Научная статья на тему 'Организационно-педагогическая модель формирования у будущих специалистов физической культуры самооценки готовности к профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплины «Легкая атлетика»'

Организационно-педагогическая модель формирования у будущих специалистов физической культуры самооценки готовности к профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплины «Легкая атлетика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SELF-CONCEPT OF THE PREPAREDNESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY AMONG STUDENTS / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL MODEL / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Ирина Анатольевна

По наблюдениям за студентами на педагогической практике в школе и их деятельностью на практических занятиях в вузе выявлено, что при самоанализе и самооценке не прослеживаются четкие критерии, по которым проводился анализ и оценка педагогических действий на уроке. Анализ наблюдений позволил сделать вывод о необходимости обучения студентов самоанализу и самооценке на практических занятиях в вузе. Была создана и реализована поэтапная организационнопедагогическая модель формирования самооценки готовности студентов к педагогической деятельности, отражающая цель, методологические подходы, принципы, этапы и педагогические условия. В модели представлена взаимосвязь внешних условий (определение цели профессиональной подготовки; выделение узловых единиц педагогической деятельности и их задач; моделирование, практическая организация и оценка результатов учебной профессионально-педагогической деятельности студента) и внутренних, личностных (активность, мотивация, способности, внутренняя позиция по отношению к внешним воздействиям, рефлексия, самооценка). Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в процессе реализации организационно-педагогической модели, т. е. целенаправленного формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности, которое осуществляется поэтапно (проектировочный этап, практико-деятельностный этап) студенты могут осознать себя компетентными в будущей профессиональной деятельности учителя физической культуры, что способствует их личностному и профессиональному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-pedagogical model of formation of future specialists of physical culture self-assessment of readiness for professional activity in the course of study of discipline "athletics"

After the observation for students on the pedagogical practice at school and for their activity at practical lessons at the university was detected, that, in the introspection and self-concept, there’s no accurate criteria, which pedagogical activity on the lesson was analyzed by. After analyzing of the observation was made conclusion about necessity teaching students the introspection and self-concept on the lessons at the university. There was created and realized a staged organizational-pedagogical forming model of the student’s introception of the preparedness to pedagogical activity, reflecting the intention, methodological ways, principles, stages and pedagogical conditions. In the model is represented the interconnection of the external conditions (definition of the purpose of professional training; accentuation of nodal units of the pedagogical activity and their problems; modeling, realization in practice and concept of the results of the student’s practice professional-pedagogical activity) and internal, personal (activity, motivation, abilities, internal attitude to external influences, reflexion, self-concept). The research lets make the conclusion, that during the realization of the organizational-pedagogical model, namely a purposeful forming of the self-concept of the preparedness for professional activity among students, which is realized stepwise (projecting stage, practical-active stage), students can perceive themselves like competent in future professional activity of the physical culture teacher, what furthers their personal and professional development.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогическая модель формирования у будущих специалистов физической культуры самооценки готовности к профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплины «Легкая атлетика»»

УДК 796.42 (075.8)

И. А. Ильина

Организационно-педагогическая модель формирования у будущих специалистов физической культуры самооценки готовности к профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплины «Легкая атлетика»

По наблюдениям за студентами на педагогической практике в школе и их деятельностью на практических занятиях в вузе выявлено, что при самоанализе и самооценке не прослеживаются четкие критерии, по которым проводился анализ и оценка педагогических действий на уроке. Анализ наблюдений позволил сделать вывод о необходимости обучения студентов самоанализу и самооценке на практических занятиях в вузе. Была создана и реализована поэтапная организационно-педагогическая модель формирования самооценки готовности студентов к педагогической деятельности, отражающая цель, методологические подходы, принципы, этапы и педагогические условия. В модели представлена взаимосвязь внешних условий (определение цели профессиональной подготовки; выделение узловых единиц педагогической деятельности и их задач; моделирование, практическая организация и оценка результатов учебной профессионально-педагогической деятельности студента) и внутренних, личностных (активность, мотивация, способности, внутренняя позиция по отношению к внешним воздействиям, рефлексия, самооценка). Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в процессе реализации организационно-педагогической модели, т. е. целенаправленного формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности, которое осуществляется поэтапно (проектировочный этап, практико-деятельностный этап) студенты могут осознать себя компетентными в будущей профессиональной деятельности учителя физической культуры, что способствует их личностному и профессиональному развитию.

After the observation for students on the pedagogical practice at school and for their activity at practical lessons at the university was detected, that, in the introspection and self-concept, there's no accurate criteria, which pedagogical activity on the lesson was analyzed by. After analyzing of the observation was made conclusion about necessity teaching students the introspection and self-concept on the lessons at the university. There was created and realized a staged organizational-pedagogical forming model of the student's introception of the preparedness to pedagogical activity, reflecting the intention, methodological ways, principles, stages and pedagogical conditions. In the model is represented the interconnection of the external conditions (definition of the purpose of professional training; accentuation of nodal units of the pedagogical activity and their problems; modeling, realization in practice and concept of the results of the student's practice professional-pedagogical activity) and internal, personal (activity, motivation,

© Ильина И. А., 2014

abilities, internal attitude to external influences, reflexion, self-concept). The research lets make the conclusion, that during the realization of the organizational-pedagogical model, namely a purposeful forming of the self-concept of the preparedness for professional activity among students, which is realized stepwise (projecting stage, practical-active stage), students can perceive themselves like competent in future professional activity of the physical culture teacher, what furthers their personal and professional development.

Ключевые слова: самооценка готовности студентов к профессиональной деятельности, организационно-педагогической модель, педагогические условия.

Key words: self-concept of the preparedness for professional activity among students, organizational-pedagogical model, pedagogical conditions.

Готовность к профессиональной деятельности - это основа развития педагогической культуры, профессионального сознания и становления личности в целом. «Профессиональная готовность, ... представляет собой - совокупность и структуру психологических и психофизиологических особенностей человека, а также знаний, навыков, умений, необходимых для эффективного выполнения конкретного профессионального труда» [1, с. 85.]. Стержнем развития является адекватная самооценка студентами результатов собственной деятельности. Формирование адекватной самооценки стимулирует потребность в саморазвитии, формирует умения своевременно и самостоятельно корректировать свою профессиональную деятельность [2]. Для формирования самооценки требуется комплекс мер, обеспечивающих становление студентов как субъектов учебной деятельности, развитие рефлексии, активности и саморегуляции [3].

В практической подготовке специалистов физической культуры выявляются противоречия, которые проявляются в несоответствии между теоретической подготовкой специалиста в вузе и готовностью его к практической деятельности в общеобразовательной школе [3].

Одним из направлений решения данной проблемы является формирование у студентов самооценки, позволяющей определить степень своей готовности к профессиональной деятельности. Кроме того, самооценка обеспечивает осознанное применение полученных знаний, умений и навыков, способствует управлению практической деятельностью.

По наблюдениям за студентами на педагогической практике в школе и их деятельностью на практических занятиях в вузе (наблюдения проводились в Ленинградской области и Санкт-Петербурге), на педагогической практике студенты применяют самоанализ и самооценку. Однако в процессе занятия взаимооценка профессиональных умений встречается достаточно редко и почти не возрастает качество самооценивания к старшим курсам. При самоанализе и самооценке не прослеживаются

четкие критерии, по которым проводился анализ и оценка педагогических действий на уроке.

Анализ наблюдений позволил сделать вывод о необходимости обучения студентов самоанализу и самооценке на практических занятиях в вузе с указанием четких параметров оценки профессиональных умений.

В соответствии с целью была создана поэтапная организационно-педагогическая модель формирования самооценки готовности студентов к педагогической деятельности, отражающая цель, методологические подходы, принципы, этапы и педагогические условия. В модели представлена взаимосвязь внешних условий (определение цели профессиональной подготовки; выделение узловых единиц педагогической деятельности и их задач; моделирование, практическая реализация и оценка результатов учебной профессионально-педагогической деятельности студента) и внутренних, личностных (активность, мотивация, способности, внутренняя позиция по отношению к внешним воздействиям, рефлексия, самооценка). А также разработана программа экспериментальной работы по проверке педагогических условий формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности.

Формирующий этап экспериментальной работы проводился в течение трех лет со студентами факультета физической культуры Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Общая численность студентов, включенных в экспериментальную работу, составила 60 человек. Студенты были разделены на две группы: экспериментальную (п=30) и контрольную (п=30).

В экспериментальной группе в процессе изучения спортивно-педагогической дисциплины «Легкая атлетика» были созданы преподавателем педагогические условия, обеспечивающие определенный характер деятельности, общения и оценочной системы. (Работали по программе реализации организационно-педагогической модели формирования самооценки готовности студентов к профессиональной деятельности).

Апробация организационно-педагогической модели раскрывается через конкретную профессиональную подготовку, которая □Апанизацииется на учебных занятиях по спортивно-педагогической дисциплине «Легкая атлетика». Целью освоения студентами учебного материала данной дисциплины является формирование системы научных знаний и способов предметно-практической деятельности по методике применения легкой атлетики на занятиях физической культурой и спортом с учащимися учреждений общего и дополнительного образования.

В наибольшей степени о подготовке студента к профессиональной деятельности свидетельствует его готовность к проведению урока. Умение грамотно и качественно проводить урок по физической культуре

очень важно в профессиональной подготовке будущих специалистов по физической культуре и спорту [4].

Проведение урока синтезирует знания, умения, навыки, полученные студентом в результате изучения психолого-педагогических дисциплин, занятий по спортивно-педагогическим дисциплинам, в том числе и легкой атлетике. Поэтому моделирование и проведение студентом урока и самооценка его эффективности свидетельствовали об уровне готовности студента к педагогической деятельности, его педагогической культуре, что и определило цель экспериментальной работы. Осуществление обучения проведению урока требует постепенного усложнения. На первом курсе, когда решаются задачи адаптации и приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни [5], на начальном этапе обучения, выполняется обучение упрощенныму проекту: проведению фрагмента подготовительной части урока по легкой атлетике. На втором курсе - обучение проведению подготовительной части урока, и только на третьем курсе выполняется обучение проведению школьного урока в целом.

В содержание учебно-практической деятельности входит материал, где в качестве обучающего выступает студент, а в качестве обучаемых -его студенты-коллеги.

Учебно-практическая деятельность является одним из средств успешной подготовки студентов к работе в сфере физической культуры. Эта деятельность студента проходит в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности, позволяет познакомиться с будущей профессиональной деятельностью, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом педагогической работы, почувствовать себя в роли учителя.

На первом курсе в содержание проекта вошли следующие направления:

•составление плана-конспекта первого или второго фрагмента подготовительной части урока (комплексов общеразвивающих и беговых упражнений, специализированных для занятий по легкой атлетике);

•выполнение самоанализа и самооценки подготовленности к практическому занятию плана-конспекта, подготовленности учителя и занимающихся, подготовленности мест занятий [2,3];

•проведение на группе, в которой студент обучается, фрагмента подготовительной части урока, который включает в себя проведение общеразвивающих или беговых упражнений легкоатлета, выполнение построений, перестроений, заданий по оказанию помощи и страховки при выполнении отдельных легкоатлетических упражнений; установки и уборки легкоатлетического инвентаря; использование технических средств обучения;

•выполнение самоанализа и самооценки эффективности своей учебно-практической деятельности, сравнение самооценки с оценками

58

группы и преподавателя, выявление адекватности самооценок, корректирование практической деятельности и поведения.

План работы для студентов-экспертов включал следующие направления:

•активное практическое участие в деятельности, которую предлагает студент-учитель;

• выполнение анализа и оценки деятельности студента-учителя;

• сравнение своих оценок с самооценкой студента-учителя, с оценкой преподавателя и с оценками других студентов из группы;

• выявление адекватности своей оценки, корректирование практической деятельности и поведения.

На следующих курсах в содержание проектов входили те же направления. Но как мы отмечали выше, с постепенным усложнением: на втором курсе студенты составляли план-конспект подготовительной части урока (и проводили её), а на третьем курсе студенты готовились к педагогической практике в общеобразовательной школе, выполняли написание плана-конспекта урока по легкой атлетике для детей различных возрастных групп и проводили полностью учебный урок.

На основании основного содержания практической деятельности студентов были сформированы таблицы педагогического анализа и оценки ее эффективности для первого, второго и третьего курсов.

В таблицах педагогического анализа и оценки эффективности проведения фрагмента подготовительной части урока физической культуры по разделу «Легкая атлетика» для первого курса отражены параметры оценки по блокам: подготовленность к проведению фрагмента подготовительной части урока, качество проведения фрагмента подготовительной части урока, рациональность использования методов обучения, выполнение требований основных педагогических принципов, организация фрагмента подготовительной части урока и оценка выполнения этой части. В каждом блоке подробно раскрываются параметры оценок педагогического анализа фрагмента подготовительной части урока физической культуры.

В разработанных таблицах педагогического анализа и оценки эффективности урока физической культуры для второго и третьего курса отражаются параметры оценки по дополнительным блокам и представлены они гораздо шире.

В результате экспериментальной работы студенты осознали цели подготовки, важность формирования адекватной самооценки будущего учителя, включились в активное планирование работы по формированию самооценки, самостоятельную разработку практических проектов, научились выполнять самооценку своей учебно-практической деятельности на основе знаний необходимых параметров оценки, у них сформировалась мотивация на достижению адекватной самооценки с целью достижения готовности к профессиональной деятельности.

Экспериментальная проверка доказала эффективность организации-онно-педагогической модели формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности. Анализ полученных результатов эксперимента выявил динамику адекватности самооценки студентов из экспериментальной группы.

Анализ результативности исследования показал, что эффективность усвоения учебного материала на занятиях по легкой атлетике, проводимых с целенаправленным созданием преподавателем педагогических условий формирования самооценки, положительно отражается на качестве успеваемости студентов.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что при определенных педагогических условиях студенты могут осознать себя компетентными в будущей профессиональной деятельности учителя физической культуры, что способствует их личностному и профессиональному развитию. Это обеспечивается в процессе реализации организационно-педагогической модели, т. е. целенаправленного формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности, которое осуществляется поэтапно (проектировочный этап, практико-деятельностный этап) как взаимосвязанная деятельность преподавателя и студентов при организации соответствующих внешних и внутренних условий.

На проектировочном этапе происходит осознание студентами сущности и значимости формирования самооценки готовности к профессиональной деятельности, формируется самооценка подготовленности к выполнению практической деятельности. На практико-деятельностном этапе у студентов формируется самооценка выполненной практической деятельности, которая подтверждается или корректируется с учётом оценки преподавателя и студентов-экспертов.

Оценка и самооценка практической реализации узловых единиц педагогической деятельности характеризует уровень готовности студента к профессиональной деятельности, в результате чего самооценка приобретает функцию управления и стимулирует потребность в саморазвитии. Об этом свидетельствует рост от курса к курсу уровня адекватности самооценки студентом результатов своей учебной педагогической деятельности и готовности к профессиональной деятельности в школе.

Таким образом, результаты проведённого исследования свидетельствуют, что одним из направлений совершенствования профессиональной подготовки у студентов факультетов физической культуры является реализация педагогических условий по формированию у них самооценки готовности к профессиональной деятельности. Это создаёт предпосылки для более естественного перехода будущих специалистов от учебно-практической деятельности в вузе к самостоятельной профессиональной деятельности в школе.

Список литературы

1. Жилина А. И. Эталонная модель профессиональной компетентности - менеджера (руководителя). Кн. 3. - СПб.: ИОВ РАО, 2002. - С. 85.

2. Ильина И. А. Организация учебно-практической деятельности студентов по дисциплине «Легкая атлетика»: учеб.-метод. пособие. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. - 100 с.

3. Ильина И. А. Педагогические условия формирования самооценки готовности студентов к профессиональной деятельности: дис. ...канд. пед. наук. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008. - 170 с.

4. Чепаков Е. М. Педагогический контроль на уроке гимнастики: Методические рекомендации / Е. М. Чепаков, С. И. Борисенко, Е. С. Медведева. - СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2002. - 35 с.

5. http://krotov.info/lib_sec/shso/71_rost1.html Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, Г. В. Сучков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.