Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙКВАЛИФИКАЦИИ И ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ'

УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙКВАЛИФИКАЦИИ И ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННАЯ СФЕРА / СТУДЕНТЫ / СПОРТСМЕНЫ РАЗНЫХ СПОРТИВНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ / LIFE VALUES / LIFE SPHERE / STUDENTS / SPORTSMEN OF DIFFERENT SPORTS QUALIFICATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Мария Васильевна

Целью исследования было изучение взаимосвязи спортивной квалификации студентов-спортсменов физкультурного ВУЗа с жизненными ценностями их личности. Предполагалось, что у студентов с высокой спортивной квалификацией по сравнению со студентами, имеющими более низкую спортивную, квалификация и не имеющих ее, преобладает, такая жизненная ценность как «Достижение». Т. е. направленность личности на решение поставленных жизненных задач как главных жизненных факторов. А с повышением спортивного стажа значимость такой сферы жизнедеятельности как «Физическая активность». Подразумевающая, что спортсмены высокого класса отмечают эту сферу как необходимую для гармоничной жизнедеятельности человека.Для изучения жизненных ценностей студентов-спортсменов использовался Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушина. На основании методики выявляются индивидуальная система ценностей человека, базирующаяся на оценке отношений личности к таким жизненным ценностям как: развитию себя, духовному удовлетворению, креативности, активным социальным контактам, с собственному престижу, высокому социальному положению, достижениям, сохранению собственной индивидуальности. И проявление их в сферах профессиональной, семейной жизни, в сфере образования, сфере общественной, физической активности и в сфере увлечений.В исследовании приняли участие студенты-спортсмены физкультурного ВУЗа (N = 374, 18-24 лет) разных спортивных квалификаций. На основании критерия Краскела-Уоллиса автором выявлены достоверные различия в жизненных ценностях и жизненных сферах между спортсменами со спортивном званием «Мастер спорта» (N = 44), спортивной квалификацией «Кандидат в мастера спорта» (N = 80), спортивных разрядов (N = 124), с студентов-спортсменов, не имеющих спортивной квалификации (N = 124). Студенты-спортсмены высокого класса показали более высокие показатели по жизненной ценности «Достижение» и жизненной сфере «Физическая активность», чем студенты-спортсмены с более низкой спортивной квалификацией.Статья является частью диссертационного исследования автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попова Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVER OF SPORTS QUALIFICATION AND LIFE VALUES

The article is part of the author's dissertation research. The aim of the research was to study the relationship between the sports qualification of students-sportsmen of physical education university and the life values of their personality. It was supposed that such vital value as "Achievement" prevails among students with high sports qualification in comparison with students with lower sports qualification and without it. That is, the focus of an individual's life tasks as the main life factors. And with an increase of sports experience the importance of such sphere of life activity as "Physical activity". Implying that high-class athletes mark this sphere as necessary for the harmonious life activity of a person.To study the life values of students-athletes, V.F. Sopov and L.V. Karpushin used the Morphological Test of Life Values (MTVC). On the basis of the method, an individual system of human values is identified, based on the assessment of personal relationships to such life values as: self-development, spiritual satisfaction, creativity, active social contacts, with their own prestige, high social status, achievements, preservation of their individuality. And their manifestation in the spheres of professional, family life, education, social, physical activity and hobbies.Students-sportsmen of physical culture university (N = 374, 18-24 years old) of different sports qualifications took part in the research. On the basis of the Crasquel-Wallis criterion the author revealed reliable differences in life values and life spheres between sportsmen with the sports title "Master of Sports" (N = 44), sports qualification "Candidate for Master of Sports" (N = 80), sports categories (N = 124), from students-sportsmen without sports qualification (N = 124). Students-sportsmen of high class have shown higher indicators on life value "Achievement" and life sphere "Physical activity" than students-sportsmen with lower sports qualification.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙКВАЛИФИКАЦИИ И ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/70PSMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Попова М.В. Уровень спортивной квалификации и жизненные ценности личности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/70PSMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Popova M.V. (2020). Lever of sports qualification and life values. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/70PSMN520.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.21.51

Попова Мария Васильевна

ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», с. Чурапча, Россия

Старший преподаватель кафедры «Педагогики и психологии»

E-mail: [email protected]

Уровень спортивной квалификации и жизненные ценности личности

Аннотация. Целью исследования было изучение взаимосвязи спортивной квалификации студентов-спортсменов физкультурного ВУЗа с жизненными ценностями их личности. Предполагалось, что у студентов с высокой спортивной квалификацией по сравнению со студентами, имеющими более низкую спортивную, квалификация и не имеющих ее, преобладает, такая жизненная ценность как «Достижение». Т. е. направленность личности на решение поставленных жизненных задач как главных жизненных факторов. А с повышением спортивного стажа значимость такой сферы жизнедеятельности как «Физическая активность». Подразумевающая, что спортсмены высокого класса отмечают эту сферу как необходимую для гармоничной жизнедеятельности человека.

Для изучения жизненных ценностей студентов-спортсменов использовался Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушина. На основании методики выявляются индивидуальная система ценностей человека, базирующаяся на оценке отношений личности к таким жизненным ценностям как: развитию себя, духовному удовлетворению, креативности, активным социальным контактам, с собственному престижу, высокому социальному положению, достижениям, сохранению собственной индивидуальности. И проявление их в сферах профессиональной, семейной жизни, в сфере образования, сфере общественной, физической активности и в сфере увлечений.

В исследовании приняли участие студенты-спортсмены физкультурного ВУЗа (N = 374, 18-24 лет) разных спортивных квалификаций. На основании критерия Краскела-Уоллиса автором выявлены достоверные различия в жизненных ценностях и жизненных сферах между спортсменами со спортивном званием «Мастер спорта» (N = 44), спортивной квалификацией «Кандидат в мастера спорта» (N = 80), спортивных разрядов (N = 124), с студентов-спортсменов, не имеющих спортивной квалификации (N = 124). Студенты-спортсмены высокого класса показали более высокие показатели по жизненной ценности «Достижение» и жизненной сфере «Физическая активность», чем студенты-спортсмены с более низкой спортивной квалификацией.

Статья является частью диссертационного исследования автора. Страница 1 из 9

https:// mir-nauki. com

Ключевые слова: жизненные ценности; жизненная сфера; студенты; спортсмены разных спортивных квалификаций

Поскольку жизненные ценности подрастающего поколения сами по себе являются отражением общественных ценностей данная проблематика волнует философские, социологические, педагогические и психологические науки.

К зарубежным ученым изучавших проблему ценностей можно отнести М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Лотца, А. Маслоу, Ф. Нитше, Г. Олпорта, К. Роджерса, М. Рокича, У. Томаса, В. Франкла, Э. Фромма и др. В отечественной психологической науке проблему ценностей была рассмотрена в научных трудах В.Г. Алексеевой, Л.И. Анциферовой, В.Г. Асеева, С.С. Бубновой, Е.И. Головахи, В.П. Зинченко, А.В. Капцовым, Л.В. Карпушиной, Н.М. Лебедевой, Д.А. Леонтьева, В.С. Мухиной, М.Р. Рогова, С.Л. Рубинштейн, А.В. Серый, Л.М. Смирнова, Е.В. Шолоховой др.

Ценность как психологическая категория стоит рядом с понятиями личностная направленность, личностная значимость, личностные установки, нормы, идеалы. Т. е. выступает как субъективный стандарт личности в поведении в его жизнедеятельности, как система мотивов личности, и как регулятор поведения в деятельности [1].

Таким образом, с точки зрения психологии роль жизненных ценностей заключается в направленности жизнедеятельности человека, его поведения. В формировании приоритетных и второстепенных ценностях жизни, дифференцируя устремления личности [2-5]. Особое значение в формирование жизненных ценностей отводится студенческому возрасту. Так, Б.Г. Ананьев подчеркивает важность ВУЗ-го этапа в формирования ценностных ориентаций и направленности личности [6]. Л.В. Карпушина отмечает, что «...перед студентом стоит проблема профессионального самоопределения», который в свою очередь «.реализуется на личностном уровне через ценностный выбор студентов вариантов профессионального развития» [7]. Основанного на перспективе самоактуализации в будущем не только в выбранной профессиональной деятельности, но и в таких сферах как собственные увлечения, общественной и семейной.

Жизненные ценности молодёжи на сегодняшнем день формируются по двум генеральным направлениям. В направлении духовности, основанных на нравственных установках. И в направлении индивидуализации, основу которых составляет преобладание материальных ценностей над духовными. Где социальные институты имеют не последнее место. Так по мнению В.М. Острога подчеркивает формирующее значение образовательной среды в развитии ценностных ориентаций за счет усвоения студентами гуманитарных дисциплин. «.создающих ценностные знания, представления, идеалы, установки, а также потребности и мотивы, определяющие направленность личности» [8]. Именно образовательное пространство основано на классических ценностях с одной стороны и несет в себе и творческий потенциал, открытый для развития и обновления в соответствии с новыми требованиями современного общества [9].

Объектом исследования выступили спортсмены разной квалификации. Предметом исследования явились жизненные ценности спортсменов разной квалификации. Целью исследования выступило изучение жизненных ценностей в различных жизненных сферах у студентов-спортсменов разных спортивных квалификаций. Гипотезой - у спортсменов с более высокой спортивной квалификацией наблюдается поставка жизненных задач как главная жизненная ценность. А также выраженность у студентов-спортсменов высокого класса

Введение

значимости такой жизненной сферы как - сфера физической активности. Стремление к значимому результату в спортивной деятельности и целенаправленности в данной сфере.

Методика и организация исследования

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Республики Саха (Якутия), в течение в течение 2018-2020 гг. В соответствии с целью исследование нами были сформированы 4 выборки в количестве 374 студентов-спортсменов разных спортивных квалификаций и разных курсов обучения. Первую выборку составили 44 студентов-спортсменов со спортивным званием «Мастер спорта». Вторую выборку 80 студентов-спортсменов - кандидатов в мастера спорта. Третью студенты-спортсмены с массовыми спортивными разрядами в количестве 124 человека. И четвертую 124 студента-спортсмена не имеющих спортивное звание. В свою очередь в каждой группе студенты состояли из разных курсов обучения.

Методикой исследования жизненных ценностей студентов-спортсменов выступил «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина. Под ценностью в данной методике предполагается отношение человека к жизненным явлениям и признание его как жизненной важности [10-12].

На основании данной методики выявляется у респондентов следующая иерархия жизненных ценностей: развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты, собственный престиж, достижение, высокое материальное положение, сохранение собственное индивидуальности.

Далее методике оценивается проявление данных жизненных ценностей в таких сферах деятельности человека как: в сфере профессиональной жизни; сфере образования; сфере семейной жизни; сфере общественной активности, сфере увлечений и сфере физической активности.

С целью оценки достоверных различий выраженности у студентов-спортсменов жизненных ценностей и значимости жизненных сфер нами был использован однофакторный дисперсионный анализ Краскела-Уоллиса

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты сравнения показателей жизненных ценностей у студентов-спортсменов разных спортивных квалификаций представлено в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнения показателей жизненных ценностей у студентов-спортсменов разных спортивных квалификаций

Показатели жизненных ценностей Спортивная квалификация Достоверность различий*

МС КМС с 1-3 спорт. разряд без спорт. разряда H P

Развитие себя 37,00000 36,04545 35,83871 40,09677 3,04303 0,032973

Креативность 36,44444 35,54545 36,54839 39,77419 3,10102 0,030687

Активные социальные контакты 35,55556 35,86364 37,29032 41,09677 2,71554 0,049473

Высокое материальное положение 36,77778 35,86364 37,48387 43,64516 8,61436 0,000044

Сохранение собственной индивидуальности 29,44444 26,72727 32,61290 36,54839 5,61772 0,001423

* По критерию Краскела-Уоллиса (разработано автором)

https:// mir-nauki. com

На основании сравнительного анализа жизненных ценностей у студентов-спортсменов 4-х выборок, мы можем констатировать достоверные различия показателей по следующим жизненным ценностям (см. таблица 1).

«Развитие себя». Характеризующиеся в мотивации познать собственные индивидуальные особенности и в постоянном развитии своих личностных характеристики, возможностей и способностей. Наиболее показатели наблюдаются у студентов-спортсменов, не имеющих спортивную квалификацию. Что может говорить о том, что данные студенты, будучи обучаясь в физкультурном ВУЗе находятся в поиске себя, своих способностей, не касающихся спортивной деятельности.

«Креативность». Направленность личности на реализацию своих творческих способностей, на желание преобразовывать окружающий мир также наблюдается более высокие показатели у студентов-спортсменов, не имеющих спортивной квалификации. И наоборот, у студентов-спортсменов со спортивным званием «Мастер-спорта», спортивной квалификацией «Кандидат в мастера спорта», наблюдаются более низкие показатели выраженности по данной жизненной ценности. Обосновывающееся тем, что сама по себе спортивная деятельность предполагает в первую очередь формирование морально-волевых качеств личности спортсменов и неоспоримое принятие требований тренера, с целью достижения максимальных результатов не только в учебно-тренировочной деятельности, но и в первую очередь в соревновательной, сопровождающееся на предельных физических и психических нагрузках человека.

«Активные социальные контакты». Признание расширения социального взаимодействия как жизненно важной ценности. Направленность на формирование благоприятных взаимоотношений в различных общественных сферах наблюдается у студентов-спортсменов, не имеющих спортивной квалификации. Снижается с повышением спортивной квалификации. Наличие такой направленности говорит о том, что такие люди обладают такими качествами как дружелюбность, эмпатичность, открытость, зависимость от мнения окружающих, стремление идентифицировать себя с близким окружением. Как показывают психологические исследования спортсменов высокой спортивной квалификацией им свойственны наоборот независимость от мнения окружающих, самодостаточность, часто даже эгоцентричность и самостоятельность в принятии решений. Что в свою очередь может накладывать такие результаты по такой жизненной ценности как «Активные социальные контакты».

«Высокое материальное положение». Данная жизненная ценность снижается с повышением спортивной квалификации. Что говорит о том, что чем выше спортивная квалификация у студентов-спортсменов тем они их самооценка не зависит от материального благосостояния. Не является основанием для чувства собственной значимости. Готовность заниматься спортивной деятельностью без материальной выгоды, вознаграждения, из чувства патриотизма и благородности.

«Сохранение собственной индивидуальности». Наблюдается такая же тенденция, как и у вышеупомянутых. Самые высокие показатели наблюдаются у студентов-спортсменов, не имеющих спортивной квалификации. С повышением стажа спортивной деятельности наблюдается снижение данных показателей. Констатирующее, что чем выше спортивная квалификация тем более выражено принятие авторитетов, скромность, понижение желания всем доказать свою неповторимость, надежность и стабильность, осознание важности взаимопонимания и взаимоподдержки.

Также мы провели сравнительный анализ показателей значимости жизненных сфер студентов-спортсменов разных спортивных квалификаций, представленный в таблице 2.

Таблица 2

Результаты сравнения показателей значимости жизненных сфер студентов-спортсменов разных спортивных квалификаций

Показатели значимости жизненных сфер Спортивная квалификация Достоверность различий*

МС КМС с 1-3 спорт. разряд без спорт. разряда H P

Сфера профессиональной жизни 50,88889 49,50000 51,51613 56,41935 3,81158 0,012757

Сфера образования 52,77778 49,50000 51,83871 59,16129 5,21322 0,002312

Сфера общественной активности 49,88889 47,95455 48,77419 54,35484 4,73403 0,004127

Сфера увлечений 52,11111 50,50000 49,80645 54,96774 2,98757 0,035317

* По критерию Краскела-Уоллиса (разработано автором)

На основании сравнительного анализа жизненных сфер (см. таблица 2) у студентов-спортсменов разных спортивных квалификаций, мы можем констатировать, что чем ниже спортивная квалификации тем выражены у них следующие жизненные ценности с следующих сферах.

В сфере «Профессиональной жизни»: чем ниже спортивная квалификация, тем важнее студентам-спортсменам физкультурного ВУЗа развивать в себе профессиональные способности; творчески относиться к профессиональному становлению; значим социально-психологический климат коллектива; готовность создать условия в своей будущей профессии для получения высокой зарплаты; стремление в будущей своей профессиональной деятельности подчеркнуть свою индивидуальность.

В сфере «Образования»: заинтересованность в саморазвитии в сфере образования; желание внести свой вклад в изучаемых дисциплинах; стремление войти в группы студентов с определенным уровнем образования; достичь такого уровня образования, который позволили бы иметь высокую зарплату; желание быть оригинальным в процессе обучения.

В сфере «Общественной активности»: стремление совершенствовать свои способности в сфере общественно-политической жизни; стремление вносить изменения в своей общественной жизни; желание участвовать в общественно-политической жизни с целью получения материального вознаграждения; иметь индивидуальную общественно-политическую точку зрения.

В сфере увлечений: стремление иметь свое хобби для реализации своих потенциальных возможностей; желание вносить разнообразие в свою сферу увлечений; стремление иметь единомышленников в своем увлечении; желание иметь такое хобби, которое может принести материальный доход; стремление чтобы свое увлечение помогло выразить его индивидуальность.

С целью выявления ВУЗ-кого обучения, стажа занятий спортивной деятельностью на формирование жизненных ценностей нами также был проведен сравнительный анализ жизненных ценностей у студентов-спортсменов разных курсов обучения разных спортивных квалификаций. На основании которого было выявлено, что в первом и втором курсе достоверных отличий не наблюдается в выраженности тех или иных жизненных ценностей. На третьем курсе были выявлены следующие результаты, представленные на таблице 3.

Таблица 3

Результаты сравнения жизненных ценностей у студентов-спортсменов разных спортивных квалификаций третьего курса обучения

Показатели жизненной ценности Спортивная квалификация Достоверность различий*

Студенты-спортсмены МС 3-го курса обучения Студенты-спортсмены КМС 3-го курса обучения Студенты-спортсмены с 1-3 спорт. разряд 3-го курса обучения Студенты-спортсмены без спорт. разряда 3-го курса обучения H P

Достижения 50,06250 43,00000 45,25806 44,64516 3,02471 0,033730

* По критерию Краскела-Уоллиса (разработано автором)

На основании проведенного сравнительного анализа жизненных ценностей (см. таблица 3) у студентов-спортсменов разных спортивных квалификаций разных курсов обучения, мы выявили, что у студентов-спортсменов высокой квалификации с повышением курса обучения наблюдаются более высокие показатели по жизненной ценности «Достижение».

Далее с целью выявления ВУЗ-кого обучения, стажа занятий спортивной деятельностью на значимость в жизнедеятельности студентов-спортсменов разных курсов обучения разных спортивных квалификаций тех или иных жизненных сфер нами был проведен сравнительный анализ показателей значимости жизненных ценностей у студентов-спортсменов разных курсов обучения. На основании которого было выявлено, что у студентов-спортсменов старших курсов обучения достоверно выше значимость такой сферы как «физическая активность» (см. таблицу 4).

Таблица 4

Результаты сравнения показателей значимости жизненных ценностей у студентов-спортсменов четвертого курса обучения

Показатели жизненной сферы Спортивная квалификация Достоверность различий*

Студенты-спортсмены МС 4-го курса обучения Студенты-спортсмены КМС 4-го курса обучения Студенты-спортсмены с 1-3 спорт. разряд 4-го курса обучения Студенты-спортсмены без спорт. разряда 4-го курса обучения H P

Физическая активность 51,20000 50,90476 51,87097 48,19355 3,35523 0,022404

* По критерию Краскела-Уоллиса (разработано автором)

Сравнительный анализа показателей значимости для студентов-спортсменов разных спортивных квалификаций, разных курсов обучение жизненных сфер (см. таблица 4) наблюдается с повышением курса обучения более высокие показатели по значимости жизненной сферы «Физическая активность».

Выводы

По итогам проведенного исследования у студентов-спортсменов физкультурного ВУЗа наблюдается дифференцированность выраженности жизненных ценностей в зависимости и от спортивной квалификации, и от курса обучения. А также дифференцированность значимости жизненных сфер.

https:// mir-nauki. com

Чем выше спортивная квалификация, тем выражено у студентов-спортсменов целеустремленность в достижении поставленных целей, стремление к значимому результату во всех сферах деятельности, особенно в физической активности. Желание приумножать свои достижения, заранее планируя ее. Заинтересованность в получении информации о средствах и методах достижения поставленных задач.

И тем ниже спортивная квалификация, тем более выявлена направленность жизнедеятельности у студентов физкультурного ВУЗа на такие сферы как профессиональная, сфера образования, сфера общественной жизни и сферу увлечений. К значимым ценностям относятся: самопознание, стремление окружать окружающую действительность, стремление устанавливать благоприятные взаимодействия с окружающими людьми, направленность к материального благополучию и преобладание собственных убеждений над общепринятыми.

Таким образом, можно сказать, что гипотеза преобладание значимости у студентов-спортсменов высокой квалификации такой жизненной ценности как «Достижение» и значимости жизненной сферы «Физическая активность» подтвердилась. Можно утверждать, что для достижения высокой спортивной квалификации необходимо способность у спортсменов умения детально планировать свою жизнедеятельность, деля ее на этапы, достигать их, вырабатывая у себя стремление получать результаты как главный жизненный фактор.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горькая Ж.В. Психология ценностей: учебное пособие / Ж.В. Горькая. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. - 92 с.

2. Карпушина Л.В. Влияние биологических и социально-психологических факторов на жизненные ценности студентов // Теория и методика непрерывного профессионального образования: материалы Всеросс. научно-методич. конференции. - Тольятти: ТГУ, 2002. - Том 1, С. 157-159.

3. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии: сборник статей / Под ред. Е В. Шорохова. - М., 1975. - С. 89-105.

4. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. - М., 1996. - №4. С. 35-45.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

6. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. - Вып. 2. - Л.: ЛГУ, 1974. - С. 3-15.

7. Л.В. Карпушина Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов ВУЗов // Вестник Самарской гуманитарной академии, серия Психология. 2005. №1. - С. 78-91.

8. Острога В.М. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи в образовательной среде технического ВУЗа / В.М. Острога // Труды БГТУ. Учебно-методическая работа. 2015. №8 (181). С. 44-48.

9. Илькова А.П. Ценностные предпочтения в высшей школе / А.П. Илькова // Образование - личность - профессия: материалы IX Международной научно-практической конференции. Москва, 2-6 июля 2013 г. - М.: ПИРАО, 2013. С. 163-167.

10. Капцов А.В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. 3-е издание, доп. Самара: ИПК «Содружество», 2010. 40 с.

11. Лабынцева И.С. Методические рекомендации к выполнению индивидуального задания «Мотивация учебной и научно-исследовательской деятельности» / И.С. Лабынцева, Н.А. Лызь. - Таганрог, 2015. - 32 с.

12. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению. Методическое пособие. - Самара: Изд-во СамИКП - СНЦ РАН, 2002, - 49 с.

https:// mir-nauki. com

Popova Maria Vasilievna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Churapchinsky state institute of physical culture and sports, v. Churapcha, Russia

E-mail: [email protected]

Lever of sports qualification and life values

Abstract. The article is part of the author's dissertation research. The aim of the research was to study the relationship between the sports qualification of students-sportsmen of physical education university and the life values of their personality. It was supposed that such vital value as "Achievement" prevails among students with high sports qualification in comparison with students with lower sports qualification and without it. That is, the focus of an individual's life tasks as the main life factors. And with an increase of sports experience the importance of such sphere of life activity as "Physical activity". Implying that high-class athletes mark this sphere as necessary for the harmonious life activity of a person.

To study the life values of students-athletes, V.F. Sopov and L.V. Karpushin used the Morphological Test of Life Values (MTVC). On the basis of the method, an individual system of human values is identified, based on the assessment of personal relationships to such life values as: self-development, spiritual satisfaction, creativity, active social contacts, with their own prestige, high social status, achievements, preservation of their individuality. And their manifestation in the spheres of professional, family life, education, social, physical activity and hobbies.

Students-sportsmen of physical culture university (N = 374, 18-24 years old) of different sports qualifications took part in the research. On the basis of the Crasquel-Wallis criterion the author revealed reliable differences in life values and life spheres between sportsmen with the sports title "Master of Sports" (N = 44), sports qualification "Candidate for Master of Sports" (N = 80), sports categories (N = 124), from students-sportsmen without sports qualification (N = 124). Students-sportsmen of high class have shown higher indicators on life value "Achievement" and life sphere "Physical activity" than students-sportsmen with lower sports qualification.

Keywords: life values; life sphere; students; sportsmen of different sports qualifications

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.