УДК 378.6:34; ББК 74.48+67.401.133.1 DOI 10.24412/2658-638Х-2021-1-132-135
© Малиновский А.В., Юркин Д.В., Храмкова Я.С. 2021
IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING
OF UNIVERSITY STUDENTS
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Anatoly V. Malinovsky,
Head of the Department of Physical Training Barnaul law Institute of the MIA of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor 49 Chkalova str., Barnaul, Altai Krai, Russia, 656038
Анатолий Васильевич Малиновский,
начальник кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России кандидат педагогических наук, доцент 656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49
Dmitry V. Yurkin,
Deputy Head of the Department of Physical Training Barnaul law Institute of the MIA of Russia 49 Chkalova str., Barnaul, Altai Krai, Russia, 656038
Дмитрий Викторович Юркин,
заместитель начальника кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России 656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49
Yana S. Khramkova,
Senior Teacher of the Department of Gymnastics Altai State Pedagogical University 55 Molodezhnaya str., Barnaul, Altai Krai, Russia, 656031 E-mail: [email protected]
Яна Сергеевна Храмкова,
старший преподаватель кафедры гимнастики Алтайского государственного педагогического университета 656031, Россия, Алтайский край, г Барнаул, ул. Молодежная, 55 E-mail: [email protected]
Для цитирования: Малиновский А.В., Юркин Д.В., Храмкова Я.С. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов вуза. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 132-135. Научная специальность: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.
Abstract. This scientific article reveals the theoretical and practical aspects of improving professional and pedagogical training of students in higher educational institutions. The problem of improving the forms and methods of education in higher education is considered. Recommendations that will improve the fundamental training of future professionals in the process of forming professional and pedagogical skills of students are presented. In addition, each subject teacher will contribute to this process something of their own, specific, creative, necessary for the future specialist. A voluminous list of questions and requirements has been developed that are consistently addressed in practical, review and methodological classes and during students ' academic practice, that is, directly in the educational process. Review-methodical classes as one of the forms of organization of the educational process are revealed. Thus, the authors focus on expanding the scope of educational practice and try to cover all sections of the studied disciplines.
Keywords: improvement process, professional and pedagogical training, pedagogical practice, professional activity.
Аннотация. В данной научной статье раскрывается теоретический и практический аспект совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведениях. Рассматривается проблема совершенствования форм и методов обучения в высшем учебном заведении. Представлены рекомендации, которые повысят фундаментальную подготовку будущих профессионалов в процессе формирования профессионально-педагогических навыков у студентов. Кроме того, каждый преподаватель-предметник внесет в этот процесс что-то свое, специфичное, творческое, необходимое будущему специалисту. Разработан объемный перечень вопросов и требований, которые последовательно решаются на практических, обзорно-методических занятиях и во время учебной практики студентов, то есть непосредственно в учебном процессе. Раскрываются обзорно-методические занятия как одна из форм организации учебного процесса. Таким образом, авторы делают акцент на раздвижение рамок учебной практики и пытаются охватить все разделы изучаемых дисциплин.
Ключевые слова: процесс совершенствования, профессионально-педагогическая подготовка, педагогическая практика, профессиональная деятельность.
На сегодняшний день в современном обществе системы образования стоит острая проблема использования современных методов и форм обучения в высшем учебном заведении. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в частности, записано: «...повысить качество образования и воспитания, обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета... поднять общественный престиж и авторитет учителя, его теоретическую и практическую подготовку» [3].
В институте физической культуры и спорта осуществляется подготовка преподавателя данного профиля для общеобразовательной школы и высших учебных заведений, в том числе и образовательных организаций системы МВД России. Видимо, в перспективе именно педвузам предстоит готовить преподавателей и для профессиональной школы.
Основой подготовки является программа - документ государственный, определяющий, чему учить и в каком объеме. А вот как учить будущего учителя? Здесь фактически нет никаких основополагающих документов, никаких серьезных разработок и рекомендаций, нет даже единого направления [2].
Руководители школьной педагогической практики утверждают о той проблеме, что студенты-практиканты имеют определенные теоретические знания, но не владеют методикой преподавания. Не могут применить практические знания и не владеют методикой применения, проводя уроки шаблонно без творческого энтузиазма и выдумки. Отчего это происходит? Оттого, что учебный процесс построен таким образом, что профессиональная направленность не нацелена на формирование педагогического мастерства будущих преподавателей, а процесс профессионально-педагогической подготовки реализуется частично. Но по сути своей в высшем учебном заведении предостаточно резервов и путей совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов.
О резервах. Изучение практических дисциплин учебного плана студентами вуза сводится сегодня в основном к выполнению обязательных зачетных нормативов. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве педвузов дело это обстоит благополучно. Преподаватели институтов профессионально готовят и обучают студентов по разным видам спорта. Студент, выполняя нормативы, сдавая зачет, формально реализует свои знания. Вопрос заключается в том, получает ли он необходимые будущему учителю знания о методики преподавания. Знает ли студент как будущий профессионал,
о задачах применения специальных упражнений и их значение на практике? Вряд ли.
В своей повседневной практической профессиональной работе преподаватели, готовя студентов к своевременной сдаче зачетов, забывают о предоставлении студентам реализации их творческих возможностей. На практике основная задача проводимого урока в учебном заведении отодвигается на второстепенный план или не решается. А она, эта задача - образовательная, и молодой человек, оканчивающий курс, получает образование, что еще раз подчеркнуто в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [1].
Упражнений для формирования различных двигательный навыков много, и будущий учитель должен знать их все и каждое из них уметь правильно, целенаправленно применять. Конкретный пример из обучения плаванию. Учитель физкультуры, инструктор оздоровительного лагеря и т. д. занимаются массовым обучением плаванию с контингентом различного возраста и степени плавательной подготовленности. Задача - научить плавать, подготовить школьника к успешной сдаче норм ГТО. Поэтому безразлично, какой способ будет изучаться - кроль на груди или на спине, брасс или устаревший способ на боку. Главное - научить плавать.
Следовательно, обучающий должен знать методику по возрастной категории, уметь выявлять творческие способности и склонности занимающихся к изучению того или иного способа, упражнения для изучения всех способов и уметь применять именно те, которые необходимы лицам с различной степенью подготовленности, владеть методами обучения и методическими приемами. Разве есть смысл обучать отдыхающего в оздоровительном лагере школьника, скажем, кролю на спине только потому, что инструктор данного лагеря предпочитает именно данный способ для начального обучения, в то время как этот школьник демонстрирует явные способности будущего брассиста, выполняя симметричные движения ногами.
Следовательно, для того чтобы обучить его плавать брассом, понадобятся не все, а лишь некоторые упражнения, решающие совершенно конкретные задачи. Именно их из всего арсенала средств и должен выбрать обучающий, получив все сведения об этом еще в высшей школе, преподаватели которой должны, прежде всего, исходить из задач массового обучения [5].
О путях. В связи со сказанным выше институт физической культуры и спорта работает над совершенствованием профессионально-педагогиче-
ской подготовки будущих учителей по легкой атлетике, плаванию, лыжному спорту, гимнастике, волейболу, по различным спортивным видам спорта. Разработан объемный перечень вопросов и требований, которые последовательно решаются на практических, обзорно-методических занятиях и во время учебной практики студентов, то есть непосредственно в учебном процессе. Все эти виды работ предусмотрены программами по соответствующим дисциплинам. Хотя работа еще не закончена, предварительные результаты дают основание, как для общих, так и для частных рекомендаций [6].
На практических занятиях студенты могут отлично осваивать все методики выполнения упражнений. Студент в этом случае может усваивать те знания, которые направлены на овладении техники использования каждого упражнения. Процесс обучения направлен на формирование техники упражнений, на развитие физических качеств, на устранение ошибок в технике движений. Студент и как будущий профессионал в своем деле в каждом конкретном случае должен уметь определять целесообразность применения упражнений на практике [4].
Большинство упражнений имеет комплексное воздействие на общую физическую подготовку. Говоря об упражнениях направленных именно на формирование навыка, то изучать его нужно более детально. Преподаватель в этом случае должен объяснить студенту технику каждого упражнения, его направленности, избирательности, доступности. Если преподаватель подойдет к этому творчески, демонстрируя и объясняя студентам материал при применении методических приемов, то восприятие обучающих будет намного эффективнее [8].
Однако творческий процесс на практических занятиях не должен быть односторонним. Активное участие студентов необходимо для реализации творческого процесса. С первых занятий необходимо настраивать обучающих на творческое осмысление программного материала и специфику работы будущего преподавателя [7].
Где учить студентов методам ведения урока, культуре речи, манере держаться, знанию терминологии, «рабочих» жестов, звуковых и зрительных сигналов, умению подавать команды и распоряжения при работе с различными возрастными контингентами, выбирать место на уроке, управлять группой, работать в изменившихся условиях и т. д.? Только на практических занятиях при условии постоянного акцента на этих важных составляющих педагогического мастерства с последующим анализом деятельности проводящего урок.
Обзорно-методические занятия должны посвящаться не только и не столько обобщению пройденного материала. Здесь преподаватель формулирует четкую и обоснованную систему всех применявшихся на практических занятиях упражнений и методических приемов, формирующих технику вообще и различных уровнях подготовленности занимающихся, в частности детализирует задачи упражнений, их направленность, целесообразность применения в каждом конкретном случае и педагогические приемы их подачи. Обзорно-методические занятия как одна из форм организации учебного процесса могут быть вариативны, но содержание каждого из них должно иметь преимущественную направленность в духе изложенных выше рекомендаций.
Учебная практика. Как правило, ею заканчивается изучение практического раздела дисциплины. Студенты проводят занятия в своих учебных группах, отчитываясь, таким образом, в приобретенных знаниях и педагогическом мастерстве. Как же формировать педагогическое мастерство, раскрывать педагогические задатки студентов? Никакие лекции, беседы, опросы не заменят непосредственного участия студентов в проведении занятий.
Начиная опять-таки с первых занятий по конкретной дисциплине, студентов необходимо привлекать к работе вначале в качестве стажеров-наблюдателей, затем помощников преподавателя и аналитиков и лишь после этого поручать самостоятельную работу, завершая все это проведением уроков в целом. Диапазон заданий огромен - от нахождения самой распространенной, характерной ошибки в технике движений до анализа деятельности преподавателя, ведущего урок. И обязательна оценка работы студентов [9].
Таким образом, рамки учебной практики раздвигаются и охватывают все время изучения конкретной дисциплины. Польза будет еще большей, если организовать проведение занятий не в своих учебных группах, а с детьми. Например, с 2019/20 учебного года учебная практика студентов II, а в последующие годы и I курса нашего института физической культуры и спорта по дисциплине «Лыжный спорт» проводится в сельской школе.
Всего практических дисциплин, предусматривающих обязательное проведение учебной практики, в учебном плане института физической культуры и спорта более 10. Можно представить, сколь значительную фундаментальную подготовку получит будущий учитель, если формирование профессионально-педагогических навыков у студентов будет осуществляться с учетом изло-
женных выше рекомендаций. Кроме того, каждый преподаватель-предметник внесет в этот процесс что-то свое, специфичное, творческое, необходимое учителю физической культуры.
Библиографический список
1. Вебер Д.А. Программное обеспечение профессионально-личностной безопасности в процессе подготовки бакалавров // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 1-6 (57). С. 40-45.
2. Воробьева О.И. Проблема комплексности в подготовке специалистов института физической культуры и спорта // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). С.49-53.
3. Воробьева О.И. Обеспечение качества образования в процессе профессиональной готовности бакалавров // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). С. 54-59.
4. Красилов О.В., Мананников С.В., Разни-цын В.А. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России с применением имитационных игр. // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 308-312
5. Красилов О.В., Хромов В.А., Мананников С.В. Здоровый образ жизни. Современный подход привлечения населения для занятий физической культурой. // Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 337-340.
6. Попова Н.В., Баянкин О.В. Организационно-технологическое обеспечение формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 275-278.
7. Попова Н.В., Баянкин О.В., Шадрин АН. Самоопределение как профессионально значимый фактор педагога сферы физической культуры в контексте его непрерывного самообразования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 205-208.
8. Хромов В.А., Юртаев О.Н., Косякин В.Н. Зависимость физического развития курсантов образовательных организаций МВД России от их медицинских групп предназначения. // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 403-405.
9. Хромов В.А., Головачев А.И. Тарасова Л.В. Панков В.А. Методика развития специальной выносливости квалифицированных лыжников-гон-
щиков на основе учета индивидуальных способностей физической подготовленности и требований к соревновательной деятельности // Вестник спортивной науки. 2018. № 4. С. 16-18.
References
1. Weber D. A. Programmnoe obespechenie pro-fessionalno-lichnostnoy bezopasnosti v protsesse podgotovki baccalaureate [Software for professional and personal security in the process of preparing bachelors]. 2020. No. 1-6 (57). pp. 40-45.
2. Vorobyova O. I. The problem of complexity in the training of specialists of the Institute of Physical Culture and Sports // Current scientific research in the modern world. 2020. No. 2-6 (58). pp. 49-53.
3. Vorob'eva O. I. Obespechenie kachestva obra-zovaniya v protsessei professionalnoy obotovnosti bachelors [Ensuring the quality of education in the process of professional readiness of bachelors]. 2020. No. 2-6 (58). pp. 54-59.
4. Krasilov O. V., Manannikov S. V., Raznit-syn V. A. Improving the professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the use of imitation games. / / Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. 2018. No. 4. pp. 308-312
5. Krasilov O. V., Khromov V. A., Manannikov S. V. Healthy lifestyle. A modern approach to attracting the population for physical education. // Bulletin of Economic Security. 2020. No. 2. pp. 337-340.
6. Popova N. V., Bayankin O. V. Organizational and technological support for the formation of professional orientation of bachelors of the Institute of Physical Culture and Sports // The world of science, culture, and education. 2018. No. 4 (71). pp. 275-278.
7. Popova N. V., Bayankin O. V., Shadrin A. N. Self-determination as a professionally significant factor of a teacher of physical culture in the context of his continuous self-education // Problems of modern pedagogical education. 2018. No. 61-3. pp. 205-208.
8. Khromov V. A., Yurtaev O. N., Kosyakin V. N. Dependence of the physical development of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on their medical groups of purpose. // Bulletin of Economic Security. 2019. No. 3. pp. 403-405.
9. Khromov V. A., Golovachev A. I. Tarasova L.V. Pankov V. A. Methodology for the development of special endurance of qualified skiers-racers based on the consideration of individual abilities of physical fitness and requirements for competitive activity // Bulletin of Sports Science. 2018. No. 4. pp. 16-18.