8. Реутская, Е.А. Модели технико-тактической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле / Е.А. Реутская, Е.М. Николаев, О.М. Куликова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 172-177.
9. Рожнов, А.А. Концентрация и заимствование как составляющие прогресса в спорте, науке, технике и жизнедеятельности / А.А. Рожнов, А.Н. Малышев, В.В. Калмыков // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 1. - С. 91-96.
10. Соболева, Т.С. Зависимость спортивной успешности элитных спортсменов от генетических факторов формирования темперамента / Т.С. Соболева, Д.В. Соболев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 203-208.
11. Суворова, М.А. Слагаемые успеха в биатлоне / М.А. Суворова, И.А. Осетров // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2. - С. 128-133.
12. Штейнбах, В.Л. Краткая олимпийская энциклопедия / В.Л. Штейнбах. - М. : Олимпия, Спорт, 2016. - 512 с.
REFERENCES
1. Gibadullin, I.G. (2005), Management of training process of biathlete men in global training system, dissertation, Izhevsk.
2. Gilyazutdinov, I. I. (2015), "Aviadarts on the Eastern borders", Orientir, No. 9, pp. 22-25.
3. Efremova, T.F. (2010), Modern dictionary of Russian three in one: spelling, word-formation, morphemic, ACT, Moscow.
4. Zhurova, I.A. (2014), "Olympiad in Sochi", Interekspo Geo- Siberia, No. 2, pp. 123-128.
5. Korchemnaya, N.V. (2015), "Sports activity is one of the social factors of progress of science and technique", Bulletin of sport history science, No. 2, pp. 52-60.
6. Lopatin V.V. and Lopatina L.E., (2013), Dictionary of modern Russian language, Eksmo, Moscow.
7. Osipov, Y.S. (2004), Great Russian encyclopedia, Great Russian encyclopedia, Sport, Moscow.
8. Reutskaya, E.A., Nikolaev, E.M. and Kulikova, O.M. (2017), "Models of technical and tactical training of highly qualified biathletes in the annual cycle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 172-177.
9. Rozhnov, A.A., Malyshev A.N. and Kalmykov V.V. (2017), "Concentration and borrowing as a component of progress in sport, science, technique and lifetime", News of the Tula state university. Sport, No. 1, pp. 91-96.
10. Soboleva, T.S. and Sobolev D.V. (2015), "Dependence of elite athletes sports success on genetic factors of temperament formation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 203-208.
11. Suvorova, M.A. and Osetrov I.A. (2009), "Components of success in biathlon", Yaroslavl pedagogical Bulletin, No. 2, pp. 128-133.
12. Shtejnbah, V.L. (2016), Brief Olympic encyclopedia, Olimpiya, Sport, Moscow.
Контактная информация: rozhnov1976@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 20.05.2018
УДК 796.077.5
РЕЗЕРВ ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЛАВАНИЮ
Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет г. Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва;
Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва
Аннотация
В статье представлен вариант расширения средств профессиональной подготовки бакалавров-педагогов физической культуры к предстоящей педагогической деятельности по
плаванию за счет внедрения в учебный процесс дисциплины по выбору «Основы использования физических упражнений водных видов спорта в физкультурно-педагогической деятельности». Изучение данной дисциплины, в основном, направлено на углубление методических профессионально значимых знаний, умений и навыков, сформированных в процессе изучения дисциплины «Теория и методика плавания».
Ключевые слова: бакалавры, обучение плаванию, профессионально-педагогическая подготовка, дисциплина по выбору.
PHYSICAL CULTURE BACHELORS READINESS TO INCREASING RESERVE IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES AT SWIMMING
Olga Yurievna Savelieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Vladimir Yuryevich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Eldar Asafovich Alenurov, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Marat Rinatovich Shakirov, the teacher, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow
Annotation
The article has presented the option for extension of the bachelors (PE teachers) professional preparation instruments for the forthcoming pedagogical activities at swimming due to introduction into the educational process of the discipline by choice "Bases of use of physical exercises of water sports in sports and pedagogical activity". Studying of this discipline is generally directed on deepening of the methodical professionally significant knowledge, the skills formed in the course of studying the discipline "The theory and methodology of swimming".
Keywords: bachelors, training in swimming, professional and pedagogical preparation, discipline by choice.
Одним из важнейших показателей качественной деятельности физкультурных вузов является количество квалифицированных педагогов физической культуры и тренеров, плодотворно работающих по специальности. Вуз должен готовить выпускников к успешному решению социальных проблем оздоровления и физического воспитания, обучению жизненно важным навыкам, в том числе и плаванию, формировать умения действовать в чрезвычайных ситуациях, в частности, оказывать помощь тонущему. Но в реалиях при подготовке будущего специалиста возникает масса трудностей. На протяжении последних десяти лет в значительной части высших учебных заведений физкультурного профиля для увеличения притока абитуриентов не проводится вступительный экзамен по плаванию, в связи с чем, получать высшее физкультурное образование часто приходят люди, не умеющие плавать или слабо владеющие этим навыком. Из-за низкого уровня плавательной подготовленности студентов значительную часть учебного времени приходится тратить на ликвидацию их плавательной неграмотности в ущерб овладению профессионально значимыми компетенциями, важными для осуществления педагогической деятельности по плаванию [1, 2, 3, 7]. С целью повышения качества профессионально-педагогической подготовки бакалавра - педагога физической культуры (направление подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, профиль подготовки - физическая культура) к предстоящей педагогической деятельности по обучению плаванию различных возрастных контингентов в Педагогическом институте физической культуры и спорта (ПИФКиС) Московского городского педагогического университета на протяжении последних пяти лет проводятся курсы по выбору «Основы использования физических упражнений водных видов спорта в физ-культурно-педагогической деятельности» [7, 6, 8]. Дисциплина, входящая в вариативную часть программы, изучается на третьем курсе, аттестация происходит в форме зачета по сумме рейтинговых баллов. Основными задачами дисциплины являются:
• расширение знаний о водных видах спорта и методике обучения их основам;
• дальнейшее формирование профессионально важных методических знаний, умений и навыков, основы которых были заложены в ходе освоения учебной дисциплины
«Теория и методика плавания».
• выявление особенностей обеспечения учебного процесса по спортивному и прикладному плаванию на занятиях с людьми разного пола и возраста, физической и плавательной подготовленности, с ориентацией на конечные цели посредством обеспечения расширения и разнообразия применяемых средств и методов обучения.
Решение указанных задач направлено на формирование:
• знаний основных этапов становления, современного состояния и тенденций развития методики обучения водным видам спорта; специфики авторских систем обучения плаванию;
• умений неординарно и дифференцированно определять средства, и методы обучения, выбирать методические приемы, использовать различный инвентарь при обучении плаванию, исходя из задач учебного процесса, условий его обеспечения и специфики контингента учеников;
• овладения основными упражнениями водных видов спорта и вариативными методиками обучения плаванию, предлагаемыми и опробованными отечественными и зарубежными специалиста, различными методическими приемами.
В содержание курса входят пять тем: «Прыжки в воду как олимпийский вид спорта», «Аквааэробика, артистическое плавание и подводное плавание», «Водное поло, триатлон и современное пятиборье», «Оздоровительное плавание», «Авторские методики обучения плаванию». По каждой теме предусмотрены задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности, первая представляет собой учебную практику для реализации внеаудиторных разработок и решение творческих задач «с листа» [2, 6, 7, 8]. Творческие самостоятельные работы, подготовленные внеаудиторно, а именно, презентации, конспекты уроков, комплексы упражнений, методические задания, представляющие собой изложение авторских методических приемов для предотвращения или исправления недостатков в технике плавательных упражнений [4], студенты предъявляют на проверку в системе дистанционного образования (СДО) МООБЬБ, в этой же системе они проходят и контрольное тестирование знаний по каждой теме курса [5, 9]. Для реализации самостоятельных творческих разработок в ходе практических занятиях документы предоставляются преподавателю на бумажном носителе, поскольку выход в Интернет на бортике бассейна на сегодняшний день пока не возможен.
Изначально, из-за отсутствия вузовского бассейна практические занятия представляли собой защиту, обсуждение, обобщение материала студенческих работ и определение лучшей из них в аудитории. За творческий подход к решению педагогических задач студентам начислялись бонусные баллы. Однако проведение практических занятий вне воды снижало значимость дисциплины в профессионально-педагогической подготовке бакалавров. С момента появления в университете собственного бассейна, практические занятия были перенесены на воду. В рабочей программе фактически по каждой теме дисциплины предусмотрен учебный материал, знакомящий студентов с простейшими упражнениями и создающий представление о возможностях применения средств водных видов спорта для оздоровления и формирования плавательных умений и навыков. Согласно программе, на практических занятиях студенты знакомятся элементарными прыжками в воду; несложными упражнениями аквааэробики; основными позициями, движениями, гребками и простейшими фигурами артистического плавания; способами передвижений и специальными приемами ватерполиста; оригинальными авторскими подходами к обучению плаванию; в ходе учебной практики самостоятельно проводят отдельные упражнения, решают вариативные по содержанию и сложности педагогические задачи [2, 6, 8], реализовывают на практике свои творческие разработки.
На протяжении пяти лет проведения данной дисциплины в ПИФКиС её часовая стоимость варьировала от 2 до 3 кредитов, менялось количество часов, отведенных на контактную работу со студентами и на их самостоятельную учебную деятельность. Однако в
последнее время общая часовая стоимость дисциплины остается неизменной и равной 3 кредитам. У нынешних третьекурсников, год поступления 2015, из 108 запланированных часов 18 отведено на лекционный курс, 36 - на практические занятия и 64 - на самостоятельную учебную деятельность. Данная почасовая стоимость позволяет достаточно качественно решить задачи, поставленные перед дисциплиной. Тем не менее, для студентов, поступивших в ПИФКиС в 2017 году, те же 108 часов не аргументированно распределены по-иному: 80 часов отводится на самостоятельную учебную деятельность студентов, 10 часов выделены на лекции и 18 часов - на практические занятия [7]. Сокращение контактной работы почти в два раза, по нашему мнению, не может способствовать качественной подготовке бакалавров и достижению поставленной цели, поскольку смещение акцента на самостоятельную учебную деятельность при изучении практической дисциплины явно нецелесообразно. В виду того, что в содержании практических занятий по дисциплине «Основы использования физических упражнений водных видов спорта в физкультурно-педа-гогической деятельности» помимо формирования у студентов специфических для каждого водного вида спорта плавательных умений планируется учебная практика, то на проведение последней просто не будет хватать времени. Педагогическая деятельность студентов из-за лимита времени, выделенного на практические занятия, в 2019/20 учебном году будет представлять собой только единичные попытки решения простейших педагогических задач. На наш взгляд, на практические занятия должно выделяться не менее одного кредита, поскольку необходимо не только расширить плавательную базу будущих педагогов физической культуры, но и на практике позволить студентам осознать все возможности применения специфических вариативных средств и методов водных видов спорта при обучении жизненно необходимому плавательному навыку; предоставить студентам возможность выбора наиболее оптимальных из них для обеспечения учебного процесса в конкретной ситуации. Творческие задания, выполняемые бакалаврами, поиск неординарных вариантов решения педагогических задач также должны быть реализованы в ходе учебной практики. Обсуждение, оценка вариативных новых подходов к обучению плаванию, которыми изобилует Интернет, и опробование их на практике, на наш взгляд, будет способствовать формированию у будущих педагогов умения критически относиться к новшествам, не отвергать традиционные, проверенные годами средства и методы обучения, обогащая тем самым индивидуальный профессиональный багаж.
Расширение средств профессионально-педагогической подготовки бакалавров физической культуры к предстоящей педагогической деятельности по плаванию, за счет включения в учебный процесс соответствующих дисциплин по выбору, предоставляет возможность студентам, желающим повысить свою подготовленность в данном направлении, углубить знания и приобрести новые умения [7]. Бакалавры, проявившие интерес к указанной проблеме, зачастую выбирают тематику курсовых и выпускных квалификационных работ, связанную с вопросами обучения плаванию, а по окончании вуза проявляют желание работать в бассейне.
Считаем целесообразным внедрить в профессионально-педагогическую подготовку будущих педагогов физической культуры такие дисциплины по выбору, как «Плавание в детском оздоровительном лагере» с обязательным прохождением педагогической практики в летний период и аттестацией студентов по её результатам; «Оздоровительное плавание с детьми грудного возраста»; «Специфика проведения занятий плаванием с людьми среднего и старшего возраста».
ЛИТЕРАТУРА
1. Карпов, В.Ю. Плавание: исторический обзор : учебно-методическое пособие / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева ; Самарский гос. пед. ун-т. - Самара : Издательство СамГПУ, 2002. - 168 с.
2. Педагогические задачи в формировании профессиональных компетенций бакалавров физической культуры / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева, А. Л. Волобуев, И.В. Лазарев, Е.Ю. Печникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 130-134.
3. Прикладная физическая культура как резерв формирования плавательных умений у бакалавров-педагогов физкультурного вуза / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов. Т.М. Воеводина, В.И. Ша-рагин, Р.М. Шакиров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 196-200.
4. Савельева, О.Ю. Плавание. Самостоятельные занятия [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов факультетов физической культуры / О.Ю. Савельева. - Электрон. текстовые данные. - М. : Московский городской педагогический университет, 2010. - 116 c. - URL. : http://www.iprbookshop.ru/26556.html. - Дата обращения: 10.05.2018.
5. Савельева, О.Ю. Из опыта подготовки бакалавров физической культуры по дисциплине «Теория и методика плавания» в СДО MOODLE МГЛУ / О.Ю. Савельева // Инновационные технологии в спорте и физ. воспитании подрастающего поколения : материалы VII межрегион. науч.-практ. конф. с международ. участием. - М., 2017. - С. 503-505.
6. Савельева, О.Ю. Инновационный подход к повышению уровня методической подготовленности студентов физкультурного вуза к предстоящей педагогической деятельности по плаванию / О.Ю. Савельева // Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте : материалы Все-рос. науч-практ. конф. ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - Тула, 2016. - С. 318-322.
7. Савельева, О.Ю. Подготовка бакалавров - педагогов физической культуры к обучению плаванию / О. Ю. Савельева, М. В. Стефановский // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы VII межрегион. науч.-практ. конф. с международ. участием. - М., 2017. - С. 505-507.
8. Савельева, О.Ю. Спецкурс «Авторские методики обучения плаванию» как средство расширения профессионально-педагогического кругозора студентов физкультурного вуза // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы IV научно-практической конференции с международным участием / Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта. - М., 2014. - С. 364367.
9. Современные технологии в подготовке бакалавра - педагога по физической культуре к обучению плаванию / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, Т.М. Воеводина, Н.М. Лапина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 187-191.
REFERENCES
1. Karpov, V.Yu. and Savelieva, O.Yu. (2002), Swimming: the historical review: Tutorial, publishing house SSPU, Samara.
2. Karpov, V.Yu., Savelieva, O. Yu., Volobuyev, A.L., Lazarev, I.V. and Pechnikova E.Yu. (2018), "Pedagogical tasks in formation of professional competences of bachelors physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No.4, pp. 130-134.
3. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Voevodina T.M., Sharagin V.I. and Shakirov M.R. (2018), "Applied physical culture as the swimming abilities formation reserve for bachelors-teachers of sports higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No.1, pp.196-200.
4. Savelieva, O. Yu. (2010), Swimming. Independent occupations: manual for students of physical culture faculties, available at: http://www.iprbookshop.ru/26556.html.
5. Savelieva, O.Yu. (2017), "From the experience of training bachelors of physical culture in the discipline "Theory and technique of navigation" in SDO MOODLE MSPU", Innovative technologies in sports and physical education of rising generation: materials of VII interregional scientific-practical conf. PIFKS of the Moscow State Pedagogical University, Moscow, pp. 503-505.
6. Savelieva, O. Yu. (2016), "Innovative approach to increase of level of methodical readiness of students of sports higher education institution to the forthcoming pedagogical activities ", Innovative technologies in physical training and sports: materials of All-Russian science and practice conference, TSPU of L.N. Tolstoy, Tula, pp. 318-322.
7. Savelieva, O.Yu. and Stefanovsky, M.V. (2017), "Training of bachelors - teachers of physical culture to training of the swimming", Innovative technologies in sports and physical training of younger generation: VII-th Interregional science and practice conference PIPCS, MSPU, Moscow, pp. 505-507.
8. Savelyeva, O. Yu. (2014), "Special course: "Author's techniques of training in swimming" as an extender of a professional and pedagogical outlook of students of sports higher education institution", Innovative technologies in sports and physical training of younger generation, Materials of IV-th scientific and practical conference with the international participation. Moscow City Pedagogical University, Teacher training college of physical culture and sport, Moscow, pp. 364-367.
9. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Voevodina, T.M. and Lapina, M.N. (2017), Modern technologies at teaching physical culture bachelor to educating in swimming, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No.4, pp.187-192.
Контактная информация: vu2014@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.05.2018
УДК 796.077.5
БАЗИСНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Александр Федорович Самоуков, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Михайлович Шувалов, кандидат педагогических наук, Андрей Олегович Миронов,
кандидат педагогических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва
Аннотация
В статье изучены педагогические условия повышения эффективности процесса управления физическим воспитанием студентов вузов государственной службы. Рассмотрена необходимость гармонизации интересов будущей профессиональной деятельности и личности. Выявлены предпосылки, оказывающие влияние на эффективность управления процессом физического воспитания. Сформулированы управленческие, организационные, психологические, социальные предпосылки эффективного управления физическим воспитанием студентов. Представлены результаты педагогического исследования процесса физического воспитания студентов на основе сформулированных предпосылок деятельности.
Ключевые слова: предпосылки эффективного управления процессом физического воспитания, студенты вузов государственной службы, физкультурно-спортивная деятельность.
BASIC PRECONDITIONS FOR EFFICIENT MANAGEMENT OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF STATE SERVICE UNIVERSITIES
Alexander Fedorovich Samoukov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Mikhailovich Shuvalov, the candidate of pedagogical sciences, Andrew Olegovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, Moscow
Annotation
In the article, the pedagogical conditions for increasing the effectiveness of the process of managing the physical education of students of public service universities are studied. The necessity in harmonization of the interests of the future professional activity and personality is considered. The prerequisites that influence the effectiveness of the management of the process of physical education are revealed. The administrative, organizational, psychological, social prerequisites for effective management of students' physical education are formulated. The results of pedagogical research of the process of physical education of students on the basis of the formulated prerequisites of activity are presented.
Keywords: prerequisites for effective management of the process of physical education, students of public service universities, physical culture and sports activities.
ВВЕДЕНИЕ
Педагогические условия повышения эффективности процесса управления физическим воспитанием студентов в рамках личностно-направленного обучения является важнейшей предпосылкой реализации гуманистического паттерна образования.
Такой подход к процессу физического воспитания предусматривает систематизацию учебного материала по признаку формирования необходимых физических качеств и двигательных навыков, составляющих базовый двигательный потенциал будущих