2. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. к.п.н. М. В. Моисеевой. М.: Изд. дом «Камерон», 2004. С. 42.
3. Краснянский М. Н. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных аудио/видео материалов. URL: http://window.edu.ru/window_catalog/ files/r47394/mm.pdf
4. Кречетников К. Г. Указ. соч.
5. Хакимов Э. Р. Этнопедагогика как наука: предмет, функции, основные категории // Вестник Удмуртского университета. 2007. № 9. С. 46.
6. Тихомирова Е. В. 800 слов про педагогический дизайн. URL: http://www.trainings.ru/library/articles/ ?id=11059.ru
7. Уваров А. Ю. Создание учебных материалов с учетом принципов эффективного учения. URL: http:// www.cener.fio.ru
8. Краснянский М. Н. Указ. соч.
9. Кречетников К. Г. Указ. соч.
10. Тихомирова Е. В. Указ. соч.
11. Уваров А. Ю. Указ. соч.
12. Тихомирова Е. В. Указ. соч.
13. Уильяме Р. Дизайн для недизайнеров. СПб.: Символ-Плюс, 2008. С. 11.
УДК 37.035.6+37.035.7
А. В. Тимофеев
ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В статье рассмотрены вопросы изучения динамики развития теории и практики военно-патриотического воспитания молодежи в отечественной педагогике, исследована история развития взглядов известных педагогов, писателей, государственных и общественных деятелей на подходы и пути формирования патриотизма у молодежи в системе военно-патриотического воспитания в разных общественно-политических и экономических условиях.
The article focuses on the problems of theory and practice of military-patriotic education of youth. The author considers the views of prominent teachers, writers, state and public figures on the process of developing youth's patriotism in the system of military-patriotic education in different political and economic conditions.
Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое воспитание, система военно-патриотического воспитания, нравственное воспитание, готовность.
Keywords: patriotism, military patriotic education, system of military patriotic education, moral education, readiness.
Коренные изменения, произошедшие в конце XX в. в нашей стране, новые проблемы, связанные с воспитанием школьников в условиях перехода к рынку, обусловливают необходимость переосмысления сущности военно-патриотического воспитания, его места и роли в жизни российского общества. Являясь одним из направлений патриотического воспитания, оно выступает составной частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни, в том числе по защите Отечества.
Слово «патриотизм» происходит от греч. "patris" - отечество, Родина. Поэтому во всех определениях основными признаками этого понятия являются любовь к Родине (Отечеству), гордость за свою страну, преданность своему Отечеству и гордость за него.
Военно-патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
© Тимофеев А. В., 2010
Военно-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Военно-патриотическое воспитание граждан организуется и проводится в соответствии с федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 11, 15), постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе». В этих нормативных правовых актах закреплено следующее положение: «Военно-патриотическое воспитание, являющееся составной частью обязательной подготовки граждан к военной службе, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и проводится в образовательных учреждениях основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учебных пунктах, а также военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм.
В этих условиях очевидна необходимость решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области военно-патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система военно-патриоти-
ческого воспитания граждан, способная консолидировать эту многоплановую работу.
Эта система может включать в себя соответствующие государственные структуры, нормативную правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.
Система военно-патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем военно-патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
У военно-патриотического воспитания совершенно особая функция, отличающая его от других сфер воспитательной работы: подготовить молодежь к наиболее экстремальным ситуациям защиты Отечества - к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных силах и вести борьбу за сохранение мира.
Прежде чем объединить военно-патриотическое воспитание с другими направлениями воспитательного процесса, важно выявить его собственную природу, его самостоятельные функции в формировании личности, определить, каково содержание военно-патриотической деятельности и соответствующего обучения, какие ситуации, какая мотивация, какие условия жизнедеятельности наиболее благоприятствуют развитию личности патриота, интернационалиста, стойкого, мужественного и умелого защитника Родины.
Требования к личности, подготовленной к защите Отечества, определяются сегодня не только характером ратного труда, но и системой общечеловеческих ценностей, к защите которых готовится будущий воин. Изучение, анализ деятельности и образа жизни воина выступают в этом случае в качестве одного из методологических оснований для совершенствования подготовки учащейся молодежи к защите Родины.
Военно-патриотическое воспитание не может быть изолировано от других аспектов развития личности, как и другие аспекты её развития не могут эффективно осуществляться без данного аспекта. Продуктивность всех видов деятельности и обучения человека многократно возрастает,
когда мотивация их выполнения обогащается осознанием их сопричастности к защите Отчизны.
В отечественной педагогике и литературе вопросам военно-патриотического воспитания молодежи всегда придавалось большое значение. Другое дело, что в разные исторические периоды взгляды на его задачи, формы и методы осуществления были различные.
Выдающиеся педагоги и писатели считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А. Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же». Раскрывая важные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал: «Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества». Педагогическая концепция Александра Николаевича Радищева, изложенная в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790, главы «Крестцы», «Подберезье»), ориентирована на подготовку полезных членов общества, обладающих «нравственными и гражданскими добродетелями» [1]. «Не все, рожденные в отечестве, достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия... и если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...», - указывал он.
Русский критик-демократ В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества, считал главной задачей нравственного воспитания развитие в детях чувства человеческого достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду: «Любить свою родину, - подчеркивал он, -значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [2].
Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, рассматривая вопросы воспитания подрастающего поколения, определяли в качестве его главной цели подготовку гражданина, любящего свою Родину, принимающего активное участие в общественных делах. Для этого необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные
взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать твердость воли, самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм [3].
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [4].
К. Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. Он горячо осуждал желание чернить родную страну, ее историю, обычаи, с неодобрением говорил о тех, кто считал, что в истории нашей «все достойно насмешки и презрения» [5]. В 1860 г. он писал: «Если бы английский, немецкий или французский педагог подметил в ком-нибудь из нас такое направление, то он, без сомнения, взглянул бы на нас с глубочайшим удивлением как на безумцев, не имеющих ни малейшего понятия ни о душе человеческой, ни о нравственном достоинстве ее, ни о воспитании. Нет, это не значит воспитывать душу, а скорее - разрушать ее ... это не образование, а дикость, вандализм, потому что только варварам свойственно не иметь истории». К. Д. Ушин-ский указывал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснения каждому его личных интересов» [6].
В отечественной философской, социологической, психологической литературе обсуждались различные аспекты создания условий для военно-патриотического воспитания.
Великие писатели всех времен указывали на важность патриотического воспитания. М. Е. Салтыков-Щедрин указывал: «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо способное жить... » [7].
В советский период в ходе исследований рассматривались как различные составляющие во-
енно-патриотического воспитания молодежи, так и функционирование системы в целом.
Особое значение в исследовании вопросов военно-патриотического воспитания в советский период имеют работы В. А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. «Патриотическое воспитание - основа нравственности. Мы стремились, чтобы у каждого подростка формировалось личное отношение к Родине, желание, духовный порыв утвердить ее достоинство, величие, честь, славу, могущество».
Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству» [8], В. А. Сухомлин-ский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина [9].
В известной книге В. А. Сухомлинского «Рождение гражданина» обобщен опыт советской школы по патриотическому воспитанию. Он считал непременным условием патриотического воспитания организацию деятельной жизни коллектива. Особое место в данной работе уделено формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских, общественных организаций на воспитание патриотизма. В. А. Сухо-млинский подчеркивал недостаточность простого включения детей в деятельность. Эффект воспитания, считал он, достигается только тогда, когда в процессе деятельности получен полезный результат, оцененный со стороны, приносящий удовлетворение и побуждающий к последующим действиям.
Военно-патриотическое воспитание выдвигалось главной целью воспитания с первых дней советской власти. Советская педагогика рассматривала вопросы воспитания патриотизма в аспекте общественной направленности личности. Стремление включить в революционный процесс детей и молодежь определило задачу формирования качеств личности гражданина, который бы жил, по выражению А. В. Луначарского, «общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами». Общественная направленность личности рассматривалась как важнейший результат воспитательной работы.
Особая роль в патриотическом воспитании всегда принадлежала школе.
А. С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, подчеркивал, что патри-
отизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». Школа должна воспитывать, считал он, образованных людей, квалифицированных работников, людей, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, бодрых и жизнерадостных.
Анализ работ А. С. Макаренко показывает, что воспитание патриотизма он связывал:
- с целостным подходом к личности воспитанника, когда человек воспитывается не по частям, а всей «совокупностью влияний»;
- формированием коллектива как определенной социальной среды воспитания личности;
- социальной ответственностью за членов коллектива, свой труд в процессе коллективной жизнедеятельности;
- трудовой деятельностью, чтобы познать свою самостоятельность и независимость;
- дисциплинированностью как средством развития, достижения свободы, личной безопасности;
- введением традиций как средства закрепления результатов воспитания развития качеств личности [10].
Однако исследования, выполненные учеными на определенном этапе исторического развития нашего общества, были результатом своего времени и отражали его потребности: с одной стороны, наличие сильной идеологической доминанты, автоматически смещавшей акцент с личности патриота на политизированные мероприятия, и с другой - недостаточное внимание к национально-культурным и социально-историческим ценностям.
Не будет преувеличением сказать, что на характере научных работ по проблеме патриотического воспитания отразилась и политическая ситуация, имевшая место в мире (тотальная гонка вооружений, а вместе с ней разработка идеологических доктрин, направленных на укрепление обороноспособности государств, в частности сверхдержав), многие педагогические исследования носили военно-ориентированную направленность.
В работе М. А. Терентия раскрываются признаки понятия «советский патриотизм», разработана система преемственности и последовательности изложения содержания признаков советского патриотизма в структуре учебника национальной литературы. Большой интерес представляют предложенные автором параметры выявления признака понятия: занимаемое место признака понятия, степень и глубина его проявления, на каком материале проявляется данный признак (на положительном или отрицательном) [11].
Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И. Е. Кравцева: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей родине, готовность защищать ее независимость».
И. Ф. Харламов определяет патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций советского народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства советской Родины; готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов СССР, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [12]. Поскольку патриотизм носит деятельный характер, И. Ф. Харламов подчеркивает, что его воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности учащихся.
Определяя патриотизм как нравственное качество, Л. Р. Болотина включает в это понятие любовь к Родине, заботу об интересах страны, готовность к защите отечества, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, уважение к историческому прошлому Родины и ее традициям; подчеркивает, что патриотизм определяет отношение человека к труду, общественной собственности; гражданственность, его поведение в обществе.
Со своей точки зрения, мы считаем, что патриотизм можно определить как нравственное качество человека, которое выражается в его любви к своей Родине и преданности ей, в осознании ее величия и славы, в переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
Патриотизм представляет собой целостное сочетание интеллектуальной, эмоционально-волевой и деятельностной сфер личности, но различные аспекты позволяют более точно определить это сочетание.
В социально-правовом аспекте патриотизм определяет нормы и принципы взаимодействия государства, власти с институтами гражданского общества и отдельными гражданами (Б. Ю Бачков, И. Е. Фабер, Ю. А. Красин).
В социально-психологическом аспекте патриотизм выражает комплекс чувств и переживаний, отражающих состояние единства с обществом, любовь к малой родине, направленность на достижение как личного, так и общественного благополучия, терпимость (В. П. Зинченко, Г. А. Карпова, И. С. Кон).
В социально-педагогическом плане патриотизм рассматривается нами как социально-нравственная ценность, выражающая отношение человека к Родине и Отечеству, которые выступают в качестве объектов ценностного отношения личности (Л. П. Буева, О. С. Газман, А. С. Гаязов, Р. Г. Гурова).
Интересным, на наш взгляд, является исследование Ш. Хайрулина по проблеме военно-патриотического воспитания курсантов военного вуза. Основываясь на глубоком историко-философском и педагогическом анализе проблемы военно-патриотического воспитания, он рассматривает патриотизм как качество личности, находящееся во взаимосвязи с духовностью личности.
В некоторых исследованиях последних лет военно-патриотическое воспитание рассматривается в совокупности с проблемой гражданского воспитания (К. Ш. Ахияров, А. С. Гаязов, А. В. Беляев и др.).
К. Ш. Ахияров рассматривает воспитание патриотических качеств личности на основе этнопе-дагогики. Подчеркивая огромное значение родного языка, традиций, нравственных ценностей и идеалов в воспитании подрастающего поколения, автор анализирует различные методы воздействия на воспитанников на основе использования фольклора, эстетического восприятия действительности и пр.
Такой подход к воспитанию патриотических качеств выявляет общие черты, объединяющие народы, что особенно важно в условиях многонационального состава нашего государства.
А. В. Беляев при исследовании проблемы формирования патриотических качеств учащейся молодежи подчеркивает нетождественность и в то же время органическую взаимосвязь понятий «патриотические качества» и «патриотизм», относя при этом патриотизм к разряду социальных ценностей.
Анализ педагогической литературы по данной проблеме показывает, что, признавая военно-патриотическое воспитание как необходимую составную часть воспитательной работы, разные ученые относят его к разным направлениям. Одни ученые (Л. Р. Болотина, П. В. Конаныхин, О. И. Па-велко, Л. Ф. Спирин и др.) рассматривают военно-патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (В. В. Белорусова, Н. И. Болдырев, Л. И. Мищенко, И. Ф. Харламов,
Г. И. Щукина, Н. Е. Щуркова и др.) - как часть нравственного воспитания, третьи (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников и др.) выделяют его в самостоятельный раздел.
На наш взгляд, вполне правомерна последняя точка зрения, что объективно обусловлено сущностью патриотизма и содержанием данного понятия. Некоторые ученые считают правомерным рассматривать гражданственность и патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств. Так, Л. И. Мищенко, отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее направленность, подразделяются на три группы, характеризующие отношение человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям; предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество личности, охватывающее все три группы, проявляющееся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующееся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений.
На основе психолого-педагогического анализа нравственных качеств автор определяет советский патриотизм как сложное интегральное качество личности, выражающее отношение советского человека к другим людям, к социалистическому обществу, его и материальным и духовным богатствам, к разнообразным видам деятельности, к делам на пользу и к защите Отечества.
Новые понятия теории, как известно, возникают из потребностей практики. Когда в основе этой практики лежит узкопрофессиональная деятельность, когда производство использует технику в ограниченных масштабах, в основном для облегчения физического труда, подготовка человека к деятельности ограничивается привитием основных навыков. Готовность к защите Родины изучена в меньшей степени, чем готовность к исполнению ряда других социальных функций.
Армия и флот, пограничные и внутренние войска, призванные решать задачи обеспечения безопасности и защиты политических, экономических, пограничных и военных интересов страны, формулируют собственную, специфическую систему требований к личности призывника.
В этом плане проблема военно-патриотического воспитания учащихся традиционно важна для качественного пополнения Вооружённых сил военнослужащими срочной службы и тем самым обеспечения боеспособности Вооружённых сил, их готовности к выполнению поставленных задач по защите Отечества.
Основу обороны любой страны составляют люди. От их патриотизма, самоотверженности и
самоотдачи зависел ход и исход большинства войн и вооружённых конфликтов. Однако на данный момент с глубочайшим прискорбием можно констатировать, что современная молодёжь не готова к тому, чтобы стать защитниками своего Отечества, не готова жертвовать жизнью для защиты целостности и независимости государства. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что страна на данный момент не может призвать в Вооружённые силы молодых людей, чтобы просто-напросто укомплектовать войска. В связи с этим необходимы коренные изменения в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
За последнее десятилетие значительно ухудшились такие показатели оценки качества призывного контингента, как образовательный ценз, состояние здоровья и физической подготовки, мотивация к исполнению своей конституционной обязанности. Поиски решения проблем комплектования войск привели к экспериментам в сфере альтернативной службы, привлечения к военной службе на различных должностях женщин, службы по контракту. Однако всеобщая воинская обязанность является социальным императивом до изменения соответствующих статей Основного Закона Российской Федерации.
Понятие «готовность» начало широко распространяться в психологической литературе на рубеже 1950-1960-х гг., особенно в связи с исследованиями Б. Г. Ананьева человека как субъекта деятельности [13].
Определение понятия «готовность к защите Родины» вызывает ряд методологических трудностей. Во-первых, указанное понятие носит междисциплинарный характер, и в трактовке его переплетаются как философские аспекты, так и собственно военные, военно-технические. Во-вторых, определение понятия «готовность к защите Родины» должно включать и проявление военно-патриотической воспитанности личности в целом, во всех ее целостных характеристиках. Воспитывать стойких и умелых защитников Родины мы можем в единстве с воспитанием сознательного и активного участника общества. В-третьих, «готовность к защите Родины» - понятие конкретно-историческое, а следовательно, не может определяться безотносительно к глубочайшим социально-политическим переменам в мире, а также крупномасштабным научно-техническим и психологическим преобразованиям в военном деле, изменением характера ведения современной войны.
Решение проблемы военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях предполагает внедрение в практическую деятельность государственных органов, образовательных учреждений, общественных организаций и дви-
жений концепции, теории, методик и технологий, отвечающих в том числе и перспективам развития такого сложного государственно-общественного организма, каким являются Вооружённые силы.
Теоретико-методологической основой перестройки системы военно-патриотического воспитания учащихся являются положения современной педагогической науки, в которой широко представлены разнообразные вопросы воспитания и учебно-воспитательной работы в различных институциональных сферах (образования, культуры, спорта, досуга и др.).
В настоящее время имеются определённые результаты в исследовании теоретических, методологических и организационных проблем гражданского и патриотического воспитания различных категорий населения.
А. А. Андронов, Д. А. Волкогонов, А. Н. Вырщи-ков, М. П. Коробейников, М. Н. Рябич, С. А. Алиева исследовали педагогические аспекты патриотического воспитания подготовки подростков к защите Отечества, в основе которых лежат физическое воспитание и физическая подготовка с учетом индивидуальных особенностей подростков; недостаточная изученность проблемы повышения эффективности подготовки подростков к защите Отечества; основополагающие идеи по интеграции деятельности всех субъектов, причастных к формированию готовности подростков в защите Отечества и ее реализации на практике.
Таким образом, актуальность проблемы военно-патриотического воспитания с особой силой проявляется в настоящее время в связи с социально-политическими и экономическими вызовами, характеризующими современное международное сообщество. Эти вызовы находят свое проявление в связи с кризисом социальных систем, возникшей экономической нестабильностью, углубляющимися межнациональными распрями, ухудшением экологической обстановки и т. д. В этих условиях недопустимо снижение воспитательной функции школы, где нередко практикуется культурно-развлекательный подход, воспитание строится без учета личностных потребностей ребенка. Не вызывает сомнения и то, что во
многом ухудшило социально-педагогическую ситуацию прекращение деятельности детских и молодежных организаций.
В связи с этим необходимо конструктивно исследовать имеющийся опыт военно-патриотического воспитания молодежи и наполнить его новым, соответствующим современным реалиям содержанием, сохраняя при этом преемственность и верность национальным традициям. Перед отечественными педагогами стоит в качестве актуальной задача разработка системы целостного непрерывного процесса военно-патриотического воспитания молодежи.
Примечания
1. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Россию. М.: Советская Россия, 1983. С. 240.
2. Белинский В. Г. О детской литературе / В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. М.: Дет. лит., 1953. С. 430.
3. Добролюбов Н. А. Вопросы, заданные жизнью. М.: Советская Россия, 1986. С. 352.
4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: в 10 т. Т. 810. М., 1955.
5. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. С. 278.
6. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими / под ред. А. И. Пискунова // Избр. пед. соч.: в 2 т. М.: Педагогика, 1974. Т. 2. С. 207214.
7. Салтыков-Щедрин М. Е. Рассказы. М.: Современник, 1989. С. 493.
8. Сухомлинский В. А. Воспитание советского патриотизма у школьников. М.: Учпедгиз, 1959. С. 317.
9. Сухомлинский В. А. О воспитании. 3-е изд. М.: Политиздат, 1969. С. 270.
10. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1968. С. 373.
11. Терентий М. А. Педагогические основы патриотического и интернационального воспитания учащихся (содержание патриотического интернационального воспитания учащихся в структуре учебников гуманитарного цикла и внеклассной внешкольной работы в МССР): дис. ... д-ра пед. наук. Кишинев, 1982. С. 384.
12. Харламов И. Ф., Горленко В. П. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений // Педагогика. М., 1997. С. 341-352.
13. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1980. С. 163.