Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые ориентации квалифицированных спортсменов процессе многолетней подготовки (на примере спортивных игр)'

Ценностно-смысловые ориентации квалифицированных спортсменов процессе многолетней подготовки (на примере спортивных игр) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
968
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЦіННіСНі ОРієНТАЦії / ЦіННіСНО-СМИСЛОВА СФЕРА ОСОБИСТОСТі / VALUE ORIENTATIONS / SENSE AND VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голец А. В.

В статье рассмотрены ценностные ориентации спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, как важную составляющую ценностно-смысловой сферы личности, которая влияет на успешность спортивной деятельности в процессе многолетней подготовки. У представителей спортивных игр (футбол, гандбол, баскетбол, настольный теннис) доминирующими ценностями являются: достижение, социальные контакты и духовное удовлетворение. Среди доминирующих сфер у спортсменов игровиков выделены сферы «физическая активность», «сфера увлечений» и «семейная и профессиональная жизнь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable semantic orientations of the qualified sportsmen process of long-term preparation (by the example of sports)

The essay is about value orientations of the athletes who specialize in sport games, sense and values have a great influence on athlete's performance and their ultimate success in the competition. At representatives of sports (football, handball, basketball, tennis) dominating values are: achievement, social contacts and spiritual satisfaction. Among dominating spheres at sportsmen spheres « physical activity », « sphere of hobbies » and «a family and professional life» are allocated.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые ориентации квалифицированных спортсменов процессе многолетней подготовки (на примере спортивных игр)»

со средней дистанции, так и штрафных бросков и большинством исследуемых показателей существует достоверная взаимосвязь.

2. Из полученных данных следует, что для развития точности необходимо создавать комплексные ме-тодики, включающие специальные упражнения для работы ног, поскольку точность бросков коррелирует с результатами прыжков с места и с разбега; применение специальных тренажеров для улучшения работы кистей рук и устранения технических ошибок, поскольку точность коррелирует с кинеста-тической чувствительностью; применение широкого диапазона подводящих и подготовительных упражнений и наглядных пособий для акти-визации сознания занимающихся при обучении точности бросков, поскольку точность коррелирует с уровнем функционирования нервной системы, а также комплекса специальных упражнений для общего укрепления ор-ганизма, поскольку точность коррелирует с уровнем оптимального баланса активности адаптивных механизмов по данным анализа крови и математического анализа сердечного ритма.

3. Точность бросков в баскетболе является комплексным проявлением всех функций организма при ве-дущей роли нервной системы и является отражением некого оптимального баланса работы всего организма.

4. Разработанная методика является адекватной для решения задач учебно-тренировочного процесса в баскетбольных командах вузов и может быть рекомендована в широкую практику подготовки баскетбольных команд вузов

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем взаимосвязи точности бросков с психофизиологическими показателями баскетболистов студенческих команд.

Литература

1. Андреев В.И. Факторы, определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе Автореф. дис канд.пед.наук.-Омск,1988. - 21с.

2. Анохин К.П. Очерки физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975. — 447 с.

3. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979.

4. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют //Физкультура в школе - 1990. - №7 - С. 15-17.

5. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры // Под. ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и спорт, 1988.-350с.

6. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под.ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997.-480с.

7. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.-1990.-№7- С.17-18.

8. Карпман В.Л. и др. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гуд-ков. -М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208с.

9. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литера-тура, 1997. - 584с.

10.Практикум по психофизиологической диагностике: учебное пособие для студентов высших учебных заве-дений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 128 с.

Поступила в редакцию 24.10.2007г.

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

(НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ ИГР)

Голец А. В.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация: В статье рассмотрены ценностные ориентации спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, как важную составляющую ценностно-смысловой сферы личности, которая влияет на успешность спортивной деятельности в процессе многолетней подготовки.

У представителей спортивных игр (футбол, гандбол, баскетбол, настольный теннис) доминирующими ценностями являются: достижение, социальные контакты и духовное удовлетворение. Среди доминирующих сфер у спортсменов -игровиков выделены сферы «физическая активность», «сфера увлечений» и «семейная и профессиональная жизнь». Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностно-смысловая сфера.

Анотація: Голець О.В. Ціннісно-смислові орієнтації спортсменів, що спеціалізуються в спортивних іграх у процесі багаторічної підготовки (на прикладі спортивних ігор). . У статті розглянуто ціннісні орієнтації спортсменів, що спеціалізуються в спортивних іграх, як важливу складову ціннісно-смислової сфери особистості, що впливає на успішність спортивної діяльності у процесі багаторічної підготовки. У представників спортивних ігор (футбол, гандбол, баскетбол, настільний теніс) домінуючими цінностями є: досягнення, соціальні контакти й духовне задоволення. Серед домінуючих сфер у спортсменів-ігровиків виділені сфери «фізична активність», «сфера захоплень» і «сімейне й професійне життя».

Ключові слова: ціннісні орієнтації, ціннісно-смислова сфера особистості.

Annotation. Golets A. Valuable semantic orientations of the qualified sportsmen process of long-term preparation (by the example of sports). The essay is about value orientations of the athletes who specialize in sport games, sense and values have a great influence on athlete’s performance and their ultimate success in the competition. At representatives of sports (football, handball, basketball, tennis) dominating values are: achievement, social contacts and spiritual satisfaction. Among dominating spheres at sportsmen spheres « physical activity », « sphere of hobbies » and «a family and professional life» are allocated. Key words: value orientations, sense and values.

Введение.

Ценностные ориентации являются важной составляющей ценностно-смысловой сферы личности, которая влияет на успешность спортивной деятельности, а также включает представления и объединяет различные мотивационные образования: жизненные установки и позиции, мировоззрение и убеждения, цели и притязания, идеалы, и все то, что связано с понятиями ценностей и смыслов субъекта спортивной деятельности [1]. Взаимосвязь ценностей спортсменов с мотивами и смыслом их деятельности влияет на весь процесс многолетней подготовки, и в частности, на победу на определенных соревнованиях [2, б].

В психологии проблема ценностей личности заняла важное место. Многие известные ученые занимались проблемой ценностно-смысловой сферы субъекта. Из отечественных ученых следует выделить А.Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б. С. Братусь, К. А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов и

др. [5]. Такие зарубежные авторы как Г.Олпорт, А.Мас-лоу, А. Адлер, В.Франкл, К.Г. Юнг и многие другие ученые занимались проблемой смысла жизни.

Что же касается детального изучения тех преобразований, которые претерпевает вся мотивационная сфера личности, ее направленность на разных этапах спортивной карьеры, то такие данные практически отсутствуют в доступной нам литературе. В то же время проблематика личности спортсмена имеет значение в силу того, что смысл и ценности создают в сознании ту цель, которая мотивирует спортсмена к достижению более высокого результата.

Ценностные ориентации, жизненные цели и планы как последовательно формирующиеся компоненты осознанной картины будущего дают ответы на ключевые жизненные вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха? Что именно и в какой период должно быть достигнуто? Какими средствами, и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели? (Н.А. Логинова, 2000; Е.И. Головаха, 2000). Эта концепция является актуальной в процессе становления смысловой сферы личности спортсмена в процессе многолетней подготовке.

Анализ имеющихся данных показывает, что проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности спортсмена не была предметом специальных исследований, и требуют более глубокого изучения, что и определило актуальность исследования данной темы, которая включена в тематику НУФВ-СУ и выполнена в рамках темы: «Психологические проблемы подготовки и развития субъектов спортивно-педагогической деятельности в сфере физического воспитания и спорта».

Формулирование целей работы.

Цель исследования - проанализировать особенности ценностно-смысловых ориентаций спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, в процессе многолетней подготовки.

Методы и организация исследования. В ходе исследования использовались теоретическое обобщение литературных данных, методы психодиагностики, морфологический тест жизненных ценностей под ред. В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной, математическая обработка данных проводилась с помощью программы 8Р88, материалы интерпретировались в стены. Исследования проводилось на базе Национального университета физического воспитания и спорта Украины. В исследовании принимали участие спортсмены, студенты 1-4 курсов, специализирующиеся в спортивных играх.

Результаты исследования.

Исследования были направлены на изучение доминирующих ценностей и жизненных сфер квалифицированных спортсменов [4]. Анализ данных, полученных в ходе исследования показал (рис. 1.), что у представителей спортивных игр (футбол, гандбол, баскетбол, настольный теннис) явно доминирует три ценности: достижение, социальные контакты и духовное удовлетворение. Все три доминирующие цен-

ности набрали практически одинаковое количество баллов, это говорит о том, что для представителей этих видов спорта процесс достижения цели не менее важен, чем достижение цели как таковой. Ценность «достижения» набрала 6,48, «социальные контакты» - 6,26; «духовное удовлетворение» - 6,15; Это показывает то, что общение в тренировочном и соревновательном процессах играет важную роль для достижения успеха в этих видах спорта. Ценность «креативность» также присутствует в ценностной иерархии спортсменов, хотя и уступает ценностям «социальные контакты» и «сохранение индивидуальности», возможно это связано с тем, что большинство спортсменов пользуются определенными игровыми паттернами, что уменьшает возможность пользоваться творческими способностями и использовать творческий потенциал полностью. Ценность «сохранение индивидуальности» говорит о том, что многие спортсмены, представители командных видов спорта, ценят свою индивидуальность, и, возможно, действуют на спортивной площадке в соответствии со своими намерениями. Ценность «собственный престиж» занимает четвертое место, так как, такие игровые виды спорта как футбол и теннис являются финансово привлекательными, соответственно данная ценность может быть у этих спортсменов доминирующей, несмотря на это, ценность «материальное положение» находится на последнем месте; это говорит о том, что финансовая сторона не является ведущей для многих спортсменов.

В ходе исследования были изучены жизненные сферы спортсменов - игровиков (рис. 2.); на первом месте - сфера «физическая активность». Это сфера на 1 стен опережает второю по доминированию «сферу увлечений». Надо полагать, что сфера физическая активность в данный момент является основным видом деятельности спортсменов, учащихся в ВУЗе. Сферы «семейная и профессиональная жизнь» набрали 5,98 стена и поделили третье и четвертое место. Эти две сферы имеют одинаковое, достаточно весомое, значение для спортсменов - игровиков. Несмотря на достаточно юный возраст сфера «семейной жизни» является важной для них, возможно это говорит о том, что многие спортсмены этой группы заводят семью в студенческом возрасте, или, о существенном влиянии родителей на деятельность спортсменов. Сфера «профессиональная жизнь» занимает лишь 3\4, возможно это говорит о том, что физическая активность является больше увлечением для этой группы спортсменов, чем работой. Этот факт могут объяснить несколько причин - либо спортсмены принадлежат к состоятельным семьям и материальная составляющая не является для них ведущей в занятиях спортом, что подтверждает ценность материальное положение, которая находится на последнем месте у спортсменов-игро-виков; либо в связи с достаточно молодым возрастом спорт воспринимается как увлечение, любимое дело, нежели как профессиональная деятельность. Слабо выражены две сферы «общественная жизнь» и «образование и обучение».

Рис. 1. Выраженность терминальных ценностей у спортсменов, специализирующихся в спортивных играх.

Рис. 2. Выраженность жизненных сфер у спортсменов, специализирующихся в спортивных играх.

Сфера «образования и обучения» стоит на последнем месте у спортсменов, несмотря на их статус студентов. По-видимому, это связано с тем, что финансовая привлекательность некоторых игровых видов спорта (футбол, баскетбол, теннис) заставляет спортсмена уделять все свое время спортивному совершенствованию, забывая при этом об учебе. 10 или 15 лет проведенные в профессиональном футболе или теннисе могут полностью обеспечить всю последующую жизнь спортсмена, поэтому он стремится максимально реализоваться в избранном виде спорта для того, чтобы переход из спорта в «нормальную жизнь» был наиболее благоприятным.

Выводы.

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Взаимосвязь ценностей спортсменов с мотивами и смыслом их деятельности влияет на весь процесс многолетней подготовки, и в частности, на победу на определенных соревнованиях.

2. У представителей спортивных игр (футбол, гандбол, баскетбол, настольный теннис) доминирующими ценностями являются: достижение, социальные контакты и духовное удовлетворение. Среди доминирующих сфер у спортсменов - игровиков выделены

сферы «физическая активность», «сфера увлечений» и «семейная и профессиональная жизнь».

Перспективы дальнейших исследований. В перспективе проведения исследований планируем научно обосновать пути формирования мотивационной устойчивости на основе изменений ценностно-смысловых образований личности для повышения результативности деятельности спортсменов в процессе многолетней подготовки.

Литература

1. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М., 1989. — С. 102-109.

2. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте: Пер. с англ. Ханина Ю.Л. - М.: ФиС, 1978. - 224 с.

3. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности// Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — С. 372-377.

4. Морфологический тест жизненных ценностей. /Под ред. В.Ф. Сопова, Н.В. Карпушиной. М., 2007. - 200с.

5. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. И общая редакция И. П. Волкова. - Спб.: Питер, 2002. - 348 с.: ил.-/Серия «Хрестоматия по психологии»

6. Уейнберг Роберт С., Гоулд Дениел Основы психологии спорта и физической культуры. - К.: Олимпийская литература, 1998. - 335 с.

Поступила в редакцию 05.11.2007г.

МОРАЛЬНО-ЕТИЧНІ АСПЕКТИ В СПОРТІ ІНВ\.'ІІ'ІІВ

Гончаренко Є. В., Когут І.О.

Національний університет фізичного виховання і спорт України

Анотація. У статті вивчені морально-етичні проблеми спілкування педагога та інваліда на заняттях фізичним вихованням і спортом, а також визначені шляхи рішення досліджуваного питання. Спілкування зі спортсменами, які мають вади фізичного чи розумового розвитку, відіграє дуже важливу роль під час проведення заняття. Особливості спілкування залежать від нозології атлетів. При спілкуванні з ними необхідно дотримуватись етичних норм поведінки. Дотримання правил спілкування з ними позитивно вплине на вдосконалення фізичних якостей спортсменів.

Ключові слова: морально-етичні проблеми, фізичне виховання з людьми, які мають вади розумового розвитку. Аннотация. Гончаренко Е. В., Когут И.А. Морально-этические аспекты в спорте инвалидов. В статье изучены морально-этические проблемы общения педагога и инвалида на занятиях физическим воспитанием и спортом, а также определены пути решения исследуемого вопроса. Общение со спортсменами, которые имеют отклонения в физическом или умственном развитии, играет важную роль во время проведения занятия. Особенности общения зависят от нозологии атлетов. При общении с ними необходимо придерживаться этических норм поведения. Соблюдение правил общения с ними положительно повлияет на усовершенствование физических качеств спортсменов .

Ключевые слова: морально-этические проблемы, физическое воспитание людей с нарушениями умственного развития. Annotation. Goncharenko E.V., Kogut I.A. Morally-ethical aspects in sports of invalids. In the article are examined the moral problems of the communication between the teacher and the people with mental disability during the exercises of the physical education and the sport exercises. Also the ways of the solution of the question which is being examined are defined. Dialogue with sportsmen which have deflections in physical or mental development, plays the important role during conducting occupation. Features of dialogue depend on a nosology of athletes. At dialogue with them it is necessary to hold on to ethical standards of conduct. Keeping of rules of dialogue with them positively will affect betterment of physical qualities of sportsmen.

Key words: moral problems, physical activity for persons with mental disability.

Вступ.

Фізична культура і спорт є одним з найдиво-вижніших явищ у світовій історії. Витоки сучасного спорту сягають стародавніх часів. Фізичне виховання і спорт людей з вадами фізичного і розумового розвитку - одне з найвищих досягнень гуманізму минулого тисячоріччя. Гуманізація сучасного суспільства позитивно впливає на зміну відношення до людей, які мають вади у розвитку. Загальновідомий факт, що критерієм цивілізованості будь-якого суспільства є не лише політичні, економічні показники, а й відношення суспільства до громадян з особливими потребами. У процесі непростих економічних реформ і складностей у соціальному розвитку Україна робить новий крок у систему цивілізованого світового співтовариства. Необхідність цього кроку обумовлена потребою мільйонів громадян, які мають проблеми зі здоров’ям, у самореалізації і самоствердженні, у демонстрації сили характеру, волі духу [1, 3].

Особливості розвитку фізичної культури і

спорту серед інвалідів вивчались Бріскіним Ю. А, Євсєєвим С. П., Байкіною Н. Г, Мудріком В. І., При-ступою Є. Н., Бойко Г. М. [5], Римар О. [6] та іншими. Проте їх дослідження спрямовані на вивчення історичних, організаційних аспектів, особливостей підготовки спортсменів, але практично немає досліджень, щодо проблеми спілкування під час занять фізичним вихованням і спортом. Необхідність розробки певних етичних принципів спілкування зі спортсменами даної категорії є надзвичайно важливим і актуальним питанням, адже головна мета адаптивної фізичної культури - вирішення морально-етичних проблем та соціальна інтеграція осіб з вадами розвитку [2].

Робота виконана у відповідності зі Зведеним планом науково-дослідної роботи Міністерства України у справах сім’ї, молоді і спорту на 2006-2010 рр. за темою 2.5.1 «Організаційні, історичні, теоретико-методичні аспекти спорту інвалідів».

Формулювання цілей роботи.

Мета дослідження - виявлення проблем при спілкуванні на заняттях з фізичного виховання та спорту і визначення шляхів їх вирішення в залежності від нозологічної групи спортсменів.

Методи дослідження: аналіз спеціальної літератури й інформації з мережі Інтернет; синтез і узагальнення.

Результати дослідження.

Фізкультурно-спортивна діяльність з людьми, які мають порушення фізичного і розумового розвитку, має бути спрямована не лише на максимальну реалізацію їх можливостей, шляхом досягнення найвищого результату на Паралімпійських чи Дефлімп-ійських іграх, а перш за все, на самореалізацію спорт-сменів-інвалідів, як особистостей, без заподіяння шкоди їхньому здоров’ю та набуття можливості їх подальшої соціальної інтеграції. Незважаючи на успішні виступи наших спортсменів-інвалідів на міжнародних змаганнях (6 місце на Паралімпійських іграх, 2004 р., I місце на Дефлімпійських іграх, 2005 р.), в Україні неналагод-жена система підготовки кадрів для роботи з людьми, які мають вади у розвитку [1]. Це обумовлює необхідність активізації заходів щодо підготовки та перепідготовки кадрів для спорту інвалідів.

Особливості спілкування зі спортсменами, що мають відхилення в розвитку, залежать від характеру нозології. Однак існують загальновизнані принципи етики при спілкуванні з людьми, які мають різні порушення.

Термін «invalid» у перекладі з англійської означає «неприпустимий», «помилковий», «недійсний». Ці визначення представляють людину безпомічною, непотрібною. Однак, у людей, незалежно від того, присутня патологія чи ні, під час занять фізичним вихованням і спортом розвиваються та вдосконалюються різні яюсті Насамперед, це фізичні — такі як: сила, швидкість, спритність, гнучкість, витривалість, а також психологічні — прагнення до перемоги, цілеспрямованість, наполегливість, сміливість, рішучість тощо [1, 4].

Спорт, як соціальне явище, позитивно впливає на різні сторони життя інваліда, а адекватне спілку-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.