Таблица 3
Различия показателей адаптации к соревнованию во 2-й экспериментальной группе __________________________до и после эксперимента (п=27)________________________
Показатели адаптированности До После t P
Х ст Х ст
Оценка условий 7,3 0,96 7,86 1,15 - -
Прогноз результата 3,9 1,23 4,99 1,17 3,21 0,01
Самочувствие 5,67 0,85 7,14 0,87 7,15 0,001
Активность 4,95 0,82 6,23 0,81 5,55 0,001
Настроение 5,14 0,96 6,2 0,97 3,88 0,001
Напряжение 3,1 0,92 3,53 0,85 2,03 0,05
Тревожность 5,56 0,97 6,27 1,22 2,28 0,05
Уверенность 5,06 1,07 6,12 0,95 3,70 0,001
Возбуждение 5,19 1,1 6,15 0,94 3,32 0,01
Результаты показывают эффективность разработанных технологий и для ускорения и оптимизации адаптации в 3-й экспериментальной группе.
Таким образом, результаты формирующего эксперимента убедительно показывают эффективность как общей, так и вариативных технологий, построенных на основании дифференцированного подхода к адаптации спортсменов к соревновательной деятельности по личностному принципу. При этом важно отметить, что после эксперимента во всех группах произошли изменения по большинству тех характеристик, на которые и была направлена психолого-педагогическая работа с учетом общих и специфических показателей адаптированности спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьмин, М. А. Особенности адаптации спортсменов различных специализаций к условиям соревнований. - СПб. : Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2012. - 216 с.
2. Николаев, А.Н. Методика изучения предстартовых состояний спортсменов / А.Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы межвузовской научной конференции. - СПб. : ГАФК, 2001. - С. 81-85.
REFERENCES
1. Kuzmin, M.A. (2012), Features of sportsmen’s adaptation of various specializations to conditions of compétitions, publishing house Lesgaft University, St.-Petersburg, Russian Fédération.
2. Nikolaev, A.N. (2001), “Technique of studying of sportsmen’s prestarting conditions”, Psikhologicheskie osnovy pedagogicheskoy deyatelnosti: Materialy mezhvuzovskoy nauchnoy konferentsii, SPb, GAFK, pp. 81-85.
Контактная информация: kuzmin-maxim@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 30.07.2012.
УДК 374.1
ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ
ДЮСШ
Екатерина Павловна Максачук, кандидат педагогических наук,
Московская государственная академия физической культуры и спорта, Малаховка
Аннотация
Морально-волевые качества, присущие человеку, определяют не только его характер, но и являются некоторым критерием профессиональной успешности. Ответственность является обяза-
тельным компонентом благополучной спортивной карьеры. Без четкого соблюдения правил, выработанных учеными в области теории и методики спортивной деятельности, рост спортивных результатов невозможен. В данной статье предлагаются средства воспитания ответственности у юных спортсменов в условиях детско-юношеских спортивных школ. Воспитанию ответственности способствуют следующие средства и методы: ведение дневника учебно-тренировочного процесса; соблюдение этико-гигиенических норм занятий в ДЮСШ; балльная система оценок дисциплины на занятиях; установление дежурных по группе с выполнением определенных обязанностей; освоение правил честной игры (Fair Play); использование методов поощрения, наказания и контроля.
Ключевые слова: юный спортсмен, ответственность, дневник спортивной тренировки, методы поощрения и наказания.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p86-89
EDUCATION OF LIABILITY AMONG THE YOUNG ATHLETES IN SPORTS
SCHOOL
Ekaterina Pavlovna Maksachuk, the candidate of pedagogical sciences,
Moscow State Academy of Physical Culture and Sports, Malakhovka
Annotation
The moral and volitional qualities of a human being determine not only his character, but they are considered as certain criteria for professional success. Responsibility is a required component of prosperous athletic career. Without strict adherence to rules, worked out by scientists in the field of theory and methodology of sports activity, the growth of athletic performance is impossible. This article offers the means for training among the sports schools young athletes the responsibility. Education of responsibility is promoted by the following means and methods: keeping the diary of educational and training process; observance of ethic and hygienic norms of occupations in sports school; mark system of estimates of discipline at lessons; choice of persons on duty in group with performance of certain duties; development of rules of a fair play (Fair Play); use of methods of encouragement, punishment and control.
Keywords: young athlete, responsibility, diary of sports training, methods of rewards and punishments.
ВВЕДЕНИЕ
Ни для кого не секрет, что спорт воспитывает в человеке качества характера, которые ценятся не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Одним из таких свойств личности является ответственность. Каждый из нас предпочитает общаться с людьми верными своему слову, поручать именно им ответственные задания. Без применения определенных педагогических средств и методов в учебнотренировочном процессе невозможно воспитать полноправного члена общества, способного достигать успехов не только в профессиональной деятельности, но и быть социально адаптированным, принимаемым обществом человеком.
Но противоречие заключается в следующем - процесс воспитания предполагает непрерывность, последовательность и постоянство воздействия на обучающихся, которые в свою очередь в большинстве своем пропускают тренировочные занятия в детско-юношеских спортивных школах по причине отсутствия настроения. Источником этой информации служит социологическое исследование, проведенное в конце 2011 года [2].
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Для воспитания ответственности у юных спортсменов можно предложить ежедневное ведение дневника учебно-тренировочных занятий под контролем тренера.
Первый раздел дневника может включать в себя самочувствие спортсмена до начала тренировки (здесь указывается количество часов сна, частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя, общее самочувствие).
Второй раздел посвящается непосредственно тренировочному процессу: упражне-
ния на технику, тактику, задания для развития физических качеств с обязательным указанием ошибок при выполнении, а также самочувствия во время тренировки.
Третий раздел предполагает описание самочувствия после тренировочного занятия (ЧСС, отклонения от нормы в самочувствии при их наличии и т.п.).
Нельзя отставлять без внимания теоретическую часть программы обучения в ДЮСШ. Поэтому в следующем разделе дневника учебно-тренировочных занятий целесообразно указать тему теоретического занятия (в день его проведения), а также прочитанную литературу по спортивной тематике.
Домашнее задание является необходимым компонентом учебно-тренировочного процесса. Следовательно, в дневнике будет целесообразно размещение данного раздела, с указанием заданий тренера и степенью их выполнения, а также комментариев, относительно причин невыполнения заданных упражнений.
Также можно внести раздел активного отдыха в свободное время с указанием вида двигательной активности.
Воспитывать чувство ответственности необходимо, начиная с группы предварительной подготовки. Для этого необходимо соблюдать все условия, определяющие дисциплину на тренировке. В частности, одним из таких требований является обязательная спортивная форма одежды с соблюдением всех гигиенических требований, с которыми начинающие спортсмены должны быть заранее ознакомлены. Поскольку в данном случае речь идет о совсем юных, только вставших на спортивный путь детях, то старательное выполнение условий учебно-тренировочного процесса целесообразно поощрять. Например, в стенгазете ДЮСШ определить раздел «Они упорно движутся к спортивным достижениям», где можно указывать фамилии спортсменов, регулярно посещающих тренировки, и не пропускающих их без уважительной причины.
Также занимающимся можно присваивать баллы за соблюдение установленных правил, и отнимать определенное их количество за нарушение установленных критериев поведения, а затем отмечать лучших.
Разумеется, не только метод поощрения целесообразен для воспитания ответственности. Регулировать проступки спортсменов необходимо с помощью наказания (например, за нарушение дисциплины, порчу места проведения занятия и т.п.). Можно объявить выговор, вызвать родителей, но при этом необходимо помнить, что наказывая ребенка, ни в коем случае нельзя унижать его человеческое достоинство. В тренерской практике встречаются случаи, отменяющие наказание: неумение, состояние аффекта, раскаяние.
Тренер может ввести систему дежурства в группе - то есть ответственный в этот день спортсмен должен собрать дневники тренировок и сдать их на проверку тренеру, сообщить количество присутствующих и отсутствующих на занятии, помогать проводить разминку и т.д.
В более старших группах ДЮСШ можно назначать спортсменов, отвечающих за оформление стенгазеты школы, где будут отмечены самые интересные события в жизни коллектива, которые иногда могут быть взаимосвязаны с памятными датами страны.
Многие слышали о правилах честной игры (Fair play), но соблюдают ли этот необходимый компонент воспитания в современных ДЮСШ? Учитывая ответы респондентов проведенного социологического опроса [2], большинство юных спортсменов вообще не знакомы с этими требованиями. Дело в том, что наиболее ярко эта проблема выражена в отношении к сопернику на соревнованиях. Так как состязание является ситуацией, в которой наиболее четко проявляются черты характера и воспитанность человека, то большинство атлетов откровенно сообщили, что готовы к победе любой ценой, что противоречит этике олимпийского поведения.
Параллельно с освоением Fair play происходит воспитание ответственности, так как многие морально-волевые качества находятся в тесной корреляции. Факт того,
SS
насколько добросовестно спортсмен соблюдает установленные правила игровой или соревновательной деятельности, свидетельствует о степени его ответственности к выполняемому им делу [1].
Конечно же, чувство ответственности воспитывается методом контроля. Каждый спортсмен должен знать, что все компоненты тренировочного процесса будут подвергаться обязательной проверке со стороны тренера, и без этого невозможна полноценная подготовка к соревнованиям.
ВЫВОДЫ
Воспитанию ответственности способствуют следующие средства и методы:
1. Ведение дневника учебно-тренировочного процесса
2. Соблюдение этико-гигиенических норм занятий в ДЮСШ
3. Балльная система оценок дисциплины на занятиях
4. Установление дежурных по группе с выполнением определенных обязанностей
5. Освоение правил честной игры (Fair Play)
6. Использование методов поощрения, наказания и контроля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лубышева, Л.И. Ценности олимпийской культуры и воспитание юношества / Л.И. Лубышева // Междунар. форум «Молодежь - Наука - Олимпизм», 14-18 июля 1998 г., г. Москва: Материалы. М: Сов. Спорт, 1998. - С. 144-146.
2. Максачук, Е.П. Спортивный стиль жизни юных спортсменов в ДЮСШ г. Москвы / Е.П. Максачук // Материалы 7 международной научно-практической конференции «Найновите постижения на европейската наука», 2011.- София. - 2011, Том 33 Биология. Физическая культура и спорт. - С. 63-65.
REFERENCES
3. Lubysheva, L.I. (1998), “The values of the Olympic culture and education of youth”, The international forum "Youth - Science - Olympism", рр. 144-146
4. Maksachuk, E.P. (2011), “Sports life style of young athletes in the sports school in Moscow”, 7 Materials of international scientific-practical conference "The latest in European science of understanding", Vol. 33, pp. 63-65.
Контактная информация: Kate-Maksachyk@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 17.07.2012.
УДК 372.212
ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Светлана Сергеевна Животова, заведующий МОУ детский сад компенсирующего вида
№ 278, г. Волгоград
Аннотация
В статье затрагиваются вопросы адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Авторы предлагают при помощи средств музыкальнодвигательного воспитания обеспечивать более высокий коррекционный эффект физкультурных занятий. В качестве предмета коррекционного воздействия выбрана игровая деятельность детей. В