90% матчей проходят в зоне его повышенного уровня и требуют от спортсменок соответствующей психоэмоциональной напряженности;
- сравнительный анализ эффективности технико-тактических действий волейболисток обнаруживает положительную тенденцию успешности выполнения отдельных игровых приемов в зависимости от коэффициента сложности игр;
- соревновательная деятельность квалифицированных волейболисток представляет собой совокупность игровых ситуации, психоэмоциональная напряженность которых зависит от коэффициента сложности игры. На основании этого дифференцированы четыре уровня психоэмоциональной напряженности игровых ситуаций: низкий, средний, высокий, экстремальный;
- анализ соотношения игровых ситуаций с разной степенью психоэмоциональной напряженности в ходе практически каждого матча свидетельствует об их повторяемости, а в некоторых случаях тенденция к чередованию может носить предсказуемый характер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лосин, Б.Е. Структурирование педагогического базиса подготовки спортсменов игровиков на основе системного подхода / Б.Е. Лосин, Ю.М. Макаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 115-120.
2. Макаров, Ю.М. К вопросу о совершенствовании образовательно-воспитательной системы юных спортсменов на начальном этапе подготовки в спортивных играх // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 2 (24). - С. 42-47.
3. Макаров, Ю.М. Тенденции к «ролевой» ориентации в игровой деятельности баскетболистов различной квалификации / Ю.М. Макаров, Хусейн Ал Тай // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (68). - С. 56-61.
4. Макаров, Ю.М. Концепция формирования игровой деятельности в спортивных играх / Ю.М. Макаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 7883.
REFERENCES
1. Losin, B.E. and Makarov, Yu.M. (2011), “Structuring the pedagogic basis of athletes' preparation in game kinds of sport based on the systematic approach”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 115-120
2. Makarov, Yu.M. (2007), “To a question of improvement of educational and educational system of young athletes at the initial stage of preparation in sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni
P.F. Lesgafta, Vol. 24, No. 2, pp. 42-47.
3. Makarov, Yu.M. and Hussein, Al Tye (2010), “Tendencies to "role" orientation in game activity of basketball players of various qualification”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 8, pp. 56-61.
4. Makarov, Y.M. (2013), “Concept of the gaming activity formation in sports games”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 78-83.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.02.2014.
УДК 374.1
ВЛИЯНИЕ МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ НА ПОСЕЩАЕМОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
Екатерина Павловна Максачук, кандидат педагогических наук,
Московская государственная академия физической культуры и спорта, Малаховка
Аннотация
Статья посвящена проблеме низкой посещаемости спортсменов групп начальной подготовки тренировочного процесса. В связи с этим раскрывается роль методов стимулирования на заня-
тиях в условиях ДЮСШ. В результате проведенного педагогического эксперимента выявлено, что методы поощрения и наказания оказывают положительное влияние на посещаемость занятий (эксперимент проводился в группе начальной подготовки). В статье также указываются принципы методов стимулирования, помогающие создать в группе нацеленность на достижение спортивных результатов, не ущемляя юных спортсменов как личность.
Ключевые слова: юные спортсмены, поощрение, наказание, посещаемость занятий.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p100-103 IMPACT OF THE INCENTIVES ON ATTENDANCE OF THE TRAINING SESSIONS
Ekaterina Pavlovna Maksachuk, the candidate of pedagogical sciences,
Moscow State Academy of Physical Culture and Sports, Malakhovka
Annotation
The article is devoted to the problem of low attendance by the athletes of the initial training process. In this regard, the role of incentives for the training in the conditions of Sports schools for children and young people. As a result of the pedagogical experiment we revealed that the incentives and penalties have the positive impact on attendance (the experiment was conducted in the group of the initial training). The article also outlines the principles of the stimulation methods, it helps to create the focus on achieving the results in the group, without prejudice to the young athletes as a person.
Keywords: young athletes, promotion, discipline, attendance.
ВВЕДЕНИЕ
Посещаемость тренировок предполагает систематическое присутствие спортсменов на занятиях в целях усвоения программного материала и является важным фактором высоких спортивных результатов. Реализация принципов тренировочного процесса возможна только при условии регулярного посещения занятий (принцип непрерывности, периодизации и цикличности, сознательности и активности и др.). Однако, не является редкостью, когда спортсмены пропускают тренировки без уважительной причины, особенно данная ситуация прослеживается в группах начальной подготовки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В эксперименте принимали участие спортсмены в возрасте 9-11 лет, занимающиеся легкой атлетикой (бег) в количестве 73-х человек. Эксперимент длился 6 месяцев (с 1.09.13 по 1.03.14). На начало эксперимента было отмечено снижение посещаемости тренировочных занятий без уважительной причины (в среднем до 40% пропусков). Поэтому в одной группе (экспериментальной) была введена система усиления методов поощрения и наказания (n=36), в то время как в другой группе (контрольной, n=37) применение метода стимулирования оставалось на том же уровне.
Методы поощрения и наказания играют хотя и вспомогательную, но важную роль в тренировочном процессе. Поощрение выражает положительную оценку действий и поведения спортсмена. Любое поощрение осуществлялось с обязательным учетом следующих педагогических требований: соответствие заслугам спортсмена, соблюдение условия гласности (награждение, похвала на собрании коллектива). Также заслуживали поощрения те спортсмены, которые проявляли высокую старательность, настойчивость в достижении высоких результатов, и даже в случае неудачи такие занимающиеся отмечались на собраниях как «неуклонно следующие к победе».
Поощрения носили разнообразный характер: одобрение, похвала, объявление благодарности, предоставление почетного права подъема флага в начале соревнований, размещение фотографии на доске почета, награждение грамотами и значками. У спортсменов менее уверенных в своих подмечали их старательность и целеустремленность. При этом учитывалось, что частая похвала вскоре теряет свое воспитательное значение, так
как происходит привыкание к ней. Поэтому похвала была адресована не столько самому спортсмену, сколько выполненному им заданию. В качестве поощрения деятельности юных спортсменов использовалось доверие. При условии благополучного выполнения ими текущих задач, доверялось более сложное задание, например, провести разминку во время тренировочного занятия.
Помимо поощрения применялось также и наказание в качестве воспитательного средства, проявляющееся в виде осуждения, отрицательных поступков действий спортсменов. Данный метод необходим в качестве предупреждения дальнейших нежелательных действий. Отрицательные эмоции, связанные с наказанием, корректируют поведение нарушающих установленные требования и нормы на занятиях. Наказание применялось в тех случаях, когда нарочно не выполнялись задания тренера, не соблюдался спортивный режим, нарушались спортивные традиции, этические правила, когда спортсмен не желал признавать совершенную им ошибку. Для регулирования поведения юных спортсменов применялись следующие виды наказания: неодобрительный взгляд, замечание, выговор, разбор поступков на собрании команды. При этом обязательно учитывались мера вины, мотивы нарушения, степень воспитанности конкретного спортсмена, искреннее признание в совершенном поступке. В случае случайного несоблюдения правил, раскаяния со стороны нарушителя - строгих наказаний не следовало, вследствие того, что признание своей вины требует проявления больших моральных усилий и данное обстоятельство смягчает провинность. В некоторых случаях наказание было логичным следствием совершенного поступка. Например, в случае невыполнения поручения тренера, данное задание передавалось другому спортсмену, что рассматривалось как лишение доверия коллектива. При осуждении отрицательного поведения осуждался конкретный поступок, а не личность в целом.
Таблица 1
Средства стимулирующего метода, применяемые в экспериментальной группе
юных спортсменов
Стимулирующий метод Средства
Поощрение - одобрение; - похвала; - объявление благодарности; - размещение фотографии на доске почета; - награждение грамотами, значками; - оказание доверия в исполнении индивидуального поручения.
Наказание - осуждение; - замечание; - выговор; - разбор проступка на собрании команды.
В начале эксперимента в контрольной и экспериментальной группах не наблюдалось значительных отличий относительно пропусков тренировочных занятий. В течение шести месяцев применялись в тренировочном процессе методы поощрения и наказания в экспериментальной группе, что повысило посещаемость занятий в конце эксперимента на 19%.
Таблица 2
Посещаемость тренировочных занятий за экспериментальный период времени
(с 1.09.13 по 1.03.14), X±8, %
Посещаемость занятий Начало эксперимента
ЭГ (п=36) КГ (п=37) г Р
Занятия, пропущенные по уважительной причине 7,4±2,1 6,8±2,5 0,18 Р>0,05
Занятия, пропущенные по неуважительной причине 41,4±3,2 39,2±2,8 0,52 р>0,05
Конец эксперимента
Занятия, пропущенные по уважительной причине 6,5±2,2 7,1±1,5 0,23 р>0,05
Занятия, пропущенные по неуважительной причине 22,3±1,8 38,6±2,5 5,25 Р<0,001
Необходимо также отметить роль принципов метода стимулирования, применяемых в эксперименте. Метод стимулирования использовался с соблюдением следующих положений педагогики: 1. Поощрение должно соответствовать заслугам спортсмена (быть обоснованным). 2. Справедливость наказания с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. 3. Наказание исключает оскорбление, унижение ребенка. 4. При поощрении, а также при наказании оценивается непосредственно действие (поступок), а не личность спортсмена.
ВЫВОДЫ
1. Методы поощрения и наказания закрепляют положительные формы поведения.
2. Метод наказания направлен на предупреждение и пресечение отрицательных поступков. Применение его на практике не должно унижать достоинство спортсмена.
3. Использование метода стимулирования в тренировочном процессе повысило посещаемость занятий в группе начальной подготовки в среднем на 19%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. -М. : Гардарики, 2004. - 480 с.
2. Урунбасарова, Э.А. Этика преподавателя / Э.А. Урунбасарова. - Алматы : Бастау, 2003.
- 76 с.
3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах / Г.М. Коджаспирова. - М. : Педагогика, 2003. - 256 с.
4. Максачук, Е.П. Значение ценностей спортивной культуры в жизни современных спортсменов / Е.П. Максачук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 63-66.
5. Максачук, Е.П. Воспитание ответственности у юных спортсменов в условиях ДЮСШ / Е.П. Максачук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 86-89.
REFERENCES
1. Grigorovich, L.A. and, Marcinkowska, T.D. (2004), Pedagogy and psychology, "Gardariki", Moscow.
2. Orynbasarova, E.A. (2003), Ethics teacher, "Bastau", Almaty.
3. Kodzhaspirova, G.M. (2003), Pedagogy in the schemes, "Pedagogy", Moscow.
4. Maksachuk, E.P. (2012), “Importance of values of sports culture in modern life of athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 63-66.
5. Maksachuk, E.P. (2012), “Education of liability among the young athletes in sports school”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 86-89.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.03.2014.
УДК 796.07
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Наталия Ивановна Медведкова, доктор педагогических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
Елена Геннадьевна Селиванова, старший преподаватель,
Чайковский государственный институт физической культуры
Аннотация
В статье рассмотрена эффективность занятий женщин зрелого возраста средствами аэробики и аквааэробики. На основании анкетного опроса была выявлена мотивация к занятиям. В качестве методов исследования были использованы: анализ научно-методической литературы, опрос в
10З