оценки, на активное взаимодействие с преподавателем, одногруппниками требуют создания условий в рамках образовательной среды.
При этом важной характерной чертой образовательной среды выступает изменение функции знаний, что требует совершенствования способов организации процесса усвоения с рутинного заучивания и репродукции на многообразие поисковой мыслительной
деятельности, рассматриваемой как продуктивный педагогический процесс.
Таким образом, содержание обучения преподносится не как готовая, формализованная система, часто оторванная от реальной ситуации, в которой должен действовать выпускник вуза, а как определенный набор законов, теорий, правил, представляющих собой проекцию соответствующего научного знания на учебный процесс, иллюстрируемый отдельными примерами из реальной жизни.
Литература
1. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Изд-во Магистр, 1997. 224 с. 2. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. 230 с. 3. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с. 4. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. 128 с.
Reference
1. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogy: innovative activities. M.: Magister, 1997. 224 p. 2. Slobodchikov V. I. The concept of the educational environment in the concept of the developmental education. M.: Ekopsit-centr ROSS, 2000. 230 p. 3. Yasvin V. A. Educational environment: from modeling to design. M.: Smysl, 2001. 365 p. 4. Yasvin V. A. Examination of the educational environment of the school. M.: September, 2000. 128 p.
Literatura
1. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogika: innovacionnaja dejatel'nost'. M.: Izd-vo Magistr, 1997. 224 s.
2. Slobodchikov V. I. O ponjatii obrazovatel'noj sredy v koncepcii razvivajushhego obrazovanija. M.: Jekopsicentr ROSS, 2000. 230 s. 3. Jasvin V. A. Obrazovatel'naja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju. M.: Smysl, 2001. 365 s. 4. Jasvin V. A. Jekspertiza shkol'noj obrazovatel'noj sredy. M.: Sentjabr', 2000. 128 s.
Статья поступила в редакцию 11.02.2016 г.
УДК 371
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
GAMING TECHNOLOGIES AS A MEANS OF YOUNG ATHLETES' MORAL EDUCATION
AND PHYSICAL TRAINING
© 2016 Гаджиев О. М., Магомедов Г. И.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2016 Gadzhiev O. M., Magomedov G. I.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье представлены результаты педагогического эксперимента по выявлению эффективности игровых технологий в воспитании нравственных качеств и повышению физической работоспособности юных спортсменов.
Abstract. The article represents the results of the pedagogical experiment to identify the effectiveness of gaming technologies in developing the moral qualities and enhancing the young athletes' physical performance.
Rezjume. V statye predstavleni rezultati pedagogicheskogo eksperimenta poviyavleniyu effektivnosti igrovykh tekhnologiy v vospitanii nravstvennykh kachestv I povysheniyu fizicheskoy rabotosposobnosti yunykh sportsmenov.
Ключевые слова: нравственное воспитание, игры, игры-эстафеты, юные спортсмены, физическая подготовка, физическая работоспособность.
Keywords: moral education, games, games-relay races, young athletes, physical training, physicalperfor-mance.
Klyuchevyye slova: nravstvennoye vospitaniye, igry, igry-estafety, yunyye sportsmeny, fizicheskaya pod-gotovka, fizicheskaya rabotosposobnost'.
Современный социум столкнулся с проблемой дефицита духовности и нравственности в образовательном пространстве. Значительная роль в воспитании подрастающего поколения на разных этапах образования принадлежит семье, школе и другим образовательным организациям. Наряду с духовно-нравственным здоровьем прослеживается и дефицит физического здоровья. Падение интереса к физическим упражнениям связано с развитием информационных и коммуникационных технологий, увеличением объема дидактического материала в современной школе, снижением объема игровой деятельности, но игровые технологии при правильной организации мотивируют подростков к их использованию в повседневной жизни и особенно на уроках физической культуры, в спортивной подготовке и в свободное время [1-3].
С этой целью нами проведены исследования, направленные на активизацию игровой
деятельности. Для подтверждения этого нами был проведен педагогический эксперимент. В процессе педагогического эксперимента выявлено, что применение различных видов игр и игр-эстафет с разнообразными движениями, требующими проявления волевых усилий при выполнении игровых заданий, позволяет улучшить физическую подготовленность юных спортсменов и развивать физические и нравственно-волевые качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость, смелость, решительность, сила воли, взаимодействие, взаимопомощь, честность, терпеливость, целеустремленность). В таблице 1 представлены показатели нравственного развития юных спортсменов до использования специальной методики, средний уровень нравственного развития был выявлен у 20 человек, что составило (50 %). В в конце эксперимента высокий и выше среднего уровни развития нравственно-волевых качеств наблюдались у 31че-ловека, т. е у 77,5 % занимающихся.
Таблица 1
Изменение показателей нравственного развития юных спортсменов до и после использования различных видов игр и игр-эстафет в контрольной и экспериментальной группах (%/человек)
№ Показатели развития нравственно-волевых качеств Контрольная группа (40 чел.) Экспериментальная группа (40 чел.)
До эксперимента (% / чел.) После эксперимента (% / чел.) До эксперимента (% / чел.) После эксперимента (% / чел.)
1 Взаимопомощи 40/16 65/26 32,5/13 92,5/37
2 Сознательности 65/26 80/32 60/24 95/38
3 Взаимодействие 75/30 85/34 72,5/29 100/40
4 Честности 80/32 85/34 80/32 95/38
5 Терпимости 60/24 80/32 60/24 100/40
6 Воли 70/28 82,5/33 65/26 95/38
7 Коллективизма 65/26 72,5/29 62,5/25 100/40
В контрольных группах с высоким и выше среднего уровнями развития нравственно-
волевых качеств в конце эксперимента наблюдалось в среднем на 14-16 человек (15-
26 %) меньше, чем в экспериментальных группах.
Приведенные выше показатели нравственного развития свидетельствуют о более высоком уровне нравственного воспитания и показателей физической подготовленности и развитии силовых, скоростных, скоростно-силовых качеств и выносливости у юных спортсменов, занимающихся в экспериментальных группах. Это обусловлено применением специально подобранных игровых технологий и дозированных по объему и интенсивности разнообразных физических упражнений, включенных в содержание различных игр, игр-эстафет. Разнообразные физические упражнения (подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, игры-эстафеты с элементами бега, прыжков, лазания, ползания, подлезания), гимнастические и акробатические упражнения, бег и прыжки с преодолением препятствий, общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, применяемые на этапе предварительной подготовки и начальной специализации способствовали повышению физической подготовленности и развитию физических и нравственно-волевых качеств у юных спортсменов, занимающихся в экспериментальных группах.
В процессе педагогического эксперимента выявлено, что применение различных видов игр и игр-эстафет с разнообразными движениями, требующими проявления волевых усилий при выполнении игровых заданий, позволяет улучшить физическую подготовленность юных спортсменов и развивать физические и нравственно-волевые качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость, смелость, решительность, сила воли, взаимодействие, взаимопомощь, честность, терпеливость, целеустремленность).
В таблице 1 представлены показатели нравственного развития юных спортсменов до использования специальной методики нравственного воспитания подростков в различных видах игр и игр-эстафет и после обучающего эксперимента.
В процессе проведения обучающего эксперимента нами была разработана методика формирования нравственных ориентиров и игровых заданий, а затем фиксировались результаты их проявления участниками игры в специально организованной игровой дея-
тельности. Как видно из таблицы 1, подростки экспериментальной группы показали более высокие уровни проявления нравственно-волевых качеств.
Игры, игры-эстафеты с разнообразными движениями, применяемые в тренировочном процессе по разработанной нами методике, способствовали повышению физической подготовленности, воспитанию физических, нравственно-волевых качеств и устранению имеющихся отклонений в поведении юных спортсменов [4, 5].
Педагогические наблюдения выявили, что юные спортсмены, занимающиеся в экспериментальных группах, более ответственно относились к выполнению учебно-тренировочных заданий, проявляли большую активность и самостоятельность в играх-эстафетах. Это свидетельствует о повышении положительной мотивации и формировании ответственного отношения юных спортсменов к учебно-тренировочному процессу и играм эстафетам, используемым для повышения физической подготовки и развития физических и нравственно-волевых качеств (табл. 2).
Под влиянием различных видов игр, игр-эстафет и специально подобранных дозированных упражнений, проводимых по разработанной нами методике, значительно улучшились показатели физической работоспособности у юных спортсменов. За период педагогического эксперимента в экспериментальных группах физическая работоспособность повысилась у подростков 12-13 лет в среднем на 25,4 кгм/мин, у подростков 14-15 лет на 30,6 кгм/мин, а у спортсменов, занимающихся в контрольных группах, показатели физической работоспособности повысились соответственно на 11,5 кгм/мин и на 15,2 кгм/мин. Разница в показателях физической работоспособности между юными спортсменами экспериментальных и контрольных групп в возрасте 12-13 лет составила 13,9 кгм/мин, в 14-15 лет - 15,4 кгм/мин.
Изменение показателей физической работоспособности у юных спортсменов, занимающихся в экспериментальных и контрольных группах, за период педагогического эксперимента представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение юных спортсменов, занимающихся в экспериментальных и контрольных группах, по уровням физической подготовленности в начале и в конце педагогического эксперимента
Экспериментальная группа
Уровень физической подготовленности В начале эксперимента В конце эксперимента
Количество % Количество %
Низкий уровень / от М-1,5сти ниже - - - -
Ниже среднего / от М-1ст до 1,5а 6 чел. 15 % - -
Средний уровень / М±1 а/ 14 чел. 35 % 9 чел. 22,5 %
Выше среднего / от М+1 а до 1,5а 12 чел. 30 % 16 чел. 40 %
Высокий уровень / от М±2а и выше 8 чел. 20 % 15 чел. 37,5 %
Всего 40 чел. 100 % 40 чел. 100 %
Контрольная группа
Уровень физической подготовленности В начале эксперимента В конце эксперимента
Количество % Количество %
Низкий уровень / от М-1,5сти ниже - - - -
Ниже среднего / от М-1ст до 1,5а 5 чел. 12,5 % 2 чел. 5 %
Средний уровень / М±1 а/ 13 чел. 32,5 % 13 чел. 32,5 %
Выше среднего / от М+1 с до 1,5а 14 чел. 35 % 15 чел. 37,5%
Высокий уровень / от М±2а и выше 8 чел. 20 % 10 чел. 25 %
Всего 40 чел. 100 % 40 чел. 100 %
Как видно из таблицы 2, более высокий уровень физической работоспособности юных спортсменов, занимающихся в экспериментальных группах, обусловлен повышением функциональных возможностей и уровня тренированности их организма.
Повышению физической работоспособности юных спортсменов экспериментальных групп способствовали игры-эстафеты с элементами бега, прыжков, лазания. Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам и дозированные силовые, скоростные, скоростно-силовые упражнения (бег, прыжки, гимнастические и акробатические упражнения), применяемые на этапе предварительной
подготовки и начальной специализации.
Игры-эстафеты, подвижные и спортивные игры, бег на короткие дистанции, прыжки, метания, подтягивания на перекладине, лазания по канату, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, акробатические и гимнастические упражнения (висы, упоры, подъемы на снарядах) и упражнения с различными отягощениями (набивными мячами, гантелями, штангой, приседания с партнерами собственного веса) способствовали развитию физических, нравственно-волевых качеств, повышению физической подготовленности и работоспособности юных спортсменов (табл. 3).
Таблица 3
Изменения показателей физической работоспособности у юных спортсменов экспериментальных и контрольных групп за период педагогического эксперимента
Возраст Группа Показатели физической работоспособности PWC-170 Прирост
В начале эксперимента M±m В конце эксперимента M±m
12-13 лет Экспериментальная 494,3±8,94 3,5 565,7±6,30 2,6 71,7
Контрольная 497,5±10,6 0,2 527,9±9,34 4,3 33,6
14-15 лет Экспериментальная 682,4±8,70 1,6 756,5±12,6 5,7 74,1
Контрольная 676,6±11,3 3,6 712,6±14,5 1,8 36,3
Результаты показателей физической работоспособности в период педагогического эксперимента, как видно из таблицы 3, выше в экспериментальной группе в сравнении с контрольной после формирующего эксперимента. Это подтверждает эффективность разработанной нами методики физической подготовки юных спортсменов. Это послужило тому, что после окончания педагогического эксперимента и другие тренеры-педагоги взяли за основу нашу методику подготовки юных спортсменов, занимающихся в детских юношеских спортивных школах республики.
Проведенные исследования показали эффективность игровых технологий в нравственном воспитании и повышение физической работоспособности юных спортсменов в период общефизической и специальной подготовки.
Использование различных видов игр в подготовке юных спортсменов создают благоприятные условия для нравственного воспитания и физической подготовки подростков и служит средством повышения мотивации при занятиях спортом.
Литература
1. Маллаев Д. М., Гасанова Д. И. Теория и практика психотехнических игр. М.: Владос, 2013. 149 с. 2. Мал-лаев Д. М. Теория игры с позиций деятельностного подхода // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 16-23. 3. Алиев М. Н., Гаджиев О. М. Нравственное воспитание юных спортсменов средствами физической культуры и спорта // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д.: ЮФУ, 2012. № 5. С. 86-95. 4. Аб-дулаева Р. М., Алиев М. Н. Подвижные игры как средства физического и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Физическая культура, спорт и туризм в XXI столетии. Ставрополь, 2001. С. 12-14. 5. Баркова Л. В., Панков В. Л. Игры-эстафеты как средства воспитания физических качеств у детей старшей группы // Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1982. С. 93-103.
Reference
1. Mallaev D. M., Gasanova D. I. Theory and practice of psychotechnical games. M.: Vlados, 2013. 149 p. 2. Mal-laev D. M. Game Theory from the standpoint of the activity approach // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2007. # 1 P. 16-23. 3. Aliev M. N., Gadzhiev O. M. Moral education of young athletes by means of physical culture and sport // Proceedings of Southern Federal University. Pedagogical Sciences. Rostov-on-Don: SFU, 2012. # 5. P. 86-95. 4. Abdulaeva R. M., Aliev M. N. Outdoor games as a means of physical and moral education of children of preschool and younger school age // Physical training, sports and tourism in the 21st century. Stavropol, 2001. P. 12-14. 5. Barkova L. V., Pankov V. L. Game relay races as a means of developing the physical qualities of children of the senior group // Physical education of preschool children. M.: Prosveshchenie, 1982. P. 93-103.
Literatura
1. Mallaev D. M., Gasanova D. I. Teorija i praktika psihotehnicheskih igr. M.: Vlados, 2013. 149 s. 2. Mallaev D. M. Teorija igry s pozicij dejatel'nostnogo podhoda // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2007. № 1. S. 16-23. 3. Aliev M. N., Gadzhiev O. M. Nravstvennoe vospitanie junyh sportsmenov sredstvami fizicheskoj kul'tury i sporta // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. Rostov n/D.: JuFU, 2012. № 5. C. 86-95. 4. Abdulaeva R. M., Aliev M. N. Podvizhnye igry kak sredstva fizicheskogo i nravstvennogo vospitanija detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta // Fizicheskaja kul'tura, sport i turizm v XXI stoletii. Stavropol', 2001. S. 12-14. 5. Barkova L. V., Pankov V. L. Igry-jestafety kak sredstva vospitanija fizicheskih kachestv u detej starshej gruppy // Fizicheskoe vospitanie detej doshkol'nogo vozrasta. M.: Prosveshhenie, 1982. S. 93-103.
Статья поступила в редакцию 12.02.2016 г.