Таблица 2 - Практика применения болевых приемов в стойке сотрудниками ДПС в процессе выполнения оперативно-служебных задач, %_
№ Варианты ответов РС (Я) ХК КК АО МО ЕАО Итого
1 Загиб руки за спину «рывком» 56,5 53,3 80,0 55,5 55,0 64,3 60,7
2 Рычаг руки «внутрь» 26,0 18,7 28,0 18,5 65,0 14,3 28,4
3 Рычаг руки «наружу» 17,3 20,0 36,0 11,1 60,0 14,3 26,4
4 Загиб руки за спину «замком» 21,7 17,3 22,0 22,2 25,0 7,1 19,2
5 Загиб руки за спину «нырком» 26,0 11,3 16,0 7,4 15,0 7,1 13,8
6 Загиб руки за спину «толчком» 4,3 14,7 8,0 11,1 15,0 21,4 12,4
при подходе сзади
7 Перегибание кисти дожимом 8,6 10,7 12,0 3,7 15,0 7,1 9,5
«под ручку»
8 Рычаг руки «через предплечье» 4,3 4,0 6,0 7,4 - 7,1 4,8
9 Рычаг руки «через плечи» 4,3 3,3 4,0 - 5,0 - 2,8
10 Никогда не применял данные 13,0 13,3 14,8 14,3 9,2
приемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ структуры раздела «Боевые приемы борьбы» и опыт многолетней практики применения этих приемов сотрудниками ДПС показал, что одним из наиболее эффективных средств, в ситуациях задержания правонарушителей и сопровождения их до места назначения с минимальной возможностью их физического травмирования, являются болевые приемы в стойке. В этой связи возникает необходимость формирования умений и навыков их применения в процессе практических занятий по физической подготовке. Учебно-тренировочные занятия должны быть направлены на обучение сотрудников владению данными приемами.
ЛИТЕРАТУРА
1. О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 16.03.2019).
2. Лигута, В.Ф. Физическая подготовка в профессиональной деятельности сотрудников до-рожно-патрульной службы МВД России / В.Ф. Лигута, В.С. Кшевин, В.А. Серебрянников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 111-115.
REFERENCES
1. On Police: Federal law of February 7, No. 3-FZ, available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_110165/.
2. Liguta, V.F., Kshevin, V.S. and Serebryannikov, V.A. (2018), "Physical training in professional activity of traffic police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 162, No 8, pp. 111-115.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.03.2019
УДК 796.077.5
ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ВУЗАХ
СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ
Вера Степановна Макеева, доктор педагогических наук, профессор, Минцзэ Сунь, аспирант, Ирина Владимировна Лосева, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Викторович Чернов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
(ГЦОЛИФК), г. Москва
Аннотация
В статье раскрываются особенности самооценки своего «Я» и оценки отношения к ведущим видам деятельности у баскетболистов высокой квалификации на этапе обучения в вузе. Необходимость внимания к данному процессу определяется тем, что они уже достигли определенного уровня развития еще на довузовском этапе и имеют представления о себе, спортивной деятельности и профессиональной деятельности тренера. Вместе с тем, объективность этих суждений и характер отношения к учебной и участию в спортивной деятельности как основной цели обучения можно определить только в процессе обучения в вузе. Цель исследования определить соотношение самооценки и эффективности учебной и спортивной деятельности баскетболистов высокой квалификации в вузе спортивного профиля. Результаты самооценки своего «Я» выявили групповую тенденцию к завышению самооценке. Учебная деятельность как ведущий компонент освоения профессии тренера воспринимается большинством респондентов как отдельный период жизни, имеющий свои особенности и определенные ценности. Потребность и участие в соревновательной деятельности проявляют только 60% баскетболистов. Спорт у них по-прежнему является ведущим мотивом деятельности и ценностью. Ведущие учебная и спортивная виды деятельности, а также самооценка в оптимальном соотношении прослеживаются лишь у третьей части респондентов. Недостаточная готовность к образу жизни студента-спортсмена, и к будущей работе в качестве тренера, на наш взгляд, связаны с завышенной самооценкой своего «Я». Это не позволяет объективно оценить и осознать сложившиеся реалии жизни, скорректировать собственную активность и процессы регуляции, что приводит к «остановке» профессионального и личностного саморазвития. Выявленные факторы открывают поле для направленного использования средств и методов педагогического сопровождения системы жизнедеятельности и отношений через формирование и сохранение мотивов к спортивно-педагогическому совершенствованию студента-спортсмена как будущего тренера.
Ключевые слова: студент-спортсмен, оценка и самооценка, учебная деятельность.
ASSESSMENT AND SELF-ASSESSMENT OF PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF BASKETBALL PLAYERS OF HIGH QUALIFICATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE SPORTS
PROFILE
Vera Stepanovna Makeeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Mintsze Sun, the post- graduate student, Irina Vladimirovna Loseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Viktorovich Chernov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Annotation
The article reveals the peculiarities of self-assessment of «I» and assessment of the attitude to the leading activities among the basketball players of high qualification at the stage of learning at the University. The need in attention to this process is determined by the fact that they have already reached the certain level of development at the pre-University stage and formed the idea upon themselves, sports activities and professional activities of the coach. However, the objectivity of these judgments and the nature of the attitude to the curriculum and participation in sports activities as the main learning goal can be determined only in the process of learning at the University. The purpose of the study is to determine the ratio of self-esteem and efficiency of educational and sports activities of highly qualified basketball players in the University of the sports profile. The results of self-assessment of the "I" revealed a group tendency to the self-overestimate. Educational activity as a leading component of mastering the profession of the coach is perceived by the majority of respondents as a separate period of life, which has its own characteristics and certain values. Only 60% of basketball players show their need in participation in the competitive activity. Sport is still the leading motive of activity and value. Leading educational and sports activities, as well as self-esteem in the optimal ratio can be traced only in the third part of the respondents. Lack of readiness for the lifestyle of the student-athlete, and for future work as a coach, in our opinion, is associated with a self-overestimation. This does not allow them to objectively assess and understand the realities of life, to adjust their own activity and processes of regulation, which leads to "stop" of professional and personal self-development. The identified fac-tors open the field for the directed use of the tools and methods of the pedagogical support of the system
of life and relationships through the formation and preservation of motives for sports and pedagogical improvement of student-athlete as a future coach.
Keywords: student-athlete, assessment and self-assessment, educational activity.
Повышенная конкуренция в спорте предъявляет высокие требования к подготовке баскетболистов. При этом в условиях обучения в вузе студент-спортсмен также обязан успешно выполнять требования образовательного процесса. Смена психических и физических нагрузок, характера учебной деятельности вызывают значительные нагрузки на процесс адаптации баскетболиста к новым условиям жизнедеятельности. И если процесс физического совершенствования баскетболистов хорошо изучен на этапах подготовки в целом, то сложнее происходит адаптация баскетболиста на начальном этапе обучения в вузе спортивного профиля [2, с. 25-33;11, с. 45-47].
Потребность в спортивном совершенствовании в вузе спортивного профиля имеет разнонаправленный характер и у многих спортсменов снижается по ряду причин, что вступает в противоречия с требованиями стандарта профессионального обучения [1, с. 170-174; 8, с 14-18]. Таким образом, проблемы подготовки и совершенствования студентов-спортсменов по-прежнему требуют целенаправленного внимания и поиска эффективных средств и методов профессиональной подготовки на вузовском этапе, при котором у студента сохраняются мотивы к спортивно-педагогическому совершенствованию как важнейшая часть профессиональной деятельности будущих тренеров [5, с. 31-33; 6,с. 3-9; 10, с. 66-68].
Особый интерес в этом плане составляет соотношение представлений о себе по результатам самооценки и результатам оценки образа студента-спортсмена другими, позволяющим приблизить «ментальный» образ с реалиями текущей учебно-профессиональной деятельности и жизнедеятельности [3, с. 289-290]. Ведущими видами деятельности в жизни студента-спортсмена, обучающегося по направлению подготовки физическая культура и спорт - является учебная и спортивная деятельность. В соответствии с тем, в какой среде развивался спортсмен, у него формируются представления о себе и свое отношение к другим. Самооценка возникает в результате воздействия внешнего мира в виде определенного социума и переработки этого воздействия через отношение к ним (воздействиям). Субъект может подойти к ней односторонне и абсолютизировать какую-то отдельную сторону действительности. Попадая в вуз спортивного профиля, спортсмен вынужден сравнивать себя, свои способности и возможности с данными других спортсменов, что не всегда совпадает на практике с собственной самооценкой. В этой связи, анализ эффективности процесса обучения в вузе спортивного профиля баскетболистов высокой квалификации представляется особенно важным и должен строиться от знания о себе в виде суждений и идей - определенных стереотипов, проявляемых в предпочтении моторной, эмоционально-чувственной или мыслительной, понятийной или образной формы, к поведенческо-дея-тельностному стереотипу, направленному на профессиональное личностное развитие[4].
Цель исследования: произвести анализ самооценки личности и оценки ведущей деятельности студентов-баскетболистов высокой квалификации в процессе обучения в вузе спортивного профиля.
МЕТОДИКА
Самооценка своего «Я» осуществлялась по следующим показателям: здоровье, ум, доброта, честность, общительность, принципиальность, искренность, смелость, привлекательность, счастье.
Отношения к учебной деятельности включало оценку посещаемости занятий, учебно-познавательных мотивов, скорости решаемых задач, степени усвоения предметных знаний, прочности усвоения знаний, самостоятельности, рациональности, планирования, взаимодействия с другими, переносе накопленного опыта во взаимодействие с другими.
Эффективность соревновательной деятельности определяли по показателям участия студента в соревнованиях в качестве спортсмена, тренера (инструктора, педагога) или
судьи.
Оценка показателей по всем регистрируемым показателям осуществлялась в рамках 7-баллной шкалы. Обработка результатов осуществлялась по вычислению общей суммы баллов по каждому параметру и внутри каждого показателя.
Интерпретация результатов самооценки характеризуется адекватной - в активности, общительности оптимизме; высокой - в уверенности и стремлении к успеху; завышенной - высокомерии, бестактности; низкой - неуверенности, застенчивости, тревожности; заниженной - пассивности замкнутости, недооценке своих возможностей, переоценке чужих.
В зависимости от полученной суммы уровень проявления показателя в двух других параметрах оценивался как низкий, средний и высокий. Содержательное толкование результатов отношения к учебе и участию в соревновательной деятельности проводится в совокупности с анализом профиля самооценки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выборку исследуемых составили студенты высокой квалификации, «достигшие определенного уровня профессионального мастерства» владения своим телом и имеющие «собственные» представления о своей привлекательности, на основе которых осуществляется оценка результатов и коррекция собственной активности, развитие осознанности процессов регуляции (отношения к себе, к окружающим, ценностям, культивируемым в обществе) [12, с. 82-88]. В таблице представлены данные, отражающие самооценку и оценку реализации «Я» в ведущих видах деятельности студентов баскетболистов на этапе обучения в вузе.
Таблица - Самооценка и оценка отношения к учебе и участия в соревновательной деятельности (в баллах)_
Респонденты Компоненты самооценки и оценки
Самооценка Отношение к учебной деятельности Участие в соревнованиях
баллы оценка баллы оценка баллы оценка
У. Д. 4,6 Тенденция к завышению 6,0 высокий 6,3 высокий
Д. с. 5,4 Тенденция к завышению 1,3 низкий 6,0 высокий
С. В. 6,1 Завышенная 4,3 средний 2,3 низкий
М.А. 6,0 Завышенная 1, 3 низкий 3,0 средний
Р. А. 6,0 Завышенная 4,3 средний 6,0 высокий
А. А. 4,6 Тенденция к завышению 6,3 высокий 6,3 высокий
В. К. 5,6 Тенденция к завышению 1,0 низкий 3,0 средний
К.А. 4,8 Тенденция к завышению 0,7 низкий 1,7 низкий
К. М. 5,1 Тенденция к завышению 2,0 низкий 2,3 низкий
С.Н. 5,3 Тенденция к завышению 2,0 низкий 2, 0 низкий
Как показал анализ полученных данных, самооценка в целом по группе имеет тенденцию к завышению, с общей суммой баллов 53,5±5,44 из возможных 70 баллов. Близкой к реальной, объективной оценке, прослеживаются результаты лишь у двух баскетболистов (УД. и А.А.), что свидетельствует о наличии заблуждений и выработке соответствующего стереотипа поведения у большинства респондентов. Заблуждения, связанные с восприятием собственного «Я», отличаются от истины: процесс познания как сложный и противоречивый незаметно для познающего субъекта может оторвать его от действительности, что и наблюдается на примере данной группы [7, с. 136-147].
Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что процесс отношения к учебе у респондентов экспериментальной группы воспринимается ими не как этап освоения профессии и вариант построения будущей жизнедеятельности, а как отдельный эмоционально насыщенный период жизни, имеющий определенную ценность, относительно которого они принимают себя не только рассудочно, но и эмоционально. Студенты на наш взгляд живут жизнью «здесь и сейчас», и это в реальной жизни выступает как устойчивый мотив действия. Они не испытывают и не демонстрируют потребность в личностном
саморазвитии, субъектной активности, эмоционально насыщенном взаимодействии с другими [9, с. 524-530].
Несколько лучше обстоит дело с их участием в спортивной деятельности. Учитывая, что спорт является ведущим звеном в иерархии основных личностных ценностей студента-спортсмена, то понятно, что он по-прежнему находит отражение в достаточной потребности в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности у большинства баскетболистов и выступает в как фактор будущей профессионально-трудовой деятельности. Вместе с тем, в группе четыре (40%) студента проявляют резкое снижение интереса к участию в спортивной деятельности и несоответствии их целей с целями вуза и общества в профессиональном и личностном развитии.
ВЫВОДЫ
По данным экспертной оценки ведущие виды деятельности (учебная и спортивная) находятся в оптимальном соотношении только у трех респондентов (в таблице выделено жирным шрифтом) как практическое воплощении сформированного стиля учебно-профессиональной деятельности будущего тренера. У них успешно сформированы внутрилич-ностные особенности учебно-профессиональной деятельности, включающие ведущие мотивы, ценности, инициативность. И что особенно важно - это переплетается с собственной самооценкой своих возможностей - достаточно близкой к объективной.
Вместе с тем большинство студентов проявляют недостаточную готовность к образу жизни студента-спортсмена, и соответственно к дальнейшей работе в качестве тренера. Выявленные факторы открывают поле для направленного использования средств и методов педагогического сопровождения системы отношений к учебной и спортивной деятельности и жизнедеятельности через формирование и сохранение мотивов к спортивно-педагогическому совершенствованию студента-спортсмена как будущего тренера что согласуется с мнением ряда авторов [10, с. 66-68].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабушкин, Г. Д. Психологическое сопровождение становления спортсмена субъектом деятельности: постановка проблемы // Омский научный вестник. Общество. История. Современность. Физическая культура и спорт. - 2013. - № 3 (119). - С. 170-174.
2. Гашок, Е.А. Особенности адаптации студентов-спортсменов к обучению в вузах физической культуры и спорта / Е.А. Гашок, А.А. Корешков // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. - 2014. - № 1. - С. 25-33.
3. Макеева, В.С. К вопросу изучения самооценки спортсменов / В.С. Макеева // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики. - Орел, 2012. - С. 286-290.
4. Макеева, В.С. Профессионально-личностное развитие студента в образовательном пространстве физической культуры : монография / В.С. Макеева. - Орел : Изд-во "Госуниверситет -УНПК", 2014. - 235 с.
5. Михайлова, Т.В. Институт спорта как основа построения эффективной модели подготовки высококвалифицированных кадров / Т.В. Михайлова // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 10. - С. 31-33.
6. Михайлова, Т.В. Формирование профессиональной готовности первокурсников физкуль-турно-спортивных вузов к освоению будущей профессии / Т.В. Михайлова, К.Н. Епифанов // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2011. - № 2 (21). - С. 3-9.
7. Пружинин, К.Н. Профессиональное и социальное самоопределение как основа направленности на будущую педагогическую деятельность / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина // Психологические, педагогические и медико-биологические аспекты физического воспитания : коллективная монография / под ред. А.П. Романчука, И.В. Мороза. - Одесса : Юридична лггература, 2014. - С. 136-147.
8. Сопов, В.Ф. Детерминанты демотивации в спортивной деятельности / В.Ф. Сопов, Б.Х. Мнацаканян // Спортивный психолог. - 2014. - № 1. - С. 14-18.
9. Спиридонова, Е.А. Роль учебной мотивации в педагогическом сопровождении личности студента / Е.А. Спиридонова // Гуманизация образовательного пространства : сборник материалов международной научной конференции. - М. : Перо, 2016. - С. 524-530.
10. Тарасов, А.Е. Основные положения педагогической поддержки в развитии спортивных способностей баскетболистов / А.Е. Тарасов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 10. - С. 66-68.
11. Шабанов, Л.В. Динамика изменений личности студента в процессе социальной адаптации к новым условиям жизни : монография / Л.В. Шабанов, Е.В. Мороденко. - Прокопьевск : [б.и.], 2015. - 195 с.
12. Шишковская, А.В. Особенности физического Я спортсменов разной спортивной специализации / А.В. Шишковская // Российский психологический журнал. - 2011. - Т. 8. - № 2. - С. 82-88.
REFERENCES
1. Babuchkin, G.D. (2013), "Psychological maintenance of formation of the athlete by the subject of activity: statement of a problem", Omsk scientific bulletin. Society. History. Physical culture and sport, No. 3 (119), pp. 170-174.
2. Gashok, E.A. and Backs, A.A. (2014), "Features of adaptation of students sportsmen to training in higher education institutions of physical culture and sport", Problems of improvement of physical culture, sport and Olympism, No. 1, pp. 25-33.
3. Makeeva, V.S. (2012), "To an issue of studying of a self-assessment of athletes", Physical culture, sport and tourism. Integration processes of science and practice, publishing house "State University-UNPK", Orel, pp. 286-290.
4. Makeeva, V.S. (2014), Professional and personal development of the student in educational space of physical culture, "State University-UNPK", Orel.
5. Mikhaylova, T.V. (2016), "Institute of sport as basis of creation of effective model of training of highly qualified personnel", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 31-33.
6. Mikhaylova, T.V. and Epifanov, K.N. (2011), "Formation of professional readiness of first-year students of sports higher education institutions for development of future profession", Theory and practice applied and extreme sports, No. 2 (21), pp. 3-9.
7. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinina, M.V. (2014), "Professional and social self-determination as an orientation basis on future pedagogical activity", Psychological, pedagogical and medical-biological aspects of physical training: the collective monograph, under the editorship of A.P. Romanchuk, I.V. Moroz, Yuridichna literatura, Odessa, pp. 136-147.
8. Sopov, V.F. and Mnatsakanyan, B.H. (2014), "Demotivating determinants in sports activity", Sport psychologist, No. 1, pp. 14-18.
9. Spiridonova E.A. (2016), "A role of educational motivation in pedagogical escort of the personality a student", Humanization of educational space. Collection of materials of the international scientific conference, Pero, Moscow, pp. 524-530.
10. Tarasov, A.E. (2012), "Basic provisions of pedagogical support in development of sports abilities of basketball players", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 66-68.
11. Shabanov, L.V. and Morodenko, E.V. (2015), Dynamics of changes of the identity of the student in the course of social adaptation to new living conditions, branch of KUZGTU in Prokopyevsk. - Prokopyevsk.
12. Shishkovskaya, A.V. (2011), "Features physical I athletes of different sports specialization" Russian psychological magazine, Vol. 8. No. 2, pp. 82-88.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2019
УДК 378:616.7
СКЕЛЕТНЫЕ ЗВЕНЬЯ ТЕЛА СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВУЗА
Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Институт экономики и финансов, Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ), г. Москва; Юрий Викторович Урываев, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Московский городской педагогический университет, г. Москва; Юрий Алексеевич Греков, кандидат педагогических наук, доцент, Институт экономики и финансов, Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ),