УДК 37. 02; 371
РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-2-123-129
СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
М. К. Смагулов
Томский политехнический университет, Томск
Определены одни из основных изменений и проблем, произошедших в современном российском обществе. Представлены результаты исследований, в которых отражены показатели, характеризующие изменения и проблемы нашего населения. Дано представление о возможностях спорта как средства, целенаправленно формирующего нравственные ценности и личностные качества занимающихся, тем самым влияя на благосостояние общества в целом. Выделены основные проблемы воспитательного процесса в спорте и необходимость их решения.
Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, духовно-нравственные ценности, личностные качества, спорт.
Распад СССР повлек за собой многие изменения, произошедшие в жизни общества, которые связаны с социально-экономическими и социокультурными преобразованиями [1]. В результате изменения привели к отказу от советской педагогической системы, переоценке человеческих ценностей, отходу от культурных традиций народов России, падению авторитета знаний, изменениям нравственно-этических установок на гедонистические [2]. По результатам исследования, приведенного демографическим ежегодником ООН в 2012 г., Россия оказалась лидером по количеству разводов (на каждые 1 000 человек приходится 5 разводов). Данные Росстата подтвердили исследования ООН: каждый второй брак заканчивался разводом, в то время как в период существования СССР данная цифра была значительно меньше. Подобная статистика говорит о том, что для данного общества расторжение брака является социальной нормой, а значит, институт семьи потерял свою ценность. Исследования ВЦИОМ выявили, что на сегодняшний день лишь 10 % людей в нашей стране считают, что семью нужно сохранять любой ценой, когда в 1990 г. такого мнения придерживалось 13 % населения; увеличилось число людей, которые не видят негативных последствий развода при возникновении желания одного супругов, с 5 % (в 1990 г.) до 11 %. Приведенная статистика говорит о том, что создание и сохранение полноценной семьи перестает быть одной из главных ценностей российского общества [3].
Отчетливо перемены отражены и в современной молодежной среде, которые выражаются в их образцах для подражания, не имеющих ничего общего с гуманностью и воспитанностью, «легкая и красивая жизнь для большинства стала предметом подражания, привитая под влиянием СМИ (В. В. Абраменкова), образование потеряло свою элитарность, как ценность личностного и общественного развития [2]. В итоге неправильные сформированные ценности, общественные нормы, эталоны приводят к тому, что подростки, не подвергая оценке свои действия, сходят с пути развития и встают на тропу деградации. Подростковый алкоголизм и наркомания являются ярким примером подобных процессов, происходящих в нашей стране. Ниже приведены некоторые статистические данные:
- около 30 % человек регулярно употребляют алкоголь среди учеников средних классов, а в старших около 50 %;
- средний возраст начала потребления алкоголя среди мальчиков 12,5 лет, девочек -12 9- 45 % выпускников школ и студентов первых курсов выпивают раз в месяц;
- 20 % - каждые две недели;
- 30 % - еженедельно [4, 5];
- около 2 651 579 больных наркологическими расстройствами, 80 % из них это молодые люди до 30 лет [6, 7].
Вышеприведенные факты говорят о негативных изменениях, которые происходят в российском обществе, на что необходимо срочно реагировать и принять все необходимые меры для сохранения здорового общества. Во-первых, стоит разобраться, почему старая педагогическая система перестала быть эффективной? Во-вторых, что необходимо предпринять, чтобы исправить текущую негативную тенденцию?
Воспитание ребенка начинается с самых малых лет, когда закладывается основной его фундамент. Окружение ребенка, его деятельность и отношение к происходящему вокруг -факторы, влияющие на воспитание ребенка [8]. Государство, используя свои ресурсы, также участвует в воспитательном процессе детей своей страны и способно на него влиять. Например, о воспитании упомянуто во многих законодательных документах (Закон «Об образовании», Стратегия и развития воспитания, Закон «О физической культуре и спорте», Концепция дополнительного образования), где описан тот необходимый набор качеств, которыми должен обладать воспитанный человек. Но в результате оказывается, что эффективность нашей системы воспитания невысокая [9].
Появление интернета, а вместе с ним социальных сетей, развитие СМИ оказали большое влияние на общество. Известно, что одна из функций СМИ - социально-педагогическая, предполагающая воздействие на общество, пропаганду определенного образа жизни. Произошедшие изменения делаются для улучшения жизни людей, что говорит о стремлении развития общества, но, в свою очередь, подобные изменения принесли большое количество негатива. Например, появление большого количества телешоу, телепроектов, которые имеют достаточно хорошие рейтинги, но основная часть из них несет в себе безнравственность. В связи с этим появляется необходимость более углубленного исследования воспитательного процесса и поиска средств, способных изменить сложившуюся ситуацию.
Спорт - это общественное явление, которое составляет органическую часть культуры общества. Спорт является одним из тех средств, способных целенаправленно оказывать воздействие на формирование с детства у ребенка представления о нормах, ценностях и правилах поведения в обществе. Спорт является областью самовыражения, формирования и проявления определенных способностей, дарований и таланта и способствует подготовке людей к жизни. Процесс физического воспитания направлен на повышение уровня физической подготовленности, развитие двигательных умений и навыков. Он выполняет множество функций, среди которых можно выделить социализацию личности и социальную и воспитательную интеграцию. Первая функция характеризует спорт как фактор вовлечения людей в общественную жизнь, приобщает к ней и формирует опыт социальных отношений. Зачастую специфические спортивные отношения (межличностные, межклубные) выходят за рамки спорта. Спортивное движение как массовое социальное течение один из факторов социальной интеграции, т. е. сближает и объединяет людей в группы, организации, союзы клубы и т. д. Конечный результат реализации второй функции не зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы
воспитания благодаря деятельности педагога [10, с. 28]. Спорт можно применять как основное средство в борьбе с неблаговоспитанностью нашего населения.
В спорт люди приходят в большинстве своем в юном возрасте, поэтому перед тренером ставятся воспитательные задачи, которые должны быть решены в процессе спортивной подготовки ученика (формирование понимания о нормах и правилах поведения, умение выстраивать взаимоотношения с людьми) [11, 12]. Работа педагога выстраивается на основе утвержденной программы, которая принимается руководством детско-юношеской спортивной школы, где прописано основное направление подготовки детей. В них указаны цели и задачи, реализуемые в процессе занятий. Они разрабатываются на основе ряда нормативных документов и типовых программ, таких как:
1) Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации»;
2) Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
3) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по виду спорта;
4) федеральные государственные требования (ФГТ) по виду спорта;
5) типовые программы, предложенные федерациями по виду спорта.
Спортивные занятия детей относятся к дополнительному образованию. Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Правовое регулирование спорта позволяет предоставить возможность занимающимся повысить уровень знаний, умений и навыков в определенном виде спорта, физического развития, интеллектуального, духовно-нравственного, воспитания [13, 14].
По мнению В. В. Акиньшина и В. М. Меньшикова, спорт обладает невероятным воспитательным потенциалом и способен решать многие задачи по его формированию среди детей и подростков. «Спорт может возбуждать самые благородные и самые низменные страсти. Он может вызывать как бескорыстие и честность, так и корыстолюбие, может быть рыцарским и продажным, гуманным и жестоким» (П. Кубертен). Достаточно вспомнить как со спортивных залов, особенно ярко выражено это было в 90-е годы, выходят не только герои, но и преступники. Поэтому важно выстроить специальную систему и осуществлять целенаправленную работу по воспитанию молодежи [15]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что спортивные занятия должны давать ребенку возможность совершенствоваться не только физически, но прививать нормы поведения, духовно-нравственные ценности, воспитанность и развивать личностные качества.
Спорт, как и любая деятельность человека, может иметь положительный и отрицательный эффект на формирование личности, поэтому большая роль в становлении спортсмена отводится тренеру, задача которого является не только способствовать физическому развитию, но и формированию «здоровой» личности [16-18]. Выстраивание воспитательного процесса в спорте позволит:
1. Увеличить количество воспитанных людей и конкуренцию среди спортсменов-профессионалов. Выстроенная система воспитания в спортивной школе позволит выпускать учебному заведению большое количество воспитанников, которые будут знакомы с общественными нормами поведения, обладать нужными личностными качествами и высоким уровнем культуры, что поднимет общий уровень воспитания в обществе. Также зачастую многие талантливые спортсмены не попадают в большой спорт из-за недостатка необходимых личных качеств, которым должен обладать спортсмен для достижения высоких спортивных результатов.
2. Формировать воспитание у людей через своих кумиров. Сегодня благодаря развитию технологий улучшилось качество и объем информации, который нам может быть доступен, за жизнью своих кумиров следят миллионы. В том числе и спорте есть профессиональные спортсмены, имеющие большую армию своих фанатов, которые пытаются подражать им во всем. Зачастую поклонники копируют поведение, образ и стиль жизни своих кумиров, не подвергая оценке. Таким образом, выращивая в стенах детской спортивной школы потенциально знаменитых спортсменов, на его примере можно сформировать воспитанность у многих его поклонников.
Как правило, главная оценка успешности тренера заключается в спортивном результате его учеников, а их духовно-нравственное развитие отводится на дальний план. Основными причинами этой тенденции являются:
1. Объективные причины (отсутствие навыков воспитательной работы, понимания сущности физической культуры спорта как мощного средства духовно-нравственного развития).
2. Субъективные причины (неготовность к саморазвитию и самосовершенствованию, неспособность к анализу, объективной оценке своей деятельности, недооценка информации о поведении учащихся вне тренировочного процесса) [19].
3. Федеральные законы и остальные нормативные документы, на которые опираются спортивные школы при написании программ, в разделах по реализации образовательных программ отсутствует направленность на развитие личностных качеств (в типовой программе указаны лишь некоторые из них), духовно-нравственных ценностей. Из этого следует, что во многих программах ДЮСШ в целях и задачах не упомянуто о воспитании ребенка.
В 2016 исследование, проводимое Министерством спорта России, определило, что наиболее популярным видом спорта среди детей до 16 лет является футбол (361 тыс. человек), поэтому для изучения образовательных программ был выбран данный вид [20]. Было рассмотрено 50 программ по данному виду спорта, в результате оказалось, что в большинстве (74 %) из них в целях и задачах отсутствует формирование личностных качеств, нравственности обучающихся, а значит, что воспитательный процесс в российских спортивных школах происходит спонтанно.
В заключение необходимо отметить, что большие изменения, произошедшие в жизни общества, привели к изменениям ценностей и нравственно-этических установок на гедонистические, что способствовало к развитию различных человеческих пороков. Такие события говорят о проблемах современной российской педагогической системы.
Существует множество средств, которые используются для формирования воспитанности общества, используемых государством. Одним из таких является спорт, одной из функций которых является социализация личности, социальная интеграция и воспитательная. Выстраивание воспитательной работы и внедрение в различные образовательные учреждения, в том числе учреждения дополнительного образования, позволит решить проблемы, связанные с формированием нравственных установок, личностных качеств и воспитания.
Но пока воспитательная работа в спорте проходит с малой эффективностью из-за:
1) объективных причин (отсутствие навыков воспитательной работы, понимания сущности физической культуры спорта как мощного средства духовно-нравственного развития);
2) субъективных причин (неготовность к саморазвитию и самосовершенствованию, неспособность к анализу объективной оценки своей деятельности, недооценка информации о поведении учащихся вне тренировочного процесса);
3) в федеральных законах и остальных нормативных документах в разделах по реализации образовательных программ отсутствует направленность на развитие личностных качеств (в типовой программе указаны лишь некоторые из них), духовно-нравственных ценностей.
Отсутствие подобных целей и задач в программах, составленных в спортивных школах, делает данный процесс стихийным, в результате чего:
1) позволяем спорту находить негативное свое отражение;
2) не используем спорт как инструмент, способный решить наши проблемы по воспитанию и привитию нравственно-духовных ценностей людей.
Список литературы
I. Гридасова Е . А . Формирование готовности педагогов к организации ценностно-гуманистического образования учащихся в процессе внутрифирменного обучения: автореф . дис .. . . канд . пед . наук. СПб . , 2016 . 26 с .
2 . Мусакаева Г . М . Формирование нравственной компетентности будущих педагогов физической культуры в образова-
тельном процессе колледжа: автореф . дис .. . . канд . пед . наук . Челябинск, 2013. 23 с .
3 . Мальцев Д . А. Реквием по семье? Статистика разводов // Виноград: журнал для родителей . 2013 . № 6 . URL: https://
vinograd . su/family/detail . php?id=47321 (дата обращения: 23 ноября 2018) .
4 . Давыдов А. В . Профилактика алкоголизма подростков: автореф . дис .. . . канд . пед . наук. Ярославль, 2008. 23 с .
5 . Бухало А. В . , Гомазкова О . А. , Булычева О . С . Подростковый алкоголизм как угроза жизни // Международный журнал
прикладных и фундаментальных исследований . 2012 . № 1. С . 53 .
6 . Свечников Н . И . , Щербакова С . А. Проблемы, обусловленные распространением наркотиков в подростковой среде //
Вестник Пензенского гос. ун-та. 2014. № 4 (8). URL: https://cyberleninka . ru/article/v/problemy-obuslovlennye-rasprostraneniem-narkotikov-v-podrostkovoy-srede (дата обращения: 23. 11. 2018) .
7 . Кильсенбаев Э . Р . Подростковая наркомания как социальная проблема // Инновационное развитие . 2017 . № 9 (14) .
С . 33-34.
8 . Емельяненко Т . О . , Клейменова М . Н . Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подго-
товки // Биологический вестник Мелитопольского гос. пед . ун-та имени Богдана Хмельницкого. 2015 . № 5 (1а) . С.51-54 .
9 . Алиева Л . В . Актуальные проблемы воспитания в опытно-экспериментальной работе учреждений основного и допол-
нительного образования детей // Отечественная и зарубежная педагогика . 2016 . № 1. URL: http://cyberleninka . ru/ article/n/aktualnye-problemy-vospitaniya-v-opytnoeksperimentalnoy-rabote-uchrezhdeniy-osnovnogo-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 23.11.2018) .
10 . Соболева А. А. Теория физической культуры и спорта . Основы знаний: учеб . пособие . Томск: Изд-во Том . гос . пед.
ун-та, 2009 59 с
II. Фунина Е . Е . , Фролов Е . В . , Ушников А. И . Проблема реализации воспитательной функции физической культуры и спорта в процессе физического воспитания школьников // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта . 2012 . № 2 (23) . URL: https://cyberleninka . ru/artide/n/problema-realizatsii-vospitatelnoy-funktsii-fizicheskoy-kultuiy-i-sporta-v-protsesse-fizicheskogo-vospitaniya-shkolnikov (дата обращения: 23.11.2018) .
12 . Амиралиева Е . А. , Бахмат В . И . , Шлемова М . В . , Чернышева И . В . Польза физической культуры для общего развития
ребенка // Междунар . журн . экспериментального образования . 2014 . № 7-2 . С . 72 .
13 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. // Российская газета . 2012 . №
5976 . URL: https://rg . ru/2012/12/30/obrazovanie-dok . html (дата обращения: 23. 11. 2018) .
14 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г // Российская газета . 2007 . № 4539. URL: https://rg . ru/2007/12/08/sport-doc . html (дата обращения: 23.11. 2018) .
15 Акиньшин В В , Меньшиков В М Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки спортсменов-единоборцев // Известия Воронежского гос . ун-та . 2014 . № 3 (264) . С . 123-125.
16 . Гринь Л . В . Некоторые аспекты педагогического мастерства тренера-преподавателя // Физическое воспитание студен-
тов творческих специальностей 2002 № 7 С 58-63
17 . Аль-Баттауй Г . А. Роль тренера в спортивном коллективе // Образование и саморазвитие . 2011. № 4 (26) . С . 154-156.
18 . Лилов А. П . Роль спортивного тренера как фактор формирования нравственного и физического здоровья подрастаю-
щего поколения // Аналитика культурологии . 2010 . № 1 (16) . С . 260-263.
19 . Кенарева Л . Ф . Психологические особенности взаимодействия и взаимоотношений педагогов-тренеров и воспитанни-
ков в учебно-тренировочном и соревновательных процессах // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия: материалы II Междунар . науч . -практ. конф . 2011. № 22 . С . 100-103. URL: http://sociosphera . com/files/conference/2011/k-22-5-11. pdf (дата обращения: 23. 11. 2018) .
20 . Зубарев Д . Названы самые популярные виды спорта у детей // Взгляд: деловая газета . 2017 . 19 июля . URL: https://
vz. ru/news/2017/7/19/879243. html (дата обращения: 23.11.2018) .
Смагулов Максат Канатбекович, аспирант, Томский политехнический университет (пр. Ленина 30, Томск, Россия, 634050). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.02.2018
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-123-129
SPORT AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE YOUNGER GENERATION MORALITY AND PERSONAL QUALITIES
M. K. Smagulov
Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation
The absence of a modern, adequate, well-built pedagogical system does not allow us to form the necessary level of education in our society. The results of the conducted studies revealed the following: the family institute loses its value in the minds of people, childhood alcoholism and drug addiction are at a high level, "an easy and beautiful life" is a subject for imitation for many adolescents. In such a situation, it is necessary to seek a means that can stop a negative trend. The article suggests using sports as a means that can raise the level of upbringing and form the right values in people. The role of sport in the life of society is difficult to overestimate, it performs many functions that affect the state of society as a whole. But this influence is not built systematically, so the negative typos sport also leaves. In general, the process of education is spontaneous, therefore, as a result, we are less likely to graduate from children's sports school with a high level of education. For the most effective impact of sports on people's lives, it is necessary to methodically build the entire educational process, then as a result we will receive a larger number of people with a high level of upbringing.
Keywords: upbringing, educational process, spiritual and moral values, personal qualities, sports.
References
1. Gridasova E . A. Formirovaniye gotovnosti pedagogov k organizatsii tsennostno-gumanisticheskogo obrazovaniya uchashchikhsya v protsesse vnutrifirmennogo obucheniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of teachers' readiness for the organization of the value-humanistic education of students in the process of in-house training . Abstract of thesis cand. of ped. sci . ] . Saint Petersburg, 2016. 26 p . (in Russian) .
2 . Musakayeva G . M . Formirovaniye nravstvennoy kompetentnosti budushchikh pedagogov fizicheskoy kul'tury v obrazovatel'nom
protsesse kolledzha. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of moral competence of the future teachers of Physical culture in the educational process of the college . Abstract of thesis cand . of ped . sci . ] . Chelyabinsk, 2013. 23 p . (in Russian) .
3 . Mal'tsev D . A. Rekviyem po sem'ye? Statistika razvodov [Requiem for the family? Divorce statistics] . Vinograd: zhurnal dlya roditeley,
2013, no . 6 (in Russian) . URL: https://vinograd . su/family/detail . php?id=47321 (accessed 23 November 2018) .
4 . Davydov A. V Profilaktika alkogolizma podrostkov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Prevention of alcoholism among adolescents .
Abstract of thesis cand . of ped . sci . ] . Yaroslavl', 2008. 23 p . (in Russian) .
5 . Bukhalo A. V , Gomazkova O . A. , Bulycheva O . S . Podrostkovyy alkogolizm kak ugroza zhizni [Teenage alcoholism as a threat to life] .
Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy - International Journal of Applied and Fundamental Research, 2012, no . 1, p .53 (in Russian) .
6 Svechnikov N I , Shcherbakova S A Problemy, obuslovlennye rasprostraneniyem narkotikov v podrostkovoy srede [The problems caused by the spread of drugs in the teenage environment] . Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of Penza
State University, 2014, no . 4 (8) (in Russian) . URL: https://cyberleninka. ru/article/v/problemy-obuslovlennye-rasprostraneniem-narkotikov-v-podrostkovoy-srede (accessed 23 November 2018) .
7 . Kil'senbayev E . R. Podrostkovaya narkomaniya kak sotsial'naya problema [Teenage drug addiction as a social problem] .
Innovatsionnoye razvitiye, 2017, no . 9 (14), pp . 33-34 (in Russian) .
8 . Emel'yanenko T. O . , Kleymenova M . N . Motivatsiya detey k zanyatiyam sportom na etape nachal'noy sportivnoy podgotovki
[Motivation of children to sports at the stage of initial sports training] . Biologicheskiy vestnik Melitopol'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni Bogdana Khmel'nitskogo - Ukrainian Journal of Ecology, 2015, no . 5 (1a), pp . 51-54 .
9 . Aliyeva L . V Aktual'nye problemy vospitaniya v opytno-eksperimental'noy rabote uchrezhdeniy osnovnogo i dopolnitel'nogo
obrazovaniya detey [Actual problems of education in the experimental work of institutions of basic and additional education for children] . Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2016, no. 1 (in Russian) . URL: http://cyberleninka. ru/article/n/ aktualnye-problemy-vospitaniya-v-opytnoeksperimentalnoy-rabote-uchrezhdeniy-osnovnogo-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (accessed 23 November 2018) .
10 . Soboleva A . A . Teoriya fizicheskoy kul'tury i sporta. Osnovy znaniy: uchebnoye posobiye [Theory of Physical Culture and
Sports . Fundamentals of knowledge: a tutorial] . Tomsk, TSPU Publ . , 2009 . 59 p . (in Russian) . 11. Funina E . E . , Frolov E . V. , Ushnikov A. I. Problema realizatsii vospitatel'noy funktsii fizicheskoy kul'tury i sporta v protsesse fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov [The problem of the implementation of the educational function of physical culture and sports in the process of physical education of schoolchildren] . Pedagogiko-psikhologicheskiye i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta (Rossiyskiy zhurnal fizicheskogo vospitaniya i sporta) - The Russian Journal of Physical Education and Sport, 2012, no . 2 (23) . (in Russian) . URL: https://cyberleninka . ru/article/n/problema-realizatsii-vospitatelnoy-funktsii-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-protsesse-fizicheskogo-vospitaniya-shkolnikov (accessed 23 November 2018) .
12 . Amiraliyeva E . A. , Bakhmat V. I . , Shlemova M . V , Chernysheva I . V. Pol'za fizicheskoy kul'tury dlya obshchego razvitiya
rebenka [The benefits of physical culture for the overall development of the child] . Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya - International Journal of Experimental Education, 2014, no . 7-2, pp . 72 (in Russian) .
13 . Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29 dekabrya 2012 g . [On education in the Russian Federation:
the federal law of 29 December 2012] . Rossiyskaya gazeta, 2012, no . 5976 (in Russian) . URL: https://rg . ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok . html (accessed 23 November 2018) .
14 . Federal'nyy zakon "O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii" ot 4 dekabrya 2007 g . [About physical culture and
sport in the Russian Federation: the federal law of 4 December. 2007] . Rossiyskaya gazeta, 2007, no . 4539 (in Russian) . URL: https://rg . ru/2007/12/08/sport-doc . html (accessed 23 November 2018) .
15 . Akin'shin V. V , Men'shikov V M . Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye v sisteme podgotovki sportsmenov-edinobortsev
[Spiritual and moral upbringing in the system of preparation of martial artists] . Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Proceedings of Voronezh State University, 2014, no . 3 (264), pp . 123-125 (in Russian) .
16 . Grin' L . V. Nekotorye aspekty pedagogicheskogo masterstva trenera-prepodavatelya [Some aspects of the teacher's
pedagogical skills] . Fizicheskoye vospitaniye studentov tvorcheskikh spetsial'nostey, 2002, no . 7, pp . 58-63 (in Russian) .
17 . Al'-Battauy G . A. Rol' trenera v sportivnom kollektive [The role of the coach in the sports team] . Obrazovaniye i samorazvitiye,
2011, no .4 (26), pp . 154-156 (in Russian) .
18 . Lilov A . P. Rol' sportivnogo trenera kak faktor formirovaniya nravstvennogo i fizicheskogo zdorov'ya podrastayushchego
pokoleniya [The role of the sports coach as a factor in the formation of the moral and physical health of the younger generation] . Analitika kul'turologii, 2010, no . 1 (16), pp . 260-263 (in Russian) .
19 . Kenareva L . F. Psikhologicheskiye osobennosti vzaimodeystviya i vzaimootnosheniy pedagogov-trenerov i vospitannikov v
uchebno-trenirovochnom i sorevnovatel'nykh protsessakh [Psychological features of the interaction and relationships of teachers, trainers and students in the training and competition processes] . Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Psikhologo-pedagogicheskiye problemy lichnostiisotsial'nogo vzaimodeystviya» [Materials of the II International Scientific and Practical Conference «Psychological and Pedagogical Problems of Personality and Social Interaction»] . Penza -Shadrinsk - Yerevan, Sotsiosfera Publ . , 2011. Pp . 100-103 (in Russian) . URL: http://sociosphera . com/files/ conference/2011/k-22-5-11. pdf (accessed 23 November 2018) .
20 . Zubarev D . Nazvany samye populyarnye vidy sporta u detey [The most popular with children sports are named] . Vzglyad:
delovaya gazeta, 2017, July 19 (in Russian) . URL: https://vz. ru/news/2017/7/19/879243. html (accessed 23 November 2018) .
Smagulov M. K., Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: [email protected]