4. Путинцева, Е.В. Структура видов начальной подготовки детей 7-9 лет в спортивных танцах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Путинцева Е.В. - М., 2009. - 24 с.
REFERENCES
1. Balunova, E.N. (2009), Methods of children training in acrobatic rock and roll: dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
2. Kareva, I.V. and Repnikova E.A. (2013), “Development of special moving skills forming working posture of young dancers in primary training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 92- 96.
3. Lenskaya, E.V. and Sakharova, M.V. (2013), “Solo dancing as separate stage of beginner ath-lets development in dance sport”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp. 91- 94.
4. Putintseva, E.V. (2009), The structure of initial technical training types for 7-9 years children in dance sport, dissertation, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.04.2014.
УДК 374.1
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Екатерина Павловна Максачук, кандидат педагогических наук,
Московская государственная академия физической культуры и спорта, Малаховка
Аннотация
В статье отражена проблема низкого уровня патриотического воспитания в условиях ДЮСШ. Формирование личности не может считаться полноценным, гармоничным при отсутствии ценностного отношения к своей Родине. В экспериментальной части материала предложены средства патриотического воспитания юных спортсменов. Согласно результатам исследования, через 6 месяцев в группах начальной подготовки ДЮСШ были выявлены достоверные изменения в убеждениях занимающихся относительно гражданственных ценностей, проявляющихся в спортивной деятельности.
Ключевые слова: юные спортсмены, патриотическое воспитание, личностные ценности, социальные ценности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p90-93
PATRIOTIC EDUCATION IN THE CONDITIONS OF INSTITUTIONS OF THE ADDITIONAL EDUCATION WITH SPORTS ORIENTATION
Ekaterina Pavlovna Maksachuk, the candidate of pedagogical sciences,
Moscow State Academy of Physical Culture and Sports, Malakhovka
Annotation
The article reflects the problem of low level of patriotic education in the conditions of the sports school. Formation of the person cannot be considered harmonious if there is no value attitude to their Homeland. The experimental part of the research proposed the means of Patriotic education of the young sportsmen. According to the research, the significant changes concerning citizenship values manifested in the sports activities have been revealed in the initial training groups of youth in 6 months.
Keywords: young athletes, Patriotic education, personal values, social values.
ВВЕДЕНИЕ
Важной задачей учреждений дополнительного образования спортивной направленности является формирование личности спортсмена, способного демонстрировать
высокие спортивные достижения. Это возможно только при условии создания условий, способствующих сохранению гуманистического наследия отечественного спорта. Страна нуждается в преданных национальным интересам гражданах, готовых отстаивать интересы Родины. В спортивную сферу вовлечено большое количество детей и подростков, поэтому педагогическое воздействие будет более эффективным, если формировать социально важные личностные качества через деятельность, которую выбрали сами занимающиеся.
Патриотизм является фундаментом для общественной интеграции, гармонизации. Данный процесс управляем, что особенно важно для воспитания и образования молодого поколения. Этот вид воспитания предполагает формирование особого отношения к Родине, ценностное осознание действительности, которое находит свое отражение в поступках субъекта. Деятельный компонент патриотического воспитания содействует преобразованию морально-нравственных ориентиров в конкретные поступки.
Сейчас проблема патриотического воспитания наиболее заметна в связи с эмиграцией отечественных спортсменов за границу. Работа тренерского состава, государственные средства, потраченные на многолетнюю подготовку оказываются забытыми. В данном случае не приходится рассуждать о чувстве ответственности перед страной, тренером, командой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эксперимент проводился в течение 6 месяцев (с 1.10.13 по 1.03.14) среди юных спортсменов в возрасте 9-12 лет, занимающихся велосипедным спортом (82 человека). В начале исследования было проведено анкетирование, по результатам которого были выявлены низкие показатели патриотических ценностей в образе жизни подрастающего поколения.
Первоначальные данные свидетельствовали о недостаточном уровне осознания патриотических ценностей: чуть более 35% занимающихся испытывают гордость за победы отечественных спортсменов, а интерес к биографическим данным чемпионов нашей страны проявляют лишь 18% детей, тренирующихся на начальном этапе спортивной подготовки.
Основными задачами патриотического воспитания было:
1. Формирование мировоззрения (ценностного отношение к отечеству);
2. Ознакомление с историей, традициями российского спорта;
3. Содействие в стремлении следовать культурным нормам межличностного общения;
4. Убеждение в необходимости выполнения указаний тренера, соблюдении спортивной этики.
Поэтому в течение шести месяцев (и продолжается до сих пор) была введена система средств по повышению патриотических ценностей на тренировочных занятиях, которая состояла из двух блоков: когнитивного и культурно-деятельного.
Когнитивный блок включает в себя знания об истории отечественного спорта; биографии выдающихся деятелей в области физической культуры и спорта (П.Ф. Лес-гафт, П. де Кубертен и др.); биографии чемпионов; примеры fair play (честной игры) в мировой спортивной практике.
Культурно-деятельный блок составляют: спортивные традиции (торжественное посвящение в спортсмены, представляющее общий сбор, построение, клятва честно добиваться спортивных результатов), вручение памятных грамот, звучание гимна России на спортивных состязаниях, праздничное открытие и закрытие соревнований (Табл.1).
С началом эксперимента дети стали готовить настенные газеты, где отмечались достижения спортсменов нашей станы, рядом располагался стенд под названием «Это интересно», куда каждый из ребят мог поместить материал, который ему понравился на
спортивную тематику (с указанием фамилии, имени и группы, в которой он занимается). Каждый месяц отмечались наиболее активные спортсмены, больше всего разместившие материала на доске знаний. Команде за проявленную инициативу назначались дополнительные баллы в «копилку успехов» (система оценки дисциплинированности, творчества, любознательности коллектива). Исходя из материала, предложенного для изучения, проводились викторины на тему патриотического воспитания.
Таблица 1
Средства патриотического воспитания в условиях ДЮСШ___________________
Патриотическое воспитание
Когнитивный блок Культурно-деятельный блок
1. История отечественного спорта 1. Следование спортивным традициям школы
2. Биографии выдающихся деятелей в области физической культуры и спорта 2. Соблюдение торжественности проводимых мероприятий (звучание гимна РФ)
3. Биографии чемпионов З. Поощрение за поступки согласно правил Fair play (честной игры)
4. Примеры Fair Play (честной игры) в мировой спортивной практике
4. Проведение викторин на патриотическую тематику
5. Сотрудничество тренерского состава с родителями занимающихся
В конце эксперимента были отмечены положительные изменения гражданской позиции юных спортсменов (Табл.2). Воспитанники ДЮСШ отмечают сопереживание спортсменам нашей страны, а после ознакомления с биографическими данными чемпионов стал наблюдаться интерес к данной теме, что выражается в часто задаваемых вопросах тренеру. Дети стали более серьезно относиться к вопросу о защите Родины - около 60% признали эту обязанность гражданским долгом (ранее такой позиции придерживалось в среднем 38% занимающихся).
В течение эксперимента проводились родительские собрания, на которых предоставлялись рекомендации по патриотическому воспитанию в семье. Родителям предлагалось знакомить своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины, музеями, смотреть передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, позитивно оценивая их вклад в жизнь общества.
Таблица 2
Результаты внедрения средств патриотического воспитания в условиях ДЮСШ
Показатели патриотического воспитания Начало эксперимента n = 82; X±5, % Конец эксперимента n = 82; X±5, % t p
1. Болеют за спортсменов нашей страны 54,^2^ 82,З±2,1 8,2б P<Q,QQ1
2. Испытывают гордость за победы отечественных спортсменов З5,4±2,4 5l,2±1,8 l,2l P<Q,QQ1
3. Согласны с тем, что защита Родины - это гражданский долг каждого З8,1±2,1 б2,1±2,2 1,Q6 P<Q,QQ1
4. Испытывают интерес к биографическим данным отечественных чемпионов 18,З±2,З З2,4±1,1 4,9З P<Q,QQ1
5. Считают, что важно отстаивать интересы своей страны 22,5±2,5 З4,б±2,1 З,11 P<Q,Q1
ВЫВОДЫ
Патриотическое воспитание интегрирует гражданственность и духовность, активную социальную позицию личности и чувство сопричастности к судьбе Отечества. Эффективность педагогической деятельности усиливается при строго сформированной активной социальной позиции занимающихся, когда ценностное отношение к культурноисторическому достоянию России проявляется в конкретных поступках. Для этого спортивная школа должна предоставлять соответствующие условия, чтобы дети могли реализовать на практике знания, которые они получили. Таким образом, учреждения дополнительного образования спортивной направленности осуществляют не только личностнозначимые задачи, но и разрешают актуальные социальные проблемы, расширяя культур-
ное пространство субъекта посредством приобщения к ценностным ориентирам и привнесения их во внутренний мир формирующейся личности.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.05.2014.
УДК 378.178
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Роман Владимирович Малашенков, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Человек, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, предсказуем в своих отношениях к партнерам и совместим с очень разными людьми. В качестве педагогического метода развития коммуникативной толерантности было предложено включить в учебные занятия по гимнастике в заключительной части его - дыхательные упражнения, аутотренинг, концентрация внимания на развиваемых личностных качествах, медитация по методике сахаджа йоги.
Ключевые слова: коммуникативная толерантность, педагогический процесс, дыхательные упражнения, медитация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p93-94
DEVELOPMENT METHODOLOGY FOR THE COMMUNICATIVE TOLERANCE AMONG THE STUDENTS OF HIGHER SCHOOLS WITH ATHLETIC
ORIENTATION
Roman Vladimirovich Malashenkov, the senior teacher,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
A person with high level of communicative tolerance is fairly-balanced, predictable in relations to partners and compatible with very different people. As a pedagogical method of development of communicative tolerance author proposed to include in the gymnastics training classes in the final part of it -breathing exercises, autogenic training, focusing on developing of the personal qualities, and meditation according to the methodology of Sahaja yoga.
Keywords: communicative tolerance, pedagogical process, breathing exercises, meditation.
Одним из важнейших профессионально важных качеств в подготовке специалистов в вузе физкультурной направленности является развитие коммуникативной толерантности.
Под коммуникативной толерантностью понимается духовное и физическое состояние индивида, координирующее определенный тип его взаимоотношений с партнерами по общению, включающее в себя ценностные характеристики личности, способствующие формированию и развитию толерантного общения.
Развитие коммуникативной толерантности студентов вузов физкультурной направленности мы понимаем как специально организованный педагогический процесс целенаправленного личностного развития студента. В его основе - выявление, изучение и совершенствование индивидуальных особенностей студентов, развитие интроспекции и трансформация таких личностных качеств, как агрессивность, раздражение, негативизм, подозрительность в качества - эмпатии, доброжелательности, позитивного восприятия окружающего мира, внутреннего спокойствия, удовлетворенности собой и окружа-
9З