Необходимо также отметить роль принципов метода стимулирования, применяемых в эксперименте. Метод стимулирования использовался с соблюдением следующих положений педагогики: 1. Поощрение должно соответствовать заслугам спортсмена (быть обоснованным). 2. Справедливость наказания с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. 3. Наказание исключает оскорбление, унижение ребенка. 4. При поощрении, а также при наказании оценивается непосредственно действие (поступок), а не личность спортсмена.
ВЫВОДЫ
1. Методы поощрения и наказания закрепляют положительные формы поведения.
2. Метод наказания направлен на предупреждение и пресечение отрицательных поступков. Применение его на практике не должно унижать достоинство спортсмена.
3. Использование метода стимулирования в тренировочном процессе повысило посещаемость занятий в группе начальной подготовки в среднем на 19%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. -М. : Гардарики, 2004. - 480 с.
2. Урунбасарова, Э.А. Этика преподавателя / Э.А. Урунбасарова. - Алматы : Бастау, 2003.
- 76 с.
3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах / Г.М. Коджаспирова. - М. : Педагогика, 2003. - 256 с.
4. Максачук, Е.П. Значение ценностей спортивной культуры в жизни современных спортсменов / Е.П. Максачук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 63-66.
5. Максачук, Е.П. Воспитание ответственности у юных спортсменов в условиях ДЮСШ / Е.П. Максачук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 86-89.
REFERENCES
1. Grigorovich, L.A. and, Marcinkowska, T.D. (2004), Pedagogy and psychology, "Gardariki", Moscow.
2. Orynbasarova, E.A. (2003), Ethics teacher, "Bastau", Almaty.
3. Kodzhaspirova, G.M. (2003), Pedagogy in the schemes, "Pedagogy", Moscow.
4. Maksachuk, E.P. (2012), “Importance of values of sports culture in modern life of athletes”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 63-66.
5. Maksachuk, E.P. (2012), “Education of liability among the young athletes in sports school”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 86-89.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.03.2014.
УДК 796.07
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Наталия Ивановна Медведкова, доктор педагогических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
Елена Геннадьевна Селиванова, старший преподаватель,
Чайковский государственный институт физической культуры
Аннотация
В статье рассмотрена эффективность занятий женщин зрелого возраста средствами аэробики и аквааэробики. На основании анкетного опроса была выявлена мотивация к занятиям. В качестве методов исследования были использованы: анализ научно-методической литературы, опрос в
виде анкетирования; антропометрические измерения, тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистические методы.
В результате исследования улучшились показатели физического здоровья, снизилась частота сердечных сокращений, улучшились реакция на ортостатическую пробу и профиль здоровья, повысились показатели физической подготовленности.
Ключевые слова: женщины зрелого возраста, проблемные зоны, аэробика, плавание, здоровье.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p103-106
EFFICIENCY OF THE MATURE AGED WOMEN’S TRAININGS WITH THE PHYSICAL CULTURE MEANS Nataliya Ivanovna Medvedkova, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Perm National Research Polytechnic University,
Elena Gennadjevna Selivanova, the senior lecture,
Tchaikovsky State Physical Education Institute
Annotation
Efficiency of the mature aged women’s trainings with means of the aerobics and aqua-aerobics is considered in the article. The trainings motivation was revealed on the questionnaires grounds.
Scientific-methodological literature analysis, various questionnaires, anthropometric data, testing, pedagogical experiment, mathematic-statistical methods were used as the investigation means.
The result of the research was the following: heart contraction frequency was lowered, physical health indices, orthostatical test reaction, fitness indices and women’s health profile were improved.
Keywords: mature aged women, trainings motives, aerobics, aqua-aerobics, swimming, health,
fitness.
Большая часть сотрудников и преподавателей высших учебных заведений трудятся в условиях напряженной умственной деятельности, психических нагрузок, гипокинезии и гиподинамии. Причем каждая женщина в большей или меньшей степени недовольна своим телом. Существуют части тела, которые она хотела бы подкорректировать [2]. В связи с этим занятия физическими упражнениями являются одной из форм сохранения здоровья и коррекции своего тела. Без них невозможно иметь высокую работоспособность и крепкое здоровье. Одним из эффективных средств для поддержания здоровья женщин являются аэробика и аквааэробика. Выполнение упражнений под музыку повышает эмоциональный настрой, тренирует сердечно-сосудистую систему, улучшает здоровье [1]. У людей, занимающихся аэробными упражнениями, более экономно работает сердце, лучше вентиляция легких, вырабатывается навык правильного дыхания во время ходьбы.
Методы исследования: опрос в виде анкетирования, антропометрические измерения, тестирование показателей здоровья (ЧСС, реакция на ортостатическую пробу, исследование с помощью компьютерного комплекса «Валента» и др.), педагогический эксперимент.
Опрос, проведенный среди преподавателей и сотрудниц Чайковского государственного института физической культуры, показал, что 87% женщин хотели бы улучшить свое здоровье, 50% - похудеть, 50% - получить радость от движения, 31% - снять усталость, причем 76% женщин хотели бы работать над проблемными зонами (талия, грудь, бедра, ягодицы, руки). Больше половины женщин отметили необходимость упражнений на мышцы спины, для профилактики остеохондроза позвоночника.
До начала оздоровительных занятий 18,8% опрошенных оценили свое здоровье как хорошее, 56,2% - удовлетворительное, 18,8% - низкое и 6,2% - очень низкое.
В исследовании принимали участие женщины разного возраста: от 30 до 60 лет. Первые полгода занятия проводились в спортивном зале по 1 часу три раза в неделю,
вторые полгода - по 1 часу 2 раза в спортивном зале и 1 час - в бассейне. В спортивном зале занимались под музыку аэробикой. Использовались различные ее виды: базовая, русская народная, кик-аэробика, танцевальная и др. Так как в группе занимались женщины разного возраста и физической подготовленности, для увеличения нагрузки для более молодых женщин были добавлены отягощения в виде гантелей или другого инвентаря. Для более старших и менее подготовленных дополнительные отягощения не использовались. В бассейне женщины выполняли как базовые упражнения из аэробики, разновидности бега, прыжков, так и различные упражнения с предметами (плавательные доски, гантели, пооШб и др). На занятии прорабатывались различные мышечные группы. Музыкальное сопровождение повышало эмоциональный настрой, улучшало общее самочувствие женщин.
Для каждого типа телосложения характерны свои проблемные зоны. В процессе исследования проводилось тестирование пропорциональности телосложения грудного и брюшного сегментов тела. Пропорциональность грудного сегмента вычислялась по формуле: ОГС/окружность талии*100%.
Исследование показало, что у 78% женщин данный показатель в норме, у 15% -ниже среднего, у 7% - выше нормы.
Показатели пропорциональности брюшного сегмента по формуле: окружность тазобедренного пояса/окружность талии*100%. Исследование показало, что у 69% женщин показатели в норме, у 7% показатели ниже нормы, у 24% показатели выше нормы.
Измерения проводились в апреле, октябре и январе. Анализ показал, что в октябре ЧСС немного увеличилась в связи с отсутствием аэробных нагрузок во время летних отпусков, при продолжении занятий ЧСС снизилась. Это свидетельствует об экономизации работы сердечно-сосудистой системы.
Анализ динамики реакции организма женщин на ортостатическую пробу в результате занятий аэробикой и аквааэробикой показал, что количество женщин с хорошей реакцией на ортопробу увеличилось с 50 до 64%, с удовлетворительной осталось на том же уровне (29%), с неудовлетворительной уменьшилось с 21 до 7%. Это свидетельствует об улучшении состоянии сердечно-сосудистой системы.
Важным показателем оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной систем является индекс напряжения регуляторных систем организма человека (ИН). Анализ показал, что 54% женщин имели индекс напряжения в пределах нормы (10^100 усл.ед.), 24% - повышенный (100^400 усл.ед.) и у 5% он превышал 400 усл. ед. Эти женщины имели повышенное напряжение регуляторных систем. В целом за время исследования индекс напряжения женщин уменьшился с 112,8 до 100,8 усл.ед. Это свидетельствует об эффективности разработанной методики.
Во время исследования был построен профиль здоровья женщин, который измерялся в процентах от 100: чем больше значение, тем лучше, кроме психоэмоционального напряжения. Анализ показал, что все показатели изменились в лучшую сторону: питание с 57 до 60, физическая подготовленность с 55 до 70, степень загрязнения организма с 79 до 80, иммунитет в 85 до 90, эмоциональное благополучие с 80 до 84, психоэмоциональное напряжение с 20 до 18%. Это свидетельствует об улучшении здоровья женщин в результате исследования.
Было также прослежено за динамикой веса и процента содержания жира в организме. Положительная динамика в изменении веса выявилась у 40% исследуемых, у 23%
- результаты не изменились. У большей части женщин не было излишней массы тела, поэтому ее снижения не требовалось.
Анализ процентного содержания жира в организме женщин не выявил изменения у 34% исследуемых, положительная динамика наблюдалась у 33%, отрицательная - у 33%. Такие результаты получены в связи с тем, что в исследовании не учитывались питание, систематичность занятий, тренировки, проводимые другим инструктором.
ВЫВОДЫ
1. Анализ литературы показал, что существуют различные формы и средства занятий для женщин разного возраста, однако, практически отсутствуют методики занятий в разновозрастных группах.
2. При совместных занятиях аэробикой в разновозрастных группах необходимо повышать физическую нагрузку для более молодых и физически хорошо подготовленных женщин с помощью гантелей или другого спортивного инвентаря.
3. В результате исследования частота сердечных сокращений несколько снизилась, уменьшился индекс напряжения, улучшились реакция на ортостатическую пробу и профиль здоровья, а также показатели физической подготовленности. Это свидетельствует о положительном влиянии разработанной методики на показатели здоровья женщин зрелого возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцева, Г.А. Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях / Г.А. Зайцева, О.А. Медведева. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 104 с.
2. Крукшенок, Р. Бодишейпинг / Р. Крукшенок. - М. : Изд-во «В. Секачев», 2005. - 190 с.
3. Грец, И. А. Влияние физкультурно-оздоровительных занятий фитпес-йогой па здоровье женщин 25-40 лет / И. А. Грец, Е.П. Самсопова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.
- 2010. - № 1 (59). - С. 28-31.
REFERENCES
1. Zaitzeva, G.A. and Medvedeva, O.A. (2007), Health improving aerobics in higher schools, Physical culture and sports, Moscow.
2. Krukshenok, P. (2005), Bodyshaping, publishing house “V. Sekhachev”, Moscow.
3. Gretz, I.A. and Samsonova, E.P. (2010), “Influence of the fitness-yoga health improving trainings on the 25-40 aged women’s health”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 59, No. 1, pp. 28-31.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.03.2014.
УДК 612.172.4 ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КЕРЛИНГИСТОВ В ПЕРИОД ТРЕНИРОВОЧНЫХ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Дмитрий Сергеевич Мельников, кандидат биологических наук, доцент,
Юлия Александровна Поварещенкова, доктор биологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Вадим Александрович Раев, аспирант,
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), пос. Малаховка, Московская область
Аннотация
Анализ вариабельности сердечного ритма использовали для оценки функционального состояния сердечнососудистой системы и регуляторных влияний на сердечную деятельность высококвалифицированных керлингистов в течение предсоревновательной подготовки и соревнований. Выявлен различный уровень напряжения регуляторных систем, определяющих состояние сердечно-сосудистой системы у девушек и юношей в течении тренировочных сборов. В период соревновательного турнира у обследованных спортсменов выявлено однонаправленное изменение параметров сердечного ритма, которое свидетельствует о нарастании напряжения в деятельности регу-