ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Белова А. А., Алексина А. О. Педагогические технологии подготовки спортивного резерва в различных видах спорта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № У4. - 0,4 п. л. - URL http://e-kon-cept.ru/2019/196037.htm.
ART 196037 УДК 37.037.1
Белова Анастасия Александровна,
студентка ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара [email protected]
Алексина Анастасия Олеговна,
старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара
Педагогические технологии подготовки спортивного резерва в различных видах спорта
Аннотация. В статье говорится о педагогических технологиях подготовки спортивного резерва в различных видах спорта, которые способствуют совершенствованию системы тренировки спортсменов на начальном этапе подготовки к большому спорту. Цель исследования - разработка и научное обоснование педагогических технологий подготовки спортивного резерва в различных видах спорта. Актуальность статьи обусловлена тем, что в последнее время большое значение отводится совершенствованию системы подготовки спортивного резерва, которое обеспечивает пополнение состава национальных сборных команд. Ключевые слова: педагогические технологии, спортивный резерв, подготовка, организация тренировок.
Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Современные тенденции мирового спорта, новые возможности науки и технологий, современное состояние общества диктуют необходимость пересмотра педагогических методик и подходов. От уровня функционирования системы подготовки спортивного резерва во многом зависит дальнейший успех спортсменов на международной спортивной арене. Тема актуальна не только самой постановкой вопроса, но и тем, что ее изучению отводится в исследовательской литературе достаточно мало внимания. Особенно это касается не конкретных, а различных видов спорта. Проблема исследования заключается в определении состояния сегодняшней подготовки спортивного резерва и ее совершенствования.
Здесь важно не только стремиться к высоким спортивным показателям достойной смены для спорта, но и обращать внимание на воспитание здорового подрастающего поколения. Организация и управление подготовкой спортивного резерва должны осуществляться в первую очередь на региональном уровне. Основное содержание процесса управления - это разработка, принятие и реализация управленческих решений. С точки зрения системного подхода и концепции принятия решений организационные формы должны быть подчинены достижению поставленных целей и процессу решения связанных с этим проблем, а организационную структуру управления можно определить как форму распределения решений и в то же время как совокупность органов, обеспечивающих их реализацию.
Не случайно здоровьесберегающая технология должна занять ведущее место в системе подготовки спортивного резерва. К сожалению, не всегда правильно распределяется тренерами физическая нагрузка с учетом физических возможностей спортсменов и создается благоприятный психологический фон на занятиях. Это мешает формированию стойкого интереса к занятиям спортом и создает предпосылки для вероятности травм на тренировках.
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Белова А. А., Алексина А. О. Педагогические технологии подготовки спортивного резерва в различных видах спорта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № У4. - 0,4 п. л. - URL http://e-kon-cept.ru/2019/196037.htm.
Данная технология неразрывно связана с технологией личностно ориентированного обучения, которая направлена на создание благоприятных условий для каждого воспитанника. Тренер должен учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. К сожалению, у нас очень мало внимания уделяется индивидуальным тренировкам. Между тем такие тренировки имеют огромное влияние на весь процесс подготовки спортсменов [1]. Цель индивидуальной тренировки спортсменов - повышение их профессионального мастерства. Именно такая тренировка учитывает индивидуальные особенности, способности спортсмена, которые необходимо развивать и совершенствовать [2].
Если говорить о подготовке спортивного резерва, то трудноразрешимой задачей является обеспечение технологии проблемного обеспечения. Приходится сталкиваться с ситуациями, когда тренер, отмечая слабую подготовку спортсмена, дает ему понять, что занятия спортом не для него, что он не достигнет хороших показателей в спорте, так как у него не получается выполнять те или иные упражнения. Необходимо выявить причину проблемного обучения и создать необходимые условия для ее преодоления [3]. Стоит обратить внимание на тот факт, что лучших показателей достигают те спортсмены, которым на юношеском этапе развивали и совершенствовали такие качества, как гибкость, быстрота, выносливость. Развитие этих способностей строилось на разнообразном материале.
Понятие «технология» в спорте рассматривается достаточно широко - как совокупность процессов, правил, навыков, последовательно направленных на разработку различных методик тренировки и обучения, как особая форма функционального и прикладного научного знания, переходящего от естественно-научных исследований к методическим разработками в цепи «наука - технология - методика». Основу педагогической технологии составляет взаимодействие двух начал: теория - предполагает изучение общих закономерностей функционирования и развития в обществе физической культуры как целостного многогранного явления, а также формирования личностных и воспитания физических качеств у людей, занимающихся физической культурой и спортом; опыт непосредственного педагогического взаимодействия - понимание уникальности каждой личности. Реализация педагогической технологии в практике спортивной подготовки учитывает ряд требований:
- концептуальность - наличие научно-педагогического обоснования и его концептуальной интерпретации тренером с учетом условий реального тренировочного процесса, представленного многообразием педагогических условий и ситуаций;
- антропоцентризм - обеспечение непрерывного развития спортсмена в процессе спортивной подготовки через его непрерывное познание тренером;
- ситуативность - проявление тренером творчества, позволяющего реализовать идеальную теоретическую схему в реальных педагогических ситуациях;
- контекстуальность - встроенность педагогической технологии в реальный учебно-тренировочный и воспитательный процесс.
Целью разработки инновационных технологий спортивной подготовки является обоснование такой стратегии развития спорта высших достижений, которая позволит на ближайшие годы и отдалённую перспективу обеспечить лидерство нашей страны в мировом спорте на основе реализации принципиально новых подходов к формированию системы многолетней спортивной подготовки элитных спортсменов, способной обеспечить:
- непрерывный контроль состояния кинезиологических систем спортсмена в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок;
- оптимизацию объемов, интенсивности тренирующих нагрузок и динамики их ритмов в процессе осуществления этапов, периодов спортивной подготовки и проведения отдельных тренировочных занятий;
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Белова А. А., Алексина А. О. Педагогические технологии подготовки спортивного резерва в различных видах спорта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196037.htm.
- профилактику срыва адаптации на этапах интенсивной подготовки и участия в соревнованиях.
Реализация педагогической технологии характеризует деятельность конкретного специалиста в неповторимых педагогических ситуациях. Это совокупность принципов, методов, методических приемов, используемых конкретным тренером с учетом его индивидуальных особенностей и подготовленности. Использование педагогической технологии в спортивной подготовке позволяет:
- разобрать и внедрить более простые и эффективные способы достижения педагогических целей - повысить предсказуемость педагогического процесса;
- активизировать педагогический процесс на основе глубокого понимания личностных особенностей обучаемых.
Применяя технологию обучения, тренер должен выстраивать учебно-тренировочный процесс с учетом уровня подготовленности спортсмена.
Для определения степени «тренируемости» существует специальный методический прием. В течение 10-15 дней необходимо выполнять специальные тренировочные задания с целью совершенствования определенного навыка. Если в процессе тренировок какой-то навык улучшается, то определяется компонент подготовленности и возникают основания для гипотезы о резервах, которые следует использовать [4].
В основе технологии обучения лежит идея полной управляемости педагогическим процессом, воспроизводимость обучающего цикла. Педагогическая деятельность связана с постоянным творческим поиском новых средств и методов оптимизации процесса обучения. Особенно значимо данное обстоятельство в сфере физической культуры и спорта, так как область спортивной деятельности развивается очень динамично. Появляются новые виды спорта, которые ранее не входили в олимпийскую систему соревнований, новые оздоровительные технологии. Рассматривая физическую культуру как важнейший элемент социальной культуры, мы считаем, что основные направления ее модернизации должны строиться на воздействии на познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферы детей, подростков и молодежи, а также на освоении ими всего многообразия ценностей физической и спортивной культуры.
С повышением профессионализма и результатов высококлассных спортсменов в соревнованиях международного уровня, которые достигаются уже на пределе физических и психологических человеческих способностей, увеличивается значимость преподавательского технологического процесса подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта. Для подрастающего поколения спортсменов очень важна игровая деятельность, основанная на игровых технологиях. Благодаря ей происходит развитие познавательной активности воспитанников, усиление интереса к определенному спорту [5].
Несмотря на изучение физической подготовки спортсменов, заинтересованность экспертов к подготовке спортсменов не ослабевает. За минувшие годы обнаружены сведения о работе спортсменов, которые расширяют пределы их спортивных возможностей. К ним причисляются: новейшие способы увеличения производительности постановления своевременных проблем в спорте; психологические характерные черты подбора встречного воздействия; характерные черты развития моторных способностей; биомеханический состав моторного воздействия; руководство подготовкой спортсменов; усовершенствование психомоторики; характерные черты нормирования и контролирования конкурсных и тренировочных нагрузок.
Не стоит забывать о групповой технологии. Многие виды спорта командные. В командном виде спорта играет роль технология взаимного обучения, когда спортсмены помогают друг другу, передают опыт спортивного мастерства. Направить этот
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Белова А. А., Алексина А. О. Педагогические технологии подготовки спортивного резерва в различных видах спорта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196037.htm.
процесс в нужное русло может не каждый тренер. Здесь важен грамотный подход и преподнесение необходимости обучения более сильным слабого. Технология сотрудничества также имеет место в подготовке спортивного резерва, так как с помощью опытного тренера, его подсказок, порой просто разговора по душам спортсмену легче овладеть мастерством в определенном виде спорта [6].
Процедура модернизации концепции требует передового исследования современных и методически правомерных концепций, преподавательских технологий, их освоения учителями и педагогами физической культуры.
Существенные перемены должны произойти и в высококлассной подготовке экспертов физической культуры, которые станут проводниками нового знания в физкультурном воспитании. Главная концепция модернизации профессиональной подготовки экспертов в области физической культуры и спорта заключается в том, как сформировать требования, разрешающие учащимся в учебно-воспитательном ходе совершенствовать креативное понимание, по-новому объяснять и изучать современные технологические процессы физического обучения, максимально сформировать педагогическую концепцию, основанную на новаторских разработках учебно-преподавательского состава, что даст возможность осуществить современную подготовку профессионала [7]. Эффективность научно-методического обеспечения требует постоянного повышения квалификации тренеров и специалистов, специфического сочетания знаний и опыта. При этом должен работать следующий алгоритм: знания, грамотно примененные на практике, формируют новый положительный опыт, позволяющий генерировать новые идеи.
Особенность высшего профессионального образования - сочетание тренировочной и учебно-экспериментальной деятельности учащихся, что предъявляет соответствующие требования к подготовке профессионала. Это поможет внести значительные коррективы как в процесс подготовки экспертов по физической культуре, так и в процесс физкультурного образования ребенка, школьников и молодого поколения. В рамках рекомендованной преподавательской концепции подготовки спортивного резерва в олимпийских видах спорта к числу проблематичных моментов необходимо добавить учебно-методичное обеспечение и повышение квалификации экспертов (в главную очередность тренеров). Необходимо гарантировать организацию сборов российских спортсменов к грядущим Олимпийским играм в регионах, требования которых станут максимально приближены к условиям в местах соревнований.
На государственном уровне необходима поддержка воспитания спортивного резерва. Концепция спортивной подготовки ребенка и молодого поколения формировалась десятилетиями, однако с развитием направленности всемирного спорта, новых способов преподавания и технологий возникает необходимость формирования программно-нормативной и нормативно-законной основы концепции подготовки спортивного резерва. Также государство должно осуществлять финансирование подготовки спортивного резерва. Задача государства в данном направлении - гарантия конкурентоспособности молодых спортсменов на мировой арене. В первую очередь необходимо гарантировать беспрерывность подготовки спортивного резерва, способствовать открытию спортивных секций в школах, институтах, оснащать дворы спортивными площадками, кортами, установками. Проекты вспомогательного создания и методы в спорте обязаны быть пропорционально увязаны и подчинены единым условиям, демонстрировать собою общие преподавательские процедуры.
На сегодняшний день целью государственной политики в сфере физической культуры является создание условий, мотивирующих население вести здоровый образ жизни, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта на мировой арене. Развитие массового спорта требует развития
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Белова А. А., Алексина А. О. Педагогические технологии подготовки спортивного резерва в различных видах спорта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196037.htm.
спортивной инфраструктуры. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, происходит достаточно активное обновление спортивной инфраструктуры.
Современные научные исследования должны основываться на широком использовании инновационных достижений в развитии смежных отраслей науки, что связано с чрезвычайной сложностью (до конца во многом не познанной) организма человека и его поведения в экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности. При этом необходимо применять тонкие аппаратурные и высокоэффективные компьютерные и информационные технологии. Все это требует значительного финансирования. Сложившаяся ситуация подразумевает коренное улучшение научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса.
Говоря о резерве, необходимо отметить проблему отбора лучших спортсменов. Именно отбор является первоочередной задачей тренера и решает все сложные проблемы, связанные с подготовкой мастеров высокого класса.
Наиболее существенным недостатком практики отбора является ориентация на признаки временного характера (быстрота овладения техникой специальных упражнений, результаты неспецифических тестов физической работоспособности) вместо необходимой ориентации на генетически обусловленные признаки [8]. Рассмотрев существующие педагогические технологии в подготовке спортивного резерва в различных видах спорта, можно сделать следующие выводы, обеспечивающие их эффективность:
1. Педагогические технологии отбора спортивного резерва должны базироваться не только на профессионализме тренера, но и на помощи врачей, физиологов, психологов. Необходима ЭВМ для обработки результатов обследований потенциальных спортсменов.
2. Нужно уделить большее внимание здоровьесберегающим технологиям, используя при этом распределение физической нагрузки с учетом физических возможностей спортсменов и создания благоприятного психологического фона на занятиях.
3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена и уделять больше внимания индивидуальным тренировкам.
4. В процессе игровой деятельности нужно совершенствовать профессиональное мастерство, воспитывать командный дух.
5. Необходимо выявлять причины проблемного обучения и создавать необходимые условия для их преодоления.
6. Целесообразно применять технологию разноуровневого обучения, выстраивая учебно-тренировочный процесс с учетом уровня подготовленности спортсмена.
7. Стоит применять технологию взаимного обучения, когда спортсмены помогают друг другу, передают опыт спортивного мастерства.
8. Необходимо создание современной программно-нормативной и нормативно-правовой базы системы подготовки спортивного резерва.
Педагогические технологии подготовки спортивного резерва могут быть успешно применены компетентными, грамотными тренерами, которые преданы своей профессии, а самое главное, любят детей. Спорт способствует объединению общества, отвлечению молодого поколения от вредных привычек, снижению роста криминогенно-сти и формированию социально ориентированной системы ценностей.
Ссылки на источники
1. Белоусова Л. A., Гмырин А. Г., Самодов С. А. Основы теории физического воспитания: учеб. пособие. - М.; Архангельск: МНУ, 2012. - 128 с.
2. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 223 с.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Белова А. А., Алексина А. О. Педагогические технологии подготовки спортивного резерва в различных видах спорта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196037.htm.
3. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: учеб. для институтов и факультетов физической культуры. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. - 486 с.
4. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 288 с.
5. Геллер Е. М. Социально-педагогические функции игры в подготовке юных спортсменов // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. - Минск: Высш. шк., 2015. - Вып. 4. - С. 36-40.
6. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 136 с.
7. Кузнецов В. В., Новиков А. А. Основная направленность теоретических экспериментальных исследований современной системы подготовки спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 1. - С. 66-68.
8. Кузнецов П. П. Гуманистические ценности массового спорта как средство формирования всесторонне развитой личности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2012. - № 152. - С. 164-169.
Anastasia Belova,
Student, Samara State Economic University, Samara
Anastasia Aleksina,
Senior Lecturer, Physical Training Chair, Samara State Economic University, Samara Pedagogical technology of reserve training in various sports
Abstract. This article discusses pedagogical technologies of training sports reserve in various sports that contribute to the improvement of the athletes training system at the initial stage of preparation for a professional sport. The purpose of the research is the development and scientific justification of the pedagogical technologies for training reserve in various sports. The relevance of the article is due to the fact that great importance has been attributed recently to the improvement of the training system for the sports reserve, which ensures the replenishment of the national teams.
Key words: pedagogical technologies, sports reserve, training, organization of training. References
1. Belousova, L. A., Gmyrin, A. G. & Samodov, S. A. (2012). Osnovy teorii fizicheskogo vospitaniya: ucheb. posobie, MNU, Arhangel'sk, Moscow, 128 p. (in Russian).
2. Ashmarin, B. A. (2015). Teoriya i metodika pedagogicheskih issledovanij v fizicheskom vospitanii: posobie dlya studentov, aspirantov i prepodavatelej institutov fizicheskoj kul'tury, Fizkul'tura i sport, Moscow, 223 p. (in Russian).
3. Il'in, E. P. (2016). Psihologiya fizicheskogo vospitaniya: ucheb. dlya institutov i fakultetov fizicheskoj kultury, 2-e izd., ispr. i dop., Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, St. Petersburg, 486 p. (in Russian).
4. Gogunov, E. H. & Mart'yanov, B. I. (2012). Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zaved, Izd. centr "Akademiya", Moscow, 288 p. (in Russian).
5. Geller, E. M. (2015). "Social'no-pedagogicheskie funkcii igry v podgotovke yunyh sportsmenov", Voprosy teorii i praktiki fizicheskoj kul'tury i sporta, Vyssh. shk., Minsk, vyp. 4, pp. 36-40 (in Russian).
6. Godik, M. A. (2016). Kontrol' trenirovochnyh i sorevnovatel'nyh nagruzok, Fizkul'tura i sport, Moscow, 136 p. (in Russian).
7. Kuznecov, V. V. & Novikov, A. A. (2014). "Osnovnaya napravlennost' teoreticheskih ehksperimental'nyh issledovanij sovremennoj sistemy podgotovki sportsmen", Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, № 1, pp. 66-68 (in Russian).
8. Kuznecov, P. P. (2012). "Gumanisticheskie cennosti massovogo sporta kak sredstvo formirovaniya vses-toronne razvitoj lichnosti", Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena, № 152, pp. 164-169 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 27.12.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.02.19
Принята к публикации Accepted for publication 12.02.19 Опубликована Published 30.04.19
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Белова А. А., Алексина А. О., 2019