of music education for children, publishing house “Flint - Science”, Moscow.
S. Lukyanenko, V.P. (2001), Physical education: basic knowledge: Textbook, publishing house Stavropol State University, Stavropol.
9. Strelchenko, V.F. (2007), Formation of knowledge in the field of physical culture and active body-motor activity of pupils 8-9 class, dissertation, Stavropol.
10. Tsipin, G.M. (19S4), Learning to play the piano, Education, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.05.2014.
УДК 793.38
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ТАНЦОРОВ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Елена Валентиновна Ленская, аспирант,
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В статье представлены материалы раздела методики начальной технической подготовки начинающих спортсменов-одиночников в спортивных танцах, посвященного решению одной из приоритетных задач работы с детьми - воспитанию музыкально-ритмического слуха у юных танцоров. Музыкальность исполняемого танца и точность воспроизведения его основного ритма являются критериями судейской оценки на соревнованиях. В работе освещен характер взаимосвязи музыки и танца, авторами определены задачи музыкально-ритмической подготовки на начальном этапе. Приведены методические рекомендации для тренеров, позволяющие формировать умения и навыки, необходимые в данном виде спорта, и обеспечить качество процесса обучения в спортивных танцах. Данные, представленные в работе, могут быть использованы тренерами в спортивных секциях, в общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования при работе с начинающими спортсменами в ходе подготовки танцоров-одиночников и танцевальных дуэтов.
Ключевые слова: музыка, танец, обучение, техническая подготовка, начальный этап.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p87-90 DEVELOPMENT OF RHYTHMIC QUALITY IN DANCE SPORT AT THE INITIAL TRAINING STAGE FOR YOUNG DANCERS
Elena Valentinovna Lenskaya, the post-graduate student,
Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
The article presents the materials of the section from the methodology of single (solo) dancer’s initial technical training in dance sport concerning one of the priority tasks when working with children -rhythmic quality development of the young dancers. Musical quality of the dance and the accuracy of its basic rhythm are the assessment criteria at competitions. Music and dance correlation is highlighted in the article. Musical-rhythmic training tasks at the initial stage have been identified. Methodical recommendations for coaches allowing them to create important skills for this sport and to ensure the quality of the learning process in dance sports have been presented. The data presented in this article can be used by the trainers in sports clubs, in schools, institutions of supplementary education while working with beginner athletes during the preparation of single dancers and dance couples.
Keywords: music, dance, development, technical training, initial stage.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема подготовки начинающих спортсменов является одной из важнейших в методике преподавания спортивных танцев [2, 3, 4]. Этапом предварительной (или
начальной) подготовки в данной дисциплине принято называть период с момента прихода будущего спортсмена в клуб и, как правило, до начала выступлений по классу Е и выше. Обращаясь к вопросу технического совершенствования спортсмена в танцах, можно выделить следующие слагаемые подготовки: музыкально-ритмическая подготовка, техническая подготовка (школа движений и работа над своей композицией танца), а также освоение дуэтной техники [1, 4].
В ходе исследований было установлено, что приоритетными задачами технической подготовки юных танцоров на начальном этапе работы со спортсменами являются:
- изучение действий и фигур танцев,
- постановка корпуса,
- обучение технически правильным движениям стоп и коленей,
- музыкально-ритмическая подготовка.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель занятий, посвященных музыкально-ритмической подготовке - научить детей ориентироваться в ритмической структуре музыки и координировать физические действия в соответствии с ней.
Взаимосвязь звучащей музыки и исполняемого танца представлена на рисунке 1. Общая область для рассматриваемых явлений - область счёта. При этом под счётом мы понимаем вербальное отражение музыкального размера, ритмической структуры и темпа звучащего музыкального произведения - либо порядка двигательных действий и ритмической структуры исполняемой фигуры в заданном темпе в танце.
В звучащей музыке для бальных танцев некоторые инструменты (обычно ударные) задают ритм танца - хорошо слышимые равномерно повторяющиеся удары. В зависимости от музыкального размера, первый из двух, трех или четырех ударов выделяется сильнее - это первая доля такта. Доли такта в звучащей музыке можно считать (например, танец медленный вальс: 1, 2, 3).
Для каждого действия внутри фигуры танца определено время его выполнения, поэтому каждая фигура обладает своим ритмическим рисунком, характеризующим последовательную смену действий внутри нее, например, 1 - шаг вперед правой ногой, 2 -шаг в сторону левой ногой, 3 - подставка с переносом веса - счёт действий в фигуре “перемена вперед” в танце медленный вальс.
Музыка и двигательные действия сочетаются друг с другом благодаря счёту и становятся танцем. Правила соревновательной деятельности предполагают, что соответствие действий танцора и ударов музыки по времени должно быть максимально точным. Цель танцора - органически соединить движение и музыку, создавая танец.
Юный танцор в ходе занятий, посвященных музыкально-ритмической подготовке, учится:
- находить сильную долю такта в звучащей музыке;
- выполнять заданные движения на заданные удары музыки, координируя их посредством счета;
- выполнять заданные действия в определенном темпе, сохраняя темп на протяжении всего упражнения;
- выполнять под счет тренера и под свой счет физические упражнения.
Кроме того, начинающие танцоры знакомятся с ритмической структурой (ритмическим рисунком) изучаемых фигур, учатся считать ритм исполняемого в танце движения вслух и про себя, сочетать свои действия со звучащей музыкой посредством счета.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ниже приведены варианты упражнений, предлагаемых детям в самом начале работы по воспитанию музыкально-ритмического слуха. С целью разнообразить большую по объему работу возможно предлагать ученикам задания различные по форме, но близкие по содержанию. Упражнения выполняются под сопровождающий счет тренера, называющего все доли такта или только отдельные, а позже самостоятельно.
- Простучать ритм звучащего произведения (удары) ногой по полу.
- Выделить хлопком (прыжком, кивком головы) первую долю такта.
Кроме того, можно проскандировать или пропеть счёт, выделяя интонационно сильную долю.
- Выделить одну из долей такта (по выбору тренера либо по своему выбору).
- Выделить несколько долей такта (1 и 3, 2 и 4).
В самом начале занятий танцами возможно использование небольшого количества музыкального материала на каждом уроке: так, на первых тренировках дети работают с двумя - четырьмя мелодиями одного танца, учатся выделять сильную долю, слышать ритм в звучащей музыке. Если занятие предполагает исполнение фигур танца под музыку, педагог предлагает записи, уже знакомые детям. На следующем занятии возможно использовать эти же мелодии танца и познакомить с новыми. Исполнение танца под музыку будет более точным, если начинающему танцору будет предоставлена возможность танцевать под “знакомую” мелодию, то есть ту, с которой он работал в рамках занятий по развитию музыкально-ритмического слуха.
Такой подход позволяет постепенно подготовить юного танцора к свободному исполнению упражнений под музыку, а также значительно расширить его музыкальный кругозор, познакомив с большим количеством записей для каждого танца. В то же время, танцуя первые месяцы занятий под знакомые мелодии (работа с которыми предваряет выполнение упражнений), танцор учится танцевать точно с точки зрения ритмического соответствия исполняемых фигур звучащей музыке, избегает возможных “музыкальных” ошибок, имеет возможность концентрировать внимание на качестве исполнения танца.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальность исполняемого танца наряду с точностью воспроизведения его основного ритма являются значимыми критериями судейской оценки на соревнованиях. Кроме того, пластический образ, созданный в единстве со звучащей музыкой, делает выступление танцора особенно выразительным и интересным для зрителей.
Данные, представленные в нашей работе, могут быть использованы тренерами в спортивных секциях и в общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования при работе с начинающими спортсменами как школьного, так и более старшего возраста в ходе подготовки танцоров-одиночников и танцевальных дуэтов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балунова, Е.Н. Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Балунова Е.Н. - СПб., 2009. - 22 с.
2. Карева, И.В. Развитие специальных двигательных способностей для формирования рабочей осанки у юных танцоров на этапе начальной подготовки / И.В. Карева, Е.А. Репникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 92-96.
3. Ленская, Е.В. Одиночное танцевание как этап подготовки начинающих спортсменов в спортивных танцах / Е.В. Ленская, М.В. Сахарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 91-94.
4. Путинцева, Е.В. Структура видов начальной подготовки детей 7-9 лет в спортивных танцах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Путинцева Е.В. - М., 2009. - 24 с.
REFERENCES
1. Balunova, E.N. (2009), Methods of children training in acrobatic rock and roll: dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
2. Kareva, I.V. and Repnikova E.A. (2013), “Development of special moving skills forming working posture of young dancers in primary training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 92- 96.
3. Lenskaya, E.V. and Sakharova, M.V. (2013), “Solo dancing as separate stage of beginner ath-lets development in dance sport”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp. 91- 94.
4. Putintseva, E.V. (2009), The structure of initial technical training types for 7-9 years children in dance sport, dissertation, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.04.2014.
УДК 374.1
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Екатерина Павловна Максачук, кандидат педагогических наук,
Московская государственная академия физической культуры и спорта, Малаховка
Аннотация
В статье отражена проблема низкого уровня патриотического воспитания в условиях ДЮСШ. Формирование личности не может считаться полноценным, гармоничным при отсутствии ценностного отношения к своей Родине. В экспериментальной части материала предложены средства патриотического воспитания юных спортсменов. Согласно результатам исследования, через 6 месяцев в группах начальной подготовки ДЮСШ были выявлены достоверные изменения в убеждениях занимающихся относительно гражданственных ценностей, проявляющихся в спортивной деятельности.
Ключевые слова: юные спортсмены, патриотическое воспитание, личностные ценности, социальные ценности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p90-93
PATRIOTIC EDUCATION IN THE CONDITIONS OF INSTITUTIONS OF THE ADDITIONAL EDUCATION WITH SPORTS ORIENTATION
Ekaterina Pavlovna Maksachuk, the candidate of pedagogical sciences,
Moscow State Academy of Physical Culture and Sports, Malakhovka
Annotation
The article reflects the problem of low level of patriotic education in the conditions of the sports school. Formation of the person cannot be considered to be harmonious if there is no value attitude to their Homeland. The experimental part of the research proposed the means of Patriotic education of the young sportsmen. According to the research, the significant changes concerning citizenship values manifested in the sports activities have been revealed in the initial training groups of youth in 6 months.
Keywords: young athletes, Patriotic education, personal values, social values.
ВВЕДЕНИЕ
Важной задачей учреждений дополнительного образования спортивной направленности является формирование личности спортсмена, способного демонстрировать