Научная статья на тему 'Особенности физической подготовки спортсменов-танцоров'

Особенности физической подготовки спортсменов-танцоров Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6463
611
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / DANCE SPORT / SPECIAL PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL QUALITIES / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Монахова Елена Геннадьевна

В статье раскрываются проблемы специальной физической подготовки спортсменов-танцоров. В настоящее время спортивные танцы стремительно развиваются, и требования, предъявляемые к спортсменам-танцорам, касаются не только музыкальности, легкости и пластичности исполнения соревновательной программы, но и, прежде всего, к их физической подготовке. Для освоения соревновательных программ танцорам необходима специальная физическая подготовка, которая включает в себя разного рода параметры локомоторных умений и нестандартных навыков для исполнения сложнокоординированных танцевальных элементов. Динамичные, скоростные движения, выполняемые с максимальной амплитудой, требуют повышенных физических усилий, проявления силы, выносливости, гибкости, координации движений. В настоящее время достигнуть успехов в спортивных танцах, не имея высокого уровня развития этих качеств, невозможно, так как снижение их уровня у спортсменов-тан-цоров приводит к ухудшению спортивных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Physical Training of Athletes-Dancers

The article reveals the issues of special physical training of athletes-dancers. Sport dancing is rapidly developing, and the requirements for dancers concern not the musicality, ease and plasticity of performing the competitive program, but, above all, their physical training. To master competitive programs, dancers need special physical training, which includes various parameters of locomotor skills and non-standard skills for performing complexly coordinated dance elements. Dynamic, high-speed movements performed with a maximum amplitude require increased physical effort, strength, endurance, flexibility, coordination of movements. At present it is impossible to achieve success in sports dances without having a high level of development of these qualities, since a decrease in their level in dancers leads to deterioration of sports results.

Текст научной работы на тему «Особенности физической подготовки спортсменов-танцоров»

УДК 796.015.1 ББК 75.1

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ТАНЦОРОВ

I Е.Г. Монахова

Аннотация. В статье раскрываются проблемы специальной физической подготовки спортсменов-танцоров. В настоящее время спортивные танцы стремительно развиваются, и требования, предъявляемые к спортсменам-танцорам, касаются не только музыкальности, легкости и пластичности исполнения соревновательной программы, но и, прежде всего, к их физической подготовке. Для освоения соревновательных программ танцорам необходима специальная физическая подготовка, которая включает в себя разного рода параметры локомоторных умений и нестандартных навыков для исполнения сложно-координированных танцевальных элементов. Динамичные, скоростные движения, выполняемые с максимальной амплитудой, требуют повышенных физических усилий, проявления силы, выносливости, гибкости, координации движений. В настоящее время достигнуть успехов в спортивных танцах, не имея высокого уровня развития этих качеств, невозможно, так как снижение их уровня у спортсменов-танцоров приводит к ухудшению спортивных результатов.

Ключевые слова: танцевальный спорт, специальная физическая подготовка, физические качества, тренировочный процесс.

213

FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF ATHLETES-DANCERS

I E.G. Monakhova

Abstract. The article reveals the issues of special physical training of athletes-dancers. Sport dancing is rapidly developing, and the requirements for dancers concern not the musicality, ease and plasticity of performing the competitive program, but, above all, their physical training. To master competitive programs, dancers need special physical training, which includes various parameters of locomotor skills and non-standard skills for performing complexly coordinated dance elements. Dynamic, high-speed movements performed with a maximum amplitude require increased physical effort, strength, endurance, flexibility, coordination of movements. At present it is impossible to achieve success in sports dances without having a high level of development of these qualities, since a decrease in their level in dancers leads to deterioration of sports results.

Keywords: dance sport, special physical training, physical qualities, training process.

214

Двадцатое столетие стало временем стремительной эволюции спорта. В этот период возникли и развивались новые виды спорта (сноу-бординг, рафтинг, софтбол и др.), некоторые из которых имеют художественно-эстетическую направленность — танцы на льду в фигурном катании и спортивные танцы.

Спортивный танец как целостное единство спорта и искусства являет собой оригинальный вид творческой деятельности. Современная теория танца не дает однозначного ответа на вопрос о его возникновении. Большинство исследователей рассматривают танец как чисто человеческое приобретение, как социокультурный феномен:

• теория «чистой сексуальности» — происхождение танца носит чисто сексуальный характер: танец возник вследствие высвобождения эротизма (В. Кандинский, С.Н. Куракина);

• теория технологического процесса — причиной появления танцевальных движений является ритмический строй работы, технологические процессы (К. Бюхер, Г.В. Плеханов);

• теория "Homo ludens" — танец рассматривается как наиболее чистая и совершенная форма игры (Й. Хейзинга);

• теория утилитарности — в невербальный период развития человечества первые целесообразные движения, ставшие прообразом танца, носили утилитарный характер: любое целесообразное движение подчиняется определенному ритму, ме-

тру, организованным пространственно-временным условиям действия людей. Именно эти телодвижения и позы были предметом обучения, поскольку этого требовала природа, жизнь человека (В.В. Селиванов);

• теория внесловесного диалога — танец как невербальная форма общения возник в процессе удовлетворения потребности первобытного человека в общении, жизненно необходимой коммуникативной связи. Язык танца являлся языком человеческих чувств: танцевальные движения использовались скорее не для обозначения, а для выражения реалий человеческой жизни (Э.Л. Мар-тинес, Е.К. Луговая) [1].

Спортивный танец отображает всю красоту мира, которую только может передать человек, используя исключительно собственное тело: красоту ритма и звука, линий, чувств, силы. Этот вид спорта демонстрирует возможности тела человека как эластичного материала, как невербального языка, понятного представителям любого народа.

Спортивные танцы, как олимпийский вид спорта, развиваются стремительными темпами. Как и любая физическая дисциплина, спортивный танец требует постоянных тренировок. Идеальная программа подготовки танцора, как спортсмена, нацеленного на достижение высоких результатов, состоит из четырех взаимосвязанных частей:

1. Теоретическая часть — танцор получает от тренера (педагога) слуховую и зрительную информацию о

ЕК

танце, овладевает терминологией, познает принципы соединения танцевальных фигур и составления танцевальной композиции, получает информацию о возможных вариантах ритмической импровизации при исполнении танца.

2. Техническая часть — каждое движение выполняется танцором большое количество раз, то есть необходимо неоднократно повторить каждый шаг, движение корпуса, рук, опускания и подъемы для достижения естественных и изящных движений.

3. Общефизическая часть тренировок связана с постановкой дыхания и физической выносливостью. Правильное распределение дыхания при исполнении танцевальных движений позволяет танцору переносить длительные физические нагрузки, возникающие при исполнении танца, сохранить силы на протяжении всего соревнования, помогает достичь наилучших результатов, выиграть у соперников при прочих равных условиях.

4. Эмоциональная часть — на данном этапе отрабатывается взаимопонимание между танцорами, создается психологический настрой в паре на достижение наивысших результатов, формируется эмоциональный рисунок танца, как средства эстетической передачи информации от одного танцора к другому или от танцоров к зрителю [2].

Спортивные танцы, как вид спорта, включают в себя следующие спортивно-танцевальные дисциплины: европейская программа танцев, латиноамериканская программа танцев, программа 10 танцев, программа Формейшн и программа Секвей.

Соответственно, повышаются и требования к спортсменам-танцорам: не только к музыкальности исполнения, пластичности, но и к их физической подготовленности.

В современной ситуации, учитывая высокую конкуренцию, неосуществимо добиться высоких результатов на соревнованиях по танцевальному спорту без высокого уровня сформированности основных физических качеств (силы, быстроты, ко-ординированности, гибкости).

Вследствие этого возникает необходимость анализа применения средств, форм и методов работы со спортсменами-танцорами, научной разработки основ спортивной тренировки в области спортивного танце-вания.

Танцевальный спорт является сложно-координированным видом спорта, поэтому физическая подготовка спортсменов-танцоров должна обеспечить, прежде всего, готовность спортсменов к освоению сложных и в то же время эстетичных движений, развитие функциональных возможностей организма.

Исходя из личного опыта практической работы, отметим, что комплексному подходу к спортивной подготовке спортсменов-танцоров уделяется недостаточное внимание. Как следствие, большинство спортсменов-танцоров 16—20 лет имеют невысокий уровень физической подготовки, что не позволяет им достичь высоких спортивных результатов. Кроме того, в процессе спортивной подготовки спортсменов-танцоров наблюдается необоснованное противопоставление общей физической и специальной физической подготовки, что, по нашему мнению, недопустимо [3].

215

ВЕК

216

Не подлежит сомнению тот факт, что развитием физических качеств целесообразно заниматься с ранних лет. Но, тем не менее, улучшить уровень своей физической подготовленности можно при корректно простроенном тренировочном процессе. Такие значимые для спортсменов-танцоров физические качества, как сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость, — успешно развиваются посредством специальных упражнений. Спортсменам-танцорам различных возрастных групп и уровня мастерства необходимо не только совершенствовать, но и поддерживать свою физическую форму, позволяющую успешно выступать на соревнованиях. Поэтому при выстраивании тренировочного процесса стоит уделять внимание как комплексам общеразвивающих физических упражнений, так и комплексам специальных упражнений.

В спортивной практической деятельности общефизическая подготовка обязательна и необходима для достижения должного уровня работоспособности, что создает условия и возможность для последующего увеличения объемов специфических нагрузок и повышение степени тренированности в избранном виде спорта. В связи с этим становится актуальным вопрос о развитии физических качеств с учетом специфики танцевального спорта. В отличие от скоростно-силовых видов спорта, где физическая и техническая подготовка спортсмена обусловлена целью совершенствования локомоторных функций в базовом движении, технико-эстетические виды спорта, к которым относятся и спортивные танцы, имеют своей отличительной чер-

той разнообразие движений и особую технику их выполнения.

Программа соревнований по танцевальному спорту включает 10 танцев: пять танцев европейской программы (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, быстрый фокстрот) и пять танцев латиноамериканской программы (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв). Все танцы значительно отличаются друг от друга ритмическим рисунком, темпом исполнения, геометрией перемещения по танцевальной площадке, специфическими движениями тела и т.д. Для достижения высокого результата на соревнованиях по танцевальному спорту необходимо безупречно владеть большим числом разнообразных движений тела и их сочетаниями. А это возможно лишь при обоснованно и логично построенной системе тренировок.

Специальная физическая подготовка должна соответствовать специфическим требованиям, предъявляемым к спортивным танцам. Этот целенаправленный процесс должен включать в себя приемы и методы, ориентированные на развитие и сохранение определенного уровня того или иного локомоторного качества. Недостаточное внимание к развитию хотя бы одного компонента специальной физической подготовки может явиться причиной регресса спортивных результатов.

В спортивных танцах движения спортсменов характеризуются достаточно произвольным, а зачастую экс-промтным управлением. Поэтому одна их базовых задач технической подготовки является задача идеального владения своим телом. Как бы ни было велико значение словесного

языка, он не является единственной знаковой системой, используемой для общения людей. Существует множество форм и средств невербальной передачи информации, например, танец.

Танцевальное движение является результатом сложнокомбиниро-ванных действий мышц, что в значительной степени определяет структуру физических качеств, необходимых для данного вида спорта. Например, специфическое положение партнеров при исполнении танцев европейской программы (стойка). Танцы европейской программы имеют самое разнообразное историческое и географическое происхождение, различный ритмический рисунок и характер, но имеют и общие черты: партнер и партнерша на всем протяжении исполнения танца (2 минуты!) находятся в закрытой позиции и в постоянном плотном контакте друг с другом, который осуществляется за счет правильной постановки корпуса. Идеально, если руки партнерши, как и руки партнера, составляют прямую горизонтальную линию, проходящую у каждого исполнителя от одного локтя до второго. Это позволяет партнеру руководить движением в паре («вести пару»), а партнерше следовать за ним, не мешая ему. Все это требует значительных статических усилий мышц спины.

Движения в европейских танцах имеют особый характер: свинговое, мягкое, плавное, широкое, со спусками и подъемами (медленный вальс, быстрый фокстрот), непрерывное (венский вальс, медленный фокстрот), стаккатированное, компактное, с внезапными остановками, изменениями направления движения,

быстрой сменой от медленного к быстрому (танго). Все это обуславливает необходимость выработки определенного режима работы мышц ног (голени, стопы) и указывает на необходимость силовой подготовленности спортсменов-танцоров [4].

Большинство движений в латиноамериканских танцах (например, самба, пасодобль, румба) связаны с проявлением активной гибкости, что также обуславливает необходимость развивать данное физическое качество [5].

Исходя из специфики движения в танцевальном спорте, можно определить ведущие физические качества спортсмена-танцора: сила, быстрота, координированность, гибкость.

Развитие силы в спортивных танцах оказывает влияние на специальную выносливость при выполнении большого объема работы высокой интенсивности. Сильные мышцы спины, брюшного пресса, рук дают возможность правильно держать корпус как в статике, так и динамике, демонстрировать красивые линии, позы (шейпы). Без сильных мышц ног 217 (особенно, голени и стопы) невозможно показать красивое и мощное движение, особенно в танцах европейской программы.

Для развития силы целесообразно использовать атлетическую гимнастику по системе В.Г. Фохтина, основанную на самосопротивлении мышц. Данная система упражнений позволяет регулировать интенсивность и объем нагрузок, исключая риск перенапряжения мышц.

В спортивных танцах важную роль играют скоростно-силовые способности. Некоторые танцы соревновательной программы (например,

ВЕК

танго, квикстеп, самба) предполагают быстрый переход из спокойного статического состояния в быстрые синкопированные передвижения, что предопределяет «взрывной» характер исполнения многих танцевальных движений.

Отличительной особенностью спортивных танцев является исполнение большого количества оригинальных нестандартных движений [6].

Разрозненные элементы движения танца соединяются в единое локомоторное действие — танцевальную фигуру. Движения головы, туловища, ног и рук производятся в трех плоскостях: лицевой, горизонтальной и боковой. Движения ног и рук могут быть одноименными (движения совпадают по направлению, например, направо) и разноименными (например, поднимается правая рука и левая нога). Кроме того, движения, выполняемые ногами и руками, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх) и разнонаправленными (например, „.„ правая рука поднята вверх, левая — 218 в сторону). Исполнение конечной танцевальной фигуры легко, ненапряженно, четко, пластично невозможно без высокого уровня развития координационных способностей.

Существенную роль в спортивных танцах играет гибкость, обеспечивающая хорошую амплитуду и пластичность движений. Овладение многими танцевальными фигурами, особенно в танцах латиноамериканской программы, невозможно без хорошей подвижности в суставах (плечевых, тазобедренных), растяжки мышц ног (например, двуглавая мышца бедра, икроножная мышца, ягодичные мышцы). Следует заме-

тить, что характер упражнении на гибкость должен соответствовать специализации спортсмена-танцора. Так у танцоров-латинистов требования к уровню гибкости выше, чем у танцоров, специализирующихся на европеискои программе танцев.

При построении тренировочного процесса важно помнить, что упражнения общефизической подготовки могут выполняться без музыкального сопровождения. Специальную же физическую подготовку необходимо проводить под музыку, так как это способствует развитию не только физических качеств, но и развитию чувства ритма и музыкальности.

Разумная и обоснованная организация тренировочного процесса, направленного на развитие физических качеств спортсменов-танцоров, обеспечит необходимые условия для создания адекватной двигательной технической базы для достижения высоких спортивных результатов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Монахова, Е.Г. Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца: Дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е.Г. Монахова. - Новокузнецк, 2005. - 221 с.

2. Монахова, Е.Г. Спортивные танцы: учебное пособие для студентов по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» [Текст] / Е.Г.Монахова.

- Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2016.- 232 с.

3. Путинцева, Е.В. Начальная подготовка в спортивных танцах: учебное пособие [Текст] / Е.В. Путинцева, Г.Н. Пшеничникова. - Омск: Издательство СиГУФК, 2010. - 148 с. [Электронный ресурс].

- URL: http://bibliodub.ra/mdex.php?page =book&id=277363 (дата обращения: 10.05.2017)

4. Hancock, Sh. Dance technique and injury prevention [Text] / Justin Howse, Shirley Hancock; Forew. by Dame Ninette de Valois.

- New York: Theatre art books / Routledge, 2012. - 196 p.

5. Лэйэрд, У. Техника латиноамериканских танцев [Текст] / У Лэйэрд. - М.: Артис, 2005. - 324с.

6. Александрова, В.А. Оценка координационных способностей высококвалифицированных спортсменов в бальных танцах [Текст] / В.А. Александрова, В.В. Шиян // Теория и практика физической культуры.

- 2012. - № 6. - С. 58-60.

REFERENCES

1. Aleksandrova V.A., Shijan V.V., Ocenka koordinacionnyh sposobnostej vysokokvali-ficirovannyh sportsmenov v balnyh tancah, Teorija i praktika fizicheskoj kultury, 2012, No. 6, pp. 58-60. (in Russian)

2. Hancock Sh., Howse J., Dance technique and injury prevention, New York, Theatre art books / Routledge, 2012, 196 p.

3. Ljejjerd U., Tehnika latinoamerikanskih tan-cev, Moscow, Artis, 2005, 324 s. (in Russian)

4. Monahova E.G., Sportivnye tancy: uchebnoe posobie dlja studentov po napravleniju podgotovki 44.03.01 "Pedagogicheskoe ob-razovanie", Novokuzneck, 2016, 232 p. (in Russian)

5. Monahova E.G., Formirovanie esteticheskoj kultury vospitannikov internatnyh uchrezh-denij sredstvami sportivnogo balnogo tanca, Phd dissertation (Pedagogy), Novokuzneck, 2005, 221 p. (in Russian)

6. Putinceva E.V., Pshenichnikova G.N., Na-chalnaja podgotovka v sportivnyh tancah: uchebnoe posobie, Omsk, 2010, 148 p, available at: http://biblioclub.ru/index.php?pa ge=book&id=277363 (accessed: 10.05.2017) (in Russian)

Монахова Елена Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры, Кемеровский государственный университет, Новокузнецкий институт (филиал), monakhova.lena2011@yandex.ru Monakhova E.G., PhD in Education, Associate Professor, Physical culture Department, Kemerovo State University, Novokuznetsk Institute (branch), monakhova.lena2011@yandex.ru

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.