Научная статья на тему 'Особенности проявления физической активности в структуре жизненных ценностей студентов в зависимости от профессиональной направленности'

Особенности проявления физической активности в структуре жизненных ценностей студентов в зависимости от профессиональной направленности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / VALUES / STUDENTS / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Чумичев Александр Викторович

Статья посвящена исследованию жизненных ценностей студентов железнодорожного вуза, обучающихся по инженерным и социальным направлениям. В исследовании использована методика «Морфологический тест жизненных ценностей». Изучены профили жизненных ценностей студентов и место в них физической активности. Показано место физической активности в материальных и духовных ценностях студентов. Сами ценности рассмотрены как составляющая физической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of manifestation of physical activity in the structure of life values of students depending on the professional orientation

The article is devoted to the study of life values of railway University students studying in engineering and social areas. The study used the technique of "Morphological test of life values." Profiles of life values of the students and place in them of the physical activity are studied. The place of physical activity in material and spiritual values of the students is shown. The values themselves are considered as a component of the physical culture of the individual.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления физической активности в структуре жизненных ценностей студентов в зависимости от профессиональной направленности»

3. Симаков, А.М. Развитие физического качества быстрота у тхэквондистов в сенситивном периоде 14-15 лет / А.М. Симаков, Е.А. Симакова, Сонбол Ассим Абдель-Гани Ахмед // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 172-175.

4. Эпов, О.Г. Анализ технических действий соревновательных поединков тхэквондистов ВТФ / О.Г. Эпов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 196199.

REFERENCES

1. Verhoshanskiy, Yu.V. (2008), Bases of special physical training of athletes, Physical culture and sport, Moscow.

2. Platonov, V.N. (2005), Training system of athletes in Olympic sport, Common theory and its practical applications, Soviet sport, Moscow.

3. Simakov, A.M., E.A. Simakova and Sonbol Assim Abdel-Ghani Ahmed (2015), "Development of physical quality speed at tkhekvondist in the sensitive period of 14-15 years", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (122), рр. 172-175.

4. Epov, O.G. (2014), "Analysis of technical actions of competitive duels of tkhekvondist WTF", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (107), pp. 196-199.

Контактная информация: baharev_84@list.ru

Статья поступила в редакцию 02.08.2019

УДК 378.17:796

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск,

Александр Викторович Чумичев, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Хабаровск

Аннотация

Статья посвящена исследованию жизненных ценностей студентов железнодорожного вуза, обучающихся по инженерным и социальным направлениям. В исследовании использована методика «Морфологический тест жизненных ценностей». Изучены профили жизненных ценностей студентов и место в них физической активности. Показано место физической активности в материальных и духовных ценностях студентов. Сами ценности рассмотрены как составляющая физической культуры личности.

Ключевые слова: жизненные ценности, студенты, физическая активность.

FEATURES OF MANIFESTATION OF PHYSICAL ACTIVITY IN THE STRUCTURE OF LIFE VALUES OF STUDENTS DEPENDING ON THE PROFESSIONAL

ORIENTATION

Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk, Alexander Viktorovich Chumichev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern State University of Communication Routes, Khabarovsk

Annotation

The article is devoted to the study of life values of railway University students studying in engineering and social areas. The study used the technique of "Morphological test of life values." Profiles of life values of the students and place in them of the physical activity are studied. The place of physical activity in material and spiritual values of the students is shown. The values themselves are considered as a component of the physical culture of the individual.

Keywords: values, students, physical activity.

ВВЕДЕНИЕ

Получить представление о месте, занимаемом физической культурой в системе ценностных ориентаций личности, в настоящее время является достаточно непростой исследовательской процедурой. Данное утверждение основывается на следующих положениях. Во-первых, методики изучения ценностных ориентаций носят субъективный характер. Во-вторых, в имеющихся методиках не упоминается не только непосредственно физическая культура, но также ценности двигательной деятельности, либо телесные характеристики. Оценивается лишь ценность здоровья для человека, в то время как известно, что ценность здоровья для человека возрастает при болезни, либо снижении работоспособности. И, наконец, в-третьих, ценности являются непосредственным основанием мотивов деятельности [1], в том числе и физкультурной. То есть, корректное исследование ценностей двигательной деятельности и физической активности, может спрогнозировать самостоятельные занятия физкультурной деятельностью различными группами населения. Профессиональная направленность, выражаемая в выборе человеком не только профессиональной образовательной организации, но и конкретной образовательной программы, не только определяет саму получаемую профессию, но и существенным образом влияет на физическую активность человека, занимающегося данным видом трудовой деятельности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами были исследованы жизненные ценности студентов, обучающихся на двух направлениях подготовки высшего образования: «Инженерное дело, технологии и технические науки» и «Науки об обществе», включающих в себя по несколько более узких направлений. Данные направления были выбраны с одной стороны как выражающие техническую и гуманитарную ориентацию образования, с другой же стороны, как профессии, получаемые в одном вузе - Дальневосточном государственном университете путей сообщения.

В исследовании применялся «Морфологический тест жизненных ценностей», разработанный В.Ф. Соповым и Л.В. Карпушиной (2001). В данном тесте выделяются восемь жизненных ценностей и шесть жизненных сфер, где данные ценности реализуются. Одной из жизненных сфер является сфера физической активности, и в ней, также как и в других сферах, проявляются жизненные ценности: развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты, собственный престиж, высокое материальное положение, достижение, сохранение собственной индивидуальности [2]. Были проанализированы жизненные ценности у 80 человек: юноши и девушки (по двадцать человек), имеющие указанную профессиональную направленность.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В анализе показателей жизненных ценностей студентов с разной профессиональной направленностью (таблица 1) прежде всего на себя обращают внимание более высокие показатели в оценивании прагматических ценностей, за исключением ценности собственного престижа у студентов обоего пола и ценности достижений у студенток. В группе духовно-нравственных ценностей на первое место выходит духовное удовлетворение, обозначающее стремление человека делать то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение. Данный факт можно объяснить особенностями возраста испытуемых, для которого характерна некоторая идеалистичность во взглядах. На последнем месте оказалась креативность, причем, у девушек, имеющих различную профессиональную направленность, она различается достоверно: у представительниц направлений подготовки, относящихся к наукам об обществе («Психология», «Менеджмент», Юриспруденция» и др.) креативность имеет большие показатели, чем у девушек, выбравших технические специальности. В проявлении данной ценности для лиц женского пола оправдалось первоначальное предположение о различиях в иерархии ценностей «физиков» и «лириков».

Таблица 1 - Средние значения показателей жизненных ценностей студентов с разной профессиональной направленностью (максимальное значение 60 баллов)_

Направление подготовки «Инженерное Направление подготовки

Жизненные ценности дело, технологии и технические науки» «Науки об обществе»

Юноши Девушки Юноши Девушки

(20 чел.) (20 чел.) (20 чел.) (20 чел.)

Развитие себя 43,1 42,9 42,8 44,8

Духовное удовлетворение 40,2 43,7 41,9 45,6

Креативность 38,4 36,2 39,1 40,1

Активные социальные 39,1 42,3 41,3 44,2

контакты

Собственный престиж 42,3 40,5 43,2 41,2

Высокое материальное 46,2 43,1 46,4 42,8

положение

Достижение 45,3 42,2 45,2 41,8

Сохранение собственной 43,6 43,5 42,9 43,7

индивидуальности

При анализе жизненных сфер (таблица 2) можно отметить практически одинаковую значимость для испытуемых профессиональной жизни и образования, причем как у юношей, так и у девушек. Для девушек вполне закономерно достоверно выше значимость семейной (в обеих группах профессиональной направленности) и общественной жизни (в группе направления подготовки «Науки об обществе»). Также среди студентов, получающих образование по направлению «Науки об обществе» достоверно выше проявление интереса к сфере «Увлечения».

Таблица 2 - Средние значения показателей жизненных сфер студентов с разной профессиональной направленностью (максимальное значение 80 баллов)_

Жизненные сферы Направление подготовки «Инженерное дело, технологии и технические науки» Направление подготовки «Науки об обществе»

Юноши (20 чел.) Девушки (20 чел.) Юноши (20 чел.) Девушки (20 чел.)

Профессиональная жизнь 62,3 60,4 63,2 61,2

Образование 61,6 61,9 62,3 62,2

Семейная жизнь 57,4 60,6 58,1 63,1

Общественная жизнь 51,8 52,2 49,9 53,3

Увлечения 54,2 53,7 55,4 52,6

Физическая активность 52,3 49,7 52,9 49,3

ВЫВОДЫ

Первоначально предполагаемые различия в показателях жизненных сфер и ценностей у студентов технической и гуманитарной профессиональной направленности, имеют более выраженные гендерные особенности, что больше всего проявляется в таких сферах как семейная жизнь и физическая активность, а также в таких жизненных ценностях как духовное удовлетворение, социальные контакты и высокое материальное положение. Следовательно, педагогам по физической культуре нет необходимости дифференцированно мотивировать к занятиям студентов, имеющих различную профессиональную направленность. Вместе с тем, необходимо учитывать структуру гендерных предпочтений студентов.

Ценности физической активности у девушек различной профессиональной направленности по ненормированным результатам находятся на последнем месте, у юношей - на предпоследнем месте, обойдя показатели ценностей общественной жизни. Однако если перевести в стены, предлагаемые авторами теста, то можно сказать, что ценности физической активности располагаются на уровне выше среднего.

Проведенное исследование позволило сделать основной вывод о том, что молодые люди, поступающие в высшие учебные заведения, владеют достаточно развитыми представлениями обо всех изученных жизненных сферах и имеют желание в них развиваться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кокурина, И.Г. Социально-психологический анализ смыслообразующей функции мотивации жизнедеятельности социального индивида / И.Г Кокурина // Вестник Московского университета. Серия 14 : Психология. - 2007. - № 1. - С. 73-86.

2. Сопов, В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей. Руководство по применению / В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина. - Самара : [б.и.], 2001. - 46 с.

REFERENCES

1. Kokurina, IG. (2007), "Socio-psychological analysis of the meaning-forming function of the motivation of the life of a social individual", Moscow University Herald. Ser.14. Psychology, No. 1, pp. 73-86.

2. Sopov, V.F. and Karpushina, L.V. (2001), Morphological test oflife values. Application guide,

Samara.

Контактная информация: larisa.byankina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 28.08.2019

УДК 799.311

ДЕТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-СТРЕЛКОВ К ЗАНЯТИЯМ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБОЙ В ВУЗЕ

Светлана Михайловна Воробьева, преподаватель, Мастер спорта, Виктор Владимирович Донских, преподаватель, Мастер спорта, Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет)

Аннотация

В представленной статье авторы проводят углубленное изучение мотивов студентов к занятиям пулевой стрельбой в вузе на основе ранее проведенных исследований. Выявляются углубленные мотивы студентов, изучаются вопросы и психологические причины достижения ими спортивных успехов. С помощью метода анкетного опроса выявляется мотивация студентов, состоящих в сборной команде вуза, проводится сравнение с мотивацией начинающих занятия студентов-стрелков, делаются выводы по итогам исследования.

Ключевые слова: студенты, мотивация, мотивы, пулевая стрельба, интерес, спортсмены, стрелки.

DETAILED STUDYING OF MOTIVATION OF STUDENTS-SHOOTERS TO SHOOTING SPORT IN UNIVERSITY

Svetlana Mikhailovna Vorobyova, the teacher, Master of Sports, Victor Vladimirovich Donskikh, the teacher, Master of Sports, Moscow Aviation Institute (National Research University)

Annotation

In this article the authors study the motives of the students to shooting sport at the university with the data of the previously given researches. The authors find detailed motives of the students, and it studies the questions and psychological reasons for sports progress reaching by students. The authors use the questionnaire, finding the motives of the students from the team of the university; they compare this motivation of these students to motivation of the beginning students-shooters, drawing the conclusions.

Keywords: students, motivation, motives, shooting sport, interest, athletes, shooters.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из краеугольных вопросов обеспечения эффективности занятий студентов вузов физической культурой и спортом является исследование мотивации. Многочисленные работы в этом направлении [3, 4, 5, 6, 7, 8] свидетельствуют о том, что студенты далеко не всегда готовы заниматься либо физической культурой в общем, либо каким-либо видом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.