Научная статья на тему 'Ретроспективный взгляд на содержание и организацию военно-патриотического воспитания курсантов'

Ретроспективный взгляд на содержание и организацию военно-патриотического воспитания курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / UPBRINGING / MILITARY-PATRIOTIC UPBRINGING / CIVIC IDENTITY / STATE PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болтыков Олег Вадимович

В статье рассматриваются подходы к пониманию сущности, места, содержания и организации военно-патриотического воспитания в условиях военного вуза, сделан анализ таких подходов и отображен мониторинг отношения общественного мнения к массовой патриотической работе в различных условиях государственного строительства современной России. По результатам изучения философской и психолого-педагогической литературы вынесено определение военно-патриотического воспитания в современной интерпретации. Рассмотрены нормативно-правовые акты Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, определяющие государственную политику в области военно-патриотического воспитания военнослужащих и допризывной молодежи. Определены задачи военно-патриотического воспитания и перспективные пути решения этих задач в военно-учебном заведении. Проанализирован опыт осуществления военно-патриотического воспитания в Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко в постперестроечный период. Рассмотрены вопросы формирования предметно-эстетической среды военно-патриотического воспитания в военном вузе и роль военно-исторического центра в этой работе. Представлены результаты социологических опросов курсантов различных периодов обучения по вопросу их отношения к военной службе и обучению в военном вузе с точки зрения достижения результатов в военно-патриотическом воспитании и формирования гражданской идентичности. На основе изученных материалов и проведенного анализа, сделаны выводы о соответствии нормативно-правовой базы военно-патриотического воспитания современным вызовам и о необходимости преемственности для достижения продуктивных результатов в этой работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retrospective view to content and organization of cadet military-patriotic upbringing

In the article, the approaches are concerned such as the understanding of essence, place, content and organization of military and patriotic upbringing in the conditionals of a military higher establishment; an analysis of such approaches has been made and the monitoring of the attitude of public opinion to mass patriotic work in different conditionals of state building of modern Russia has been reflected. By the results of study of philosophy and psycho-pedagogic literature, a definition of militarypatriotic upbringing in the modern interpretation has been given. Departmental acts of the Russian Federation and the of Russian Federation Defense Ministry have been concerned in the article which determine the state policy in the field of military-patriotic upbringing of military personnel and youth under draft age. The aims of the military-patriotic upbringing and promising ways of achieving these goals in military higher establishments have been determined. The experience of militarypatriotic upbringing implementation was analysed at Marshal of the Soviet Union Timoshenko Kostroma Military Academy of Nuclear, Chemical and Biological Defense in the post-Perestroika period. Such questions as formation of subject-aesthetic environment of military-patriotic upbringing in military higher establishment and the role of military-historical center were concerned in the article. The results of survey of cadets of different periods of study, by the question of their attitude to military service and study at military higher establishment in terms of achieving results in militarypatriotic upbringing and formation of the civil identity, were represented in the article. The conclusions were made, on the basis of studied material and analysis, about correspondence of the base of legal framework concerning military-patriotic upbringing to modern demands and about necessity of succession for achieving productive results in this work.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный взгляд на содержание и организацию военно-патриотического воспитания курсантов»

УДК 355.23

Болтыков Олег Вадимович

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ

В статье рассматриваются подходы к пониманию сущности, места, содержания и организации военно-патриотического воспитания в условиях военного вуза, сделан анализ таких подходов и отображен мониторинг отношения общественного мнения к массовой патриотической работе в различных условиях государственного строительства современной России. По результатам изучения философской и психолого-педагогической литературы вынесено определение военно-патриотического воспитания в современной интерпретации. Рассмотрены нормативно-правовые акты Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, определяющие государственную политику в области военно-патриотического воспитания военнослужащих и допризывной молодежи. Определены задачи военно-патриотического воспитания и перспективные пути решения этих задач в военно-учебном заведении. Проанализирован опыт осуществления военно-патриотического воспитания в Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко в постперестроечный период. Рассмотрены вопросы формирования предметно-эстетической среды военно-патриотического воспитания в военном вузе и роль военно-исторического центра в этой работе. Представлены результаты социологических опросов курсантов различных периодов обучения по вопросу их отношения к военной службе и обучению в военном вузе с точки зрения достижения результатов в военно-патриотическом воспитании и формирования гражданской идентичности. На основе изученных материалов и проведенного анализа, сделаны выводы о соответствии нормативно-правовой базы военно-патриотического воспитания современным вызовам и о необходимости преемственности для достижения продуктивных результатов в этой работе.

Ключевые слова: воспитание, военно-патриотическое воспитание, гражданская идентичность, государственно-патриотическое образование.

Демократизация социальных отношений I I в обществе, меняющиеся социальное—неэкономические реалии, преобразования в государственном устройстве и общественном сознании ставят педагогические коллективы любого образовательного учреждения перед необходимостью поиска эффективных способов воспитания профессионально компетентных, социально ответственных, готовых плодотворно трудиться в интересах страны выпускников. Особенно важным это становится, когда речь о подготовке высококвалифицированных специалистов для оборонных отраслей промышленности, армии и флота. В этих условиях возникла необходимость осмысления наметившихся тенденций, накопленного опыта воспитания у будущих офицеров высоких морально-волевых качеств, гражданственности, патриотизма.

Рефлексия научных публикаций и конкретного опыта, с одной стороны, предполагает анализ и мысленное преобразование этих продуктов под определенным углом зрения, в результате чего становится понятнее позиции, используемые педагогические методы и приемы, с другой стороны, помогает найти пути дальнейшего развития. Поэтому так важен ретроспективный взгляд на содержание и организацию военно-патриотического воспитания курсантов, которое является одним из структурных компонентов формирования у них гражданской идентичности.

Изучение философской и психолого-педагогической литературы (А.А. Аронов, Н.К. Беспятова, Т. С. Буторина, А.Н. Вырщиков, Н.Н. Дубинина,

Л.В. Кузнецова, О.А. Лотарева, Н.Т. Овчинникова и др.) свидетельствует, во-первых, о том, что военно-патриотическое воспитание в них рассматривается в контексте патриотического. При этом, патриотизм трактуется как любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа, готовность подчинить свои личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее [5, с. 194].

В силу этого патриотическое воспитание рассматривается как целенаправленная систематическая деятельность, ориентированная на формирование и развитие у молодых людей патриотического сознания и гражданственности, готовности к выполнению долга по защите интересов страны. Последняя часть имеет непосредственное отношение к военно-патриотическому аспекту такого воспитания.

Во-вторых, анализ работ отечественных авторов позволяет говорить о том, что отношение общественного мнения к массовой патриотической работе в девяностые двухтысячные годы менялось от негативного к индифферентному и к возрождению понимания роли и значимости данного направления в подготовке подрастающего поколения к активной жизни, их продуктивной социализации.

Таким образом, в современной интерпретации военно-патриотическое воспитание молодежи в широком смысле этого слова стало пониматься как комплекс нормативно-правовых, программно-методических, информационно-организационных мер, предполагающих совместные действия государства, общества, их социальных и воспитатель-

102

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Болтыков О.В., 2015

ных институтов по целенаправленному формированию у них готовности служить своей стране, своему народу, выполнять свой гражданский долг, свои обязанности по защите интересов Родины.

Военно-патриотическое воспитание в узком смысле слова - это специально организованная педагогическая деятельность по формированию и развитию у молодых людей патриотизма, гражданственности, способности и готовности к выполнению своих конституционных обязанностей в условиях мирного и военного времени, в повседневных и экстремальных ситуациях, требующих сознательного выполнения действий, принятия решений, осуществление выбора с опорой на социокультурные традиции, нравственные и социальные, общечеловеческие и национальные ценности.

Достижение этой цели в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 марта 2011 года «Об утверждении Ведомственной программы по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» предусматривает решение нескольких взаимосвязанных задач:

- вооружение будущих офицеров знаниями о тех аспектах культуры, гражданской и военной истории, которые обеспечивают понимание ценностей, ориентирующих на служение людям, интересам страны, верность долгу;

- включение обучающихся в военных вузах в деятельность по сохранению, обогащению, пропаганде боевых традиций, исторических событий, освещающих героическое прошлое и настоящее страны, его народа, Вооруженных сил;

- обеспечение участия курсантов в организации мероприятий военной и военно-прикладной направленности, привлечение их к работе военно-исторических и поисковых клубов, общественных объединений и организаций.

Как следует из научных работ, наиболее перспективными путями в военно-учебном заведении решения сформулированных выше задач, признаются:

- общественно-государственная подготовка, вопросы которой в военном вузе рассматриваются в дисциплинах, преподаваемых на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кафедре повседневной деятельности и управления войсками, кафедре общей тактики и оперативного искусства;

- организация внеаудиторной воспитательной работы в рамках военного вуза и за его пределами.

Учитывая эти обстоятельства, проанализируем опыт осуществления военно-патриотического воспитания в Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко в постперестроечный период.

Основные усилия по первому направлению во все эти годы были сосредоточены вокруг вопросов государственного и военного строительства, истории и традиций службы в российской армии и на флоте, правовых основ прохождения военной службы по призыву и контракту, основных положений международного гуманитарного права, соблюдения прав человека в Вооруженных Силах Российской Федерации, особенностей реализации религиозных потребностей верующими военнослужащими.

Таким образом, обучающиеся в военном вузе в ходе преподавания обязательных дисциплин и изучения элективных курсов знакомятся с системой национальных интересов, с традициями института армии, основными событиями военной истории страны, днями воинской славы России, кодексом поведения военнослужащего, воинским этикетом, мировоззренческими и духовными основами сознательного служения Отечеству, нравственными и правовыми аспектами воинской дисциплины.

Достижению такого результата способствует комплекс форм и методов, среди которых учебные занятия, тематические беседы, встречи с ветеранами, специалистами, выпускниками разных лет. Особое внимание уделяется обсуждению различных проблем прошлого и настоящего Вооруженных Сил тех стран, чьи представители обучаются в академии.

В то же время за последние четверть века в преподавании гуманитарных дисциплин, в содержании, формах и методах организации государственно-патриотической подготовки будущих офицеров наблюдаются три тенденции:

- формализации (четкое следование методическим рекомендациям Министерства обороны, применение традиционных средств и методов обучения);

- дополнительности (внесение тем и разделов, связанных с историей и традициями конкретного вида (рода) войск, вкладом отдельных военнослужащих, Героев Советского Союза, Героев России в отстаивании интересов страны. Наряду с этим, начинают широко внедряться проектные методы, нацеливающие обучающихся на самостоятельный поиск информации, ее обработку, интерпретацию, включение в контекст проблем военной истории и патриотического образования);

- оптимизации (дифференция содержания учебной дисциплины по блокам: отношение к профессии, культуре, государству и обществу, отношение к прошлому и настоящему Вооруженных Сил и страны, использование интерактивных образовательных технологий с упором на диалоговые формы обучения).

Второй из названных путей, связанный с организацией внеаудиторной деятельности по во-

енно-патриотическому воспитанию курсантов как элемента формирования их гражданской идентичности, так же претерпевал изменения за эти годы от пассивных форм просвещения к развитию социальной активности обучающихся. Это находило свое проявление во введение в воспитательный процесс новых технологий организации воспитательной деятельности, в установлении сложных связей между социальными партнерами в использовании интегративного подхода. При этом акценты делались на понимание будущими военными специалистами сущности патриотизма как гражданского долга, социальной ответственности, социальной значимости военной службы и служения Отечеству, на формирование эмоционально ценностного отношения к исторически фактам и явлениям, умение критически осмысливать их, устанавливать причинно-следственные связи.

Как свидетельствует наш многолетний опыт, развитие таких базисных качеств у курсантов как долг, честь, достоинство, смелость, ответственность, терпение напрямую зависит от переживания молодыми людьми системы жизненных смыслов, что достигается в реализации технологии праздника, которая достаточно интересно отражена в работах В.С. Безруковой. Она, опираясь на бытовые культуру и традиции, христианское обоснование практики его реализации в историческом пространстве, указывает на такие особенности построения такого воспитательного мероприятия, как наличие смысла, идей, строгое соответствие времени и месту, традициям и обрядам, ритуалам и технологии [1].

В соответствии с этим праздники становятся воспитывающими и одухотворяющими, если они строятся в такой последовательности:

а) подготовка (предпразднество), которая предусматривает нахождение главной идеи, отбор материала, связанного с прошлым и настоящим, осмысление опыта других, написание сценария, подбор атрибутов;

б) проведение (празднество) - реализация сценария, создание соответствующей эмоционально-психологической атмосферы веселья, торжества через включение участников действия в этот процесс;

в) послесловие (попразднество) - подведение итогов, рефлексия результатов, определение путей дальнейшей работы в этом направлении [1, с. 370].

Такими праздниками в академии в разные годы стали: «За Веру и Отечество», «Честь имею», «Служу России», «Долг, Честь, Отечество», «Присяге верны» и другие.

В решении задач военно-патриотического воспитания курсантов во внеаудиторной деятельности играют значительную роль, как доказал в своей диссертации В.В. Чернов [6], ситуации-события, в которых актуализируются их потребности в преодолении, доминировании, обеспечивается эмоцио-

нальная сопричастность к государственно-патриотическому служению, осуществляется предъявление образцов военно-профессионального служения.

Способствует созданию и продуктивному применению названных ситуаций функционирование инновационного воспитательного института, возникшего еще в девяностые годы в академии, как военно-исторический и культурный центр (ВИКЦ). С самого первого дня его существования на этом воспитательном пространстве располагались офицерское собрание, клуб, шесть исторических залов музея, помещения творческих студий (живописи, театральная, музыкальная, художественно-прикладная, хореографическая и другие) [3].

В рамках обозначенного центра каждым структурным элементом реализуются разнообразные программы, которые включают четыре системных направления:

- образовательное, позволяющее не только передавать некоторый объем знаний, но и расширять их рамки, которое, следовательно, носит развивающий характер. Материалы центра служат ценным раздаточным средством, с одной стороны, стимулируют выполнение самостоятельных заданий - с другой, с третьей - помогают внедрению в практику обучения проблемных, модульных, контекстных технологий;

- воспитательное, центральным звеном которого является обеспечение социально-профессионального становления личности будущего выпускника военного вуза, ориентирование в построении им профессиональной карьеры и имиджа офицера, командира;

- культурно-досуговое, назначение которого в создании условий для релаксации курсантов, их реабилитации в определенных ситуациях, самореализации, приобретения навыков организации и участия в социальном взаимодействии;

- психолого-педагогическое, которое выполняет функцию регулирования взаимоотношений, поддержания оптимистического настроя, инициирования социально-профессиональной активности курсантов, формирования субъектной позиции.

Идеи этих направлений реализуются комплексом педагогических форм, методов, средств: сю-жетно-ролевыми играми, дискуссиями, проектами, импровизацией.

Несколькими годами позже военно-исторический культурный центр дополнился православным Храмом Святого Георгия Победоносца, на базе которого каждый обучающийся имел возможность познакомиться с основами православной культуры, с вечными ценностями: добра, морального долга, нравственных обязанностей, научиться рефлексировать свое поведение [4].

Важнейшей составляющей военно-патриотического воспитания в современных условиях становится создание особой предметно-эстетической

104

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

среды учебного заведения: оформление аудиторий, специализированных кабинетов, коридоров, прилегающих территорий, насыщенных информацией об истории войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации, мемориальной стелой с именами всех погибших на службе в военное и мирное время, доской почета, картой России с указанием мест, где проходят службу выпускники.

К этому следует добавить планомерное вовлечение курсантов в социально-значимую деятельность с целью формирования и развития у них активной гражданской позиции через организацию воспитательных социальных акций («Спешим делать добро», «Подвиг солдата бессмертен»), разработку и реализацию социальных проектов («Этих дней не смолкнет слава», «Патриотами становятся», «Диалог поколений», «По тропинкам великих побед» и другие).

Опросы последних лет показали положительную динамику в деле военно-патриотического воспитания курсантов по ряду показателей. В частности, с результатами анкеты «По вехам истории» успешно справились 78% курсантов второго курса обучения и 86% - третьего курса, удовлетворенность сделанным выбором отметили 53,8% первокурсников и 93,6% обучающихся после прохождения войсковой стажировки. По данным мониторинга позитивное отношение к стране, национальным традициям и ценностям, государственно-патриотическим символам высказали преобладающее большинство опрошенных.

Таким образом, сделаем несколько выводов. Во-первых, принятие государственной программы патриотического воспитания граждан Российской

Федерации и определение стратегических целей ее реализации в военных вузах способствовали активизации работы по военно-патриотическому воспитанию курсантов.

Во-вторых, накопленный в девяностые годы в военных вузах опыт по организации такого воспитания, его преемственное использование позволяют достичь продуктивных результатов в этой работе, что помогает решать задачи ориентации курсантов на служение, исполнение молодыми людьми своих конституционных обязанностей, обеспечение их гражданской идентичности.

Библиографический список

1. Безрукова В.С. Педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 381 с.

2. Вдовин А.В. Проблема индивидуализации воинского обучения и воспитания в системе высшего и дополнительного профессионального образования и пути ее решения // Военная мысль. - 2013. -№ 1. - С. 67-74.

3. Волков Н.Т. Личностно ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2000. - 23 с.

4. Гожиков В.^Организационно-педагоги-ческие условия государственно-патриотического воспитания будущего офицера: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2001. - 19 с.

5. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 362 с.

6. Чернов В.В. Формирование профессиональной направленности личности курсанта в воспитательном пространстве военного вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2002. - 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.