Научная статья на тему 'Значение ценностей спортивной культуры в жизни современных спортсменов'

Значение ценностей спортивной культуры в жизни современных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1345
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / SPORTS / SPORTS CULTURE / VALUES OF SPORTS CULTURE / NEED-MOTIVATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максачук Екатерина Павловна

В статье представлены результаты социологического исследования ценностного отношения учащихся ДЮСШ к спорту. Для того чтобы воспитать гармонически развитую личность, необходимо применять в учебно-тренировочном процессе соответствующие средства и методы, о чем, к сожалению, некоторые тренеры забывают. Исследование проводилось среди ДЮСШ г. Москвы и Подмосковья. Результаты показывают, что многие спортсмены не знакомы с ценностями спорта, поэтому в статье рассматриваются возможные пути повышения данного компонента путем создания потребностно-мотивационной сферы и обязательным включением когнитивной составляющей в учебно-тренировочный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance of values of sports culture in modern life of athletes

The paper presents the results of sociological research on the value attitude of physical culture school students to the sports. In order to educate the harmoniously developed personality, the appropriate tools and techniques should be used in the training process, but, unfortunately, some coaches forget it. The study was conducted among the sports schools in Moscow and Moscow region. The results indicate that many athletes are not familiar with the values of sport, so the paper considers the ways to improve this component by creating need-motivational sphere with obligatory inclusion of the cognitive component in the training process.

Текст научной работы на тему «Значение ценностей спортивной культуры в жизни современных спортсменов»

го ученого в области теории, истории и социологии физической культуры, талантливого педагога, но и как яркую незаурядную личность.

УДК 159.9:796.01

ЗНАЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ СПОРТСМЕНОВ

Екатерина Павловна Максачук, кандидат педагогических наук,

Московская государственная академия физической культуры и спорта (МГАФК),

Малаховка

Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования ценностного отношения учащихся ДЮСШ к спорту. Для того чтобы воспитать гармонически развитую личность, необходимо применять в учебно-тренировочном процессе соответствующие средства и методы, о чем, к сожалению, некоторые тренеры забывают. Исследование проводилось среди ДЮСШ г. Москвы и Подмосковья. Результаты показывают, что многие спортсмены не знакомы с ценностями спорта, поэтому в статье рассматриваются возможные пути повышения данного компонента путем создания потребностно-мотивационной сферы и обязательным включением когнитивной составляющей в учебно-тренировочный процесс.

Ключевые слова: спорт, спортивная культура, ценности спортивной культуры, потреб-ностно-мотивационная сфера.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p63-66

IMPORTANCE OF VALUES OF SPORTS CULTURE IN MODERN LIFE OF

ATHLETES

Ekaterina Pavlovna Maksachuk, the candidate of pedagogical sciences,

Moscow State Academy of Physical Culture and Sports, Malakhovka

Annotation

The paper presents the results of sociological research on the value attitude of physical culture school students to the sports. In order to educate the harmoniously developed personality, the appropriate tools and techniques should be used in the training process, but, unfortunately, some coaches forget it. The study was conducted among the sports schools in Moscow and Moscow region. The results indicate that many athletes are not familiar with the values of sport, so the paper considers the ways to improve this component by creating need-motivational sphere with obligatory inclusion of the cognitive component in the training process.

Keywords: sports, sports culture, values of sports culture, need-motivational sphere.

ВВЕДЕНИЕ

Культура рассматривается как исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Под спортивной культурой следует понимать часть общей культуры, объединяющую категории, закономерности, а также учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физических упражнений в рамках соревновательной деятельности, которая преследует, как правило, цель первенства или рекорда вследствие физического и духовного совершенствования человека [3]. Спорт создает культурные ценности, которые органично входят в содержание культуры [1]. Говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный - и представлять механизм преобразования общественных ценностей в личное достояние каждой личности.

б3

Для того чтобы понять, каким образом повысить интерес на учебнотренировочных занятиях в ДЮСШ было проведено социологическое исследование, направленное на выявление ценностного отношения современных юных спортсменов к спорту.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основным методом в данном исследовании являлся метод массового социологического опроса. Сбор информации осуществлялся среди учащихся ДЮСШ г. Москвы и Подмосковья посредством стандартизированного анкетирования. Всего в анкетировании приняли участие 800 респондентов 12, 14 и 16-ти лет. Анкета состояла из 3 блоков, всего респондентам было предложено 29 вопросов [4]. Проведенное социологическое исследование подвергалось длительному анализу (что объясняется количеством респондентов), поэтому некоторая его часть была изложена в предыдущих публикациях [4,5,6] . В данной статье предлагается целостный анализ разделов исследования, проведенного среди учащихся ДЮСШ г. Москвы и Подмосковья.

В первом блоке выявлялись знания в области спорта среди занимающихся ДЮСШ. Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, что помогает юным спортсменам рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

По мнению самих респондентов 65,7% обладают достаточными знаниями в области спорта, которым они занимаются; знают мало - 29%, 5,5% ответили, что знают много [4]. Обладают достаточными знаниями в области самостоятельных занятий физическими упражнениями, но не знают деталей около 60% занимающихся, 42% ничего не знают об этом, а 5% знают все необходимое [4].

Незначительными знаниями о восстановлении организма после высоких нагрузок обладают 45,3% учащихся (преобладают ответы девочек и девушек), совсем не знают 43,8%, и только 5,6% ответили утвердительно (юноши 16-ти лет).

А ведь многим юным спортсменам было бы интересно узнать, как охарактеризовать физические качества, их законы развития, основные исторические факты физической культуры и спорта. Спортивное образование в значительной степени создает условия для спортивной грамотности, т.е. осведомленности в области спорта; предполагает интеграцию физического обучения и физического воспитания, физического развития и физического здоровьесбережения, обеспечивающих высокий уровень спортивной культуры личности.

Во втором блоке определялось отношение юных спортсменов к ценностям спортивной культуры, которые выступают осью самосознания личности, определяя ее мировоззрение, социальную устойчивость, мотивацию [1].

На вопрос «нужно ли относиться с уважением к соперникам на соревнованиях?» 48% респондентов затруднились ответить, 47,6% дали однозначно отрицательный ответ (наибольшее количество ответов в 12-летнем возрасте, далее процент снижается) и только 9% ответили утвердительно.

У большинства юных спортсменов не вызывает интереса посещение выставок на спортивную тематику (около 50%), приблизительно такое же количество респондентов считает необязательными встречи с именитыми спортсменами, не знают основ олимпийского образования [4].

В третьем блоке исследовалось мнение юных спортсменов о тренировочных занятиях, которые они посещают, а также о спортивной деятельности в целом.

Занятия в ДЮСШ «в целом нравятся» 61% респондентов, а 14% - «очень нравятся», при этом разницы в ответах в возрастном и гендерном аспекте не наблюдается. К сожалению, 32% учащихся занятия не нравятся [6].

Как показало исследование, большинство юных спортсменов пропускают трени-

ровочные занятия в результате отсутствия настроения (около 53% респондентов), незначительный процент занимающихся пропускает занятия в ДЮСШ только по причине болезни - 12%, а 20% вообще часто пропускают тренировочные занятия [5].

Важная роль в человеческой деятельности принадлежит мотивации. Проведенное исследование показало, что 62,7% юных спортсменов воспринимают спорт только как средство для физического развития, 25% - как средство для отдыха и развлечения, и только 9% - как средство для всестороннего развития личности, причем относительно последнего пункта, среди девочек наблюдается снижение с 17,3% в 12 лет до 0% в 16летнем возрасте.

Прослеживается определенная закономерность - с возрастом снижается интерес к спортивной деятельности и большинство юных атлетов не рассматривают спорт как средство для гармонического развития личности.

Следовательно, необходимо создать потребностно-мотивационную сферу в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов, основными компонентами которой являются: общение (коммуникативная функция), психическое удовлетворение от спортивной деятельности, самовыражение, участие в соревновательной деятельности, будущая профессиональная деятельность, высокий спортивный результат, целенаправленное развитие физических качеств, приобретение умений и навыков, расширение кругозора [6].

Самовыражение для юного спортсмена является неотъемлемой частью процесса его социализации. Учащимся необходимо убедиться в том, что они могут достичь определенного результата, особенно в деятельности, которая является для них важной. В связи с тем, что учебно-тренировочный процесс предусматривает всестороннее развитие личности, то наряду с приобретением умений и навыков необходимо использовать когнитивный компонент.

Воспитывающую роль в спорте играет его социальное и интеллектуальное содержание, включенность в систему общественно значимых отношений, организация и нравственная направленность. Если данный факт не учитывать, то занятия спортом будут повышать физические кондиции, но не реализуют формирование нравственной и эстетической культуры человека, его творческого, интеллектуального потенциала для удовлетворения его потребности в общении с другими людьми и с природой.

выводы

Проведенное социологическое исследование показало, что у юных спортсменов наблюдается явный недостаток спортивного образования, и как следствие, равнодушие к ценностям спортивной культуры.

Занятия спортом — это не только физическое здоровье и физическое совершенствование человека, но и весь комплекс воспитательного, оздоровительного, профилактического и тренирующе-развивающего воздействий, способствующих индивидуальноличностной ориентации жизнедеятельности человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горохов, Н.М. Исследование ценностных ориентаций юных легкоатлетов на здоровьесбережение в процессе начальной спортивной подготовки / Н.М. Горохов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 44-47.

2. Копылов, М.С. Мотивационно-волевой компонент представителей бега на средние дистанции как резерв эффективности их тренировочной и соревновательной деятельности / М.С. Копылов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 9 (79). - С. 85-89.

3. Лубышева, Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 3. - С. 10-13.

4. Максачук, Е.П. Спортивный стиль жизни юных спортсменов в ДЮСШ

г. Москвы // Материалы 7 международной научно-практической конференции «Современные достижения европейской науки», 2011. Т. 33 : Биологии. Физическая культура и спорт. - София, 2011. - С. 63-65.

5. Максачук, Е.П. Стиль жизни и поведение учащихся в ДЮСШ в рамках социологического исследования «Спортивный стиль жизни юных спортсменов» Московской области Раменского района // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2011. - № 3. - С. 27-29.

6. Максачук, Е.П. Роль мотивационно-потребностной сферы в развитии спортивной карьеры // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2012. - № 2. - С. 25-27.

REFERENCES

1. Gorokhov N.M. (2011), "Study of value orientations of young athletes in the preserve the health of during the initial sports training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 44-47.

2. Kopylov M.S (2011), "Motivational and volitional components of the representatives of middle-distance running as a reserve for the effectiveness of their training and competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 85-89.

3. Lubysheva L. (2009), "The phenomenon of sports culture in the aspect of methodological analysis", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 10-13.

4. Maksachuk, E.P. (2011), "Sports life style of young athletes in the sports school in Moscow", Materials of Seven international scientific-practical conference "The latest in European science of understanding", Vol. 33 Biology, pp. 63-65.

5. Maksachuk, E.P. (2011), "Lifestyle and behavior of students in the Sports School in the sociological study of "life-style sports for young athletes", Moscow Region Ramenskoye district", Modern science: actual problems of the theory and practice, № 3, pp. 27-29.

6. Maksachuk, E.P. (2012), "Role of need-motivational sphere in the development of sports career", Modern science: actual problems of the theory and practice, No. 2, pp. 25-27.

Контактная информация: Kate-Maksachyk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.05.2012.

УДК 371.93

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И

СПОРТА

Марат Магасумович Миннегалиев, кандидат педагогических наук, доцент, Бирская государственная социально-педагогическая академия

Аннотация

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медицинских работников и правоохранительных органов. В статье рассматривается одна из актуальных проблем общества - профилактика девиантного поведения подростков. Проанализировано оздоровительно-профилактическая направленность физической культуры и спорта, способствующей формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Подчеркивается необходимость использования средств и методов физической культуры и спорта адекватной личностным особенностям подростков, их интересам и потребностям, применение специальных педагогических приемов, направленных на повышение уровня воспитанности, развитие физических и нравственно-этических качеств, повышение мотиваций к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Ключевые слова: девиантное поведение, личность, профилактика, формирование, нрав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.