Научная статья на тему 'Оценка и самооценка профессионально-учебной деятельности баскетболистов высокой квалификации в вузах спортивного профиля'

Оценка и самооценка профессионально-учебной деятельности баскетболистов высокой квалификации в вузах спортивного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛИСТ / САМООЦЕНКА / СПОРТИВНЫЙ ВУЗ / БУДУЩИЙ ТРЕНЕР / BASKETBALL PLAYER / SELF-ASSESSMENT / SPORTS HIGHER EDUCATION INSTITUTION / FUTURE TRAINER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Вера Степановна, Сунь Минцзэ, Лосева Ирина Владимировна, Чернов Сергей Викторович

В статье раскрываются особенности самооценки своего «Я» и оценки отношения к ведущим видам деятельности у баскетболистов высокой квалификации на этапе обучения в вузе. Необходимость внимания к данному процессу определяется тем, что они уже достигли определенного уровня развития еще на довузовском этапе и имеют представления о себе, спортивной деятельности и профессиональной деятельности тренера. Вместе с тем, объективность этих суждений и характер отношения к учебной и участию в спортивной деятельности как основной цели обучения можно определить только в процессе обучения в вузе. Цель исследования определить соотношение самооценки и эффективности учебной и спортивной деятельности баскетболистов высокой квалификации в вузе спортивного профиля. Результаты самооценки своего «Я» выявили групповую тенденцию к завышению самооценке. Учебная деятельность как ведущий компонент освоения профессии тренера воспринимается большинством респондентов как отдельный период жизни, имеющий свои особенности и определенные ценности. Потребность и участие в соревновательной деятельности проявляют только 60% баскетболистов. Спорт у них по-прежнему является ведущим мотивом деятельности и ценностью. Ведущие учебная и спортивная виды деятельности, а также самооценка в оптимальном соотношении прослеживаются лишь у третьей части респондентов. Недостаточная готовность к образу жизни студента-спортсмена, и к будущей работе в качестве тренера, на наш взгляд, связаны с завышенной самооценкой своего «Я». Это не позволяет объективно оценить и осознать сложившиеся реалии жизни, скорректировать собственную активность и процессы регуляции, что приводит к «остановке» профессионального и личностного саморазвития. Выявленные факторы открывают поле для направленного использования средств и методов педагогического сопровождения системы жизнедеятельности и отношений через формирование и сохранение мотивов к спортивно-педагогическому совершенствованию студента-спортсмена как будущего тренера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева Вера Степановна, Сунь Минцзэ, Лосева Ирина Владимировна, Чернов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment and self-assessment of professional and educational activity of basketball players of high qualification at higher education institutions of the sports profile

Research objective is to reveal ratios of the developed image "I" and realities of the current educational professional activity and activity on the basis of the analysis of self-assessment and assessment of the leading activity of students’ basketball players of high qualification in the course of training in higher education institution of the sports profile. Knowledge of the reasons why results of self-assessment and image of others do not coincide will allow regulating the system of the relation to the educational and sports activity of the future trainer. Besides, our task was reduced to substantial interpretation of the results of the attitude to study and participation in competitive activity and how it corresponds to self-assessment. The research was authorized to reveal the delusions connected with perception of own "I", which differ from the truth. Knowledge process is difficult and contradictory and it is imperceptible for the learning subject to tear it off from the reality, as it is observed in this group. In theoretical part of the research the main question was to find out the reasons of interest in educational and sports activity and their communication with self-assessment of the personality. Data for this research were collected in the course of questioning upon self-assessment, expert assessment of the relation to educational activity and extent of participation in sports activity. In empirical part of the research, the main concern caused ratio of self-assessment and assessment of the leading types of activity in basketball players of high qualification. The research showed the tendency to overestimate self-assessment practically at all athletes. The research proved low interest in educational and decrease in interest in sports activity. The optimum ratio of self-assessment and assessment is observed only in three athletes. Results of research show that purposeful pedagogical maintenance is necessary for maintaining motives to sports pedagogical improvement of the student as future trainer.

Текст научной работы на тему «Оценка и самооценка профессионально-учебной деятельности баскетболистов высокой квалификации в вузах спортивного профиля»

Medical equipment, No. 4, pp. 30-34.

3. ELSYS Corp (2017), System of the analysis of a psychophysiological and emotional condition of the person. VibraMed Version 10.0. Operation manual, ELSYS Corp, St. Petersburg.

Контактная информация: nataliya_lutkova@mail.ru, umak2000@yandex.ru, min-kin@elsys.ru, nikolyana81@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2019

УДК 796.077.5

ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ВУЗАХ

СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Вера Степановна Макеева, доктор педагогических наук, профессор, Минцзэ Сунь, аспирант, Ирина Владимировна Лосева, кандидат педагогических наук. доцент, Сергей Викторович Чернов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

В статье раскрываются особенности самооценки своего «Я» и оценки отношения к ведущим видам деятельности у баскетболистов высокой квалификации на этапе обучения в вузе. Необходимость внимания к данному процессу определяется тем, что они уже достигли определенного уровня развития еще на довузовском этапе и имеют представления о себе, спортивной деятельности и профессиональной деятельности тренера. Вместе с тем, объективность этих суждений и характер отношения к учебной и участию в спортивной деятельности как основной цели обучения можно определить только в процессе обучения в вузе. Цель исследования определить соотношение самооценки и эффективности учебной и спортивной деятельности баскетболистов высокой квалификации в вузе спортивного профиля. Результаты самооценки своего «Я» выявили групповую тенденцию к завышению самооценке. Учебная деятельность как ведущий компонент освоения профессии тренера воспринимается большинством респондентов как отдельный период жизни, имеющий свои особенности и определенные ценности. Потребность и участие в соревновательной деятельности проявляют только 60% баскетболистов. Спорт у них по-прежнему является ведущим мотивом деятельности и ценностью. Ведущие учебная и спортивная виды деятельности, а также самооценка в оптимальном соотношении прослеживаются лишь у третьей части респондентов. Недостаточная готовность к образу жизни студента-спортсмена, и к будущей работе в качестве тренера, на наш взгляд, связаны с завышенной самооценкой своего «Я». Это не позволяет объективно оценить и осознать сложившиеся реалии жизни, скорректировать собственную активность и процессы регуляции, что приводит к «остановке» профессионального и личностного саморазвития. Выявленные факторы открывают поле для направленного использования средств и методов педагогического сопровождения системы жизнедеятельности и отношений через формирование и сохранение мотивов к спортивно-педагогическому совершенствованию студента-спортсмена как будущего тренера.

Ключевые слова: баскетболист, самооценка, спортивный вуз, будущий тренер.

ASSESSMENT AND SELF-ASSESSMENT OF PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF BASKETBALL PLAYERS OF HIGH QUALIFICATION AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE SPORTS

PROFILE

Vera Stepanovna Makeeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Mingze Sun, the post-graduate student, Irina Vladimirovna Loseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Viktorovich Chernov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPE), Moscow

Annotation

Research objective is to reveal ratios of the developed image "I" and realities of the current educational professional activity and activity on the basis of the analysis of self-assessment and assessment of the

leading activity of students' basketball players of high qualification in the course of training in higher education institution of the sports profile. Knowledge of the reasons why results of self-assessment and image of others do not coincide will allow regulating the system of the relation to the educational and sports activity of the future trainer. Besides, our task was reduced to substantial interpretation of the results of the attitude to study and participation in competitive activity and how it corresponds to self-assessment. The research was authorized to reveal the delusions connected with perception of own "I", which differ from the truth. Knowledge process is difficult and contradictory and it is imperceptible for the learning subject to tear it off from the reality, as it is observed in this group. In theoretical part of the research the main question was to find out the reasons of interest in educational and sports activity and their communication with self-assessment of the personality. Data for this research were collected in the course of questioning upon self-assessment, expert assessment of the relation to educational activity and extent of participation in sports activity. In empirical part of the research, the main concern caused ratio of self-assessment and assessment of the leading types of activity in basketball players of high qualification. The research showed the tendency to overestimate self-assessment practically at all athletes. The research proved low interest in educational and decrease in interest in sports activity. The optimum ratio of self-assessment and assessment is observed only in three athletes. Results of research show that purposeful pedagogical maintenance is necessary for maintaining motives to sports pedagogical improvement of the student as future trainer.

Keywords: basketball player, self-assessment, sports higher education institution, future trainer.

Повышенная конкуренция в спорте предъявляет высокие требования к подготовке баскетболистов. При этом в условиях обучения в вузе студент-спортсмен также обязан успешно выполнять требования образовательного процесса. Смена психических и физических нагрузок, характера учебной деятельности вызывают значительные нагрузки на процесс адаптации баскетболиста к новым условиям жизнедеятельности. И если процесс физического совершенствования баскетболистов хорошо изучен на этапах подготовки в целом, то сложнее происходит адаптация баскетболиста на начальном этапе обучения в вузе спортивного профиля [2, с. 25-33;11, с. 45-47].

Потребность в спортивном совершенствовании в вузе спортивного профиля имеет разнонаправленный характер и у многих спортсменов снижается по ряду причин, что вступает в противоречия с требованиями стандарта профессионального обучения [1, с. 1701744; 8, с. 14-18]. Таким образом, проблемы подготовки и совершенствования студентов-спортсменов по-прежнему требуют целенаправленного внимания и поиска эффективных средств и методов профессиональной подготовки на вузовском этапе, при котором у студента сохраняются мотивы к спортивно-педагогическому совершенствованию как важнейшая часть профессиональной деятельности будущих тренеров [5, с. 31-33; 6, с. 3-9; 10, с. 66-68].

Особый интерес в этом плане составляет соотношение представлений о себе по результатам самооценки и результатам оценки образа студента-спортсмена другими, позволяющим приблизить «ментальный» образ с реалиями текущей учебно-профессиональной деятельности и жизнедеятельности [3, с. 289-290]. Ведущими видами деятельности в жизни студента-спортсмена, обучающегося по направлению подготовки физическая культура и спорт - является учебная и спортивная деятельность. В соответствии с тем, в какой среде развивался спортсмен, у него формируются представления о себе и свое отношение к другим. Самооценка возникает в результате воздействия внешнего мира в виде определенного социума и переработки этого воздействия через отношение к ним (воздействиям). Субъект может подойти к ней односторонне и абсолютизировать какую-то отдельную сторону действительности. Попадая в вуз спортивного профиля, спортсмен вынужден сравнивать себя, свои способности и возможности с данными других спортсменов, что не всегда совпадает на практике с собственной самооценкой. В этой связи, анализ эффективности процесса обучения в вузе спортивного профиля баскетболистов высокой квалификации представляется особенно важным и должен строиться от знания о себе в виде суждений и идей - определенных стереотипов, проявляемых в предпочтении моторной, эмоционально-чувственной или мыслительной, понятийной или образной формы, к поведенческо-дея-тельностному стереотипу, направленному на профессиональное личностное развитие[4].

Цель исследования: произвести анализ самооценки личности и оценки ведущей деятельности студентов-баскетболистов высокой квалификации в процессе обучения в вузе спортивного профиля.

МЕТОДИКА

Самооценка своего «Я» осуществлялась по следующим показателям: здоровье, ум, доброта, честность, общительность, принципиальность, искренность, смелость, привлекательность, счастье. Отношения к учебной деятельности включало оценку посещаемости занятий, учебно-познавательных мотивов, скорости решаемых задач, степени усвоения предметных знаний, прочности усвоения знаний, самостоятельности, рациональности, планирования, взаимодействия с другими, переносе накопленного опыта во взаимодействие с другими. Эффективность соревновательной деятельности определяли по показателям участия студента в соревнованиях в качестве спортсмена, тренера (инструктора, педагога) или судьи. Оценка показателей по всем регистрируемым показателям осуществлялась в рамках 7-баллной шкалы. Обработка результатов осуществлялась по вычислению общей суммы баллов по каждому параметру и внутри каждого показателя.

Интерпретация результатов самооценки характеризуется адекватной - в активности, общительности оптимизме; высокой - в уверенности и стремлении к успеху; завышенной - высокомерии, бестактности; низкой - неуверенности, застенчивости, тревожности; заниженной - пассивности замкнутости, недооценке своих возможностей, переоценке чужих.

В зависимости от полученной суммы уровень проявления показателя в двух других параметрах оценивался как низкий, средний и высокий. Содержательное толкование результатов отношения к учебе и участию в соревновательной деятельности проводится в совокупности с анализом профиля самооценки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выборку исследуемых составили студенты высокой квалификации, «достигшие определенного уровня профессионального мастерства» владения своим телом и имеющие «собственные» представления о своей привлекательности, на основе которых осуществляется оценка результатов и коррекция собственной активности, развитие осознанности процессов регуляции (отношения к себе, к окружающим, ценностям, культивируемым в обществе) [12, с. 82-88]. В таблице представлены данные, отражающие самооценку и оценку реализации «Я» в ведущих видах деятельности студентов баскетболистов на этапе обучения в вузе.

Таблица - Самооценка и оценка отношения к учебе и участия в соревновательной деятельности (в баллах)_

Респонденты Компоненты самооценки и оценки

Самооценка Отношение к учебной деятельности Участие в соревнованиях

баллы оценка баллы оценка баллы оценка

У. Д. 4,6 Тенденция к завышению 6,0 высокий 6,3 высокий

Д. с. 5,4 Тенденция к завышению 1,3 низкий 6,0 высокий

С. В. 6,1 Завышенная 4,3 средний 2,3 низкий

М.А. 6,0 Завышенная 1, 3 низкий 3,0 средний

Р.А. 6,0 Завышенная 4,3 средний 6,0 высокий

А. А. 4,6 Тенденция к завышению 6,3 высокий 6,3 высокий

В. К. 5,6 Тенденция к завышению 1,0 низкий 3,0 средний

К. А. 4,8 Тенденция к завышению 0,7 низкий 1,7 низкий

К. М. 5,1 Тенденция к завышению 2,0 низкий 2,3 низкий

С.Н. 5,3 Тенденция к завышению 2,0 низкий 2, 0 низкий

Как показал анализ полученных данных, самооценка в целом по группе имеет тенденцию к завышению, с общей суммой баллов 53,5±5,44 из возможных 70 баллов. Близкой к реальной, объективной оценке, прослеживаются результаты лишь у двух баскетболистов

(УД. и А.А.), что свидетельствует о наличии заблуждений и выработке соответствующего стереотипа поведения у большинства респондентов. Заблуждения, связанные с восприятием собственного «Я», отличаются от истины: процесс познания как сложный и противоречивый незаметно для познающего субъекта может оторвать его от действительности, что и наблюдается на примере данной группы [7, с. 136-147].

Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что процесс отношения к учебе у респондентов экспериментальной группы воспринимается ими не как этап освоения профессии и вариант построения будущей жизнедеятельности, а как отдельный эмоционально насыщенный период жизни, имеющий определенную ценность, относительно которого они принимают себя не только рассудочно, но и эмоционально. Студенты на наш взгляд живут жизнью «здесь и сейчас», и это в реальной жизни выступает как устойчивый мотив действия. Они не испытывают и не демонстрируют потребность в личностном саморазвитии, субъектной активности, эмоционально насыщенном взаимодействии с другими [9, с. 524-530].

Несколько лучше обстоит дело с их участием в спортивной деятельности. Учитывая, что спорт является ведущим звеном в иерархии основных личностных ценностей студента-спортсмена, то понятно, что он по-прежнему находит отражение в достаточной потребности в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности у большинства баскетболистов и выступает в как фактор будущей профессионально-трудовой деятельности. Вместе с тем, в группе четыре (40%) студента проявляют резкое снижение интереса к участию в спортивной деятельности и несоответствии их целей с целями вуза и общества в профессиональном и личностном развитии.

ВЫВОДЫ

По данным экспертной оценки ведущие виды деятельности (учебная и спортивная) находятся в оптимальном соотношении только у трех респондентов (в таблице выделено жирным шрифтом) как практическое воплощении сформированного стиля учебно-профессиональной деятельности будущего тренера. У них успешно сформированы внутрилич-ностные особенности учебно-профессиональной деятельности, включающие ведущие мотивы, ценности, инициативность. И что особенно важно - это переплетается с собственной самооценкой своих возможностей - достаточно близкой к объективной.

Вместе с тем большинство студентов проявляют недостаточную готовность к образу жизни студента-спортсмена, и соответственно к дальнейшей работе в качестве тренера. Выявленные факторы открывают поле для направленного использования средств и методов педагогического сопровождения системы отношений к учебной и спортивной деятельности и жизнедеятельности через формирование и сохранение мотивов к спортивно-педагогическому совершенствованию студента-спортсмена как будущего тренера что согласуется с мнением ряда авторов [10, с. 66-68].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин, Г.Д. Психологическое сопровождение становления спортсмена субъектом деятельности: постановка проблемы / Г.Д. Бабушкин // Омский научный вестник. Общество. История. Современность. Физическая культура и спорт. - 2013. - № 3 (119). - С. 170-174.

2. Гашок, Е.А. Особенности адаптации студентов-спортсменов к обучению в вузах физической культуры и спорта / Е.А. Гашок, А.А. Корешков // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. - 2014. - № 1. - С. 25-33.

3. Макеева, В.С. К вопросу изучения самооценки спортсменов / В.С. Макеева // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики : сборник статей по материалам II международного научного симпозиума. - Орел : Изд-во "Госуниверситет -УНПК", 2014. - С. 286-290.

4. Макеева, В.С. Профессионально-личностное развитие студента в образовательном пространстве физической культуры : монография. - Орел : Изд-во "Госуниверситет-УНПК", 2014. -235 с.

5. Михайлова, Т.В. Институт спорта как основа построения эффективной модели подготовки высококвалифицированных кадров / Т.В. Михайлова // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 10. - С. 31-33.

6. Михайлова, Т.В. Формирование профессиональной готовности первокурсников физкультурно-спортивных вузов к освоению будущей профессии / Т.В. Михайлова, К.Н. Епифанов // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2011. - № 2 (21). - С. 3-9.

7. Пружинин, К.Н. Профессиональное и социальное самоопределение как основа направленности на будущую педагогическую деятельность / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина // Психологические, педагогические и медико-биологические аспекты физического воспитания : коллективная монография / под ред. А.П. Романчука, И.В. Мороза. - Одесса : Юридична лггература, 2014. - С. 136-147.

8. Сопов, В.Ф. Детерминанты демотивации в спортивной деятельности / В.Ф. Сопов, Б.Х. Мнацаканян // Спортивный психолог. - 2014. - № 1. - С. 14-18.

9. Спиридонова, Е.А. Роль учебной мотивации в педагогическом сопровождении личности студента // Гуманизация образовательного пространства : сборник материалов международной научной конференции. - Саратов, 2016. - С. 524-530.

10. Тарасов, А.Е. Основные положения педагогической поддержки в развитии спортивных способностей баскетболистов / А.Е. Тарасов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 10. - С. 66-68.

11. Шабанов, Л.В. Динамика изменений личности студента в процессе социальной адаптации к новым условиям жизни : монография / Л.В. Шабанов, Е.В. Мороденко ; филиал Кузбасский гос. техн. ун-т в г. Прокопьевске. - Прокопьевск : [б.и.], 2015. - 195 с.

12. Шишковская, А.В. Особенности физического Я спортсменов разной спортивной специализации / А.В. Шишковская // Российский психологический журнал. - 2011. - Т. 8, № 2. - С. 82-88.

REFERENCES

1. Babuchkin, G.D. (2013), "Psychological maintenance of formation of the athlete by the subject of activity: statement of a problem", Omsk scientific bulletin. Society. History. Physical culture and sport, No. 3 (119), pp. 170-174.

2. Gashok, E.A. and Backs, A.A. (2014), "Features of adaptation of students sportsmen to training in higher education institutions of physical culture and sport", Problems of improvement of physical culture, sport and Olympism, No. 1, pp. 25-33.

3. Makeeva V.S. (2012), "To an issue of studying of a self-assessment of athletes" Physical culture, sport and tourism. Integration processes of science and practice: a collection of articles on materials of the II international scientific symposium, publishing house "State University-UNPK", Orel, pp. 286-290.

4. Makeeva V.S. (2014), Professional and personal development of the student in educational space of physical culture, publishing house "State University - UNPK", Orel.

5. Mikhaylova T.V. (2016), "Institute of sport as basis of creation of effective model of training of highly qualified personnel", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 31-33.

6. Mikhaylova, T.V. and Epifanov, K.N. (2011), "Formation of professional readiness of first-year students of sports higher education institutions for development of future profession", Theory and practice applied and extreme sports, No. 2 (21), pp. 3-9

7. Pruzhinin K.N. and Pruzhinina, M.V. (2014), "Professional and social self-determination as an orientation basis on future pedagogical activity", Psychological, pedagogical and medico-biological aspects of physical training: the collective monograph, under the editorship of A.P. Romanchuk, I.V. Moroz, Yuridichna literatura, Odessa, pp. 136-147.

8. Sopov, V.F. and Mnatsakanyan, B.H. (2014), "Demotivating determinants in sports activity", Sport psychologist, No. 1, pp. 14-18.

9. Spiridonova, E.A. (2016), "A role of educational motivation in pedagogical escort of the personality student", Humanization of educational space. Collection of materials of the international scientific conference, Saratov, pp. 524-530.

10. Tarasov, A.E. (2012), "Basic provisions of pedagogical support in development of sports abilities of basketball players", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 66-68.

11. Shabanov, L.V. and Morodenko, E.V. (2015), Dynamics of changes of the identity of the student in the course of social adaptation to new living conditions, branch of KUZGTU in Prokopyevsk.

12. Shishkovskaya A.V. (2011), "Features physical I athletes of different sports specialization", Russian psychological journal, Vol. 8, No. 2, pp. 82-88.

Контактная информация: vera_191@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.04.2019

УДК 797.122

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И БИОХИМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

При рассмотрении наиболее соответствующих путей разработки индивидуальных тренировочных программ подготовки высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ критериями их эффективности нагрузке соревновательного упражнения являются морфофункциональные и биохимические показатели. Задачей являлась систематизация способов разработки индивидуальных тренировочных программ с учетом вышеизложенных параметров. При их внедрении в тренировочный процесс необходимо применение модельных технологий всех ведущих составляющих многолетней спортивной карьеры.

Ключевые слова: тренировочные программы, индивидуальные качества гребцов, проблемы моделирования.

PRINCIPLES OF FORMATION OF INDIVIDUAL TRAINING PROGRAMS TAKING INTO ACCOUNT MORPHOLOGICAL AND BIOCHEMICAL PARAMETERS OF

ROWING AND CANOEING

Irina Nikolaevna Maslova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education

Annotation

When considering the relevant ways to develop customized training programs of preparation of highly skilled rowers on kayaks and canoes by the criteria of their efficiency to load of the competitive exercises are the morpho-functional and biochemical indicators. The task was to systematize the ways of developing individual training programs taking into account the above parameters. At their introduction in training process it is necessary to use model technologies of all leading components of long-term sports career.

Keywords: training program, individual qualities of the rowers, problems of modeling.

ВВЕДЕНИЕ

Ученые, занимающиеся проблемами различных характеристик деятельности человека в спорте, обращают внимание на назревшую необходимость индивидуального подхода, основанием которого будет являться определение качеств и признаков, совершенствование которых приведет к максимальной реализации его возможностей и способностей для достижения поставленных целей [1-7].

Цель исследования. Целью исследования являлась попытка обобщения принципов разработки индивидуальных тренировочных программ с учетом морфофункциональных и биохимических параметров гребцов на байдарках и каноэ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате многолетних исследований установлено, что при тщательном изучении разных морфофункциональных и биохимических показателей можно обнаружить большое количество параметров проявления индивидуальных двигательных возможностей.

По всей видимости, отсутствует нужда изучать все составляющие индивидуальности атлета. Авторы считают особо необходимым обозначение специфических особенностей, которые отражают потенциальные возможности индивида

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.