Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств у студентов педагогических направлений'

Педагогическая модель формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств у студентов педагогических направлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / PEDAGOGICAL MODEL / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONAL QUALITIES / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMATIC APPROACH / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PERSON-ACTION APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моспан Татьяна Сергеевна

Введение. В статье представлено исследование по проблеме формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств у студентов. Цель статьи разработка педагогической модели по формированию самооценки данных качеств у студентов педагогического вуза. Определение места студентом в окружающем образовательном мире и сознательный подход будущего специалиста к собственному личностно-профессиональному становлению возможны через призму самооценивания своих профессиональных качеств. Самооценка в данном исследовании выступает как эффективный инструмент оценки своих способностей, целей и путей самореализации в педагогической деятельности. Методология. Методом формирования самооценки у студентов педагогических направлений выбрано моделирование. Педагогическая модель рассмотрена с точки зрения личностно-деятельностного, компетентностного и системного подходов. Раскрыт перечень необходимых педагогических принципов и условий. Результаты. Педагогическая модель в статье использована как способ перехода от теоретического элемента исследования профессиональной самооценки к практическому. Целенаправленное формирование самооценки у студентов осуществляется в рамках четырех блоков (целевого, структурно-содержательного, технологического, оценочно-результативного). Целевой блок позволяет оценить понятий аппарат педагогической модели. Структурносодержательный блок описывает педагогические принципы, условия и методологию. Технологический блок предлагает методы, формы и средства для реализации практической части модели. Применение разработанной педагогической модели основывается на методах обучения, воспитания и развития. Оценочно-результативный блок позволит оценить уровень сформированности самооценки студентов на протяжении всего курса обучения. К каждому блоку модели приведено краткое описание. Заключение. Автором отмечается, что для успешной самореализации молодыми кадрами необходимо использовать разработанную авторами педагогическую модель формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств студентов педагогических направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моспан Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF THE SELF-ESTEEM FORMATION OF STUDENTS'' PROFESSIONAL IMPORTANT PERSONAL QUALITIES OF THE PEDAGOGICAL DIRECTIONS

Introduce. The article presents a study on the problem of forming a self-esteem of professionally significant personal qualities among students. The purpose of the article is the development of a pedagogical model for the formation of self-esteem of professionally significant personal qualities among students of a pedagogical university. Determination the place by a student in the educational world around us and a conscious approach of a future specialist to his own personal and professional development are possible through the prism of self-evaluation of his professional qualities. Self-esteem in this study is an effective tool for evaluating one’s abilities, goals and ways of self-realization in pedagogical activity. Materials and Methods. The approach to the formation of self-esteem of students of pedagogical directions is modeling. The pedagogical model is considered from the point of view of personality-activity, competence and system approaches. The list of necessary pedagogical principles and conditions is revealed. Results. The pedagogical model in the article is used as a method of transition from the theoretical element of the study of professional self-esteem to practical one. Purposeful formation of self-esteem among students is carried out within the framework of four blocks (target, structural-content, technological and appraisal and performance). The target block allows us to evaluate the concepts of the apparatus of the pedagogical model. The structural-content block describes pedagogical principles, conditions and methodology. The technological block contains methods, forms and means for realizing the practical part of the model. The application of the developed pedagogical model is based on the methods of teaching, upbringing and development. The appraisal and performance block will allow to assess the level of self-esteem formation throughout the course of students’ training. A short description is given for each block of the model. Conclusions. The author notes that for successful self-realization by young people it is necessary to use the pedagogical model developed by the authors to form a self-esteem of professionally significant personal qualities of students of pedagogical directions.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств у студентов педагогических направлений»

4. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление. М. : Педагогика, 1987. 160 с.

5. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение. М. : Академия, 2014. 128 с.

6. Чурекова Т. М., Грязнова Г. А. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. Кемерово : КемГУ, 2014. 162 с.

References

1. Gubanova M. I. Formirovanie gotovnosti uchitelya k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu social'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov [Formation of teacher's readiness for pedagogical support of social self-determination of senior pupils]. Kemerovo, KRIPO, 2003. 236 p. (In Russian).

2. Kasatkina N. E., Patrina V. V., Filatova E. V. Teoriya i praktika podgotovki molodezhi k rabochim professiyam [Theory and practice of preparing youth for working professions]. Kemerovo, Siberian Publishing Group, 2009, pp. 24-25. (In Russian).

3. Rudneva E. L. Social'no-professional'naya adaptaciya starsheklassnikov v sisteme licejskogo obrazovaniya [Socio-professional adaptation of high school students in the system of lyceum education]. Kemerovo, Kemerovo State University, 2000, 164 p. (In Russian).

4. Chistyakova S. N., Zakharov N. N. Professional'naya orientaciya shkol'nikov: Organizaciya i upravlenie [The Professional Orientation of Schoolchildren: Organization and Management]. Moscow, Pedagogy, 1987, 160 p. (In Russian).

5. Chistyakova S. N. Professional'noe samoopredelenie [Professional Self-Determination]. Moscow, Academy, 2014, 128 p. (In Russian).

6. Churekova T. M., Gryaznova G. A. Samoopredelenie i professional'naya orientaciya uchashchihsya [Self-determination and professional orientation of students]. Kemerovo, Kemerovo State University, 2014, 162 p. (In Russian).

УДК/uDC 378 Т. С. Моспан

Т. Моspan

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛь ФОРМИРОВАНИЯ САМООцЕНКИ

профессионально значимых личностных качеств У студентов педагогических направлений

PEDAGOGICAL MODEL OF THE SELF-ESTEEM FORMATION

OF students' professional important personal qualities

OF THE PEDAGOGICAL DIRECTIONS

Введение. В статье представлено исследование по проблеме формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств у студентов. Цель статьи — разработка педагогической модели по формированию самооценки данных качеств у студентов педагогического вуза. Определение места студентом в окружающем образовательном мире и сознательный подход будущего специалиста к собственному личностно-профессиональному становлению возможны через призму самооценивания своих профессиональных качеств. Самооценка в данном исследовании выступает как эффективный инструмент оценки своих способностей, целей и путей самореализации в педагогической деятельности.

Методология. Методом формирования самооценки у студентов педагогических направлений выбрано моделирование. Педагогическая модель рассмотрена с точки зрения личностно-дея-тельностного, компетентностного и системного подходов. Раскрыт перечень необходимых педагогических принципов и условий.

Результаты. Педагогическая модель в статье использована как способ перехода от теоретического элемента исследования профессиональной самооценки к практическому. Целенаправленное формирование самооценки у студентов осуществляется в рамках четырех блоков (целевого, структурно-содержательного, технологического, оценочно-результативного). Целевой блок позволяет оценить понятий аппарат педагогической модели. Структурно-содержательный блок описывает педагогические принципы, условия и методологию.

Технологический блок предлагает методы, формы и средства для реализации практической части модели. Применение разработанной педагогической модели основывается на методах обучения, воспитания и развития. Оценочно-результативный блок позволит оценить уровень сформирован-ности самооценки студентов на протяжении всего курса обучения. К каждому блоку модели приведено краткое описание.

Заключение. Автором отмечается, что для успешной самореализации молодыми кадрами необходимо использовать разработанную авторами педагогическую модель формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств студентов педагогических направлений.

Introduce. The article presents a study on the problem of forming a self-esteem of professionally significant personal qualities among students. The purpose of the article is the development of a pedagogical model for the formation of self-esteem of professionally significant personal qualities among students of a pedagogical university. Determination the place by a student in the educational world around us and a conscious approach of a future specialist to his own personal and professional development are possible through the prism of self-evaluation of his professional qualities. Self-esteem in this study is an effective tool for evaluating one's abilities, goals and ways of self-realization in pedagogical activity.

Materials and Methods. The approach to the formation of self-esteem of students of pedagogical directions is modeling. The pedagogical model is considered from the point of view of personality-activity, competence and system approaches. The list of necessary pedagogical principles and conditions is revealed.

Results. The pedagogical model in the article is used as a method of transition from the theoretical element of the study of professional self-esteem to practical one. Purposeful formation of self-esteem among students is carried out within the framework of four blocks (target, structural-content, technological and appraisal and performance). The target block allows us to evaluate the concepts of the apparatus of the pedagogical model. The structural-content block describes pedagogical principles, conditions and methodology. The technological block contains methods, forms and means for realizing the practical part of the model. The application of the developed pedagogical model is based on the methods of teaching, upbringing and development. The appraisal and performance block will allow to assess the level of self-esteem formation throughout the course of students' training. A short description is given for each block of the model.

Conclusions. The author notes that for successful self-realization by young people it is necessary to use the pedagogical model developed by the authors to form a self-esteem of professionally significant personal qualities of students of pedagogical directions.

Ключевые слова: педагогическая модель, самооценка, профессионально значимые личностные качества, личностно-деятельностный подход, компетентностный подход, системный подход, педагогические условия.

Keywords: pedagogical model, self-esteem, professionally important personal qualities, person-action approach, competence approach, systematic approach, pedagogical conditions.

Введение

Подготовка педагогических кадров в высших учебных заведениях — неотъемлемая часть всей системы российского образования в целом. Успешное формирование самооценки профессионально значимых личностных качеств учителя в процессе обучения на ступени бакалавриата — залог будущего педагогического мастерства в дошкольном, школьном и среднем профессиональном образовании.

Самооценка профессионально значимых личностных качеств как часть самопознания определяет место студента в окружающем профессиональном мире и способствует сознательному подходу будущего специалиста к собственному личностно-профессиональному становлению [1-3].

Самооценка профессионально значимых личностных качеств студентов педагогических направлений как компонент успешности становления студента-педагога в профессиональной деятельности может быть представлена через становление таких параметров, как:

— оценка знания предмета;

— оценка используемых технологий, подходов и методик преподавания;

— оценка профессиональной грамотности;

— оценка достаточности образовательного уровня (стремление к самообразованию);

— увлеченность работой;

— инициативность;

— отношение к труду;

— оценка успеха в работе и положительных результатов;

— уверенность в своих силах и потенциале;

— самомотивация;

— оценка психолого-педагогических сторон личности (окружающих).

Методология

Разрабатываемая педагогическая модель позволит подойти к вопросу формирования системно и комплексно. По окончании обучения у студентов сформирована самооценка профессионально значимых личностных качеств, которые необходимо использовать при трудоустройстве и в процессе самореализации на протяжении педагогической деятельности.

Стоит уточнить исходное понятие «педагогическая модель».

Гносеологическое значение понятия «модель» произошло от латинского modus, modulus, что в переводе значит: мера, образ, способ [4]. Первоначальное значение было связано со строительным искусством, во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образца или прообраза, или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью. Именно это самое общее значение слова «модель», по мнению специалистов, послужило основанием для использования его в качестве научного термина в математических, естественных, технических и социальных науках [5-7].

Анализ педагогической литературы раскрывает многозадачность понятия «модель» с точки зрения используемого подхода к ее созданию [8-10]. По мнению Е. В. Котовой, с одной стороны, модель можно рассматривать как образ явления или процесса без второстепенных факторов и условий, которые позволяют изучать и прогнозировать развитие и эффективность того или иного процесса от теории к практике [11], а следовательно и как разработку теоретической модели и дальнейшую ее реализацию.

С другой стороны, модель — это информационный эквивалент конструируемого в определенных практических целях объекта. Данный подход регламентирует переход от практики к теоретическому конструкту этой практики и при анализе дает возможность выявить недостатки с точки зрения изучаемого явления и процесса [12].

При наложении рамки педагогической области на понятие «модель» стоит заострить внимание на системности и совокупности профессиональной деятельности педагога. К видам деятельности педагога отнесем: диагностику, прогнозирование, целеполагание, мониторинг, моделирование, конструирование, проектирование, программирование и др. [13; 14].

Результаты

Педагогическую идею формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств необходимо осуществлять с использованием методов, форм и средств обучения с учетом педагогических условий, методологий, функций и принципов. Вопрос разработки педагогической модели требует ограничений в использовании взаимосвязанных, взаимодополняющих блоков, которые объединяют в себе все составляющие элементы педагогической модели (рис.) [19; 20].

Разработанная модель формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств содержит в себе четыре последовательных блока.

В структуре целевого блока нами определены понятия «самооценка» и «профессионально значимые личностные качества» студента педагогических направлений; приведен сравнительный анализ профессиональных качеств и компетенций согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования направлений подготовки «Педагогическое образование» [17]. Необходимость и роль формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств студентов как один из компонентов самопознания при профессиональном становлении учителя описаны ранее [15]. Согласно обобщению вышеизложенных позиций,

целью создания педагогической модели является формирование самооценки профессионально значимых личностных качеств будущих учителей информатики.

Структурно-содержательный блок состоит из трех подблоков (рис.).

Подблок «методология» включает методологические подходы формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств: системный, компетентностный, личностно-деятель-ностный.

Каждый подход выполняет свои определенные функции и позволяет подойти к вопросу формирования более обстоятельно. Системный подход для разработанной педагогической модели выступает как совокупность методов познания и исследования, способ разработки средств анализа и синтеза при непрерывном формировании самооценки профессионально значимых личностных качеств у студентов педагогических направлений в образовательном процессе. Важными особенностями данного подхода являются взаимодействие сложной системы объекта (студента) и управление процессом формирования со стороны педагога, которые выступают составными частями модели.

Компетентностная составляющая педагогической модели — это одна из основополагающих ветвей концепции образовательной системы федеральных государственных стандартов нового поколения [15; 16]. Подход имеет следующие особенности:

— связь между формируемыми у студентов профессионально значимыми личностными качествами студентов и перечнем компетенций [17];

— выстраивание содержания высшего образования по критерию результативности (постановка цели и определение маршрута ее достижения);

— возможность гибкости и автономии при построении образовательного процесса;

— определение сущности потребности в профессиональной самореализации студентов;

— разработка механизмов оценки формируемых профессиональных качеств (фонды оценочных средств).

На основе вышеизложенного стоит отметить еще и концептуальную основу сближения требований рынка труда и стандартов педагогических направлений подготовки, реализуемых в высшей школе.

Личностно-деятельностный подход выражается в разработке модели выпускника педагогического направления на основе профессиональных качеств и квалификационных характеристик с учетом специфики формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств, по которым будет осуществляться контроль процесса формирования.

Подблок «принципы» включает в себя принципы научности, непрерывности и преемственности, целостности, комплексного воздействия на личность (основные идеи педагогических принципов приведены в таблице);

— формирование самооценки профессионально значимых личностных качеств у студентов педагогических направлений осуществляется в особых педагогических условиях, выделенных нами в подблоке «педагогические условия».

Условия для разработанной педагогической модели выступают в роли совокупности возможностей, обеспечивающих успешное решение образовательной задачи. Следуя данной характеристике и проанализировав спектр существующих классификаций педагогических условий, мы определили следующие организационно-педагогические условия:

1) учет уровня первоначальной самооценки профессионально значимых личностных качеств у студентов первого курса и последующих результатов диагностики самооценки названных качеств личности в процессе формирования;

2) организация комплексной работы в системах «педагог — студент», «студент — студент» для формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств;

3) создание целостной системы формирования профессионально значимых личностных качеств через теоретическую и практическую подготовку на педагогических направлениях подготовки;

4) оперативный контроль и корректировка действий педагога и студента при формировании самооценки профессионально значимых личностных качеств у студентов.

\

S

GO

1— о

Ш

T

X

-Q

X

1— о

о

X

т

\

^ У

x ^

¡1

5 Ш

< m

i <

CO CL

О 1=

X <

_Q X

5 x

S ^

x ^

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S Ш

о т

о ^

Ш

® 2 9 <

£ ci

1= Ш

S 1=

¥ m \

S

=гх

О ш

о d

2 ь

зь

s

X

<

m

О

о_

s

2

0_

О

©

<

2

ш

X \

О S

Педагогические условия:

• учет уровня первоначальной самооценки личностных качеств у студентов первого курса и требований работодателя к модели выпускников педагогических направлений подготовки;

• организация комплексной работы в системах «педагог - студент», «студент - студент» для формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств;

• создание целостной системы формирования профессионально значимых личностных качеств через теоретическую и практическую подготовку

на педагогических направлениях;

• оперативный контроль и корректировка действий педагога и студента при формировании самооценки профессионально значимых личностных качеств у студентов

К

Методы: преподавания,обучения,воспитания

Формы: лекции, лабораторные работы, практические занятия,семинары, конференции, тренинги, олимпиады, экскурсии, практики различного вида

}

к

го ^

о tu т s и

е

го §

С

со s CL

Таблица

Педагогические принципы модели формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств

Принцип Исходные положения и требования к педагогической модели

Научности Закономерная связь между содержанием науки и учебным предметом педагогических направлений подготовки Требования: 1. Ознакомление с научными фактами, понятиями, законами и теориями педагогических наук. 2. Изучение методов, технологий и подходов педагогической науки. 3. Практическая отработка навыков на знание, применение и реализацию научных фактов, понятий, законов и теорий при решении профессиональных задач. 4. Умение самостоятельной деятельности студентов путем постановки проблемной ситуации (работа с различными источниками информации, анализ литературных источников, синтез эмпирических данных педагогических явлений и деятельности) [18; 19]

Непрерывности и преемственности Функциональная зависимость элементов образовательного процесса на протяжении всего курса обучения Требования: 1. Учет и оценка первоначальных личностных качеств студентов первого курса исследуемого педагогического направления подготовки. 2. Непрерывность в процессе формирования профессионально значимых личностных качеств студентов (на протяжении всего курса обучения). 3. Непрерывность в оценке формирования профессионально значимых личностных качеств студентов (на протяжении всего курса обучения). 4. Учет требований нормативно-правовых документов к профессиональным характеристикам выпускника (ФГОС ВО, профессиональный стандарт педагога, квалификационный справочник) [20]. 5. Анализ требований работодателя к модели выпускника

Целостности Связь теории с практикой как этап единого целостного процесса познания Требования: 1. Отработка навыков решения профессиональных задач в рамках курса. 2. Готовность к адаптации в профессиональной среде. 3. Реализация нововведенных требований в системе образования. 4. Самосовершенствование и самореализация профессиональных качеств в педагогической деятельности

Комплексное воздействие на личность Организация комплексного воздействия на личность в учебно-воспитательном процессе Требования: 1. Комплекс мер по формированию самооценки профессионально значимых личностных качеств. 2. Комплекс учебной и воспитательной работы со студентом на протяжении учебного процесса. 3. Комплекс мероприятий по оценке формирования самооценки профессиональных качеств

Структура технологического блока включает в себя методы, формы и средства реализации практической части педагогической модели.

Отбор методов основывался на составных элементах образовательного процесса (основные категории педагогики): обучение, воспитание и развитие. Перечень методов в рамках нашего исследования как способов воздействия на студентов опирался на конкретные педагогические направления в следующем порядке:

— способы получения необходимого социального опыта студентом для успешного профессионального становления, способы передачи и усвоения учебной информации подразумевают методы обучения (активные, пассивные, интерактивные);

— способы воздействия на сознание, чувства, волю и поведение студентов с целью формирования профессионально значимых личностных качеств являются методами воспитания (организация, контроль, стимулирование);

— способы воздействия на анализ собственных действий и их дальнейшую коррекцию, рефлексию, самосознание, реализацию нововведений и инноваций в системе образования, готовность к действию в ситуациях с высокой степенью неопределенности — все это послужило фундаментом для определения методов развития.

Оценочно-критериально-результативный блок состоит из уровней сформированности, которые отслеживаются на протяжении всего процесса обучения студентов (входящий мониторинг, текущий мониторинг, проектировочный этап, практический этап, итоговый мониторинг). Каждый

уровень сформированности содержит компоненты диагностики научно-методического сопровождения студентов педагогических направлений [21].

Заключение

Исследован вопрос необходимости формирования профессиональной самооценки у студентов педагогических направлений. Адекватность самооценки профессионально значимых личностных качеств на момент окончания выбранного направления подготовки предполагает готовность к успешной адаптации к трудовой сфере высококвалифицированного специалиста. Высокий уровень подготовки специалиста в высшем учебном заведении — это возможность быть мобильным в современном мире в любой профессиональной сфере.

Разработанная педагогическая модель позволит оценить, скорректировать и проработать элементы сформированности самооценки профессионально значимых личностных качеств у студентов педагогических направлений.

Литература

1. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл : Эксмо, 2005. 1136 с.

2. Зайцева И. Н. Самооценка студентами средних специальных учебных заведений учебной деятельности как средство их профессионального становления // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 5. С. 249-256.

3. Кавалиацскиене Дж. Оценка качества в преподавании английского языка для конкретных целей [Электронный ресурс]. URL: http://esp-wonld.info/Anticles (дата обращения: 22.02.2018].

4. Кленовский В. Студенческие процессы самооценки в студенческих центрах обучения Австралии и Англии // Оценка в образовании. 1995. № 2 (2]. С. 145-163.

5. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. : Изд-во политической литературы, 1984. 335 с.

6. Костюнина А. А. Практико-ориентированная профессиональная подготовка будущих педагогов в ходе модернизации педагогического образования : дис. ... канд. пед. наук. Бийск, 2016. 184 с.

7. Котова Е. В. Освоение профессиональных компетенций студентами профессиональных образовательных организаций на основе проектного обучения : дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2017. 266 с.

8. Куц А. В. Формирование нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в процессе профессиональной подготовки : дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2017. 198 с.

9. Макарова Е. Л. Формирование компетенций корпоративного общения специалиста средствами информационно-коммуникационных технологий : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2015. 261 с.

10. Смирнова Н. В. Структурно-функциональные характеристики образовательного процесса [Электронный ресурс] // CREDO NEW. 2001. URL: http://cnedonew.nu/content/view/742/53/ (дата обращения: 29.08.2017].

11. Matsuno S. Self-, Peen-, and Teacher- assessments in Japanese University EFL Writing Classrooms // Language Testing. 2009. № 29 (1]. P. 75-100.

12. Сотников И. С. Формирование культуры профессионального педагогического мышления студентов магистратуры на основе информационных технологий : дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 212 с.

13. Барнакова Л. Л. Независимая оценка профессиональных квалификаций выпускников СПО : дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2014. 183 с.

14. Рувинский Л. И. Активность и самовоспитание личности. М. : Прогресс, 1986. 130 с.

15. Majzub R. M. Teachen Tnainees' Self Evaluation duning Teaching Pnacticum // Pnocedia - Social and Behavional Science. 2013. № 102. P. 195-203. doi: 10.1016/j.sbspno.2013.10.733.

16. Ветров Ю. П., Мельникова М. Проблема моделирования педагогических систем // Высшее образовании в России. 2005. № 5. С. 59-62.

17. Моспан Т. С. Тимошенко А. И. Роль профессиональной самооценки студентов педагогической направленности как будущих специалистов // Alma Mater Вестник высшей школы. 2017. № 3. С. 54-56.

18. Моспан Т. С. Тимошенко А. И. Сравнительный анализ формируемых профессиональных и компетенций у студентов педагогического вуза. Улан-Удэ, 2016. С. 69-71.

19. Ветров Ю. П. Клушина Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 43-46.

20. Искакова М. О. Формирование экологической компетентности будущих учителей начальных классов (на примере вузов Казахстана] : дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 253 с.

21. Моспан Т. С. Научно-методическое сопровождение студентов педагогических вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 3. С. 149-151.

References

1. Vigotskiy L. S. Psihologiya nazvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow, Meaning, Exmo, 2005, 1136 p. (In Russian].

2. Zaitseva I. N. Samoocenka studentami snednih special'nyh uchebnyh zavedenij uchebnoj deyatel'nosti kak snedstvo ih pnofessional'nogo stanovleniya [Self-evaluation of leanning activities by the students of secondany specialized educational institutions as a means of thein pnofessional development]. Siberian Pedagogical Journal, 2008, no. 5, pp. 249-256. (In Russian].

3. Kavaliauskiene G. Ocenka kachestva v pnepodavanii anglijskogo yazyka dlya konknetnyh celej [Quality Assessment in Teaching English fon Specific Punposes]. Available at: http://esp-wonld.info/Anticles (accessed 22.02.2018]. (In Russian].

4. Klenovskiy V. Studencheskie pnocessy samoocenki v studencheskih centnah obucheniya Avstnalii i Anglii [Student self-evaluation pnocesses in student-centned teaching and leanning contexts of Austnalia and England]. Assessment in Education, 1995, no. 2 (2], pp. 145-163. (In Russian].

5. Kon I. S. V poiskah sebya: Lichnost' i ee samosoznanie [In search of yourself: Personality and self-awareness]. Moscow, Publishing house of political literature, 1984, 335 p. (In Russian).

6. Kostunina A. A. Praktiko-orientirovannaya professional'naya podgotovka budushchih pedagogov v hode modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya [Practically-oriented professional training of future teachers in the course of modernization of pedagogical education]. Ph. D. thesis. Biysk, 2016, 184 p. (In Russian).

7. Kotova E. V. Osvoenie professional'nyh kompetencij studentami professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij na osnove proektnogo obucheniya [Mastering of professional competences by students of professional educational organizations on the basis of project training]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2017, 266 p. (In Russian).

8. Kuc A. V. Formirovanie nravstvennyh kachestv budushchih specialistov tamozhennogo dela v processe professional'noj podgotovki [Formation of moral qualities of future specialists in customs in the process of professional training]. Ph. D. thesis. Penza, 2017, 198 p. (In Russian).

9. Makarova E. L. Formirovanie kompetencij korporativnogo obshcheniya specialista sredstvami informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij [Formation of the competence of the corporate communication specialist using the means of information and communication technology]. Ph. D. thesis. Voronezh, 2015, 261 p. (In Russian).

10. Smirnova N. V. Strukturno-funkcional'nye harakteristiki obrazovatel'nogo processa [Structural and functional characteristics of the educational process]. CREDO NEW, 2001. Available at: http://credonew.ru/content/view/742/53/ (accessed 29.08.2017). (In Russian).

11. Matsuno S. Self-, Peer-, and Teacher- assessments in Japanese University EFL Writing Classrooms. Language Testing, 2009, no. 29 (1), pp. 75-100.

12. Sotnikov I. S. Formirovanie kul'tury professional'nogo pedagogicheskogo myshleniya studentov magistratury na osnove informacionnyh tekhnologij [Formation of culture of professional pedagogical thinking of students of the master's degree on the basis of information technologies]. Ph. D. thesis. Moscow, 2015, 212 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Barnakova L. L. Nezavisimaya ocenka professional'nyh kvalifikacij vypusknikov SPO [Independent evaluation of vocational qualifications of graduates of ACT]. Ph. D. thesis. Ulan-Ude, 2014, 183 p. (In Russian).

14. Ruvinskiy L. I. Aktivnost' i samovospitanie lichnosti [Activity and self-education of the individual]. Moscow, Progress, 1986, 130 p. (In Russian).

15. Majzub R. M. Teacher Trainees' Self Evaluation during Teaching Practicum. Procedia - Social and Behavioral Science, 2013, no. 102, pp. 195-203. doi: 10.1016/j.sbspro.2013.10.733.

16. Vetrov U. P. Melnikova M. Problema modelirovaniya pedagogicheskih sistem [The problem of modeling pedagogical systems]. Higher education in Russia, 2005, no. 5, pp. 59-62. (In Russian).

17. Mospan T. S. Timoshenko A. I. Rol' professional'noj samoocenki studentov pedagogicheskoj napravlennosti kak budushchih specialistov [Role of professional self-assessment of students of pedagogical specialization as future specialists]. Alma Mater: High School Herald, 2017, no. 3, pp. 54-56. (In Russian).

18. Mospan T. S., Timoshenko A. I. Sravnitel'nyj analiz formiruemyh professional'nyh i kompetencij u studentov pedagogicheskogo vuza [Comparative analysis of the formed professional and competences in the students of a pedagogical university]. Ulan-Ude, 2016, pp. 69-71. (In Russian).

19. Vetrov U. P., Klushina N. Praktiko-orientirovannyj podhod [Practical-oriented approach]. Higher education in Russia, 2002, no. 6, pp. 43-46. (In Russian).

20. Iskakova M. O. Formirovanie ekologicheskoj kompetentnosti budushchih uchitelej nachal'nyh klassov (na primere vuzov Kazahstana) [Formation of ecological competence of the future teachers of primary classes (on an example of high schools of Kazakhstan)]. Ph. D. thesis. Moscow, 2017, 253 p. (In Russian).

21. Mospan T. S. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie studentov pedagogicheskih vuzov [Scientific and methodological support of students of pedagogical universities]. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2017, Vol. 6, no. 3, pp. 149-151. (In Russian).

УДК/uDC 378.1 И. А. Телина, А. А. Лосева

I. Telina, A. Loseva

социально-психологические аспекты адаптации студентов к образовательным условиям вуза

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF STuDENTS' ADAPTATION

to educational institution conditions

Введение. В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе. Динамичные социально-экономические и политические преобразования в нашей стране привели к интеграции системы образования в единое европейское образовательное пространство, что послужило основой реформирования профессионального образования, ориентированного на формирование разносторонней личности с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности, конкурен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.