УДК 796.011.1
DOI https://doi.org/10.14258/ zosh(2020)4.04
СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
Денисова Галина СергеевнаА0Н
Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-3671-9602.
Тузова Анастасия Александровнав°
Студентка 4 курса бакалавриата по специальности «Философия», Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-3075-8168.
Гайдамака Татьяна Александровна^
Магистрант по специальности «Философия», Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия). E-mail: gaydamaka. [email protected]. ORCID: 0000-0003-0174-2316.
SPORTS AS A FACTOR IN THE MORALITY FORMATION
Denisova Galina SergeevnaADH
Senior teacher of academic chair of physical education. Altai State University (Barnaul, Russia). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-3671-9602
Tuzova Anastasia Aleksandrovna
A four-year student of speciality "Philosophy", Altai State University (Barnaul, Russia). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-3075-8168
Gaydamaka Tatiana Aleksandrovna
A first-year student of speciality "Philosophy", Altai State University (Barnaul, Russia). E-mail: gaydamaka. [email protected]. ORCID: 0000-0003-0174-2316
Следует цитировать / Citation:
Денисова Г. С., Тузова А. А., Гайдамака Т. А. Спорт как фактор формирования нравственности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2020. — № 4 (20). — С. 26-33. URL: http://journal.asu.ru/index. php/zosh. DOI https://doi.org/10.14258/ zosh(2020)4.04.
Denisova G. S., Tuzova A. A., Gaydamaka T. A. Sports as a factor in the morality formation. Health, Physical Culture and Sports, 2020, 4 (20), рр. 26-33 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index. php/zosh. DOI https://doi.org/10.14258/ zosh(2020)4.04.
Поступило в редакцию / Submitted 17.09.2020
Принято к публикации / Accepted 10.10.2020
Аннотация. Исследуется роль спорта как одного из средств, способного целенаправленно влиять на формирование представлений о моральных нормах, духовных ценностях и нравственном поведении человека. В процессе поиска средств, способных изменить ситуацию формирования нравственности у детей и молодежи, предпринята попытка выявить основные ценностные ориентиры молодого поколения, определить основные факторы, влияющие на формирование духовно-нравственных качеств личности, рассмотреть образовательную, мировоз-
зренческую, воспитательную роль спорта в формировании духовно-нравственных качеств. Были использованы такие методы исследования, как изучение научно-методической и специальной литературы, анкетирование, мониторинг, анализ, синтез, обобщение. Исследовательская часть статьи представлена результатами анкетирования, проведенного в 2020 г. на базе Алтайского государственного университета, в котором приняли участие 225 студентов 4-го курса очного отделения. В ходе проведенного исследования были сделаны выводы о приоритетных ценностях в мировоззрении современной молодежи, изучено ее отношение к занятиям физической культурой в процессе развития личности и становления ее ценностных ориентиров. Рассмотрено отношение студенческой молодежи к биографиям выдающихся спортсменов и фильмам о спортивных достижениях, являющихся с точки зрения авторов важным средством нравственного воспитания. Проведен педагогический анализ исследования. Сделан вывод о том, что спорт продолжает являться особым видом культурной деятельности человека, служит целям личного и профессионального развития, самореализации, самопознания и самосовершенствования, а также способствует решению целого комплекса воспитательных задач, направленных не только на физическое совершенствование, но и на нравственное, эстетическое, интеллектуальное воспитание подрастающего поколения. Среди результатов исследования особо отмечается, что большая часть студенческой молодежи соглашается с превалирующей воспитательной ролью биографий выдающихся спортсменов и фильмов о спортивных достижениях, что соответствует тезису о способности спорта целенаправленно влиять на формирование представлений о моральных нормах, духовных ценностях и нравственном поведении.
Ключевые слова: спорт, нравственные ориентиры, формирование нравственности, потребительские ценности, духовно-нравственное воспитание, моральные нормы, этические ценности.
Аbstract. The article examines the role of sport as one of the means capable of purposefully influencing the formation of ideas about moral norms, spiritual values and moral behavior of a person. In the process of searching for the means that can change the situation of the formation of morality in childhood and youth, an attempt was made to identify the main value orientations of the young generation, to determine the main factors influencing the formation of spiritual and moral qualities of a person, to consider the educational and the ideological roles of sports in the formation of spiritual and moral qualities. We used such research methods as the scrutiny of scientific, methodological and special literature, questionnaires, monitoring, analysis, synthesis, generalization. The research part of the article is presented by the results of a survey conducted in 2020 on the basis of the sports and recreation complex of Altai State University, in which 225 students of the 4th year of the full-time department took part. In the course of the study, conclusions were drawn about the priority values in the worldview of modern youth, their attitude to art or sports in the process of personality development and in the formation of its value benchmarks was studied. Also, the students» attitude to the biographies of outstanding athletes and films about sports achievements as a means of moral education was considered. The pedagogical analysis of the research was carried out. It is concluded that sport proceeds as a special type of cultural activity of a person, serves the goals of personal and professional development, self-realization, self-knowledge and self-improvement, and also contributes to the solution of a whole range of educational tasks aimed not only at physical improvement, but also at moral, aesthetic, intellectual education of the younger generation. Among the results of the study, it is especially noted that most of the students agree with the prevailing educational role of the biographies of prominent athletes and films about sports achievements, which corresponds to the thesis about the ability of sports to purposefully influence the formation of ideas about moral norms, spiritual values and moral behavior.
Keywords: sport, moral guidelines, the formation of morality, consumer values, spiritual and moral education, moral norms, ethical values.
Введение и цель исследования. Нравственность возникает и формируется в процессе развития личности человека и является неотделимой от его «Я». Она выражается в самостоятельном принятии личностью решений, основанных на ее внутренних ценностях. Нравственность представляет собой преломление личностью норм и принципов морали через себя, через свои индивидуальные особенности, внутреннее принятие их как своих собственных и действие в соответствии с этими принципами на основе внутренней потребности постоянно на протяжении своей жизни.
Проблема формирования нравственности молодого поколения заключается прежде всего в изменении в общественном сознании этических моральных установок на гедонистические и потребительские, обесценивании созидательного труда, образования, семейных ценностей (Алиева, 2017). В результате неправильно сформированные ценности, общественные нормы приводят к тому, что молодые люди, не умея или не желая производить критическую оценку своих действий, в случае отсутствия возможности достичь общественно одобряемой цели в виде материального успеха и элитарного потребления, встают на путь девиации, выражающейся в преступности, алкоголизме, наркомании и других видах отклоняющегося поведения (Черкашина, Земсков, 2010: 80).
Кроме того, традиционные общественные институты воспитания, такие как семья и школа, несмотря на пристальное внимание, проявляемое в последнее время на государственном уровне к воспитательному процессу, не в полной мере на настоящий момент справляются с задачей формирования у детей и молодежи этических ценностных установок и принятия ими этих установок в качестве целей и ориентиров своей деятельности (Логинов, 2016: 253).
В процессе поиска средств, способных изменить ситуацию формирования нравственности у детей и молодежи, представляется актуальным достижение следующих целей исследования:
— выявить основные ценностные ориентиры молодежи;
— определить факторы, влияющие на формирование духовно-нравственных качеств личности;
— рассмотреть роль спорта как одного из средств, способных целенаправленно влиять на формирование представлений о моральных нормах, духовных ценностях и нравственном поведении.
Материалы и методы (процедура, или организация исследования)
Методы исследования: изучение научно-методической и специальной литературы, анкетирование, мониторинг, анализ, синтез, обобщение. Исследование было проведено в 2020 г. на базе Алтайского государственного университета. В анкетировании приняли участие 225 студентов 4-го курса очного отделения Алтайского государственного университета. Из них 117 девушек и 108 юношей.
Результаты
В ходе исследования было выявлено несколько важных аспектов, характеризующих роль спорта в формировании личности.
Во-первых, спорт является областью самовыражения, формирования и проявления определенных способностей, дарований и таланта, способствует подготовке людей к жизни в социуме. Одной из специальных функций спорта является образовательная функция, заключающаяся в получении и распространении знаний, необходимых для понимания процесса функционирования спорта как особого вида культурной человеческой деятельности, а также возможности его использования для личного и профессионального развития человека, его наиболее полной самореализации (Черня-новская и др., 2016: 60).
Во-вторых, мировоззренческим основанием спорта является гуманно ориентированное соперничество в спортивных соревнованиях как проявление более широкого соперничества в человеческой жизнедеятельности в целом (Заколодная, 2020: 35). Вместе с тем философия спорта, которую развивал основатель современного олимпийского движения Пьер де Ку-бертен, основывается на том, что не победа любой ценой должна стать смыслом спортивного соперничества, а отвага и мужество спортсмена в ходе борьбы за нее, стремление челове-
ка к совершенствованию, преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков (Голец, 2007). Таким образом, личностно ориентированное отношение к спорту создает оптимальные условия для самопознания и самосовершенствования человека.
В-третьих, для процесса воспитания принципиально важно, чтобы хотя бы в одной из сфер социальной жизни были созданы идеальные образцы ценностей. Такие образцы взаимного уважения, отказа от насилия, демократических норм поведения и других ценностей мира культуры демонстрирует спорт, ценностный потенциал которого позволяет осуществить целый комплекс воспитательных задач, направленных не только на физическое совершенствование, но и на нравственное, эстетическое, интеллектуальное воспитание, в силу чего спорт может рассматриваться как эффективное средство морального и физического оздоровления нации, как одна из основополагающих национальных ценностей российского государства (Шихшабеков и др., 2017: 16).
Результаты проведенного социологического исследования показали следующее:
68% респондентов определили в качестве основных ценностных ориентиров личное финансовое благополучие, престижный социальный статус, обладание значительными материальными ценностями, потребление товаров и услуг высокого качества, поставив на последующие места по значимости интересную работу, наличие семьи и детей, саморазвитие и самореализацию, повышение уровня образования, духовное и нравственное совершенствование.
При этом 39% студентов отмечают, что не испытывают интереса к интеллектуальному и эстетическому саморазвитию, считая достаточным потребление продуктов популярной культуры, 10% респондентов в той или иной степени выражают сомнение в том, что командный дух, взаимовыручка, взаимное уважение, гордость достижениями команды являются важными нравственными ценностями.
В ходе исследования было выявлено, что определяющими факторами в формировании личности, по мнению 41% респондентов, является воспитание родителей и их личный
пример, в то же время 44% из числа студентов, участвующих в исследовании, считают, что их ценностные установки сформированы под влиянием занятий музыкой, изобразительным искусством, спортом. Интересно, что в числе знаменитых спортсменов, повлиявших своим личным примером на формирование мировоззрения, молодые люди называют следующие имена: знаменитых футболистов Лионеля Месси, Криштиану Роналду, Азара Эдена, а также игроков сборной России по футболу Артёма Дзюбу, Игоря Акинфеева, Александра Головина. Кроме того, студенты говорят о личностном влиянии спортсменов-фигуристов — представителей как отечественного, так и мирового спорта: Евгения Плющенко, Юдзу-ру Ханю, Евгении Медведевой, Алины Загито-вой. Также упоминают популярных теннисистов Роджера Федерера и Рафаэля Надаля.
Значимым фактором в формировании нравственных ценностей, по мнению 32% респондентов, является влияние педагога (учителя, тренера, иного значимого взрослого), а превалирующую роль в формировании своих ценностных ориентиров 15% опрошенных отводят интернет-коммуникациям. Увеличивающееся влияние личности педагога на становление системы ценностей молодежи отмечается также во многих научных публикациях последних лет, что говорит о возрастающей важности интенсивного общения между преподавателем и студентом, тренером и спортсменом, в процессе которого происходит обмен не только теоретическими знаниями, но и экзистенциальным опытом, ценностными установками, мотивацией (Глазина, 2018).
Обозначенный факт является важным в понимании возможных перспектив воспитательной работы по формированию нравственных качеств студентов. В стремительно изменяющихся условиях современного мира педагогу необходимо ориентироваться на новейший теоретический материал, находящий отклик в умах молодых людей. Необходимо привлекать актуальные новости спортивного мира, отмечать новые достижения известных спортсменов, акцентируя педагогическое внимание на выделении нравственных качеств, позволивших атлету добиться тех или иных
выдающихся результатов. Помимо опыта известных людей педагог может свободно делиться и собственным опытом, также целенаправленно напоминая о том, что спортивные результаты были достигнуты не только вследствие физической работы, но и под влиянием позитивных нравственных категорий.
В качестве внутренней мотивации для занятий спортом 42% респондентов выделяют желание достичь высоких результатов и сделать спортивную карьеру, 32% стремятся к развитию волевых качеств, самодисциплины, способности к самопреодолению, 12% хотят найти единомышленников и друзей по интересам, 14% желают прежде всего улучшить свои физические показатели.
При этом 72 % опрошенных признают, что знакомство с биографией выдающегося спортсмена, его достижениями является для них убедительной демонстрацией успешной, состоявшейся личности. Они могут служить безусловным примером для подрастающего поколения, а 69% респондентов соглашаются с тем, что популярные фильмы о спорте воспитывают в зрителях чувство патриотизма и гордости за страну.
Проведенное исследование показало, что большинство респондентов считают ценности материального и потребительского характера приоритетными, вместе с тем особо подчеркивается значимость влияния преподавателя или тренера и признается существенная роль занятий искусством или спортом в развитии личности и ее ценностных ориентиров. Это обстоятельство значительно усиливает важность подготовки компетентных преподавательских кадров, способных не только к спортивно-физическому, но и к морально-
нравственному воспитанию молодого поколения (Кадочников и др., 2017: 75). Кроме того, большинство опрошенных соглашаются с воспитательной ролью биографий выдающихся спортсменов и фильмов о спортивных достижениях, что соответствует тезису о способности спорта целенаправленно влиять на формирование представлений о моральных нормах, духовных ценностях и нравственном поведении.
Выводы
Анализ результатов проведенного исследования показал, что респонденты выделяют для себя в качестве базовых ценностей и ориентиров ценности материального и потребительского характера, при этом осознают возможность формирования у подрастающего поколения морально-этических ценностей посредством занятия такими видами культурной деятельности, как занятия искусством и спортом (Машков, 2011: 65; Медведев, Постельняк, 2017: 108). Воспитательная функция спорта, реализуемая через создание документальных и художественных произведений, направленных на популяризацию информации о спортивных достижениях, является, с точки зрения респондентов, общепризнанной.
Таким образом, спорт как особый вид культурной человеческой деятельности может служить целям личного и профессионального развития человека, его наиболее полной самореализации, самопознания и самосовершенствования, способствовать решению целого комплекса воспитательных задач, направленных не только на физическое совершенствование, но и на нравственное, эстетическое, интеллектуальное воспитание подрастающего поколения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Алиев М. Н., Джандаров Д. З. Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2009. № 3. С. 52-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-patrioticheskom-vospitanii-uchascheysya-molodezhi.
Алиева С. А. Теоретические проблемы патриотического воспитания // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 198-201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-problemy-patrioticheskogo-vospitaniya.
Бадрак К. А. Проблема нравственного воспитания молодых спортсменов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1. С. 27-31. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problema-nravstvennogo-vospitaniya-molodyh-sportsmenov.
Бирагов В. С., Доева А. Н. Формирование положительного нравственного опыта подростков в спортивном коллективе // Вестник университета. 2016. № 5. С. 30-33. URL: https://vestnik.guu.ru/ j our/article/view/395? locale=ru_RU.
Глазина Т. А. Педагогические условия развития гуманистической направленности студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 51-55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-gumanisticheskoy-napravlennosti-studentov.
Глазина Т. А. Развитие гуманистической направленности будущих педагогов физической культуры // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 121-124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gumanisticheskoy-napravlennosti-buduschih-pedagogov-fizicheskoy-kultury.
Голец А. В. Ценностно-смысловые ориентации квалифицированных спортсменов в процессе многолетней подготовки (на примере спортивных игр) // Pedagogy of Physical Culture and Sports. 2007. С. 20-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-orientatsii-kvalifitsirovannyh-sportsmenov-protsesse-mnogoletney-podgotovki-na-primere-sportivnyh-igr.
Заколодная Е. Е. Педагогические ситуации в воспитании нравственно-волевых качеств личности спортсменов-студентов // Наука-2020. 2020. № 2. С. 33-39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskie-situatsii-v-vospitanii-nravstvenno-volevyh-kachestv-lichnosti-sportsmenov-studentov.
Кадочников Д. Г., Кузьмин А. М., Сапожникова Н. В. Педагогические условия формирования готовности будущих тренеров к нравственному воспитанию юных спортсменов // Ученые записки университета П. Ф. Лесгафта. 2017. № 4 (146). С. 71-78. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-gotovnosti-buduschih-trenerov-k-nravstvennomu-vospitaniyu-yunyh-sportsmenov.
Кузьмин А. М., Тарасевич И. В. Изучение ценностных ориентаций студентов-спортсменов // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. № 1. С. 66-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ izuchenie-tsennostnyh-orientatsiy-studentov-sportsmenov.
Костихина Н. М., Колмогорова Н. В. Проявление ценностных ориентаций студентов, занимающихся различными видами спорта // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. № 2. С. 154-161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-tsennostnyh-orientatsiy-studentov-zanimayuschihsya-razlichnymi-vidami-sporta.
Логинов В. В. Актуализация потребности старших школьников-спортсменов в духовно-нравственном становлении // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С 250-254. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-potrebnosti-starshih-shkolnikov-sportsmenov-v-duhovnonravstvennom-stanovlenii.
Манжелей И. В., Кузнецова С. В. Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие в сфере физической культуры и спорта // Человек. Спорт. Медицина. 2015. № 5. С. 107-112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannoe-pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta.
Машков Д. Н. Взаимосвязь и особенности взаимодействия культуры, искусства и спорта в физкультурно-спортивной деятельности // Вестник спортивной науки. 2011. № 2. С. 64-66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-i-osobennosti-vzaimodeystviya-kultury-iskusstva-i-sporta-v-fizkulturno-sportivnoy-deyatelnosti.
Медведев А. С., Постельняк А. И. Воспитание духовно-нравственных качеств личности средствами спортивного танца // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 4 (21). С. 107-109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-duhovno-nravstvennyh-kachestv-lichnosti-sredstvami-sportivnogo-tantsa/viewer.
Науменко Ю. В. Социально-культурный феномен «спорт (спортивная деятельность)» как объект педагогического исследования // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. № 1. С. 117125. URL: https://www.sportacadem.ru/files/tom_18_obl. pdf.
Оплетин А. А. Воспитание гуманных отношений между студентами на занятиях физической культурой // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. № 3 (32). С. 86-92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-gumannyh-otnosheniy-mezhdu-studentami-na-zanyatiyah-fizicheskoy-kulturoy.
Черкашина А. Г., Земсков А. С. Взаимосвязь агрессивности и ценностной направленности спортсменов // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2010. № 1 (7). С. 76-82. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-agressivnosti-i-tsennostnoy-napravlennosti-sportsmenov.
Черняновская Т. Б., Антонюк С. Д. Массовый спорт как инструмент патриотического воспитания студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 7. С. 57-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovyy-sport-kak-instrument-patrioticheskogo-vospitaniya-studencheskoy-molodezhi
Шихшабеков Ш. Ю., Магомедов Г. К., Ибрагимова Ш. З. Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в системе физического воспитания и спорта // Вестник Социально-педагогического института. 2017. № 1 (21). С. 12-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-molodezhi-v-sisteme-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta.
REFERENCES
Aliev M. N., Dzhandarov D. Z. The importance of physical culture and sports in the patriotic education of students // Bulletin of the North-Eastern Federal University M. K. Ammosov. 2009. No. 3. S. 52-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-patrioticheskom-vospitanii-uchascheysya-molodezhi.
Alieva S. A. Theoretical problems of patriotic education // World of science, culture, education. 2017. No. 6 (67). S. 198-201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-problemy-patrioticheskogo-vospitaniya.
Badrak K. A. The problem of moral education of young athletes // News of the Volgograd State Pedagogical University. 2012. No. 1. S. 27-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nravstvennogo-vospitaniya-molodyh-sportsmenov.
Biragov V. S., Doeva A. N. Formation of a positive moral experience of adolescents in a sports team // University Bulletin. 2016. No. 5. S. 30-33. URL: https://vestnik.guu.ru/jour/article/view/395? locale=ru_ RU.
Glazina T. A. Development of the humanistic orientation of future physical culture teachers // Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2018. No. 4. S. 121124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gumanisticheskoy-napravlennosti-buduschih-pedagogov-fizicheskoy-kultury.
Glazina T. A. Pedagogical conditions for the development of the humanistic orientation of students // Bulletin of the Orenburg State University. 2013. No. 2 (151). S. 51-55. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-gumanisticheskoy-napravlennosti-studentov.
Golets A. V. Value-semantic orientations of qualified athletes in the process of long-term training (on the example of sports games) // Pedagogy of Physical Culture and Sports. 2007. S. 20-22. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-orientatsii-kvalifitsirovannyh-sportsmenov-protsesse-mnogoletney-podgotovki-na-primere-sportivnyh-igr.
Kadochnikov D. G., Kuzmin A. M., Sapozhnikova N. V. Pedagogical conditions for the formation of the readiness of future coaches for the moral education of young athletes // Scientific notes of the University of P. F. Lesgaft. 2017. No. 4 (146). S. 71-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-gotovnosti-buduschih-trenerov-k-nravstvennomu-vospitaniyu-yunyh-sportsmenov.
Kuzmin A. M., Tarasevich I. V. Studying the value orientations of student-athletes // Science and sport: modern trends. 2014. No. 1. S. 66-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-tsennostnyh-orientatsiy-studentov-sportsmenov.
Loginov V. V. Actualization of the needs of senior schoolchildren-athletes in spiritual and moral development // World of Science, Culture, Education. 2016. No. 2 (57). From 250-254. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-potrebnosti-starshih-shkolnikov-sportsmenov-v-duhovnonravstvennom-stanovlenii.
Manzheley I. V., Kuznetsova S. V. Personality-oriented pedagogical interaction in the field of physical culture and sports // Man. Sport. The medicine. 2015. No. 5. S. 107-112. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/lichnostno-orientirovannoe-pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta.
Mashkov D. N. The relationship and features of the interaction of culture, art and sports in physical culture and sports activity // Bulletin of sports science. 2011. No. 2. S. 64-66. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vzaimosvyaz-i-osobennosti-vzaimodeystviya-kultury-iskusstva-i-sporta-v-fizkulturno-sportivnoy-deyatelnosti.
Medvedev A. S., A. I. Postelnyak Education of spiritual and moral qualities of a person by means of sports dance // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2017. No. 4 (21). S. 107109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-duhovno-nravstvennyh-kachestv-lichnosti-sredstvami-sportivnogo-tantsa/viewer.
N. M. Kostikhina, N. V. Kolmogorova Manifestation of value orientations of students involved in various sports // Science and sport: modern trends. 2019. No. 2. S. 154-161. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/proyavlenie-tsennostnyh-orientatsiy-studentov-zanimayuschihsya-razlichnymi-vidami-sporta.
Naumenko Yu. V. Socio-cultural phenomenon "sport (sports activity)" as an object of pedagogical research // Science and sport: modern trends. 2018. No. 1. S. 117-125. URL: https://www.sportacadem. ru/files/tom_18_obl. pdf.
Opletin A. A. Education of humane relations between students in physical culture lessons // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. 2014. No3 (32). S. 86-92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-gumannyh-otnosheniy-mezhdu-studentami-n.
Zakolodnaya E. E. Pedagogical situations in the upbringing of moral and volitional qualities of the personality of athletes-students // Science-2020. 2020. No2. S. 33-39. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-situatsii-v-vospitanii-nravstvenno-volevyh-kachestv-lichnosti-sportsmenov-studentov.