Научная статья на тему 'Физическая культура как социокультурный феномен'

Физическая культура как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1096
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL CULTURE / SPORT / PHYSICAL EDUCATION / FUNCTIONS OF PHYSICAL CULTURE / MATERIAL AND SPIRITUAL VALUES / MODERN SOCIETY / SOCIOCULTURAL PHENOMENON / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИУМ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Денисова Галина Сергеевна, Тузова Анастасия Александровна

В статье раскрывается понятие физической культуры как особого вида культуры, представляющего собой, с одной стороны, специфический процесс, направленный на формирование физической готовности человека к жизни, с другой стороны, результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей. Физическая культура как важная часть культуры общества в целом не только получает от этой культуры необходимую идейно-теоретическую и научно-философскую информацию, но и сама обогащает культуру, наполняя ее новым смыслом, видением, специальными ценностями в области научных знаний, теории и методики физического воспитания, развития, образования и спортивной тренировки. В статье рассматриваются значение и социокультурные функции физической культуры. Приведены результаты теоретического анализа исторических условий возникновения физической культуры в античной Греции, содержания материальных и духовных ценностей, составляющих физическую культуру, раскрыто значение специальных и общекультурных функций физической культуры, ее роль как эффективного средства формирования целостной многогранной личности, нравственного и физического здоровья нации. Проведено эмпирическое исследование статуса физической культуры как социокультурного феномена. Для воспитания человека принципиально важно, чтобы хотя бы в одной из сфер социальной жизни были созданы идеальные образцы ценностей. Такие образцы взаимного уважения, отказа от насилия, демократических норм поведения и других ценностей мира культуры демонстрирует спорт. В настоящее время сформировалась ситуация уникального взаимовлияния культуры спорта и информационной культуры на примере деятельности знаменитых спортсменов, с появлением социальных сетей и медиакоммуникаций получивших возможность прямого контакта с многочисленной аудиторией. В ходе проведенного исследования было выявлено, в чем с точки зрения молодого поколения заключается основная роль физической культуры в развитии общества, на каком уровне физическая культура и спорт входят в культуру современного общества, в чем заключается значимость физической культуры и спорта в современном социуме. Проведен педагогический анализ исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS A SOCIAL CULTURAL PHENOMENON

Ee article reveals the concept of physical culture as one of the types of culture of society and of the person as a whole, the ǁeld of activity of which, on the one hand, is a speciǁc process aimed at forming a person’s physical readiness for life, on the other hand, is the result of human activity, a means and a way of physical improvement of people. Physical culture, as an important part of the culture of society as a whole, is not only a consumer of this culture, but, receiving and processing ideological-theoretical and scientiǁc-philosophical information, it enriches the culture, ǁlling it with new meaning, vision, special values in the ǁeld of scientiǁc knowledge, Eeories and methods of physical education, development, education and sports training. Ee article discusses the signiǁcance and sociocultural functions of physical culture. Ee results of a theoretical analysis of the historical conditions of the emergence of physical culture in ancient Greece, the content of material and spiritual values that make up physical culture are presented, the signiǁcance of special and general cultural functions of physical culture, its role as an eȻective means of forming a holistic multi-faceted personality, moral and physical health of a nation are revealed. An empirical study of the status of physical culture as a sociocultural phenomenon has been carried out. To educate a person, it is crucial that at least in one of the spheres of social life ideal samples of values be created. Such examples of mutual respect, non-violence, democratic norms of behavior and other values of the world of culture are demonstrated by sports. At present, we have the opportunity to observe the situation of the unique mutual inЗuence of sports culture and world universal culture on the example of the activities of famous athletes, with the advent of social networks and media communications that have gained the opportunity of direct contact with a large audience. Ee study revealed what, from the point of view of the young generation, is the main role of physical culture in the development of society, at what level physical culture and sport are included in the culture of modern society, what is the signiǁcance of physical culture and sport in modern society.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как социокультурный феномен»

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Денисова Галина Сергеевна

Старший преподаватель кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет. Барнаул, Россия. E-mail: degalina@bk.ru

Тузова Анастасия Александровна

Студентка 4 курса. Алтайский государственный университет. Барнаул, Россия. Е-mail: tuzova9@ mail.ru

PHYSICAL CULTURE AS A SOCIAL CULTURAL PHENOMENON

Denisova Galina Sergeevna

Senior teacher of academic chair of physical education. Altai State University. Barnaul, Russia. E-mail: degalina@bk.ru

Tuzova Anastasia Aleksandrovna

A four-year student of speciality «History», Altai State University. Barnaul, Russia. E-mail: tuzova9@ mail.ru

Следует цитировать / Citation:

Денисова Г. С., Тузова А. А. Физическая культура как социокультурный феномен // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2019. — № 4 (15). Спецвыпуск по гранту РФФИ № 19-013-20149\19. — С. 11-17. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Denisova G. S., Tuzova A. A. 2019. Physical culture as a social cultural phenomenon. Health, Physical Culture and Sports, 4 (15), рр. 11-17. (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh.

Поступило в редакцию / Submitted 15.05.2019

Принято к публикации / Accepted 16.09.2019

Аннотация. В статье раскрывается понятие физической культуры как особого вида культуры, представляющего собой, с одной стороны, специфический процесс, направленный на формирование физической готовности человека к жизни, с другой стороны, — результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей. Физическая культура как важная часть культуры общества в целом не только получает от этой культуры необходимую идейно-теоретическую и научно-философскую информацию, но и сама обогащает культуру, наполняя ее новым смыслом, видением, специальными ценностями в области научных знаний, теории и методики физического воспитания, развития, образования и спортивной тренировки. В статье рассматриваются значение и социокультурные функции физической культуры. Приведены результаты теоретического анализа исторических условий возникновения физической культуры в античной Греции, содержания материальных и духовных ценностей, составляющих физическую культуру, раскрыто значение специальных и общекультурных функций физической культуры, ее роль как эффективного средства

формирования целостной многогранной личности, нравственного и физического здоровья нации. Проведено эмпирическое исследование статуса физической культуры как социокультурного феномена. Для воспитания человека принципиально важно, чтобы хотя бы в одной из сфер социальной жизни были созданы идеальные образцы ценностей. Такие образцы взаимного уважения, отказа от насилия, демократических норм поведения и других ценностей мира культуры демонстрирует спорт. В настоящее время сформировалась ситуация уникального взаимовлияния культуры спорта и информационной культуры на примере деятельности знаменитых спортсменов, с появлением социальных сетей и медиакоммуникаций получивших возможность прямого контакта с многочисленной аудиторией. В ходе проведенного исследования было выявлено, в чем с точки зрения молодого поколения заключается основная роль физической культуры в развитии общества, на каком уровне физическая культура и спорт входят в культуру современного общества, в чем заключается значимость физической культуры и спорта в современном социуме. Проведен педагогический анализ исследования.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, физическое воспитание, функции физической культуры, материальные и духовные ценности, современный социум, социокультурный феномен.

Abstract. The article reveals the concept of physical culture as one of the types of culture of society and of the person as a whole, the field of activity of which, on the one hand, is a specific process aimed at forming a person's physical readiness for life, on the other hand, is the result of human activity, a means and a way of physical improvement of people. Physical culture, as an important part of the culture of society as a whole, is not only a consumer of this culture, but, receiving and processing ideological-theoretical and scientific-philosophical information, it enriches the culture, filling it with new meaning, vision, special values in the field of scientific knowledge, Theories and methods of physical education, development, education and sports training. The article discusses the significance and sociocultural functions of physical culture. The results of a theoretical analysis of the historical conditions of the emergence of physical culture in ancient Greece, the content of material and spiritual values that make up physical culture are presented, the significance of special and general cultural functions of physical culture, its role as an effective means of forming a holistic multi-faceted personality, moral and physical health of a nation are revealed. An empirical study of the status of physical culture as a sociocultural phenomenon has been carried out. To educate a person, it is crucial that at least in one of the spheres of social life ideal samples of values be created. Such examples of mutual respect, non-violence, democratic norms of behavior and other values of the world of culture are demonstrated by sports. At present, we have the opportunity to observe the situation of the unique mutual influence of sports culture and world universal culture on the example of the activities of famous athletes, with the advent of social networks and media communications that have gained the opportunity of direct contact with a large audience. The study revealed what, from the point of view of the young generation, is the main role of physical culture in the development of society, at what level physical culture and sport are included in the culture of modern society, what is the significance of physical culture and sport in modern society.

Key words: physical culture, sport, physical education, functions of physical culture, material and spiritual values, modern society, sociocultural phenomenon.

Актуальность. Физическая культура представляет собой самостоятельную отрасль общей культуры, одну из сфер социальной деятельности, направленную на укрепление здоровья, совершенствование

физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями социальной практики. Вместе с тем в современном обществе сформирована негативная тенденция к снижению значимости физиче-

ской культуры в процессе воспитания и всестороннего развития личности, нивелированию необходимости развития физических способностей человека, удовлетворения его социальных и биологических потребностей в двигательной активности развитием цифровых технологий и роботизацией многих сфер общественной жизни. В настоящее время мы имеем возможность наблюдать ситуацию уникального взаимовлияния культуры спорта и мировой всеобщей культуры на примере деятельности знаменитых спортсменов, с появлением социальных сетей и медиакоммуни-каций, получивших возможность прямого контакта с многочисленной аудиторией.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение роли физической культуры в развитии общества.

Задачи исследования:

— определить факторы, препятствующие полноценному развитию личности в поле физической культуры;

— оценить уровень развития физической культуры в современном обществе и наличие проблем, необходимых для разрешения на государственном уровне;

— установить степень влияния физической культуры на общую культуру и их взаимосвязь, представляющую собой социокультурный феномен.

Методы и организация исследования. Данная статья носит теоретико-методологический и социально-педагогический характер, поэтому в работе используются диалектическая методология, раскрывающая ступени развития физической культуры со времен Спарты и до наших дней, системный подход, изучение научно-методической и специальной литературы, анкетирование, мониторинг, анализ, синтез, обобщение. Для изучения роли физической культуры в развитии общества в 2018 г. на базе спортивно-оздоровительного комплекса Алтайского государственного университета было проведено исследование, в котором приняли участие 327 студентов 1-3 курсов специального отделения Алтайского государственного университета.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования было обозначено

и рассмотрено три важных аспекта, характеризующих роль физической культуры в социуме. Во-первых, была выявлена роль физической культуры в историческом аспекте развитии личности, ее специфические функции при формировании ценностных ориентаций, поведенческих моделей, жизненных смыслов. Во-вторых, в ходе социологического опроса были установлены причины, препятствующие, по мнению респондентов, росту физкультурной активности и адекватному отношению молодежи к своему здоровью. В-третьих, с помощью ряда вопросов была определена основная задача теоретического обучения основам физической культуры — формирование внутренней мотивации обучающихся.

Физическая культура является историческим феноменом, специфической реакцией на потребности общества в двигательной активности и способом удовлетворения этих потребностей. Историческую основу возникновения физической культуры, как и собственно культуры, составляет труд, физическая культура возникла из сугубо материальной потребности первобытного общества в подготовке людей к тому или иному роду деятельности. Позднее, в период разложения родоплемен-ных и формирования раннеклассовых отношений, физическая культура, синкретическим образом инкорпорированная в общую культуру и представляющая собой одно из средств подготовки человека к разнообразной трудовой деятельности, постепенно трансформировалась в военно-физическую подготовку.

Наиболее характерным образом указанная трансформация физической культуры воплотилась в системе физического воспитания древней Спарты. Как сообщает Плутарх, «обычаи Спарты, находившиеся в полном соответствии требований природы с требованиями государства», предписывали умерщвление новорожденных с физическими недостатками [1, с. 108]. Прошедшие такого рода отбор дети воспитывались до семи лет в семье, с семи до четырнадцати — в специальных учебных заведениях интернатного типа, которые давали не только общую физическую подготовку, но и воспитывали такие необходимые для будущих воинов качества характера, как реши-

тельность, смелость, преданность, моральная стойкость. Несмотря на то, что с двадцати лет спартанцы участвовали в военных походах, они занимались военно-физическими упражнениями на постоянной основе до зрелого возраста. Результатом спартанской системы физического воспитания, признаваемой делом государственной важности, стало формирование одной из самых боеспособных армий своего времени, считавшейся непобедимой и способствовавшей созданию сильного военного государства, доминировавшего в определенный период на Пелопоннесе, а затем и во всей Древней Греции.

Афинская система физического воспитания строилась на несколько иных, в отличие от спартанской, принципах. Если спартанцы учили детей «по необходимости» чтению и письму, немного — музыке и хоровому пению, то афиняне стремились обеспечить гармоничное развитие подрастающего поколения, которому предстояло в будущем стать не только воинами, но и гражданами, в силу чего физическое воспитание они сочетали с интеллектуальным, нравственным и эстетическим развитием.

Кроме того, именно греческой мысли принадлежит первостепенная роль в генезисе педагогической теории физического воспитания, рассматривавшегося в качестве составной части воспитания и образования. В сочинениях Платона, Аристотеля, Гиппократа и других античных авторов отмечалось, что физическая культура в сочетании с интеллектуальным и нравственным развитием является одним из важнейших инструментов для укрепления здоровья и воспитания молодого поколения [3, с. 158].

По сути, физическая культура осуществляет воспроизводство физических способностей человека, но при этом является неотъемлемой частью общей культуры, получающей от духовной культуры общества необходимую теоретическую, научную, философскую информацию и одновременно обогащающей науку, литературу, искусство такими специальными ценностями, как теории, научные знания, методики физического развития и воспитания [4, с. 138].

К специфическим функциям физической культуры относится образовательная, заклю-

чающаяся в получении и распространении знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, способности их использования для личного и профессионального развития человека. Кроме того, как отмечают некоторые авторы, «обретение личностью культурного самосознания (мировоззренческого, ценностно-смысловых ориентаций здорового образа жизни, предметно-личностной рефлексии, целостного знания о человеке, путях и средствах развития и самосовершенствования личности и др.) является востребованным и значимым для каждой отдельно взятой личности и для общества в целом [6, с. 136].

В отношении спорта как феномена, неразрывного связанного с физической культурой, необходимо отметить, что большим гносеологическим потенциалом обладает использование спортивной деятельности в качестве модели для изучения предельных возможностей человеческого организма при физических и психических напряжениях в экстремальных условиях.

Экономическая функция физической культуры и спорта заключается в эффективности материальных вложений общества в развитие физической культуры, которые многократно окупаются повышением общего уровня работоспособности и укреплением здоровья населения, увеличением продолжительности жизни [7, с. 137].

«Занятия физкультурой (физкультурно-оздоровительной деятельностью) направлены на личное совершенствование своей телесности, и возможные соревнования необходимы лишь как средство объективизации личных представлений о своих возможностях на данный момент времени. Поэтому участие в соревнованиях не является целью физкультуры» [8, с. 118]. Необходимо также отметить, что у физической культуры и спорта различные мировоззренческие основания: осознание необходимости двигательной активности для совершенствования и превращения природного тела в социально-культурное у физической культуры, и гуманно ориентированное соперничество в спортивных соревнованиях как проявление более широкого соперниче-

ства в человеческой жизнедеятельности в целом — у спорта.

Вместе с тем философия спорта, которую развивал основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен, базируется на том, что не победа любой ценой должна являться смыслом спортивного соперничества, а отвага и мужество спортсмена в ходе борьбы за нее, стремление человека к совершенствованию, к преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков. Таким образом, личностно ориентированное отношение к спорту создает оптимальные условия для познания себя и самосовершенствования.

Пьер де Кубертен полагал, что спорт в международном масштабе может стать важнейшим универсальным социальным механизмом коммуникации между культурами, способом утверждения мирных отношений между государствами, а также способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, их культурному сотрудничеству [8, с. 122].

Результаты проведенного социологического исследования показали, что основная роль физической культуры в развитии общества состоит, с точки зрения 10% респондентов, в повышении качества и продолжительности жизни населения, в то время как 14% студентов видят основную роль физической культуры в повышении физической подготовленности и работоспособности населения, а 37 % респондентов основную роль физической культуры отводят улучшению физического здоровья и профилактике заболеваний, что связано, по мнению авторов, с принадлежностью данной категории исследуемых к специальному отделению и тем не менее 38% студентов определяют основную роль физической культуры в формировании и воспитании гармоничной, всесторонне развитой личности, что соответствует статусу физической культуры как социокультурного феномена. Большинство студентов, отметивших этот вариант, являются студентами 3 курса.

Лишь 1% респондентов утверждает, что основная роль физической культуры в развитии общества состоит в подготовке к трудовой деятельности и воинской службе.

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., принятой Правительством Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, целью которой является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта, авторы отметили, что к числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, отнесена и задача модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования. Необходимо отметить, что проведенное исследование показало отношение студентов к обязательным занятиям физической культурой. Судя по ответам респондентов, 38% из них отмечают, что занятия физической культурой должны быть обязательными для всего населения (более 70% студентов, считающих так, являются студентами 3 курса). Тем не менее 45% респондентов твердо убеждены, что занятия физической культурой должны быть строго добровольными, при этом 4% из этого числа отметили необходимость получения каких-либо льгот. Следует отметить также, что более 80% студентов, считающих, что занятия физической культурой должны быть добровольными, являются первокурсниками.

Интересно отметить тот факт, что 16 % из числа студентов, участвующих в исследовании, считают, что обязательные занятия по физической культуре должны быть только у тех, кому это будет необходимо для будущей профессиональной деятельности и лишь 1% студентов придерживаются мнения, что занятия должны быть обязательными только для школьников и студентов.

Главными причинами недостаточности физкультурно-спортивной активности населения респонденты считают большую загруженность на работе и учебе (21%), платный характер физкультурно-спортивных услуг для населения (20%), необходимость одновре-

менно учиться и работать (17%), неправильный образ жизни (17%).

В целом респонденты считают занятия физической культурой доступными для молодежи, однако четверть опрошенных придерживается мнения, что наиболее интересные спортивные мероприятия, проходящие не только на международном, но и всероссийском уровне, остаются для них финансово недоступными. Мнения студентов по вопросу избрания определяющего фактора формирования отношения человека к своему здоровью разделились практически поровну. Определяющей причиной неадекватного отношения к своему здоровью 57% респондентов считают недостаточность внутренней мотивации. Интересно, что формирование внутренней мотивации на сегодняшний день является одной из главных задач теоретического обучения основам физической культуры, а также большей части различных медиапроектов. Отсутствие знаний о сохранении и укреплении здоровья с точки зрения 29% респондентов также является одной из причин неадекватного отношения к своему здоровью. В числе причин, указывающих на отсутствие должного внимания к своему здоровью студенты назвали неудовлетворительную организацию физического воспитания в вузе (6%), недостаточная пропаганда ЗОЖ (5%) и отсутствие активной жизненной позиции (3%).

Оценка и анализ проведенного исследования показал значимость физической культуры и спорта в современном социуме, так, 33% студентов считают, что физическая культура и спорт являются основным и доступным способом массового оздоровления населения, а 67% респондентов согласились с тем, что физическая культура и спорт прежде всего являются мощным воспитательным средством

детей и молодежи, а также входят в область культуры современного общества на самом высоком — международном уровне, что соответствует статусу физической культуры как социокультурного феномена.

Заключение. По результатам проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы. Респонденты в целом осознают роль физической культуры как социокультурного феномена, отмечая, что ведущей задачей физической культуры является формирование и воспитание гармоничной, всесторонне (как физически, так и духовно) развитой личности. Среди главных факторов, мешающих полноценному развитию личности в поле физической культуры, респонденты отмечают нехватку времени из-за работы и образовательного процесса, однако демонстрируют уверенность в том, что эти проблемы решаемы при наличии мотивации — определяющего звена в формировании отношения личности к своему физическому и духовному развитию. Опрошенные также отметили, что уровень развития физической культуры в настоящее время в целом кажется им высоким, внутренне широко специализированным и доступным, однако наметили наличие ряда экономических проблем, необходимых для разрешения на государственном уровне в ближайшем будущем.

Таким образом, роль физической культуры в развитии общества состоит не только в сохранении здоровья и физической подготовленности человека, но и в формировании целостной, многогранной личности, что позволяет сделать вывод о том, что физическая культура представляет собой сложный полифункциональный социокультурный феномен, выполняющий, помимо задач физического развития, и другие социальные функции в области политики, морали, этики и эстетики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Плутарх. Избранные жизнеописания. В двух томах. Том 1. М.: Правда, 1986. 592 с. URL: http://www.ancientrome.ru/antlitr/plutarch/index-sgo.htm

2. Рекутина Н. В. История олимпийского спорта в эпоху эллинизма // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. № 1, т. 2. С. 77-90. URL: http://sciencesport.ru/ru/node/596

3. Хорькова А. С., Малкова М. Д. Зарождение теоретических знаний о физическом воспитании // Вестник Югорского государственного университета. 2017. Вып. 1 (44). С. 158-161. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/zarozhdenie-teoreticheskih-znaniy-o-fizicheskom-vospitanii

4. Скрипилева Е. В., Андреева В. Ю. Физическая культура и спорт как социокультурный феномен // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 4 (30). С. 137-141. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-kultura-i-sport-kak-sotsialno-kulturnyy-fenomen

5. Выдрин В. М., Курамшин Ю. Ф., Николаев Ю. М. Осмысление интегративной сущности физической культуры магистральный путь формирования ее теории // Теория и практика фи-зич. культуры. 1996. № 4. С. 59-63. URL: http://sportfiction.ru/articles/osmyslenie-integrativnoy-sushchnosti-fizicheskoy-kultury-magistralnyy-put-formirovaniya-ee-teorii/

6. Скобликова Т. В., Скриплева Е. В, Андреева В. Ю. Конструктивно-аналитическое обеспечение процесса развития физической культуры в университете // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2017. Т. 7, № 4 (25). С. 132-138. URL: https://swsu.ru/izvestiya/serieslingva/archiv/4_2017.pdf

7. Курочкин В. В. Финансирование физической культуры и спорта в России // Интерактивная наука // Раздел «Экономика». 2016. № 10. С.137-140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ finansirovanie-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-rossii

8. Науменко Ю. В. Социально-культурный феномен «спорт (спортивная деятельность)» как объект педагогического исследования // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. № 1. С. 117-125. URL: https://www.sportacadem.ru/files/tom_18_obl.pdf

REFERENCES

1. Plutarkh. 1986. Izbrannye zhizneopisaniia. V dvukh tomakh. Tom 1. M.: Pravda. 592 s. (in Russian)

2. Rekutina N. V. 2014. Istoriia olimpiiskogo sporta v epokhu ellinizma. Nauka i sport: sovremennye tendentsii. № 1. S. 77-90 (in Russian).

3. Khor'kova A. S., Malkova M. D. 2017. Zarozhdenie teoreticheskikh znanii o fizicheskom vospitanii // Vestnik Iugorskogo gosudarstvennogo universiteta. Vypusk 1 (44). S. 158-161 (in Russian).

4. Skripileva E. V., Andreeva V. Iu. 2018. Fizicheskaia kul'tura i sport kak sotsiokul'turnyi fenomen. Innovatsionnaia ekonomika: perspektivy razvitiia i sovershenstvovaniia. № 4 (30). S. 137-141 (in Russian).

5. Vydrin V. M., Kuramshin Iu. F., Nikolaev Iu. M. 1996. Osmyslenie integrativnoi sushchnosti fizicheskoi kul'tury magistral'nyi put" formirovaniia ee teorii. Teoriia i praktika fizich. kul'tury. № 4. S. 5963 (in Russian).

6. Skoblikova T. V., Skripleva E. V, Andreeva V. Iu. 2017. Konstruktivno-analiticheskoe obespechenie protsessa razvitiia fizicheskoi kul'tury v universitete // Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Lingvistika i pedagogika. T. 7, № 4 (25). S. 132-138 (in Russian).

7. Kurochkin V. V. 2016. Finansirovanie fizicheskoi kul'tury i sporta v Rossii. Interaktivnaia nauka. Razdel "Ekonomika". № 10. S.137-140. (in Russian)

8. Naumenko Iu. V. 2018. Sotsial'no-kul'turnyi fenomen "sport (sportivnaia deiatel'nost')" kak ob'ekt pedagogicheskogo issledovaniia // Nauka i sport: sovremennye tendentsii. № 1. S. 117-125 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.