imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 107-112.
7. Shevchenko, T.A. (2014), "Justification Use gender-differentiated approach to sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 189-192. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.03.2016
УДК 796.856.2
АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ТХЭКВОНДО
Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент, Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической
культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Роман Викторович Плотников, тренер-преподаватель, СДЮШОР № 3 Калининского района, Санкт-Петербург
Аннотация
Спортивная подготовка юных спортсменов в спортивных школах разного уровня строго регламентируется соответствующими программами, определяющими физическую, техническую и тактическую подготовку спортсмена, в которых учет индивидуальных данных ученика остаются за скобками учебно-тренировочного процесса. Однако вопросы психологической подготовки, функциональных характеристик спортсмена, его интеллектуального уровня, применяемых методов воспитания и обучения не рассматриваются. Все это приводит к значительному отсеву обучающихся, именно на начальном этапе учебно-тренировочного процесса.
Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, тхэквондо, начальный этап.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p29-32
ANALYSIS OF THE MOTIVATIONAL COMPONENT IN GROUPS OF INITIAL PREPARATION IN TAEKWONDO
Sergey Evgenyevich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Mi-khailovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anton Valerievich Pavlenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Anatolyevich Chis-tyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of
Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Roman Viktorovich Plotnikov, the trainer-teacher, Sports School of the Olympic Reserve No. 3 for children and young people of
Kalininsky district, St. Petersburg
Аннотация
Sports training of the young athletes at sports schools of the different level are strictly regulated by the appropriate programs regulating the physical, technical and tactical training of the athlete in which the accounting of the individual data of the pupil remains behind the brackets of the educational and training process. However, the questions of psychological preparation, functional characteristics of the athlete, his intellectual level, and the applied methods of education and training aren't considered. All it leads to considerable dropout of the trained at the initial stage of the educational and training process. Keywords: educational and training process, taekwondo, initial stage.
ВВЕДЕНИЕ
Ориентировочный возраст начала занятий детей тхэквондо в группах начальной подготовки 7-9 лет, однако отметим, что прием в группы начального этапа подготовки в
ДЮСШ и СДЮШОР начинается с 9-10 лет [3]. В ДЮСШ и СДЮШОР для дошкольников существует практика принимать детей дошкольного и младшего школьного возраста в спортивно-оздоровительные группы (группы начальной подготовки). Основная цель на этапе начальной подготовки - формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование широкого круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по виду спорта тхэквондо; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья; отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта тхэквондо [3]. Основу занятий составляют подвижные и развивающие игры [4-9]. Перед тренерским составом групп начальной подготовки, одной из основных задач является формирование здорового образа жизни и выработки стойкой мотивации к занятиям в выбранном виде спорта [1, 2, 10].
В Программе спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва в качестве целей программы, в том числе указывается:
«4. Формировать личностные и психические качества занимающихся, их поведение в соответствии с общепринятыми нормами морали, гражданской и спортивной этики.
5. Формировать устойчивую мотивацию и вызывать постоянный интерес к занятиям тхэквондо у детей и подростков, заполняя их свободное от общеобразовательной учебы время, одновременно развивая двигательные качества и повышая интеллектуальные способности занимающихся» [11, С. 3]. Однако, как реализовать два этих пункта остается на усмотрение тренера. Кроме того в нормативных требованиях к уровню общей физической и специальной физической подготовки дается только перечисление соответствующих нормативов, без указания их значимости для подготовки тхэквондиста, тем самым не учитывается уровень развития конкретного ученика. В возрастном диапазоне 7-9 лет развитие физических качеств, функциональных характеристик, личностных качеств, психологических состояний происходит крайне неравномерно. В группах начальной подготовки прививается интерес к избранному виду спорта, в нашем случае тхэквондо. Именно поэтому на тренеров групп начальной подготовки возлагается ответственная задача, заложить фундамент, вершиной которой является олимпийский чемпион.
Учитывая возраст спортсменов к факторам, влияющим на мотивацию занимающихся, оказывают следующие эмоциональные факторы (http://nsportal.ru/blog/shkola/tekhnologiya/all/2013/02/08/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchashchikhsya): «Эмоциональные: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуаций успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 - удовлетворение желания быть значимой личностью».
Для правильной организации педагогического процесса необходимо выбрать те факторы, которые в наибольшей степени влияют на формирование мотивации детей, занимающихся в группах начальной подготовки.
Напомним, что под фактором понимается причина или движущая сила (в нашем случае эмоциональные факторы), которые оказывают влияние на изучаемый процесс или явление (в нашем случае мотивация к занятиям тхэквондо). При решении этой задачи будем следовать алгоритму, описанному в [12], для ранжирования факторов был использован метод парных сравнений.
Нами была образована группа экспертов в количестве 23 человека, являющимися тренерами по тхэквондо в ДЮСШ и СДЮШОР Санкт-Петербурга, имеющими стаж работы не менее 5 лет. Всем экспертам было предложено заполнить таблицу, представленную ниже. Полученные значения рангов (столбец Е) были обработаны стандартными методами математической статистики. Коэффициент конкордации W согласованности мнений экспертов равен 0,73, что говорит, что достоверность мнений экспертов является достаточно хорошей [12].
Факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 I
1 Поощрение
2 Порицание
3 Учебно-познавательная игра
4 Создание ярких наглядно-образных представлений
5 Создание ситуаций успеха
6 Стимулирующее оценивание
7 Свободный выбор задания
8 Удовлетворение желания быть значимой личностью
Заполнение: последовательно сравниваем каждое качество с каждым. Строки индекс столбцы ]. Если фактор в строке 1 оказывает большее влияние на мотивацию к занятиям по сравнению с фактором ], то в ячейку с номером (у) записываем 1, в противном случае 0. Сумма по строке 1 записывается в последний столбец (Е).
Результаты расчетов (после их нормирования, деленные на число рангов 8, т.е. оценки вероятностей степени влияния фактора на мотивацию) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Факторы, влияющие на формирование мотивации к занятиям тхэквондо в группах
начальной подготовки
№ п/п Описание фактора Вес фактора (ранг), (х±б)
1 Создание ярких наглядно-образных представлений 0,199±0,040
2 Стимулирующее оценивание 0,168±0,037
3 Учебно-познавательная игра 0,163±0,037
4 Создание ситуаций успеха, 0,153±0,036
5 Поощрение 0,128±0,033
6 Удовлетворение желания быть значимой личностью. 0,087±0,028
7 Порицание 0,066±0,025
8 Свободный выбор задания 0,036±0,019
ВЫВОДЫ
Из таблицы 1 непосредственно следует, что такие педагогические приемы, как создание ярких наглядно образных представлений (ролевая игра), стимулирующее оценивание и учебно-познавательная игра дают наибольший эффект при формировании мотивации ученика к занятиям тхэквондо. Порицание и свободный выбор задания не способствуют формированию мотивации и их желательно исключить из педагогической практики при работе с группами начальной подготовки в тхэквондо.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мутко, В.Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 49-53.
2. Пономарев, Н.И. Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и спортсмена / Н.И. Пономарев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 54-56.
3. Приказ Минспорта России от 18.02.2013 N 62 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо" [Электронный ресурс] // URL : http://sdushor8-kk.ru/docs/ProgramTaekwondo2014.pdf. - Дата обращения 01.02.2016.
4. Симаков, А. М. Актуальные вопросы подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.М. Симаков, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 148-155.
5. Симаков, А. М. Игровой метод как средство интегральной подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.М. Симаков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 155-159.
6. Симаков, А.М. Интегральная подготовка тхэквондистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса : учебное пособие / А.М. Симаков - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 172 с.
7. Симаков, А.М. Мониторинг функционального состояния тхэквондистов в годичном макроцикле тренировок / А.М. Симаков, И.Д. Павлов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 165-170.
8. Симаков, А.М. Мониторинг функционального состояния тхэквондистов в годичном макроцикле тренировок (часть II) / А.М. Симаков, И.Д. Павлов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 177-182.
9. Симаков, А.М. Содержание физической подготовленности юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 93-97.
10. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч, В.Ф. Костюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 159-164.
11. Тхэквондо ИТФ. Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / сост. Ю.Б. Калашников, О.Б. Малков. - М. : Физкультура и Спорт, 2009. - 160 с.
12. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 197201.
REFERENCES
1. Mutko, V.L., Parshikova N.V. and Chistyakov, V.A. (2006), "The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.
2. Ponomarev, N.I. and Chistyakov, V.A. (2001) "Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete», Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 54-56.
3. The order of the Ministry of Sports of Russia from 2/18/2013 N 62 "About the approval of the Federal standard of sports preparation by the form sport of taekwondo", available at: http://sdushor8-kk.ru/docs/ProgramTaekwondo2014.pdf.
4. Simakov, A.M. (2014), Integrated preparation of taekwondist at the initial stage of educational and training process: manual, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
5. Simakov, A.M., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Topical issues of preparation in taekwondo at the initial stage of educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 148-155.
6. Simakov A.M. (2014), "Game method as means of the integrated preparation in taekwondo at the initial stage of the educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 155-159.
7. Simakov, A.M. and Pavlov, I.D. (2014), "Monitoring of the functional condition of taekwondo-fighters in a year macrocycle of trainings", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 165-170.
8. Simakov A.M. and Pavlov, I.D. (2014), "Monitoring of the functional condition of the taekwondo-fighters within a year macrocycle of training (Part Second)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 177-182.
9. Simakov A.M. (2010) "Maintenance of physical readiness of young taekwondist at a stage of initial preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 93-97.
10. Tataruch, Rafal, Kostjuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), "The motivation level in training of young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.
11. Ed. Kalashnikov Yu.B. and Malkov, O.B. (2009), Taekwondo of ITF. Program of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic reserve for children and young people, Physical culture and Sport, Moscow.
12. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.04.2016