Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОЦЕНКИ НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ'

УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОЦЕНКИ НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MORALITY / MORAL ORIENTATION / MORAL CHOICE / STUDENTS / ATHLETES OF VARIOUS SKILLS LEVELS / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР / СТУДЕНТЫ / СПОРТСМЕНЫ РАЗНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова М.В., Веселова Е.К., Коржова Е.Ю., Макарова Т.А.

Цель исследования - изучение влияния различной спортивной квалификации на нравственную направленность личности спортсменов. Методика и организация исследования. В ходе исследования были сформированы 3 выборки в количестве 374 человек. В первую выборку вошли 124 спортсмена, имеющих спортивную квалификацию «Мастер спорта» (МС) и «Кандидат в мастера спорта» (КМС). Вторая выборка состояла из 124 студентов-спортсменов, имеющих с I по III спортивный разряд. Третья - из 124 студентов-спортсменов, не имеющих спортивной квалификации. Для оценки нравственной направленности респондентов использовался проективный метод погружения в ситуации морального выбора - «Друг-советчик-2». Результаты исследования и выводы. Выявлены достоверные различия в нравственной направленности между спортсменами со спортивной квалификацией «Мастер спорта», «Кандидаты в мастера спорта» и спортсменами массовых разрядов и не имеющими спортивной квалификации. Общие показатели нравственной направленности: количество позитивных выборов и общий индекс нравственности спортсменов самой высокой квалификации достоверно выше, чем у спортсменов более низких квалификаций. Показатели состояния нравственной сферы личности, представленные в таблице как частота высказываний определенных категорий, говорят о том же: спортсмены высокой квалификации показали гораздо более зрелое личностное отношение к моральному выбору. Они в большей степени опираются на внутренние мотивы морального выбора, упоминают о совести; гораздо меньше дают какие-либо трудно выполнимые советы и рассуждают на отвлеченные темы; в процессе морального выбора у них гораздо больше положительных эмоций, чем отрицательных; у них реже проявляется эмоциональное отчуждение и условный выбор. Достижение высокой спортивной квалификации требует личностной зрелости, которая проявляется в более высокой нравственной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попова М.В., Веселова Е.К., Коржова Е.Ю., Макарова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport skill level in context of individual moral orientation assessment

Objective of the study was to analyze the influence of various sport skill levels on moral orientation of athletes' personality. Methods and structure of research. 3 samplings were formed (n=374) for the study purposes. Sampling 1 involved 124 student-athletes having sports qualifications of Master of Sports (MS) and Candidate Master of Sports (CMS). Sampling 2 was made of 124 student-athletes with Class I-III qualifications. Sampling 3 comprised 124 athletes having no sports qualifications. To assess the level of moral orientation of the respondents, the projective method of immersion in a situation of moral choice - "Friend and Advisor - 2" - was applied. Results of the study. The study found statistically significant differences in the level of moral orientation between the MS, CMS, and mass-class athletes and those without any sports qualifications. The common indicators of moral orientation - the number of positive choices and the general morality index - were significantly higher in the athletes with the highest qualification than in those having lower qualifications. The moral sphere indicators, presented in the table as a frequency of statements by certain categories, indicated the same: the highly skilled athletes demonstrated a much more mature personality attitude to moral choice. They mostly rely on the internal motives of moral choice, talk of conscience; give considerably less difficult advice and discuss unrelated matters; when making a moral choice, they experience much more positive emotions than negative ones; they are less likely to have emotional alienation or make a conditional choice. Conclusions. Achievement of the high level of sports qualification requires personal maturity, which manifests itself in the higher level of moral orientation.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОЦЕНКИ НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ»

уровень спортивном квалификации в контексте оценки нравственной направленности личности

УДК/UDC 159.923

Поступила в редакцию 31.10.2019 г.

Информация для связи с автором: pmvchurapcha@yandex.ru

Аспирант М.В. Попова1

Доктор психологических наук, профессор Е.К. Веселова2 Доктор психологических наук, профессор Е.Ю. Коржова2 Кандидат педагогических наук Т.А. Макарова1

1 Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)

2 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

SPORT SKILL LEVEL IN CONTEXT OF INDIVIDUAL MORAL ORIENTATION ASSESSMENT

Postgraduate student M.V. Popova1 Dr.Sc.Psych., Professor E.K. Veselova2 Dr.Sc.Psych., Professor E.Yu. Korzhova2 PhD T.A. Makarova1

1 Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha, Republic of Sakha (Yakutia)

2 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - изучение влияния различной спортивной квалификации на нравственную направленность личности спортсменов. Методика и организация исследования. В ходе исследования были сформированы 3 выборки в количестве 374 человек. В первую выборку вошли 124 спортсмена, имеющих спортивную квалификацию «Мастер спорта» (МС) и «Кандидат в мастера спорта» (КМС). Вторая выборка состояла из 124 студентов-спортсменов, имеющих с I по III спортивный разряд. Третья - из 124 студентов-спортсменов, не имеющих спортивной квалификации. Для оценки нравственной направленности респондентов использовался проективный метод погружения в ситуации морального выбора - «Друг-советчик-2».

Результаты исследования и выводы. Выявлены достоверные различия в нравственной направленности между спортсменами со спортивной квалификацией «Мастер спорта», «Кандидаты в мастера спорта» и спортсменами массовых разрядов и не имеющими спортивной квалификации. Общие показатели нравственной направленности: количество позитивных выборов и общий индекс нравственности спортсменов самой высокой квалификации достоверно выше, чем у спортсменов более низких квалификаций. Показатели состояния нравственной сферы личности, представленные в таблице как частота высказываний определенных категорий, говорят о том же: спортсмены высокой квалификации показали гораздо более зрелое личностное отношение к моральному выбору. Они в большей степени опираются на внутренние мотивы морального выбора, упоминают о совести; гораздо меньше дают какие-либо трудно выполнимые советы и рассуждают на отвлеченные темы; в процессе морального выбора у них гораздо больше положительных эмоций, чем отрицательных; у них реже проявляется эмоциональное отчуждение и условный выбор.

Достижение высокой спортивной квалификации требует личностной зрелости, которая проявляется в более высокой нравственной направленности.

Ключевые слова: нравственность, нравственная направленность, моральный выбор, студенты, спортсмены разных квалификаций.

Annotation

Objective of the study was to analyze the influence of various sport skill levels on moral orientation of athletes' personality.

Methods and structure of research. 3 samplings were formed (n=374) for the study purposes. Sampling 1 involved 124 student-athletes having sports qualifications of Master of Sports (MS) and Candidate Master of Sports (CMS). Sampling 2 was made of 124 student-athletes with Class I-III qualifications. Sampling 3 comprised 124 athletes having no sports qualifications. To assess the level of moral orientation of the respondents, the projective method of immersion in a situation of moral choice - "Friend and Advisor - 2" - was applied. Results of the study. The study found statistically significant differences in the level of moral orientation between the MS, CMS, and mass-class athletes and those without any sports qualifications. The common indicators of moral orientation - the number of positive choices and the general morality index -were significantly higher in the athletes with the highest qualification than in those having lower qualifications. The moral sphere indicators, presented in the table as a frequency of statements by certain categories, indicated the same: the highly skilled athletes demonstrated a much more mature personality attitude to moral choice. They mostly rely on the internal motives of moral choice, talk of conscience; give considerably less difficult advice and discuss unrelated matters; when making a moral choice, they experience much more positive emotions than negative ones; they are less likely to have emotional alienation or make a conditional choice.

Conclusions. Achievement of the high level of sports qualification requires personal maturity, which manifests itself in the higher level of moral orientation.

Keywords: morality, moral orientation, moral choice, students, athletes of various skills levels.

Введение. Известно, что в процессе занятий спортом не только происходит физическое, техническое и тактической

совершенствование организма человека, но и формируются такие личностные образования, качества, которые помогают

Сравнение показателей нравственной направленности личности спортсменов разных спортивных квалификаций

Показатели нравственной направленности Спортивная квалификация Достоверность различий*

КМС, МС (n = 124) I-III разр. (n = 124) Без спорт. разр. (n = 124) h p

Количество негативных ответов, О 3,43 5,66 5,60 24,32 0,00

Количество позитивных ответов, Р 20,98 15,96 17,31 34,80 0,00

Количество уклончивых ответов, и 6,50 9,38 8,09 13,71 0,00

Индекс нравственности, I 51,90 46,96 48,31 32,32 0,00

Конструктивность, V 0,38 0,40 0,45 6,68 0,00

Внутренние мотивы, VM 0,23 0,09 0,10 67,87 0,00

Рационализация, RAC 0,03 0,06 0,06 10,15 0,00

Отрицательные эмоции, А- 0,03 0,05 0,05 3,98 0,02

Эмоциональное отчуждение, Т 0,04 0,10 0,08 12,77 0,00

Условный выбор, Е 0,03 0,04 0,02 3,51 0,03

Изоляция эмоций, М 0,01 0,02 0,01 5,17 0,01

Положительные эмоции, А+ 0,07 0,03 0,03 27,28 0,00

*по критерию Краскела-Уоллиса

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

ему регулировать свое поведение, состояние [7, 8]. Несмотря на то что спортивная деятельность сопровождается негативными факторами, вызванными работой на пределе своих возможностей, тем не менее она способствует формированию у спортсмена уверенности в себе, повышению стрес-соустойчивости и повышению ответственности за результат своих действий, тем самым развивая нравственную направленность личности [1, 9, 2, 4, 5]. В качестве наиболее часто упоминаемых критериев данного качества авторы называют: честность, совестливость, справедливость, чувство правды, чувство долга, социальную ответственность [10]. В связи с этим можно предположить, что уровень спортивных достижений спортсмена будет взаимосвязан с нравственной направленностью его личности как индикатором уровня его личностного здоровья [6].

Цель исследования - выявление взаимосвязи спортивной квалификации с нравственной направленностью личности спортсмена.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в течение 2017-2019 гг. Базой исследования выступили ФГБОУ ВО «Училище олимпийского резерва», «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта» Чурапчинского улуса и ГБПОУ «Республиканское училище (колледж) олимпийского резерва им. Р. М. Дмитриевича» Республики Саха (Якутия). Нами были сформированы 3 выборки в количестве 374 человек. В первую выборку вошли 124 спортсмена, имеющих спортивную квалификацию «Мастер спорта» (МС) и «Кандидат в мастера спорта» (КМС). Вторая выборка состояла из 124 студентов-спортсменов, имеющих с I по III спортивный разряд. Третья - из 124 студентов-спортсменов, не имеющих спортивной квалификации.

Для оценки нравственной направленности респондентов использовался проективный метод погружения в ситуации морального выбора - «Друг-советчик-2» [3]. Методика основана на исследовании возможного поведения личности в достаточно трудных жизненных ситуациях

морального выбора, каждая из которых имеет этическое решение с точки зрения общепринятых моральных норм. Однако привходящие жизненные обстоятельства часто делают принятие этически позитивного решения непростым, неоднозначным и индивидуальный выбор решения предлагаемых в методике ситуаций проективным образом раскрывает его предпочтения в морально-нравственной области. Методика содержит 31 ситуацию морального выбора, в каждой из которых герой поставлен перед необходимостью выбора возможного жизненного решения. При этом респондент может выбрать позитивное решение, соблюдающее моральную норму или негативное, нарушающее какую-либо моральную норму. Респонденту предлагается следующая инструкция: «Представьте себе, что к Вам обращается Ваш друг или подруга с просьбой дать совет в трудной ситуации. Дайте этот совет на каждый вопрос в письменной форме одной или несколькими фразами». Обработка результатов состояла в подсчете четырех общих показателей принятия морального решения (I, Р, и, О) и 12 показателей состояния нравственной сферы личности (V, VM, VNM, NR, RAC, А-, Т, ^ Е, М, С, А+), выделенных на основе контент-анализа содержания ответов каждого респондента на 31 ситуацию.

При подсчете общих показателей принятия морального решения ответу респондента в каждой ситуации присваивалось одно из трех значений: 1) позитивный моральный выбор - полное соответствие моральному стандарту - 2 балла; 2) негативный моральный выбор - отрицание морального стандарта, мнение о необязательности его выполнения -0 баллов; 3) промежуточные варианты - уклончивые, неопределенные ответы или полное отсутствие ответа - 1 балл. Индекс нравственности (I) подсчитывается как сумма баллов, полученных за позитивные и уклончивые решения по всей 31 ситуации морального выбора. Подсчитывалось также количество неопределенных ответов (и), количество позитивных решений морального выбора (Р) и количество негативных решений морального выбора (О).

70

http://www.teoriya.ru

№ 2 • 2020 Февраль | February

Для подсчета показателей состояния нравственной сферы личности спортсмена проводился контент-анализ всех высказываний респондента по 31 ситуации морального выбора и определялась частота появления каждой категории высказывания в общем числе высказываний респондента. Были выделены следующие категории: V - конструктивность, конкретные предложения решения ситуаций; VM - внешние мотивы обоснования предлагаемого решения (долг, социальные нормы, закон, последствия и др.); VNM - внутренние мотивы обоснования предлагаемого решения (чувство вины, угрызения совести, сердечная тревога и т. д.); NR - нравственный релятивизм («Делай так, как тебе больше нравится или удобнее»; RAC - рациональное объяснение предлагаемого решения; А - указания на отрицательные эмоции в реакции на ситуацию (осуждение, пренебрежение, гнев, раздражение, враждебность, отстранение); T - отчужденность (нежелание влиять на поступки героя ситуации); F - общий совет, скорее отговорка, который неизвестно к чему приведет; Е - условный выбор (совет сделать позитивный выбор при некотором условии); M - изоляция (совет устранить чувства, эмоции); A+ - указание на положительные эмоции в реакции на ситуацию (одобрение, похвала, высказывания о положительных чувствах любви, дружбы и т. д.).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты сравнения показателей нравственной направленности личности спортсменов разной квалификации представлено в таблице.

Общие показатели нравственной направленности: количество позитивных выборов (P) и общий индекс нравственности (I) спортсменов самой высокой квалификации достоверно выше, чем у спортсменов более низких квалификаций. Показатели состояния нравственной сферы личности, представленные в таблице как частота высказываний определенных категорий, говорят о том же: спортсмены высокой квалификации показали гораздо более зрелое личностное отношение к моральному выбору. Они в большей степени опираются на внутренние мотивы морального выбора, упоминают о совести (VM); гораздо меньше дают какие-либо трудно выполнимые советы (V) и рассуждают на отвлеченные темы (RAC); в процессе морального выбора у них гораздо больше положительных эмоций, чем отрицательных (A+ и A-); у них реже проявляется эмоциональное отчуждение (T) и условный выбор (E).

Выводы. Таким образом, можно утверждать, что достижение высокой спортивной квалификации требует личностной зрелости, которая проявляется в более высокой нравственной направленности.

Литература

1. Балаева О.Е. Морально-нравственная проблематика спортивной деятельности глазами учащихся профильного вуза / О.Е. Балаева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2017. - № 6. - С. 52-62.

2. Байковский Ю.В. Состояние психологического здоровья личности и роль духовно-нравственного потенциала в экстремальных условиях спортивной деятельности / Ю.В. Байковский, Н.Г. Самойлов, А.В. Алешичева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 405-410.

3. Веселова Е.К. Метод исследования нравственной сферы личности // Диагностика здоровья. Психологический практикум: [сборник] / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 2007. - С. 359-374.

4. Головнин А.А. Воспитание подростков средствами каратэ ке-кусинкай: оздоровительная, духовно-волевая и духовно-нравственная составляющая тренировок / А.А. Головнин // Ученые за-

писки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 50-58.

5. Казанцев С.А. Формирование нравственного потенциала личности средствами спортивного ориентирования / С.А. Казанцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (108). - С. 75-78.

6. Коржова Е.Ю. Личностное здоровье студентов и его ресурсы в вузовской социализации / Е.Ю. Коржова, Е.К. Веселова, Т.В. Ани-симова // Психологическое здоровье и технологии здоровьесбе-режения в современной образовательной среде. Коллективная монография. - СПб., 2019. - С. 36-46.

7. Попова М.В. Сравнительный анализ личностных качеств студентов-спортсменов разных спортивных квалификаций и студентов, не занимающихся спортом / М.В. Попова // Научное мнение. - 2019. - № 9.

8. Попова М.В.Тактика поведения «Сотрудничество» в конфликтной ситуации у студентов физкультурного вуза / М.В. Попова // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 3. - С. 14-16.

9. Черняев А.А. Нравственное воспитание личности в процессе спортивной деятельности / А.А. Черняев, Е.А. Фонарева // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 5. - С. 75-75.

References

1. Balaeva O.E. Moralno-nravstvennaya problematika sportivnoy deyatelnosti glazami uchaschihsya profilnogo vuza [Moral issues of sports activity according to specialized university students]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2017. no. 6. pp. 52-62.

2. Baykovskiy Yu.V., Samoylov N.G., Aleshicheva A.V. Sostoyanie psihologicheskogo zdorovya lichnosti i rol duhovno-nravstvennogo potentsiala v ekstremalnyih usloviyah sportivnoy deyatelnosti [State of psychological health of individual and role of spiritual and moral potential in extreme conditions of sports activity]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. no. 5 (171). pp. 405-410.

3. Veselova E.K., Nikiforov G.S. [ed.].Metod issledovaniya nravstvennoy sferyi lichnosti [Individual moral sphere research method]. Health diagnostics. Psychological workshop: [col.] . St. Petersburg, 2007. pp. 359-374.

4. Golovnin A.A. Vospitanie podrostkov sredstvami karate kekusinkay: ozdorovitelnaya, duhovno-volevaya i duhovno-nravstvennaya sostavlyayuschaya trenirovok [Kyokushinkai Karate to train adolescent training: recreational, spiritual-volitional and spiritualmoral component of training]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. no. 5 (159). pp. 50-58.

5. Kazantsev S.A. Formirovanie nravstvennogo potentsiala lichnosti sredstvami sportivnogo orientirovaniya [Formation of individual moral potential by means of orienteering]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. no. 2 (108). pp. 75-78.

6. Korzhova E.Yu., Veselova E.K. , Anisimova T.V. Lichnostnoe zdorove studentov i ego resursyi v vuzovskoy sotsializatsii [Personal health of students and its resources in university socialization]. Psihologicheskoe zdorovye i tekhnologii zdorovesberezheniya v sovremennoy obrazovatelnoy srede [Psychological health and health-protection technologies in modern educational environment]. St. Petersburg, 2019. pp. 36-46.

7. Popova M.V. Sravnitelny analiz lichnostnyih kachestv studentov-sportsmenov raznyih sportivnyih kvalifikatsiy i studentov, ne zanimayuschihsya sportom [Comparative analysis of personal qualities of student-athletes of different sports qualifications and non-sporting students] Nauchnoe mnenie. 2019. # 9.

8. Popova M.V.Taktika povedeniya «Sotrudnichestvo» v konfliktnoy situatsii u studentov fizkulturnogo vuza [Conflict management behavioural models of physical culture university students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 3. pp. 14-16.

9. Chernyaev A.A. , Fonareva E.A. Nravstvennoe vospitanie lichnosti v protsesse sportivnoy deyatelnosti [Moral education of individual during sports activity]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. no. 5. pp. 75-75.

10. Artemeva V.A., Dvoretskaya M.Ya., Veselova E.K. , Korzhova E.Yu. , Esikova T.V. Student Innovativeness As Manifestation Of Subjectivity Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. v. 12. no. 5b. pp. 813-821.DOI: https://doi.org/10.12973/ejac.2017.00213a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.