриотизм -«нравственный и политический принцип, социальное чувство», заключающееся в любви к отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении защищать интересы родины [Философский словарь 2001: 27].
В социологической интерпретации «патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [Большой толковый словарь 2004: 211].
В большинстве политологических исследований патриотизм рассматривается как явление политического сознания общества, что автоматически устанавливает его связь с политической жизнью общества и политическим режимом. В частности, А.В. Абрамов определяет патриотизм как форму отражения субъектами политики содержания политического режима Отечества и выражения отношения к данному способу организации политической жизни с точки зрения эффективности его функционирования в интересах большинства общества [Абрамов 2001:. 66].
Этическое видение проблемы демонстрируют С.В. Кривов и Г.А. Коновалова. «С точки зрения этики, - указывают они, - патриотизм - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине. Любовь к Родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради нее к самопожертвованию; верность Родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства» (цит. по: [Колпачева 2006: 9]).
В культурологии патриотизм рассматривается как нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых [Кононенко 2003: 158].
В педагогической энциклопедии при расшифровке данного понятия, акцент делается на определённые личностные качества, такие как «чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее» [Педагогика 2005: 98]. В широком смысле в педагогике патриотизм выступает позитивной духовно-нравственной категорией личности, которая выражается через любовь к своему Отечеству, малой и большой Родине, своему народу. Впервые данный термин появляется в России во времена правления Петра I. Формула патриотизма довольна проста: «Мое дело есть дело моей Родины и моего народа». При этом чувство патриотизма не связано со слепой любовью к своему народу (не замечаю недостатков, вижу только хорошее), оно, скорее, проявляется через осознанное восприятие своего народа, его истории. Истинные патриотические тенденции выражаются лишь тогда, когда человек, понимая ошибки в истории своей страны, все равно продолжает ее любить, стараясь при этом внести своей вклад в культуру, экономику, стать истинным гражданином [Безрукова 2000: 102].
Все эти подходы представляются важными и требующими учёта при педагогической интерпретации понятия патриотизма, поскольку, не определившись с сутью, невозможно эффективно организовать процесс патриотического воспитания.
Рассмотрим основные составляющие патриотического воспитания молодежи второй половины XIX - начала XX в. На первом месте мы актуализируем христианскую традицию, лежащую в основе воспитания и образования и раскрывающуюся в трудах П.Ф. Каптерева, И.В. Киреевского. В воспитании патриотизма участвовали семья, школа, государство, общество, церковь, роли которых определялись теми же конкретно-историческими условиями.
Постепенно идеи христианской традиции переходили в государственную школу. С 90-х гг. XIX в. в России наблюдаются две линии развития образования: правительственная и общественная. Если правительство главным образом пыталось установить надзор, контроль над деятельностью учебных заведений, ограничить их самостоятельность и инициативу, то широкая педагогическая общественность постепенно и настойчиво проводила обновление и создавала новые школы, развивала оригинальные идеи, выступала с различными начинаниями. Министерство народного
просвещения, стремясь не допустить коренных преобразований, разрешало различные нововведения, с одной стороны, и усиливало устаревшие принципы школьной политики - с другой.
Второй важной составляющей является нравственный аспект. По мере развития в России гражданского самосознания начинают меняться задачи нравственного воспитания, для успешного решения которых требуются новые средства, а главное -новые люди, способные их решать [Баркова 1998: 70-75]. Базируясь на воспитательных принципах триады «Самодержавие, Православие, Народность», формирующей нравственные идеалы, но при этом не развивающей личную инициативу, без которой невозможно добровольчество, особенно в детской среде, постепенно к лучшему начинает изменяться атмосфера внутри учебных заведений Российской империи.
В педагогической интерпретации патриотизма как нравственной составляющей личности важно понимать, что если чувства человека могут возникать спонтанно, под влиянием тех или иных факторов, то нравственное качество - результат формирования в процессе воспитания, личностное образование, включающее наряду с оценочно-эмоциональным деятельностный компонент. «Как всякое чувство, любовь к Родине нуждается в развитии, в воспитании, нормальном правильном направлении», -утверждал В. Радецкий [Радецкий 1917: 12].
К началу рассматриваемого периода в педагогике были определены основные направления воспитания гражданственности и патриотизма - воспитание молодых людей в правилах веры, что воспитывает нравственность; образование рассудка и сердца на основе познания словесных наук; государственные науки - изучение гражданами своих прав и обязанностей.
Сравнительно-сопоставительный анализ идей отечественных педагогов, философов, касающихся рассмотрения понятия патриотизма, позволил дать его ценностно-смысловое определение. Так, Н.И. Пирогов отмечает следующие показатели патриотических характеристик личности: любовь к своей стране, знание ее культуры и традиций; наличие гражданских доблестей, нравственных убеждений; стремление к саморазвитию для блага своего народа; наличие у ребенка добрых инстинктов, направленность на идеалы добра и правды [Минюкова 1999: 10].
Таким образом, процесс патриотического воспитания следует рассматривать как важную часть процесса нравственного воспитания личности. Патриотическое воспитание тесно смыкается с воспитанием гражданским, хотя последнее и имеет свою специфику в целях и задачах.
Третьим критерием, напрямую взаимосвязанным с нравственной составляющей, является семейное воспитание. Семья всегда была основным социальным институтом, который на протяжении веков формировал опыт поведения человека, отвечающий нравственным представлениям конкретного человеческого сообщества. Сначала в полигамной, а затем в моногамной семье старшие поколения учили младших владеть оружием, охотиться, подавали пример в отстаивании общих интересов на поле брани. С переходом к оседлому образу жизни с постоянным местопребыванием у людей формировалось почитание окружающих предметов, уважительное отношение к земле как единственной кормилице, то есть складывались основы примитивного патриотизма. «Человек, приходит к более ясному и полному сознанию своего прошлого и его ценности, своего будущего и его возможности, - указывал П. Монро. - В эти периоды воспитание уже не руководствуется исключительно кругозором настоящего; оно становится попыткой реализовать в индивидууме наибольшие ценности прошлых времен или предвосхитить в нем ценности и добродетели будущей жизни» [Монро 1911: 14].
Четвертой составляющей был выделен гуманизм. Распространение гуманистических взглядов в русском обществе второй половины XIX в. привело к появлению в педагогике нового понятия - «гуманность».
Высшие человеческие достоинства выходили на первый план в воспитательной деятельности. Содержание гуманности стали трактовать как внимательное, любовное отношение к детям: воспитательное влияние должно основываться на нравственном и умственном превосходстве воспитателя, а не на подавлении личности ребенка; послушание должно достигаться не страхом, а любовью; система взаимоотношений воспитателя и воспитанника должна основываться на индивидуальном подходе к личности, который строится на результатах тщательного изучения воспитанника.
В первой половине XIX в. представители либерально-демократического направления Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев главными чертами нравственности считали патриотизм и гуманизм. К.Д. Ушинский выступал за сохранение в воспитании народной педагогики и подчеркивал важность воспитания любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности [Ушинский 1948: 21].
Конец николаевской эпохи постепенно создал условия начала либерально-демократических преобразований, начатых Александром II во второй половине XIX в. Масштабные реформы не могли не отразиться на практике воспитательной работы.
Педагогические дискуссии конца 50-х гг. помогли сформулировать основные принципы нового российского образования: всесословность, открытость, приоритетное развитие личности. Внедрение названных принципов повлияло на организацию патриотического воспитания молодежи, привело к активным поискам новых форм и методов воспитания в массовой школе, главным образом в плоскости гуманистической педагогики.
Вторая половина XIX в. считается временем становления и развития научных основ педагогики вообще и патриотического воспитания в частности. Опираясь на достижения западноевропейской и отечественной психолого-педагогической науки, в школьную воспитательную практику начинают активно внедряться научно обоснованные новые подходы, формы и методы организации патриотического воспитания.
К концу XIX в. по мере развития гражданского общества получают всё большее распространение либерально-гуманистические идеи в педагогике. Позиция педагогов-гуманистов (Н.Ф. Бунакова, В.Я. Стоюнова, А.А. Мусина-Пушкина, И.М. Ястребцова, В.Н. Сорока-Россинского, П.Ф. Каптерева, Н.Л. Ярош, К.П. Яновского, М.М. Хераскова, М.М. Новикова) в отношении воспитания достойных граждан и патриотов страны направлена на самосовершенствование человека, повышение уровня его образованности, воспитание осознанной необходимости трудиться на благо Родины. Лейтмотив педагогических воззрений второй половины XIX - начала ХХ в. -опора в воспитании на национальные черты характера, нравы, обычаи, христианскую мораль и нравственность.
На протяжении периода с конца XIX в. до начала XX в. происходили количественные и качественные изменения и в системе среднего образования, где главным типом школы оставалась классическая гимназия. В 1908-1913 гг. число учебных заведений, гимназий, прогимназий и реальных училищ Министерства просвещения и количество учащихся в них увеличилось с 1 136 и 382,5 тыс. до 1 630 и 526,5 тыс. соответственно.
Кроме того, в стране также действовало свыше 350 частных средних учебных заведений, работали коммерческие училища, кадетские корпуса и среднетехнические училища для мальчиков [Герштейнцвейг 1911: 11].
К концу XIX в. в рамках государственной политики воспитания патриотизма для общего укрепления нравственности и более эффективной организации воспитательной работы в средних учебных заведениях целью патриотического воспитания провозглашалась: «...подготовка воспитанников к будущей службе государю и Отечеству посредством постепенной выработки тех верных понятий, кои служат прочной основой искренней преданности престолу, сознательного повиновения власти, закону и чувству чести, добра и правды...» [Педагогический сборник 1865: 215].
К распространению идей патриотического воспитания активно присоединилась педагогическая журналистика, и это нами также рассматривается как основополагающее условие внедрения активных форм патриотического воспитания молодежи.
В рассматриваемый исторический период отмечается высокая инициативность педагогического сообщества. Ярким примером явилась общественная деятельность Московского комитета грамотности, который решал многие вопросы народного образования: рассматривал просьбы уездных земств, организовывал педагогические съезды и курсы [Медведков 1914: 118].
К 1916 г. в России издавалось 304 педагогических журнала, основателями их были как сами учебные заведения и педагогические сообщества, так и Министерство народного просвещения, земства, городские думы, церковное ведомство и др. Педагогическая деятельность развивалась активно не только в Москве и Петербурге, но и в других городах. На их страницах активно поднимались в том числе вопросы нравственного, патриотического и гражданского воспитания.
В рассматриваемый исторический период в России появляются различные общества, занимающиеся просветительской деятельности, создаются народные библиотеки, издаются новые журналы, посвященные решению актуальных педагогических проблем: «Образование», «Вестник воспитания», «Русская школа».
Появляются новые педагогические подходы, издаются многие научные педагогические труды (К.В. Ельницкий, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев и др.), посвященные вопросам обучения и воспитания учащейся молодежи.
Таким образом, налицо принципиальные изменения общего подхода к воспитанию: опора теперь делается не на подавление личности ребенка, а на доверие к нему, что позволяет постепенно изменить воспитательную работу, перейти от превалирования практики наказаний как главного метода воспитания в николаевскую эпоху к всё более широко применяемым методам убеждения, изменить и перестроить характер воспитательных взаимоотношений.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что понятие «патриотизм» наполнено такими ключевыми характеристиками, как любовь к своей Родине, своему Отечеству, бескорыстное стремление защищать, оберегать, преумножать богатства нашей общей, великой страны.
Безусловно, важнейшую роль в формировании этих чувств у молодежи играли методы патриотического воспитания. В рассматриваемый нами период педагоги выделяли такие из них, как: нравственно-эстетическое (воспитание через музыку), художественно-эстетическое (становление личности через живопись), физическая культура (гармония телесного и духовного), нравственное (воспитание через знакомство с историей своей Родины, музеями, памятниками архитектуры). Активный (деятельностный) аспект в формировании патриотических характеристик личности, безусловно, воплотился в его наиболее действенной и альтруистической форме -добровольчестве.
Таким образом, историко-педагогический анализ патриотического воспитания подрастающего поколения конца XIX в. - начала XX в. позволяет совершенствовать
работу всех участников современного образовательного процесса в решении проблемы патриотического воспитания.
Библиографический список
Абрамов А.В. Становление и развитие современного Российского патриотизма как явления политического сознания: автореф. дис. ...канд. полит. наук: 23.00.02. М., 2001. 19 с.
Баркова Н.Н. Нравственный идеал в русской педагогике (вт. пол. XIX -нач. XX в.) // Педагогика. 1998. № 2. С. 70-75.
Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: Аврора, 2000. 937 с.
Большой толковый словарь официальных терминов: более 8000 терминов / сост. Ю.И. Фединский. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2004. С. 211.
Герштенцвейг В.К. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. СПб.: Сенатская типография, 1911. 43 с.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка, иллюстрированное издание. М.: ЭКСМО, 2012. 896 с.
Колпачева О.Ю. Теория и практика патриотического воспитания в школе дореволюционной России: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. Пятигорск, 2006. 348 с.
Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. М.: АСТ, 2003.
512 с.
Медведков А.П. История педагогики в культурно-историческом освещении для школы и самообразования. 2-е изд., перераб. СПб.: Я. Башмакова и К., 1914. 328 с.
Минюкова С.А. Проблема принципов воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX в.: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1999. 20 с.
Монро П. История педагогики. 1911. М.: Мир. Ч. I. 325 с.
Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2005. 720 с.
Педагогический сборник. 1865. №3. С. 121-215.
Радецкий В. Воспитание патриотического чувства. Птг. - М.: Товарищество Тип. А. И. Мамонтова, 1917. 12 с.
Рыбаков А.В. Идеи патриотизма в ретроспективе отечественной научной мысли // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. [Сайт]. URL: http:// http://www.science-education.ru/ (дата обращения: 25.03.2017).
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. соч.: в 11 т. Т. 8. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. С. 21.
Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.