Научная статья на тему 'Особенности адаптации личности обучаемых в образовательных учреждениях различной направленности'

Особенности адаптации личности обучаемых в образовательных учреждениях различной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL CULTURE / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова М.Г.

В статье выявлены особенности адаптации личности обучаемых в образовательных учреждениях различной направленности, рассмотрена структура формирования у студентов профессионально-педагогической культуры. Сделан вывод о том, что успешное формирование у будущих педагогов профессионально-педагогической культуры полагает стимулирование мотивации педагогической деятельности, комплекс внутренних и внешних факторов профессионально-личностного становления, а также взаимосвязь теоретической и практической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF ADAPTATION OF STUDENTS AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF DIFFERENT DIRECTIONS

Article reveals the specific features of a personality's adaptation among students at educational institutions of various specialization. The work examines the structure of the formation of the students' professional and pedagogical culture. The author concludes that the successful formation of the professional pedagogical culture in future teachers is believed to stimulate motivation of pedagogical activity, a complex of internal and external factors of professional-personal formation and interrelation of theoretical and practical training.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации личности обучаемых в образовательных учреждениях различной направленности»

Таблица 1

Структура проектной деятельности студентов в процессе обучения

Стадия Задачи Деятельность обучающихся Деятельность педагога

1. Подготовительная Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы Уточняют информацию. Обсуждают задание Мотивирует студентов. Объясняет цели проекта. Наблюдает

2. Анализ проблемы Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение в команде Формирует задачи. Уточняют информацию источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает

3. Сбора информации Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернативы («мозговой штурм»). Выбор варианта. Уточнение планов Работают с информацией. Проводят анализ и синтез. Выполняют исследование Наблюдает. Консультирует

4. Разработки варианта Выполнение проекта Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. Наблюдает. Советует (по просьбе)

5. Оценки результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо)

6. Подготовка к защите Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Проектная деятельность студентов с использованием информационных технологий используется на различных формах обучения студентов [3 - 5].

Таким образом, организацию проектной деятельности студентов мы рассматриваем как процесс, основанный на многоэтапной деятельности педагога вуза: разработка, проведение и

Библиографический список

1. Пахомова Н.Ю. Развитие методики использования «учебных проектов» при обучении информатике в общеобразовательной школе. Москва, 1997.

2. Петрова Н.П. Открытое образование и его функции в информационном обществе. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007; 5: 120 - 124.

3. Бондарева Г.А., Петрова Н.П. Информационная насыщенность образовательного процесса в вузе в современный период информатизации образования. Kant. 2016; 3 (20): 24 - 29.

4. Корчинский А.А., Петрова Н.П. Тенденции развития современного высшего профессионального образования. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014; 5 (37): 24 - 37.

References

1. Pahomova N.Yu. Razvitie metodiki ispol'zovaniya «uchebnyh proektov» pri obuchenii informatike v obscheobrazovatel'noj shkole. Moskva, 1997.

2. Petrova N.P. Otkrytoe obrazovanie i ego funkcii v informacionnom obschestve. Gumanitarnye i social'no-'ekonomicheskie nauki. 2007; 5: 120 - 124.

3. Bondareva G.A., Petrova N.P. Informacionnaya nasyschennost' obrazovatel'nogo processa v vuze v sovremennyj period informatizacii obrazovaniya. Kant. 2016; 3 (20): 24 - 29.

4. Korchinskij A.A., Petrova N.P. Tendencii razvitiya sovremennogo vysshego professional'nogo obrazovaniya. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. 2014; 5 (37): 24 - 37.

Статья поступила в редакцию 16.02.18

УДК 378

Magomedova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia), E-mail: magomedova.marina@mail.ru

THE SPECIFICS OF ADAPTATION OF STUDENTS AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF DIFFERENT DIRECTIONS. The

article reveals the specific features of a personality's adaptation among students at educational institutions of various specialization. The work examines the structure of the formation of the students' professional and pedagogical culture. The author concludes that the successful formation of the professional pedagogical culture in future teachers is believed to stimulate motivation of pedagogical activity, a complex of internal and external factors of professional-personal formation and interrelation of theoretical and practical training.

Key words: student, professional-pedagogical culture, adaptation.

М.Г. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, E-mail: magomedova.marina@mail.ru

оценка результатов проекта; формулирование учебной проблемы, уточнение целей и задач проектной деятельности; определение конечного вида образовательного продукта; отбор содержания; постановка проблемной ситуации; консультирование студентов; установление межличностного и делового общения между студентами; оценка промежуточных результатов и коррекция проекта.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В статье выявлены особенности адаптации личности обучаемых в образовательных учреждениях различной направленности, рассмотрена структура формирования у студентов профессионально-педагогической культуры. Сделан вывод о том, что успешное формирование у будущих педагогов профессионально-педагогической культуры полагает стимулирование мотивации педагогической деятельности, комплекс внутренних и внешних факторов профессионально-личностного становления, а также взаимосвязь теоретической и практической подготовки.

Ключевые слова: студент, профессионально-педагогическая культура, адаптация.

Процесс адаптации личности студента к образовательному процессу современного вуза регулируется как факторами социокультурного влияния на данный процесс, так и обусловлен комплексом факторов дидактического порядка. Под факторами формирования профессиональных черт личности понимается внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом и предполагающего достижение определенного образовательного результата. В качестве подобного результата выступает необходимость реализации ФГОС и формирование профессионально-значимых и личностных компетенций.

Повышенные требования к профессионально-педагогической деятельности и личности педагога обусловливают специфику организации высшего образования. В современных социокультурных условиях педагогическое образование решает два комплекса взаимосвязанных задач:

- помощь социально-ценному развитию личности будущего педагога, общекультурной подготовке, формированию нравственной и гражданской зрелости;

- профессиональное становление в сфере педагогической деятельности. Развитие личности педагога - цель, основа и условие эффективного профессионального образования.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что в состав профессионально обусловленных свойств и характеристик педагога входят:

- общая направленность личности (социальная зрелость, гражданская ответственность, профессиональные идеалы);

- необходимые личностные качества - организаторские (деловитость, инициативность, требовательность), коммуникативные (доброжелательность, тактичность, открытость), перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, интуиция, оригинальность и критичность мышления, гибкость), экспрессивные (оптимизм, отзывчивость, самообладание, толерантность); профессиональная работоспособность, психическое здоровье и т. д. [1].

Модернизация современного педагогического образования, использование новых образовательных технологий в системе высшего образования направляет наше исследование к проблеме формирования необходимых адаптационных качеств студента в условиях современного педагогического вуза. Следуя логике последних десятилетий в рамках построения категориального строя педагогической науки, возможно говорить о необходимости формирования адаптационной культуры студента, для понимания сущности которой целесообразно рассмотреть сам процесс адаптации с позиции философско-антропологического, социологического, аксиологического, деятельностного факторов современной культуры.

В рамках нашего исследования важнейшими аспектами понятия «культура» является:

- характеристики качественного состояния педагогической деятельности;

- система ценностей, формирующиеся у педагога мотивация и ценностные потребности;

- самореализация личности студента в творчестве и профессиональной деятельности с учетом его возможностей и заинтересованности.

Данные составляющие определяют способности личности студента к адаптации в образовательном процессе вуза. Таким образом, трактовка феномена «культура», и её основы как научной категории, позволили определить понятие адаптационная культура. В связи с этим особенно значимым представляется научное осмысление понятия адаптационная культура в профессиональном образовании, рассмотрение содержательных характеристик, условий и принципов её формирования.

Для того чтобы стать компетентным педагогом, необходимо практическое овладение адаптационной культурой, к которой он готов чаще всего только теоретически. Педагог всегда находится между практикой и теорией, приобретая свой опыт сугубо практическими умениями. Готовность к овладению методиками, усовершенствование приемов по преподаванию предмета, частей лекции, отчасти отражает степень адаптации личности студента к вузовскому обучению.

В настоящее время отмечается тенденция глубинного введения компетентностного подхода в практическую составляющую образования. Развивая уже сложившиеся в науке представления, под компетентностным подходом в профессионально-педагогическом образовании понимается единая система определения целей, отбора содержания, организационного и технологического обеспечения процесса подготовки педагога на основе выделения специальных, общих и ключевых компетенций, гарантирующих высокий уровень и результативность его профессионально-педагогической деятельности.

Компетентностный подход отражает представления о профессионализме и деловых качествах современного педагога, оказывает позитивное влияние на развитие инновационных процессов в системе педагогического образования. Определение ключевых, общих и специальных компетенций позволяет разработать более точную и диагностически выверенную систему измерителей уровня профессионально-педагогических компетенций будущего специалиста на всех этапах его подготовки [2].

Полноценная профессиональная подготовка будущих педагогов невозможна без обеспечения контекстного подхода в обучении, который возможно реализовать в условиях целенаправленной творческой деятельности. Итак, сегодня некоторые тенденции указывают о необходимости и актуальности толкования контекстного подхода (А.А. Вербицкий, Т.Д. Дубовицкая и др.).

Контекстный подход направлен на усвоение умений, навыков и опыта практической деятельности. Одни авторы под целью контекстного подхода подразумевают формирование профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в процессе учебной, производственной и преддипломной практик (Т.Д. Дубовицкая).

А.А. Вербицкий к контекстному подходу в образовании относит практико-ориентированные технологии обучения, направленные на формирование у формирующихся профессиональных кадров значительных компетенций и профессионально-важных качеств.

Изучив теории И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, Т.С. Ижев-киной-Русиновой, Н.Н. Шумиловой и др., адаптационную готовность личности студента мы структурно представили как совокупность следующих компонентов: мотивационного, творческого, личностно-деятельностного, операционального, практического.

В своем построении структуры адаптационной готовности мы исходили из следующих методологических посылок:

- готовность к адаптации к специфике профессионально-педагогической деятельности представляет собой базовую часть педагогической культуры, и поэтому ее исследование должно опираться на данные различных наук, обеспечивая междисциплинарный характер исследований;

- адаптационная готовность педагога - это профессиональное интегрированное качество личности, включающее в себя ряд компонентов, имеющие собственную структуру (взаимосвязь между компонентами).

Для формирования адаптационной готовности будущего педагога необходимо учитывать проявление комплекса составляющих на лекционных, семинарских, практических занятиях и педагогической практике.

Основным составляющим компонентом адаптационной готовности педагогов является мотивационный компонент. От

мотивационного компонента зависит активность в овладении основами профессионализма. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Как подчёркивают исследователи, «при целенаправленном формировании... все побуждения, связанные с познавательной активностью, становятся более осознанными и действенными, усиливается их роль в учебной деятельности» [3].

В исследованиях, В.К. Дьяченко, И.А. Зимней, В.А. Климова, А.К. Марковой, Э.Ф. Зеера, A.A. Вербицкого и др. упоминается о том, что для повышения качества подготовки будущих педагогов следует разрешать проблемы, связанные с формированием мо-тивационного компонента, побуждающего студента к активному усвоению необходимых профессиональных умений и знаний, детерминирующего готовность к успешной педагогической деятельности.

Мотивационный компонент является комплексом устойчивых мотивов (познавательных, личностных, профессиональных и др.), придающих и регулирующих целенаправленный характер деятельности студентов по освоению своей специальности, детерминирующих его творческую самореализацию. Функциональное установление мотивационного компонента содержится в том, что его сформированность опосредует усовершенствование остальных структурных компонентов.

Мотивационный компонент определяет отношение к педагогической деятельности, способствует формированию познавательных мотивов и интересов будущих педагогов-психологов, актуализирует индивидуальные потребности, склонности к педагогической деятельности, создает высокую личную заинтересованность в созидании нового. Формирование мотивационного компонента предусматривает стимулирование интересов, целеустремленности, и представляет собой совокупность потребностей, интересов, желаний, планов, побуждений. Сформирован-ность профессиональных мотивов, склонностей, интересов и ценностей является значительным прогностическим фактором удовлетворенности своей педагогической профессией.

Отношение к предстоящей деятельности, мотивация её выбора являются исключительно важными факторами, определяющими успешность профессионального обучения, уровень и качество адаптации к образовательному процессу. Таким образом, мотивационный компонент является системообразующим в подготовке педагога и вызывает побуждение к овладению и формированию адаптационного аспекта общей педагогической культуры.

Творческий компонент, отражающий творческое начало личности. Методическая культура является сферой творческого дополнения и реализации педагогических способностей педагогов-психологов. Успешное решение сложных педагогических задач в педагогической деятельности невозможно без творчества. Оно направлено на развитие и усовершенствование методических систем, разработку новых форм, идей, опыта, условий, средств и способов обучения. Полагаем, что существенно влияет на формирование высокого уровня адаптации к профессионально-педагогическому образованию наличие у студентов творческого мышления, в результате которого успешно решается каждая новая задача, которая ранее ими никогда не решалась.

Если рассматривать наличие творческого мышления у студентов, то целесообразно опираться на оценку уровня креативности по Д.П. Гилфорду, который выделил следующие критерии:

- гибкость, которая предполагает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому;

- легкость генерирования идей. Если человек для решения задачи выдвигает большое количество идей, значит, он проявляет творческий подход;

- широта выдвигаемой идеи, то есть объяснение с её помощью большого числа разнородных факторов;

- оценка воображения или фантазии, которая дает возможность моделировать события с использованием прошлого опыта [4].

Личностно-деятельностный компонент предполагает, что именно в деятельности формируются и развиваются умения, способности, компетенции, качества педагога. Данный компонент в педагогике утвердился как методологический принцип, означающий ориентацию на личность как субъект, результат и важный критерий эффективности процесса формирования определенных качеств личности педагога.

Личностно-деятельностный компонент соотносится с умениями, связанными с психологической стороной личности педагога: коммуникативные, перцептивные, рефлексивные и заключает в себя необходимые профессиональные знания и умения. Личностно-деятельностный компонент направлен на формирование личностных качеств и характеризует построенный образ «Я - профессионал», индивидуальный опыт будущего педагога, интегрирующий в себе знания, мотивы, потребности, ценностные ориентации. Личностно-деятельностный компонент подразумевает, что в центре обучения находится сам студент - его ценности, мотивы, психологический нрав, т. е. студент как личность. Данный компонент является важным элементом создания благоприятного психологического климата в студенческой группе, что, несомненно, выступает действенным ресурсом успешной адаптации к образовательному процессу.

Сущность операционального компонента заключается в практическом применении профессионально-педагогических знаний. Операциональный компонент содержит наличие умений выполнять самообразовательную деятельность; умение работать с информацией; представлять и обобщать материал в структурированном виде; использовать основные методы изучения на практике. Операциональный компонент предполагает владение профессиональной культурой речи, общения; педагогическим тактом; всевозможными технологиями и методами обучения; профессиональной наблюдательностью и т. д. Данный компонент, основанный на комплексе умений и навыков организации педагогической деятельности, включает способы практической деятельности и специальные исследовательские умения. В структуре адаптации личности данный компонент играет важную роль, связанную с необходимостью постоянного перенесения теоретических знаний в ситуацию практической деятельности. Данный компонент коррелирует с практическим компонентом, входящим в структуру формирования профессионально-педагогической культуры. Он акцентирует внимание на понимание педагогической практики как важнейшего элемента адаптации к системе профессионального образования. Именно педагогическая практика выступает важнейшим системообразующим фактором формирования у будущих педагогов профессионально-педагогической культуры.

Практический компонент характеризует уровень готовности к практической деятельности, осваивание необходимых знаний, навыков и технологий (умений). Практический компонент профессионально-педагогической культуры - это практическая готовность овладевать способами педагогической деятельности, обогащающими личностное, социальное и профессиональное становление педагога, а также сформированность методических умений и навыков, позволяющих эффективно и продуктивно осуществлять педагогическую деятельность [5].

Основы практического компонента профессионально-педагогической культуры направлены на интеграцию теории и практики, использование знаний, умений и навыков в практической деятельности, ведь именно такая деятельность обладает прямым отношением к формированию профессионально-педагогической культуры.

Основными составляющими всех компонентов профессионально-педагогической культуры являются профессионально-методические компетенции. В нашем исследовании компетенции являются необходимой составляющей профессионально-педагогической культуры.

По проблеме формирования компетенций педагогов имеется обширная научная литература, в частности, работы Т.М. Сорокиной, А.В. Хуторского, А.К. Марковой, А.И. Мищенко и др.

Основными составляющими профессионально-педагогической культуры также являются:

- знания в области преподаваемых предметов;

- знание всей совокупности средств обучения;

- умение планировать свою педагогическую деятельность;

- знание способов и приемов обучения и воспитания;

- умения педагогической техники;

- коммуникативные и организаторские умения.

Итак, успешное формирование у будущих педагогов профессионально-педагогической культуры полагает стимулирование мотивации педагогической деятельности; комплекс внутренних и внешних факторов профессионально-личностного становления; взаимосвязь теоретической и практической подготовки.

Библиографический список

1. Бондарева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. Избранные труды. Москва, 2005.

2. Акаева Е.Л. Мониторинг профессионального становления будущего учителя на основе компетентностного подхода. Педагогическая диагностика. 2006; 3: 13 - 18.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 2007.

4. Гилфорд Д. Характер человеческого интеллекта. 1967.

5. Магомедова М.Г. Адаптация студентов младших курсов в системе допрофессионального образования. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; Т. 13: 861 - 865.

References

1. Bondareva S.K. Psihologo-pedagogicheskie problemy integrirovaniya obrazovatel'nogo prostranstva. Izbrannye trudy. Moskva, 2005.

2. Akaeva E.L. Monitoring professional'nogo stanovleniya buduschego uchitelya na osnove kompetentnostnogo podhoda. Pedagogicheskaya diagnostika. 2006; 3: 13 - 18.

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Rostov-na-Donu, 2007.

4. Gilford D. Harakter chelovecheskogo intellekta. 1967.

5. Magomedova M.G. Adaptaciya studentov mladshih kursov v sisteme doprofessional'nogo obrazovaniya. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2015; T. 13: 861 - 865.

Статья поступила в редакцию 27.02.18

УДК 378

Magomedova Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Psychology and Preschool Defectology,

Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

Gamzaeva M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technologies of Professional

Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IMPLEMENTATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS IN THE INFORMATION-COMMUNICATION ENVIRONMENT. The article studies a process of realization of project activity in professional training of bachelors in the conditions of information and communication environment of a higher education institution. The work reveals that the use of ICT opens up great opportunities for improving educational teaching methods, exchange of experience and creative approach to learning: the accumulation of teaching materials in the internal structured information space of a university and the use of Internet technologies for operational and delayed communication with students: e-mail, forums, chats, videoconferences.

Key words: project activity, professional training, bachelor, information and communication environment.

З.З. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной психологии и дошкольной дефектологии,

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: gamzaeva79@mail.ru

М.В. Гамзаева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и технологий профессионального образования,

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: gamzaeva79@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ

В статье изучен процесс реализации проектной деятельности в профессиональной подготовке бакалавров в условиях информационно-коммуникационной среды вуза. Выявлено, что применение ИКТ открывает большие возможности и для совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом и творческого подхода к обучению: накопление учебно-методических материалов во внутреннем структурированном информационном пространстве вуза и использование Интернет-технологий как для оперативного, так и для отсроченного общения со студентами: электронной почты, форумов, чатов, видеоконференций.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональная подготовка, бакалавр, информационно-коммуникационная среда.

Проектная деятельность представляет собой сложное, многоплановое явление. Обучение будущих учителей проектной деятельности является главным условием эффективности будущей профессиональной деятельности. Как же осуществляется обучение студентов проектной деятельности в современном вузе? Обучение проектной деятельности чаще всего соотносится с самостоятельной работой студентов, осуществлением творческой деятельности при проектировании объектов.

В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности необходимо готовить будущих бакалавров к разнообразным видам деятельности, в том числе, к проектной деятельностью, связанной с обработкой информации, освоении средств информатизации и ИКТ. Успешным специалистом можно считать такого, который способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что «большинство выдающихся людей, политических лидеров обладают проектным типом мышления. В современном педагогическом вузе есть все возможности для развития проектного

мышления будущих педагогов с использованием информационно-компьютерных технологий, открывающих для учителя новые возможности в преподавании своего предмета» [1, с. 40].

Успешное решение задач готовности будущих бакалавров к проектной деятельности может быть достигнуто только при переходе к использованию достижений информационной технологии в условиях информационно-коммуникационной среды, связанных с инженерным анализом, твердотельным моделированием и компьютерными базами знаний. «Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления, способствует развитию интереса студентов к обучению. Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют студентам углубить знания, полученные ранее. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности будущего педагога, что подразумевает умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс. Как было отмечено ранее, в проектной деятельности за основу бе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.