Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ'

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
693
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Наталья Владимировна, Мананников Сергей Владимирович, Князева Юлия Алексеевна

В данной научной статье раскрывается теоретический и практический аспект воспитания нравственных качеств у спортсменов. Рассматривается нравственное воспитание как составная часть подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Проведено исследование с группой спортсменов продолжительностью занятий спортивными видами от 5 до 8 лет. Выявлены пути воспитания нравственных качеств у спортсменов во время тренировочного процесса и во внетренировочное время. Выделены для изучения, следующие десять качеств: коллективизм, дисциплинированность, ответственность, общительность, самокритичность, справедливость, чуткость, правдивость, скромность, искренность. Разработана методика «Независимая характеристика», с помощью которой спортсмены по шкале: «Всегда», «Часто», «Иногда», «Редко», «Очень редко», «Никогда» - должны были оценить степень развития нравственных качеств у себя и своих товарищей. Таким образом, проведенное исследование и полученные результаты развития нравственных качеств у спортсменов показывают правильность выделения стержневых качеств для целенаправленного их воспитания и свидетельствуют о широких возможностях «Независимых характеристик» как метода изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Наталья Владимировна, Мананников Сергей Владимирович, Князева Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF MORAL QUALITIES IN ATHLETES

This scientific article reveals the theoretical and practical aspects of the education of moral qualities in athletes. Moral education is considered as an integral part of preparing athletes to participate in competitions. A study was conducted with a group of athletes duration of sports activities from 5 to 8 years. The ways of education of moral qualities in athletes during the training process and during off-training time are revealed. The following ten qualities are selected for study: collectivism, discipline, responsibility, sociability, self-criticism, justice, sensitivity, truthfulness, modesty, sincerity. The «Independent char-acteristic» method has been developed, with the help of which athletes on the scale of: «Always», «Often», «Sometimes», «Rarely», «Very rarely», «never» - had to assess the degree of development of moral qualities in themselves and their comrades. Thus, the conducted research and the results of the development of moral qualities in athletes show the correctness of the allocation of core qualities for their purposeful education and indicate the wide possibilities of «Independent characteristics» as a method of study.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ»

УДК 378.6:34; ББК 74.48+67.401.133.1 DOI 10.24412/2658-638Х-2021-1-147-150

© Попова Н.В., Мананников С.В., Князева Ю.А. 2021

EDUCATION OF MORAL QUALITIES IN ATHLETES

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ

Natalia V. Popova,

Associate Professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education Altai State Pedagogical University, Candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor 55 Molodezhnaya str., Barnaul, Altai territory, 656031, Russia

E-mail: natalie-barnaul77@bk.ru Sergey V. Manannikov,

Senior lecturer of the Department of Physical Training Barnaul Law Institute of the MIA of Russia 656038, Russia, Altai Krai, Barnaul, Chkalova str., 49 E-mail: msv73_alt@mail.ru

Наталья Владимировна Попова,

доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент 656031, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55 E-mail: natalie-barnaul77@bk.ru

Сергей Владимирович Мананников,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России 656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49

E-mail: msv73_alt@mail.ru

Julia A. Knyazev,

Senior Lecturer of the Department of Physical Education Altai State Agrarian

University 98 Krasnoarmeysky Prospekt, Barnaul, Altai Krai, 656031, Russia E-mail: natalie-barnaul77@bk.ru

Юлия Алексеевна Князева,

старший преподаватель кафедры физического воспитания Алтайского государственного аграрного университета 656031, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, Красноармейский проспект, 98 E-mail: natalie-barnaul77@bk.ru

Для цитирования: Попова Н.В., Мананников С.В., Князева Ю.А. Воспитание нравственных качеств у спортсменов. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 147-150.

Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

Abstract. This scientific article reveals the theoretical and practical aspects of the education of moral qualities in athletes. Moral education is considered as an integral part of preparing athletes to participate in competitions. A study was conducted with a group of athletes duration of sports activities from 5 to 8 years. The ways of education of moral qualities in athletes during the training process and during off-training time are revealed. The following ten qualities are selected for study: collectivism, discipline, responsibility, sociability, self-criticism, justice, sensitivity, truthfulness, modesty, sincerity. The «Independent characteristic» method has been developed, with the help of which athletes on the scale of: «Always», «Often», «Sometimes», «Rarely», «Very rarely», «never» - had to assess the degree of development of moral qualities in themselves and their comrades. Thus, the conducted research and the results of the development of moral qualities in athletes show the correctness of the allocation of core qualities for their purposeful education and indicate the wide possibilities of «Independent characteristics» as a method of study.

Аннотация. В данной научной статье раскрывается теоретический и практический аспект воспитания нравственных качеств у спортсменов. Рассматривается нравственное воспитание как составная часть подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Проведено исследование с группой спортсменов продолжительностью занятий спортивными видами от 5 до 8 лет. Выявлены пути воспитания нравственных качеств у спортсменов во время тренировочного процесса и во внетренировочное время. Выделены для изучения, следующие десять качеств: коллективизм, дисциплинированность, ответственность, общительность, самокритичность, справедливость, чуткость, правдивость, скромность, искренность. Разработана методика «Независимая характеристика», с помощью которой спортсмены по шкале: «Всегда», «Часто», «Иногда», «Редко», «Очень редко», «Никогда» - должны были оценить степень развития нравственных качеств у себя и своих товарищей. Таким образом, проведенное исследование и полученные результаты развития нравственных качеств у спортсменов показывают правильность выделения стержневых качеств для целенаправленного их воспитания и свидетельствуют о широких возможностях «Независимых характеристик» как метода изучения.

Keywords: process education, moral education, moral qualities

Ключевые слова: процесс воспитание, нравственное воспитание, нравственные качества.

Дружба и коллективизм, дисциплинированность и ответственность, мужество и смелость, настойчивость и решительность всегда приносили заслуженный успех спортсменам на чемпионатах мира и олимпийских играх. При прочих равных условиях (физическая подготовка, тактическое мастерство, техническая оснащенность) высокая морально-волевая подготовленность всегда играла решающую роль в обеспечении победы [2].

Таким образом, нравственное воспитание является составной частью подготовки спортсменов к участию в соревнованиях [5].

Исследования, проведенные с группой спортсменов (16 человек в возрасте 20-22 лет, 60 % из которых мастера или кандидаты в мастера спорта России, продолжительность занятий спортивными видами от 5 до 8 лет), выявили пути направленного воспитания нравственных качеств у спортсменов во время тренировочного процесса и во внетренировочное время.

Из большого числа качеств были выделены для изучения, следующие десять: коллективизм, дисциплинированность, ответственность, общительность, самокритичность, справедливость, чуткость, правдивость, скромность, искренность [6]. Именно они дают наиболее полную возможность судить об уровне нравственной воспитанности спортсменов.

Для осуществления исследования была разработана «Независимая характеристика», с помощью которой спортсмены по шкале: «Всегда», «Часто», «Иногда», «Редко», «Очень редко», «Никогда» - должны были оценить степень развития нравственных качеств у себя и своих товарищей. Такие же характеристики на них заполнили тренер и заведующий кафедрой института [9].

Обработка материалов, полученных с помощью «Независимой характеристики», позволила получить средние показатели уровня развития нравственных качеств у спортсменов (по пятибалльной системе), которые приведены в табл. 1.

Таблица 1

Средние показатели уровня развития нравственных качеств спортсменов

(по пятибалльной системе)

№ спортсмена Самооценка Коллективная оценка Оценка тренера Оценка зав. кафедрой Оценка нравственного климата в коллективе

1 2,7 2,4 2,9 2,1 2,34

2 3,1 3,12 4,2 3,7 3,06

3 4,6 2,04 2,4 2,3 3,81

4 3,1 3,4 4,6 3,5 2,92

5 3,6 3,44 4,0 3,8 3,07

6 3,2 2,91 4,3 3,2 2,41

7 3,9 3.0 4,1 3,4 3,28

8 2,4 2,86 2,7 3,3 2,52

9 3,7 3,17 4,6 3,4 3,61

10 2,7 3,16 3,4 3,9 2,92

11 2,9 2,72 3,1 1,9 3,29

12 3,2 3,88 4,6 4,3 3,4

13 3,3 3,3 3,6 3,5 2,8

14 3,0 3,03 3,8 2,6 2,99

15 1,2 4,02 4,9 4,1 3,85

16 4,0 3,48 4,9 4,0 3,18

Как видно из таблицы, средние показатели самооценок низкие, что связано, с одной стороны, с высокой требовательностью спортсменов к себе и с другой - с реальным уровнем развития нравственных качеств у отдельных спортсменов. Низкий уровень развития нравственных качеств у спортсменов под № 1, 8, 11 подтверждается и коллективной оценкой.

В целях дифференциации воспитательной работы по результатам самооценок и коллективных оценок целесообразно условно разбить спортсменов на подгруппы. В первую следует включить спортсменов, имеющих адекватно высокие показатели (№ 2, 4, 5, 13 и 14), во вторую - переоценивающих себя по сравнению с мнением коллектива (№ 9 3, 6, 7, 9 и 16), в третью - недооценивающих

себя (№ 9 10, 12 и 15) и в четвертую спортсменов с адекватно низкими показателями (№ 1, 8 и 11).

При осуществлении воспитательной работы постоянного внимания требуют все спортсмены, но особенно - отнесенные к четвертой подгруппе [4]. Можно предположить, что низкий уровень воспитанности данных спортсменов, неустойчивость поведения при определенных обстоятельствах могут привести к всевозможным нарушениям ими норм нравственности [7]. Необходим строгий контроль за деятельностью указанных спортсменов, выполнением поручений, взаимоотношениями с товарищами. Следует проводить с ними индивидуальные беседы и повседневно вовлекать их в активную жизнь коллектива [3].

Знание коллективных оценок также будет способствовать правильному анализу уровня развития нравственных качеств отдельных спортсменов [5].

Какие качества, по мнению коллектива, наиболее развиты у того или иного спортсмена? Кого в группе можно назвать самым ответственным, дисциплинированным, справедливым, самокритичным? Получив ответ на эти вопросы, тренер сможет целенаправленно решать задачи, связанные с воспитанием спортсменов, предметно планировать организацию индивидуальных и групповых форм воспитательной работы, правильно использовать свой авторитет в целях педагогического воздействия на спортсменов [1].

Данные, приведенные в табл. 1, говорят о том, что коллектив достаточно хорошо оценивает уровень развития нравственных качеств у студентов под № 4, 5, 12, 13, 15 и 16. Средний балл колеблется от 3,3 до 4,02.

Самые же высокие баллы коллективных оценок получили только три спортсмена: № 15, 16 и 12 (табл. 2).

Таблица 2

Данные коллективных оценок уровня развития нравственных качеств у отдельных спортсменов

Причем по восьми качествам спортсмен под № 15 является самым чутким, самокритичным, справедливым, правдивым, общительным, ответственным, скромным и дисциплинированным. Спортсмен под № 16 является самым искренним, а под № 12 — самым коллективным.

Со своей стороны, тренер (см. табл. 1) оценивает 50 % спортсменов выше 4 баллов (№ 2, 4, 5, 6, 7, 12, 15 и 17), а четырех спортсменов- выше 3 баллов. Оптимизм тренера дает основание считать, что целенаправленная работа, которая будет проводиться в дальнейшем в соответствии с полученными материалами, позволит исправить создавшееся положение.

Оценки заведующего кафедрой ниже оценок тренера и говорят о его высокой требовательности к спортсменам-студентам. Они также свидетельствуют о неблагополучии с дисциплиной и со взаимоотношениями в коллективе.

И табл. 1 также видны показатели нравственного климата в коллективе. Семь студентов (около 44 %) оценили его ниже 3 баллов (№ 1, 4, 6, 8, 10, 13, 14). В их числе и лидер команды. Остальные девять спортсменов оценили развитие нравственных качеств в коллективе от 3,06 до 3,85 балла. Есть определенная связь между заниженной и низкой самооценками и оценкой нравственного климата в коллективе. Значит, спортсмены видят уровень развития нравственных качеств у товарищей по группе сквозь призму личной нравственной воспитанности.

В целом обработка материалов, полученных с помощью «Независимой характеристики», дает возможность тренеру:

1. Выразить количественно-качественные признаки личности спортсменов.

2. Дифференцировать воспитательную работу, успешно применять индивидуальный подход.

3. Оценить эффективность проводимой воспитательной работы.

4. Определить оптимальные формы и методы воспитания, рациональные пути формирования коллектива.

5. Выявить некоторые закономерности формирования в группе общественного мнения.

6. Судить как в статике, так и в динамике о том, как каждый спортсмен оценивает сам себя, как коллектив в целом оценивает каждого, как каждый спортсмен оценивает коллектив.

7. Выявить процесс формирования самооценок и взаимооценок в группе, степень совпадения (следовательно, и знания) оценок спортсменов, их тренера, заведующего кафедрой и других лиц, причастных к подготовке спортсменов.

№ Качество Балл Номер (по табл. 1)

1 Чуткость 4,40 15

2 Самокритичность 4,26 15

3 Справедливость 4,20 15

4 Правдивость 4.46 15

5 Общительность 3,80 15

6 Искренность 4,53 !6

7 Коллективизм 4.40 12

8 Ответственно сть 4,40 15

9 Скромность 4,73 15

10 Дисциплинированность 4,86 15

Проведенное исследование и полученные результаты развития нравственных качеств у спортсменов показывают правильность выделения стержневых качеств для целенаправленного их воспитания и свидетельствуют о широких возможностях «Независимых характеристик» как метода изучения.

Библиографический список

1. Баринова Н.Г., Вебер Д.А. Социально-педагогическая программа по предупреждению отклоняющегося поведения студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 12-15.

2. Воробьева О.И. Проблема комплексности в подготовке специалистов института физической культуры и спорта // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). С. 49-53.

3. Красилов О.В., Хромов В.А., Мананни-ков С.В. Здоровый образ жизни. Современный подход привлечения населения для занятий физической культурой // Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 337-340.

4. Красилов О.В., Мананников С.В., Балакин Ю.П. Мотивация молодежи к здоровому образу жизни // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2019. № 1 (36). С. 201-203.

5. Попова Н.В. Патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения в детско-юношеской спортивной школе // В сборнике: Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений. сборник научных трудов. Под редакцией Ю.В. Анохина. 2017. С. 70-72.

6. Попова Н.В., Баянкин О.В. Организационно-технологическое обеспечение формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 275-278.

7. Хромов В.А., Юртаев О.Н., Косякин В.Н. Зависимость физического развития курсантов образовательных организаций МВД России от их медицинских групп предназначения // Вестник экономической безопасности. 2019 (3). С. 403-405.

8. Ширковец, Е.А., Шустин Б.Н. Нормирование и классификация показателей работоспособности спортсменов различной // Теория и практика физической культуры. 2017. № 1. С. 71-74.

9. Шишкина, М.Е., Баянкин О.В. Проблема на начальном этапе обучения в вузе по направлению физкультурно-спортивного образования //

В сборнике: Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта : Сборник материалов региональной научно-практической конференции, ФГБОУ ВПО «НГПУ». 2015. С. 137-140.

References

1. Barinova N. G., Weber D. A. Socio-pedagogical program for the prevention of deviant behavior of student youth in the system of higher professional education // Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 66-3. pp. 12-15.

2. Vorobyova O. I. The problem of complexity in the training of specialists of the Institute of Physical Culture and Sports // Current scientific research in the modern world. 2020. No. 2-6 (58). pp. 49-53.

3. Krasilov O. V., Khromov V. A., Manannikov S. V. Healthy lifestyle. A modern approach to attracting the population for physical education // Bulletin of Economic Security. 2020. No. 2. pp. 337-340.

4. Krasilov O. V., Manannikov S. V., Balakin Yu. P. Motivation of young people to a healthy lifestyle // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 1 (36). pp. 201-203.

5 . Popova N. V. Patriotic and moral education of the younger generation in the children's and youth sports school // In the collection: Traditional folk culture as an effective means of patriotic education and the formation of interethnic relations. collection of scientific papers. Edited by Yu. V. Anokhin. 2017. p. 70-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Popova N. V., Bayankin O. V. Organizational and technological support for the formation of professional orientation of bachelors of the Institute of Physical Culture and Sports // The world of science, culture, and education. 2018. No. 4 (71). pp. 275-278.

7. Khromov V. A., Yurtaev O. N., Kosyakin V. N. Dependence of the physical development of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on their medical groups of purpose // Bulletin of Economic Security. 2019 (3). pp. 403-405.

8. Shirkovets, E. A., Shustin, B. N. Rationing and classification of performance indicators of athletes of various categories // Theory and practice of physical culture. 2017. No. 1. pp. 71-74.

9. Shishkina, M. E., Bayankin, O. V. The problem at the initial stage of training in higher education in the direction of physical culture and sports education // In the collection: Motor activity in the formation of a lifestyle and professional formation of a specialist in the field of physical culture and sports: A collection of materials of the regional scientific and practical conference, FSBEI HPE "NGPU". 2015. pp. 137-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.