Научная статья на тему 'ОЦЕНКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ'

ОЦЕНКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / EDUCATION / YOUNG ATHLETES / LIFE VALUES / EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодовник Е.М.

Одним из важнейших факторов всестороннего развития личности является нравственное воспитание, которое наиболее активно проходит в школьные годы, когда закладывается основа личности, формируется сознание и поведение в обществе. В данной статье разработана технология оценки нравственного воспитания юных спортсменов детско-юношеской спортивной школы (далее ДЮСШ). Проведен анализ и оценка нравственного воспитания детей учебно-тренировочной группы четвертого года обучения ДЮСШ, а также отношения к жизненным ценностям юных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF MORAL EDUCATION OF YOUNG SPORTSMEN IN CHILDREN'S AND YOUTH SPORTS SCHOOL

One of the most important factors in the all-round development of a personality is moral education, which takes place most actively in school years, when the foundation of the personality is laid, consciousness and behavior in society are formed. This article has developed a technology for assessing the moral education of young athletes of a children's and youth sports school (hereinafter CYSS). The analysis and assessment of the moral education of children of the educational-training group of the fourth year of training of the CYSS, as well as the attitude to the life values of young athletes are carried out.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ»

ОЦЕНКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ

Е.М. Солодовник, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-3-163-166

Аннотация. Одним из важнейших факторов всестороннего развития личности является нравственное воспитание, которое наиболее активно проходит в школьные годы, когда закладывается основа личности, формируется сознание и поведение в обществе. В данной статье разработана технология оценки нравственного воспитания юных спортсменов детско-юношеской спортивной школы (далее ДЮСШ). Проведен анализ и оценка нравственного воспитания детей учебно-тренировочной группы четвертого года обучения ДЮСШ, а также отношения к жизненным ценностям юных спортсменов.

Ключевые слова: нравственное воспитание, воспитание, юные спортсмены, жизненные ценности, учебно-тренировочный процесс, физическое воспитание.

Известно, что основная задача тренера-преподавателя, это формирование потребности у детей в систематических занятиях физической культурой и спортом, достижение высоких показателей и результатов в спортивной деятельности, повышение уровня физического совершенствования, физической подготовки.

Но также необходимо средствами физической культуры и спорта необходимо решать задачи нравственного воспитания, такие как, преданность и любовь к Родине, непримиримость к национальной и расовой дискриминации; воспитание коллективизма и товарищеской взаимопомощи, воспитание уважения к женщинам и к старшим [1].

Такие факторы, как понимание значимости занятий выбранным видом спорта, среда, в которой проводятся учебно-тренировочные занятия, профессионализм, высокий уровень культуры и эрудиции тренеров-преподавателей, адекватные нормативные требования к занимающимся спортсменам активно способствуют воспитанию гармоничного человека, формированию нравственного сознания.

Особенно важно тренеру-

преподавателю необходимо уделить внимание воспитанию у подопечных активной жизненной позиции, требующей проявления, сознательности, самодисциплины, творчества, ответственности.

По средствам учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности необходимо формировать и накапливать нравственный опыт: взаимоуважение и взаимопомощь, взаимовыручку и поддержку [3].

В воспитании навыков пропаганды физической культуры и спорта могут помочь спортивные кинофильмы, книги о спорте с последующим обсуждением, в процессе которого школьники горячо и заинтересованно могут высказывать свое мнение, защищать и отстаивать свою точку зрения, что является полезной формой нравственного воспитания. Они помогают уточнять необходимые в жизни нравственные понятия, обогащают нравственный опыт.

Большой интерес для школьников представляют встречи с мастерами спорта, выдающимися спортивными деятелями, которые могут интересно и увлекательно рассказать о подготовке и участиях в крупных российских и международных соревнованиях. Также очень полезно общение с высококвалифицированными зарубежными спортсменами и тренерами, которые могут рассказать интересные примеры и факты, где сопоставляются взгляды российских и зарубежных спортсменов на спортивную жизнь, спортивную философию, спортивную подготовку и т.д. [2, 3].

Оценить желаемый воспитательный эффект и результат средствами физкультурной и спортивной деятельностью на нравственное воспитание подростков крайне сложно.

В самом деле, не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов

Судя по результатам, указанным на рисунке 1, отношение к жизненным ценностям у детей правильное и очень гуманное, а доказывает этот факт то, что здоровье родителей выбрали 100% девушек и юношей, и не один человек не выбрал желания иметь возможность многими командовать.

И второе исследование было проведено по теме нравственной самооценки [4]. Подросткам выдаются анкеты с десятью высказываниями:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

изучения, проективных и диагностических методик.

В данной работе мы попытались сделать оценку нравственного воспитания 6 девушек и 6 юношей учебно-тренировочной группы четвертого года обучения детско-юношеской спортивной школы, возраст которых 14-16 лет. Первоначально в данной работе было проведено анкетирование по теме: «Отношение к жизненным ценностям». Подростку необходимо представить, что у него есть волшебная палочка и список из восьми желаний, выбрать из которых можно только четыре.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

Иметь то, что у других никогда не будет

Уметь сочувствовать и помогать другим людям

Иметь доброе сердце

Мне важно здоровье родителей

Иметь возможность многими командовать

Иметь верного друга Иметь много денег Быть человеком, которого любят

I Девушки I Юноши

0,00 1,00 2,00 3,00 4,00 5,00 6,00 7,00 Рис. 1. Результаты оценки жизненных ценностей у детей

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Юным спортсменам было предложено внимательно проанализировать, продумать, и ответить, насколько они согласны с

предложенными высказываниями. Если полностью согласен, то нужно оценить ответ в четыре балла; если больше согласен, чем не согласен - оценить ответ в три балла; если немножко согласен - оцените ответ в два балла; если совсем не согласен -оценить ответ в один балл. Напротив номера вопроса нужно поставить тот балл, на который оценили данное высказывание.

Р3ис. 2. Результаты исследования на тему «Нравственная самооценка»

Обработка результатов ведется следующим образом: номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) - ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Интерпретация результатов: от 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки; от 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки; от 16 до 23 единиц -нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего; от 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Анализируя второе исследование на тему «Нравственная самооценка», можно совершенно точно утверждать, что физическое воспитание положительно влияет на нравственное воспитание спортсменов, так как из общего числа опрошенных, ни один человек не оказался с низким уровнем нравственной самооценки.

Совершенно точно, что именно занятия в спортивном коллективе ДЮСШ помогло дать 100% положительные ответы (4 бал-

ла) детей на высказывание: «Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду». Желание помочь товарищу, чувство взаимопомощи и взаимовыручки всегда у спортсменов в приоритете, как в жизни, так и на спортивной площадке.

Также уверенно можно утверждать, что занятия спортом помогли сделать правильный выбор на высказывание: «Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню», все участники, как один человек, ответили: «Совсем не согласен» и оценили ответ в один балл.

Делая окончательный вывод, нужно отметить, что детско-юношеские спортивные школы, спортивные секции и кружки - это одни из самых сильнейших механизмов становления личности, формирования нравственного воспитания ребенка, их нужно ценить, сохранять и развивать.

В отличие от уроков физкультуры, выбор вида спорта ребенок делает осознанно и добровольно, а авторитет тренера проявляет неподдельный интерес и увлеченность к систематическим занятиям, формирует нравственное воспитание личности.

Библиографический список

1. Азбука нравственного воспитания // Под ред. И.И. Каирова, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2009.

2. Актуальные проблемы нравственного воспитания // Под ред. Л.Ф. Колесникова. -Новосибирск, Наука, 2013.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fizkulturaisport.ru/pedagogika/fk-sporta/333-nravstvennoe-vospitanie-v-sporte-pedagogicheskij-process.html?showal

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mokeevo.edu.yar.ru/rip/rabochie_materiali/diagnostiki/dnv/10.pdf

ASSESSMENT OF MORAL EDUCATION OF YOUNG SPORTSMEN IN CHILDREN'S

AND YOUTH SPORTS SCHOOL

E. M. Solodovnik, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. One of the most important factors in the all-round development of a personality is moral education, which takes place most actively in school years, when the foundation of the personality is laid, consciousness and behavior in society are formed. This article has developed a technology for assessing the moral education of young athletes of a children's and youth sports school (hereinafter CYSS). The analysis and assessment of the moral education of children of the educational-training group of the fourth year of training of the CYSS, as well as the attitude to the life values of young athletes are carried out.

Keywords: moral education, education, young athletes, life values, educational and training process, physical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.